Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описание перевалов Седло Сугана (3А), Санкт-Петербург (3А), Коштан-крест (3Б*)
Паспорт перевала СЕДЛО СУГАНА, 3А, 4350 Первое прохождение перевала туристской группой, в августе 2004 года, в походе пятой категории, направление прохождения запад – восток. Возможно это самый высокий перевал в районе Сугана, отсутствие альтиметра не дало возможности сделать точный замер, но расчет по топографическим картам говорит, что перевал СЕДЛО СУГАНА выше перевала 50 лет ВЛКСМ.
Перевал расположен между вершинами Суганбаши и Малый Суган, ФОТО 01, ориентация запад-восток, ведет с ледника Нахашбита на ледник Доппах, соединяет верховья реки Орсдон (бассейн реки Урух) и долину реки Псыгансу. Впервые пройден группой туристов Санкт-Петербурга из Спортивного Клуба “СТРЕЛЕЦ”, с ледника Доппах ФОТО 02,03, назван “Седло Сугана”.
Лагерь был установлен на верхнем плато ледника Доппах ФОТО 04,05, в непосредственной близости от перевала. Подъем по леднику в условиях плохой видимости занял три часа. Путь подъема на перевал был неизвестен, требовалась тщательная разведка пути и предварительная обработка маршрута – из-за большого количества участников.
Разведка проводилась тремя связками с наблюдателем из лагеря и радио связью с каждой связкой. Рации очень пригодились, для корректировки и согласования действий связок и поиска оптимального маршрута. Основная задача – найти наиболее простой и безопасный выход снизу на наклонную полку-кулуар. ФОТО 06,07. К сожалению, при подходе к перевалу видимость практически отсутствовала, и рассмотреть, куда нам надо мы смогли только на следующий день. Нужный нам путь нашли не сразу. ФОТО 08. Дело в том, что скальный кулуар, выводящий под стену основного кулуара, скрыт скалами и виден только при непосредственном подходе к нему. А кажущейся снизу наиболее простой путь, левее окончания основного кулуара, заканчивается отрицательной двадцати пяти метровой стенкой.
Мы запланировали потратить день на поиски оптимального пути и предварительную обработку маршрута. А так же чистку кулуара от наиболее опасных камней. С поставленной задачей справились за шесть часов. С плато Доппах, подъем по крутому снежнику на первой веревке и ледовому склону на второй, через два небольших бергшрунда, частично засыпанных снегом, под скалы. Перильная веревка на бурах. Затем третья веревка вправо вверх по скальному, узкому кулуару 30-35 метров (страховка на крючьях и бурах, лед натечный, хрупкий) на полку, на которой можно комфортно разместиться четверым с рюкзаками. Удобное место скопления, так как карниз прикрывает от летящих сверху камней. Далее первое сложное место. Пройдя 12 метров вправо по сужающейся полке подойти под скалу, отсюда 8 метров вверх, крутизна 80 градусов по скалам, ФОТО 09 на самом верху нависание (отрицаловка), страховка на крючьях, закладках или френдах. Первый с нижней страховкой, вылезти следующим с рюкзаком довольно сложно. Рюкзаки лучше вытягивать отдельно. При прохождении группы кроме перил была организована верхняя командная страховка, каждому участнику. Здесь выход на полку, у основания основного кулуара, где возможно разместиться с удобствами. ФОТО 10,11.
По полке-кулуару четвертая - седьмая веревки по скалам, крутизна 45 - 80 градусов, местами натечный лед, страховка на крючьях, в некоторых местах можно закрутить бур. Скалы сильно разрушенные, идти осторожно, опасность сброса камней на ниже идущих. На седьмой веревке второй сложный участок, скальная стенка 8 метров, крутизна 80 градусов, лазанье относительно простое. ФОТО 12. Затем удобное место для станции. Отсюда пересечь кулуар и по левому борту (по ходу) вверх до скального жандарма ФОТО 13, 15-20 метров. Пересечь сказано слишком сильно, его ширина шага два – три, просто по левому борту более прочная порода и почти нет живых камней. От жандарма восьмая веревка на седловину перевала ФОТО 14, вправо вверх. Тур слева на скалах.
Седловина ярко выраженное понижение в скальном гребне между вершинами Суганбаши и Малый Суган, с востока видна только в непосредственной близости, так как скрыта поднятым выше неё северо-восточным плато. ФОТО 15. По готовым перилам (шесть веревок из восьми, были заранее провешены) - 6 часов от лагеря до седловины. С седловины, в связках пересечь верхнее плато под склонами Суганбаши. ФОТО 16. Обогнув большой разлом ФОТО 17 выйти на северо-восточное ребро вершины Суганбаши, двигаться по гребню ФОТО 20,23 в сторону вершины 3923. на гребне возможна постановка лагеря, он достаточно широкий, за исключением двух коротких узких участков.
Берг 8-12 метров, с карнизом, через него девятая веревка. На этот участок потрачено 4 часа. Далее по открытому леднику левым борту, под скалами пика Буревестник, между трещин, местами выходы бараньих лбов. На одном из участков повесили перильную веревку, за которую придерживались руками. За два часа спустились до левобережной морены ледника Нахашбита.
Перевал интересен для прохождения в обоих направлениях, для его прохождения необходимы навыки работы на разнообразном рельефе и время не менее трех суток. При прохождении перевала с востока, вполне уместно применять предварительную обработку маршрута, а при подъеме по скалам с запада разведка с навеской перил на скалах сэкономит время и сделает подъем более безопасным.
К описанию прилагаются 32 уменьшенные копии фотографий. Оригиналы фотографий выполнены в формате JPEG 2560х1920 авторские права принадлежат Константину Голубеву ©GolubevKonstantin@gmail.com Далее: паспорт перевала Санкт-Петербург, 3А, 4150 >> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||