Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет
о лыжном туристском походе 4 к.с., совершенном командой Спортивного клуба МГУ на Приполярном Урале, март-апрель 2005г. Техническое описание (продолжение)
30.03.2005 г. День 6. ГЗЛ р. Капкан-Вож - пер. Студенческий (1Б, 1150м) - в. Манарага 1и 2 Башня (2А, 1598 и 1663м) - пер. Студенческий - лес в среднем течении ручья из под перевала, не доходя 30 мин до р. Манарага пер. Студенческий Категория трудности: 1БВысота: 1150 м Характер на момент прохождения: снежно-фирновый Расположен: в гребне между в. Манарага (1662,7м), и в. 1363,3 м Ориентация склонов: северо-запад - юго-восток Прохождение: 30 марта 2005 года из долины р. Капкан-Вож в дол. р. Манарага Снята записка: группы туристов-альпинистов 4 чел: Куликов Сергей, Маркова Ирина, Пушинский Денис, Губанов Евгений из г. Сургут и г. Березово, от 13 сентября 2004 г. Необходимое снаряжение: кошки могут быть полезны при жестком фирне
Категория трудности, высота: первая башня (зуб)-1Б, 1598м, вторая башня - 2А, 1662,7м Необходимое снаряжение: кошки, страх. система (достаточно верха), пруссик/жумар на всех, ледоруб (достаточно пары на группу), веревка основная (10 м+30 м), удобна большая петля, но не обязательно.
6-30 – выход. Утром, как обычно, холоднее всего. Сегодня -22 град. Зато погода получше вчерашней серости и мути - верхушки гор освещены солнцем. Выходим из леса, поднимаясь вдоль ручья, в направлении пер. Студенческий (Фото-35) Выше ГЗЛ ручей образует довольно приличный каньон. Идем траверсом левым бортом. Фирн со снегом, крутизна до 20 град. Через километра полтора - выполаживание, выходим в обширный цирк, следуя за ручьем, который здесь уже не в каньоне, а просто во впадине. (Фото-36)
Тур находится с северо-западной стороны седловины на скальном "постаменте". У скал, где образовался надув-мульда, в этом надуве выкопана маленькая пещерка. Видно, что здесь ночевали. Седловина довольно широкая, можно ставить палатку как в мульде, на камнях, так и наверху, на фирне, но очень ветрено. Открывается вид на гребень, ведущий к в. Манарага. Наскоро перекусив в мульде, собираемся на восхождение. Лыжи, рюкзаки и т.п. оставляем здесь. С собой только аптечку, коврик, веревку. Все теплое личное - тоже с собой. В 10-00 начинаем подъем в кошках по гребню. Фирн, иногда прикрытый снегом, камни.
Затем мы спустились на полку в 12-40, по ней прошли вправо по ходу к перемычке между башнями. Закрепив веревку на скальном выступе, спустились дюльфером по 5 метровому отвесу на дно перемычки в 13-00 и оттуда вылезли с гимнастической страховкой на 2-х метровой ширины полку с северной стороны второй башни. Пройдя по полке 10 м, закрепили на ледорубе начало горизонтальных перил. Лидер, спустившись 2 метра лазанием на узенькую, неявную полку, прошел по ней около 15-20 м, огибая башню с запада и поднялся около 5 м до метровой полочки, точнее несколько ступеней, где и закрепил конец перил в районе основания камина. Группа собралась здесь в 13-50. Отсюда лидер с нижней страховкой поднялся 15 м по камину на рологуюпредвершинную часть, где можно ходить почти пешком и закрепил перила на скальном выступе. Остальные вылезли следом, страхуясь пруссиком.
Последний спустился с нижней страховкой в 15-00. На перемычке были в 15-30. Довольно тяжело жумарить по отвесу обратно на полку первой башни. Учитывая усталость и холод, организовали верхнюю страховку, благо веревка длинная. На полке все собрались в 16-25. С полки путь вниз идет по пути подъема. При более слабой технической подготовке группы, пришлось бы некоторые места провешивать или идти с попеременной страховкой. Погода портится. Долину р. Манараги затянуло тучами. Вершина тоже в облаке или ветер переметает снег. В 17-15 спустились на перевал, в мульде собрали рюкзаки, перекусывая шоколадками "без отрыва от производства", положили в тур записку. В 17-40 начали спуск в дол. р. Манарага. Довольно полого, чтобы ехать на лыжах загзагами, но накувыркались вдосталь. Снега с этой стороны довольно много и склоны обильно им покрыты, поэтому до выполаживания у русла ручья ехали с интервалами и распущенными лавинными лентами. Это все заняло много времени.
В поисках сушины пришлось пройти больше, чем хотелось бы. Мест для стоянок много, в лесу безветренно и уютно, но на завтра запланирована дневка, а без дров не хочется сидеть, хотя есть газ и горелки. В итоге спустились довольно низко по ручью и все-таки нашли несколько сушин. В 19-50, уже в темноте ставим лагерь. t=-20град., тихо. ЧХВ сегодня рекордное для нас: 11ч. 25 мин. Путь за день и места ночевок можно посмотреть на фрагменте карты М 1:100000. Расчет ходового времени: Подход от ночевки на слиянии ручья и р. Капкан-Вож до входа в долину 40 минутПодъем вдоль берега ручья до возвышения перед входом в цирк 45 минут Подъем по пологой части цирка до крутой части перевального взлета 35 минут Подъем на седловину перевала Студенческий 30 минут Подъем по гребню до предвершинной выполаживания, дальше становится круто 50 минут Подъем на полку под вершиной Манарага 40 минут Подъем на вершину первой башни 30 минут Спуск обратно на полку 20 минут Спуск с полки первой башни на перемычку между башнями 30 минут Подъем на полку, траверс до камина второй башни в. Манарага 50 минут Подъем на вершину второй башни 40 минут Спуск на полку под камином 30 минут Траверс по полке второй башни и спуск на перемычку между башнями 30 минут Подъем с перемычки на полку первой башни 55 минут Спуск с полки первой башни по гребню до пер. Студенческий 50 минут Спуск с пер. до выполаживания долины ручья 40 минут Спуск по ручью до ГЗЛ 20 минут Спуск по лесу вдоль русла до места ночевки 50 минут Итого 11 часов 25 мин
Прохождение перевала Студенческий не сложно, при нормальной погоде, но может быть лавиноопасно при большом количестве снега с юго-востока. На подъеме с северо-запада могут потребоваться кошки, но маловероятно. Спуск в сторону р. Манарага прямо с седловины может проходить в лыжах. Из специального снаряжения скорее всего ничего не требуется. С перевала начинается классический маршрут восхождения на в. Манарага по восточному гребню. Сложность одновременного восхождения на оба зуба вполне соответствует 2А к.т. Важно иметь в запасе достаточно светлого времени. Переменчивая погода и невозможность быстро "свались" вниз, предъявляют повышенные требования к "запасу прочности" группы, вышедшей на восхождение. Как по снаряжению, так и по тактике и технике. Восхождение же только на первую башню (зуб) возможно просто пешком, но кошки все же рекомендуются весьма.
31.03.2005 г. День 7. ДНЕВКА. Лес в среднем течении ручья из под перевала Студенческий, не доходя 30 мин до р. Манарага. Пока группа занимается бивачными работами, Таня, Аленка и Саша проводят разведку, тропя завтрашний путь вниз по долине ручья, до р. Манарага. До 22-00 ведем философско-лирические беседы на традиционно – жизненные темы и поем песни под гитару.
1.04.2005 г. День 8. м/н – подход к ГЗЛ р. Манарага. Подъем общий в 5-18. Выход в 7-20. T=-20 град, ветер слабый в лесу и умеренный в долине. Идем по проложенной вчера нашими разведчиками лыжне. Через километр пересекли ручей с правого берега на левый и начали забирать влево. Лес здесь гуще, много сушин. Через полчаса после выхода выкатились на безлесный берег р.Манарага. Долина широкая, с редкой растительностью: кусты, береза, елочки, лиственница. Вниз по долине видна остроконечная вершина, может быть одна из Колоколен? Правее видна в. Манарага. Магнитный азимут на первый зуб - 280 град. Вдоль реки идет буранка и мы по ней с радостью пошли - это лучше, чем тропить. Плавно и незаметно буранка выродилась в занесенную лыжню. Буранка наверно где-то в многочисленных протоках и холмиках ушла вбок. Лыжня петляет среди кустов, извилин реки, переходит с берега на берег. Кажется, она петляет чересчур сильно. Влево по ходу отходит широкая долина ручья, вытекающего из под пер. Студенческого, подъем на который можно было бы начинать отсюда, траверсирую пологие, лесистые склоны. Правый по ходу склон долины Манараги покрыт смешанным лесом. Метров 100 выше начинается зона тундры. Поравнявшись с отрогом, закрывающим вид на пер. Студенческий, подходим к небольшим холмикам. После привала петляем между холмиками, набираем высоту, долина раздваивается, идем по правому руслу (рукаву). Русло довольно четко выражено, лыжня правда совсем потерялась, но снег достаточно плотный и тропежка легкая. Потеплело и пошел снег. После отрога, выходим к слиянию р. Олений и р. Манараги. В 200 м выше его - балок. Мы не подходим к нему. Продолжаем движение вверх по р. Манарага и через 40 мин подходим к ГЗЛ. Вправо по ходу уходит ущелье. Поднимаемся на террасу левого склона, где есть лес и ищем мето для лагеря. Минус 5 град., снег пушистый, но очень густой, валит с небес, закрывая видимость 10-30 – ставим лагерь на верхней границе лиственничного леса. Дров вокруг немного. Подчищаем остатки сухих элементов здешнего леса. Планируем день грядущий. Разрабатываем и обсуждаем варианты. Но все зависит от погоды. Пока же снегопад усиливается, потеплело до минус 3 град. ЧХВ - 3 часа 35 мин. Путь за день и места ночевок можно посмотреть на фрагменте карты М 1:100000. 2,3.04.2005 г. День 9 и 10. ГЗЛ р. Манарага. Вынужденные дневки. Два дня просидели на одном месте, топя печку, играя на гитаре, заготавливая дрова, играя в разные игры. В тренировочных целях выкопали довольно большую пещеру в основании террасы, где намело толстенный слой снега. Лес жидковат и, хотя палатка стоит в углублении, снегом заносит стенки палатки. Приходится регулярно откапывать. Довольно тепло: минус 3-5 град, сильный ветер. Без печки было бы неуютно и мы в очередной раз порадовались, что взяли ее. Выпало уже 40-50 см снега и на этом дело не заканчивается. 4.04.2005 г. День 11. р. Манарага - пер. Кар-Кар (1А, ~1250м) - каровое озеро под перевалом. (Западный исток р. Балбанъю) пер. Кар-Кар Категория трудности: 1АВысота: около 1250 м Характер на момент прохождения: снежно-фирновый Расположен: между северным отрогом в. Народа (1895м), и южным склоном в. 1347,5м Ориентация склонов: запад - восток Прохождение: 4 апреля 2005 года из долины р. Манарага в дол. р. Балбанъю Снята записка: группы туристов г. Воронеж, от 27 марта 2005 г., рук. Новиков В. Необходимое снаряжение: кошки могут быть полезны при жестком фирне
Дежурные встали, как и все эти дни, в 4-00. Но сегодня похолодало до -20 град, облачно, ветер порывистый, умеренный и снег прекратился. Видимость, правда, не лучшая. Предполагаем подойти в верховья южного истока р. Манарага и на месте оценить, какой запасной вариант выбрать: пойти ли от пер. Центральный через в. Народа со спуском на плато Руин, или перевалить по простейшему пути, через пер. Кар-Кар. По основному варианту: через пер. Центральный, обход Народы с юга и подъем на плато Руин уже нет надежды, не успеваем по дням. Да и в маршрутной книжке нам даны четкие указания МКК как раз для этой ситуации. Выход в 6-32. 30 мин двигаемся в зоне растительности. Тропежка очень тяжелая, ГТЛ до 60 см. Выйдя из леса и кустов, пошли вверх по долине р. Манарага. Здесь тропить легче - снег сдут частично или уплотнен ветром. Через час (в 7-30) доходим до ручья, вытекающего из цирка (горловины) в. Подкова и впадающего в Манарагу слева. Здесь остров кустарника, делаем привал. Чем выше, тем сильнее ветер и хуже видимость. Вероятно, снегопада нет, а все это переметенный снег. Низовая пурга. По-прежнему минус 20 град. Одеваем маски и решаем, что максимум, что можно сделать в такую погоду, это пройти пер. Кар-Кар, если найдем его конечно :). А то вообще придется вернуться на место стоянки, если все будет плохо и к тому же лавиноопасно. Мерзопаскостной погодой объясняется и отсутствие фотографий этого дня, только на двух что-то можно разглядеть. Видеосъемка тоже мало чем может помочь, хотя видеокамера запечатлела побольше, чем фото. Через километр, примерно, выходим к слиянию ручьев-истоков Манараги около северной части в. Подкова. Трудно сориентироваться в такой мути и понять, куда нам надо. Перед нами проступает сквозь снег какое-то понижение, но, судя по карте, мы еще не дошли до нашего. Да еще здесь невысокие, вытянутые, моренные холмы в долине. Поднялись на один из них, заворачивая вправо по ходу, стараясь завернуть вслед за рекой на восток, а потом увидеть поворот на юг. Через метров 500 убедились, что стоило идти по руслу, у самого подножия в. Подкова. Справа от первого, показавшегося нам понижения в правом борте долины, мы разглядели еще одно, более обширное. Скалы, смороженная осыпь, фирн, только местами снег на фирне и камнях. Взлет метров 300, крутизной 20-25 град, локально есть даже 30 град. Собираемся под взлетом (9-00), решаем как идти, и поднимаемся за 50 мин в цирк (кар) под пер. Кар-Кар.
Снимаем лыжи и за 45 мин поднимаемся по 30 град склону длиной метров 200-250. Осыпь под фирном, крупные камни. То приходится с трудом выбивать ступени в жестком фирне, то проваливаемся по колено в надувах между камнями. На седловину вышли в правой по ходу части, т.к. снизу казалось, что тут подъем проще, а низшей точки не было видно. Поэтому пришлось пройти по седловине влево по ходу около 200 м до тура. Седловина достаточно широкая, и пологая.
Расчет ходового времени: Подход от ночевки на ГЗЛ р. Манарага до уровня цирка в. Подкова (1430м) 1 часПодъем вдоль берега Манараги до взлета, выводящего в цирк под пер. Кар-Кар 1 час Подъем в цирк 50 минут Подъем по дну цирка под перевальный взлет , где в него упирается срединный вал 40 минут Подъем на седловину перевала Кар-Кар 45 минут Спуск с перевала до озера в каре - истока р. Балбанъю 20 минут Путь по кару до места ночевки 25 минут Итого 5 часов
Прохождение перевала Кар-Кар не сложно, при нормальной погоде, но может быть лавиноопасно при большом количестве снега. На подъеме с запада могут быть полезны кошки, но не обязательно. Склон со стороны р. Балбанъю может быть лавиноопасен. Из специального снаряжения скорее всего ничего не требуется. С перевала можно совершить восхождение на платообразную в. 1347,5м по южному гребню. Сложность, судя по карте и отчету 1992 г. Романенкова А., соответствует н/к-1А к.т. Это отличная панорамная точка, на которую при хорошей погоде можно сходить за час. 05.04.2005г. День 12. Каровое озеро под пер. Кар-Кар - в. Народа (Народная, Поэнурр) (1Б, 1895м) - плато Руин - оз. Голубое
Категория трудности, высота: 1Б, 1895м Необходимое снаряжение: кошки
Подъем дежурных в 4-00, но на улице метель и все откладывается на час, затем повторяется каждый час до 8 утра. Метель стихает. Сегодня, как и вчера -20 град. После завтрака с нетерпением наблюдаем за небесами: если тучи не растянет и видимость не улучшится, придется уйти вниз по р. Балбанъю, так и не взойдя на Народу. В 9 утра показались первые признаки чистого неба. В 9-30 на западе уже приличный кусок ясного неба и мы начинаем сворачивать лагерь. Фото-47 В 10-30 выходим на восхождение, поставив целью пройти с рюкзаками через вершину до плато Руин и спуститься на оз. Голубое, под склон в. Карпинского. Если погода позволит, конечно.
Поднялись по склону на северо-восточный гребень Народы в 14-00, бросили рюкзаки. Длина подъема по склону от верхнего плато: 200м и крутизна до 25-30 град местами. Усложняет подъем обледенелый фирн и камни. Кошки весьма полезны на такой гадости. Отсюда за 20 мин налегке поднялись по фирново-осыпному гребню с выходами обледенелых скал длиной 500 м и крутизной до 20 град. И вот 14-25 мы на вершине. (Фото-51) Здесь довольно много табличек и памятников, помимо триангуляционного знака. Прекрасная видимость до горизонта. Рассматриваем окружающие горы. (Фото-52), (Фото-53), (Фото-54).
Мороз между тем к этому времени усилился до 25 град и ветер не унимается. Из-за этого долго не задержались, а пошли вниз, к рюкзакам, надели кошки и пошли вниз по гребню к плато Руин. Оно на вид - довольно обычное плато. Ничего примечательного, глядя сверху. Снежно-фирновое плато с выходами скал и россыпями камней.
Мороз чуть спал: - 23 град, ветер слабый. Ясно. Надеемся завтра сходить на в. Карпинского и спуститься к р. Балбанъю, чтобы подойти максимально близко к базе "Желанная". ЧХВ сегодня: 6ч. 25 мин. Путь за день и места ночевок можно посмотреть на фрагменте карты М 1:100000. Расчет ходового времени: Подход от ночевки на озере под пер. Кар-Кар до крутой осыпи в начале гребня 40 минутПодъем по гребню пешком вдоль берега ручья до огромного нижнего плато 30 минут Подъем по пологой части плато до скально-осыпной ступени перед верхним плато 30 минут Подъем на верхнее плато 30 минут Подъем по плато и по склону на северо-восточный гребень 60 минут Подъем по гребню на вершину Народа 20 минут Спуск обратно на стык гребней, к рюкзакам 15 минут Спуск по сев-вост. гребню до выполаживания, в 200 м над плато Руин 50 минут Завершение спуска на плато Руин 20 минут Спуск с плато Руин на оз. Голубое и переход к подножию в. Карпинского 30 минут Итого 6 часов 25 мин
Прохождение в. Народа при нормальной погоде очень красиво. Великолепная панорама Приполярного Урала стоит усилий, затраченных на восхождение. Лавинной опасности нет, впрочем это относится ко всем "верхам": снег или сдут вниз, в долины, или уплотнен ветром. Хотя бдительность терять не стоит, может быть мы неверно оценили обстановку или при другой погоде все измениться в худшую сторону. На подъеме с северо-запада, уже на склоне под с-в гребнем могут быть полезны, удобны кошки, но можно и обойтись. Спуск на восток, в сторону плато Руин по с-в гребню однозначно только в кошках. Такой жесткий и крутой фирн, да еще обледеневший местами, давно не встречался в сочетании с камнями и выходами скал. Мы были уже близки к провешиванию перил на некоторых участках. Сложность восхождения в нашем варианте вполне соответствует 1Б к.т. Важно иметь в запасе достаточно светлого времени. 6.04.2005 г. День 13. Оз. Голубое - пер. Кар-Карпинского (1Б, 1390м) - р. Балбанъю пер. Кар-Карпинского
Категория трудности: 1Б Необходимое снаряжение: кошки необходимы с северной стороны
В 13-00 начинаем спуск с перевала на север. За 15 мин спустились по 30-35 град снежно-фирновому склону длиной 150-200 м. Кое-где выходы скал. Снег довольно глубокий. Под склоном очевидное выполаживание, которое можно назвать полкой или ступенью. Здесь снега уже много, тропим выше колена. Надеваем лыжи у каменного острова. Продолжаем спуск по относительно пологим склонам, разделенных выполаживаниями - ступенями долины. Приходится тропить даже при пологих спусках. Множество камней или выходов скал. Попадаем в кар. В нем находится верхнее оз. Верхн. Балбанты. По распадку, левее по ходу, выкатываемся к длинному и относительно крутому спуску (метров 400 длиной и 15-20 град крутизной). Спуск выводит на нижнее (второе сверху) озеро Верхн. Балбанты в 14-20. Километра через полтора встречаем еще один спуск - длинный и довольно пологий. Спускаемся по нему в необозримой ширины плоскую долину. Здесь сливаются наш исток Балбанъю и западный, вытекающий из озера под пер. Кар-Кар, где мы ночевали всего ночь назад. Погода ухудшается: -3 град, Снегопад, метель, сильный ветер. Сильный подлип кончился, начался очень сильный. Промучившись еще две ходки и так и не дойдя до оз. Мал. Балбанты, мы остановились на ночлег у каких-то реденьких кустов в 16-15. Надеемся, что завтра похолодает и хоть подлипа не будет. ЧХВ сегодня: 3 ч. 25 мин. Путь через перевал можно посмотреть на фрагменте карты М 1:100000. Расчет ходового времени: Подъем от ночевки у оз. Голубое на седловину перевала Кар-Карпинского 30 минутСпуск по первому взлету на север, на полку (ступень) 15 минут Спуск до верхнего из озер В. Балбанты 55 минут Спуск до нижнего из озер В. Балбанты 20 минут Переход и спуск от нижнего озера до слияния истоков р. Балбанъю 35 минут Спуск по долине р. Балбанъю до места ночевки у первых кустов 50 минут Итого 3 часа 25 мин
Прохождение перевала Кар-Карпинского своей категории трудности: 1Б, вполне соответствует. Может быть лавиноопасен при большом количестве снега с севера, и при этом без кошек мы бы не спустились: снег лежал на жестком фирне. С перевала начинается маршрут 2А к.т. восхождения на в. Карпинского по западному гребню. Сказать толком про долину Балбанъю нечего - мы шли как ежики в тумане. 7.04.2005 г. День 14. м/н - оз. Мал. Балбанты - оз. Бол. Балбанты (восточный берег)
Часам к 12 небо стало проясняться, снег прекратился. К 17 ч уже было ясно и температура упала до минус 20 град. В первый раз за поход нам было неуютно и зябко - все вещи и обувь отсырели, просушить их не было возможности. Поэтому все, кроме дежурных забрались в спальники. ЧХВ сегодня: 2 ч. 50 мин. Путь по дол. р. Балбанъю можно посмотреть на фрагменте карты М 1:100000. 8.04.2005 г. День 15. м/н - оз. Бол. Балбанты - База "Желанная" - ст. В. Инта
В 10-30 проехали пос. Сана-Вож (до него от базы Желанной около 30 км), где кордон нац. парка. Поскольку вахтовка принадлежит геологам и возит на базу продукты и людей, нас не остановили. Теперь едем вдоль р. Кожим. Около полудня пересекли ее. Остановившись на острове, чтобы посмотреть на красивые виды вокруг. Здесь проходит граница нац. парка Югыд-Ва. На правом, высоком берегу информационные плакаты, домик-приют, где можно ночевать, но никто не живет постоянно. Теперь дорога-колея идет по холмам, довольно полого кажется, после центра гор.
В 18-00 доехали до станции юных туристов в г. Инте, где с помощью Геннадия Коковкина развесили сушить вещи, сходили в баню, закупили продукты, сварили и съели ужин и сели на маршрутку до ж/д вокзала. Там были в 23 ч. Поход пройден в установленные сроки без особых отклонений от основного маршрута. Группа однажды воспользовалась запасным вариантом, и еще не успела взойти на в. Карпинского и в. Старуха-Из, что отражено в разделе "Изменения маршрута и их причины". Маршрут строился как ознакомительный, чтобы получить впечатление от нового для нас района. Впечатление благоприятное. Хочется еще раз побывать там. На маршруте встретились интересные и красивые места, некоторые считаются "жемчужинами" Приполярного Урала: 4) Было совершено восхождение на высшую точку Приполярного Урала. Это в. Народа (Народная, Поэнурр) (1895 м). В техническом отношении маршрут соответствует требованиям, предъявляемым к лыжным походам 4 к.с. Учитывая уже довольно длинный световой день, мы планировали более длинные ходовые дни, чем это привычно по январю-февралю. Поскольку постановка и сворачивание лагеря, многие бивачные работы приходятся на темное время суток, у каждого был фонарь-налобник. У большинства - светодиодная "Tikka" фирмы Petzl. Это позволило каждому продуктивно работать в темноте, дежурить, пилить дрова, собираться и т.д. В палатку для освещения не стали брать газовую лампу или свечку. Вполне хватает налобников у каждого. Группа использовала горелки и, следовательно, имела возможность ночевать не только в лесной зоне. Благодаря этому мы не разу не практиковали "ночных хождений". К тому же вторая половина маршрута проходила по безлесным местам. В зоне леса вечером и утром топили печку для просушки одежды и обуви и предотвращения холодовой усталости. Для облегчения костровых хлопот мы взяли костровую сетку, что, совсем не зря - надо очень бережно относиться к северной природе. А после костров на земле осталось бы несколько кострищ. Если бы не было сетки, то пришлось бы рыть костровую яму. Что явно проблематичнее, чем повесить сетку между деревьев. Группа подошла к финишу с хорошим запасом сил, что вполне объяснимо: поход изначально не планировался как сверхспортивный или изматывающий. Погода вначале была очень удачной, а после Манараги уже не баловала - 2 полных суток отсидки и пару полудневок - пережидали метель. В среднем днем температура около минус 10град. Ночью же - около минус 20 град. Снега в горах много, хотя наверху этого не скажешь - сдут. Полезные ссылки по снаряжению, Приполярному Уралу http://www.progressor.ru:8080/outdoor/ - Обязательно почитайте! Там и по снаряжению разному толково и вообще о походах. http://tourism.at.ru/- это поисковая система "Туризм", где можно найти почти все, что надо нам, туристам. В том числе в разделе "Регионы" ссылки на сайты по Приполярному Уралу. И сайт горного клуба МГУ: http://www.geolink-group.com/tourclub/ - Здесь можно найти статьи по одежде, ботинкам, снаряжению, приглашения в походы, школы туристской подготовки, отчеты о походах и др. Вольный Ветер - газета для любителей странствий и приключений - http://www.turizm.ru/veter Также полезной была брошюра "Вершины центральной части Приполярного Урала. Путеводитель по национальному парку "Югыд Ва"". Сыктывкар 2004 г. Она продавалась в московских тур. магазинах. http://uralkomi.narod.ru/ и http://kozhim.narod.ru/ - стоит зайти посмотреть. Лыжи Бескид: оборудование и подготовка
Вечная проблема - крепления которые были у большинства одинаковые: полужесткие, тросиковые. Щечки у нас не ломались, но рвались ремешки. Рекомендация: стропу для ремешков нужно брать двойную, 25 мм. Пазы, где проходит ремешок, надо обработать надфилем и шкуркой, чтобы снять острые кромки.Если есть возможность, то надо поставить щечки креплений (можно без средней пластины) на платформу, которая шире щечек. Платформа может быть сделана из дюралевого листа толщиной 2 - 2,5 мм. или соответствующей прочности пластины из стали, титана. Щечки можно приклепать или привинтить. Конечно, эта конструкция делается под один размер обуви (точнее обуви с бахилой), но зато щечки не висят в воздухе, а имеют хорошую опору, и не гнутся и не ломаются. См. рисунок: Есть более простой выход: ту же дюралевую пластину с просверленными четырьмя отверстиями под шурупы поставить под стандартное крепление. Пластины можно заготовить дома, а поставить в поезде. Эффект тот же: щечки имеют опору и не гнутся и не ломаются, даже если их раздвинуть max широко (например для тех, кто ходит в полуторных вибрамах). И при этом остается возможность "подгонять" крепления под другую обувь. Если хватает сил и терпения, то утром, перед выходом, а лучше вечером, пока лыжи не использовали для установки палатки, надо проверять канты (особенно в носовой и пяточной части) и крепления. У нас у каждого было по личному запасному тросику и платформы под креплениями - щечки не ломались. Лучше найти новосибирские и т.п. крепления - обычные тросиковые все-таки - ненадежны. И бахилы рвут щечками (Аленка, Маша, Женя) Стропы для носков в крепления - обычная галантерейная не годится. Надо "чулок" шириной 23-25 мм, тонкого плетения. Обработать надфилем и шкуркой пазы в щечках, чтобы снять заусенцы - небрежная штамповка. Хорошо обработанные напильником пазы для строп в носках креплений, плюс обмотанные (дома! в тепле) изолентой, плюс хорошая стропа - ни разу за поход не порвалась ни у кого - Саша Третьяков. Палки: Чем прочнее тем лучше. Металл. Алюминий можно. Длина по плечо или чуть меньше (по подмышку). Кольца. Чем больше площадь опоры тем лучше, но должны оставаться дырки. Хороший вариант - старые палки с кольцами на ремешках из кожи. Можно усилить стропой. Совершенно не годятся стеклопластиковые и углепластиковые палки!
Бахилы. From: Dmitry Chetverikov Весят такие бахилы 300-700 гр в зависимости от галош (самые легкие -
тонкие сероватого цвета) и ткани. Галоша обрезается примерно 1-1,5 см если смотреть
сбоку и 3-4 см спереди. Материал - авизент, кордура, рюкзачка, любой плотный
капрон, критерий - "дышимость"/влагонепроницаемость. Просмолка лыж. From : Roman Nasonov (выдержки) Деpевянные лыжи пеpед началом сезона стоит пpосмолить. Раньше это делали в "Металлоpемонте", но можно и самомy. В "Споpттоваpах" покyпаешь "смолy для лыж" ($0.3-$0.5 за тюбик), наносишь ее на лыжy, pастиpаешь кyском ткани или стаpой газеты и гpеешь лыжy газовой гоpелкой или паяльной лампой (я гpел над газовой плитой). До кипения доводить не надо. Смола пpи этом впитывается в дpевесинy. Повтоpять несколько pаз до полyчения темно-коpичневого цвета. (Пpедyпpеждаю - гоpячая смола сильно пахнет, запах пpиятный, но домашние могyт и не одобpить.) Эта пpоцедypа сyщественно yлyчшает качество лыж, скольжение лyчше, подлип меньше, "отдача" тоже yменьшается. Из переписки перед походом Народ, каждый берите запасной тросик! В ремнике только 1 шт на всякий случай! Прикиньте сколько денег с собой взять, чтобы рассчитаться и осталось ~ 200 руб на обратную дорогу. Собирайте рюкзаки заранее! Если отложите на последние часы, то обязательно будете не успевать и что-нить забудете, а то и опоздаете. Не забывайте паспорта - их иногда проверяют вместе с билетами проводники перед посадкой! Нитки для сшивания спальников - кто берет кроме рамнабора? Вино-водка-спирт-самогон-ром-джин - в поезд - каждый берет по вкусу. Личного снаряжения не берите излишек - общественным и продуктами все равно нагрузим по норме. Фонари налобные, легкие (с тремя большими батарейками не годятся) брать всем. Запасных батареек не надо брать, только новые сразу вставьте. Сменную обувь, тапочки и чехлы для лыж призываю не брать! это лишний вес. Забросок у нас не будет. Кто что не успеет упаковать дома из продуктов, допакуем в поезде, только берите пакеты от соков\молока и др. тару. Что учесть еще при подготовке лыжного, и не только, похода. (по трем походам) СНАРЯЖЕНИЕ
Раскладка и вообще питание.
Что не забыть при покупке продуктов Паковочный комплект
9) Если заброска - пакеты для мусора черные на 120 л по 2 пак на 1 коробку Наблюдения наших друзей, ходивших в другой поход этой зимой 1. Не брать рыбу в масле - промерзает начисто 2. 60 грамм крупы + 30 грамм сухмола + 10 грамм масла + 15 грамм изюма на кашу с утра много - не доедали почти всегда. Стоит пожалуй уменьшить норму крупы и сухмола. 3. Во всех походах - проблема с сахаром. Его всегда больше, чем нужно! Может быть стоит по сахару выяснять, сколько РЕАЛЬНО кусков сахара будет съедать в день участник. Все время получается, что сахара - большой излишек и на него постоянный коммунизм. Может быть меньше сахара - больше сладкого? И как-нибудь продумать паковку открытой коробки - пересыпать во что-нибудь, иначе сыреет и крошится. 4. 30 грамм сала на вечер - идеальная порция 5. Отличная вещь - сублимясо от Раскладки. Если не доварить, то получается кусочками, которые приятно жевать, если доварить - тоже очень вкусно. Рекомендую :) 6. Нет смысла брать кофе - даже заядлым любителям в лом с утра ради него вылезать из спальников :) А вот в горный поход надо, если есть любители. 7. Чай - не брать крупнолистовой - плохо заваривается. 8. Отличная вещь для разнообразия - продающийся сейчас почти везде напиток "земляничный ройбуш". Стоит порядка 60 рублей 100 грамм, такой порции хватает на 3 раза. Дороже, чем обычный чай, но идет на ура. Ну и каркадэ конечно. 9. Специи лучше в сухом виде - не промерзают. Любителям очень острого - в супермаркетах есть такая штука в маленьких баночках, называется перцовая паста. Маленькой баночки (грамм 150) хватает дней на 6-7. 10. Не стоит брать лимоны - промерзают начисто. Может быть брать выжатый лимонный сок в баночках, такой продается? 11. Следить за тем, чтобы сухофрукты были хорошо просушены. 12. Карамельки и леденцы все-таки брать стоит, как только начинаются серьезные ходовые дни - уходят даже из запасов КП :) На Урале было по 3 леденца - уходили с трудом. 13. Сырокопченая и полукопченая колбаса - идеальные продукты :) Пожалуй на обед стоит на 9 человек брать полный батон колбасы. Сыр идет чуть хуже, но тоже хорошо. Обеспечение безопасности на маршруте 1. Контрольно-спасательная служба. Сыктывкар. 2. Интинский КСО. 3. Печорский КСО:
1. Лавинная опасность. Также надо добавить, что три наших лавлиста, скрепленные болтами, образуют сплошной настил, шириной 50 см и длиной 160 см. Остается привинтить его к лыжам, чтобы получились легкие на ходу сани-волокуши. Передний край одного листа специально для этих целей загнут, как у санок. Этот лист используется и как подставка под печку. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||