Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Полемика >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Федор Фарберов, г. Петропавловск-Камчатский

Учеба в Канаде. Личные впечатления
Часть II
Читайте статьи Фёдора Фарберова на Mountain.RU
Учеба в Канаде. Личные впечатления. Часть I
- Подготовка горных гидов в Канаде.
- О профессии горных гидов.
- Работа гида IFMGA/ UIAGM/ IVBV.

Я уже писал, что высокий уровень скальной подготовки и, в первую очередь, лазания на естественных скалах с организацией собственных точек страховки – это обязательное требование для желающих стать горными гидами.

И действительно, уровень лазания у всех студентов очень приличный. Скал в Канаде хватает, так что возможности для тренировок просто неограниченные. Очень популярны традиционные многоверёвочные маршруты, которых много, и они доступны, так как расположены недалеко от городов и дорог.

Очень характерный штрих, который сразу бросился мне в глаза – большинство студентов, имея немалый опыт серьезных скальных и альпинистских восхождений, довольно слабо владеет техникой подъема на жумарах. Только те, кто увлекаются «бигволлом» и искусственным (ито) лазанием, владеют жумарами полноценно. В остальных случаях второй в связке практически всегда идет лазанием, независимо от того, какой это маршрут – скальный, ледовый или крутой «микст». Им просто нравиться лазать, и частое применение жумара и перил считается дурным тоном . Тут надо сказать, что частично это связано с тем, что ходят, в основном, в двойках. Но, даже если идут вчетвером, то чаще всего связки лезут автономно.

Я считаю, что это просто здорово. Научить «лазуна» жумарить нетрудно, а вот наоборот - гораздо сложнее. У нас же нередко начинают осваивать жумары чуть ли ни с «двоек».

 

Теперь подробнее об основных методических подходах к обучению:

 

Несмотря на то, что высокий спортивно-технической подготовки уровень, безусловно, лежит в основе подготовки гида, студентам сразу дают понять, что одной технической грамотности, для того, чтобы стать гидом, недостаточно .

Известно, что далеко не каждый классный спортсмен может стать хорошим тренером. Также далеко не каждый классный альпинист может стать гидом.

Все спортивно - технические навыки – это, по сути, просто «инструменты», которыми гид должен владеть на высоком уровне. Но самое важное – это знать когда, как и какой «инструмент» надо применить в той ли иной ситуации. Так что самый главный «инструмент гида» – это голова.

Курсантов учат в первую очередь принимать самое простое (в техническом плане) решение, так как оно, чаще всего, является и самым надежным. При использовании высокотехничных и сложных приемов всегда больше шансов, что что-нибудь пойдет не так, как надо. Поэтому даже такие технически сложные и комплексные задачи, как подъем и спуск пострадавшего на сложном скальном маршруте, учат разбивать на отдельные блоки и всегда искать самое простое решение для каждого блока.

 

Я уже писал, что отношение к безопасности – это важнейший критерий отсева студентов в процессе учебы. Какие еще критерии отбора являются самыми важными?

 

Следующий важный момент – это умение работать с клиентами .

 

В этом вся суть профессии гида и, естественно, этому уделяется самое большое внимание. Есть теоретический курс по этой теме, а все практические курсы проходят в форме работы с клиентами.

Нередко задают вопрос: «Зачем нужен такой высокий уровень подготовки гидов? Ведь они далеко не всегда водят на сложные маршруты?»

Непрофессионалы чаще всего отвечают, что это необходимо для того, чтобы компенсировать низкий уровень подготовки клиентов. Это верно, но лишь отчасти. Действительно высокая квалификация дает запас надежности.

Но к услугам гидов обращаются не только начинающие и слабо подготовленные.

Нередко довольно сильно подготовленные альпинисты, скалолазы или лыжники тоже обращаются к услугам гидов. Здесь причины разные: у кого-то просто нет в данное время напарника, а кто-то (особенно часто это связано с экспедициями в большие горы) просто не хочет связываться с организационными моментами и нести ответственность за других, и поэтому обращаются к услугам профессионалов. Может быть и множество других причин.

Поэтому гиды – инструкторы постоянно подчеркивают:

Чем выше опыт и уровень спортивно-технической подготовки у гида, тем меньше сил и внимания он тратит непосредственно на передвижение по маршруту и все связанные с этим технические моменты (организация страховки, выбор пути и т.д.) и тем больше внимания он может уделить клиентам. А это – главное.

 

Гиды-инструкторы постоянно подчеркивают, что в этой профессии есть много аспектов, которым можно научиться, но нельзя научить. И умение работать с людьми - один из них. Здесь требуется природный талант или, хотя бы, способности. А это далеко не всем дано.

Инструкторы - опытные психологи и очень внимательно отслеживают эти качества в студентах. Но на курсах, при всей серьезности царящей там атмосферы, невозможно в полной мере проверить эти качества. Все равно работа студента в роли «гида» с группой сокурсников в роли «клиентов» – это имитация. Поэтому очень большое значение придается стажировке в качестве гида-ассистента, которая обязательно должна проходить под руководством профессионального гида. И нередки случаи, когда студенты, отлично зарекомендовавшие себя на курсах, не получают положительной характеристики после работы с реальными клиентами, именно из-за неумения работать с людьми. Если у гида, руководившего стажировкой, имеются серьезные нарекания в этом плане – то для гида-ассистента может быть навсегда закрыт путь в эту профессию.

Здесь подход очень жесткий. Я бы сказал – кастовый или клановый. Такой подход имеет и прагматическую и историческую основу.

Дело в том, что традиции профессии горных гидов в Канаде очень старые. Они были заложены еще в конце XIX века первыми швейцарскими и австрийскими гидами, приехавшими работать в Канаду. До сих пор есть семейные династии гидов в третьем и четвертом поколении.

В общении с канадскими гидами хорошо заметно, что они гордятся своей профессией и всячески блюдут «честь мундира» и чистоту рядов. Здесь, как в любой другой профессии, где ремесло граничит с искусством, далеко не каждый подмастерье сможет в итоге стать мастером и быть допущенным в узкий круг профессионалов.

 

Ассоциация гидов – это не просто объединение людей одной профессии.

Ассоциация - это также профсоюз, который призван защищать своих членов. Любые просчеты гида бросают тень на всю Ассоциацию. Если гид был прав, то Ассоциация будет его отстаивать и защищать и в суде и в прессе. Если гидом допущены серьезные нарушения профессиональной этики и стандартов – то от него публично избавятся и путь в профессию будет закрыт навсегда. Поэтому гид, не умеющий работать с клиентами – это нонсенс.

Здесь сравнение далеко не в нашу пользу. Я встречал не так уж мало наших инструкторов, очень слабо умеющих работать с людьми. А есть и такие, которых допускать к работе с людьми просто нельзя. В ситуации жесткого профессионального отбора в Канаде они не имели бы никаких шансов стать гидами.

Так же умение работать с людьми исключительно важно в инструкторской подготовке, которой уделяется очень серьезное внимание. Есть и теоретический курс по этой теме, и на практических курсах этой теме отводиться немало времени.

В Канаде работа инструктором дает существенную часть годовых доходов для многих гидов. Немало опытных гидов в возрасте, для которых инструкторская работа является основной. Где они работают?

Я уже упоминал о частных горных школах в первой части статьи. Кроме того, во многих общеобразовательных школах, колледжах и университетах есть так называемые « outdoor » программы, обязательной частью которых является начальная горная подготовка. Работать инструктором в таких программах, обычно, имеют право только сертифицированные гиды или, в редких случаях, гиды-ассистенты.

Инструкторские навыки очень важны и в работе с обычными клиентами. Нередко гиду приходиться обучать клиентов по ходу дела на восхождениях или в походах на лыжах, или пешком. Занятия с клиентами по отработке того или иного технического навыка – это обычное дело в дни отдыха или вынужденной отсидки в лагере или хижине.

Также и на хели-ски гидам порой приходиться давать одному или нескольким клиентам уроки внетрассового катания.

Кроме того, самое пристальное внимание обращается на то, как студенты принимают решения в различных ситуациях, особенно экстремальных, и как ведут себя в состоянии стресса. Расскажу об этом немного подробнее.

 

Во время учебных походов и восхождений инструкторы специально ставят студентов в сложные ситуации. Причем, так же как и на занятиях, стараются избегать имитаций и надуманных сценариев. Например, для восхождения выбирается вершина, подход к которой может потребовать организации переправы через серьезную реку или прохождение сложного и опасного ледопада. А сам маршрут очень сложный в ориентировании, со спуском в другое ущелье и т.п. Занятия и восхождения проходят практически в любую погоду. И чем хуже погода – тем больше её любят инструкторы.

 

Постоянно подчеркивается опасность работы по схеме или по привычке, и важность сохранения осознанного, открытого и незашоренного взгляда на любые ситуации. Такой взгляд дает возможность гибкого и адекватного реагирования на постоянно меняющиеся условия в горах.

В любой момент инструктор может остановить студента, выступающего в роли гида и спросить: «Почему ?» Почему выбран именно этот способ страховки именно это место для бивака именно этот путь на подходе или это время и место для привала и т.п. Вопрос может касаться как серьезных и принципиальных вещей, так и каких-то мелочей.

И студент должен доказать, что его решение в данной ситуации является оптимальным или одним из оптимальных, так как зачастую правильных решений может быть несколько. Причем вопрос инструктора вовсе не означает, что студент делает что-то не так. Чаще всего как раз наоборот: все действия студента могут быть совершенно правильными, и вопрос задается для того, чтобы проверить уверенность студента в своих действиях и осознанность принимаемых решений.

В таких ситуациях ответы: «Меня так учили…» или «Мне кажется, что…»- не годятся. Нужно показать четкое видение именно данной конкретной ситуации и грамотно обосновать правильность принятых решений.

В этих случаях инструкторы могут оказывать серьезное психологическое давление на студента и быть очень придирчивыми и настойчивыми в своих попытках сбить студента с толку и заронить сомнения в правильности своих действий.

 

Таким образом также проверяется психологическая устойчивость и способность сохранять ясную голову в условиях стресса. Кроме того, этот подход очень важен для того, чтобы студенты осознали , что гид отвечает за каждый свой шаг и что мелочей в этой профессии нет.

 

Здесь должен сказать, что, на мой взгляд, отсутствие «клеточек» и разрядной системы помогает канадцам сохранять способность осознанного и открытого взгляда на каждую конкретную ситуацию в горах. Нашим же альпинистам и инструкторам зачастую мешает то, что я назвал бы «клеточным мышлением». Не хочу вешать грехов на нашу школу инструкторов – там этому, конечно, не учат. Скорее наоборот - учат, так как надо.

Но, поскольку вся разрядная и учебная система построена на «клеточках» и категориях, это, как мне кажется, зачастую действует уже на уровне подсознания:

Назвав гору «единичкой», «тройкой» или «пятеркой» мы как бы ставим ей «диагноз» и ведем себя соответственно. Тогда как по сути - «тройка» или «единичка» это всего лишь ярлык, далеко не исчерпывающий всех особенностей и опасностей данной горы или маршрута. И это не какие-то философские измышления. Знаю немало случаев с нашими инструкторами, когда такой подход к горам: «Да это всего лишь единичка! Что там может произойти?!» - приводил к ЧП разного рода.

Гидов же учат видеть совокупность всех конкретных особенностей и потенциальных опасностей каждой формы горного рельефа и реагировать соответственно, независимо от того, где эта опасность встретилась: на подходе, на «единичке» или на «пятерке».

Например, если в случае ошибки гида, клиент сорвался и упал на глубину 3-4метра на скальном склоне крутизной 50 0 - ему будет безразлично, где он пролетел эти конкретные метры и получил травму – на крутой скользкой тропе на подходе, на простой «двойке» или «крутой» «пятерке». Разумеется, есть существенная разница в последующей транспортировке пострадавшего, но это уже отдельная тема.

 

Сохранению открытого взгляда на горы в целом также способствует отсутствие разделения на альпинистов и горных туристов. Там это единый горный спорт , в котором есть свои направления: классический альпинизм, ледолазание, бигволл, микст, и т.д.

Есть люди, предпочитающие тот или иной вид активности в горах, но никто не противопоставляет себя друг другу. Хотя разного рода дискуссий в горном сообществе в Канаде хватает, но обычно основные баталии разгораются вокруг стиля. Такого же четкого разделения на два разных вида спорта как у нас - нет. Скорее наоборот – достаточно много универсалов.

Многие сильные альпинисты и скалолазы ходят в очень серьезные автономные горные и горнолыжные походы с огромными рюкзаками за спиной. И гиды тоже водят клиентов в такие походы, так как это довольно популярно в Канаде. А также и сами ходят – просто для души. Разница с нашим горным туризмом в том, что чаще всего целью таких походов является не прохождение перевалов, а восхождения на какие-нибудь труднодоступные вершины в отдаленных горных районах Канады или Аляски.

В Канаде никто не говорит, скажем, о какой-то отдельной «технике горного туризма».

Здесь у гидов подход такой:

Есть горный рельеф, и есть единые базовые принципы страховки и основные способы обеспечения безопасности на этом рельефе, независимо от того, как называет себя человек идущий в горы.

Как любят подчеркивать гиды-инструкторы: «Сила тяжести действует одинаково везде и на всех».

 

Другое дело, что есть особая специфика каждого отдельного вида и множество связанных с этим технических нюансов.

Горный гид должен владеть всем необходимым репертуаром знаний и умений в любом виде горного спорта. Он потому так и называется - «Горный гид», - что является универсальным специалистом, который должен уметь в горах все.

Так что один и тот же гид может в один день работать над прохождением сложного скального маршрута в стиле «редпойнт», на другой день уйти с клиентами на гору, подход к которой проходит по абсолютно дикой местности и занимает несколько дней,

а, вернувшись с горы, работать инструктором по скалолазанию в каком-нибудь колледже, где есть программа по начальной горной подготовке для студентов.

Разумеется, у каждого гида есть свои предпочтения, но зачастую выбора нет и надо просто зарабатывать на жизнь там, где есть возможность.

 

Горы в Канаде дикие, далеко не везде есть тропы и подходы к вершинам или походы часто идут по очень сложной горно-таежной местности, с непролазным буреломом и серьезными переправами через бурные реки. Поэтому горно-туристической походной подготовке тоже уделяется серьезное внимание.

 

Особенно много занятий посвящено ориентированию и работе с картой и компасом на местности.

Есть очень интересное занятие - зачет по ночному ориентированию.

В моей группе зачет проходил после тяжелого дневного перехода с полной выкладкой

(в рюкзаках снаряжение для маршрута 2-3 к.с. + бивачное + продукты на 4 дня). В процессе перехода было совершено восхождение примерно 2 к.с. с последующим многочасовым траверсом разрушенного гребня 2-3 к.с. На спуске с последней вершины траверса было сказано, что внизу будет зачет по ночному ориентированию. Местность для зачета – горно-таежное плато со сложным и очень насыщенным мелким холмистым рельефом (древняя морена). Примерно 60% плато покрыто буреломной тайгой. Остальные 40% - это поляны и множество мелких озер. Даже ясным днем пройти напрямую абсолютно невозможно. По ходу спуска с вершины была возможность составить общее представление о местности для зачета. После спуска группе был дан 2-х часовой отдых с ужином. Зачет начался с наступлением темноты. Группа с полной выкладкой, как и прежде, двинулась в путь. Каждому студенту инструктор задавал координаты (широту и долготу с точностью до секунд) точки в которую надо вывести группу. «Плечо» каждого студента составило примерно 3 км по прямой. Снаряжение для ориентирования – карта масштаба 1: 500 000, компас и альтиметр. Инструктор проверяет точность выхода на точку по GPS . Студентам пользоваться GPS нельзя. Максимально допустимая ошибка 200м. В моей группе было пять студентов, так что зачет закончился только к рассвету.

Думаю, что многим нашим «чистым» альпинистам было бы нелегко на таком зачете.

 

Следующий важный аспект из тех, которым можно научиться, но нельзя научить – это такая оценочная категория как «Горное чувство» ( Mountain sense ). Здесь речь идет о том, насколько органично студент себя чувствует в горах, насколько развита интуиция, как он видит и чувствует различные ситуации и как принимает решения.

Гид должен чувствовать себя в горах как дома. Но это дано далеко не каждому.

И инструкторы - профессионалы это очень внимательно отслеживают.

Особенно высоко оценивают способность вовремя распознавать и корректировать свои ошибки и способность учиться, как на собственных, так и на чужих ошибках.

 

Студент, с хорошей, но не «супер» технической подготовкой, обладающий этими качествами имеет больше шансов успешно окончить курс и получить допуск к экзамену, чем классный технарь, не чувствующий горы, не видящий свои ошибки и опирающийся в своих решениях на схемы и шаблоны.

Технику можно натренировать, а вот «Горное чувство», хоть и можно развить, но оно должно быть дано изначально. Студенты, у которых за годы обучения не прорезывается это «Горное чувство», не смогут стать гидами.

В нашей же системе уровень требований намного ниже и подход к обучающимся не такой жесткий. Я знаю наших инструкторов, у которых, несмотря на большой стаж в горах, это чувство так и не развилось. Эти люди из года в год совершают одни и те же ошибки и действуют главным образом по шаблону: « Нас так учили!» или «Так положено по программе!». Обучаясь в Канаде, они не имели бы никаких шансов дойти даже до уровня гида-ассистента.

Я не могу назвать таких людей опытными, несмотря на то, что они провели в горах немало времени и бывали в разных ситуациях. Как сказал кто-то мудрый: «Опыт – это не количество событий произошедших с нами. Опыт – это то чему мы научились в результате этих событий».

Здесь я полностью отдаю пальму первенства канадской школе.

 

Продолжение следует…

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru