Поход рассмотрен МКК МГЦТК, имеет пятую категорию сложности, зачтен
всем участникам и руководителю.
II. Участники похода.
Ф.И.О.
Год рождения
Адрес
Туристский опыт
Должность
Попов Даниил Викторович
1979
danil-popov @ yandex.ru
VI УГ Памир,
VI УГ Тянь-Шань,
IV РГ Памир
Руководитель, фотограф
Дайнеко Михаил Владимирович
1978
mvid @ hotbox.ru
III УГ C-З. Тянь-Шань
IV УГ Памир
Завхоз, видеооператор
Конилов Дмитрий Александрович
1979
zigmus @ mail.ru
IV УП Кодар
IV УГ Памир
Участник
Агеев Михаил Сергеевич
1979
ageev @ mail.cir.ru
III УГ Кодар
IV УГ Памир
Ремонтник, фотограф
Переверзева Анна Станиславовна
1979
pereverz @ mccme.ru
III УГ Кавказ,
III УГ Алтай
Медик
III. Организация похода.
Мы давно планировали совершить поход в районе хр. З. Кокшал-Тау и Борколдой.
В 2001 году я был в этих местах, участвуя в походе А. Новика. Этот район имеет
ряд особенностей. Благодаря значительной удаленности, наличию погранзоны и
сложности подъездов здесь до сих пор остается много нехоженых вершин и перевалов
выше 5000 м, особенно в хр. Борколдой.
Хребет Борколдой имеет широтную ориентацию. С севера ограничен долиной
р.Нарын, с юга р. Узенгикуш. Хребет имеет сложную и разветвленную орографию.
Удобен для построения маршрутов. Высшая точка района 5170 м (не пройдена)
расположена в З. части. Для Борколдоя характерно относительно небольшое оледенение,
глубокие долины, борта которых зачастую обрываются гладкими скалами. Множество
нехоженых перевалов и вершин (в том числе выше 5000 м и 3 к.т.).
Хребет Кокшал-Тау также расположен в широтном направлении, по хребту проходит
граница Китая и Киргизии (в 2002 г. часть территории Ц. и З. Кокшал-Тау и C
отроги хр. Борколдой отошла Китаю). В восточной части хребта расположен пик
Победы и сосредоточенно значительное оледенение. В центральной части хребет
имеет сильное понижение и два «прорыва» р. Сарыджаз и р. Узенгикуш, которые
текут и теряются в пустынях Китая. Западная часть имеет развитую орографию:
на север в сторону Киргизии параллельно стекают несколько крупных ледников длинной
более 10-15 км (наиболее крупный Чон-Турасу (Исследователей)). Высшая точка
района пик Данкова (5982 м). Наиболее высокие пики (с В. на З.): Королева (5816),
Джолдаш (5780), Шмидта (5954, не пройден), Крылья Советов (5560), пик 5697,
пик 5665 (в Китае, не пройден), пик Кызыл-Аскер (5842). На эти вершины были
совершенно лишь 1-3 восхождения за всю историю освоения района. Северные отроги
не высокие (исключение массив пика Джолдаш). Южные (китайские) отроги скально-осыпные
практически не имеют оледенения (за исключением лед. Руднева и массива пика
5665), резко сбрасывают высоту и выполаживаются. Наиболее высокие пики обрываются
к ледникам крутыми скальными стенами, перепад высот которых зачастую более километра.
Более подробное описание этих районов можно найти на сайтах: www.mountain.ru/mkk/biblio/tian-shan/chetiani/vvedtnie.shtml www.alpclub.ru/paper/kochobz/index.html www.mountain.ru/expeditions/2002/Kyzyl-Asker/ www.planetfear.com/climbing/highmountainmag/mountaininfo/1996-1998/Infjan98.htm
а также в: J. American
alpine journal, 2001, pp 400-401
и библиотеке МГЦТК отчеты № 816,1053,
а так же в Федерации альпинизма.
Заезд в район возможен двумя путями:
С запада через г. Нарын в район пика Кызыл-Аскер (плато Кагаличап)
С юга от п.Барскаун (Ю. берег Иссык-Куля) через хр. Терскей-Алатау
и Джатимбель можно доехать до п. Карасай
(долина Нарына), затем еще 150 км через хр. Борколдой до п/з Каракоз (р.Узенгикуш).
Благодаря своей орографии Кокшал-Тау не удобен для организации похода.
На наш взгляд маршрут по Кокшал-Тау логично совмещать с Борколдоем.
В задачи нашего путешествия входило:
Пройти условно линейный маршрут по хребтам Борколдой и Кокшал-Тау.
Взойти на высшую точку Борколдоя пик 5171.
Посетить практически не хоженый лед Руднева (Китай).
Совершить первовосхождение на одну из высших точек района—пик (5471м) и пик Крылья Советов (5560), второе
восхождение.
Для этого мы решили акклиматизироваться на Борколдое, предварительно
завезя заброску в долину р. Узенгикуш (устье р. Котур). И после этого пройти
основную часть на Кокшал-Тау (с заходом в Китай) с выходом на п/з Каракоз.
Карта района и маршрут группыОрганизация заезда и выезда из района.Переговоры по заезду и оформлению документов
мы вели с каракольской фирмой Alp-Tur-Issyk-kul LTD (khanin@infotel.kg,
директор Игорь Ханин). В Бишкеке 6 августа (около 21:00) в аэропорту нас встретил
микроавтобус. В 4 утра мы уже были на южном берегу Иссык-Куля, п. Барскаун. Пересаживаемся
в УАЗик, т.к. впереди до п. Карасай грунтовая дорога и два перевала (один выше
4000 м). К 11:00 доезжаем до р.Нарын, форсируем ее и подъезжаем к узлу связи Карасай.
Земля покрыта снегом, с неба тоже валит снег. Это всего лишь 3300. Военные пускают
нас в домик. Перепаковываем рюкзаки, берем заброску и я с Димой уезжаю закладывать
заброску в долину Узенгикуша. Впереди около 150 км тяжелой дороги, за которой
уже несколько лет практически не следят, перевал Ашусу (3641), и погранзастава
Каракоз. Около 40 км до заставы дорога идет вдоль р. Узенгикуш – это теперь новая
граница между Киргизстаном и Китаем. С обеих сторон уже стоят новенькие пограничные
столбы. Закладываем заброску у устья р. Котур под разрушенным мостом. На обратном
пути перед перевалом Ашусу машина ломается. Время 23:00. До Карасая 20 км и перевал.
Доходим к 7 утра.
Ф 6. Долина р. Узенгикуш - новый участок Киргизско- Китайской границы (видны пограничныестолбы на разных берегах реки).
В конце маршрута на заставу Каракоз за нами приехал УАЗик, который довез
нас до п. Каракол. Оформление регистрации, пропусков в погранзону, транспорт
туда и обратно обошелся в 625$. Далее до Бишкека доехали на рейсовом автобусе.
В горы мы брали спутниковый телефон, любезно предоставленный бишкекской фирмой
Tien-Shan Travel (www.tien-shan.com).
Аренда телефона - 4,5$/день, минута разговора по СНГ - 2,1 $.
Хочется выразить благодарность за помощь в подготовке маршрута О. Чхетеани
и М. Лебедеву (Черноголовский альпклуб), а также нашим спонсорам, без поддержки
которого поход был бы не возможен - открытому акционерному обществу "Институт
по изысканиям и проектированию мостовых переходов ОАО "Гипротрансмост",
ведущей организации в области проектирования больших и внеклассных мостов
и искусственных сооружений. Обширные количество и география объектов, возведенных
при участии этой организации, позволяют считать ОАО "Гипротрансмост"
одной из крупнейших организаций в своей области.
Адрес: Москва, ул. Павла Корчагина, 2
ОАО "Гипротрансмост"
e-mail: gipro@newtech.ru
IV. График движения.
Дата
день пути
Участки маршрута
Характер пути
Пройденный путь (км)
"+" перепад высот (м)
Метеоусловия.
6-7.08
Москва-Бишкек-Карасай-Каракоз-Карасай
Самолет,машина
-
-
-
8.08
1
р.Узенгигуш-Туюк
Альп. луга, галька
15,6
260
Перем.обл.
2
пер.Гипротрансмост(1Б)
Морена, зак.лед
12
900
Ясно
3
лед.Кайнар
Морена, зак.лед.
6
460
Перем.обл.
4
пер. Ханака (3А)
Ск-лд-ос склон, морена
12
250
Ясно, облачно, снег
5
пер.Джарыктал В (2А)-р.Джарыктал
Закр.лед., морена
12
450
Ясно, перем.обл.
6
пер.Теплая Щель(1Б)-р.Узенгигуш
Морена, альп.луга
14,4
450
Ясно
7
ур.Джурек
Галечн.поля.
12 (24)
200
Ясно
8
р.Айтали
Альп.луга.
22,2
500
Ясно
9
лед.Наливкина.
Морена, откр.лед.
10,8
500
Ясно, пер. обл.
10
пер.Ворота(1Б)-пик Гипротрансмост(1Б)
Закр.лед., сн-лд склон
6
250
Ясно
11
пик Трапеция (1Б) полудневка
Сн-лд склон
0,6 (1,2)
0
Пер. обл, ветер
12
Пик Летавета (2Б).
Сн-лд-ск склон
2,4 (4,8)
630
Ясно
13
пер.Молочный (2А)
Откр.,закр.лед., ледопад
4,2
200
Облачно, снег
14
лед.Сарычат З.
Закр.лед.
6
250
Ясно
15
пер.Сарачат(2Б)-пер.Любимых девчонок
Сн-ск-лд гребень, закр.лед.
1,8
330
Ясно
16
траверс гл.хр.(3А*)
Сн-ск-лд гребень
0,6
200
Пер. обл., ясно
17
траверс гл.хр.(3А*), полудневка
Сн-ск-лд гребень
1,2
40
Облачно, снег
18
траверс гл.хр.(3А*)
Сн-ск-лд гребень
1,2 (1,8)
400
Пер. обл., пурга
19
траверс гл.хр.(3А*)-лед.Пальгова
Сн-ск-лд гребень, зак.лед.
8,4 (9)
0
Ясно
20
ур.Джурек
Морена, альп.луга
9,6
0
Ясно, перем.обл.
21
полудневка-лед.Григорьева
Морена
6
200
Ясно
22
лед.Григорьева
Морена, отк.лед.
9,6
700
Ясно, перем.обл.
23
пик Дружба (3А)
Зак.лед
6,6
930
Перем.обл., облачно
24
лед. Григорьева
Сн-ск-лд гребень, зак.лед., морена
7,8
0
Облачно, снег
25
п/з Каракоз
Морена, альп.луга
21
0
Перем.обл
2.09
Карасай-Каракол
Машина
-
-
-
Каракол-Бишкек-Москва
Автобус, самолет
-
-
-
итого: 210 км (с учетом К=1,2).
без учета радиальных выходов: 238,8 км (с учетом К=1,2).
Суммарный положительный перепад высот: 8100 м.
Высотный график движения группыV. Техническое описание маршрута.
Обозначения «право», «лево» показывают орографическое положение, длина веревки
50 метров, при оценке изменений высоты учитывается только положительный набор.
Километраж приведен с учетом коэффициента 1,2.
1. П. Карасай-р. Узенгикуш-Туюк-пер.Гипротрансмост (1Б 4440
п/п)-п.4660 м-лед.Кайнар
Пер. Гипротрансмост расположен в главном хребте (Борколдой),
соединяет долину р. Узенгикуш-Туюк с долиной р. Кайнар. Возможно, это самый
простой путь соединяющий эти долины. Перевал находится ЮЗ пика 4925, в СВ плече
пика 4660.
Ф 7. Долина р. Узенгикуш-Туюк.
1 день. Выходим около 14:00. Долина р. Узенгикуш-Туюк плоская:
альпийские луга и галечные аэродромы (рис 7). Движемся вдоль правого берега.
На ночь встаем около правого притока Актиш. Ясно, переменная облачность.
2 день. Движемся вдоль реки по галечным аэродромам. Начинается
морена. Переходим на правый борт долина и начинаем подъем в кармане небольшого
переметного ледничка, расположенного ЮЗ пика 4925. Хорошо просматривается перевал.
Обедаем у языка ледника на морене. По леднику поднимаемся в связках (20-30º
ф 8). На перевал выходим в 16:00. Седловина широкая, осыпная. Открывается отличная
панорама, хорошо виден наш следующий перевал Ханака (3А). Складываем тур, решаем
назвать перевал в честь наших спонсоров - Гипротрансмост. Остаемся ночевать
для лучшей акклиматизации. Облачность переменная, сильный ветер.
3 день. Утром решаем сбегать на пик 4660. Подъем на пик по скально-осыпному
гребню (20-30º). Кое-где приходится обходить небольшие снежники. Вершина
скальная, маленькая. Открывается отличная панорама вершин Борколдоя (ф 9). Фотографируемся,
сбегаем на перевал, собираем палатки и начинаем спуск. Спуск – кулуар с мелкой
осыпью до 40º (ф 10). Выходим на морену северного притока лед.Кайнар. Подход
к пер. Ханака с Ю. ветви. Чтобы не сбрасывать лишние 100-200 м, решаем перейти
на Ю ветвь прямо по морене, траверсируя скально-осыпной отрожек. По морене движемся
достаточно медленно, к 13:00 выходим на Ю ветвь лед. Кайнар. Обедаем. Внизу
в долине идет дождь, у нас переменная облачность. Ледник плоский, в верхней
части закрытый. Связываемся, подходим под взлет и ставим лагерь.
Пер. расположен в главном хребте (Борколдой). Соединяет
лед. Кайнар с лед.Джагаламай. Определяющая сторона СВ (ск-лд, взлет около 250
м), ЮЗ сторона ск-ос (сброс около 400 м). Перевал пройден дважды. Это первое
прохождение с СВ (определяющей) стороны.
Лед Джагаламай наиболее крупный лед хр Борколдой. В
верховьях соеденяется с лед В Джарыктал – пер. Джарыктал В. Перевал расположен
в главном хребте между пиками 4496 (с запада) и 5070. Определяющая сторона СВ
(сн-лд). Взлет около 50-100 м. Второе прохождение.
Пер. Теплая Щель расположен в Ю отроге хребта, западнее
пика 3841. Соединяет низовья р. Джарыктал с р. Узенгикуш. Перевал используется
для обхода прижима на левом берегу Узенгикуша, выше устья р.Джарыктал.
Ф 11. пер.Ханака (3А 4650) с лед. Кайнар.
4 день. Выходим в 8:15. Ясно, холодно. С востока склон пер. Ханака
– ск-лд стена с несколькими седловинами. Практически на всем протяжении есть
снежные карнизы. Решаем подниматься по центру стены до скал, затем по скалам
до небольшого сн-лд контрофорса, выводящего на седловину. В этом месте карниза
нет (ф 11).
Ф 12. пер.Ханака (3А; 4650) с лед. Джаголомай.
Движемся в связках. Выше бергшрунда начинается лед (40º). Идем
одновременно в связках (страховка через буры). Подходим под скалы. Движемся
вверх обходя скальные выступы по льду (до 50º) иногда по коротким ск участкам
с попеременной страховкой через буры. Лед достаточно жесткий. Выходим под контрфорс.
Первый без рюкзака вешает полторы веревки на седловину. Время 13:00. При полном
провешивании склона потребуется 8-9 веревок. Погода портится, видимость падает.
Перекусываем и начинаем спуск. Идет мокрый снег, ветер, видимость 100 м. На
спуск осыпь (до 40º ф 12), кое-где встречаются снежники и приходится одевать
кошки. Спускаемся забирая влево по ходу для меньшего сброса высоты при выходе
на ледник. Спускаемся в карман ледника, погода окончательно портится, ставим
лагерь.
Набор
высоты 250 м (4400-4650-4200).
Пройдено 12 км.
Ф 13. лед. Джаголомай.
Ф 14. Пер. Джарыктал В. с лед. Джаголомай.
5 день. Выходим в 8,30. Ясно. Ледник Джаголомай закрытый плоский.
Отличный вид. Перевалы левого борта сн-лд на вид около 3А, в верховьях тоже
просматривается несколько перевалов на лед. Чолоккапчигай и Туюк (ф 13). Через
час становится жарко. За три перехода подходим под взлет. На пути встречается
несколько участков закрытых трещин. Перевальная седловина широкая снежная. На
всем протяжении висит большой карниз. В центральной части карниз наименьший
и на склоне есть широкий выступ – ледовый лоб (ф 14). При подходах ко лбу тропежка
по колено. На лбу лед (40º) идем попеременно. Подходим по сн-лд склону
к карнизу. Первая связка прокапывает его, остальные поднимаются с верхней страховкой.
Тур на осыпи в СЗ части седловины. Время 14:00. Пасмурно, ветер.
Ф 15. Высшая точка хр.Борколдй - пик 5170 с юга.
Слева отличный вид на пики 5070 и 5010. Спуск вниз по некрутой сыпухе,
затем вниз в связках по закрытому леднику вдоль правого борта. Обедаем (около
15:00) у языка ледника на морене правого борта. Высшей точки Борколдоя пика
5170 мы еще не видели, т.к. на Ханаке была скверная погода. Решаем подойти к
горе с Ю. Поэтому идем не вниз по реке, а правее по морене к долине из черной
породы берущей начало В. пика 5170. Морена старая с крупными камнями, но вполне
проходимая. У притока текущего из под пика 5170 оставляем вещи и радиально идем
на просмотр. Перевал в главном хребте между пиком 5170 (с запада) соединяет
долину Джарыктал одним из левых ледников бассейна р.Джаголамай. С перевала подъем
на вершину идет по сн-лд не очень крутому гребню. Однако, подъем на перевал
сложен: крутые зализанные скалы на 5-8 верерок (ф 15). Возвращаемся в лагерь
и ставим палатки.
Набор
высоты 450 м (4200-4650-4200).
Пройдено
12 км.
Ф 16. Баран Марко Поло.
Ф 17. Р. Джарыктал.
6 день. Утром переменная облачность. Выходим около 9,00.
Спуск по модене на ЮЗ к р. З.Джарыктал. Сначала по крутой морене из курумника,
затем по галечным аэродромам. Выходим к стрелке З. и В. истоков. Дальше вниз
правым берегом. Кое-где курумник и конгломерат, затем альпийские луга (ф 17).
В нижней части три прижима (до 50 м набора). Встречается много бараньих рогов
и следов охотников. В долине Узенгикуша на правом берегу, чуть ниже устья Джарыктала
стоит база охотников. Туда, в летний и зимний сезоны, приезжают иностранцы и
охотятся на барана Марко Поло (ф 16), занесенного в Красную Книгу (лицензия
на отстрел одной головы стоит 7000$).
Ф 18. Р. Узенгикуш и пик Кызыломпол (3926) - первая вершина района на которую было совершено восхождение (с пер.Теплая щель).
Выше устья Джарыктала есть мост
через Узенгикуш. Непонятно, как охотники перебираются через Узенгикуш: от устья
Джарыктала вверх левым берегом до моста или на лошадях вброд. В любом случае
следы от копыт ведут к устью Джарыктала, а не на пер. Теплая Щель.
Обедаем. Решаем не рисковать и выходим к Узенгикушу
через пер. Теплая Щель. Подъем и спуск на перевал по альпийским лугам и конгломерату.
Открывается вид на Борколдой (ф 19). Кокшал-Тау закрыт тучами. К 18,00 доходим
до устья р. Котур к заброске.
Ледник Айтали (Наливкина) расположен меридианально.
В верховьях ледника расположены пики 5471 (пик Летавета 2Б п/п) и 5697. На
пик 5697 была совершена попытка восхождения со стороны Китая (лед.Руднева) в
1999, но альпинисты немного не дошли до вершины, хота дали ей название. (American alpine journal, 2001, pp 400-401).
Между ними расположены еще несколько
вершин поменьше в том числе пик Трапеция (5280 1Б п/п) и пик Гипротрансмост
(5160 1Б п/п). В левом борту ледника расположен пик Обзорный 5156, а в правом
пик Корзуна (5360).
Пер Ворота (5040 1Б п/п) расположен в главном хребте
между пиком Трапеция (с востока) и пиком Гипротрансмост. Является простейшим
путем с ледника Айтали (Наливкина) на лед. Руднева.
Ф 20. Пик Крылья Советов (5560).
7 день. Утром ясно. Сегодня нужно занести заброску на третью
часть в урочище Джурек. Выходим в 9:00. Идем по левому борту высоко над водой
обходя сухие саи, затем по галечным аэродромам. Перед урочищем Джурек Узенгикуш
опять прижимается к левому борту, где приходится облезать по верху прижим. Отсюда
открывается отличный вид на пик Крылья Советов (ф 20). Ниже устья р. Айтали
река разливается на множество рукавов, которые легко переходим по одиночке или
стенкой. Заброску закапываем в СВ склонах пика 4326. Возвращаемся в лагерь около
18,00.
Набор
высоты 200 м (3200-3400-3200).
Пройдено 12 км.
8
день. Ясно.Выходим в 8:30.До ур. Джурек доходим
вчерашней дорогой. Далее движемся по зеленым террасам левого борта вдоль р.
Айтали. Встаем на обед у ручья на месте старого коша в 3 км выше ур. Джурек.
После обеда, левым берегом, за 4 перехода подходим к конечной морене лед. Айтали,
где и ночуем.
Набор
высоты 500 м (3200-3700).
Пройдено
22,2 км.
Ф 21. Лед. Наливкина (Айтали).
Ф 22. Лед. Наливкина (Айтали).
9 день. Даже утром из-под ледника течет достаточно мощная
река. Посуху ее не перейти и мы решаем идти по левому карману ледника. Первые
два километра карман достаточно удобен, потом он исчезает и приходится идти
по морене (ф 21). Морена тяжелая, сырая, много живых камней. Начинается открытый
кальгаспорный лед по центру ледника, но выйти на него нет возможности. Еще около
двух км по левой морене и нам удается выйти на лед. Скорее всего, правый карман
ледника значительно более удобен для движения. Обедаем. После обеда идем вверх
по кальгоспорному льду, ближе к правому борту (ф 22). Несколько раз приходится
надевать кошки. На ночь встаем на морене правого борта. Устали.
Хорошо виден пик 5697
и пик 5471 (пик Летавета п/п), просматривается перевал Китайский (1Б соединяет
лед. Руднева и лед. Котур ф 23-26, 29). Обедаем под взлетом на перевал (5040).
Подъем на перевал - пологий сн-лд склон (до 30º), кое-где встречаются трещины.
Подъем одновременно в связках. Седловина широкая, плоская и снежная. Решаем
назвать пер. Ворота. Ставим палатки и радиально поднимаемся на пик 5160 расположеннее
западнее перевала (ф 27). Подъем одновременно в связках по лд склону (вверху
50 м участок 40º). Последние метры простые скалы. Вершина скальная. Называем
ее в честь наших спонсоров ОАО Гипротрансмост.
Открывается отличный вид
на Борколдой, пик 5697 и пики массива 5665 в Китае. Просматриваем путь подъема
на пик 5471, складываем тур и спускаемся. Ночью очень сильный ветер.
11 день. Полудневка. На сегодня запланировано восхождение на
пик 5471. Облачность переменная, продолжает дуть сильный ветер. Сидим. К 11,00
ветер чуть стихает. Быстро собираемся, но погода опять портится. Решаем сходить
на небольшую вершину (5280 ф 27) восточнее седловины. Подъем по сн-лд гребню,
затем по склону под скалами (до 40º). Движемся одновременно в связках.
Вершина скальная, плоская. Складываем тур, фотографируемся. Вершину называем
пик Трапеция (1Б). Ветер усиливается, быстро начинаем спуск, в лагерь приходим
к 13:00. Пережидаем непогоду.
Набор
высоты 0 м (5040-5280-5040).
Пройдено 0,6 (1,2) км.
Ф 28. Пик Гипротрансмост (5160) со склонов пика Летавета.
12 день. Утром ясно. Выходим в 8:30, берем аптеку, воду, перекус.
Для того чтобы подойти к подъему на пик 5471 необходимо перелезть через южный
скальный отрог пика Гипротрансмост или обойти его по лед. Руднева, что по времени
гораздо дольше. Поднимаемся на отрог, спуск сн-лд (40º) перепад около 150
м (ф 28). Спуск одновременно в связках. Выходим в верховья одного из рукавов
лед. Руднева. Снег по колено. Восточный гребень (перепад до вершины 500 м),
выбранный вчера для подъема, выводит на предвершину, расположенную на 200 м
ЮВ пика 5471. Гребень в нижней части сн-лд, не явно выраженный. В центральной
части ск-лд. На предвершину выходит сн-лд гребень. До скал поднимаемся одновременно
в связках. Скалы обходим справа по ходу по льду, одновременно и попеременно
в связках через скользящие ледобуры, иногда поднимаясь на три такта. Перед выходом
на предвершину небольшой карнизик. Предвершина ск-сн, плоская.
Ф 30. На пике Летавета (5471).
На
вершину идет некрутой сн гребень, а затем небольшой взлет. Вершина сн, обрывается
на С-СВ большим карнизом. Вышли на вершину около 13:00. Открывается отличная
панорама Борколдоя, пиков 5671, лед Руднева, китайских пятитысячников и пика
Кызыл-Аскер (ф 29). Начинаем спуск. Маленький тур складываем на предвершине,
устраиваем перекус. Вершину называем пик Летавета в честь русского ученого и
географа, организовавшего одну из первых советских экспедиций в этот район в
1933, 34 гг. От скал вниз вешаем 5 веревок на бурах-самосбросах, далее в связках.
От ледника Руднева одновременно в связках поднимаемся на Ю отрог пика Гипротрансмост
и к 18:00 подходим к лагерю на пер. Ворота.