Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Южная Америка >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Авторы: Прокопенко Владимир, Мечетина Людмила, Новосибирск

ПЕРУАНСКИЕ АНДЫ В НЕСЕЗОН или LOS ANDES PARA DOS


Уаскаран
Целью настоящей заметки было желание поделиться с заинтересованными людьми информацией «из первых рук», полученной нами в последней экспедиции (февраль-март 2006 г.) в Перу. Перуанская экспедиция задумывалась как многоплановая и включала в себя: а) восхождения – ориентировочно в Кордильера Бланка и на юге, б) посещение интересных исторических мест, коих там немеряно, ну и в) релаксация на Океане.

Традиционно при восхождениях мы не пользуемся услугами турфирм и местных гидов. Причины тому очевидны и описаны уже в статьях, посвященных восхождениям в южноамериканских Андах, на www.mountain.ru. К тому же помогает имеющийся альпинистский опыт и знание испанского языка.
Кроме того, такой подход позволяет планировать поездку гибким образом, действуя «от достигнутого», приспосабливаясь к нюансам погоды и условиям восхождения. А в результате образуется некий багаж знаний, которые могут показаться кому-то интересными и полезными.

Почему Перу?

Восхождения и путешествия в Южной Америке в декабре-марте имеют массу привлекательных сторон для обитателей умеренных широт Северного полушария.

  1. В Южной Америке лето, когда в России зима.
  2. Природа континента разнообразна и весьма необычна. История богатая и древняя.
  3. Местное население дружелюбно, искренне и оптимистично.
  4. Разрешения на восхождения, как правило, не нужны.
  5. В ряде стран (Эквадор, Перу, Боливия) для граждан России не нужны визы (адреса консульств на сайте www.latin.ru)
  6. Географически горы в Южной Америке устроены так, что практически из любого горного района в течение суток можно добраться до Тихого океана. Так же доступны и джунгли в истоках Амазонки, по крайне мере - в Эквадоре и Перу.
  7. Уровень цен на транспорт, проживание и питание значительно ниже, чем в России. Бюджет 30-40$ на человека в день позволяет передвигаться автобусом (15-20$ за 1000 км), полноценно питаться, останавливаться в гостиницах уровня hostel или hospedaje) и пользоваться такси в городах.

Поскольку в любом явлении всегда есть и «плюсы» и «минусы», то к отрицательным моментам можно отнести:

  1. Удаленность объекта восхождения и, следовательно, дорогие билеты.
  2. Языковая проблема – население разговаривает на испанском и кечуа, английский ограниченно знают в крупных городах служащие отелей и турфирм.

Мы начали знакомство с горами Южной Америки в совместной Новосибирско-Мексиканской экспедиции в 1991 г. Тогда мы взошли на Аконкагуа и проехали по Чили от Сантьяго до города Пуэрто Монт и влюбились в эту страну. В следующий раз мы вернулись туда после значительного перерыва, в 2004 году, акклиматизировались на Охос дель Саладо (Ojos del Salado, 6893m) в пустыне Атакама (Чили) и взошли на Аконкагуа. В 2005 г. Мы посетили Эквадор и взошли на Котопакси (Cotopaxi) и Чимборасо (Chimborazo). Так что, было бы логично продолжить знакомство с горами континента в 2006 г. в Перу. А там – Кордильера Бланка с прекрасными вершинами и вулканы южной части Перу.

Но незадача состояла в том, что все путеводители и сайты удобный для нас летний (в Перу это – январь- март) сезон упорно называли непригодным для восхождений. Мы вступили в переписку с местными фирмами и узнали, что восхождения на высокие горы в районе Кордильера Бланка в этот период невозможны из-за плохой погоды: практически ежедневные дожди внизу и наверху - снегопады. Звучало это как-то не очень убедительно – ну, снегопады, но не круглые же сутки! На Тянь-Шане снегопады. И на Памире – тоже. Но ведь ходим же!

В общем, ситуация нас заинтриговала и мы решили выяснить все это на месте, провести, так сказать, разведку боем. Тем более что в случае неудачи в Кордильера Бланка оставался вариант с горами на юге Перу, в районе города Арекипа.

ОБЩАЯ СХЕМА. Путешествие заняло 4 недели и состояло из двух петель, замыкающихся в Лиме.


Лагерь под горой Ishinca
Первая петля – на север от Лимы вдоль побережья до города Huaraz (3090m), затем в горы Cordillera Blanca, район Ishinca, восхождение на в. Ishinca (5530m) возврат в Huaraz, экскурсия в древний город Chavin de Huantar (3140м), переезд через горы Cordillera Negra в город Casma на берегу Тихого Океана и бухту Tortugas, возвращение в Лиму.

Вторая петля – на юг от Лимы до г. Arequipa (2380), восхождения на вулкан Coropuna (6425м), далее через Arequipa и Juliaca в город Cusco, экскурсия в Machu Picchu. Далее прямой дорогой через горы, через города Nasca и Pisco до Paracas на Тихом океане, на отдых. Далее – в Лиму и домой.

ПЕРЕЛЕТ. Мы летели по маршруту Москва-Амстердам-Лима с компанией KLM , что удобно (одна пересадка), достаточно комфортабельно и надежно с точки зрения доставки багажа. Недостатками являются относительно высокая стоимость билета и неудобная стыковка в Амстердаме (12-14 часов ожидания). Стоимость билета при бронировании выглядит оптимистично – порядка 1170 долларов США Москва-Лима-Москва. Неприятности начинаются при оплате билета в рублях – компания назначает мифический курс (в нашем случае 33,5 руб/долл) и реальная стоимость билета возрастает почти на 200 долларов. Дешевле лететь через Мадрид компанией Iberia, особенно, если участок от Мадрида оплачивать в Мадриде же в евро. Но тогда нужна испанская виза.


девочка Дина из Пашпы
ЛИМА. В Перу для граждан России безвизовый режим и нет платы за въезд в страну. В аэропорту Лимы есть информационная служба, в которой нам дали дельный совет – поселиться в районе под названием Miraflores. Там чисто, красиво, безопасно.

Жили мы в hospedaje “Tahuantinsuyo”, calle San Fernando, 494. Тихое, уютное место в 1 км от океана и пляжа. Доступна крыша дома для просушки снаряжения. Лима – город многоликий. Интересны базар, исторический центр. Окраины обширны и удручающи. Транспорт: внутри города лучше всего – такси, для дальних поездок – автобус.

В Перу сеть дорог обширна еще со времен инков. И много компаний-перевозчиков. Центрального автобусного терминала, как, например, в Кито, нет, но любой таксист Вас доставит к нужному терминалу, если назвать компанию-перевозчика или просто направление поездки. Условия везде более-менее одинаковы, разочаровала только компания “Cruz del Sur”, которая затеяла взвешивание багажа и оплату сверхнормативного груза – как в самолете.

Дорога в район Cordillera Blanca проходит вдоль океанского побережья. Она – сколь живописна, столь и однообразна. С одной стороны – безбрежный океан, белый прибой, справа – песчаная либо каменистая пустыня с одинокими, часто черными, как-будто обугленными, кактусами.

Huaraz (3091m). Этот симпатичный город описан уже в публикациях на mountain.ru. Остается добавить, что на центральной площади Plasa de Armas есть интересный музей и симпатичный экскурсовод Мария. Жили мы недалеко от центра в hospedaje “La cabaña - уютное семейное заведение. В Huaraz мы приняли решение не устремляться сразу в район пика Huascaran (6768 м), а поехать в ущелье Ishinca, где для акклиматизации взойти на вершину Ishinca (5530m). А заодно разобраться с нюансами восхождений в Cordillera Blanca в «несезон».


на пути к приюту Ishinca
Для того чтобы добраться до деревни Pashpa, где начинается тропа в ущелье Ishinca, нет нужды организовывать транспорт через турфирму. Таксисты знают эту дорогу и их услуги обходятся, как правило, дешевле. Таксист же часто помогает найти в Pashpa погонщика мулов – arriero, для тех, кто не хочет нести весь груз на себе. Цены стандартные – 10$ за каждое животное (это может быть мул, лошадь, ишак или лама) и 5$ - за услуги погонщика. Мы работали с сертифицированным arriero , которого зовут Carlos Loli и который живет в Pashpa рядом с площадью. Его мы можем рекомендовать для работы по перемещению грузов от деревни Pashpa. Мобильный телефон Карлоса: 043 9637561. С ним Вы можете быть спокойны за сохранность багажа и будете избавлены от неожиданных проблем, как например, оплата холостого (обратного) пробега каравана от приюта Ishinca до Pashpa.


ламы в ущелье Ishinca
Refujio Ishinca (4390m). Приют работает круглогодично, но перуанским летом исключительно в режиме stand by. Два молодых индейца несут вахту для охраны заведения. Нас встретили радостно и печку топили исправно. Размещение мы получили со значительной скидкой, а питание быстренько обобщили. Клиентов в этот момент в ущелье не было ни души. Приют огромный, комфортабельный, принадлежит итальянцам (Don Bosco). В районе приюта GPS не находит спутников. Акклиматизационная прогулка у нас была на следующий день после прибытия по тропе на в.Urus (5495m) до высоты 5000м.

Восхождение на в.Ishinca запомнилось необычайно комфортной тропой и живописным ущельем, где по склонам прыгают вискачи. Ночевали под горой около refugio “Giordano Longoni” 5000m, сам приют был закрыт на лето. Маршрут на гору – снежный за исключением первых двух веревок некрутого льда. И тут мы нашли ответ на вопрос, почему в Cordillera Blanca не ходят летом. Дело в том, что снег там начинается чуть выше 5000м, а ночью на такой высоте еще тепло и снег не смерзается. По крайней мере, на высоте 5500м ранним утром снег проваливается сантиметров на 30, а днем на освещенном склоне – «по первую развилку». Снег мокрый, поэтому, где покруче идут лавины. Каждый день после обеда – новый снегопад. На гору сходили, в приют вернулись как «ежики в тумане» - под густым снегом с сугробами на плечах, капюшонах и рюкзаках. Теплая кухня была нам подарком. И теперь стало окончательно ясно, что про Tocllaraju и Huazcaran можно на время забыть – тропу по такому снегу вдвоем не вытоптать, да и попадание в лавину не входило в наши планы.


вид на вершину Tocllaraju от приюта Ishinca
Отступили в Huaraz и решили посетить руины древней культуры Chavin. Chavin – памятник с трехтысячной историей, описан во многих книгах и путеводителях по Перу издательства Lonely Planet. Древние перуанцы из этих мест оставили после себя храм и каменные стеллы, покрытые искусной резьбой – непрерывный рисунок, в разных частях которого с помощью экскурсовода можно увидеть то человеческое лицо, то голову пумы, то змею.

Из этой короткой поездки запомнилось также отношение перуанцев к стихийным бедствиям. На обратном пути из Chavin’a в Huaraz наш автобус неожиданно уперся в хвост длинной очереди из машин и остановился. Оказалось, что за время нашего посещения исторических руин на дорогу сошел сель, и образовавшаяся насыпь высотой 2-3 метра полностью перекрыла дорогу. В нашем воображении, основанном на отечественных реалиях, замаячила перспектива ожидания дорожной техники – скрепера- бульдозера и задержки с проездом минимум на полсуток.


Лама на заработках
Но не таковы перуанцы! Во всех автобусах и автомашинах люди начали открывать багажники и извлекать шанцевый инструмент – заступы, ломы, лопаты. И с этим инструментом они просто бегом кинулись к завалу и начали энергично его разбирать. Те, кому не хватило инструмента, помогали руками – ворочали большие глыбы и спихивали их вниз по крутому склону. Через час проезд был восстановлен в одном направлении, и транспорт начал аккуратно переползать через завал. Так что строительные традиции Империи Инков живы до сих пор.

Вернувшись в Huaraz, решили, что самое время посетить океан и сделать это лучше, отправившись в Лиму другим путем. Поехали прямой дорогой через Cordillera Negra на запад, на город Casma. Дорога живописна, зачастую становится страшновато – узкое полотно и крутые повороты, и все это на склоне на большой высоте. В 20 км от Casma находится местечко Tortugas (черепахи), курорт местного значения, мы добрались туда из Casma на транспортном средстве, называемом в Непале «тук-тук». Океан там замечательный – вода прохладная и как будто тяжелая. Вода напичкана планктоном и всякой живностью. Вот только черепахи покинули это место пару лет назад. Из воды на берег вид исключительно сюрный – серые пустынные холмы сильно напоминают терриконники Кузбасса.


Ловля кальмаров в бухте Tortugas
Поселок рыбачий и курортное строительство только начинается. Местечко описано в Lonely Planet. Блюда из морепродуктов, seviche, например, очень хороши в харчевнях у рыбацкого причала. Seviche – маринованные в соке лайма свежая рыба или моллюски, типично перуанская еда. Добывают морскую живность тут же в бухте ныряльщики, погружаясь с зажатой в зубах дыхательной трубкой, которая тянется к ветхозаветному компрессору в лодке. Собирают все, что сидит или ползает по дну.

Из Лимы мы решили отправиться на юг Перу и попытаться взойти на один из вулканов в окрестностях города Arequipa. Автобус по шоссе PanAmerican идет от Lima до Arequipa около 12 часов. Большая часть пути проходит между океаном с одной стороны и пустыней – с другой. Проходит и по пустыне Nasсa, местами пересекая древние линии Nasсa, называемые также геоглифами.


Командос
Arequipa (2325м) – красивейший город, центр застроен в классическом колониальном стиле, а окраины – как обычно. Над городом нависает снежной верхушкой вулкан Misty (5822m). Посетили местную достопримечательность – музей снежной принцессы Хуаниты, где хранится мумия девушки, принесенной в жертву во времена Инков на вершине вулкана Ampato. Вообще, в Перу с мумиями хорошо – этому способствовали как обычаи инков, так и местный климат. Из туроператоров, предлагающих массу вариантов активного отдыха в этом районе, пожалуй, самым компетентным в смысле горовосхождений является Carlos Zarate (www.zarateadventures.com).

Карлос помог нам сделать окончательный выбор между восхождениями на вулканы Ampato (6288m) и Coropuna (6425m) в пользу последнего, поскольку под Coropuna можно добраться рейсовым автобусом, который идет на Cotahuasi – 2 компании по 1 автобусу в день, отправление во второй половине дня. У Карлоса же купили подробную карту района влк. Coropuna за 10$.


вулкан Coropuna
В 4 часа утра водитель остановил наш автобус в 1 км от одинокого разрушенного дома, как велел это сделать Карлос, стюард вытащил нам вещи из багажника и ткнул пальцем в темноту, в сторону, где в лунном свете блестел снежный купол горы – мол, вам туда.

Когда рассвело, осмотрелись. Местность пустынная, растительность скудная, около речки пасется пара гусей (эндемики, наверное), и как призраки появляются-исчезают группки диких лам. Путь к вершине Coropuna более-менее очевиден. Снег начинается выше 5500. Состояние снега в это время года хорошее. Утром – очень плотный фирн, днем отпускает несколько сантиметров. Для движения на кошках условия идеальные. Но падать нельзя – остановишься только внизу.


окрестности вулкана Coropuna
Штурмовой лагерь – на высоте 5800м. Выход – в 6 утра, движение одновременное, в районе вершины – поля, на вершине в 11.30. Спустились в лагерь к 13 часам. Пока собирали вещи и варили компот "на посошок" случились два события: прилетел и немного попозировал перед камерой кондор, за посмотреть на которого люди платят отдельные деньги и едут черте куда (впрочем, мы там в тот момент и находились), и начался шторм.

Спуск пришлось отложить до следующего утра. Назавтра спустились к дороге, на то место, где вышли из автобуса, поставили палатку, потому как шел дождь, и приготовились к длительному ожиданию, поскольку движение в этих местах крайне эпизодическое.


после восхождения на вулкан Coropuna
Но нам повезло – подобрали возвращавшиеся из треккинга гиды с клиентами и добросили до ближайшего (несколько часов пути) пункта Chuquibamba, откуда ходит автобус в Arequipa. Так закончилось наше второе восхождение в Перу.

И опять оно прошло при полном отсутствии людей – никого в альтиплано, никого на подходах, никого на горе. И все это – для нас двоих: Los Andes para dos, одним словом. Немного непривычно для современного альпинизма, но прав был старина Месснер – количество впечатлений и удовольствия обратно пропорционально количеству участников.


Мачу-Пикчу – «затерянный город»
Cusco (3326м) – столица империи Инков. Переезд Arequipa – Cusco лучше делать днем. Замечательные виды: вулканы Misty (5822m), Chachani (6075m), высокогорная пуна, огромнейшие стада лам, лагуны, к тому же в придорожных харчевнях дают наисвежайшую жареную форель (trucha frita). Город Cusco очень интересен – седая старина и везде следы насилия христианской цивилизации над культурой инков. Конечно, государство инков было жестоким, но испанские конкистадоры – просто разбойники с большой дороги.

Центральный рынок San Martin в Cusco – лучшее место для покупки сувениров и подарков.

Machu Picchu – самая дорогостоящая часть нашей экспедиции. Тут зарубежные экскурсанты отделены от местного народа и передвигаются по совершенно другим ценам. Но место для посещения стоящее.

Из Cusco началось наше отступление в сторону Лимы. Поехали не через Areqiupa, а через Abancay на Nasca и Pisco (центр производства одноименного напитка). Прямой переезд Cusco-Lima возможен, но утомителен, занимает около 20 часов. Мы решили сделать остановку на океанском курорте Paracas, который славится среди перуанцев своими пляжами, он же – центр древней цивилизации.

Пляж там действительно хороший, да иначе и быть не может: вокруг, как это обычно в Перу, пустыня. Вода довольно теплая. Из развлечений – поездки на острова, заселенные птицами (олуши, пеликаны, пингвины) и морскими львами, и катание по песчаным барханам на багги. Дешевые фрукты и качественные морепродукты – прямо у рыбацкого причала.

ВЫВОДЫ. Восхождения в Перу в «несезон» возможны, особенно для групп больше, чем два человека – тропу топтать легче. Но следует учитывать большое количество свежего снега при положительных ночных температурах на большой высоте и, следовательно, высокую лавинную опасность и ненадежные мосты через трещины.

Восхождения в Перу в «несезон», более того, привлекательны из-за полного отсутствия людей и возможности наблюдать горную жизнь, такой, какая она есть.

© 1999-2025Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru