КАРЖАНТАУ
Хребет Каржантау , являющийся самым северным отрогом Таласского Алатау системы гор Западного Тянь-шаня , своей юго-западной оконечностью входит в пределы Узбекистана . На территории Бостанлыкского района Ташкентской области эти горы, граничащие с Казахстаном , еще называют Мингбулакскими - по названию самой высокой вершины - горы Мингбулак (2824 м). Хребет Каржантау , в пределах Бостанлыкского района , дает начало таким горным саям как: Таваксай , Акташсай , Каракиясай , Кызылсу , Аргутсай и др. Большинство из них впадает в реку Чирчик , и на своем пути дают напиться своими водами многочисленным дехканским хозяйствам, фермерским полям, поселкам, домам отдыха, сильно распространенным в этих местах. Такие горные поселки как Акташ, Сайлык, Хандайлык, Чимбойлык, Кызылсу являются развитыми и примыкающие к ним сельские угодья довольно обширны.
Жеребенок возле мамы
Отроги Каржантау
Редкая травка
КАРАКИЯСАЙ
От поселка Сайлык , довольно узкая дорога, вдоль Каракиясая , вывела нас к небольшому фермерскому хозяйству, где мы стали подниматься по тропе круто вверх. Тропа эта вела по левобережью Каракиясая , вдоль одного из склонов. Погода в этот день располагала к себе, и кучевые облака приятно радовали глаз. Пасущиеся лошади, ярко цветущая растительность и свежий воздух добавляли приятных ощущений к общему настроению. Иногда по дороге встречались коровы, некоторые из которых, почему-то, бежали нам навстречу, испуганные чем-то. А тропа никуда не сворачивая все поднималась и поднималась вверх, вдоль водораздела Каракиясая и Чимбойлыксая . Деревья арчи стали появляться все больше на нашем пути, и некоторые из них были довольно внушительных размеров. На противоположных от нас отрогах Мингбулака , находились чабанские стоянки, с которых постоянно доносились голоса и различные звуки. И, возле одной из них, на Каракиясае , струился небольшой водопад, так и говорящий: "Идите ко мне, посмотрите на меня!". Но у нас сегодня другие планы, поэтому увидеть этот водопад вблизи придется по-видимому в другой раз.
Палатки на поляне - Куль
Цветки барбариса
Большой экземпляр Арчи
КУЛЬ
Наша тропа все поднимаясь вверх и обходя небольшими зигзагами боковые ручьи наконец вывела нас к большой холмистой поляне называемой местными жителями "Куль" , что означает - "Озеро". Поляна вдоль и поперек расчленена небольшими ручьями, которые при активном таянии снега, скорее всего, образуют здесь небольшое озерцо. В самом начале поляны Ольга нашла большой камень похожий на трон или древний жертвенник. Рядом с ним находился небольшой камень, на котором были выбиты петроглифы - наскальные рисунки древних охотников. Хотя, основные петроглифы находятся в часе подъема от этой поляны, остается открытым вопрос - откуда здесь появился этот камень? Либо его сюда скатили с того места, где находятся и другие петроглифы , либо рисунки наносились прямо здесь. Наконец-то Виталий и Георгий выбрали место для ночевки и, скинув рюкзаки, мы с Виталием отправились за водой. Идти пришлось по небольшим холмам, сплошь усыпанных одной степной травкой, колышающей при малейшем дуновении ветерка. Небольшой каменистый ручей оказался очень маловодным, и пришлось поискать удобное место для пополнения запасов воды.
Снег на перевале
Поляна - Куль
Георгий осматривает просторы
ПЕТРОГЛИФЫ КАРАКИЯСАЯ
Приблизительно в пять часов вечера, после приготовленного усилиями Георгия вкусного плова, мы с Виталием Борисовичем решили сходить к петроглифам . Тем более что все рисунки обращены приблизительно к западу и фотографировать их утром не желательно. Но, уже поднимаясь по хребту, солнце вдруг стала закрывать небольшая облачность, все более и более исиливаясь. В итоге пришлось фотографировать при рассеянном освещении, что конечно и сказалось на читаемости самих петроглифов . Потом мы с Виталием поднялись еще выше на небольшой перевал - водораздел Кызылсу и Каракиясая . Здесь еще лежал снег, на границе таяния которого произрастали первые цветы - шафран и крокусы . А рядом с ними, небольшие тюльпанчики спрятали свои лица в преддверии надвигающейся ночи. Спускались снова через скалы, усыпанные петроглифами , и пока позволяло освещение, фотографировали рисунки, которые еще не встречали. Отдельных камней с рисунками, скорее всего, больше сотни, и чтобы внимательно изучить их и запечатлеть на фото, одного дня будет мало. Тем более что еще есть один так называемый камень "Караташ" , куда мы не дошли в этот раз, и который, по всей видимости, тоже требует всестороннего изучения...
Олим - местный житель
Закат под Арчей
Петроглифы Каракиясая
КАПРИЗЫ ПОГОДЫ
Первые часы после отбоя были довольно спокойными, но уже приблизительно в середине ночи, не на шутку разыгрался ветер, после которого хлынул сильный дождик, продолжавшийся несколько часов. Утром, когда кончился дождик, подводим итог: промокшие палатки, спальники и дрова. Еле-еле разводим огонь и готовим завтрак, а заодно и немного подсыхаем возле очага. Травянистая растительность насквозь пропиталась влагой, и ходить в таких условиях не очень удобно, тем более облака все не хотели рассеиваться, иногда покапывая дождиком на нас. Пришлось отменить запланированный переход на Кызылсу и дожидаться улучшения погоды, но в середине дня дождь хлынул с новой силой, и ничего не оставалось делать, как коротать свободное время в палатках. Вот когда действительно сожалеешь о том, что не взяли с собой хотя бы небольшие шахматы. Ольга достала промокшую наполовину книжку о "Чакрах и Кундалини" и стала нам ее читать вслух. Чтение действовало усыпляющее, и мы стали засыпать, но когда прекратился дождь, мы понемногу стали приходить в себя... Окружавшие горы, плывущие облака в разных направлениях и иногда выглядывающее солнце создавали довольно необычные виды. С нашего места довольно красиво просматривались горы Чимгана, часть Чарвакского водохранилища , Ходжакентские горы и Каранкуль . И пока мы любовались видами гор, к нам неожиданно подскакал на коне местный житель - Олим, - как потом выяснилось. Поговорили об этих местах, о местных названиях. Он сказал какие животные еще здесь встречаются и в каких местах. Приглашал нас к себе в гости. Олим оказался вполне дружелюбным человеком, и искренне был рад видеть нас в горах. После, он умчался к своему попутчику, который его дожидался на небольшом перевале. К вечеру погода окончательно прояснилась, и нас ждало звездное небо и яркие огни Газалкента, Чирчика и их пригородов.
Ужин на закате
Закат на Каракиясае
Огни населенных пунктов
МАРШ БРОСОК
На следующее утро, после завтрака, отведав манной кашки, стали собираться в путь дорогу. Решаем идти вдоль склонов, огибая такие небольшие саи как: Чимбайлыксай, Узунсай и Крыккызсай . А затем уже спуститься по хребту разделяющему Кызылсу и соседнюю речку, по-видимому - Крыккызсай . Собрав все вещи и упаковав их в рюкзаки, прощаемся с местом, которое нас приютило на эти дни, говорим спасибо арче , что укрывала нас от дождя, и в путь - дорогу! Бесконечными зигзагами, обходя многочисленные ручьи и саи вдоль склонов Мингбулака , сквозь арчовники и небольшие поляны, выходим на водораздел Кызылсу и Крыккызсая (или Учташсая - до сих пор мной не выяснено), и начинаем затяжной спуск, к станции Каранкуль . А постепенно усиливающаяся облачность, иногда накапывая мелкими капельками, через некоторое время все же хлынула на нас, более проливным дождем, сопровождая его громом и молнией. Насквозь промокшие, еле передвигая ноги, подходим к железнодорожной станции Каранкуль и, сбросив рюкзаки, ожидаем поезд. Уже на станции, переведя дух, начинаем приходить в себя после изнурительного спуска под сильным дождем, а это, кстати, воспитывает дух и волю, так необходимые в походных и иных условиях.