Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Сергин Константин, г. Москва, турклуб МГУ

Отчет
о лыжном туристском походе 3 к.с. совершенном в районе Кольского полуострова (Ловозерские и Хибинские тундры) в период с 26.01 по 6.02.2004 г.
Содержание.

  • Справочные сведения о путешествии
  • Техническое описание
  • Итоги, выводы, рекомендации
  • Техническое описание (продолжение)

    4.02.2004 г. День 10. м/н - пер. Ферсмана(2А, 980м) - р. Ферсмана - дол. р. Малая Белая


    Вначале пошли слева пхд от
    в. 726.8 м

    Но удобнее идти почти по руслу
    р. Меридионального

    Подъем дежурных в 5-30. Ночь светлая, лунная. Отчетливо вырисовываются все мельчайшие элементы ландшафта: перевалы, лощинки, просто вмятины в складках сопутствующих долине боковых хребтов - отрогов. Вылезши из палатки, застываем (как, впрочем, и накануне вечером) от захватывающего сказочной красотой окружающего пространства (луна, звезды, зарево за горами за оз. Б. Имандра).
    7-50 - выходим и довольно резво двигаемся вверх по дол. р. Меридионального, попутно любуясь окружающими видами. Вначале пошли слева пхд от в. 726.8 м (такой пупырь). Здесь можно войти в цирк, но удобнее идти почти по руслу р. Меридионального и свернуть налево по притоку, перед в. 1179.3 м., что мы в итоге и сделали.

    В 10-00 - достигаем цирка под перевалом Ферсмана и перевалом Крестовый.

    Видимость отличная, только с вершин сносит снег. Делаем небольшой привал.

    Луна продолжает свой путь по своду неба, долго не теряя яркости, только теперь она сзади. (Снег 10-15 см, тропежки почти нет). Подходим под перевальный взлет, снимаем лыжи и надеваем обвязки.


    Достигаем цирка под перевалом Ферсмана
    и перевалом Крестовый

    Вид из цирка под пер. Ферсмана
    в сторону оз. Имандра

    А это вид с подъема на пер. Ферсмана
    в сторону оз. Имандра

    11-00 начало подъема из цирка до скальных выступов, окаймляющих снежный взлет перевала. На снежном взлете, местами, в верхней его части, есть выступы здоровых камней, покрытых ледяной коркой. Крутизна склона внизу 25- 30 град, а под скалами увеличивается до 35град. До первой (под скалами) полки долбим 900 ступенек, что эквивалентно ~ 150 м вертикального набора.
    В 11-45 - достигаем скал и начинаем техническую часть с веревками. Страховка лидера через точку в снегу из лыж.

    Он проходит в кошках и с ледорубом по снегу и обледенелым камням под ним 30 м до скалы, и там на скальном крюке провешивает 30м перил. От этой скалы - косой траверс вправо-вверх пхд, по снегу, на вторую полочку. Прохождение группой сего этапа продолжалось до 14-00. (ЧХВ - 2ч 15мин). Набор ~35-40 м.


    Лидер провешивает первую
    веревку от нижней полки

    Участок между нижней и второй полками
    проходим с самостраховкой по перилам

    На полке объявляется обед, т.к. это наиболее тихое и уютное место на ближайшем приперевальном пространстве. (Полка на 7 - 10 человек). С этой полки траверс вправо пхд 3-4 м по снегу и фирну на скалах. Страховка через скальный крюк.

    Далее подъем вверх по снегу крутизной до 35 град. Склон достаточно простой - хорошо формируются ступени. Промежуточная точка страховки на лыжах.


    2я снизу полка. Лидер выходит на
    страховке немного правее по
    ходу, а затем уходит вверх

    Подъем от второй снизу полки к
    седловине пер. Ферсмана


    От нее 10-15м движение влево-вверх пхд и оказываемся на седловине, которая расположена прямо над полкой.


    На перевале Ферсмана. Начинается снегопад
    Подниматься строго вверх, как нарисовано в описании Евстафьева Н.Е., не стоит: венчает подъем снежный гребень, который выше перевала. Лучше смещаться как мы, влево, к седловине перевала. Также обратите внимание на то, что общая длина склона от второй полки, до перевальной седловины 40-45м. (как раз на 1 веревку), что отличается от цифры 25м у Евстафьева Н.Е. Для справки, приводим его описание в конце этого дня. Оно толково выполнено и там описано прохождение при преобладании фирна. Хотя есть сомнения в обозначении вершин. Но этот вопрос для нас пока остается открытым: что есть г. Ферсмана, что - Палгасвуйчорр, а что - Парус. Путаница с названиями так и не решена в таком популярном районе.
    15-15 - начало подъема от второй полки. В 15-50 - на перевале. (Ч.х.в. - 35мин) Тур виден на пупыре, ближе к востоку от седловины, но к нему не пошли.

    Общая высота перевального взлета ~ 200м. Подъем по всему взлету занял 2ч 50 мин чхв. На перевале съедаем шоколадку, фотографируемся и пешком идем на юг, где довольно интересный спуск крутизной до 25, а локально 30 град. Снег, фирн и выходы скал. В 16-15 крутой спуск завершен. Под взлетом путь идет по пологому кулуару с заснеженными склонами. Определяем лавинную опасность как повышенную. "Выбрасываем" лавленты. Выставляем наблюдателя под защитой скального выхода справа. Надеваем лыжи, и с интервалом едем вниз. Через 300 метров снова выходы скал и лавинная опасность уменьшается, а потом, когда спуск выводит в широкую долину р. Ферсмана, исчезает. Смеркается. Двигаться наобум вниз, частично траверсируя, весьма экстремально, ибо не видно, где выше, а где ниже и совершенно неожиданно можно словить нанос и плюхнуться с него. Дорога вниз - сплошной плавный спуск, с несколькими ступенями покруче для разнообразия. Глубина лыжни до 15 см, но внизу, в кустах и лесу тропежка глубокая - по колено.
    Почти у самого леса Саша срывает крепление и вынужден отстать ( с Митей - реммастером) на 20 мин. Ставим лагерь в 18-10, уже давно стемнело. Сушин мало, лес изрядно подчишен туристами, но нам удаётся найти великолепную здоровенную ёлку с кучей веток - пришлось над ней поработать, но горела замечательно. Получается жаркий костер и быстрый ужин. Яму для костра выкопали на 1,5м. В 23-00 все спят. Good Night.

    5.02.2004 г. День 11. м/н -пер. Рамзая (н/к, 743 м)-р. Поачйок-оз. Мал. Вудьявр

    Подъем дежурных в 7-30. Сложенное с вечера подобие нодьи в глубокой костровой яме сохранило свои основные свойства до утра, несмотря на ночной снег. Поэтому дежурным было весьма легко разжечь тлеющие угли. По мере готовки завтрака ветер нарастал, увеличивались продолжительности его порывов. В 10-00 покидаем лагерь, напоследок порадовавшись посещением нас местной фауны: залетевший в лагерь снегирь имел всеобщий успех. 10-45 - 11-00 - привал.
    Смотрим в сторону подъема на перевал Тахтарвумчорр в левом (орогр) хребте. Но снег и ветер не позволяют разглядеть весь путь подъема, и Костя решает двигаться далее вверх по долине реки Малой Белой, к запасному пер. Рамзая. Жаль отказываться от попытки прохождения плато Тахтарвумчорр и одноименного перевала, но мы понимаем, что наверху, на плато, нам не пройти - или сдует вниз а если не сдует, все равно ничего не увидим и не сориентируемся куда идти. Есть еще надежда сходить перевал Тахтарвумчорр радиально со стороны оз. М. Вудьявр завтра, если будет погода.
    Тут нас настигает группа туристов из Питера, и оказывает некоторую помощь в тропежке. Они идут налегке, собираясь радиально сходить пер. Рамзая и З. Петрелиуса. Но вскоре, на первом их привале, обмениваемся добрыми пожеланиями, и позже мы теряем их из виду. Видимо, на перевал они не пошли из-за сильной пурги выше ГЗЛ. Наше попадание на перевал не было самым тривиальным. Из-за плохой видимости нашли его не сразу. Пришлось идти вдоль подножия скал, чтобы войти в перевальный цирк. Видимость почти нулевая (снег, ветер 15-18 м/с, традиционно в лицо). В цирке - в 13-30. В 15-00 - на перевале Рамзай. Подъем на перевал обнаруживается практически наобум.


    Поднявшись из цирка, разглядели
    ущелье Рамзая.
    За первым взлетом следует плавный набор ~ 20мин (косой траверс). 20 мин дальнейшего подъема и совершенно неожиданно (для нас, но не для Кости, который давно чувствует истину) открывается провал, разрыв в скалах - труба перевала.


    Спрятались от ветра за наддувом и отдыхаем
    Притулились под стеной у надува и съели шоколадки.

    Отдохнув от ветра, выбрались на надув и пошли к выходу трубы. В 15-20 спустились под перевальный взлет, пройдя надувы в перевальной трубе. Все вокруг настолько заснежено и однообразно белое, что теряется ориентировка. Непонятно где верх, а где понижение склона, едешь ты или стоишь. Особенно трудно первому. Обедаем в 15-40 в русле ручья. Снегопад вроде стихает немного.
    Спускаемся по руслу ручья Поачйок (другое название Поачвумйок) до 17-20. Тропим по мягкому, свежевыпавшему, пушистому снегу. Процесс приятен, но его длительность утомляет. Наконец входим в приличный лес, и недалеко от оз. М. Вудьявр ставим лагерь. Луна полная - подает надежду на возможность удачи в завтрашней радиалке на перевал Тахтарвумчорр.

    6.02.2004 г. День 12. м/н-пер. Тахтарвумчорр(2А, 1093 м) - плато Тахтарвумчорр (1Б, ок. 1100м)- оз.Мал. Вудьявр - г.Кировск, база МГУ - г.Апатиты

    Выход в 9-00. Костя без устали подкалывал нас и предлагал не дергаться, а спуститься в Кировск, к г. Юкспорр, где у подножия расположена теплая и уютная база географического ф-та МГУ с соответствующим общежитием (домиком на ~ 15 комнат на 4 койки). Но упорство и желание всех нас напоследок получить больше новых впечатлений и добрый подарок замечательной ясной, бодрой погоды (с утра -15, к обеду -21 град.) определил красоту предстоящей радиалки.
    Протропив от лагеря ~ 100м вниз по рукаву р. Поачйок, заворачиваем направо, на дорогу. Она огибает хребет Тахтарпорр в зоне леса, разделяющий долину р. Поачйок и ручей (р. Тахтарйок?) из цирка под пер. Тахтарвумчорр. Потом дорога теряется с поредением растительности. Позади все конкретнее вырисовывается горизонт восхода, образуя живописную панораму, охватывающую разработки рудника им. Кирова (пос. Кукисвумчорр, 25-й км). Завершает линию на заднем плане легендарное плато Расвумчорр со строениями наверху.


    Вид на оз. М. Вудьявр из из цирка под пер. Тахтарвумчорр. Завершает линию на заднем
    плане легендарное плато Расвумчорр со строениями наверху.


    Вид на цирк пер. Тахтарвумчорр и соседние долины
    Далее по руслу ручья плавно поднялись в цирк, образованный хребтом Тахтарвумчорр с запада и хребтом Тахтарпорр с востока. Заход в цирк простой, огибая холм срединной морены.

    Перевал от ручья не виден, только когда заходишь выше в цирк, открывается разлом в отвесных скалах. 10-10 - в цирке под перевалом. Здесь моренные холмы черного камня, засыпанные снегом. 10-20 - вышли к перевальному взлёту перевала Тахтарвумчорр. Это самый левый снежный кулуар с высокими скальными стенками в этом цирке.


    Начало подъема на пер. Тахтарвумчорр
    Условно взлет перевала можно разделить на 3 части. Первую часть проходим серпантином на лыжах (20-25град. снежный склон 30-40м набора по вертикали). Почти до скальных стенок.

    Далее оставляем лыжи на склоне и продолжаем набор по более крутой части до 35град. (локально до 40 град), 300м по вертикали), тропя ступени. В 11-15 - выходим к перегибу, кажущемуся снизу седловиной. Остается метров 30-50, крутизной 30град. Снег местами проваливается по колено, местами жесткий фирн, но ступени во всех случаях творимы и довольно легко. У стенок кулуара, а также в местах перегиба, собирается рыхлый снег. Далее за один переход (15 минут) вышли к перевальной точке. Склон из фирнового переходит в снежный, выполаживается, а скальные стенки понижаются. 11-30 - мы на выходе из трубы до сброса высоты в сторону запада. Седловина перевала не ярко выражена, в щели на плато имеется несколько локальных понижений. В западной части щели стенки пропадают, и можно без проблем прогуляться по плато Тахтарвумчорр.


    В самой высокой точке пер. Тахтарвумчорр


    Вид на дол. М. Белой и на озеро Имандра
    с мончетундрами за ним

    Вид с плато на восток. Виден V-образный
    пер. Безымянный, часть плато Кукисвумчорр

    Выходим на плато, где гуляем до 12-20, озирая подъем на перевал со стороны р. Малая Белая, а потом переходим на другую сторону плато и смотрим на Хибины с восточной стороны. Ветра нет, ясно, чудная погода.Делаем общую фотографию и спускаемся в перевальный желоб.


    Группа на плато Тахтарвумчорр


    Начинаем спуск с пер. Тахтарвумчорр
    на восток

    Продолжаем ачинаем спуск с пер.
    Тахтарвумчорр на восток

    12-20 - спуск по своим следам, до 12-40. Сначала пешком, затем попслейем -), Затем, добравшись до лыж, некоторые одевают их сразу, другие - только в конце (в начале) взлёта. 13-15 - уже в лагере. Спуск - легкая катуха по своей лыжне.


    Снимок с заметенной лыжни на
    берегу оз. Малый Вудьявр
    До 14-15 - сбор оставленных вещей. Обед. Выходим по просеке, которая проходит под бараньими лбами, которыми завершается хр. Поачвумчорр, где была база или лаборатория "Тиэтта", основанная Ферсманом. Теперь здесь стоит большой железный крест и памятные таблички, засыпанные полностью снегом. По снежному мосту пересекаем ручей из озерца Сейтесьявр. Само озерцо - за моренной дамбой.


    Выходим к санаторию Тирвас
    В долине р. Вудьяврйок, текущего с пер. Кукисвумчорр, находим заметенную лыжню и по ней выходим через моренный вал, заросший лесом к сан. Тирвас в 15-20.


    Цивилизация, как обычно, встречает нас помойкой. От него (санатория) начинается дорога, посыпанная абразивом, что затрудняет движение на лыжах. Но вдоль обочины это возможно. Проходим мимо ворот Хибинского полярно-альпийского ботанического сада-института под г. Вудьяврчорр.


    Старая фотка базы МГУ (точнее здесь
    виден административный корпус)
    К 16-20 - подходим уже пешком по дороге к базе МГУ, за которой виднеется шпиль церквушки. Но закат в промзоне, окутанной побочными продуктами, - это уже не Хибины. (Хотя свой замечательный колорит северной жизни в этом есть). Душ. Кировск. Позвонили в ПСС, сообщили об окончании маршрута. Ужин. Автобус. Апатиты. Поезд.

    Итоги, выводы, рекомендации

    Поход пройден в установленные сроки без особых отклонений от основного маршрута. Группа дважды воспользовалась запасным вариантом, что отражено в разделе "Изменения маршрута и их причины"
    На маршруте встретились интересные и красивые места, некоторые считаются "жемчужинами" Ловозер и Хибин:
    1) Сейдозеро
    2) Умбозеро
    3) плато Тахтарвумчорр
    3) пройден один из интересных и сложных перевалов - Ферсмана
    4) было совершено восхождение на высшую точку Ловозер. Это г. Ангвундасчорр (1120 м).
    В техническом отношении маршрут превосходит требования, предъявляемые к лыжным походам 3 к.с. Причем наиболее сложным был перевал Ферсмана (2А), а наиболее тяжелыми были перевалы некатегорийные - их мы шли в непогоду и преодолевать встречную метель - непростое дело.
    Надо учитывать, что в орестностях пер. Эльморайок есть магнитные аномалии, затрудняющие, или делающие невозможной работу с компасом. Точных данных нет, узнали мы об этом из газеты Вольный Ветер. Хотя сами заметили, что в р-оне г. Ангвундасчорр магнитная стрелка как-то неуверенно ведет себя. Но списали это на на разные другие факторы.
    Учитывая короткий световой день и то, что постановка и сворачивание лагеря, почти все бивачные работы приходятся на темное время суток, у каждого был фонарь-налобник. У большинства - светодиодная "Tikka" фирмы Petzl. Это позволило каждому продуктивно работать в темноте, дежурить, пилить дрова, собираться и т.д. В палатке для освещения вешали газовую лампу. Группа использовала горелки и, следовательно, имела возможность ночевать не только в лесной зоне. Такое решение дало дополнительное пространство для маневра. Благодаря этому мы не разу не практиковали "ночных хождений".
    Почти всегда вечером и утром топили печку для просушки одежды и обуви и предотвращения холодовой усталости. Для облегчения веса мы не взяли костровой сетки, что, как теперь думаю, зря - надо очень бережно относиться к северной природе, а после нас осталось несколько кострищ. Если бы снега было не около метра-полутора как у нас, а больше, то вырыть костровую яму было бы проблематичнее.
    Группа подошла к финишу с некоторым запасом сил.
    Погода не баловала - почти все дни были с метелью. В среднем температура около -8 град.
    Видели 2-3 раза полярное сияние, но не сравнить с прошлым годом. Снега в горах много, хотя наверху этого не скажешь - сдут.
    Баня на базе ПСС работает, как и прорубь в р. Кунийок, куда мы прыгали.

    База географического факультета МГУ на 23-м км., под г. Юкспорр, в Кировске по-прежнему гостеприимна, (адрес:184230, Мурманская обл, г. Кировск, ул. Железнодорожная, д. 10, Хибинская учебно-научная станция МГУ). Здесь можно за 60-80 руб. с чел. в сутки жить в теплом общежитии (комнаты на 4-6 чел) или домике, комнаты 2-6 чел. Постельное белье входит в стоимость, но если приезжает большая группа (как было в нашем случае), белья может не хватить. Лучше позвонить по тел 8-81531(9-66-15) и сказать примерные сроки приезда - не только из-за белья, но и чтобы места для вас оставили. Хотя в феврале на базе нет наплыва туристов. Начальник станции Коняев Сергей Константинович. Развивает современные направления спорта в Хибинах, в т.ч. экстремальные.

    Полезные ссылки по снаряжению, Хибинам
    http://www.krsc.ru/khibiny/
    http://www.progressor.ru:8080/outdoor/ - Обязательно почитайте! Там и по снаряжению разному толково и вообще о походах.
    http://tourism.at.ru/- это поисковая система "Туризм", где можно найти почти все, что надо нам, туристам.
    И сайт горного клуба МГУ: http://www.geolink-group.com/tourclub/ Здесь можно найти статьи по одежде, ботинкам, снаряжению, приглашения в походы, школы туристской подготовки, отчеты о походах и др.
    Вольный Ветер - газета для любителей странствий и приключений - http://www.turizm.ru/veter
    Мурманский регион - хороший обзор http://ktmz.boom.ru/library/region/murm51/

    Также полезны:

    • Дырки диаметром 6 мм в носках лыж и веревочки кольцом в них + стропа с карабином для волочения лыж за собой на подъемах.
    • Коврик - два ижевских или один толстый буржуйский, хотя для трех чел. достаточно два дополнительных коврика.
    • Рукавицы и перчатки - на резинки, иначе в ветер унесет снятую варежку со свистом. Никакие карманы или засовывание под ремень не поможет - выпадут обязательно.
    • Кольца большие и надежные + запасные кольца для палок.
    • Вечная проблема - крепления, которые были у большинства одинаковые: полужесткие, тросиковые. Щечки у нас не ломались, но рвались ремешки. Рекомендация: стропу для ремешков нужно брать двойную, 30 мм. Пазы, где проходит ремешок, надо обработать надфилем и шкуркой, чтобы снять острые кромки.

      Если есть возможность, то надо поставить щечки креплений (можно без средней пластины) на платформу, которая шире щечек. Платформа может быть сделана из дюралевого листа толщиной 2 - 2,5 мм. или соответствующей прочности пластины из стали, титана. Щечки можно приклепать или привинтить. Конечно, эта конструкция делается под один размер обуви (точнее обуви с бахилой), но зато щечки не висят в воздухе, а имеют хорошую опору и не гнутся и не ломаются. Есть более простой выход: ту же дюралевую пластину с просверленными четырьмя отверстиями под шурупы поставить под стандартное крепление. Пластины можно заготовить дома, а поставить в поезде. Эффект тот же: щечки имеют опору и не гнутся и не ломаются, даже если их раздвинуть max широко (например для тех, кто ходит в полуторных вибрамах). И при этом остается возможность "подгонять" крепления под другую обувь.
      Если хватает сил и терпения, то утром, перед выходом, а лучше вечером, пока лыжи не использовали для установки палатки, надо проверять канты (особенно в носковой и пяточной части) и крепления.

    Ремнабор зимний от Паши Ярыкина лежит тут.

    From: Serguei Jakovlev
    Как показывает практика, для среднего мужика и средней девушки (а из описания это именно так) [лыжи] нужны 180 и 160 соответственно. Это для прямого применения - хождения по горам, перевалам, фирну и тд. Для хождения по ровной местности можно длиннее, но тогда и бескиды не нужны, можно туристы. Лыжи нужно хорошо просмолить. Мазать не рекомендую - обычно получается только хуже. Исключение разве что для плюса, когда липнет снег. Впрочем, все равно помогает плохо.
    Палки: Чем прочнее тем лучше. Металл. Алюминий можно, но лучше старые стальные - тяжелые но надежные. Длина по плечо или чуть меньше (по подмышку).Кольца. Чем больше площадь опоры тем лучше, но должны оставаться дырки. Хороший вариант - старые палки с кольцами на ремешках из кожи. Можно усилить стропой.
    Наш комментарий: совершенно не годятся стеклопластиковые и углепластиковые палки!
    Крепления - тросиковые с ТРОСИКАМИ (просто иногда разные извращенцы называют крепления с резиной/ремешками тоже тросиковыми), есть наши - дешевые (100-200р, точнее не скажу так как последний раз покупал пару лет назад, позже не обращал внимания так как изготовил себе по заказу). Увы, последнее время их стали делать халявно, надо брать запчасти в большом количестве. По слухам есть в продаже буржуйские, но не видел и ничего сказать не могу.
    Ботинки - от вибрам до пластиковых альпинистских (похожи на горнолыжные). В прошлом году с интересом наблюдал за парнем из параллельной группы с такими ботинками. Вроде бы нормально. Есть преимущества, есть и недостатки. Для обычных (непластиковых) ботинок нужны бахилы - типа мешки одевающиеся на ногу. Hо это отдельная история.

    From: Dmitry Chetverikov
    Весят такие бахилы 300-700 гр в зависимости от галош (самые легкие - тонкие сероватого цвета) и ткани. Галоша обрезается примерно 1-1,5 см если смотреть сбоку и 3-4 см спереди. Материал - авизент, кордура, рюкзачка, любой плотный капрон, критерий - "дышимость"/влагонепроницаемость.
    У меня сделаны из так называемой "дельтапланки" - плотный каландрированый капрон. Т.к. в основном хожу на "Бескидах", то на внутренней стороне бахилы внизу делается двойной слой ткани, т.к. бывает цепляешь бахилу кантами. Для удобства одевания и придания формы "сапожок" сзади можно поставить молнию - но надежность конструкции при этом несколько понижается. Сверху раньше вставлял шнурок с танчиком - сейчас рекомендую специальную круглую в сечении резинку с танчиком - держит значительно лучше. Сзади в месте пришива ткани к галоше вшивается капроновый шнурок диаметром 6мм - и завязывается спереди прямым узлом без бантиков, концы заправляются под шнурок же. Высота бахилы - чуть ниже колена при завязанном нижнем шнурке.
    Готовый "сапожок" пришивается к галоше толстыми капроновыми нитками - никаких строп не надо. Лучше всего это сделать в обувной мастерской на специальной машине. У меня пацан один взял ткань, галоши, мою бахилу пришел в мастерскую и сказал - сделайте мне также - и ему сделали 1:1, взяли 150 руб. Так что + цена галош (30 р.)+ капрон (50-70 руб.) - и вот цена бахил.
    Считаю обязательным элементом бахил подбахильник - невысокий мешок или "сапожок" из полартека, синтепона. Одевается прямо на ботинок, при этом конденсат образуется между ним и тканью бахилы и ботинок практически всегда остается сухим. Использование подбахильника позволяет носить тонкий или средний носок в ботинке (главное чтобы не была плотно зажата в ботинке) при любой температуре. Hа ботинки 43 размера с подбахильником у меня галоша 30 размера - все сидит идеально.
    Кошки ношу советские платформенные с оторванной лягушкой и переделанной пряжкой-затяжкой.

    Просмолка лыж
    From : Roman Nasonov, выдержки.

    Деpевянные лыжи пеpед началом сезона стоит пpосмолить. Раньше это делали в "Металлоpемонте", но можно и самомy. В "Споpттоваpах" покyпаешь "смолy для лыж" ($0.3-$0.5 за тюбик), наносишь ее на лыжy, pастиpаешь кyском ткани или стаpой газеты и гpеешь лыжy газовой гоpелкой или паяльной лампой (я гpел над газовой плитой). До кипения доводить не надо. Смола пpи этом впитывается в дpевесинy. Повтоpять несколько pаз до полyчения темно-коpичневого цвета. (Пpедyпpеждаю - гоpячая смола сильно пахнет, запах пpиятный, но домашние могyт и не одобpить.) Эта пpоцедypа сyщественно yлyчшает качество лыж, скольжение лyчше, подлип меньше, "отдача" тоже yменьшается.

    Из переписки перед походом
    Народ, каждый берите запасной тросик! В ремнике только 1 шт на всякий случай! Прикиньте сколько денег с собой взять, чтобы рассчитаться и осталось ~ 200 руб на обратную дорогу. Собирайте рюкзаки заранее! Если отложите на последние часы, то обязательно будете не успевать и что-нить забудете, а то и опоздаете. Не забывайте паспорта - их иногда проверяют вместе с билетами проводники перед посадкой! Нитки для сшивания спальников - кто берет кроме рамнабора? Вино-водка-спирт-самогон-ром-джин :) - в поезд - каждый берет по вкусу. Личного снаряжения не берите излишек - общественным и продуктами все равно нагрузим по норме. Фонари налобные и не налобные, но легкие (с тремя большими батарейками не годятся) брать всем. Запасных батареек не надо брать, только новые сразу вставьте. Сменную обувь, тапочки и чехлы для лыж призываю не брать! это лишний вес. Забросок у нас не будет. Кто что не успеет упаковать дома из продуктов, допакуем в поезде, только берите пакеты от соков\молока и др. тару.
    ...Примерно так и должно быть, но поливитамины и адаптогены уже надо пить, а не в походе начинать!
    Норма аскорбинки считается до 1 г в день на чел, но в моей практике хватало и 0,2-0,3 г в день, а при первых признаках простуды - доводили до 1 г.
    Галоши бывают всех размеров. Можно купить бахилы рыбака (бахилы от костюма химзащиты) и заменить голенище - у них галоша из тонкой резины и широкая как раз под вибрам. У меня и Зеленцова как раз такие. Размер 29-30 хватит на 46 размер ботинка с подбахильником.
    A вот выдержки из писем Oльги Добрушиной - нашего медика: Всем привет! Во-первых, те, с кем я сегодня не пообщалась в трёхзалке, напишите пожалуйста (или позвоните), что знаете о своих хронических заболеваниях, а также о всяких особенностях организма, которые могут проявиться в походе. Информация конфиденциальна. В каждом конкретном случае обсудим, возможно стоит либо вам взять какие-нибудь специфические лекарства, либо мне немного скорректировать список аптечки. Также мне всё это нужно, чтобы по неведению не дать вам противопоказанное лекарство, а ещё на всякий случай, кто его знает, что может случиться. Меня также интересует, нет ли у вас аллергии на какие-нибудь лекарства.
    Во-вторых, о личной аптечке. Несмотря на то, что у меня, надеюсь, будет всё необходимое, минимальный личный набор медикаментов приветствуется. У каждого должен быть с собой бинт стерильный в герметичной упаковке - заменитель индивидуального перевязочного пакета. Если слабые связки, то и эластичный тоже (хотя несколько у меня будет), пластыри (на случай, если натрёте ногу или пораните палец, когда я буду далеко), больше ничего не надо таскать и дублировать групповую аптечку.
    И ещё: нет ли у кого-нить небьющегося градусника? Было бы неплохо, а то у меня есть только ртутный, а по опыту народа они бьются только так.

    Список аптечки с комментариями, от Ольги Добрушиной лежит тута.

    Обеспечение безопасности на маршруте
    Кировская ПСС, 184230 Кировск ул. Сов.Конституции 3. т._8-81531 58895 - дежурный , 8-81531 58689 - начальник, 8-81531 58701 - зам.начальника. Сюда мы отправили сообщение формы 6-Тур письмом. По телефону группу на учет не ставят. Но могут снять с учета.
    База ПСС в долине Кунийока работает, и там постоянно дежурит 1 или двое спасателей. У них ежедневная связь по рации с Кировским отрядом. За небольшую плату можно жить в домике с печкой, попариться в бане.
    Все опасности, с которыми может столкнуться группа при прохождении данного маршрута, можно разделить на три группы:
    1. Лавинная опасность.
    2. Опасность срыва на крутом склоне.
    3. Опасность ненадежного льда на реках.
    Прохождение лавиноопасных участков:
    Два-три раза пришлось идти с распущенными лавинными лентами, но в целом лавинная опасность небольшая из-за относительно малого количества снега в горах. Во всех случаях группа старалась выбирать наиболее безопасный путь, пользуясь известными рекомендациями. С собой имелось 3 лав. лопаты и два лав. листа. В принципе почти любой склон может оказаться в той или иной степени опасным.

    Обеспечение безопасности на крутых склонах:
    Склоны крутизной до 30град проходились на лыжах или пешком с самостраховкой лыжными палками. Более крутые склоны - провешивали перила и использовали кошки.
    Владение лыжной техникой у всех членов группы было весьма различным, поэтому быстро преодолевать спуски, как и подъемы и траверсы у нас не получалось. На крутых участках поднимались/спускались по линии падения воды или серпантином. Некоторые склоны отличались обилием камней или были зафирнованы, спуски/подъемы по ним на лыжах были нерациональны, тогда шли пешком.
    Возможные провалы под лед рек и озер:
    С такой опасностью мы столкнулись в устье р. Тульйок при впадении ее в зал Тульилухт. В остальных местах реки были настолько мелкие, что была опасность только намочить лыжи и одежду.
    Травмы и обморожения:
    Серьезных травм за время путешествия не было. У каждого участника имелся индивидуальный перевязочный комплект. Погодные условия нам не благоприятствовали, но сильных морозов не было. У всех были ветрозащитные маски, теплое личное снаряжение. Личное снаряжение зимнее лежит тут

    Список общественного снаряжения тут.

    Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
    Для зарегистрированных пользователей

    Логин (ID):
    Пароль:
    Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

    E-mail:

    Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru