Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира
Горы в фотографиях >
Всего отзывов: 7 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00

Как делать панорамы - практические советы.
Ссылки по теме:

Фотографии Безенгийской стены с вертолета (зима 2007): FLASH-панорамы.

Панорамы Центрального Кавказа с вершины Кезген (в JPG).

К Казбеку маршрутом Пастухова: панорамы QTVR.

Хан-Тенгри. Северный Иныльчек. Панорамы.

...Эта статья появилась как продолжение Панорам Центрального Кавказа с вершины Кезген после того как автору попалась серия фотографий другого участника похода с той же точки, но сделанных самой затрапезной мыльницей в худшем понимании этого слова.
Посмотрите (и узнайте как) - даже из не самого хорошего исходного материала можно склеить неплохую конфетку!



Автор текста и обработка фотографий: Игорь Паша (Москва).
Исходные фотографии: Иван Храпач (Москва)

Фотографировал на наших маршрутах не только я, Иван тоже. Он носил с собой фотик системы Hyundai – дивную, с 3-кратным зумом, мыльницу. Ее главное достоинство в том, что совсем не надо выяснять, какими именно недостатками она обладает. Всеми. Она хищно искажает поле, жестко пишет, окрашивает в ядреные цвета все, что видит, лихо затемняет кадр вокруг центра, и много чего еще делает. Нам она очень нравилась. Ивану – потому что занимала руки, мне – потому что бросала вызов моей изобретательности в вопросе о том, как устроить ей какую-нибудь славную безболезненную катастрофу.

Она, как сейчас помню, была в аккуратном фирменном футляре. Помню это так хорошо, потому что когда мы в завершение всех наших маршрутов поднялись на "бочки" для финального обхода вершин Эльбруса и в порядке акклимухи траверсировали склон между скалами Пастухова и Подковой, этот футляр в какой-то момент прытко выскочил из рук Ивана и закувыркался вниз. Он скатывался замедленно-долго, как знаменитая коляска на одесской лестнице в "Броненосце Потемкине". Иногда, казалось, он даже приостанавливался, решал, на какой бок завалиться, но под гнетом жесткой конкуренции правого и левого продолжал кувыркаться, пока не свалился в трещину далеко внизу.

А сам фотик системы Hyundai остался, Иван по возвращении вернул его маме. Когда пойдем с ним следующим летом, попрошу, чтобы он обязательно взял его с собой еще раз.

Почему я так говорю? Потому что благодаря снимкам с этого фотика я получил прекрасную панораму Кавказских гор с вершины Кезгена. Нет, не ту, которую вы уже видели, и не ее фрагменты, всё то я получил со своим аппаратом Nikon 8800. Хюндайскую панораму я хочу вам представить сейчас. Сырьевые снимки для нее сделал Иван, но намучился с ними я – уже в эти дни, готовя кезгенскую заметку к публикации.

Просматривая Ивановы вклады в общую фотокопилку, я обнаружил, что шесть его вершинных снимков внахлест ложатся друг на друга и покрывают две трети круга. Я зарядил ими фотошоп и, попросив его скрестить их (merge), получил такую кулебяку:

Этот первый шаг на пути к гармонии отнимает ровно столько времени, сколько требуется компу, чтобы переварить скормленные ему фрагменты и сшить их на свой автоматический вкус. Результат далеко не всегда получается отличным (или хотя бы приличным), но то что получается – всегда полезная картинка. Она показывает, насколько серьезно ваш исходный материал страдает от разномастных фотопаразитов.

Что мы видим в нашем случае? В позитиве – приятная цветовая основа неба и горных склонов. Это ценно, потому что не надо самому химичить и перезамешивать цветовой фундамент. Все остальное в негативе. Прежде всего, это страшные темно-синюшные диагонали по небу, образовавшиеся при сшивке оригинальных снимков, которые хюндайская оптика щедро затемнила по периферии (эта диверсия называется виньетированием). Это, также, вопиющие сшивочные нестыки деталей изображения (самые вопиющие отмечены стрелками), ими мы обязаны дисторсиям - периферийным искажениям картинки, благодаря которым человеческая голова принимает форму Каспийского моря.

Как быть? Проще всего плюнуть на эти дефекты, как это делали в эпоху доисторического материализма, и довольствоваться тем, что есть. Все равно ведь штука полезная, и даже за нее спасибо скажут, если поделиться ей. И это, в общем, будет трезвое практическое решение – в смысле, плюнуть.

Но допустим, что вы зачем-то хотите все же немного повозиться (дорога в ад устлана благими намерениями!). Тогда вы точно пожелаете первым делом освободиться от синюшных диагоналей, и правильно. Но в один прихлоп это не получится, останутся следы. Если же не в один, то можно продвигаться разными путями.

Я поступил так. Во-первых, обрезал у каждого снимка-фрагмента боковые фланги, но не по типу "два сантиметра с каждой стороны", а с конкретным учетом пристрастий хюндайского фотика. Он оказался левым уклонистом - левый фланг изгибал гораздо прогрессивнее, поэтому здесь я откусывал больше. Кроме того, перед откусыванием я по возможности сближал соседние фрагменты по яркости неба, подгоняя их к некоторому общему среднему уровню. Во-вторых, я повернул отдельные снимки на 1 - 2 градуса, так чтобы доминирующие линии лучше сшивались и линия горизонта легла горизонтальнее (узункольские вершины справа пока что на уровне более высоких вершин Адырсу слева, а это непорядок). В-третьих, некоторые снимки я слегка перемасштабировал, чтобы избавиться от наиболее вопиющих нестыковок или хотя бы уменьшить их. (В интернете можно найти немало панорам, имеющих форму автомобильного руля. Подскажу, как проще всего сделать такую фенечку. Берете два первых снимка из панорамного пакета, разворачиваете их так, чтобы искривленные бока пришли в примерное согласие на стыке. Фотошоп их свяжет и подгладит. Так как дисторсия растягивает фланги книзу или кверху, в синтезе получится дуга. К двум слитым снимкам таким же способом добавляете третий – панорама удлинится, дуга увеличится. И так до последнего снимка. В итоге вы имеете классный панорамный руль от "Запорожца". Вполне продаваемая вещица, если ее проталкивать вместе с симпатичной легендой о том, что как раз такой "рулевой" эффект создают особенности бокового зрения человека.)

Так или иначе, на все это у меня ушел весь свободный вечер, и повторная сливка привела к следующему:

Прогресс налицо – небо стало однороднее, нестыки в области скал сократились или вообще ушли. Взамен я, правда, получил пару нестыков в области снежных вершин (отмечены стрелками), и, естественно, при мне остались все те цветовые недостатки, с которыми я еще не боролся. Но уже приятно, уже можно смело подравнивать картинку сверху и снизу и рассылать ее по городам и весям. И опять это будет наиболее практическое решение. Зачем еще что-то? Уже хорошо, а лучшее враг хорошего.

Но допустим, что вы хотите продвинуться еще дальше. Что делать? Прежде всего, действительно обрезать верх и низ – особенно верх, потому что с его обрезками уйдет бОльшая часть сшивочной неоднородности неба. Я так и сделал. Перед этим, правда, еще перестыковал некоторые фрагменты, так чтобы сшивка склона Бжедуха опять стала гладкой. (Горные вершины – важные элементы панорамы, с ними лучше не химичить, а добиваться естественного "благозвучия".) Это откликнулось мне усугубившимися нестыками в области рыжего пупыря переднего плана (см. картинку ниже). Что до мизерного нестыка на вершине, отмеченной левой стрелкой, то его я быстренько убил перекраской окрестных пикселей, благо область маленькая, – часть склона-эха замазал небесными цветами, часть слил с основной линией склона.

Получилось вот что:

Картинка стала кирпичиком, углы сгладились. На небе из общих помех остались только низкоамплитудные световые и цветовые волны, на скалах ближнего плана – геометрические нестыки центрального пупыря и явный цветовой нестык скального зеленоватого склона в области ниже Донгуза. Плюс, конечно, масса мелких "докучливостей". Однако после того, что сделано, это всё ерунда, правда? Добьем? Конечно, добьем! Но предупреждаю, именно это будет самым непрактичным решением.

Разобраться с оставшимися нестыками и зеленоватым склоном дело нехитрое, поскольку это локальные факторы. А вот небо... – обратите внимание, какой у него разный цвет (именно цвет! свет поправить – раз плюнуть, на то есть регулировочка "brightness/contrast", ее в основе достаточно). Обратите также внимание на цвет солнечных склонов дальнего плана слева и справа от Ушбы: он слева охристый, а справа болотистый. Наконец, правый фланг панорамы тонет в белесой дымке. Что со всем этим делать?

Не знаю, кто как, а я начал с неба – и будь здоров намаялся, ретушируя цветовые неоднородности и дефекты. Результат вышел убогий, но съел весь вечер. Я разуверился в дальнейших перспективах и в ночном сне впал в тяжелую медитацию.

"Не верь", – нашептывал мне дьявол, "Верь", – подсказывал ангел. "Смотри, как захромало дело!", – взывал к разуму дьявол, "Что хромает, то идет", – поправлял ангел. Они на время оставляли меня одного, а когда появлялись снова, уже давали обратные наставления. Наверно, я сильно храпел при этом, потому что храп спасает в таких ситуациях. Чья взяла в итоге, я не усвоил, но к утру понял, что небо нужно без дураков ПЕРЕКРЫВАТЬ ЗАНОВО. Похоже, это всё же муза, а не ангел с дьяволом, спала со мной ночью. Но музы спят со многими, а потомство имеют от избранных – как будет в моем случае?

Я заметил, что небо над Уллукарой и Башкарой наиболее приятное на цвет и замес, и взял его за основу. А именно, выделил небольшой более или менее однородный прямоугольничек по высоте от уровня вершин до верхнего среза, клонировал его, приложил клона слева, "облизал" сшивку, получил удвоенную область. Удвоил ее таким же трюком и удваивал дальше, пока не добрался до левого края панорамы. Сглаживать границу новорожденного неба и старого белесого горизонта под ним было несложно – растирочками, фильтрами.
В разгар этой небесно-омолодительной работы просматривалось вот что:

Для достижения этого результата я в параллель с омоложением неба выравнивал цвет и свет склонов под ним. Склоны левой части панорамы стали темнее и болотистее, приблизились к стандартам правой части. Но – главное – посмотрите, каким милым, чистым, ровным и просто красивым стало "выходить из-под пера" небо! Разве не стоило ради этого столько морочиться? Именно морочиться – одного лишь клонирования эталонного фрагмента неба было недостаточно. Приемлемое сглаживание стало возможным после наложения на перерожденное небо нескольких десятков (!) лессировочных слоев. Это когда вы свободным контуром выделяете какой-нибудь фрагмент с ненужным монотонным градиентом цвета, накладываете на него тонюсенькие пленочки в виде коррекций на плюс-минус единичку регулировками "color balance", "sеlective colors", "brightness/contrast" и, реже, другими, потом сдвигаете контур или накладываете новый – и опять пленочки, потом – с новым сдвигом или контуром – еще, и еще, и еще, до получения желаемого эффекта, а потом утюжите вашу кумулятивную лессировку глаживающими фильтрами.

Промежуточного небесного и поднебесного результата по омоложению, показанного на картинке выше, я добился за два вечера. Соответственно, еще пара вечеров ушла на завершение омоложения. По ходу я сшил разрывы в области скальной вершины (отмечены стрелками). Вот крупным планом эта область в оригинале и то, что я с ней сделал:

Вначале в гребневых линиях был один разрыв "среднего калибра" и один маленький (показаны стрелками в Окне 1). При поворотах и перемасштабировании отдельных исходных снимков (это, напомню, делалось ради общего сглаживания форм черновой панорамы) эти разрывы усугубились и, более того, появился третий разрыв (см. Окно 2), зато горы у горизонта сшились идеально, а это главное. С этими тремя дефектами я поступил одинаково. Взял фрагмент-оригинал, включающий всю эту область, свободным контуром "зряче" скопировал из нее участки с дефектами и стал их поочередно вклеивать, каждый дважды, и поворачивать, прикрывая сначала один, потом другой борт дефекта так, чтобы разрыв основной линии устранился. Затем ретушированием (перекрашиванием и сглаживанием прилегающих пикселей) я вымел сшивочный мусор и получил картинку в Окне 3. Да простят меня соседствующие с Кезгеном гребни и склоны за местное искажение их форм и да успокоит их то, что художник Шишкин тоже искажал форму отдельных сучьев лесных сосенок в угоду цельности своих правдивых полотен.

Итогом недельных усилий и ухищрений стала следующая картинка:


Стоит ли овчинка выделки – вот в чем вопрос. У вас есть ответ на него? У меня есть. Сегодня он такой, а завтра другой. Когда он утвердительный, я могу позволить себе подобные самоистязания. Они травмоопасные, поэтому тут уже одно из двух: либо ты на коне, либо на щите. В первом случае с тобой всё ясно, ты колесован счастьем, но во втором – там уже как во сне, когда многое зависит от положения спящего. Попав на щит, главное не сдуться, не стать угрюмым. Угрюмые ведь – несамодостаточные ребята. Они и после смерти не бывают веселыми... Лучше уж быть продавцом кузнечиков.

Закончу тем, с чего начал – похвалой фотику от Hyundai. Не будь его, не было бы этого сырья для чудес. И вообще, знай я раньше то, что знаю теперь, я бы теперь не знал этого.

А еще спасибо Станиславу Ежи Лецу, активно поддержавшему меня в подготовке и написании этой заметки.

Игорь Паша (Москва).



Как самостоятельно изготовить QTVR-панорамы (в формате QuickTime Virtual Reality).


(фото-фрагмент)
Первой ласточкой VR на Mountain.RU были виртуальные панорамы верховий ледника Северный Иныльчек:
Хан-Тенгри. Северный Иныльчек. Панорамы
(текст, фото и обработка фото - Дмитрий Шишкин, Ростов-на-Дону):


Круговая панорама Virtual Reality.
Для просмотра и вращения - кликнуть.

Позже на сайте появились виртуальные панорамы района Казбека:
К Казбеку маршрутом Пастухова
(текст, фото и обработка фото - Владимир Попов, город Жуковский, Московская обл.):


Круговая панорама Virtual Reality.
Для просмотра и вращения - кликнуть.

После той публикации к нам на Mountain.RU пришло несколько писем с просьбами дать практические советы, как такие панорамы изготовить самостоятельно.

Мы попросили автора тех панорам поделиться опытом и вот какие советы были даны:

1. Съемка с рук на Зенит + Зенитар 16 мм, слайды, 4 кадра на панораму, сканирование.
2. Склейка кадров в плоскую панораму с помощью Panorama Tools (webuser.fh-furtwangen.de/~dersch) с использованием ControlPoint (увы, их ссылка - smartr.easynet.be/controlpoints - больше не работает).
3. Ретушь стыков в Photoshop (Brightness/Contrast каждого из 3-х каналов RGB отдельно).
(пункт 3 - про ретушь - отлично описан с примерами выше)
4. Преобразование плоской панорамы в QTVR (QuickTime Virtual Reality) с помощью Pano2QTVR (www.pano2qtvr.com).

В Интернете есть много информации по панорамам, в основном на английском языке. На русском я бы рекомендовал начать знакомство с panoworld.narod.ru, раздел Технологии.

Присылайте Ваши панорамы на Mountain.RU!
(адрес - info@mountain.ru)

Отзывы (оставить отзыв)
Сортировать по: дате рейтингу

немного отвечаю

Спасибо за отзывы, комментарии и вопросы. Хотел бы поблагодарить Дмитрия Шишкина и Владимира Попова, вольных или невольных соавторов этой панорамной публикации, а также заметить, что я не выступаю как мэтр высшей инстанции, а просто делюсь своими эмпирическими навыками, которые вполне работают.

Александру. Спасибо - и за сочувствие, и за указания. Я не перемасштабирую свои снимки, когда делаю панорамы, но тут особый случай. Я воспринял дар хюндайский как вызов себе и поставил чисто спортивную задачу - разобраться с ним своими собственными руками. Что до "ручной" сшивки (когда сырье проходит предварительно "подкручивается руками"), то когда исходный материал не зашкаливает с дисторсиями, мой ничем не выдающийся комп, заведенный фотошопом, производит ее за 10-30 секунд, в зависимости от количества и пиксельного объема снимков. У ручной сшивки есть свой плюс. Пока я исследую фрагменты на степень урона, понесенного ими от фотопаразитов, я лучше въезжаю в то, как именно буду излечивать пациента после сшивки. То есть время даром не теряется. Кроме того, главных паразитов - сильное цветое и световое несоответствие фрагментов - лучше первоначально спрыснуть еще до сшивки, чтобы они не такие резвые были потом. Да, я писал, что переход от первой картинки ко второй занял у меня весь вечер. Но основное время при этом ушло именно на выравнивание яркости, что очень непросто делать при таких офигенных виньетках. И, опять-таки, если бы я не подровнял яркость на этой ранней стадии, вряд ли муза вдохновила бы меня на тотальную замену неба, а если и вдохновила бы, у меня были бы большие проблемы с выбором и подготовкой эталонного кусочка для клонирования: на второй картинке небо куда ровнее и радостнее.

Юрию Колышкину. "Цветовой баланс" и "Выборочная коррекция цвета" - команды широкого диапазона действия, в два слова их не представишь. Конструктивно вторую от первой отличает то, что ее настройки работают в цветовой модели CMYK, а не RGB. Это одна из причин, по которой не у всех с ней задается дружба. Автор моей тысячестраничной фотошоп-библии так и пишет: "Если вас устраивает команда "выборочная коррекция цвета" - очень хорошо, но если у вас ничего не получается, не упорствуйте". Лично меня эта команда устраивает. Например, когда изображение на снимке очень плотное - получено в сильную недодержку - и при этом на нем есть контрастные светлые области (снег, лед), эффективно разжижать его по команде brightness/contrast как правило не удается, т.к. эти области становятся нечитаемо белыми (слепыми) прежде чем приемлемо высветлятся плотные темные участки. Применяя "выборочную коррекцию", я выбираю из раскрывающегося списка colors стандартный цвет neutrals и в его окне увожу ползунок black влево. Изображение в целом становится менее плотным, но белесые участки затрагиваются мало. Уводить ползунок в большие минуса (за -10) плохо, потому что цвета начинают серьезно блекнуть и меняться в оттенках. Если этого диапазона коррекции не хватает, то это значит, что перед вами не такой простой случай и что нужно комбинировать разные команды и пользоваться масками. Если величина корректировки от -5 до -10, то после нее полезно поднасытить цвета на 3-5 единиц в настройке hue/saturation. На другие примеры здесь уже нет места.

Владимиру Баранову. Как лучше бороться с темно-синим небом? Лучше всего просто предохраняться - пользоваться при съемке цветокорректирующими линзами. Универсального приема борьбы с ним на снимках, по-моему, нет, потому что этот дефект может иметь разное спектральное наполнение, в зависимости от положения солнца, ландшафта, оптики, балансировки белого (или ее отсутствия).

Славе. Здравствуй и спасибо! Со снимками на НОРМАЛЬНОЙ камере (не важно, дискретник или нет) ТАКИХ мучений не будет. К примеру, мой собственный Nikon 8800, с которым я снимаю горы, - камера весьма не без недостатков (потому и стоит всего под тыщу баксов), она тоже делает виньетки и дисторсии, но, как говорил Неру, в меру. Когда я снимаю панорамный ряд с нахлестом в половину или даже всего в треть снимка, а потом сношу лишнюю боковую ботву, от этих дефектов мало что остается. А именно, с остающимися искажениями вполне успешно борется сам фотошоп, а небесные засинения если и остаются, то по самым уголкам, откуда они элементарно выметаются пропорционально подобранными кистью и сглаживанием (например, gaussian blur) или - в крайнем случае - насадкой клона соседней области. Кроме того, снимая панорамный ряд на своем фотике, я использую МАКСИМАЛЬНО позволительное для данной панорамы увеличение, потому что, во-первых, она получается детальнее и МЯГЧЕ, во-вторых, микрошевеленка (я снимаю с рук) успешно подавляется встроенным виброрезистором (а мыльницу трясет до неприличного размытия картинки, поэтому ВСЁ, что Иван снял на Хюндае с зумом, категорически ушло в корзину), и, в-третьих, чем с большим увеличением работает зумник, тем меньше он искажает периферию.

Об академичности интересов. С пикселями у этого Хюндая было не хуже, чем у моего Никона: 3264*2448. За счет обрезания поверху и понизу финальная панорама вышла с меньшей стороной типа 1600 (выложили ее, естественно, уменьшенной). При имеющемся соотношении сторон этого вполне достаточно, чтобы получить в какой-нибудь профессиональной фотолаборатории отпечаток длиной метр и повесить у себя дома над кроватью (или еще где). При этом следы ретуши ты отыщещь на нем, только если будешь чрезвычайно озабочен (бывает). Можно, кстати, рассматривать картинку и на компе, под большой плюсовой лупой, там следы ретуши активно полезут только вместе с пиксельным зерном. Бескомпромиссному естествоиспытателю это будет интересно, но нормальному зрителю вряд ли.

 
Be cool

Здравствуйте, Игорь Иванович! Прочитал я про Ваши старания. Возникло несколько вопросов. Во-первых, а на нормальной камере (со сменной оптикой) разве таких мучений не будет? (я так полагаю, все прелести также должны присустствовать, только в меньших количествах, например, цвет неба все равно должен отличаться от фотографии к фотографии, или нет?) Во-вторых, не получается ли, что проделанная работа представляет интерес чисто академический поясню: получена панорама размером... ну, прикинем, у той камеры разрешение никак не меньше 2048*1536, там, по-моему, кадров 6, откинем на пересечение две ширины, итого примерно 8000*1000 пикселей. Если смотреть эту красоту на мониторе, картинка, естественно будет сжатой, и мы не заметим тщательной подчистки линии гор, например. Если же распечатать панораму на размер ватмана (или больше), то не полезут ли все подправки? Кроме того, было бы интересно узнать, какие именно фильтры и инструменты, где и с какими настройками применялись? (я понимаю, это сделает статью куда более сухой, но... вот вопрос такой возникает, любопытно ) А вообще, здорово и полезно!
 
еще вопрос

Спасибо за заметку и уже данные в отзывах разъяснения. Я цветокоррекцией серьезно не занимался, а тут увидел, наколько это полезная вещь. В связи с этим у меня вопрос: какие характерные цветовые издержки горных фоток лучше поддаются настройке "color balance", а какие настройке "ive colors"?
 
спасибо

Ну если тут будут еще отвечать на вопросы по фотошопу то прошу ответить на мой вопрос тоже. Как лучше бороться с чересчур темным синим небом которое получается на снимках в ясную погду в разгар дня? Спасибо. Вл. Баранов
 
Отлично!

Игорь, молодец!! Это оказалось интересно. И весело. Честно говоря, раньше большого внимания не обращал на дефекты прогрессивной чудо-техники типа "Хундай" и им подобных. Виртуальная панорама - класс.
 
Полезная штука

Заметка полезная юмористов-горолазов с фотиками!!!
 
комментарий

Узнаю свои мучения, особенно в части клонирования куска неба и растягивания на всю панораму. Что касается сшивки фото и масштабирования - все это очень хорошо делает программа PtGui с плугинами Smartblend и Panorama Tools. Получается гораздо быстрее и с меньшими усилиями.
 
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru