Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Евгений Буянов, СПб

«Шалости» лавин
Читайте авторскую страницу
Евгения Буянова

(по рассказам альпинистов П.П.Захарова и Ю.Кузнецова)

Вступление.
Ведя расследование аварии группы Дятлова, я услышал отзывы и рассказы опытных туристов и альпинистов о различных лавинных авариях и катастрофах. При подробном рассмотрении почти во всех этих случаях прослеживается много различных аналогий с аварией группы Дятлова. В то же время каждая из этих историй интересна и поучительна сама по себе, и о каждой сложился свой рассказ. Этот цикл состоит из этих коротких рассказов о лавинах. Все рассказы основаны на реальных случаях, но некоторые (какие – указано в начале каждого рассказа) имеют «художественное» оформление для обострения восприятия.
Рисунки к статьям даны в конце текста (все рисунки из указанного сборника Надежды Крупп, а последний, - из журнала «Турист», - ссылка на статью об аварии на реке Усе, горы Рай-Из, дана в тексте).

Буянов Е.В., Кузнецов Ю.А. .Борзенков В.А., Крупп Н.
Авария у перевала Тофаларский Ключ
Близкий аналог аварии группы Дятлова (рассказ документальный).
Об этой трагедии, по всем главным параметрам равной аварии группы Дятлова, мне сообщил опытный иркутский альпинист и турист-лыжник Юрий Кузнецов. И после его краткого сообщения я вспомнил одну давнюю публикацию в журнале «Турист». Пока мне ее не удалось найти, но вот рассказано в ней, видимо, именно об этой катастрофе туристской группы. Очень много схожего имеют обе эти катастрофы, поэтому я по ходу изложения отмечу сходства знаком (!), - с краткими пояснениями. Некоторые подробности этой трагедии я нашел в сборнике Надежды Крупп «Арик Крупп. И женщины красивы, и мужчины…» (Москва, 2002). Иллюстрации для этой статьи взяты из этой книги (5 страниц на правах цитирования). Именно в этой аварии погиб Арик Крупп, известный автор-исполнитель туристских песен вместе со всей группой из 9 человек (! – в пропавшей группе Дятлова тоже было 9 человек, - масштабы катастроф равны). Этой группой руководил Михаил Корень, а участниками были Федор Гимеин, Вадим Казарин, Игорь Корнеев, Арик Крупп, Анна Нехаева, Александр Носко, Владимир Скакун, Александр Фабрисенко.
Авария произошла 25 марта 1971 г. в горах Восточного Саяна, Тофалария, причем другое название этого перевала: Пихтовый (но Тофаларский Ключ – название более употребительное). В полном составе пропала минская (из Минска) группа из 9 человек. С этой группой пропали еще и две собаки. По истечении контрольного срока группу стали разыскивать поисковики из Иркутска и Минска. Не сразу, но спасателям удалось обнаружить поваленную ветром покинутую палатку (!- как и при поиске группы Дятлова), в которой нашли и некоторые предметы снаряжения. Немного выше, под перевалом, обнаружили одинокую запасную лыжу («тещу», как ее называли туристы из-за «вредности»: ее надо было тащить), воткнутую в снег.

Где искать? Лыжа-«теща» была единственным указателем, единственной указательной стрелкой, путеводной ниточкой.

Со слов жены ныне умершего участника поискового отряда (цитата дана Ю.А.Кузнецовым): Верхняя часть склона на выходе к перевалу не очень крутая, ниже она переходит в длинный уступ аж с обратным уклоном и далее совсем пологий склон. Именно на нём и накрыла ребят перепрыгнувшая через уступ лавина. Место настолько не лавиноопасное на вид, что это и ввело поисковиков в заблуждение, не позволяя понять, зачем здесь воткнута лыжа. Откапывали их долго... (конец цитаты).
Здесь тоже вначале спасатели были введены в заблуждение: склон не показался им лавиноопасным (! - как и в аварии Дятлова), и на снимке раскопа из книги Надежды Крупп склон не кажется крутым (!- как и на снимке раскопа палатки группы Дятлова). Склон был с виду некрутой, а на более высоком крутом участке снег просто не держался. Опасный слой снега накапливался еще выше, над уступом, а снизу этот лавиносбор не просматривался. (Правда, Борзенков утверждает, что крутизна склона в месте аварии значительна, - до 40 градусов, но на снимке раскопа крутизна не кажется такой значительной).

Стали искать на склоне в районе лыжи. Вскоре поняли, насколько опасно это место: после снегопада лавины прыгали сверху, с уступов. В результате зондирования и долгих, опасных раскопок только 13 мая обнаружили первых погибших, а потом и остальных. Вторая смена спасателей осталась в день своего отлета помогать третьей смене, - в этот день она нашла первого погибшего)… Нашли восьмерых и собаку. Где «девятый», Игорь Корнеев?.. Его на плато не нашли. Его обнаружили немного позже, еще через 2 недели, когда стаял снег (из-под снега обнажилась его рука с лыжной палкой). Нашли неподалеку, в 250 м (! – четверых дятловцев нашли в мае, причем отдельно от остальных, в 80 м от костра). Его путь тоже оборвала лавина и при нем, «девятом», нашли дневник, из которого удалось воссоздать картину трагедии (! – при дятловцах тоже нашли несколько дневников). Что же произошло?

Игорь немного задержался на биваке со сбором палатки, и вышел после остальных. Стал догонять группу, и вместе с ней попал в лавину, отойдя всего 150 м от места бивака (авария дятловцев произошла в 150 м от перевала). Огромная лавина с прилегающих склонов, струями с двух сторон похоронила под собой восьмерку туристов с собакой…

Игорю удалось выбраться на поверхность, - он оказался на окраине лавины. Он, самый старший участник группы, понимал, что спасти кого-то из товарищей сможет только он. С каждым часом шансы на спасение уменьшались в 2-3 раза, по экспоненте. Вызов спасателей ничего не мог дать, - они были бы здесь не раньше, чем через 7-10 дней, когда шансов уже никаких бы не осталось…

Он сочленил две трубки лыжных палок в лавинный зонд и начал зондировать снег, искать товарищей и раскапывать подозрительные места. Тяжелая работа в течение 4 суток (практически без сна) принесла очень скромные результаты, - ему удалось найти только отдельные предметы снаряжения (в числе которых была и лыжа, послужившая вешкой).

Реальных шансов спасти кого-то уже не осталось, - надо было спасаться самому. Измотанный до предела психически и физически, он воткнул лыжу в предполагаемом месте пропажи товарищей, отступил вниз, поставил палатку и переночевал в ней. Записал в дневник то, что произошло… Игорь понимал, что может не дойти, особенно, с тяжелым грузом. Потому оставил палатку и часть вещей на месте, пошел на Верхнюю Гутару, и на этом пути разделил участь своих товарищей. Как потом оказалось, толщина завала снега в месте аварии доходила до 10-12 м!.. Характерно замечание Юрия Кузнецова: Иркутск – не Свердловск. Здесь гибель туристов-лыжников на Саянах и Хамар-Дабане явление не такое уж редкое. Часто гибнут одиночки, но иногда гибнут десятки человек (известен случай гибели 25 школьников-старшеклассников, - эта катастрофа по масштабам больше аварии Дятлова). Никто по этому поводу не впадает в мистические заблуждения.

Потому спасатели и в данном случае почти не сомневались, что причиной аварии была лавина. Вот только при каких обстоятельствах?.. К сожалению, только что ушел из жизни непосредственный руководитель поисков той группы опытный иркутский турист Кузьмин, - светлая ему память!.. Он мог бы рассказать о подробностях тех спасательных работ.

В поисках статьи об этой аварии я просмотрел некоторые доступные мне подборки журнала «Турист» за прошедшие годы (пока не все), - они хранятся у меня на даче. Статью эту пока не нашел, но обнаружил другие, не менее интересные.

В статье В.Самарина «Горы и люди» («Турист, № 1 за 1976 г., стр.26-27) также описан случай, чем-то очень напоминающий события аварии Дятлова. Там рассказано о розыске группы москвичей на Казбеке, - розыск поистине героически вела группа туристов и альпинистов из Николаева во главе с Юрием Новгородским и Лидой Харьковой в условиях очень плохой погоды. Поначалу им не удалось найти московскую группу, - они обнаружили чью-то брошенную палатку. Затем нашли и обладателей палатки, - трех туристов из Ленинграда. Выяснилось, что те выбежали из палатки ночью (! – как выбежали из разоренной палатки дятловцы), когда услышали страшный гром прошедшей рядом лавины. Укрылись за скалой внизу, а когда лавина прошла, не смогли вернуться в палатку (палатку не увидели, и не было сил на подъем…). Ленинградцы находились в очень тяжелом положении, сильно замерзли, получили обморожения. Николаевцы им оказали помощь, отогрели и отправили вниз.

А москвичей обнаружил спас отряд из Казбеги, но спасателей было только четверо. И тогда снова пошли на помощь николаевцы. Москвичей тоже удалось спасти, но не всех, - у одного отказало сердце…
Так что и случаи ночного бегства из палатки известны. Ничего необычного в походной практике они не представляют (в походе и у меня однажды был случай в Фанских горах, когда ночью при громе камнепада участники одной из групп бросились опрометью из палатки «куда глаза глядят»). Внезапно очнувшись ото сна, человек не сразу приходит в себя, - стресс в таком состоянии иногда порождает неадекватную реакцию. И еще я нашел интересную статью Г.Смолича «Зимние лавины» («Турист», № 2 1978, с.12-13). Из этой статьи следует, что и через 18 лет после аварии Дятлова туристы знали об особенностях зимних лавин очень мало. А лавина, накрывшая дятловцев в палатке, была именно зимней. Вот выдержка из этой статьи: «…Думается, что приведенные примеры опровергают мнение отдельных туристов о лавинной безопасности континентальных районов в ранний зимний период. И, чтобы избежать беды, надо уметь определять признаки лавинной опасности в это время. Главное, что предстоит узнать до выхода на активную часть маршрута – каковы условия залегания снежного покрова, так как от этого зависит формирования горизонта скольжения. Если морозы наступили до первых снегопадов, то горизонтом скольжения послужит сам грунт если снег лег на теплый грунт тонким слоем, то снег смерзается с грунтом, и такой склон будет менее лавиноопасен если же на теплый грунт лег сразу большой слой снега, да еще после этого держались сильные морозы, то у поверхности склона образуется слой глубинной изморози, которая представляет собой отличный горизонт скольжения…». Уже из этих коротких фраз ясно, насколько много факторов определяют характер зимних лавин, и насколько сложное это явление. Их характер во многом определяется ходом течения всей зимы, - тем, как сцепляются нижние слои снега с поверхностью склона. При определенных условиях выпадения снега и температур это сцепление может оказаться очень слабым. И снег запросто скользит по подложке даже на некрутом склоне… В случае аварии Дятлова, точно известно, что в тот год снега было достаточно много, морозы стояли достаточно сильные, и колебания температур встречались достаточно резкие (вот динамика выпадения снега и температуры при этом пока неизвестны…).

При опоре на жесткое основание (которым был пол палатки, опиравшийся на лыжи) вполне достаточно статического давления с усилием 150-200 кг на человека, чтобы нанести такие травмы, какие были у Дубининой и Золотарева. Даже небольшая подвижка значительной массы снега (всего несколько кубометров) по склону легко могла вызвать такие травмы. А при скорости в несколько метров в секунду нанести травмы могла значительно меньшая масса порядка нескольких десятков килограммов на человека…

Можно отметить важный момент в показаниях Б.Е.Слобцова: при обнаружении палатки дятловцев у них под ногами был жесткий наст (по нему они ходили в лыжных ботинках, не проваливаясь). В то же время на последних снимках группы Дятлова (они приведены в самом конце) видно, что под ногами свежего снега примерно «по колено», его отбрасывают ногами, палками и лыжами. Это значит, что до прихода спасателей характер снежного покрова значительно изменился. Свежий снег был сдут вниз, к границе леса. А оставшийся на склоне снег уплотнен до жесткого наста. Поэтому оценки лавинной опасности по состоянию покрова, сделанные спасателями, были, видимо, неверны. Характер снежного покрова во время аварии был совсем другим.

Склон в месте установки палатки у перевала Тофаларский Ключ (Пихтовый) имеет крутизну порядка 28-30 градусов (крутизна измерена по приведенному фото из книги), что достаточно близко по параметрам к склону над палаткой группы Дятлова (по данным Попова). При более подробном рассмотрении читатели могут найти и другие аналогии в этих двух случаях.

В частности, попытка возведения памятника погибшим туристам на кладбище встретила активное сопротивление властей, которое пришлось преодолеть. Они стоят, два эти памятника в разных местах, возведенные свердловскими и минскими политехниками, - два братских символа беды от двух очень схожих катастроф на лыжных туристских маршрутах. Сколько же еще таких братских памятников есть и в других городах!?.. И памятников, и досок на перевалах, как этот, под перевалом Тофаларский Ключ…

Интересно, что в том же районе Восточных Саян, у пика Заоблачный 16 марта 1968 года потерпела аварию в лавине московская группа Евгения Мачигина. Вместе с ним погибли еще пятеро: Игорь Гирсанов, Олег Привалов, Володя Пенин, Юрий Чаповский и Вадим Бухтияров. Вадим умер немного позже от полученных травм, - его не смогли спасти Валерий Гринберг и Александр Пенин, - участники группы, которые остались в живых… По мощности лавина, сошедшая на группу Мачигина, несла десятки тысяч тонн (она была в сотни, если не тысячи раз мощнее лавины на реке Уса, Рай-Из, описанной ниже). Она была двойной, с западного и противоположного склонов, причем лавину из свежего снега перекрыла сверху лавина из мокрого снега. Группа попала в лавину в результате неверного выбора варианта спуска по каньону, - следовало обойти лавиноопасный участок сверху, по гребню (этот случай описан в статье Б.Огородгникова «Под пиком Заоблачным», альманах «Ветер странствий» № 6, Москва, ФиС, 1971, с. 38-49).

У этой аварии с аварией Дятлова тоже есть схожие моменты: смерть участника от полученных травм: Валерий и Александр снесли Вадима вниз, но не смогли спасти. Как спускали вниз, пытались спасти своих и дятловцы… Еще в качестве аналога я вспомнил об аварии группы Бекетова 03.04.2000 г. на Приполярном Урале, - районе, пограничном с Северным Уралом. В этой аварии погибли Иван Забелло и Мария Гусева. Лавина сошла со склона крутизной (20-25) градусов, - именно такую крутизну имел склон над палаткой группы Дятлова. Таким образом, практически все «загадочные» моменты аварии группы Дятлова имели место в других известных авариях и критических ситуациях с другими туристскими группами. Осталось найти совсем немного аналогов: аналогичные травмы ребер и головы. Я уверен, что при более подробном рассмотрении прошлых аварий, мы обнаружим и эти аналоги, и сможем на них указать в ссылках. Мне ясно, при каких обстоятельствах могли иметь место такие травмы: при двустороннем сдавливании человека между потоком лавины и жестким препятствием.

Скептики могут возразить: «Это не доказательство!..». Да, такие случаи-аналоги не являются «прямыми» доказательствами. Но они являются прямыми доказательствами реальной возможности и достоверности подобных событий (в отличие от фантастических сказок). Эти аналоги описывают «живую ткань событий, за ними стоят реальные события. А вот за возражениями типа: «Это не доказательство…» ничего не стоит. Именно подобные возражения являются пустым звуком, являются чистым листом, которым пытаются прикрыть реальные факты и события. Слепцы не могут учить зрячих, как и что надо видеть. А слепота как раз и состоит в нежелании видеть и учитывать реальные факты и события…
(Рассказ документальный, на основе реальных событий. 10-20.10.06)

Е.В.Буянов
Лавина на реке Уса, горы Рай-Из
Близкий аналог аварии группы Дятлова (рассказ документальный).
Этот случай описан, в частности, в статье Артура Артеева по адресу: http:/www.mskomi.ru/nomer/2006.04.13/3.html. Произошел он на Приполярном Урале (долина реки Уса, горный район Рай-Из) 29.10.1988 г. Лавина-доска накрыла две группы из Сыктывкара (группа Еремкина) и из Усинска (присоединившаяся к группе Еремкина). Погибло 13 человек, а Еремкина спасли чудом через 15 часов после схода лавины. Его спасло то, что он, сдавленный снегом, оказался в нише под тяжелой снежной глыбой, и смог дышать. Целый ряд подробностей этого уникального случая я нашел в статье П.И.Лукоянова «Неслучайные случайности» в № 12 журнала «Турист» за 1989 г. (стр. 48-50).

Особенно интересными в этом случае были не только необычайный трагизм исхода (крупные масштабы катастрофы, - больше, чем у группы Дятлова на горе Холатчахль) и удивительное спасение Еремкина из лавины. Интересно, что лавина-то была совсем небольшая. Она возникла от отрыва пласта с размерами всего 35 на 25 м. А ее масса, видимо, была около 100 тонн (если не меньше) при объеме не более (200-300) куб. м. Протяженность склона морены над палаткой, с которого и сошла лавина, составляла всего 40 м при крутизне склона около 30-35 градусов и высоте морены около 20 м, - это дом в 6 этажей. Причем лавина сошла не с самого верха склона морены, а с расстояния всего в 35 м выше палаток. А толщина снега в месте установки палаток составляла только 40 см, - ниже колена взрослого мужчины. Сполз, естественно, не весь снег, а верхняя часть пласта, поскольку на склоне были камни. Правда, на гребне морены, на верхе снегосбора, толщина была больше, - около метра. При таких внешне очень «скромных» параметрах и снежного покрова, и склона, у участников похода не возникло и мысли о какой-то «лавинной опасности», когда они устанавливали палатку под мореной и подрезали нижний край снежного покрова.

С аварией группы Дятлова здесь тоже прослеживается аналогия: палатки и там, и там были установлены в месте нечеткого перегиба склона, - там, где крутизна склона вверх увеличивается (до 30 градусов над палатками Еремкина и усинцев, и до 23 градусов над палаткой Дятлова на Холатчахле). Такие перегибы опасны, - в них снежные пласты напряжены, их подрезка вызывает перенапряжения вышележащих пластов снега. А небольшая крутизна склона вниз создает иллюзию, что склон «некрутой», хотя для лавины со склона выше палатки «важна» не крутизна вниз, а крутизна вверх. Именно она, эта крутизна вверх, определяет лавиноопасность склона. Склон в случае аварии на Рай-Из был круче, потому и лавина сразу привела к тяжелой катастрофе: 13 человек были раздавлены почти мгновенно. Сам Еремкин в палатке услышал крик: «Лавина!», почувствовал, как сначала сдавило ноги, потом тело сдавило целиком, а дальше он потерял сознание. Лавина имела характер небольшого оползня по склону, - на таком маленьком расстоянии она не успела хорошо разогнаться и пройти далеко. Но и ее квазистатического (медленно нарастающего) усилия вполне хватало, чтобы запросто раздавить и засыпать две палатки с туристами. А лыжи, воткнутые в пяти метрах от палатки, так и остались стоять, - лавина их не тронула.

Сошла лавина на палатки именно в этом месте совсем не случайно, - было бы ошибкой считать эту историю трагическим совпадением случайностей. Он сошла закономерно именно там, где снежный склон был поврежден в результате установки палатки с заглублением и вырезкой снежных кирпичей для ветрозащитной стенки.

Этот случай еще раз подтверждает простую истину: лавина – явление очень трудно предсказуемое. А потому дополнительные меры безопасности при установке бивака никогда не будут лишними.
Установка бивака под снежным склоном средней крутизны (свыше 15 градусов) всегда таит опасность, особенно в местах перегиба склона.

В определенных условиях очень маленькая лавина может быть причиной тяжелейшей катастрофы, - случай на Рай-Из это подтверждает. Раздавить палатку с туристами может очень небольшая лавина и без значительного разгона, - своим статическим весом. В обоих случаях (на Рай-Из и Холатчахле), видимо, имели место аварии с лавинами малой мощности, поскольку след лавины в случае аварии группы Дятлова (на Холатчахле) к приходу спасателей не сохранился. Конечно, в случае, если бы палатку не подмяло лавиной, а отодвинуло, или даже отбросило лавиной по склону, исход мог быть иным, куда менее трагичным. Но и в случае на Рай-Из, и в случае группы Дятлова палатки были именно подмяты лавиной из-за того, что они стояли с заглублением в снежный склон. Иначе быть не могло, - здесь все определяется реальными условиями и реальными нагрузками. (Рассказ документальный, на основе реальных событий. 17.10.06)

Буянов Е.В., Кузнецов ЮА.
«Аномалия»
(Рассказ художественный, основан на реальном случае).
- Здесь какая-то явная аномалия! Я корреспондент областной газеты. Мне Вас рекомендовали, как знающего эти места туриста и альпиниста. Объясните, с чем это может быть связано. Смотрите, вон там вековые пихты повалены вершинами к склону. И никаких следов лавины! Явная аномалия! Некоторые говорят даже, что инопланетный корабль садился!

- Что-о!? Инопланетный корабль? Что за чепуху городят! Конечно, лавина! Что же еще?
- Но ведь никаких следов нет!
- Ха!? Следов нет? А Вы куда смотрите? Вы на другой, противоположный склон поглядите. Видали завальчик? Будьте - здрасьте!
- Да, действительно, завал есть… Крупный! Но как это?.. Как это? Ведь видно, что она через ущелье не прошла. Видно, что она не дошла до того края. Как же она могла повалить такие мощные деревья, даже не касаясь их?
- Да запросто! Она их кулаком воздушной волны к склону припечатала. Аккуратненько, без всяких следов!..
Инопланетный корабль? Вот умора!.. Интересно то, что я здесь раньше никогда лавин не видел. Но всегда это место с ужасом в душе проходил, - ясно было, что в любой момент может грохнуть! Мне не верили, - смеялись. Теперь шутники побледнеют! Пошли отсюда от греха подальше…
(По рассказу Ю.Кузнецова, Иркутск 11.10.06).

Захаров П.П., Буянов. Е.В. Дизель
(Рассказ художественный, основан на реальном случае).
Дизель исчез! «Железка» тонны в полторы куда-то «испарилась». От дизельной тоже ничего не осталось, кроме бетонного основания со срезанными болтами. Пол-лагеря «Узункол» как не бывало, - след лавины «слизнул»! Очень хотелось привести сюда за ручку профессора Тушинского, который место для альплагеря одобрил. Посмотрел он тогда на пихты в три обхвата, походил и сказал: «Здесь лавин нет. Место безопасное!».
А лавина подождала, подождала несколько лет, и пришла, родимая! Совсем не оттуда. Пришла с другого борта ущелья и с самого верха, который снизу не виден. И через все ущелье перепрыгнула запросто!
Искали, кругами ходили, - нигде нет дизеля! Приехал прокурор с допросом:
- Кто украл дизель?
Отвечаю:
- Найдите мне этих силачей! Это Ваш долг! У меня таких крепышей нет, чтобы вдесятером эту «скрипку» унести даже без футляра…
- Кто украл дизель?!
- Найдите мне этих силачей!..
- Кто украл дизель?.. Вы будете отвечать? Куда его спрятали?!
- Нет, я Вам задам вопрос! Кто украл дизель?..
Долго препирались в таком духе. Подходит местный мальчишка лет пяти. Трогает за штанину:
- Дядя, Вы железку ищете? Вон она вот там валяется!
Пошли, посмотрели. Вот он, дизель. На сто пятьдесят метров по склону вверх вылетел. Говорю прокурору:
- Вот он, вещдок, - забирайте. Дарю на память! Только не запачкайтесь, и карман не порвите.
Плюнул тот, и пошел… Акты заполнять.
(По рассказу П.П.Захарова).

Буянов Е.В., Кузнецов Ю.
«Бесстрашные»
(Рассказ художественный, основан на реальном случае).
Перевал «Чертовы ворота». Хамар-Дабан, красивый, популярный лыжный маршрут на 110 км в верховья реки Слюдянка с выходом на старо-комаринскую дорогу. Спуск с перевала на юг очень крутой и опасный, - его надо обходить длинной дугой. На перевале – группа старых, опытных альпинистов, пришедших на лыжах от метеостанции. Стоят, любуются сверху чарующей панорамой снежных гор. Подходят двое румяных, задорных молодцов-туристов в шикарных куртках, и идут к «крутяку», на спуск, прямо в долины рек Спусковой и Утулик.
- Ребята, вы куда?! Туда нельзя! Лавиноопасно!
- Э, ерунда!
- Вы что, вас сейчас раздавит и закопает на несколько метров!
- Что вы, старая рухлядь, понимаете. Вы нам не указ. Сидите на печке…
- Слыш, парень, - это, обращаясь ко второму, вступил в разговор другой ветеран - ты с этим не ходи! Он сейчас и себя, и тебя угробит. Он совсем не знает маршрут. Здесь все обходят этот склон сверху длинной дугой. Вон лыжня видна.
Была надежда, что второй парень образумится, и образумит первого. Второй, казалось, заколебался. Тогда первый его «подначил».
- Ты что, струсил? Тоже, друг называется…
- Ты его за собой в крематорий не тяни! Хочешь сам угробиться, - топай!..
Второй все же решился, и двинулся вслед за первым.
- Стой! Стой, тебе говорю. Стоять, мальчишки! Пижоны! Стоять на месте! Не двигаться! Я альпинист! Старший инструктор!..
Слова не возымели действия. Они не прошли и пятидесяти метров, когда снежная трещина над ними вдруг побежала, разламывая снежный пласт. Ниже ее снег на склоне поехал, загремел и скрылся в огромном облаке белой пыли. Волна лавины накрыла «смельчаков», - они не успели даже вскрикнуть…
- О, боже мой! – седой старик в отчаянии закрыл лицо руками. Жуткое осознание страшной беды пронзило его болью.
А другой грустно произнес:
- Говорят, если идиот, - то надолго. Неправда! С лавиной так не получится! Черт их побрал…
- Пошли на метеостанцию. Надо сообщить в КСС. Теперь их останки, наверное, и за месяц не найдут.
Внизу ровным слоем белел свежий вынос лавины. Чистым белым саваном. Под перевалом «Чертовы ворота».
P.S. В.А.Борзенкова: «Это чисто художественный рассказ, основанный на событиях 1975, 1982 и еще не помню какого года. Происходившие в разных местах «недалеко» от этих самых «ворот»: пик Черского, Лагутайские ворота, Мунку-Сардык…».

Авторы согласны, что рассказ «художественный», но основан на реальных трагедиях, - заметим, не единичных случаях! Самая последняя авария у перевала «Чертовы ворота» случилась в марте 1995 года. Погиб 1 человек (группа из Иркутска) в лавине из-за травм и удушения. Его нашли через 30 минут, но было поздно... (По рассказу Ю.Кузнецова, 10.10.06).

Буянов Е.В., Захаров П.П., Кузнецов Ю. «Подвижки»
(Рассказ документальный).
Лет десять назад в ущелье реки Кынгарга при подъеме по кулуару на центральную башню вершины Трехглавая группа из шести человек вызвала вроде бы «пустячную» подвижку снега на несколько метров. Пятеро благополучно съехали с этим пластом, а одна девушка оказалась около выступа борта кулуара. Ее прижало, сдавило и сломало позвоночник. Тяжелейшая травма искалечила на всю жизнь. Никто даже сначала не поверил в такой исход...

А ведь с точки зрения нагрузок все просто: если человека отодвинет, или даже отбросит большой движущейся массой, - это одно. Пусть даже равномерно сдавит со всех сторон, - человек кратковременно может выдержать значительное равномерное гидростатическое давление. Но вот если его значительная движущаяся масса прижмет с одной стороны к жесткому препятствию, - к стенке, навесу или основанию, - это совсем другое… Нагрузки возникают огромные, - при давлении в одну атмосферу это только на грудную клетку более тонны (32 умножить на 32 см – более 1000). Чтобы сломать человеку ребра, вполне достаточна нагрузка раз в пять-десять меньше (в зависимости от динамики)… Такова скрытая опасность лавин: можно и возможно укрыться от лавины за выступ или съехать в ее объятиях на небольшой скорости. Но горе и смерть тем, кто окажется между лавиной и препятствием. Даже небольшая лавина его сдавит и размажет, как муху. В отдельных случаях она может сделать это, даже не касаясь человека, - своей воздушной волной.

А насчет «подвижек» в мозгах насчет лавин хорошо однажды выразился известный лавинщик из Приэльбрусья Нурис Урумбаев, необычайно знающий и опытный. Он сказал Захарову: «Общий прогноз, конечно, сделать можно… Но, вот если я начну предсказывать точно, когда и где определенная лавина сойдет, - значит у меня не все в мозгах в порядке! «Услышишь» такой «шиш» от меня, - сдавай в псих лечебницу, на проверку…». В последний свой выход в горы он не рассчитал, - катался на лыжах с иностранцем, оба попали в лавину и погибли. Малейшая неосторожность в общении с этими «белыми сестрами» приводит к тому, что не спасают ни знания, ни опыт…
(По рассказам Ю.Кузнецова и П.П.Захарова, 11.10.06.).

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru