Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||
|
|||||||||||
Казбек - такой близкий и далекий
Окончание (Начало здесь) НАМОЛЕННОЕ МЕСТО
(*) - Сакартвело - Грузия по-грузински. К району Казбека ведёт Военно-Грузинская дорога. В месте, где обмелевший Терек разделяет два высокогорных села (на правом берегу – Казбеги, на левом – Гергети), следует остановиться. Если Вам повезёт с погодой, то отсюда откроется неповторимый вид на горные просторы и главную вершину региона - Казбек. Это святые места. Здесь особо романтический дух, и причиной тому, прежде всего, Гергетская Троица (Храм Цминда Самеба (Божьей Матери) XIV века). Стены и храма, и колокольни украшает резной национальный орнамент. В былые времена на этом месте собирался совет старейшин Хеви для принятия важных решений. По преданию пастухам явилась здесь Пресвятая Богородица и повелела построить на том месте храм. Когда он был почти готов, у строителей не хватило камня для его завершения. Они огорчились, так как камни заготавливались и привозились издалека. Проснувшись утром, все были поражены, увидев полностью завершённый храм. Есть иная версия выбора места для храма. Её поведал К. Столярчук: «Когда-то во время восхождения на Казбек вместе с друзьями-альпинистами мне довелось идти мимо раннехристианского храма Цминда Самеба, который стоял почему-то намного выше селения Казбеги. Местные жители рассказали легенду, в которой фигурирует орёл. Именно выпущенная на волю птица «указала» место строительства храма, сев на горе...».
(**) – Крест Святой Нино необычной формы- две перекрещенные виноградные лозы. Он вошёл в традицию как символ национального грузинского христианства и хранится как святыня. С этим Крестом, скреплённым собственными волосами, пришла из Иерусалима в древнюю языческую столицу Грузии, Мцхету, Нино - дочь римского военачальника. После того, как Святая Нино излечила смертельно больную царицу Нану и та из идолопоклонницы стала ревностной христианкой, уверовала в Христа Спасителя. Её супруг,- Царь Мириан, оказавшись на пороге слепоты и гибели, также призвал Бога, о котором рассказывала Нино, и, получив помощь, окрестил страну, построил столичный собор в Мцхете во имя Спасителя. В 326 г. христианство было провозглашено государственной религией. Этим Крестом была освящена церемония принятия христианства на грузинской земле. Напутствуя Нино в дорогу, Пресвятая Богородица сказала: «Ступай в удельную Мне Грузию и проповедуй там Евангелие Господа Иисуса Христа, да снизойдёт на тебя благодать Его, и буду Я тебе покровительствовать».
14 января 335 года Святая скончалась. Грузины особенно почитают Святую Нино, которая была причислена Православной церковью к лику Святых и возведена в ранг Равноапостольных. Только в столице находится пять храмов Святой Нино. Святую Равноапостольную Нино, просветительницу Грузии (Нинооба), поминают дважды в году: 27 января - в день её блаженной кончины и первого июня – в день пришествия в Грузию. ЗАГАДКИ КАЗБЕКСКОЙ ПЕЩЕРЫ Говоря о Казбеке, нельзя не затронуть ещё одну тему: тему пещеры Бетлеми. Об этой загадочной пещере ещё в XVIII веке грузинский учёный-историк Вахушти Багратиони в «Географии Грузии» отмечал: «В скале Мкинвари, весьма высокой, высечены пещеры, и называют их Бетлеми подъём туда труден: ибо с пещеры спущена железная цепь и по ней взбираются. Говорят, что там находится колыбель господа и шатёр Авраама, стоящий без столбов, без верёвки, (сказывают) и о других чудесах, но я умалчиваю о них. Под ними имеется монастырь, высеченный в скале (эта) ныне в пусте». Конечно же, это не единственное упоминание о пещере, но место её нахождения столетия никто не знал, что объяснимо из интригующей легенды. Так, грузинская летопись «Картлис Цховреба»* повествует, что во времена, когда на Грузию надвигались полчища Тимур-ленга, сто хевсуров, сто юношей - горцев день и ночь уходили от преследователей. В переметных сумах - хурджинах везли они сокровища Грузии - казну царицы Тамары. Пройдя Крестовый перевал, они вышли в Дарьяльское ущелье, поднялись к храму Цминда Самеба и оттуда - к Бетлеми. Юноши сложили сокровища в пещере и, чтобы тайну никто не разгласил, закололи друг друга. * – «Картлис Цховреба» («Житие Картли» или «Жизнь Грузии») сборник древнегрузинских исторических сочинений, сложившийся в XII веке и пополнявшийся до XX века. Официальный памятник политической истории Грузии. Использованы устные и письменные грузинские, греческие и армянские источники. С монастырём связана ещё одна древняя легенда, описанная в поэме: падение святого монаха приютившего потерявшую путь пастушку, как кара за грехопадение над монастырем, по воле божьей, и была воздвигнута вершина Казбек. Поэт Илья Чавчавадзе так писал о ней в поэме «Отшельник»:
«На склоне царственной Мкинвари,
Там, в старину, пленён эдемом,
Гора кончается откосом
И грозно лязгая над бездной, Как-то, перебирая старые альпинистские сборники, я прочитал статью Александры Джапаридзе «Тайник пещеры Бетлеми». Пещеру обнаружили в 1948 году. Она находится на уровне 4-х тысяч метров на северо-восточном склоне. Есть мнение, что пещеру обнаружил путешественник Фридрих Паррот ещё в 1811 г.* Странно, почему же за столь долгое время никто её не посетил, ведь легенды о сокровищах уже тогда были известны? Выяснилось, что раньше туда поднимались лишь по железной цепи. Специальная экспедиция, проникшая в пещеру, нашла там древние хоругвь, иконы, старинные монеты и иные предметы. Ниже пещеры обнаружены высеченные в скалах монашеские кельи, каменный крест и могильные плиты, а также базальтовый столб и пирамида из розовых андезитовых глыб (см.: http://tourism.kuban.ru/forpost/2003.htm). Говорят, что в XII веке здесь мог располагаться религиозный центр. И что же дальше? А дальше о находках Вы можете узнать, прочитав ту самую статью «Тайник пещеры Бетлеми» в ежегоднике Советского альпинизма «Побеждённые вершины» 1948 года, журнале «Юность» № 5 за 1967 с рассказом «Бетлеми – пещерный город?» или найти информацию, полазив по Интернету. Мы были рядом с этим намоленным местом, но никто из нас тогда не знал, что рядом святыни грузинского народа. * – Иогана-Фридрих Паррот (1791 - 1841),- русский естествоиспытатель и врач. Будучи студентом, совершил путешествие по южной России, Кавказу, Крыму, Молдавии и Валахии, произвёл нивелировку между Чёрным и Каспийским морями, занимался всюду метеорологическими и естественно-историческими наблюдениями. В 1811 г. он предпринял три попытки взойти на Казбек. Достигал высоты 4250 м, но непогода вынуждала его прекращать подъём. В 1816 г. Паррот взошёл на одну из вершин массива Монте-Роза (4634 м), в 1817 г. покорил Монте-Пердидо (3355 м) и Маладету (3312 м) в Пиренеях, позднее побывал ещё на ряде вершин Альп, в том числе на Монблане. В 1829 г. доктор Паррот, профессор физики Дерптского университета (ныне Тарту, Эстония) предпринял первое официально задокументированное восхождение на гору Арарат. В его честь назван ледник на северо-западном склоне горы.
Издревле неприступные сияющие вершины Кавказских гор считаются преднебесной обителью могущественных духов и престолом божеств. До сих пор жив миф о Прометее - похитителе небесного огня. Прометей не только отдал его людям, но и спас человеческий род от гибели, научив их добывать и пользоваться огнём. За этот поступок Зевс наказал Прометея. Дерзкого похитителя огня приковали цепями к скалам Кавказа, а державному орлу было приказано ежедневно клевать его печень. Так Прометей обрёл лик мученика. Вспоминая одну из легенд о возникновении этих святых для Грузии мест, Зураб Кучава - руководитель той группы восходителей - напомнил нам, что «... когда Прометея приковали к скалам Кавказа, двинулся его старый враг Дракон, чтобы уничтожить героя. Но было сказано: не судьба Прометея быть съеденным Драконом. И окаменел Дракон на склонах Казбека и превратился в Скалы Дракона ...». Таким образом, намерениям Зевса уничтожить человечество не суждено было свершиться. Миф остаётся прекрасным мифом, и у разных кавказских народов божественный лик Прометея обретает свои национальные имена. Разными выступают и горы, к которым приковывались цепями герои. Так, в истории грузинского народа это Амирани, прикованный к Казбеку. Герои армянского эпоса – Мхери и Шидар - нашли место своего заточения на склонах не менее известного Арарата.
* - Памятник открыт 3 марта 2003г., (бронза 3.2 м) в Софии в честь освобождения Болгарии от Османского ига. Тема любви, духовности, чистоты, женского начала обретает свое звучание в бронзовом образе Богоматери, не Божьей матери, а именно Богоматери – божественной ипостаси, воплощении идеи о том, что одно из лиц Бога – женское. Богоматерь – Одигитрия, чья фигур с распростертыми руками образует крест, христианский символ человечества (см.: http://www.pototsky.ru/). * * * Увы, одно время горы этого района были «забыты» из-за политических страстей, экономической и приграничной вакханалий. Приятно, что последнее время альпинистская жизнь здесь оживает. Шаг за шагом восстанавливаются былые отношения по спортивной линии. По инициативе грузинской и Северо-Осетинской сторон под Казбеком стали проводить сборы, в том числе - по подготовке инструкторов альпинизма. Возрождаются традиции совместных восхождений любителей гор бывшего Союза в честь общенациональных дат. Так, в 2002 году «Впервые за последние 15 лет, - отмечает руководитель международного проекта «Спорт без границ» Алексей Трубачёв, - сборная российско-грузинская команда спортсменов преодолела маршрут высокой категории сложности на южной стороне Кавказского хребта. Был сделан первый шаг к восстановлению и укреплению утраченных после распада СССР связей. Наша акция (имеется в виду восхождение на Казбек и Ушбу в честь 80-летия М. Хергиани) имела большой общественный резонанс как в Грузии (особенно – в Сванетии), так и в России». Перед Вами их необычный снимок Казбека на закате.
На этой мажорной ноте я завершаю обзорную статью со своими воспоминаниями о Казбеке. Цель её проста: накануне нового сезона ещё раз напомнить о Казбеке, привлечь внимание к горе, рассказав о ней и о том, кто и что её окружает. В начале статьи говорилось, что и сам Казбек, и живущие там люди оставили у меня очень тёплые воспоминания. Высокие горы всегда привлекают людей и не только со спортивными устремлениями. Они становятся центрами, объединяющими интересы людей в изучении истории, культуры, археологии, этнографии проживавших и проживающих здесь горных народов.
И напоследок взгляните ещё на один прекрасный снимок Ю.П. Ерёмина (1929 г.). И здесь вы видите Казбек со своим старым спутником - монастырём. До встречи, Казбек! |
|||||||||||
|
|||||||||||