Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Западная Европа >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Павел Фёдоров

Норвежский дневник
Читайте на Mountain.RU:
- Экспедиция на стену Троллей


Нижняя часть маршрута.
Видно много карнизов
Говоря политическим языком, у нас в клубе сложилась революционная ситуация. Развелось очень много молодых мастеров и КМСов, которым подавай крутые стены. Ну, а где их найдешь? Собрались было в Азию, в Каравшин, но там стало не спокойно, опять какая-то маленькая война. И кто-то в шутку предложил стену Троллей, кажется Дэн. Поначалу все это казалось просто нереальным, какая-то далекая северная страна, стена, на которую ходят всего раз в несколько лет, и маршруты не какие-нибудь, а самые настоящие 6-ки. Именно здесь почти 10 лет назад начинался «Русский путь» команды Одинцова, о которой теперь знает каждый значок.


Куда лезть-то. Намечаем нитку маршрута
В общем подумать было над чем. Стали общаться с людьми, консультироваться. Женя Дмитриенко сказал, что стена супер, Виктор Володин, отец родной, так же одобрил идею. Ну и понеслась! Давид заперся на неделю в гараже и, вооружившись болгаркой, швейной машинкой мамой и другом Леней Тимохиным, начал корпеть над платформой. Грише поручили подготовить к путешествию, купленный по случаю автобус, Дэн учил норвежский и общался с принимающей стороной, я занимался визами. В общем, дело нашлось для всех. Не смотря на то, что все было продумано заранее, в последний день выяснилось, что позабыли о куче разных незаменимых вещей. Ну это нормально… И вот, наконец, долгожданный отъезд, потеряв полдня в Москве, мы вырываемся на трассу Москва – Питер, позади остались недоделанные работы, невскопанные грядки, мамы, папы, друзья и подруги, - теперь только вперед!

Первые метры даются нелегко

По дороге в Питер выясняется, что в машине, что-то стучит, после долгих споров принимаем решение заехать в сервис. Осталось только его найти в 12 ночи. Поплутав час по городу, решаем заночевать. На утро, в сервисе заспанный механик Витя долго копался под машиной, потом вылез и постановил: - Машина конечно ушатанная в хлам, коробка вот-вот накроется, масла в ней давно не было. Но потом «успокоил», - до Москвы дотянете….

Мы ему говорим, что мы только оттуда и нам вообще-то в Норвегию. Туда Дотянем? На, это он сделал круглые глаза, потом сказал, что ничего обещать не может. Расстались на том, что залили в коробку масло, и еще взяли канистру с собой , клятвенно пообещав заливать доливать каждые 500 км. …ну это нормально…


Первый бивак.
Пожалуй самый удобный
за весь маршрут

Благополучно преодолев пару километров приграничной полосы, оказались всё-таки на “вражеской” территории. И вот мы уже мчимся по финской трассе, в Турку. Поскольку билеты на паром до Стокгольма мы вследствии нашего раздолбайства забронировать до отъезда не успели, пришлось немного понервничать - хватит ли для нас и нашего транспортного средства там места. Но вроде всё утряслось, и спустя ночь мы стояли на одном из причалов Стокгольма. Уже всего тысяча километров отделяло нас нашей стены. Благополучно их преодолев за следующий день, оказались в Trollveggen Camping под Стеной Троллей. Случилось это уже заполночь. И не найдя другого варианта как расположиться в палатке прямо перед воротами ресепшена, отрубились без задних ног.


Началось…Нависания блин…
Следующий день стал днём многих открытий. Первое, что сразу всех поразило - это масштабы стены, постепенно сюрпризы стали накапливаться: проливные дожди, цены и ассортимент продуктов и пр. Как они тут живут! Батон хлеба, блин, 80 рублей! Пакет молока – 50 и то самого дохлого полпроцентного! Что такое сгущенка они вообще не слышали. Вообщем для нас стало понятно, почему вымерли все викинги и троли. С голоду, это ясно, как божий день!

Максик фигачит. 6-й участок

Весь день потратили на решение организационных вопросов. С вечера договорились – рано утром идем под стену, чтобы не попасть в дождь, который здесь строго по часам – в 4 часа дня.Однако ближе к утру выяснилось, что по норвежскому времени живет только половина группы. Будильники звонили с 6 до 8 часов. В итоге никто не выспался, и выход сам собой перенесся на 11. Собрали заброску, и в путь: 3 км по шоссе до ж/д моста. Через мост короткими перебежками, поскольку поезда здесь летают со скоростью 140 км/ч. Далее 1,5 часа берегом и лосиными тропами до большого курумника у подножья стены. Потом еще 3 часа вверх. Как только вышли на курумник, стали попадаться находки, которые не могут не волновать сердце альпиниста: куски битых веревок и петель.


Вот такие там закаты

Правда, попадались и полезные вещи, например пара карабинов одной известной американской фирмы. Пока ползали по камням, зарядил дождь. Под стену подошли уже изрядно вымокшие. Осталось найти маршрут. Изначально решили идти на «Балтику», только где начало? Описание весьма скупое, только схема УИАА. Карнизы, щели, там этого добра полно. Стали бродить вдоль стены в поисках ориентиров! Вдруг Гриша радостно кричит: «Нашел!» - и машет каким-то фантиком. Оказалось, что это обертка от аскорбинок 97 года отечественного производства. Ну, это наши!


Как же удобно в платформе

Присмотрелись – и правда, щель, сявочка какая-то висит. Наверно, туда. В общем, обрадовались и побежали домой. По дороге обратно обнаружили на тропе чьи-то свежие следы. Давид стал утверждать, что это кабан, и надо поосторожнее, но всем уже было все равно…


Дейв пригорюнился.
Опять грузы сегодня носить…

В итоге кабаном оказался маленький олененок, которого Давид сам чуть не затоптал. По возвращении в кемпинг мы заподозрили что-то неладное. К нам стали подходить люди и о чем-то спрашивать. Оказывается, хозяин всем рассказал о том, что мы лезем на стену. И тут началось! Люди стали ходить глазеть на нас семьями, особенно пользовался популярностью Дэйв, он всем желающим показывал, как устроена платформа, а так же подробно объяснял, как в ней жить. Вечером к нам заглянул финский альпинист, сказал, мол – молодцы, круто!


А я страхую. Повезло :)

Дэн Савельев показал ему новейшую разработку – якорные крючья, и даже попытался впарить парочку, но финн сказал ,что aid climbing не рулит, и вообще ему завтра 10 веревок 7а лезть на маршруте, и ушел… Последним штрихом к нашей популярности был эпизод на кухне. Две шведки уступили нам плиту, сказав, что нам надо много питаться. Хотели даже сковородку одолжить, но увидев, что мы собираемся готовить «плов со свининой» быстро передумали.


– Нависания!!!
Страховать можно только с доски

Опять проспали. Это нормально… Связка Гриха-Макс вышла на обработку, мы загораем и доделываем платформу. С утра в лагере беспорядок, накануне все промокли до нитки, кто-то честно попал под дождь, но нашлись и такие, которым осадков мало. Макс и Гриха возвращаясь с обработки, решили перейти реку в брод. Идея неплохая, только течение оказалось быстрое...Теперь все вокруг напоминает Черкизовский рынок: одежда, ботинки, продукты, все вперемешку. А тут еще нагрянула местная пресса, давай все фотографировать, выспрашивать. Ну, что мы могли рассказать…Обработка длилась два дня. Сначала работали Макс и Гриша. Парни уверенно начали лезть какой-то вариант, звон крючьев был слышан даже из кемпинга. Ближе к вечеру они немного поостыли, уперлись в зеркало и испортили стену еще одним шлямбуром. Все остальные в это время загорали в лагере и давали по рации советы. К концу дня парни пролезли полторы веревки вроде бы даже по маршруту. Нашли множество старых крючьев.


Замученное лицо Грихи. Страхует

Вечером им на смену пошли Дэн и Давид. По дороге видели местных альпинистов. Они буквально гроздьями висели на какой-то щели на скалах рядом с шоссе, точь в точь как в майские на Филатовской тройке в Форосе. Наверное, что-то простое, подумали мы. Потом посмотрели в гайд-буке и оказалось, 6c/6c+ лазание со своими точками. Молодцы, что тут сказать. Вечером подошли под стену, выпили чай, поделились впечатлениями и разошлись. Ребята вниз, в лагерь, а мы в палатку, подъем в пять утра.


Красота…

Кое-как разместившись втроем в двухместной палатке, мы долго пытались уснуть, но тщетно. С приходом темноты со стены повалили бейсеры. Сначала появляется самолетный гул, затем хлопок. И над долиной парит едва заметный темный парашют. Оказывается, прыжки с Троллей запрещены, но несмотря на это, каждый год отсюда прыгает 200-250 человек. После приземления они быстро пихают свои вещи в мешок и сматываются, поскольку штраф за это развлечение около пяти тысяч евро плюс забирают парашют и все остальное барахло. В общем, удовольствие не из дешевых. И бегать надо уметь хорошо. С утра еле встали в шесть, спасибо бейсерам! Связались с ребятами в лагере, им тоже досталось. Один бейсер в два часа ночи сел рядом с палатками. Погода кончилась, долину начал затягивать туман.


Наконец –то переехали. 2-й бивак

Ничего не поделаешь, времени в обрез, надо работать. Весь день первым лез Дэн, одну веревку даже лазанием. Удалось провесить еще четыре веревки, после этого зарядил хороший ливень, который чувствовался даже под нависанием. Решили спускаться, тем более, что мы провесили все, что могли – верёвок больше не было. Когда спускались по стене, нас чуть не смыло. Все, что было не в гермомешках, промокло до нитки. Быстро собрали лагерь, и вниз. По дороге Дэн решил повторить подвиг, форсировать реку в брод. Когда не смог совладать с течением и поплыл, вспомнил, что в карманах плеер и телефон. В последующие несколько минут норвежское эхо узнало много новых слов.


Опять на работу.

Сегодня отрыв. Снова идем наверх, уже под стеной снова перетряхиваем снарягу, оказывается куча не нужного барахла, оставляем его внизу. Теперь можно наверх. Сегодня по плану первый опыт таскания грузов по перилам. Макс с Гришей работают дальше, мы таскаем. К вечеру собираемся на полке сантиметров 40 глубиной и шириной метра 2,5, будем вешать платформы.


Утро. Ковыряемся. Так никуда не хочется

Что это такое знают только Дэн и Давид, остальные видели только на картинках и в крутых альпинистских фильмах. Молча висим на станции и наблюдаем, как профи делают свое дело. К слову сказать, одна из наших платформ экспериментальная, в ней еще никто никогда не жил. По моей личной просьбе портят стену еще одним шлямбуром, теперь вроде поспокойнее, втроем будем висеть на 2-х болтах, Ну, это нормально…

Ночь прошла на удивление спокойно, не знаю как остальных, но меня сразу срубило, проснулся где-то под утро. Представляете, открываешь глаза перед тобой желтый тент, как будто ты лежишь в палатке где-то на ночевках или даже в Подмосковье, и вдруг раздается похожий на приглушенный гул самолета звук, я автоматически расстегиваю тент, что бы посмотреть в чем дело, и от неожиданности резко закружилась голова. Мы висим в 200 метрах от земли! А рядом пролетают бэйсеры. Все сразу встало на свои места! Блин! Да мы же вчера залезли на стену! И слезем мы теперь отсюда нескоро... от этой мысли стало как-то не по себе. Утром, когда стали снимать платформы, нас ждал очередной сюрприз, съёмный шлямбур на котором висела одна из платформ + 3 тела + 4 баула + куча разного барахла, вынулся из стены легким движением руки. Новость повергла всех в шок, провели ревизию, оказалось, что у нас всего несколько нормальных шлямбуров, у всех остальных слишком коротко обрезаны цанги и они не раскрываются в стене.


Гриха матрасничает.
Заслуженная днёвка.
Осталные - Пахать!!!

В общем беда, даже Савельев, сторонник чистого стиля, сокрушался, что для километровой стены пяток болтов – это немного. Кстати, испортил цанги болгаркой именно он, может специально? Это нормально…

Радовало одно, по описанию все станции на маршруте пробиты. Описание тоже понравилось, с норвежским у нас не очень, поэтому мы с собой взяли только картинку и схему UIAA. По нашим подсчетам, на схеме не хватало примерно 10 питчей. Наверно, когда отдавали в печать, листочек потеряли. Ну, это нормально…

Жизнь потихоньку налаживается. Каждый день пытаемся лечь по- раньше, что бы начать работать с утра, но это никак не получается, у всех хронический недосып. Народ начинает дремать на станциях, на страховке особенно. На второй день выяснилось, что мы выпили воду на 2 дня вперед, пытаемся экономить, но получается плохо, пить очень хочется. Попробовали соорудить водокап (два крюка и гермушка) и даже набрали 3 литра, тут же их на радостях выпили. В следующий раз из 5 набранных литров 1,5 улетело вниз вместе с бутылкой, которые кстати, тоже надо беречь.


“Монолиты” :)
Работа потихоньку идет, каждый день вверх уходит двойка, Из-за нависаний людей почти невидно только иногда летит мох и камни, Работа идет с переменным успехом. Темп сильно удручает, иногда в день удается провесить 1,5 веревки, из них бывает полверевки не по маршруту.


BD-shit. Вот с таким
дерьмом приходится лазить
Вот так день за днем мы и ползли. Над головой очередное нависание, за которым мерещится выполаживание, справа кар, в котором каждые полчаса гремят чемоданы размером с гришин автобус, а внизу долина, родной кэмпинг и смотровая на которых поблескивает мощная оптика праздных зевак. Каждое утро, часов с восьми на площадке начинает выстраиватся шеренга телескопов и фотоаппаратов. Снимают в основном нас, ну и заодно камнепады. Когда спустились в кэмпинг, нам радостно сообщили, что видно нас было просто отлично, даже пальцы на руках различить можно, следили за каждым нашим шагом все 10 дней… Извращенцы… В общем, на 3-4 день настроение стало немного падать, больше всего расстраивала полная неясность, где мы, сколько еще и куда.


Спать охота. Какие стены…
Одно радовало – погода хорошая, а с другой стороны был бы дождь, водичка не помешала бы. Как-то вечерком устроили пирушку, все как полагается: музон, коньяк, хоровое пение и даже салют из газовых баллонов. Немного отпустило, но ненадолго. Пару дней мы сверху наблюдали за британским солистом Майклом, который собирался пролезть шведский маршрут. Он несколько раз пытался подойти под начало, и каждый раз убегал вниз от камнепада. Мы очень надеялись, что он откажется от этой затеи, но в одно прекрасное утро увидели его баул в нескольких веревках от земли, как раз в кулуаре, где все время летят камни. В этот же день вечером прилетела вертушка и начались спасы…


Всем носить грузы!!!
Надо отдать честь норвежцам. Сработали очень четко, у нас бы наверно так не смогли. Вертушка сделала пару кругов, делали фотографии, на третий раз вывесили человека на тросе, который подцепил бездыханное тело. Мы побросали все дела и с замиранием сердца следили за операцией. Вертушка висела прямо в кулуаре, где в любой момент на нее могли пойти камни, буквально через 10 минут туда прилетела огромная плита. Когда вертолет пролетал мимо нас, мы отчетливо видели тело Майкла, прицепленное прямо за обвязку, его даже не втащили внутрь. Ну, что мы могли подумать, - труп. Наши опасения подтвердились, когда вертолет вместо того, что бы лететь в госпиталь, сел в долине. Старались об этом не говорить. В этот вечер всем особенно хотелось вниз и домой.


Опять лезу.
Опять день, опять баулы! Первым работает Дэн. По рации все время просят веревку, вроде выполаживание! К обеду вылезаем на травянистые полки, впереди ничего не видно перила уходят в туман, периодически оттуда прилетают камешки, но это все фигня, зато под ногами зеленая травка, пчелки летают, наконец, можно стоять не в стременах, а на плоскости – это кайф!


Установка платформ. Задача не из лёгких
Но радовались мы недолго. Как только стало ложится, тащить баулы в одиночку стало нереально. Единственный вариант: двое на полиспасте и один сопровождающий – так по три ходки на веревку. Очень хотелось, что бы что-нибудь отвязалось и улетело вниз. Вдобавок туман рассеялся, и перед нами снова встала новая стена, примерно как полторы Морчеки, и что-то говорило о том, что мы видим ее не всю. Эх, опять мы здесь надолго…

На полке нашли снег, по этому случаю гоняли чаи и пополнили балласт на 50 литров. Как же не хотелось отсюда уходить! Вода есть, еда есть, спать можно на травке. Что еще надо!


А воды – то нет
Дэн командует, что надо валить и уходит, мы собираем хабор. Через 50 метров еще одна полка и театральная сцена, Савельев ходит по ней взад и вперед почти без страховки, судорожно мусоля описание, что бормочет под нос, до нас долетают обрывки фраз вроде:
- И здесь лезется….и здесь… Нет, это не логично… Нет сюда они точно не пошли…
- Ну, что приехали! Гриша! Пиши Пиуновой, пусть даст мобильный Одинцова, может он подскажет куда они тут лезли.


Надоело всё. Слезу – поеду на серфе кататься
Маятник, так и не нашли, увидели какой-то треугольный карниз, вроде он есть на описании, когда вылезли к нему, стало ясно, что мы идем по норвежскому маршруту. Порода - трухля, лазание сложное, мешки за все цепляются, в общем... все отлично… Вечером опять объявляем коммунизм на продукты и выливаем с таким трудом принесенные сюда 50 литров воды. По нашим расчетам до вершины несколько дней, Дэн и Давид ломают свою платформу.

На подходе к очередной ночевки, ненароком разбудили Троллей. Гром и молнии! Бьет в соседние вершины нашей же горы. Кажется наступил Рагнарек (это Армагедон по-местному).


Выход с нижнего бастиона. Позади 7 дней
Поступает предложение выкинуть подальше все железо. Идея ничего, но где-то внизу на перилах болтается Дэйв со связкой баулов, последнее что мы слышали от него по рации: «Вырубайте рации, тра-та-та… ,а то щас тра-та-та» - и все, кконец связи. Пытаемся тащить послиспастом, веревка не идет, наверно мешки застряли.Что делать! А вдруг он мешки от станции не отцепил, надо выдать. Выдаем, сначала по чуть-чуть, а потом сразу несколько метров. Сквозь ливень слышим душераздирающий вопль. Потом веревку дергают. Тянем. Через полчаса появляются мешки и промокший до нитки человек с перекошенным лицом. Первая мысль: свалить отсюда подальше, парень идет не с добром, но деваться некуда. Первые 5 минут мы ничего понять не могли из-за сплошного мата. Потом выясняется, что мы немного виноваты.


Дейвяк так устал, что уснул сидя
Дело было так:
Сидел, сидел Давид на станции, вдруг началась гроза. Баулы долго не выбирают, тогда он решил затащить часть вещей по перилам, а потом спуститься за остальными. Пролез полверевки, вдруг видит, баулы стали выбирать и натянули станцию вверх. Он пулей вниз, стал пробовать отцепить баулы, и вдруг… Бедняга, Дейв… - поймал на себя 100 кг баулов. Вот почему он был немного рассержен. Ну, это нормально…


вот такие фотки получаються
на широкоугольный объектив
Гроза резко прекратилась и мы стали устраиваться на полке, вешать было нечего и негде. На утро Дэн принимает героическое решение вылезать, во что бы то ни стало. Съедаем почти все продукты, остальное за борт! Теперь у нас 5 баулов вместо 6, и 2 мешка с платформами. Через час начинается дождь. Сверху Дэн постоянно «вежливо» просит веревки, он бедный, по часу висит босиком на станциях и ждет, а что мы можем у нас баулы… Несмотря на дождь мозги высохли окончательно, путаются веревки, движения стали плавными и нерасторопными.


Ещё немного платформ…
Давид работаем вторым и героически тащит за собой один мешок. Особенно хорошо ему было на траверсах. На маршруте то и дело попадаются обрывки веревок, совсем старых, еще наверно пеньковых. Это обнадеживает. Ближе к вечеру мы побили почти все веревки, кроме страховочной динамики. Перестежки с мешками на косых перилах…


…перил…
Кругом туман, ничего не видно, парни кричат, что уже видят башню, нужна еще одна веревка. Наконец, они наверху, мы подтаскиваем барахло и тоже вылезаем, перила снимем потом, сил нет. В самом низу перил остался один баул, Макс скрипя зубами лезет за ним, это 3 косых дюльфера, потом столько же вверх. Когда он возвращается, рассказывает, что веревки совсем перетерлись. Оплетка сползает прямо под жумаром. Мы наверху, непонятно где кругом туман, но это Верх это точно. Как только вылезли наверх, дождь как назло закончился – воды для питья не набрать. Вскрываем все, что осталось, одеваем, у кого, что было сухого и заворачиваемся в тент от платформы. Завтра утром вниз.


…лазанья…
Наутро ждал очередной сюрприз: два часа спуска превратились в десятичасовой поход по моренам. Это нормально… Хорошо, догадались отправить вперёд гонца за машиной. Вечером весь кемпинг встречал нас аплодисментами. Оказывается, все десять дней за нами пристально следили и даже делали ставки. В общем, мы в центре внимания! Даже блинов к нашему возвращению напекла семья из Голандии. На ресепшине нашли много записок с добрыми пожеланиями, был даже листок от ребят из Питера. Сегодня вечером намечается маленький банкет, обещал прийти бейсджампер, который снял нас на видео во время своего прыжка. Теперь отдых и ещё раз отдых!


…и вот она вершина
Следующие два дня журналюги из местных газет и норвежского телевидения не давали покоя. Последним даже продали съёмки спасательных работ британца. Надо валить отсюда. Сил больше нету общаться на какие либо темы связанные с восхождением. Завтра Давид и Макс бегут под стену за оставшимся хаборьём. Ура!!! Мы наконец в пути. На вырученные от сделки с телевизионщиками деньги покупаем в дорогу немерено пива, чипсов и молока – гуляй рванина. Тыща километров до Стокгольма пролетели не заметно. Пара дней бездарно проведенных в магазинах Стокгольма…, хотя нет, в один музей мы всё же попали для очистки совести, и мы на борту шикарнейшего парома в двух каютах без окон ниже ватерлинии, зато с нелимитированным душем. Это нормально…


Не вижу радости
Хельсинки – Торфяновка, пролетели – даже не заметили! И вот, уже родная русская земля, Выборг, Питер – мы дома.

Сердечно благодарим всех, кто нас поддержал. Спасибо российскому представительству Olympus и лично Наталье Николашиной – за предоставленные супер фотоаппараты, которые в воде не тонут и об камни не разбиваются!

Компании «Баск» и лично Ларисе Мартынкиной, Маше Лифшиц и Андрею за предоставленную одежду, и снаряжение BEAL (перильные верёвки) и KONG, а так же задружескую моральную поддержку! www.bask.ru Туристическую фирму EliTur и лично Максима Гмыри, за помощь в организации поездки и оформления всевозможных страховок


По ту сторону стены
Всему коллективу mountain.ru, особенно Анне Пиуновой и тому человеку, который переводил наши зашифрованные послания на родной язык.

Журналу «ЭКС» и лично Сергею Шибаеву и его очаровательной дочке, она была последним знакомым человеком, которого мы видели перед пересечением границы. Журналу «РИСК»

- Отдельное спасибо Илье Попову, художнику и просто большому специалисту по Троллям за создание эмблемы экспедиции, так же Лене Сагадиевой, за разработку другой эмблемы для нашивки.www.elitur.ru - Сане Сошникову за предоставленный на время свой личный ноубук. Саня прости, что убили всю твою коллекцию музыки!www.elitur.ru - Хозяину кэмпинга под стеной Троллей – Тригви, за поддержку и PR и хорошие скидки, а так же за теплый, радушный прием!www.elitur.ru - Всему клубу им. Демченко, ребята болели и переживали за нас целый месяц и писали смски даже тогда, когда сами были на Кавказе.www.elitur.ru А так же. Всем! Всем! Всем! Кто поддерживал и болел за нас !

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru