Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Краткий отчет о горном походе по Центральному Каракоруму.
В июле-августе 2006 года СК МАИ организовал горный спортивный поход в районе Центрального Каракорума с китайской стороны. Предлагаем краткий отчёт об этом походе.
Поскольку вход и выход из района осуществлялся по одному пути, то вход с караваном отделён от спортивного маршрута. Отделены также предварительные радиальные акклиматизационно-разведочные выходы с разнесением забросок. Выход из района, который проводился автономно (без каравана) в маршрут включен. Общая продолжительность хождения под рюкзаком 46 дней, а собственно прохождения маршрута - 35 дней. Паспорт маршрута
Нитка маршрута
Отклонения от заявленного основного варианта маршрута. Всего было допущено 5 отклонений. Первое отклонение - это отказ от обхода ледопада перевала Баррикадного через перевал в отроге правого борта долины. По спутниковому снимку ледопад казался непроходимым. Но когда мы его увидели, то он показался вполне проходимым, и надобность в обходном перевале отпала. Второе отклонение это обход перевала к северу от Скианг-Кангри (южнее вершины 6194) по леднику Сев. Скианг. Причина - усталость группы. 23.07 мы перевалили через сложный перевал Скрытный (3А), 24.07 мы перевалили через перевал Сев. Скианг (2Б), который оказался на порядок сложнее, чем мы предполагали (1Б). После спуска с последнего перевала у руководителя возникло ощущение, что штурм на следующий день ещё одного перевала 3А чреват неприятными случайностями. Третье отклонение - это замена траверса вершины 6785 перевалом 40-лет МИЭТ (6143, 3Б). Причина - запредельная сложность протяженного спускового гребня вершины 6785 (острый, с двух сторон скальный гребень с карнизами, возможно двусторонними). Осмотр гребня был проведён в предварительном акклиматизационно-разведочном выходе (с заброской) на перевал В.Скианг (5579,2А). Четвёртое отклонение - это отказ от проведения радиального выхода в полном объёме или хотя бы до перевала 7220. Причина - высокая лавиноопасность. С 27.07 до конца похода установилась муссонная погода. По ночам каждый день подсыпало снега. Это очень опасно, так как в снежном покрове образуются многочисленные слои. Когда в ночь с 4.08 на 5.08 выпало около 30 см. снега, то стало совсем опасно. Сорванная на спуске доска (20 м в ширину и 25 см в толщину) подтвердила наши опасения. Пятое отклонение - это отказ от выхода из района через долину Зуг-Шаксгама, в результате которого мы лишились осмотра параллельной Шаксгаму долины и пары перевалов 2Б и 2А. Причина - нехватка времени в условиях нестабильной муссонной погоды. В следующем списке мы можем ошибаться, декларируя своё первопрохождение. Реально все эти локальные препятствия за исключением караванного перевала Агылдаван проходились в режиме "первопрохождения". Через перевалы В.Скианг и С.Скианг на зарубежной орографической схеме нарисованы треки. Почти наверное они уже пройдены. Новизну остальных перевалов следует уточнить, отдав отчёт на рецензию специалисту (возможно, Д. Мазуру). Список пройденных локальных препятствий
Состав группы
Календарный график
Определяющие локальные препятствия. Все перевалы похода за исключением Агылдавана, Восточного и Северного Скианг были спланированы по китайской карте 1см ~ 1км и космическому снимку 1 пикс. ~ 6 м. Данных об их прохождении, фотографий или описаний мы не имели. Перевал Баррикадный (5564,3А). Назван за характерную похожую на баррикаду седловину. Перевал односторонний, основную сложность составляет ледопад на подъёме с юга.
Перевал Карнизный (6003,3А). Назван за массивный карниз, свисающий с седловины на юг. С юга протяжённый ледопад с 30-100 метровыми 45-метровыми взлётами, с севера - крутой подрезанный бергшрундом ледовый склон (3 верёвки перил, 50 град.).
Перевал Скрытный (6084, 3А). Перевал с обеих сторон не виден, пока не подойдёшь вплотную к перевальному взлёту. Поэтому мы назвали перевал Скрытным. С запада ледопад, а выше - ледовый 50-градусный склон (5 верёвок перил по очень жёсткому льду). С Востока скальные кулуары со льдом (7 верёвок перил), которые мы, уклоняясь от камней, меняли, забирая по ходу влево.
Перевал 40 лет МИЭТ (6143, 3Б). С севера 1-я ступень ледопада обходится по ходу справа (25 м перил по льду, 45-50 град, а остальной путь по осыпям). 2-я и 3-я ступени ледопада имеют общий перепад 700 метров т обязаны проходиться за один день (безопасной промежуточной ночёвки нет). 3-я ступень ледопада (по сути это взлёт на перевал) потребовала провески 10 верёвок перил (лёд, 45 град.). Спуск на юг проходит в 2 этапа. Сначала спуск на промежуточное плато (6 верёвок по 55-градусной ледовой стенке), Затем спуск с плато (4 верёвки по ледовому 40-градусному склону).
Радиальный выход за 2-ю ступень ледопада на склоне Гашербрума-4 (6631, 3А). 1-я ступень ледопада была предварительно обработана 3.08 (натоптаны следы, провешена верёвка перил выше скальной гряды, провешены перила в ледопаде (15 м). 4.08 во 2-м ледопаде на высоте 6550-6630 были провешены 2 верёвки перил. На ночёвке 6631 с 4.08 на 5.08 выпало около 30 см снега. Из-за высокой лавиноопасности было решено спускаться. Верёвку D8, которую несли на восхождение обвязали вокруг мощного серака и начали спуск. На первых 50 метрах сорвали доску шириной 20 м и толщиной 25 см. Потом надвязывали верёвки, чтобы оставаться закреплёнными на сераке (закрепление на ледорубах в лавиноопасной ситуации недопустимо). Всего при спуске со 2-й ступени ледопада связали 150 метров. При спуске с 1-й ступени воспользовались оставленными там перилами.
Общие впечатления о районе. Район очень тяжёлый. Всё, чем пугают начинающих туристов относительно Центрального и Северного Памира, здесь усугубляется в 2 раза. Во-первых, постоянное давление высоты. Мы редко спускались ниже 5000 метров, средняя высота ночёвок на маршруте 5133 метра. Именно этим я склонен объяснять очень заметное похудание участников. Сам я похудел на 15 кг, после Памирского марафона 1999 года (17 кг) я ни разу так заметно в весе не терял. Во-вторых, травы нет, сурков и коз нет, а значит и троп нет. Я ещё не видел столь неблагоустроенных для хождения гор. У ледников отсутствуют протяжённые морены. По рандклюфтам в карманах ледников идти крайне неудобно и камнеопасно. Поверхность ледников в нижней части в кальгаспорах, в верхней - в застругах. Каждый километр даётся с боем. Средняя скорость передвижения колеблется от 1.3 до 1.5 км за переход (45 мин.). Конечно, это не относится к плоской и ровной долине Шаксгама. Ледник Чогори (путь к К2) тоже (как исключение) прост. В-третьих, днём невыносимая жара. Главное приятное отличие от Памира - тёплые ночи. Температура ночью не опускалась ниже 8 градусов, даже на высоте. Район очень ответственный, из-за исключительной автономности. На Памире выход к людям (в Поймазар) с плато Правды (6100) осуществляется за 5-6 дней. Здесь же выход с верховий ледника Гашербрум осуществляется за 9 дней! Автономность подчёркивается преградой в виде полноводной реки Шаксгам. При заходе в район в начале июля мы бродили с караваном, вода была по пояс верблюдам. При выходе из района в середине августа воды было в 2 раза больше! Уже будучи на берегу Шаксгама около переправы, мы не знали, сможем ли мы переправиться завтра утром. К переправе мы принесли 300 метров неиспользованной на восхождении верёвки D8 и 4 запасных дня продуктов, рассчитывая растянуть их (если потребуется вызывать караван) на 8 дней. Переправа всё же удалась. В основной протоке она производилась с заранее припрятанной в заброске резиновой лодкой. Общая длительность переправы - 5 часов! При такой автономности, любое ЧП, например, перелом ноги, может обернуться трагедией. Район труден для организации длительных путешествий. Всё очень дорого, верблюд на 10 дней стоит 500 $, власти заставляют купить пермит на К2 (для оправдания 50-дневного пребывания в горах), требуется оплата фиктивного гида, который призван сопровождать группу, а реально сидит в деревне за погранзаставой. Длиннопериодические погодные циклы. И погода и непогода здесь длительные. Если антициклон, то он стоит 10-15 дней. Если циклон, то на 4-5 дней. В конце похода с 27.07 установилась устойчивая муссонная погода (южный ветер). Утром тучи, туман. К 14-15 часам облачность поднимается, пробивается солнце и начинается невыносимая жара. С 17 до 19 можно идти при солнце. С 19 тучи сгущаются, ночью снег. Так было каждый день с переменной степенью тучеобразования. Но в целом погода становилась всё хуже и хуже, и к концу похода начали встречаться дни с дождями до обеда и с ночными проливными дождями. Так в ночь перед трагедией на К2 (с 12.08 по 13.08) с полуночи до 4-5 часов утра шёл непрерывный сильный дождь. Раннее лето, обилие льда. На высотах до 5700 снега уже в начале июля было очень мало. Интересная особенность - даже "снежники" на осыпях при ближайшем рассмотрении оказывались ледничками. Сначала мы часто ошибались на траверсах осыпных склонов - выскакивали на такие "снежники" в ботинках, а потом начиналась рубка ступеней до ближайшего камня, где уже надевали кошки. Наличие таких маленьких ледничков среди осыпей было очень непривычным. Ну а горы там прекрасны! Возможно, очень суровы, но прекрасны. Стоит перетерпеть все трудности и лишения, чтобы увидеть К2 (8611), Броуд-пик (8051), Гашербрум-4 (7932), Гашербрум-3 (7946), Гашербрум-2 (8034) и Хидден пик (8080). Ну и красавицу Скианг-Кангри (7545) мы осмотрели почти со всех сторон. 24.08.2006
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||