Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 1 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 3.00
Автор: Сергин Константин, г. Москва, турклуб МГУ

Отчет
о лыжном туристском походе 3 к.с. совершенном в районе Кольского полуострова (Ловозерские и Хибинские тундры) в период с 26.01 по 6.02.2004 г.
Содержание.

  • Справочные сведения о путешествии
  • Техническое описание
  • Итоги, выводы, рекомендации
  • Справочные сведения о путешествии

    Проводящая организация: Спортивный Клуб МГУ
    E-mail: tourclub-pr@www.geolink-group.com
    http://www.geolink-group.com/tourclub/
    Маршрутная книжка N 11/2-301
    Руководитель группы: Сергин Константин Сергеевич
    Адрес руководителя: Московская обл, г. Климовск, ул. Революции.
    (подробные контактные координаты - через МКК)

    Нитка маршрута: г. Оленегорск - пос. Ревда - пер. Эльморайок (н/к, 643м)- Сейдозеро - р. Чинглусуай- в. Ангвундасчорр (1А (по другим данным 1Б), 1120м) - Умбозеро- р. Тульйок - р. Каскаснюнйок - пер. С. Рисчорр (1Б, 900 м )- База ПСС - пер. Ю.Чорргор (н\к, 851м)- дол р. Меридионального - пер. Ферсмана (2А, 980м) - р. Ферсмана- дол. р. Малая Белая - пер. Рамзая (н\к, 743м)- оз. Мал.Вудьявр - пер.Тахтарвумчорр (2А, 1094м)+плато Тахтарвумчорр (1Б, ок.1100м) рад. - оз. Мал.Вудьявр - база МГУ, г. Кировск- г. Апатиты

    Протяженность маршрута:153 км
    Количество пройденных перевалов: 7, из них радиально 1.
    Количество совершенных восхождений и траверсов: 2, из них радиально 1.
    Продолжительность похода:
    Общая (с дорогой) - 16 дней.
    Активной части (ходовые дни) - 12 дней, из них 1 активная п/дневка и 1 вынужденная дневка.
    Время проведения похода: 26 января - 6 февраля 2004 года.
    Количество участников: 9 человек.
    Маршрутная книжка N 11/2-301


    Состав группы:

    ФИО

    Год рожд.

    Тур. опыт

    Обязанность в походе

    Константин Сергин

    1968

    3ЛР, 4ЛУ, 5ГУ

    руководитель

    Ольга Добрушина

    1985

    2ЛУ, 2ГУ

    медик

    Евгений Бакин

    1981

    2ЛУ, 2ГУ

    завхоз

    Дмитрий Шабалин

    1982

    2ЛУ, 2ГУ

    реммастер

    Серафима Борисова

    1983

    2ЛУ, 2ГУ

    эколог

    Александр Горчаков

    1983

    3ГУ

    летописец, фотограф

    Мария Чистякова

    1981

    2ЛУ, 2ГУ

    метеоролог

    Никита Ветров

    1982

    2ЛУ, 1ГУ

    фотограф, культорг

    Светлана Королева

    1979

    2ЛУ, 2ГУ

    финансист

    Список принятых в тексте сокращений
    г. - гора
    в. - вершина
    пер. - перевал
    р. - река, ручей
    чхв - чистое ходовое время
    ГЗЛ - граница зоны леса
    пхд - по ходу движения
    оз. - озеро
    м/н - место ночевки
    ГТЛ- глубина тропления лыжни

    Общая идея и подготовка к путешествию

    Выбор района похода
    Каких-то совсем оригинальных или заумных идей у нас не было, а придумывать, высасывая из пальца, не хочется. Поход заявлялся как обычный спортивный, хотя и вполне приличный и насыщенный для "тройки" по набору препятствий, таким он и оказался и наша группа довольна, что нам хватило сил и мастерства пройти почти все заявленное.
    Общая же (глобальная) идея похода проста: духовное и физическое развитие, повышение туристского мастерства участников, получение удовольствия посредством преодоления трудностей и от общения с единомышленниками.
    На этапе предпоходной подготовки руководитель предложил участникам самим подготовить маршрут по любому разумному для нашей группы району. Предложение повисло в воздухе. Так что в итоге он (выбор) пал на Кольский полуостров (Ловозерские и Хибинские тундры) потому, что руководитель любит этот район и достаточно хорошо в нем ориентируется. Близкие и удобные подъезды и насыщенность техническими препятствиями, которые нас и привлекают. При этом без длительной и изнурительной тропежки.
    В Хибинах можно испытать себя на различном рельефе и в различных природных зонах - от равнины, до перевалов и вершин, и от леса, до горной пустыни. Поход можно пройти на дровах, а можно и на горелках. Чтобы жестко не привязывать себя к лесу, мы взяли газовые горелки. Заодно участники получили опыт работы с газом в зимних условиях.
    На весь район похода были заранее подобраны карты масштаба 1:50000 в черно-белом исполнении. Использование хороших карт упростило ориентирование на местности. Надо учитывать, что в орестностях пер. Эльморайок есть магнитные аномалии, затрудняющие, или делающие невозможной работу с компасом. Точных данных нет, узнали мы об этом из газеты Вольный Ветер. Хотя сами заметили, что в р-оне г. Ангвундасчорр магнитная стрелка как-то неуверенно ведет себя. Но списали это на на разные другие факторы.
    Световой день на студенческие каникулы очень короткий - светает в 9 утра, а темно в начале шестого, поэтому при планировании маршрута надо учитывать и этот фактор. Это означает, что не получится за день проходить столько, сколько считается нормой в марте, например. В марте почти везде есть лыжни, много групп, особенно школьных, и длинный световой день. В феврале же придется серьезно тропить и, чтобы пройти запланированный километраж, надо закладывать больше ходовых дней. Нам едва хватило 12 дней. На начало февраля в Хибинах было всего 8 групп, считая нашу, по данным ПСС.
    Участники нашей группы совершили в декабре-январе 2003-2004 года тренировочные выходы по Подмосковью, в том числе в рамках проекта клуба МГУ "Московский Крест" (посмотреть о нем можно здесь http://www.geolink-group.com/tourclub/). Также мы бегали на соревновании "Первая Пороша" и лыжных выходах.
    В отчет о нашем путешествии мы включили много полезного по организации лыжного похода, снаряжению, медицине и применению лекарств в условиях мороза и надеемся, что он будет полезен всем, кто собирается в зимние походы.

    Варианты подъезда и отъезда

    Из Москвы до Хибин проще добираться на поездах Москва-Мурманск. Скорый N 182 и фирменный N16. В пути они примерно 36 часов. Поезд 182 имеет короткие остановки на ст. Хибины, Нефелиновые Пески, Имандра, т.е. тех станциях, откуда можно сразу начинать маршрут, став на лыжи. Поезд 16 вроде должен останавливаться на ст. Имандра, но вам лучше узнать об этом особо, чтобы не проехать до Оленегорска. Сесть на поезда на этих станциях можно только с билетами на руках или за взятку проводнику. На этих трех станциях уже сколько лет как нет касс и залов ожидания. Поезд может вообще не остановиться, если машинист не увидит на платформе желающих сесть, хотя это скорее относится к N 16.
    От Оленегорска можно доехать до многих пунктов Мурманской обл. на рейсовых автобусах. Но они ходят нечасто. Наш, (идет около 11 утра) до пос. Ревда, откуда начинаются подходы к Ловозерским тундрам. Также при желании и деньгах в кармане, можно подъехать на частниках, которые пасутся около станции. Но здесь цена будет рублей 200 с человека, а автобус всего 80р. с багажом. Ж/д ветка Ревда-Кировск служит для грузовых поездов и не стоит на нее надеяться, как на возможный транспорт. Автодорога вдоль железной, которая когда-то была расчищена от снега и по ней ездили грузовики рудничные, в этом году была в нерабочем состоянии. Перед Ревдой есть развилка дороги на пос. Ловозеро, откуда тоже можно начинать маршруты по Ловозерью. Мы воспользовались дорогой от Ревды до рудника Карнасурта, где добывают полиметаллические руды. Она чищена от снега и проходима даже для легковушек.
    Выезжали мы от г. Кировка. Кроме заказа такси по телефону, там немного рейсовых автобусов до ж/д вокзала Апатит. Мы ехали на N 105 в 22-10 от остановки 23-й км, где расположена база МГУ. К сожалению, он не идет до вокзала, и надо выходить в Апатитах и пересаживаться на местный N 8, который ходит нечасто и будет проще дойти до ж\д вокзала пешком (15-20 мин), что мы и сделали. Идти проще через мост, а потом спуститься с него на пути со стороны вокзала и дойти до него по тропе. Идти напрямую через пути не получится - путь преграждают множество ж/д составов, которые не обойти. Дорогу вам подскажут, если спросите.

    Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты


    Хибины удобны и тем, что почти отовсюду можно меньше чем за сутки выйти в населенку. Конечно это относится к нормальной по численности и составу группе. Аварийные выходы у нас были такие (как записано в маршрутной книжке):
    1) Восточный берег Умбозера - по ж\д до пос. Ревда (на север).
    2) Западный берег Умбозера - по берегу или по льду вдоль берега на юг, до пос. Коашва.
    3) Дол. р. Тульйок - вверх по долине и через пер. Ворткеуайв (1Б, 950 м) в пос. 25 км. (рудник им. Кирова), г. Кировск.
    4) Дол. р. Кунийок - там база ПСС со связью с Кировском или на юг через пер. Кукисвумчорр в г. Кировск.
    5) Дол. р. Меридиональный (Гольцовка, Индичйок) - вниз по долине (примерно на запад) до пос. Имандра.
    6) Дол. р. Малая Белая - вниз по долине (примерно на запад) до пос. Хибины.
    Запасные варианты:
    1) Вместо прохождения кольца Сейдозеро-р. Чинглусуай - в. Ангвундасчорр - лев. приток р. Мурнуай - Сейдозеро было заложено возвращение с вершины по пути подъема при недостатке времени или ухудшении погоды.
    2) Вместо пер. С. Тавайок (1А) был заложен пер Куфтуай (н\к).
    3) Для пер. С. Чорргор (2А) был запасным пер. Ю. Чорргор (н\к).
    4) Для пер. Ферсмана (2А) был запасным пер. В.Арсеньева (1А).
    5) Вместо плато(1Б) и пер.(2А) Тахтарвумчорр был запасным пер. Рамзая (н\к).

    Изменения маршрута и их причины

    1) Вместо прохождения кольца Сейдозеро-р. Чинглусуай - в. Ангвундасчорр - лев. приток р. Мурнуай - Сейдозеро мы пошли сразу с рюкзаками на вершину и оттуда спустились к Умбозеру. Причина - признаки ухудшения погоды еще в предыдущий день. Опасались, что непогода "запрет" нас на Сейдозере в центре Ловозер и не даст перевалить к Умбозеру. Правильно сделали. Подробности в техотчете.
    2) Для пер. С. Чорргор (2А) был запасным пер. Ю. Чорргор (н\к)- пришлось воспользоваться из-за пурги и повышенной лавиноопасности С. Чорргора. Спасатели на базе ПСС тоже настоятельно рекомендовали эту замену.
    3) Вместо плато(1Б) и пер.(2А) Тахтарвумчорр был запасным пер. Рамзая (н\к) - пришлось воспользоваться из-за пурги, но на следующий день прошли их радиально от оз. М.Вудьявр.

    Характеристика района путешествия.

    Поскольку о Ловозерских-Хибинских тундрах написано много, подробно и хорошо, найти несложно, особенно в школьных отчетах, мы ограничились краткими выдержками.
    Кольский полуостров расположен на крайнем северо-западе Европейской части России. Он омывается Баренцевым и Белым морями. Имеет площадь около 100000 кв. км. Входит в состав Мурманской области.
    Рельеф.
    Кольский полуостров находится на северо-восточной оконечности Балтийского кристаллического щита, сложенного в основном древнейшими изверженными породами- гранитами, гнейсами. Основные особенности рельефа полуострова обусловлены многочисленными разломами и трещинами кристаллического щита, а также носит следы мощного воздействия ледников, сгладивших вершины гор и оставивших большое количество моренных отложений.
    По характеру рельефа полуостров можно разделить на западную и восточную части.Принято считать, что граница между ними проходит через долину реки Вороньей, Ловозеро, Умбозеро и долину реки Умбы. Рельеф восточной части менее сложен, чем западной: через последнюю проходит глубокая меридианальная впадина, занятая долинами рек Кола, Нивы и озером Имандра. На севере западной части высокое плато (около 250 м) круто обрывается в сторону Баренцева моря, образуя скалистые берега высотой до 100 м, изрезанные заливами- фьордами. К юго-западу от Мурманского прибрежного плоскогорья лежит широкая Туломо-Нотозерская впадина с бассейнами рек Лотты, Туломы и Нотозера (ныне- Верхнетуломское водохранилище), в которое впадает крупная река Нота. Южнее Туломо-Нотозерской впадины- Центральный горный район, расположенный между государственной границей и Ловозером. Долины рек и озера расчленяют этот хребет на отдельные массивы- тундры. Крутые стены, огромные цирки, снежники, лежащие круглый год в лощинах и трещинах, придают этим невысоким горам грандиозный вид. Здесь выделяются своей высотой Рослим, Туадаш, Сальные, Монче, Чуна, Волчьи, Хибинские и Ловозерские тундры. В равнинных районах встречается много холмов, покрытых лесом, или варак, как их здесь называют. Тектонические силы, образовавшие горы, оставили провалы и разломы земной поверхности и за пределами гор. Именно в этом районе расположены крупнейшие озера- Имандра и Умбозеро.
    Хибинские тундры (с сайта http://www.krsc.ru/khibiny/) - компактный горный массив (50*50 км ), образованный старыми разрушенными горами с абсолютными высотами до 1100-1200 м. Долинами рек Кунийок и Вудъяврйок, сообщающимися через перевал Кукисвумчорр, массив делится на восточную и западную части. Восточная часть по своей форме напоминает подкову, открытую к востоку. В ее южной части расположены знаменитые апатито-нефелиновые месторождения Расвумчорр, Юкспор, Коашва. Западная часть Хибин также имеет дугообразную форму, в ее центральной части находятся наиболее высокие плато Юдычвумчорр и Часначорр. Как и всякий горно-таежный район, Хибины характеризуются препятствиями, обычными для горных путешествий (разнокалиберные осыпи, разрушенные скалы, снег, фирн), а также чисто пешеходными (таежный лес и подлесок, болота, переправы).
    Перевалы Хибин можно разделить на два типа. Первый - тектонические трещины и разломы, с зачастую высокими отвесными стенами. Перевалы второго типа имеют широкие седловины, пологие очертания склонов, они образовались благодаря работе ледников. Снежный покров непостоянен - если в июле до четверти маршрута может проходить по снегу, то ко второй половине августа он, как правило, сохраняется только в самых труднодоступных для солнца местах. В конце августа местами встречается открытый лед. Массив с запада и востока ограничен соответственно озером Имандра и Умбозером. Все реки и ручьи Хибин принадлежат бассейнам этих озер. Питание рек грунтовое, отчасти снеговое. Суточный расход воды примерно постоянен. Практически везде вода пригодна для питья в сыром виде. Большие температурные различия Баренцева моря и материка обусловливают значительную изменчивость температуры при смене ветра. Средняя температура самого теплого месяца (июль) колеблется от 10 до 14 С. Первые заморозки в воздухе возможны уже в августе, последние - в конце мая. Ветер в основном носит муссонный характер. В летний период преобладают восточные и юго-восточные ветры. Годовое количество осадков довольно велико - оно достигает 1000 мм. Группам, путешествующим по Хибинам, нужно быть готовым к резкой смене погодных условий - от жары до шквального ветра со снегом. При разработке графика движения необходимо учитывать специфику "полярного дня". В июне и июле световое время длится круглосуточно, к середине августа в ночное время ночи становятся серыми, затем постепенно появляется несколько темных часов, и к концу августа день становится практически таким же, как и в средней полосе (график соотношений День-Ночь по месяцам). Леса в основном состоят из ели и березы. Для растительности Хибин характерна вертикальная поясность. Ниже 350-400м располагается зона леса (карельская тайга), до 700 м - зона березового криволесья и кустарниково-лишайниковой растительности. Выше расположена зона арктической пустыни, имеющая бедный состав мохово-лишайниковых растений. Подъезды к Хибинам достаточно удобны. Вдоль западного края Хибин проходит железная дорога Санкт-Петербург - Мурманск. У подножия гор расположены ее станции Хибины, Нефелиновые Пески, Имандра. Крупная станция Апатиты связана железнодорожной веткой (поезда не ходят в Кировск) и автобусным сообщением с г. Кировском, курсируют электропоезда Апатиты-Оленегорск и Апатиты-Кандалакша. Кроме того, автобусом можно добраться в пос.Кукисвумчорр (25-км) и Коашва (45-км). Август - наиболее благоприятный месяц для сбора грибов и ягод. Грибной сезон начинается в конце июля и продолжается до сентября. В зависимости от погоды к началу-середине августа вызревает черника и голубика, чуть позже ее - брусника и морошка.


    Также рекомендуем почитать:

    Основные природные, исторические и культурные достопримечательности региона.

    • Полярно-альпийский ботанический сад-институт КНЦ РАН (пос.Кукисвумчорр, дорога к сан. "Тирвас", оз. М. Вудьявр)
    • Краеведческий музей (г.Кировск, точнее пос.Кукисвумчорр (25-км))
    • Геологический музей КНЦ РАН (г.Апатиты)
    • Минералогический музей при АНОФ-1 (г. Кировск) об экскурсии договариваться с экскурсоводом Татьяной Георгиевной. т. 32-887. Билет без экскурсии стоил 2 (ДВА) руб. для студентов в 2003 г.!!!
    • Православная церковь (пос.Юкспорр, 23-й км, около базы МГУ)
    • Православная церковь (пос.Белореченский)
    • Есть информация, что можно договориться об экскурсии на руд. Расвумчорр, со спуском в клети с плато, поездкой по тоннелям внутри и т.п.
    • Этнографический музей в пос. Ловозеро
    • И, собственно, сами горы с ущельями, плато, тайгой - это ли не достопримечательности?!
    • Сувениры местного производства из местного же материала были обнаружены в изобилии в центре прикладного творчества (ул. Хибиногорская, д. 27, кв. 1, тел.924-04).
    • Есть еще Музей Камня (тел.208-54 и 207-03)


    Прошлогодние впечатления Феди Могилевского: Несмотря на небольшие размеры и скромный возраст города Кировска (в девичестве Хибиногорска) посмотреть есть на что. Дня мало.


    В оранжерее
    Во-первых, конечно, Ботанический сад. На склоне горы Вудъявчорр располагается до недавнего времени самый северный в мире горно-альпийский ботанический сад. Зимой открыты для посещения только оранжерея и музей. Летом можно еще походить по опытным участкам, где выращивают огромное количество самых различных растений, пытаясь приспособить их к суровому северному климату. У них тут даже кактусы с пальмами растут. Правда, это в оранжерее, а не в открытом грунте. Очень приятно, что дела здесь идут нормально. В отличие от Москвы, где небольшой тридцатиградусный мороз вызывает панику, здесь спокойно переносят -40 град. Во-вторых, стоит отметить недавно открытый краеведческий музей имени Кирова, расположенный недалеко от одноименного рудника. Вся история освоения Хибин плюс небольшая экспозиция о животном мире и геологии. Еще в Кировске есть минералогический музей.
    Кировск строился не как единый город, а как несколько жилых кварталов вокруг рудников, поэтому перемещаться между ними быстрее на автобусе, которые, стоит отметить, ходят довольно часто. Город по своей архитектуре похож на Мурманск. Такие же разноцветные дома-коробки, лишь иногда встречаются небольшие изыски в виде колонн. На улицах очень чисто, хотя, снега много. Никакого песка или соли, просто, хорошо убранные улицы. А вот книжные магазины разочаровали. Зато здесь есть интернет-кафе.

    Примечание

    Категории сложности перевалов и вершин в этом отчете взяты из наиболее широко используемых источников. Если где-то Вы встретите другие цифры (я, например, в одном отчете встретил пер. Юкспоррлак с к.с. 1А, где-то попадался пер. Ю. Чорргор с к.с. 1А), то не удивляйтесь. Тот список перевалов, которым пользуется, допустим, Московская городская станция юных туристов и клуб СПб Университета довольно любопытно различается. Даже в названиях одних и тех же перевалов. Высоты приведены, где это возможно, по карте 500 м.

     

    Техническое описание

    График движения:

    Даты

    Дни пути

    Участки маршрута

    Км

    Характер движения

    Чистое ходовое время

    Метеоусловия

    24-26.01.04

    -

    г. Москва - Поезд N182 Москва-Мурманск

    -

    -

    -

    -

    26.01

    1

    г. Оленегорск - пос. Ревда - рудник Карнасурта - р. Ильмайок - пер. Эльморайок (н/к, 660м) - р. Эльморайок - оз. Сейдозеро

    17

    Автобус, пешком, лыжи. Пер. с запада - фирн, камни и неглубокий снег, спуск и в лесу - снег, ГТЛ до 30 см.

    6 ч

    Порывистый ветер, t~-8град ветер с разных сторон небо частично закрыто облаками солнце видно.

    27.01

    2

    м/н-р.Эльморайок-р.Чинглусуай-в. Ангвундасчорр(1А(по другим данным 1Б), 1120м)

    11

    Лыжи, пешком. В лесу ГТЛ до 30 см, наверху, на склоне - фирн.

    5-55

    Около - 10 град. Днем ясно, после обеда снег, а наверху - пурга. Ветер западный

    28.01

    3

    м/н-зап. склон г.Ангвундасчорр- р.Азимут ж/д Ревда-Кировск-р.Сенгисйок-вост. берег Умбозера

    16

    Пешком, лыжи. В лесу ГТЛ до 30 см, наверху, на склоне - фирн.

    5-40

    Утром около -6 град, усиливающийся снегопад, метель, к вечеру ясно и -14 град. Ветер западный

    29.01

    4

    м/н-Умбозера-зал. Тульилухт-лев. берег р.Тульйок в 3-4-х км. от устья

    15

    Лыжи, В лесу ГТЛ до 40 см., на озере фирн и голый лед.

    6 ч.

    T=-8град., ветер южный, 5-10 м/с.

    30.01

    5

    м/н-дол.р.Тульйок-р.Каскаснюнйок у слияния Сев. и Ю.Каскаснюнйока (подход под пер.С.Рисчорр).

    12

    Лыжи, В лесу ГТЛ до 40 см.

    5-40

    t=-9град., тихо (полный штиль), идет легкий пушистый снег.

    31.01

    6

    м/н-р.Сев. Каскаснюнйок-пер.С. Рисчорр(1Б, 900 м )-р. Рисйок-База ПСС

    14

    Лыжи, В лесу ГТЛ до 40 см. На перевал пешком, вниз на лыжах. В дол. Рисйока -немного занесенная лыжня.

    7-10

    T=-12град., слабый западный ветер (1-2 м.с)

    01.02

    7

    Полудневка, подход под пер. Ю. Чорргор.

    7

    Лыжи, Засыпанная свежим снегом буранка, ГТЛ до 30 см. В лесу ГТЛ до 40 см.

    2-40

    T=-4град., снег пушистый, но очень густой, ветер сильный, юго-западный, метель

    02.02

    8

    м/н-пер. Ю.Чорргор(н/к, 850м)-р. Часнайок-дол р. Меридионального

    10

    Лыжи. Подъем на перевал в осномном фирн, с участками снега. На спуске снег ГТЛ до 20 см. В лесу ГТЛ до 30 см.

    4-50

    Юго-зап. ветер. Наверху до 18 м/с, внизу 5-7 м/с на открытых местах. Т=-7 град примерно.

    03.02

    9

    Дневка,а точнее полудневка, попытка подхода под пер. Ферсмана

    2

    Лыжи, снег, фирн, ГТЛ до 20 см.

    1-30

    Пурга, снег, ветер южный. Т=-6,-8 град.

    04.02

    10

    м/н-пер. Ферсмана(2А, 980м) - р. Ферсмана-дол. р.Малая Белая

    17

    Лыжи, участки снега, а выше ГЗЛ фирна. Тропежка неглубокая. В лесу до 50 см.

    8-15

    С утра ясно, почти без ветра, выше ветер до 5 м/с, днем натянуло облачность, и пошел снег. Т=- 13 -утром,-8 град -вечером

    05.02

    11

    м/н-пер. Рамзая(н/к, 743 м)-р. Поачйок-оз.Мал.Вудьявр

    15

    Лыжи, В лесу ГТЛ до 50 см., в верховьях мелкий снег и фирн.

    5-50

    С утра метель, усиливается днем и утихает к вечеру. Ветер опять в морду :) Дул вниз по долине с востока примерно. Т=-7град

    06.02

    12

    м/н-пер.Тахтарвумчорр(2А, 1093 м) -плато Тахтарвумчорр(1Б, ок. 1100м)-оз.Мал.Вудьявр-г.Кировск, база МГУ -г.Апатиты

    18

    Лыжи. В лесу ГТЛ до 40 см. в верховьях мелкий снег и фирн. Перевал - снег, пешком бьем ступени глубиной до 20-30 см. Плато - фирн.

    6-30

    Ясно, тихо весь день. Т утром - 15 град, днем - 21 град.

    27-28.02.04

    -

    Поезд N181 Мурманск-Москва- г. Москва

    -

    -

    -

    -


    Подъезжаем к руднику Карнасурта
    26.01.2004г. День 1. г. Оленегорск-пос. Ревда-рудник Карнасурта-пер. Эльморайок(н/к, 643м)-р.Эльморайок-оз. Сейдозеро.

    В 8-15 выгрузились из поезда на ст. Оленегорск. Автовокзал рядом, в 100 м. Маленькое здание с кассой, залом ожидания и расписанием. Автобус на Ревду только в 11 часов. Поторговавшись с частниками, договорились, что нас забросят на 2-х легковушках к руднику Карнасурта. Несмотря на сомнения, все вдевятером уместились и довольно резво поехали (в 9 ч) по обледенелой дороге.

    10-15 приехали к шлагбауму рудника Карнасурта. ~ 90км от Оленегорска до рудника стоимость 1800 руб за 2 легковых машины, в пути - больше часа. На проходной рудника нам посоветовали обойти его справа по ходу по озерцу, а по территории - нельзя без пропуска.
    10-35 - выход, обогнули рудник справа, вышли на дорогу, пересекли железную электродорогу в 10-55 через ворота. По ней бегает составчик из тоннеля в горе к заводу.
    За этой узкоколейкой пологий подъем. Снег и камни. Ветер в лицо.


    Обходим рудничные цеха по
    озерцу. Впереди и левее видно
    понижение к пер. Эльморайок

    Такой электровоз таскает руду в
    вагончиках из недр горы в
    цеха рудника

    Подъем на пер. Эльморайок


    11-40 - привал (до 11-50) на первой ступени подъема. Снимаем лыжи, благо фирн здесь держит почти везде. Подъем на перевал пешком. Иногда проваливаемся по колено. Еще одна ступень, которую было приняли за высшую точку.

    12-30 - на перевале Эльморайок. Подъем 15-20 град. (пологий) 3 ступени всего, а сам перевал неярко выражен. Обширная каменистая седловина. С перевала видны только моренные холмы.


    Подъем на пер. Эль-
    морайок

    Подъем на пер. Эльморайок


    На пер. Эльморайок

    Спуск с перевала в восточном направлении, справа по ходу, где под невысоким гребнем начинается кулуар. Спускаемся в лыжах. Кулуар пологий, 10-15 град, шириной до 30 м состоит из нескольких ступеней крутизной до 25град., высотой до 30-50м. С одной из ступеней видны долина и часть Сейдозера.
    Спустившись ниже, мы потеряли их из виду. Заканчивается спуск в плоской долине, куда впадает р. Тулбнюнуай в скальном ущелье.

    13-20 - обед. ЧХВ - 2-50.


    Спуск с пер. Эльморайок на
    восток

    Вид из дол. р. Эльморайок на подъем к одноименному
    перевалу. Слева видно ущелье р. Тулбнюнуай

    Погода: порывистый ветер, меняющий направление, t~-8град. небо частично закрыто облаками солнце видно.
    14-00- выход. Долина Эльморайока суживается. Отдельные кусты переходят в невысокий лес, затем появляются приличные деревья. Морены справа по ходу, поэтому для движения выбираем русло ручья Эльморайок. Неглубокий снег (до 30 см) русло засорено камнями места ночевок бедны дровами спуск вниз пологий.
    14-40 - достигли уровня ущелья ручья Чинглусуай. 15-10 - привал. Погода не нравится руководителю и он решает завтра проходить сквозняком к Умбозеру через вершину Ангвундасчорр. Запланированную радиалку пройдем послезавтра со стороны Умбозера. А поэтому оставляем здесь рюкзаки и идем в радиалку к Сейдозеру - посмотреть на скалу Куйвы.
    15-30 - выход, идем по ручью к Сейдозеру. Снег неглубокий, тропить получается быстро. Или это без рюкзаков так легко? Идем по основному руслу ручья постепенно количество рукавов увеличивается некоторые из них с незамерзшей водой метров 200 шли по некрупным камням ( в русле ручья). Затем пришлось свернуть в лес. Характер леса - кустарник, ели, канавы, протоки с водой. Зато здесь много сушин.
    16-30 - Остановились в непролазных дебрях и решили дальше не идти. Видно гору Куйвы и молодую луну. К 17-15 - вернулись по своей лыжне к месту привала, немного не доходя до впадения р. Чинглусуай, и встали на ночевку. Сушин крупных нет обходились тонким еловым сухостоем. ЧХВ - 2ч 10мин. ЧХВ за день - 6 ч.
    Небо звездное. Где-то на юге ярко светит краюха месяца. Мороз очень мал, по местным меркам, - (-8град.). Все это создает удивительную атмосферу легкой, почти поэтической ночи. Чай и гречка идут на ура после первого ходового дня. А что ждет завтра - то завтра. Сейчас тепло и весело.

    27.01.2004г. День 2. м/н-р.Эльморайок-р.Чинглусуай-в. Ангвундасчорр(1А (по другим данным 1Б), 1120м)

    Дуют ветры в феврале и метет поземка


    Входим в долину р. Чинглусуай
    Подъем дежурных - 6-30 . Собирались долго и вдумчиво, с упорством, достойным лучшего применения. Пока собирались, уже давно рассвело. Температура около 10 град мороза. Небо ясное, но с Хибин, через хребет, натягивает облачность. Вышли в 9-25. Прошли около 1 км по вчерашней лыжне и пошли с тропежкой вверх по ручью Чинглусуай.
    В 10-10 - ремонт. Видимо, сглазил Костя. Он вчера так бурно выражал свою радость по поводу отсутствия ремонтов в первый день. У Саши вырвало крепление с шурупами. Были саморезы на 20, поставили аналогичные на 25, притом сдвинули крепление вперед. Привал в кустах, рассматриваем следы зайцев, куропаток, мышей...


    Идем вверх по дол. р. Чинглусуай
    Долго шли по довольно широкому ущелью с черными отвесными скальными стенами. Кое-где на них видны замершие водопады.
    Народ требовал привала. Обстановка накалялась. Руководитель, почуяв неладное, убегал все быстрее. Встречный ветер усиливался. Мимо со свистом проносились куропатки.
    Остановились у огромного камня. Сняли лыжи, перевели дух, некоторые оделись потеплее. Перед этим камнем можно было идти по дну кулуара, тогда надо было спуститься в неглубокую яму, а потом из неё выбраться, а можно было идти справа пхд по террасе, без лыж, там летом проходит тропа. Второй путь быстрее.


    Ущелье р. Чинглусуай кончается тупиком. Слева по ходу довольно
    крутой кулуар с ледопадом внизу. Наш путь лежит в правый
    по ходу кулуар.
    Здесь ущелье кончается тупиком.
    Дно загромождено разной величины камнями и холмами из камней. Справа и слева отходят узкие ущельица. Слева по ходу - довольно крутой кулуар с ледопадом внизу. На глаз длина его 50-80 м (пара веревок самое большее). Крутизна до 30 град наверно. Вдоль бортов, у скал, лежит снег, по которому наверно можно подняться без кошек и веревок.

    Начинаем подниматься из
    дол. р. Чинглусуай по
    правому пхд кулуару.
    Далее кулуар поворачивает налево и вроде выполаживается. Что дальше - не видно, а выводит он к пер. Ангвундасчорр (1Б, не через вершину), со спуском в цирк оз. Сенгисъявр. Наш путь лежит в правый по ходу кулуар. Он не крутой, внизу подъем до 20 град. и длиной 150 м, из-за плотного фирна проще идти пешком.
    ЧХВ - 2ч. 35мин.


    В 12-15 пошли вверх. Тут ветер в лицо, и бедный реммастер, не выдержав, остановился и одел свитер. Идем по кулуару вверх. После подъема становится почти плоско, и поворачиваем налево. Впереди - понижение в кулуаре. Чтобы не терять высоту, обходим траверсом слева. Подошли под взлет на плато (скорее на склон горы Ангвундасчорр, а не плато), здесь узкое ущелье между каменных щек.


    Поднимаемся из дол. р. Чинглусуай
    по правому пхд кулуару на склон г. Ангвундасчорр.
    Вторая (последняя) ступень
    Встали на привал между надувом и скалой слева пхд, под взлетом в 13-35 - 13-50. Ник примерз к камню (худож. правда). Поели сахарку и пошли вверх. Склон до 25град., не круче, и длиной метров 50-70, хотя в описании Бекетова указывалось 30град.

    Поднялись на плато (точнее это не плато,
    а пологий склон г. Ангвундасчорр
    Поднялись на плато (точнее это не плато, а пологий склон) в 14-30.
    Ветер крепчал, добавился снег (поземка), крутизна почти не ощущается, идем вверх. Видимость ухудшается, ветер усиливается, уже низовая пурга, идем по азимуту. Скорость невысокая. Стало смеркаться. Видимость ухудшилась еще (до нескольких метров). Решили ставиться, благо вышли на ровное место в 16-15. ЧХВ 3-30, а за день 5-55. Есть надежда (исходя из расчетов времени и направления движения), что это или гребень, или вершина.
    Поставили "зиму". Возвели круговую стенку из снежных блоков-кирпичей. Очень плотный фирн, его едва берет лавлист. Зато ножовка режет прекрасно. Сильный ветер, идет снег. С потолка, благодаря ветру, сыплет иней. Готовим на горелках.

    Далее >>
    Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
    Для зарегистрированных пользователей

    Логин (ID):
    Пароль:
    Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

    E-mail:

    Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
    Отзывы (оставить отзыв)
    Сортировать по: дате рейтингу

    без заголовка

    Нормальная тройка, оценивать собственно нечего. Скорее не отчет, а так дневник. Просто хочу высказать некие соображения. 1. На Кольском ветра в основном западные. Да и не только на Кольском. То есть, если не сильно повезет с погодой, ветер будет все время в рожу, если маршрут из Ловозер в Хибины. Мне в свое время это говорили - не послушал. На перевалах просто сдувало. Вывод - лучше планировать в обратную сторону. 2. В эти сроки планировать за день прохождения Ловозерского плато мягко говоря опрометчиво. А останавливаться там на ночлег еще хуже. Повезло. Либо идите позже, либо выходите раньше, ну и крепления ломать не надо. 3. Далее пока не опубликовали. Но есть казусы. Что такое "фирн с участками снега"? Фирн - это снег. Оценивать категории перевалов не берусь, там есть куча маститых в МКК, которые перечни публикуют. Но убей, не пойму, где на С. Рисчорре 1Б. Его можно пройти не снимая лыж. А у Ляпина и Буревестник 1Б, и Орлиный 1Б. Разве можно сравнить? Ну может со звездами. Да там Ферсман близко не валялся.
     
    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru