Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет
о горном туристском походе 3 к.с. по Приэльбрусью (Вокруг Эльбруса), июль 2006 г.
Нитка маршрута: Пос. Терскол – р. Терскол – пер. Солдатский (1А) – цирк Суаккалар
– пер. Суаккалар (1Б, п/п) – г. Сарыколбаши-Терсак (радиально, н/к) – р. Ирик
– р. Ирикчат – пер. Российских Офицеров – г. Кезгенбаши радиально – пер. Мукал-Мкяра
(связка, 2А) – р. Мкяра – пер. Мкяра-Субаши (1Б) – р. Субаши (Кыртык) – р. Уллуусенчи
– пер. Кыртыкауш (н/к) – р. Исламчат – пер. Исламчат (н/к) – р. Каракаясу
– радиально пер. Балык Сев. (1Б) + плечо г. Балыксубаши – л. Джикаугенкез –
л. Бирджалы – л. Микельчиран – л. Уллукол – л. Карачаул – л. Уллучиран
(траверс языков ледников) – пер. Фрунзе (2А) – л. Битюктюбе – пер. Летчика
Машкова – пер. Кольцевой (траверс, 1А) – л. Кюкюртлю – пер. Кюкюртлю Южный – Маршрутная книжка №11/3-301 Географическая, туристическая, климатическая, транспортная
характеристика района похода. Приэльбрусье – один из самых популярных районов среди горных туристов, альпинистов и горнолыжников. От западного Кавказа район отличается гораздо более сильным оледенением и большими высотами, а от “президиума Кавказа” Безенги – более стабильной погодой. Главной достопримечательностью, безусловно, является высшая точка Кавказа, белоснежный исполин Эльбрус. Развитая дорожная сеть, относительная близость медицинских и спасательных пунктов делают походы в Приэльбрусье достаточно безопасными, а сложная древовидная структура притоков Баксана и отрогов Эльбруса позволяет прокладывать самые разнообразные маршруты. В туристском плане район достаточно хорошо изучен и освоен, все наиболее логичные перевалы чаще всего описаны. В то же время в Приэльбрусье всё же ещё есть небольшие “белые пятнышки”, и “раскраска” их добавляет в поход свою “изюминку”. Среди малоизученных районов Приэльбрусья можно назвать: 1. Отрог Эльбруса Терсколак-Тегенекли западнее г. Терсколак, где и после нашего похода остался еще один непройденный перевал 2. Хребет Кыртык (Ташорунбаш), особенно перевалы в его северных отрогах 3. Верховья р. Исламчат выше перевалов Кыртыкауш и Исламчат 4. Местность ниже северных ледовых полей Эльбруса, но выше плато Ирахиксырт и Ирахиктюз 5. Балки-притоки Баксана: Камышсу, Челмас, Айрыташкол, Кылдыбашсу 6. Верховья р. Сарынсу 7. Плато Кумтебе в верховьях р. Бауларсу. 8. Особенно хочется отметить практически полное отсутствие информации о верховьях рек Кестанты, Сакашиль, Хуналычат, Каярта за исключением отдельных более-менее популярных перевалов Сарын и Каярта Зап. 9. И несколько других более мелких “белых пятен”. В данном отчете из перечисленных пунктов освещены 1, 3 и 4. Кроме того, в походе, проведенном автором этих строк в августе 2006 г., были пройдены районы пунктов 6, 7, 8 (см. соответствующий отчет). По поводу погоды, по итогам лета 2006, а так же и 2005 года, сложно
сделать какие-то выводы, поскольку погода стала достаточно непредсказуемой.
Так, в 2005 г. большую часть июля стояла замечательная погода с редкими дождями,
а в августе дни с хорошей погодой были очень редкими. В 2006 году все было наоборот
– в июле погода плохая, в августе хорошая. Причем плохая погода стала зачастую
“необычно плохой” – с утренними туманами, дождями, что для гор нехарактерно.
Снежная обстановка с 2002 года нормализовалась, Приэльбрусье, если включить в него и правобережье Уллукама, и
бассейн Чегема, связано с равниной (Карачаевск, Минводы, Нальчик) регулярным
транспортным сообщением. В долине Уллукам рейсовое сообщение доходит до пос.
Хурзук, выше только наемный транспорт. В долине Чегема автобусы ходят до пос.
Верхний Чегем к турбазам Башиль и Чегем ведут грунтовые дороги, проходимые
для УАЗиков и других машин повышенной проходимости, хотя иногда проезжают и
Газели. По Баксанскому ущелью проходит трасса Баксан-Азау. Здесь до пос. Терскол
регулярно ходят автобусы и маршрутные такси из Нальчика. Есть непроверенная
информация, что появился и рейсовый маршрут Терскол-Минводы. Для групп 5-9 человек
удобнее пользоваться частным транспортом, который всегда несложно найти. Газель
от Нальчика до Терскола стоит 1200-1500 руб. (с группы), Пограничные пропуска требуются при нахождении в пограничной зоне. По новому приказу погранзона доходит чуть ли не до пос. Терскол и Эльбрус, но реально в этом году погранзона осталась, где и прежде – около 5 км от границы. Поэтому пропуска нужны при посещении верховий Уллукама (в т.ч. перевала Хотютау), рек Донгуз-Орун, Юсеньги, Адылсу, Шхельды, Адырсу, Башильаузусу и Гарааузусу. Пограничники могут встретиться и в Тютюсу. Мы не первый год заказываем транспорт и пограничные пропуска (50 р. с человека) в фирме “Альпсервис” у Бориса (bezonec@list.ru). В этом году заказали также и газовые баллоны. По прибытии в Нальчик Газель с оформленными пропусками и газом уже ждет на вокзале, и можно сразу ехать в горы. К сожалению, газ очень дорогой (250 руб. за большой резьбовой баллон), но в поездах милиция теперь ищет его по рюкзакам и можно нарваться на серьезный штраф. Дешевле газ можно купить в магазине Альпиндустрия у поворота с Баксанской трассы на Чегет и в магазине снаряжения в Азау, но в обоих его может не быть или не быть в достаточном количестве. Эльбрусский Поисково-спасательный отряд (ЭПСО) находится в пос. Терскол, где мы и зарегистрировались. Также ПСО есть в долине Адырсу недалеко от Нового Джайлыка. Спасатели дежурят и в районе Приюта 11 в хижине на Скалах Девяти (восточная гряда скал). Тел. ЭПСО: 8 (86638)7-14-89. Разработка маршрута была начата еще осенью 2005 года. К будущей нитке маршрута предъявлялись сразу несколько требований, которые с трудом, но удалось совместить:
С учетом этих требований был разработан и заявлен маршрут, приведенный ниже. Хотя в течение большей части похода была очень плохая погода, благодаря превосходной физической и психологической подготовке всех участников группы заявленный маршрут был пройден полностью: Пос. Терскол – р. Терскол – пер. Солдатский (1А) – цирк Суаккалар – пер. Суаккалар (1Б, п/п) – г. Сарыколбаши-Терсак (радиально, н/к) – р. Ирик – р. Ирикчат – пер. Российских Офицеров – г. Кезгенбаши радиально – пер. Мукал-Мкяра (связка, 2А) – р. Мкяра – пер. Мкяра-Субаши (1Б) – р. Субаши (Кыртык) – р. Уллуусенчи – пер. Кыртыкауш (н/к) – р. Исламчат – пер. Исламчат (н/к) – р. Каракаясу – радиально пер. Балык Сев. (1Б) + плечо г. Балыксубаши – л. Джикаугенкез – л. Бирджалы – л. Микельчиран – л. Уллукол – л. Карачаул – л. Уллучиран (траверс языков ледников) – пер. Фрунзе (2А) – л. Битюктюбе – пер. Летчика Машкова – пер. Кольцевой (траверс, 1А) – л. Кюкюртлю – пер. Кюкюртлю Южный – Северный (траверс, 2А п/п) – р. Уллукам – пер. Хотютау – Приют 11 (2А) – г. Эльбрус (радиально, 2А) – Ледовая база – пос. Терскол. Ниже приводится высотный график движения и итоговые сведения о пройденном маршруте. Высотный график движения и обзорная карта маршрута
Итоговые сведения о пройденном маршруте
Запасные варианты и аварийные выходы с маршрута, завоз заброски В маршруте на случай непогоды или низкой скорости движения были предусмотрены следующие запасные варианты:
Для экстренных случаев были предусмотрены следующие аварийные выходы:
3 июля, за неделю до начала похода, мы с Андреем Николаевым занесли
на Приют 11 заброску с продуктами, газом и пуховками на второй этап похода (на
4 дня: на Эльбрус Принципы прохождения маршрута Пройти весь заявленный маршрут (а это была “программа-максимум”) позволило железное следование следующим установкам:
Все участники были физически и психологически готовы к этим пунктам,
воспринимали трудности (порой немалые) с бодростью, энтузиазмом и готовностью
действовать Принятые сокращения г. – гора, вершина
С этого года из Москвы в Нальчик снова ходит поезд №61/62 с Казанского вокзала
(раньше был №41/42 с Курского). Отходит он в 19:50 и через день в 6:30 утра
приходит Наш первый перевал – пер. Солдатский (1А), который находится в верховьях ручья Сарыкол, левого притока р. Терскол. В первый день нам нужно пройти по д.р. Терскол до ручья Сарыкол.
Выходим от места ночевки на берегу р. Сарыкол у начала крутых травянистых склонов левого борта долины Терскол в 7:40. Задача на этот день – пройти пер. Солдатский.
Продолжаем движение по дну небольшого цирка. Впереди открывается
ровная осыпная седловина перевала, где выделяется 3-метровый скальный палец.
За 2 ч. 15 мин. ЧХВ
Цирк еще сильно заснежен, но на валах старой морены находим место, пригодное для выравнивания площадок. Перекусываем, равняем площадки, ставимся. Вода в 150 м в ручье. Высота около 3250 м. Перевал Солдатский соответствует 1А к.т. Прохождение его в обратном направлении возможно, но намного опаснее в сырую погоду – на выходе в долину Терскол протяженные участки очень крутых травянистых склонов! Вечером облака немного раздувает, открывается красивый вид на вершины Донгуз-Орун и Когутаи. По окружающим гребням бегают стада туров, кричат улары. За один день мы попали практически из цивилизации в нетронутую горную природу.
В 7:30 от выровненных нами вчера площадок в верхней части правой камеры цирка Суаккалар выходим на наш следующий перевал – Суаккалар. По снежникам и среднеосыпным склонам на дне цирка переходим в его левую камеру (ФОТО 06). Открывается перевальный взлет (ФОТО 07).
Разбившись по два человека, поднимаемся по склону параллельно, в касках. Выходим на перевал за 1 ч 20 мин ЧХВ, в 9:30. Пер. Суаккалар (1Б*, 3650 м, сн.-ос.) расположен в ЮВ отроге Эльбруса между вершинами Сарыколбаши-Терсак (3776 м) и Артыккая (3584 м), ближе к первой. Соединяет долины рек Ирик и Иткол (приток Баксана). Ведет из цирка Суаккалар в небольшой цирк на правом борту долины Ирик. Седловина – просторный разрушенный скальный гребень с выходами монолитных скал. Площадок и воды нет. На стороне спуска в 1-2 метрах ниже гребня есть снег. На седловине – тур, сложенный в 2005 г. автором этих строк и одним из участников этого похода, Мишей Чушевым, когда мы проходили этот перевал радиально при восхождении на г. Сарыколбаши-Терсак. В туре наша же записка от прошлого года. С перевала открывается отличная панорама на верховья Ирика и Ирикчата и практически на всё правобережье Баксана – от вершин района Каярты-Тютюсу до Донгуз-Оруна и Накры. Еще более полная, круговая панорама открывается с г. Сарыколбаши-Терсак.
Итак, перевальный взлет пер. Суаккалар со стороны р. Ирик снизу вверх: снежно-осыпной склон 30-35 град., 200 м, затем снег или скалы 35-40 град., 100 м, затем снежно-осыпной кулуар 45 град., 150 м. Спуск до дна цирка занял 2 часа ЧХВ. По пологим снежникам и осыпям в правой части цирка спускаемся 20 мин. до примерно середины цирка, где есть вода. Здесь перекус и отдых с 14:00 до 15:00 (ФОТО 09).
10-25 град., забирая влево, ориентируясь на скальный контрфорс (ФОТО 09). Выход из цирка возможен по крутому склону огромной древней конечной морены ледника. Идем справа от контрфорса вплотную к нему по крутой мелкой осыпи (до 40 град., 100 м, камнеопасно, по-одному). Ниже контрфорс кончается, уходим влево под него, и по 10-30-градусным тр.-ос. склонам (400 м) спускаемся к многолетнему снежному мосту через р. Ирик (ФОТО 11). От места перекуса спускались 2 часа ЧХВ. Переходим р. Ирик на левый берег и ставим лагерь на знаменитом Ирикском травянистом плато на идеально ровной траве рядом с прозрачным ручьем. В случае стаивания вышеуказанного моста реку можно перейти по снежным мостам ближе к л. Ирик. Кроме того, в районе коша у устья р. Ирикчат в этом году был основательный мост, который, возможно, будет и в следующие годы. По нашему мнению, пер. Суаккалар соответствует 1Б* к.с. “Звездочку” следует добавить для того, чтобы исключить прохождение перевала группами, идущими поход 2 к.с. – кулуар со стороны р. Ирик достаточно крут. Кроме того, при худшей физической и технической подготовке группы при спуске с перевала в сторону р. Ирик при наличии снега в кулуаре может потребоваться провешивание 1-3 веревок перил (снег 40-45 град.). При подъеме со стороны р. Ирик страховка не потребуется, но прохождение перевала в этом направлении крайне нелогично, т.к. на пути будут протяженные участки крутой живой осыпи. При прохождении перевала обязательны всем участникам каски и ледорубы. В случае мороза северный перевальный взлет станет гораздо сложнее и опаснее. Следует добавить, что самая низкая седловина в гребне, где расположен перевал, существенно опаснее и сложнее. С юга – участки крутых скал и более крутые осыпи, со стороны р. Ирик – 100-м пояс 40-45-градусных скал, высокая камнеопасность. Считаем пройденную седловину наиболее простым вариантом перевала. В районе ночевки 12/13 июля – снежный мост через р. Ирик
В верхней части подъема сн.-ос. склон крутизной до 35 градусов. Гребень отрога широкий, пологий, состоит из бараньих лбов, чередующихся с мелкой и средней осыпью. Гребень был сильно заснежен, но местами были видны наполовину заснеженные площадки. Очевидно, что при меньшем снеге на гребне много хороших площадок. Открылся вид на пер. Российских офицеров и вершину Кезгенбаши (ФОТО 15). Время около 18 часов, ищем площадки получше. В 10 минутах выше по гребню нашли хорошие площадки, защищенные от ветра большим снежным надувом.
Пер. Российских офицеров (2А, 3819 м, сн.-лд.-ос.) расположен в восточном отроге Эльбруса между вершинами Кезгенбаши и Советский Воин. Соединяет долины Ирикчата и Кыртыка. Ведет из среднего течения Ирикчата на западную ветвь л. Мукал. Седловина перевала – разрушенный скальный гребень, есть неудобные
площадки под 1-2 палатки. Воды нет. На юге хороший обзор на правые борта долин
Ирик и Ирикчат. Виден Эльбрус. На севере виден хребет Кыртык, перевалы Мукал-Мкяра
и Мукал-Мкяра Ложный.
Перед самой вершиной путь преграждает мощный снежный карниз, обрывающийся налево по ходу, в долину Кубасанты. Справа от него – крутой снежный склон (45 град.), на котором провешиваем 30 м перил в обход карниза (ФОТО 16). Выше – по простым скалам (20 м) выходим на вершину Кезгенбаши. С перевала поднимались 1 час (без перил было бы 20-30 мин.). Во время подъема погода ухудшилась, пошла крупа, сильный ветер. Однако через 20 мин. после выхода на вершину как на заказ развиднелось (пауза между двумя массивами облачности), увидели Эльбрус, Ушбу, Донгуз-Орун. Кроме того, с вершины Кезгенбаши виден пос. Нейтрино, отлично просматривается вся долина Кубасанты с перевалами Ритенок, Мукал, Кезген, долины Ирикчат и Ирик (ФОТО 17 - 19). Спуск по пути подъема занял 40 мин.
Ледник Мукал траверсируем в направлении пер. Мукал-Мкяра (ФОТО 20). На пер. Мукал-Мкяра поднимаемся по короткому крутому сн. взлету (100 м, 35 град.). Пер. Мукал-Мкяра (1Б, 3730 м, сн.) расположен рядом с п. Советский воин в его северном отроге. Соединяет долины рек Мукал и Мкяра, ведет с зап. ветви л. Мукал на вост. ветвь л. Мкяра. Самостоятельного значения не имеет. Перевальная седловина скально-осыпная, есть место под одну палатку, возможен бивак на ровном снежнике со стороны р. Мкяра. Но жидкой воды нет. От перевала Российских офицеров шли 50 мин. ЧХВ. В туре записки не нашли. К моменту выхода на перевал погода снова ухудшилась сильный ветер, крупа и дождь. На востоке видны пер. Грач, Дополнительный, Владимира Шорина, Ритенок, Российских офицеров, вершины Мукал и Кезгенбаши. На востоке открывается панорама на пер. Советский воин, Ирины Молотиловой, Мкярский перемет, Мкяра-Субаши (ФОТО 21).
Выводы по связке “пер. Российских офицеров – г. Кезгенбаши – пер. Мукал-Мкяра”. Пер. Российских офицеров по Перечню перевалов соответствует 2А к.с., реально соответствовал скорее 1Б, благодаря большому количеству снега. Со стороны р. Ирикчат в конце лета может оголиться лед (30-35 град., 100 м), который возможно обойти справа (орографически) по скально-осыпному склону, но там камнеопасно и достаточно круто (35-40 град.). Кроме того, при прохождении перевала через язык л. Мукал при отсутствии снега могут понадобиться перила (100 м, 30 град.). Поэтому считаем, что перевал в Перечне нужно оценить в 1Б*. Восхождение на г. Кезгенбаши по СВ гребню соответствует 1Б. В зависимости от снежной обстановки может понадобиться (как в нашем случае) провешивание 1 веревки перил на крутом снежном склоне с креплением их на скалах. При малом снеге похоже, что гребень будет проходим пешком. Пер. Мукал-Мкяра соответствует сложной 1Б. С обеих сторон перевала закрытые ледники, поэтому при его прохождении необходимы веревки, ледобуры, кошки. Пройденную связку оцениваем 2А к.с. (перила на гребне г. Кезгенбаши, попеременное прохождение бергшрунда под пер. Российских офицеров и снежного моста на л. Мкяра вост.).
Ночью до 7 утра сильный дождь, гроза. Окружающие горы засыпало свежим снегом. После дождя – туман. В 8 утра погода улучшилась, в 10:45 выходим на следующий перевал – Мкяра-Субаши.
От ночевок 1,5 часа ЧХВ. Пер. Мкяра-Субаши (1Б, 3650, сн.-ос.) расположен в СВ отроге г. Субаши рядом с вершиной 3733 м. Соединяет долины рек Мкяра и Субаши. Ведет из небольшой боковой долины, впадающей в долину Мкяра ниже л. Мкяра, на л. Субаши. Седловина широкая, скально-осыпная. Возможен бивак, но воды нет. Сняли записку, судя по которой мы проходили перевал 4-й раз (см. приложение). Записка от 02.07.2004, гр. тур. из Москвы, рук. А. Асов. Погода плохая, но видимость позволяет различить на востоке перевалы Грач, Дополнительный, Ворута, Ложный Мукал-Мкяра, Мукал-Мкяра, Ирик (ФОТО 27). На западе просматриваются все верховья р. Субаши: перевалы Субаши, Джикаугенкез, Балык (ФОТО 28).
Спускаемся на л. Субаши по крутому (40-45 град.) 300-м склону (ФОТО 29). В верхней трети – живая средняя осыпь, из-под ног идут камни. Ниже – раскисший снег. Спуск на л. Субаши занял 15 мин. Ледник без трещин, покрыт большим количеством снега, связки не нужны. Бергшрунда на выходе на него нет. Дальше нам нужно выйти на грунтовую дорогу в долине Субаши. Дорога до устья р. Уллуусенчи идет высоко над дном долины Субаши.
Левый исток р. Субаши полноводнее, по камням перейти невозможно. Надеваем кроссовки и переходим вброд по одному (40 мин. от л. Субаши). После переправы перекусываем на левом берегу р. Субаши под проливным дождем с сильным ветром. После недолгого отдыха (холодно) траверсируем левый борт долины Субаши по травянистым, местами крутым, склонам, без потери высоты – с расчетом выйти на дорогу. До дороги шли 50 мин. ЧХВ. За 40 мин. спускаемся по дороге до ее развилки немного выше
устья р. Уллуусенчи. Направо и вниз уходит дорога в долину Кыртык, налево
вверх – в долину Уллуусенчи. Нам налево – к пер. Кыртыкауш. От поворота
дорога идет высоко над каньоном р. Уллуусенчи, но через 40 мин. выходит
к ее берегу, пересекает ее и уходит в долину Гитчеусенчи к кошу. Выводы по пер. Мкяра-Субаши. Перевал соответствует 1Б к.с. Необходимы каски, ледорубы. Перевал красивый, с хорошей панорамой. Прохождение его в обратном направлении значительно тяжелее физически. На крутой живой осыпи в верхней части взлета со стороны р. Субаши необходимо идти плотной группой. На некоторый картах перевал обозначен рядом с г. Субаши, что неверно – там со стороны л. Субаши протяженные скальные сбросы.
Пер. Кыртыкауш (н/к, 3232 м, тр.-ос.) расположен в хребте Кыртык к СВ от г. Исламчат. Соединяет верховья долины Уллуусенчи и правый приток р. Исламчат.
С пер. Кыртыкауш по тропе среди древних моренных валов спускаемся в долину Исламчат. На уровне начала подъема на пер. Исламчат сходим с тропы и траверсируем долину среди моренных валов. Верховья долины остаются слева. Реку переходим по камням. От перевала 1 час ЧХВ. После перекуса по травянисто-осыпным склонам (10-20 град.) за 1 час ЧХВ поднимаемся на пер. Исламчат. Пер. Исламчат (Каракайский Юж.) (н/к, 3154 м, тр.-ос.) расположен в Каракайском хребте между вершинами Каракая и Балыксубаши, соединяет верховья рек Каракаясу и Исламчат. Седловина перевала – “футбольное поле”. Вода – только в снежнике на восточном склоне перевала. На востоке виден пер. Кыртыкауш, на западе – Эльбрус, плато Ирахиксырт. Сняли записку гр. тур. из Сочи (т/к “Серпантин”, 5 чел., 3 к.с., рук. Тимофеев Д.В.) от 11.07.2006. С перевала за 30 мин по осыпям и снежникам крутизной 20-30 град. спускаемся к р. Каракаясу. Эта река вытекает из правого языка ледового плато Джикаугенкез. Этот язык на некоторых картах выделяют в отдельный ледник Чунгурчатчиран. Наш следующий перевал – Фрунзе, но нас от него отделяют 15-20 км северных склонов Эльбруса. Подойти под пер. Фрунзе можно тремя путями. Верхний – по сплошным ледовым полям над языками ледников, нижний – через Джилысу и плато Ирахиксырт. Эти пути неоднократно пройдены. Мы же выбрали средний путь – траверс северных склонов Эльбруса на уровне языков ледников, с востока на запад: Джикаугенкез, Бирджалы, Микельчиран, Уллукол, Карачаул, Уллучиран.
За каньоном – просторные моренные поля со множеством песчаных площадок среди “марсианского рельефа”. До плато Джикаугенкез остается еще около 500 м. Со склонов С гребня Балыксубаши текут чистые ручьи (утром замерзают, как потом оказалось). В августе этих ручьев, скорее всего, вообще нет. От места выхода с пер. Исламчат к р. Каракаясу шли 40 мин. Время 18:30, ставим лагерь (3200 м). Решаем сделать в этом месте дневку. Место вполне уютное (ФОТО 34).
По пути оставляем справа верхнее озеро, которое больше нижнего и мутнее. Под перевальный взлет поднимаемся среди мореных валов по пологим снежникам и осыпям. Взлет – небольшой закрытый ледничок без трещин, 20-35 град., 150 м. Седловина – узкий скальный гребень, площадок и воды нет. Открывается отличный вид на Эльбрус и ледовое плато Джикаугенкез. Тура и записки не нашли. С южной стороны крутая (40-45 град.) средняя осыпь с перепадом высоты около 200 м выводит на плато Джикаугенкез. Но мы продолжаем подъем – по гребню к вершине Балыксубаши. Этот гребень – отрог хребта Кыртык. До места, где отрог и сам хребет сходятся, подъем простой, по крутым осыпям и простым разрушенным скалам. Дальше видны требующие страховки скальные участки, поэтому останавливаемся. Высота ок. 3800 м. Уже отсюда отличный вид на верховья долины Кыртык и ее правых притоков. И, конечно, во весь рост встает Эльбрус. Ниже по хребту Кыртык видна ложная седловина пер. Балык (по книге А. Алексеева “Отроги Эльбруса”) (ФОТО 36, 37).
Возвращаемся в лагерь по пути подъема. ЧХВ от лагеря до лагеря 2,5 часа. Выводы по пройденному перевалу. Перевал предварительно назвали “Балык Северный”. Возможно, больше подойдет название “Балык Дополнительный”. Соответствует 1Б к.с. Самостоятельного значения не имеет, т.к. ведет с морен ниже л. Джикаугенкез на л. Джикаугенкез. Но в связке с пер. Ложный Балык может иметь смысл. Северный цирк перевала очень красивый, помимо двух больших озер есть два маленьких. При наличии времени и сил мы рекомендуем его прохождение. Пер. Балык Сев. (3550 м, 1Б, сн.-ос.) расположен в западном отроге хребта Кыртык между вершинами Балыксубаши и 3670 м. Самостоятельного значения не имеет. Ведет из небольшого цирка севернее г. Балыксубаши на плато Джикаугенкез под перевальный взлет пер. Ложный Балык.
Далее: Техническое описание. Продолжение >> |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||