Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Полемика >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Александр Абрамов, Москва

Итоги сезона: что делать? Проект «Эверест. Спасательная Служба 2007»

Много разного высказано за последние месяцы о несчастных случаях, произошедших на Эвересте весной 2006 года. Безусловно, важно понять, что же реально произошло, и сделать правильные выводы на будущее. Во многих случаях мы слышали оценки произошедшего с моральной точки зрения и, ясно, что многое из случившегося абсолютно неприемлемо с точки зрения людей, живущих «нормальной жизнью».

Я пишу эту статью с целью инициировать обсуждение очень насущной для Эвереста темы. Надеюсь, что в процессе обсуждения возникнет ряд интересных идей и предложений, которые в конечном итоге помогут на практике осуществить решение этих наболевших вопросов безопасности на Эвересте со стороны Тибета.

Увы, можно констатировать, что альпинисты, поднимающиеся по вершинному гребню, видят тела погибших альпинистов и это воспринимается ими как часть «игры». То, что в нормальной жизни неприемлемо, на больших высотах рассматривается как норма.

Трупы на маршруте – хороший пример и напоминание о том, что надо быть более осторожными на горе. Но с каждым годом восходителей всё больше, и по статистике трупов будет с каждым годом прибавляться.

Нельзя превращать Эверест в кладбище!!!

Когда я рассказываю дома о событиях на Эвересте, большинство нормальных людей говорят, что никогда не думали, что эта вершина так опасна.

Люди обычно спрашивают: « Почему не смогли спасти данного человека? Была ли теоретическая возможность спасения?»

Люди спрашивают меня об умерших альпинистах: «Это правда, что маршрут восхождения усеян трупами ?»
Я отвечаю: «Да!»
Обычно следующий вопрос звучит так: « Но почему никто не опускает их вниз?»
Я начинаю объяснять им о сложностях связанных с абсолютной высотой, о Зоне Смерти, из которой невозможно транспортировать пострадавшего.

Но …

Это возможно! Это вполне реально!

Это вопрос денег, воли, плюс достаточное количество сил и снаряжения, в том числе кислородного оборудования.
Вероятно, настало время разработать программу по спуску погибших с маршрута.
Затем, если семья имеет средства и желание, необходимо отправить погибших на родину. Если нет, то организовать захоронение в Тибете.

Нельзя продолжать совершать восхождения, лавируя между трупами, и делать вид, что это в порядке вещей.

И вторая, наверное, самая важная задача - обеспечить безопасность восходителей на Эверест. Не допустить или, по крайней мере, снизить появление новых трупов на склонах.

Уникальные спасательные работы, которые наша компания - "Альпиндустрия –Клуб 7 вершин" смогла успешно провести в этом году, спустив полностью обездвиженного Линкольна Холла с высоты 8800 метров, показала, что такие спасательные работы возможны. Другой вопрос, какими средствами это было сделано:
- Спуск с 8800 до ABC (6400 m) продолжался 3 дня, в течение которых Линкольн был объявлен погибшим, и затем, благодаря команде Дена Мазура, вновь воскресшим.
- В течение этих 3 дней 19 человек осуществляли реанимационные и транспортировочные работы (17 высотных шерпов под руководством Мингма Гелу, повар Дава и врач экспедиции Андрей Селиванов).
- Несколько шерпов получили незначительные травмы
- Команда Дена Мазура отказалась от продолжения восхождения
- На спасательные работы было израсходовано 49 баллонов кислорода.
- На горе был оставлен лагерь 8300 м с достаточно большим количеством снаряжения.
Количество потраченных нервов организаторов спасательных работ невозможно оценить.

Это цена одной спасённой жизни!
Я счастлив, что нам удалось это сделать!

Не надо забывать, что такие спасательные работы стали возможны только благодаря тому, что в распоряжении руководителя экспедиции имелись громадные ресурсы шерпов и снаряжения. Ко всему прочему, случай произошёл в конце сезона восхождений, когда все, кто хотел и мог, уже взошли. И, несмотря на усталость шерпов и практическую невозможность после этого продолжать работу на горе, планы на восхождение других участников экспедиции никак не пострадали.

Что в подобной ситуации могла бы сделать небольшая коммерческая или спортивная экспедиция? Вероятно, ничего. Ведь первый день спасработ показал, что даже при наличии 4(!) шерпов, которые спускали Линкольна из-под вершины, за 9 часов изнурительного и опасного труда с (10 до 19) им удалось спустить его только с 8800 на 8650 м. Зачастую восходители, надеясь на чудо, восходят в сопровождении 1 шерпа, или даже в одиночку. Риск таких восхождений понятен. Причина также ясна – отсутствие необходимых денежных средств для обеспечения собственной безопасности.

И даже в крупной экспедиции, располагающей необходимыми ресурсами, проведение спасательных работ на маршруте в ущерб безопасности других клиентов - очень спорный вопрос.

Итак, что предлагается:

В большинстве гор мира, особенно в районах популярных, часто посещаемых восходителями, существуют и успешно работают спасательные службы.

Они не завязаны на обслуживание клиентов и не имеют коммерческих обязательств перед конкретными людьми. Они проводят спасательные работы для всех.

Конечно, не всех удаётся спасти. Вероятность проведения спасательных работ очень плотно зависит от огромного количества факторов:
- Погода.
- Раннее оповещение спасательного отряда о несчастном случае.
- Дислокация спасателей.
- Подготовка техническая и тактическая спасателей.
- Наличие в команде врача и необходимых знаний медицины у всех спасателей.
- Обеспечение необходимым снаряжением и оборудованием.
- Достаточный опыт работы спасотряда.
- Личностные качества спасателей и руководителя.
- Достаточное финансирование.
И так далее…

В настоящее время склоны Эвереста представляют собой Дикий Запад.

Никто ни за кого не отвечает. Никто никого не контролирует. В истории с Дэвидом Шарпом в течении 2 дней вообще не могли установить личность пострадавшего и из какой он экспедиции.

Каждый выбирается из сложных ситуаций по-своему. Как может. Помогут другие альпинисты – хорошо. Не помогут – так ведь никто формально и не должен помогать, кроме своей, зачастую малобюджетной экспедиции, не располагающей достаточными средствами для спасения. И сколько угодно можно говорить о низком уровне морали восходителей на Эверест. Это никак не поможет решить проблему спасательных работ, пока на Эвересте не будет создан Объединённый Спасательный Отряд и, как желательное дополнение, Централизованная Медицинская служба.

Вопрос Первый

Какие задачи должен выполнять спасательный отряд?

Их много:
- регистрация всех участников восхождения в Базовом Лагере
- проверка страховых полисов и поддержание контакта со страховыми компаниями (в случае необходимости)
- проверка наличия средств связи в экспедициях и у восходителей
- установление контактов со всеми врачами экспедиций
- медицинская проверка здоровья клиентов в базовом лагере и ABC
- организация Медицинской консультации и помощи (платно) всем участникам и шерпам
- поддержание связи с Лидерами всех экспедиций и привлечение, в случае необходимости и возможности, человеческого ресурса (шерпов) и снаряжения тех экспедиций, где произошёл несчастный случай, для помощи спасательному отряду в проведении спасательных работ
- контроль перемещения групп и отдельных участников по маршруту, за счёт организации ежедневных опросов по рации или спутниковому телефону в специально отведённые часы
- подготовка безопасного маршрута восхождения. Провешивание перильных верёвок от начала маршрута до вершины и поддержание маршрута в безопасном состоянии вплоть до окончания периода восхождений
- круглосуточный приём информации о помощи
- проведение спасательных работ на маршруте и транспортировки пострадавших до Базового лагеря, а при необходимости и до больницы
- спуск тел погибших и организации захоронения или транспортировки тел на родину.

Вопрос Второй

Кто должен заняться созданием, обучением, и руководством этого спасательного отряда?

На мой взгляд, как в большинстве цивилизованных стран, это прерогатива государства.
То есть Китай, в лице СТМА или другой организации, должен навести порядок на склонах Эвереста.

Подсказка:
Сейчас в Лхасе при СТМА создана Школа гидов. Руководит ею всем известный Нима Тсеринг. Отличный альпинист и всеми уважаемый руководитель экспедиций.
Его студентов, известных больше как “Tibetan Sherpas”, всё чаще стали использовать коммерческие экспедиции. За последние годы они доказали свою высокую работоспособность на Эвересте вплоть до вершины.
Вероятно, в программе обучения студентов есть курс «Спасательные работы в горах».

Если нет, то необходимо включить в программу обучения такие знания. Возможно, привлечь западных специалистов Спасательных служб для обучения, проведения практических занятий и передачи конкретного опыта.

Вопрос третий

(И, во многом, решающий)

ФИНАНСЫ

Как известно, «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»
За свою безопасность надо платить, поэтому

Первый источник - это взносы самих участников восхождения для обеспечения их собственной безопасности.

CTMA может включить в стоимость пермита дополнительно 500 $ (ориентировочно) на каждого участника для содержания и обеспечения всем необходимым Спасательного отряда и Медицинской службы. Окончательно определить необходимую сумму возможно только после детальной проработки задач, схемы работы и количественного состава Спасотряда и составления сметы. При ежегодном количестве восходителей около 200 в сезон, сумма может составить порядка $100 000. Вероятно, достаточно для поддержания деятельности 10-20 спасателей в течение 2 месяцев и обеспечения их снаряжением, продуктами, медикаментами и зарплатой (я имею в виду Тибетских Спасателей)

Второй источник – средства, привлечённые от страховых компаний, на оплату работ в конкретных страховых случаях.

Эти средства могут пойти на оплату расходов на транспорт, оказание медицинских услуг, а в случае смерти - на транспортировку тела на родину. Также эти средства могут покрыть расходы на порчу или потерю спасательного снаряжения и на выплату бонусов членам спасательного отряда.

Третий источник – государственное финансирование Спасательной и Медицинской службы.

При всей логичности такого финансирования, вопрос пока не проработан и потребует, вероятно, длительных согласований и принятия решений на уровне государства.

Схема работы

Итак, как я себе представляю приблизительно работу этого механизма:
- В течение года Спасательная служба проходит обучение и подготовку в CTMA Школе гидов.
- По приезде участников в Базовый лагерь спасатели регистрируют всех восходителей, проверяют наличие страхового полиса, средств связи. Извещают о принципах работы Спасательной службы, сообщают frequency и график сеансов связи.
- Проводят, совместно с врачами экспедиций, медицинский осмотр. Не рекомендуют (в информативной форме) заведомо больным людям совершать восхождение (для их же блага). Собирают со всех анкеты “Medical and emergency information”.
- Затем Спасательный отряд поднимается в ABC и начинает подготовку маршрута для восхождения и проведения спасательных работ. Я имею в виду провеску перил (fix rope), установку лестниц, установку собственных высотных лагерей, включая палатки, спальные мешки, продукты, газ, кислород. В процессе этой работы Спасательная команда получает необходимую высотную акклиматизацию.
- На Северном седле устанавливается так же Медицинская палатка, которая используется в случае необходимости во время спасательных работ.
-Также в ABC постоянно работает один врач, который оказывает медицинские услуги всем (возможно платные) и поддерживает контакт с врачами экспедиций.
- В процессе акклиматизационного периода спасательный отряд поддерживает ежедневную связь с members, которые находятся в высотных лагерях. Обычно во время акклиматизации люди не ночуют выше 7700.
- В период восхождений, который обычно длится не более 2 недель, спасательный отряд работает приблизительно по такой схеме:

3 спасателя-шерпа проводят 2 ночи на 8300 м с кислородом
3 спасателя- шерпа проводят 2 ночи на 7700 м с кислородом
6 спасателей-шерпов проводят 2 ночи на 7000 м
3 спасателя-шерпа проводят 2 ночи на 6400 м.

Затем шерпы меняются:

3 спасателя шерпа переходят на 2 ночи с 6400 на 7000 м
3 спасателя шерпа переходят на 2 ночи с 7000 на 7700 м и 3 следующие 2 ночи проводят на 7000 м
3 спасателя шерпа переходят на 2 ночи с 7700 на 8300 м
3 спасателя шерпа переходят на 2 ночи с 8300 на 6400 м.

Врач спасательной службы также располагается на Северном седле.

Практика показала, что хорошие шерпы могут достичь Второй ступени (с кислородом) из лагеря 8300 за 2-3 часа, из лагеря 7700 за 4-5 часов, из лагеря 7000 за 7-8.
Таким образом, при поступлении сигнала бедствия даже в 12 часов дня уже около 15 часов 3 шерпа начнут работы по спуску, в 17 часов их станет шестеро, и к вечеру ещё 6 шерпов подойдут к лагерю 8300, для организации транспортировки пострадавшего вниз.

При нормальном развитии событий есть вероятность к ночи спустить пострадавшего даже до Северного седла. Я описал схему спасательных работ, приблизительно похожую на ту, которая получилась при спасении Линкольна Холла, с той разницей, что сигнал поступил в 7 AM, к 4 PM шерпы поднялись с Северного седла до Второй ступени, а в 9 PM Линкольн Холл уже получал медицинскую помощь на Северном седле)

Вероятно, мои мысли, изложенные в статье, и предложенная мной схема не идеальны.
Именно поэтому я прошу специалистов и людей с опытом высказать свои соображения на данную тему.

Очевидно, что для осуществления вышеописанного потребуется не один год, но я уверен, что начинать надо, ведь это вопрос жизни и смерти. Я готов заниматься данным вопросом, и хотелось бы привлечь к разработке данной схемы как можно больше сторонников.

В начале августа Алекс Абрамов и Рассел Брайс планируют первую поездку в Лхасу для проведения переговоров с CTMA по данному вопросу.

Александр Абрамов,
руководитель проекта «Альпиндустрия - Клуб 7 Вершин»
и экспедиций на Эверест
2003, 2004, 2005, 2006 годов.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru