Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Альпы выше 4000.
Попытка описания района с обрывками прошлых и будущих восхождений.
Подготовка была серьёзная. Палатка, спальник, бутерброды. Кошки и ледоруб у каждого. Акклиматизационный выход на Бисхорн (4153 м.) с ночёвкой в приюте. Когда супруга открыла баночку саморазогревающегося кофе прямо на вершине, кто-то из полусотни находившихся там восходителей произнёс фразу про «art de vivre этих русских». На Мон-Блане было не так радужно. Мы поднялись на поезде до Ни д’Эгль и оттуда сразу до приюта Гуте. Ночью в палатке на 3800 даже в разгар лета не жарко. У жены разболелось сердце. Разбудив пару гидов в приюте, я сумел раздобыть лишь таблетку аспирина. Полегчало, так, чтобы не умереть, но не чтобы идти вверх. Когда в ночи народ ушёл на вершину, мы перебрались поспать в тёплый приют, а утром собрали вещи и ушли вниз. Опять не хватило одного дня. После некоторой паузы, связанной с перемещениями в пространстве, отдалившими от меня Альпы (и приблизившими Эльбрус, куда была совершениа вторая робкая попытка восхождения, окончившаяся так же бесславно на высоте 3800 м., только без аспирина), начался второй этап освоения четырёх тысяч, продолжающийся по сей день. Появились силы, компаньоны и снаряжение. Книга « 4000 m. des Alpes » перекочевала из книжного шкафа на прикроватную тумбочку. И в итоги родилось это повествование. Disclaimer.
Поэтому, "что вижу, то и пою". Предисловие первое. География и картография. «Официальный список УИАА» от 1994 г., составленный комиссией в составе авторов путеводителей Gino Buscaini (Италия), François Labande (Франция) и Maurice Brandt (Швейцария) содержит 82 «основные» и 46 «второстепенных» вершин от 4000 м. и выше. До 1994 г. существовали разные списки четырёхтысячников. Richard Goedeke в путеводителе «4000 m. des Alpes » издания 1991 г. говорит об «общепринятом списке» из 61 вершины. Комиссия УИАА добавила к ним второстепенные (и более сложные) вершины Гран Жорасс, Мон Блан дё Такюль и Брайтхорн, ряд предвершин Мон-Блана с его южных отрогов, всякую мелочь и любымый лыжниками Снежный Купол Экрен.
В последнем издании рутеводителя Гёдеке (которого, видимо, не приняли в комиссию) дал ещё несколько предложений о расширении списка. Нет предела творчеству классификаторов. Пусть это станет предметом отдельной статьи на тему «Бюрократическая история Альп», если кому интересно, мы же вернёмся к описанию района. *** Швейцарские топографические карты www.swisstopo.ch масштаба 1:25000 – самые лучшие в мире. Как показала практика, карт масштаба 1:50000 для горных восхождений вполне достаточно, либо стандартных с маркировкой из трёх цифр, либо скомпонованых по горным районам с маркировкой из четырёх цифр, начинающейся c 5 (они дороже, но охватывают больший район и удобнее в пользовании). Для лыжных восхождений рекомендую карты Swisstopo 1:50000 голубого цвета, на которых обозначены лыжные мершруты. На www.swissgeo.ch выложены карты online.
В Италии карты хуже. В пограничной зоне лучше пользоваться Swisstopo или IGN, на худой конец можно приобрести достаточно приблизительные австрийские карты www.kompass.at масштаба 1:50000 или что-нибудь ещё. Из путеводителей следует обратить внимание на уже упомянутую книгу Рихарда Гёдеке, которая существует, как минимум, на английском, французском, немецком и польском языках и вполне достаточна для восхождений по классическим маршрутам. Для более продвинутых пользователей рекомендую «Guide Vallot. La chaîne de Mont-Blanc. ion de voies présenté par François Labande » в двух томах – библия по массиву Мон-Блан, а также «Guide du CAS (club alpin suisse)», многочисленные тома которого, изданные на немецком, французском и итальянским языках, покрывают всю горную территирию Швейцарии. Их интернет-ресурсов ддя владеющих иностранными языками рекомендую www.camptocamp.com Предисловие второе. Обустройство и нравы. Дороги, подъёмники и приюты делают почти каждый альпийский четырёхтысячник доступным за два дня без переноски тяжестей. Большиство альпинистов здесь обходятся без палаток, горелок и спальников, следуя Проторенным Путём: паркинг, подъёмник (или подъём по тропе), приют. В Швейцарии во многие долины (но не во все) можно добраться на поезде (www.cff.ch ) или почтовом автобусе (http://www.poste.ch/fr/index/uk_privatkunden/pag_postauto.htm). Во Франции, кроме Шамони, и тем более в Италии, лучше рассчитывать на собственный транспорт или на автостоп. В Альпах развита дорожная сеть. Дороги, как правило, хорошие, но с непривычки могут показаться узкими. Необходимости во внедорожнике нет, разве что зимой: некоторые дороги не закрывают, но и не расчищают. Снег в Альпах на высоте 2000 м. может выпасть даже летом (что имело место не далее как в начале августа 2006 г.), поэтому я цепи вожу в машине круглый год (хотя за 10 лет ими ни разу не пришлось воспользоваться). Ряд асфальтированных дорог закрыт для движения посторонних автомобилей. Кроме того, от парковки вверх может идти прекрасная грунтовая дорога. Поэтому иногда на подъездах не лишне бывает воспользоваться горным велосипедом. ***
Подъёмники и приравненные к ним железные дороги со средним зубчатом рельсом, к счастью, в Альпах есть далеко не везде. Их можно разделить на три категории: ***
В приютах есть спальни с одеялами и подушками, столовая с едой и напитками и туалет. В популярных приютах места лучше бронировать заранее, поскольку в хорошую погоду их может не оказаться. На улицу в этом случае не выгонят, но спать придётся в столовой на лавке. Оплата за ночлег идёт в бюджет той секции горного клуба, которая обслуживает приют, а плата за еду и напитки идёт в карман приютчику. Можно заплатить только за ночлег и приготовить пищу на своей горелке (как правило, на улице).
О ценах на приюты. Если жить, есть и пить в Швейцарии, рассчитывайте в среднем на 75 фр. за ночь. Во Франции и Италии дешевле. Ночлег зимой стоит в Швейцарии 21 фр. (взять бюлетень на оплату и оплатить по почте после спуска в долину), во Франции – 5 евро (бросить в копилку), в Италии часто бесплатен. В неохраняемых хижинах-биваках - коммунизм. Там может не быть одеял и скорее всего не будет кастрюль и газа. Никогда не знаешь, сколько будет ночующих в пересчёте на спальное место. Платить за них не нужно. Не лишне напомнить, что мусор полагается уносить с собой, даже если приют уже замусорен. Установка палаток на ночь в Альпах, в том числе и на оборудовенных площадках возле приютов (за исключением небольших природоохранных зон, находящихся низко и к нашей теме не относящихся) не запрещена, и к тем, кто в них ночует, отношение хорошее, граничащие с восхищением. Только не нужно ставить лагерь в водозаборных зонах, мусорить и хамить приютчикам. ***
При планировании восхождения, чтобы определиться, куда идти, каким путём и когда, следует решить для себя следующие моменты: Для не обременённых ски-турами и проблемой выбора альпинистов-пешеходов старой школы (кстати, вымирающий тип в Альпах) лыжная тема может показаться излишней. Однако, поскольку это впервые опубликованное на русском языке всеохватное описание альпийских четырёхтысячников рассчитано прежде всего на будущие поколения восходителей, им придётся потерпеть. По моему убеждению, есть маршруты, которые не стоит ходить пешком: либо идти их на лыжах, либо идти другой маршрут.
Как избежать толпы в Альпах? Как только закрываются приюты и подъёмники, количество народу в горах уменьшается на порядок. А погода в октябре - ноябре часто бывает хорошей. Поставить палатку ближе к горе, чем приют, чтобы обогнать всех с утра, или наоборот, взойти после обеда. Пойти нетрадиционным (не обязательно более сложным) маршрутом. Выбрать момент, когда подъёмник закрыт на техобслуживание (это бывает весной на горных курортах, когда условия для лыжных восхождений идеальные). Мы ночевали вдвоём в приюте Тет Русс (на классическом маршруте на Мон-Блан) и в биваке Симон (под Эгюий дё Миди). Были вчетвером на одной из самых популярных в Альпах вершин: Алалинхорн. Проходя траверс Вайсмисс, я за два дня ни встретил ни души. И всё это в прекрасную погоду при хороших снежных условиях. Нужно лишь иметь время и уметь планировать – об этом, в частности, и пойдёт речь ниже. Описания районов. 1. Barre des Ecrins 4101 / Dôme de Neige des Ecrins 4015 Классический маршрут: PD, скалы II/III. / F, снег Подъезд на машине через Briançon – Ailefroide в Pré de Madame Carle 1874, 4 часа езды от Женевы или Лиона. Подъёмников нет. Ночлег в Refuge des Ecrins 3170 или в палатке на 3200, час ходу от приюта, ровный покрытый снегом ледник. На выбор: либо ненапряжное восхождение весной на лыжах с прекрасным катанием вниз, но в этом случае шансы взойти на Барр дез Экрен по заснеженным скалам близки к нулю и придётся ограничиться Дом не Нэж, либо более трудоёмкий пешый поход летом в сухую погоду.
Самая высокая вершина Франции до присоединения к ней Савоий в 1860 г. и самый южный четырёхтысячник, Барр дез Экрен находится в стороне от других высоких. Плохой прогноз погоды в северных Альпах на выходные сподвиг нас на дальний путь, и мы не пожалели: гора того стόит. До Refuge de Galcier Blanc 2550 идёт тропа, затем, на выбор: либо корячиться по боковой морене, либо перепрыгивать через трещины. По мере таяния ледника путь меняется, однако, поскольку впереди находится весьма посещаемый приют, то проблем с ориентировкой нет: видны следы, провешены верёвки, да и народ снуёт. Приют Экрен справа, метров на 100 выше ледника. Мы поставили лагерь в конце плоской части ледника на безопасном расстоянии до следов от падения сераков.
Мы прошли бергшрунд под Пик Лори (один ледоруб), затем мне не понравились живые камни и я пошёл правее вверх с выходом на хребет. Далее сухие и приятные гранитные скалы до вершины. На спуске перед Бреш Лори небольшой дюльфер. Покорение Дом дё Неж заняло оттуда 5 минут. 2. Gran Paradiso 4061. Классический маршрут: F, скалы I Подъезд на машине из долины Aosta (Италия) от Villeneuve по Val Savaranche до Pont 1945 м. Подъёмников нет. Ночлег в rifugio Vittorio Emmanuel II 2775, либо подъём за день от стоянки. По-хорошему, на Гран Парадизо нужно восходить на лыжах. Несколько метров скал с перильными верёвками не представляют сложности, а характер местности очень подходит для лыжного катания.
Восхождение летом с ночёвкой и питанием в приюте рекомендую для тех, кто не ищет трудностей и не возражает против толпы. Вариант: Северо-западный склон – маршрут Бартоломе (AD, подход от приютов Vittorio Emmanuel II или Chabord, спуск по классике). 3. Массив Мон-Блан. Подъезд на машине или поезде в Шамони и его пригороды (Франция) или в Курмайёр (Италия). Туннель под Мон-Бланом соединяет эти два города. Аэропорты в Женеве и Милане находятся, соответственно, в часе и двух часах езды. Многочисленные подъёмники позволяют тем, у кого мало времени и много денег, многое успеть. Чтобы по настоящему оценить все возможности массива, нужно иметь хотя бы уровень AD / D в ледо- и скалолазании. Для ходящих по снегу (ногами или на лыжах) выбор маршрутов существенно меньше. В Шамони существует уникальное в своём роде учреждение: office de haute montagne (бюро по высокогорью), где можно лично или по телефону получить свежайшую информацию о работе подъёмников и приютов, о состоянии оборудования (из-за таяния ледников многочисленные лестницы и тросы на тропах, ведущих к приютам, постоянно переносят с места на место и обновляют), а также об условиях на популярных маршрутах.
3.1. Группа Мон-Блан
Aiguille de Bionnassay / Эгюий дё Бьонассе 4052 Классический маршрут на Мон-Блан (PD, снег, скалы) начинается от верхней станции железной дороги Nid d’Aigle 2372 и проходит через хижины Tête Rousse 3167 и Goûter 3817, и затем через col du Dôme и arête des Bosses. Летом в хорошую погоду по этому маршруту гору одновременно штурмуют сотни альпинистов. Сущестует мнение, что из сопровождаемых гидами лишь половина доходит до вершины, из не сопровождаемых – треть. Хижины, особенно Гуте, следует бронировать за несколько месяцев. Промежуточная ночёвка в Тет Русс улучшает акклиматизацию и увеличивает шансы на успех.
Чтобы облагородить маршрут, его можно пройти пешком от Les Houches и ночевать в палатке, в зависимости от акклиматизации, на леднике Тет Русс (3100), возле приюта Гуте (3800) или на коль дё Дом (4250). Baraque Forestière de Rogne (2768) для ночлега малопригоден, к тому же там нет воды. Бивак Валло предназначен для использования в чрезвычайных ситуациях, а также для ночлега альпинистов, возвращающихся с маршрутов на итальянской стороне. Единственный способ избежать толпы – идти маршрут вне сезона, т.е. до открытия или после закрытия железной дороги и приютов. Гран Кулуар лавиноопасен, и снега зимой на маршруте может быть по пояс, в остальном принципиальных ораничений нет. В ноября мы спускались здесь после траверса Эгюий дё Бьонассе и не встретили ни души. Спуск по слежавшемуся снегу был прекрасный, подъём тоже прошёл бы без проблем. Знаю и других, кто поднялся по этому маршруту в ноябре. Зимой надежды на хорошие условия мало. А весной лучше идти на лыжах через Grands Mulets.
Хорошие условия продолжаются здесь недолго. Трешины на уровне Жонксьон должны быть хорошо присыпаны снегом, и северный склон в идеале свободен от льда. Это бывает в апреле – мае. Но в это время снега внизу уже нет. Съехать на лыжах с вершины Мон-Блана до Шамони – несбыточная мечта. Мы были здесь в конце мая 2005 г., поднимались на подъёмнике и ночевали в палатке чуть выше приюта. Вечером с Glacier Rond на путь подъёма сошла большая лавина. Если идти пешком от Le Mont, то в этом месте проходить не нужно. К тому же, если восходить в период недельного закрытия подъёмника, как правило в середине мая, на маршруте будет меньше народу. Подниматься на ночёвку выше нет смысла, так как весь участок до Коль дю Дом простреливается сераками. В зоне их падения на подъёме находишься примерно два часа. Мы взошли, но второй раз я бы там не пошёл. Маршрут через Гран Мюле считают наименее опасным для спуска, если из-за непогоды нужно быстро сбросить высоту. Мы спускались по нему в сентябре 2002 г. (в хорошую погоду): преодоление трещин на леднике, сначала закрытом, а начиная с 3500 м. открытом, было отнюдь не очевидным. В непогоду, есть есть возможность, лучше отсидеться в Валло. Весной 2006 г. этим маршрутом не пользовались из-за повышенной опасности падения сераков. Восходили по северному склону Дом дё Гуте, т.е. выше сераков (AD, снег / лёд, часть маршрута идётся в кошках с лыжами на рюкзаке). Есть гиды, которые водят клиентов-лыжников только здесь. Выбирайте сами.
Маршрут ходится как ногами, так и на лыжах. Подъём на Мон-Блан дё Такюль лавиноопасный, под Мон Моди и на Mur de la Côte есть крутые участки. В период, когда Vallée Blanche проезжается на лыжах, это прекрасный вариант для спуска. В остальное время нужно будет подняться на Эгюий дё Миди и спуститься на подъёмнике, или же уйти вниз через Гуте. На Мон-Блан дё Такюль и Мон Моди ведут многочисленные ледовые и скальные маршруты категории AD и выше. Особо отметим Arête de Diable на Мон Блан дё Такюль (D+) с прохождением промежуточных вершин Корн дё Дьябль, Пуант Шобер, Пуант Медьян, Пуант Кармен и Л’Изоле, а также arête Kuffner на Мон Моди (D). Траверс Эгюий дё Бьонассе – Мон-Блан (AD, снег, скалы, острый гребень) проходится за два дня от Contamines-Montjoie с ночёвкой в приюте Durier 3369, где всего 8 мест, но летом живёт смотритель, или же за три дня с ночёвками в приютах Conscrits 2600 и Durier и с прохождением во второй день траверса Dômes de Miage 3673. Если есть силы, и хорошие условия в горах, я бы посоветовал именно этот трёхдневный вариант как самый красивый из доступных по сложности маршрутов на Мон-Блан.
С итальянской стороны на Мон Блан ведут многочисленные маршруты, в том числе и весьма героические. Упомяним лишь: Arête de Brouillard AD+, подход с востока на col Emil Rey 4030, оттуда на юг на вершины Мон Бруйар и Пунта Баретти и на север на Пикко Луиджи Амедео и далее на Мон-Блан. Отметим что в мае 2006 Pierre Tardivel совершил первый спуск на лыжах по Ю.-З. кулуару Пунта Баретти, предварительно поднявшись там (альпинистская категоря AD). Арет дё Бруйяр - редко посещамый сектор, имеющий репутацию скал плохого качества. Arête de Peuterey D+. Либо от бивака de Dames Anglaise ou Craveri и прохождением через вершину Эгюий Бланш дё Пётре (один из самых труднодоступгых четырёхтысячников), либо с севера на Col de Peuterey 3934 и далее через Гран Пилье д’Англь и Мон Блан дё Курмайор на Мон-Блан. (На Мон Блан дё Курмайор можно без всякой сложности дойти от вершины Мон-Блана.) 3.2. Группа Дан дё Жеан – Гран Жорасс
Dent du Géant / Дан дё Жеан 4013 Эта группа представляет собой едный хребет Шорфор – Жорасс с отдельно стоящим скальным монолитом Дан дё Жеан.
Большинство связок поворачивают обратно от Эгюий дё Рошфор, есть и те, что доходят до Дом дё Рошфор. Мы были здесь в конце сентября 2005 г. Новый приют был закрыт, народу почти не было. Чтобы выйти на ледник с верхней станции подъёмника, нужно зайти в кафе при старом приюте и попросить открыть дверь, записав при этом свои данные в журнал. Как и ноябре 2004 г. на Эгиюй жё Бьонассе (похожая по сложности и по конфигунации вершина с участками скал и узким гребнем) условия были отличные.
Классический маршрут на Гран Жорасс – пуант Валкер (AD-, снег, скалы) идёт от приюта Boccalatte и проходим как ногами, так и, что предпочтительнее, весной на лыжах. При высоком снежном покрове приют Боккалатте полностью засыпает снегом: были прецеденты когда альпинисты не смогли его откопать. На Гран Жорасс ведут также маршрут по С.-В. хребту (arête des Hirondelles) D+, а также многочисленные маршруты по северной стене сложностью от TD и выше, где не далее как в сезоне 2005-2006 гг. было совершено два первопрохождения. Классический маршрут на Дан дё Жеан (AD+, 180 м. скал) ещё недавно специалисты по подтягиванию на канате могли пройти, не используя скальных зацепок: он был провешен верёвками снизу доверху. Пять лет назад нижняя секция (ок. 30 м.) обвалилась, и, к счастью, верёвку там не восстановили. Если не пользоваться верёвками для продвижения (а только для страховки), сложность составит D / IV. Спуск происходит дюльфером по южной стене. Здесь также можно подняться (6b или V+/A1) 3.3. Группа Эгюий Верт – Ле Друат.
Aiguille Verte / Эгиюй Верт 4122 Это также единый хребет, но траверсом он не ходится.
*не знаю какой чёрт меня попутал написать ПРАВОЙ. теперь боюсь не усну спокойно... вдруг кто-нить в непогоде не туда зарулит... тем более, что там теперь, с левой стороны понаделали новых станций под 60м., не таких, как в Суперкулуаре, но тоже неплохо. случилось интересное совпадение... когда я вам писал, это конечно было в планах, но как-то не конкретно, и вот в эту субботу 7 мая (2011 года) мы туда сходили, и спустились по Уимперу, и действительно с 60м. дульфер проходит как по маслу на относительно новых станциях... От выхода из Кулуара Уимпер до Гранд Рошёз – 70 метров набора высоты (AD, скалы). На Эгюий Верт со стороны Grands Montets и Charpoua ведёт целый ряд ледовых и скальных маршрутов. От простого к сложному, лед couloir Couturier (D), couloir en Y (D), couloir Cordier (D+), Goulotte Naïa (TD) скалы / микст: Arête du Moine (AD), возможный, хотя и не простой вариант спуска, когда Уимпер не в кондиции, Arête de Grands Montets (D), Arête Sans Nom (D+). Особо отметим Arête de Jardin (D-), который ходится от приюта Куверкль и проходит через вершину Эгюий дё Жарден. Классический маршрут на Ле Друат (AD, снег, скалы) идёт от приюта Куверкль по южному гребню восточной (более высокой) вершины. Траверс Друат от восточной до западной вершины также имеет катерогию AD, но сложнее и протяжённее, чем классический маршрут. Спуск с западной вершины категории PD. По северной стене проходят маршруты катергоии TD и выше. 4. Альпы кантона Вале (или Пеннинские Альпы). В отличие от компактно расположенного массива Мон-Блан, 4000-тысячники Швейцарского кантона Вале (часть которых находится на территории Италии или на границе двух стран) расположены на достаточно большой территории, и подъезды с ним осуществляются из разных долин, как со стороны Швейцарии, так и Италии. 4.1 Группа Гран Комбен.
Combin de Valsorey / Комбен дё Вальсоре 4184 Классическим маршрутом на Гран Комбен (AD, снег, лёд) в настоящее время считается С.-З. склон (couloir du Gardien). Подход к нему осуществляется либо от Bourg St.-Pierre в Val d’Entermont с ночёвкой в приюте Valsorey 3030, либо от Fionnay в Val de Bagne с ночёвкой в приюте Panossière (оба в Швейцарии над г. Martigny). Подъёмников нет. Раньше предпочитали восходить от Паноссьер через Corridor (PD, снег). Оба эти маршрута можно ходить как ногами, так и на лыжах. Они проходят под сераками, но кулуар дю Гардьян считается менее опасным. Arête de Meitin (AD, разрушенные скалы) и южный склон (AD, снег, микст) ходятся от приюта Вальсоре или же от бивака 3664 и проходят через Комбен дё Вальсоре. От Гран Комбен до Комбен дё Цесетт ведёт преимущественно снежный гребень. 4.2. Dent d'Hérens 4179 m Малый брат Маттерхорна, Дан д’Эренс – более простая гора, которая даже в сезон не привлекает толпы альпинистов. Путь к ней ведёт через долину Aosta, Италия – Bionnay – Place de Moulin (1963, паркинг). Далее дорога закрыта, но проходима для горного велосипеда ещё на протяжении 5 – 6 км. Подёмников нет. Ночевать можно в приюте Aosta 2781 или биваке Tête de Roèses 3216. Восхождение более интересно совершать на лыжах, чем пешком, при этом последние несколько сот метров набора высоты, будь то по южному гребню (PD) или по западному гребню (AD) проходят по скалам. Летом, без лыж, целесообразно совершить траверс. 4.3. Matterhorn / Маттерхорн 4478. Итальянское название Monte Cervino / Монте Червино, французское – Cervin / Сервен. Пожалуй, наиболее посещаемая, фотографируемая и отображаемая в различных, преимущественно шоколадных формах из четырёхтысячных скальных вершин в мире. Анекдот: связка альпинистов лезет вверх, один другому говорит: - ты карты взял? - конечно, три колоды! – вот чёрт, опять по пачке Тоблерона восходить...
Типичный вариант восхождения с гидом: дойдя до бивака Solvey 4003, гид бросает взгляд на часы, на небо, оглядывает своего клиента (который, естественно, уже заплатил вперёд), бросает тираду на плохом английском по поводу низкой скорости, а на спуске, дескать, пойдём ище медленнее, можем не успеть до прихода непогоды, я отвечаю за безопасность на маршруте ... и уверенно поворачивает вниз. Типичный вариант восхождения без гида: утро, темно, куда идти не понятно, следы везде, вот впереди фонарики, айда за ними. Вдруг фонарики гаснут (это были гиды, которые специально отошли в сторону, а затем, погасив налобники, партизанскими тропами вернулись на маршрут и ушли дальше). В итоге туристы вынужнены ждать рассвета, теряют время и не восходят на гору. Скалы на маршруте не превышают III, на сложных местах провешены верёвки, однако гребень Хёрнли – это 1200 м. набора высоты, верхняя часть почти всегда микст, многочисленные связки, снующие вверх и вниз, и гиды, которые кричат «посторонись». Нужно иметь солидный опыт одновременного быстрого передвижения в связке и железные нервы. При этом восхождение не в сезон по заснеженным безлюдным скалам на порядок сложнее. Классический итальянский маршрут (AD, скалы, перильные верёвки) ведёт из Breuil (Cervinia) 2006, что над val d’Aosta, по гравийной дороге до приюта Duca degli Abruzzi 2801, с возможной промежуточной ночёвкой в биваке J.A.Carrel 3829. Он чуть сложнее, чем Хёрнли, и менее посещаем. Часто ходится траверс из Швейцарии в Италию или наоборот, с возвратом к месту старта на подъёмниках. Упомянем также С.-З. гребень Zmuttgrat (D, скалы, лёд) и Ю.-В. гребень Furggengrat (D+/TD). 4.4. Корона Zinal Пять вершин на территории Швейцарии, путь к которым ведёт из разных долин. Подъёмников нет. Прямо от парковки к приютам ведут крутые тропы, где горный велосипед не поможет. Dent Blanche / Дан Бланш 4357 Заброска до Ferpècle 1884 (над г. Sion) с ночёвкой в приюте Dent Blanche 3507. Далее по южному гребню (AD+, скалы, снег). Вариант – западный гребень (atête de Ferpècle, D+), с ночёвкой в биваке рядом col de la Dent Blanche 3531. Bishorn / Бисхорн 4153
Weisshorn / Вайсхорн 4506 От Randa 1408 до приюта Weisshorn 2932 и далее по восточному гребню (AD, микст). Либо в продолжение маршрута на Бисхорн, по северному гребню (AD+, микст)
Ober Gabelhorn / Обергабельхорн 4063 (AD, микст) Классические маршруты на обе вершины начинаются от приюта Rothornhütte 3198, куда ведёт тропа от Zermatt 1616. Существуют многочисленные варианты категорий AD и D по другим гребням. 4.5. Массив Монте-Роза
Nordend / Норденд 4609 В компактно расположенном массиве Монте-Роза (втором по высоте после Мон-Блана) существует возможность за неделю совершить траверс всех его 19 четырёхтысячных вершин. Для полного траверса рекомендован путь от Норденда до Брайтхорна, поскольку траверсировать Брайтхорн проще с востока на запад, чем наоборот. В этом случае нужно начинать с самых высоких вершин, что, возможно, потребует дополнительного дня на акклиматизацию. Наиболее сложные участки, а именно Дюфуршпице – Цумштайншпице и Роча Нера – Брайтхорн, нормально проходимы только посуху, в конце лета – начале осени. В то же время Нордерд и Дюфуршпице, а также участок от Цумштайншпице до Пунта Джордани идеальны для восхождений на лыжах. Классичесий маршрут на Норденд и Дюфуршпице начинается от приюта Monterosahütte 2795, куда можно добратся от станции Rotenboden железной дороги Церматт – Gornergrat. Для тех, кто не желает тратить деньги на платные парковки и поезда, или же хочет сделать красиво, рекомендую от Täsch подъехать на велосипеде (не обязательно горном) до 1800, и далее по тропе. Хорошие места для установки палатки на 3200 (на снегу возле валунов). Ледник до Slbersattel 4515, оттуда на север – Норденд (PD, узкий гребень с карнизами, микст), на юг –Дюфуршпице (AD, кулуар с навешенными перилами, микст). Более простой путь на Дюфуршпице (PD, скалы) идёт по западному гребню. Далее либо спуск по пути подъёма, либо траверс до Цумштайншпице (AD, микст, несколько часов), откуда снежный гребень ведёт на colle Gnifetti 4452 и на Сигналкуппе – Пунта Нифетти, где находится самое высокое здание в Европе: приют Маргеритта (это также самое высокое место в мире, где я пил пиво). Варианты восхождения на Дюфуршпице: южный гребень (Cresta Rey, AD, скалы), восточный склон / кулуар Маринелли (canalone Marinelli, D, 2400 м. набора высоты, самый длинный снежно-ледовый маршрут в Альпах). Дальнейший траверс через Парротшпице, Людвигсхёхе, Корно Неро, Бальменхорн, Пирамид Винсент и Пунта Джордани (F, снег, в сухой сезон возможен лёд) проходится за один день до приюта Gnifetti 3647. Для любителей несложных лыжных восхождений или прогулок по снегу на высоте 4000 это самый подходящий район в Альпах. Забросится в него можно из долины Аосты (Италия) через Tschaval 1825 и далее на своих двоих, или же через Alagna Valsesia 1191 и далее на подъёмнике до Punta Indren 3260. Ночевать можно в приютах Citta da Mantova 3470 или Нифетти, или в биваке Felice Giordano, находящемся на вершине Бальменхорна.
Траверс Кастор – Поллюкс (PD, снег, лёд) и Роча Нера – Брайтхорн (AD, микст) проходятся за один длинный день, или же с промежуточной ночёвкой и биваке Rossi e Volante 3750 или в приюте Guide de Ayas 3425. Спуск в Церматт на подъёмнике или по лыжным трассам. В приют Гиде ди Айяс и в бивак Росси и Воланте можно попасть от St.-Jacques 1720, гравийная дорога до 2387, далее тропа. Для любителей взойти на четырёхтысячник не напрягаясь, рекомендую Западную (основную) вершину Брайтхорна: 350 м. набора высоты по снегу от верхней станции подъёмника Klein Matterhorn 3883 (F). 4.6. Хребет Надельграт
Dirruhorn / Диррухорн 4035 Полный траверс этого многокилометрового хребета, находящегося между долинами Matter Vispa (Церматт) и Saaser Vispa (Saas Fee) – серьёзное мероприятие. Предпочтительнее восхождения по частям. Подъёмников здесь нет. Северная часть от Диррухорна (второе название Dürrenhorn / Дюрренхорн) до Надельхорна доступна от Grächen – Gasenried 1693 в долине Церматт с ночёвкой в приюте Bordierhütte 2886. Летний вариант подъёма идёт через Galenjoch 3303 (здесь возможны варианты) и далее по хребту до Надельхорна (AD). Весной заманчиво пройти маршрут на лыжах при хорошем снежном покрове лучше подняться до Dirrujoch 3916, оттуда сделать радиальное восхождение на Dirruhorn и затем с лыжами на рюкзаке пройти травер Хохбергхорн – Штекнадельхорн – Надельхорн (PD) и спуститься по северному склону Ulrichshorn 3925. Летом маршрут также ходится от Заас Фе 1803 с ночёвкой в приюте Mischabel 3335, однако в сухой сезон подъём на Дирруйох не прост. Прямое восхождение на Надельхорн по С.-В. хребту – PD, преимущественно снег. От приюта Мишабель также ведёт маршрут на Ленцшпице по С.-В гребню (AD, скалы, снег) со спуском через Надельхорн (траверс до Надельхорн AD, далее на спуск PD), или же по северному склону (D, лёд, 500 м. набора высоты, 55 градусов).
От приюта Дом можно также взойти на Диррухорн, Ленцшпице и Тешхорн (от PD до AD). Классический маршрут на Тешхорн идёт от Täschalp / Ottavan 2214 с ночёвкой в приюте Täsch 2701 и / или биваке Mischabeljoch 3847 (AD, длинный траверс по разрушенным скалам). Траверс Тешхорн – Дом: AD+, узкий микстовый гребень.
4.7. Группа Стральхорн - Альпхубель
Alphubel / Альпхубель 4206 Горы этой группы, которая продолжает на юг хребет Надельграт, предпочтительно покорять весной на лыжах. Классический маршрут на Альпхубель ведёт со стороны Заас Фе от станции подъёмника Längflue 2870, где можно ночевать в горном отеле, или от станции подъёмника Mittelalalin 3457, где приюта нет (PD, снег). Я бы рекомендовал восходить со стороны Теш, как только откроют дорогу на Тешальп (обычно в середине апреля). Ночевать можно в приюте Täschhütte 2701, либо же установив лагерь на траве чуть выше парковки (примерно 2300). От Alphubeljoch 3773 подниматься либо по восточному склону (PD, снег), либо по Ю.-В. гребню (AD, снег, при хороших условиях не намного сложнее, чем восточный склон).
На Стральхорн восходят от приюта Британия (PD, снег). На Римпфишхорн можно взойти от приютов Теш, Британия или Flue 2607, что над Церматтом (PD+, снег и скальный гребень). Мы же взошли на него в мае 2006 г. от Тешальп, заночевав на траве рядом с ручьём и надев лыжи на 50 м. выше. С таким комфортом я нигде больше не ходил на лыжах. 4.8 Группа Вайсмис - Лаггинхорн Weissmies / Вайсмис 4023 Lagginhorn / Лаггинхорн 4010 Небольшой набор высоты и несложные маршруты позволяют взойти на обе эти горы неспеша за 2 – 3 дня. Прекрасный выбор для акклиматизации перед более высокими восхождениями в соседних долинах. Летом в хорошую погоду здесь очень много народу. Мы были на Лаггинхорне в конце сентября 2002 г. с ночёвкой в палатке, и кроме нас на горе было 2 человека, взошедшие за день от подъёмника. На Вейсмисс тянулась бесконечная цепочка восходителей. На Вайсмис я был на лыжах траверсом с юга на север в середине мая 2003 г. в период весеннего закрытия подъёмников и приютов, с ночёвкой в Almagellerhütte 2894. За два дня от асфальта до асфальта я не встретил никого.
Классический лыжный / пешеходный маршрут на Вайсмис идёт от Хохзаас (PD, снег). Гораздо интереснее траверс с юга на север (PD, скалы на подъёме). 5. Массив Бернские Альпы.
Aletschhorn / Алечхорн 4195
В марте 2005 г. мы поднялись на лыжах с палаткой вдоль ледника Алечглетчер до Konkordiaplatz 2700. Когда после целого дня усилий мы на закате наконец достигли места установки лагеря, я понял, что даже если мы никуда не взойдём, это путешествие войдёт в анналы. Из-за плохой погоды мы смогли побывать только на Гросс Фишерхорн. В апреле 2006 г. мы заехали на поезде на Junfraujoch и разбили лагерь неподалёку. Две ночёвки в палатке на 3500, потом две в приютах, и снова две в палатке. Пара дней пурги. Удалось взойти на Мёнх, Финстераархорн, Гросс Грюнхорн и Хинтер Фишерхорн.
1. от Fafleralp 1787 через пер. Lötschenlücke 3173 и далее по леднику Grosser Aletschfirn. 2. От Fiesch 1049 на подъёмнике до Fiescheralp 2212 и далее через Mërjelesee и Алечглетчер (наш путь подъёма в 2005 г.) 3. От Фиш по Fieschergletcher (только при хорошем снежном покрове).
Алечхорн расположен более автономно. Для восхожения по самому простому С.-В. гребню воспользовться одним из многочисленных подъёмников и по тропе выйти к Алечглетчеру, пересечь его и подняться для ночёвки в бивак Mittelaletsch 3013. Далее снежный склон и гребень с участками скал. В июле – августе, на горном велосипеде через туннель можно подняться до Марьелезе 2300. При восхождении по Ю.-З. гребню (AD-) ночуют в Oberaletschhütten 2640.
6. Piz Bernina / пиц Бернина 4049 m
В приют Марко е Роза также можно попасть без использования подъёмников из Швейцарии (с севера) от Morteratsch 1896 через приют Boval 2495 и из Италии (с юга) от плотины Campo Moro 1940, что над деревней Franscia, через приют Marinelli 2813. Не менее классический, но более сложный маршрут по северному гребню (Biancograt, или, на рето-романском Crast’Alva, AD, крутой снежный гребень) ведёт от приюта Tschierva 2583, со спуском по южному гребню. В тот недолгий период, когда маршрут в хорошей кондиции, т.е. отсутствует лёд, на нём может быть много народу. Читайте на Mountain.RU:
82x4000 (не коллекция)
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||