Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||
На Конкурс "Лучшее описание горного района"
Продолжение (Начало здесь) А что же в Китае? Вершины и стены Выше я уже перечислил ряд объектов – шеститысячников Китайского Тянь-Шаня, представляющих спортивный интерес. Кроме этого следует еще отметить несколько заметных стен, которые уже удалось просмотреть настолько, что становится возможной организация экспедиции на них, для тех, кто на это решится. Западная стена п. Военных топографов. Скальная часть стены начинается чуть выше 5000 м, заканчивается выше 6000. Ориентировочный перепад высот на стене – 1400-1600 м. Общий перепад от подножия вершины и до верху – около 2.5 км. Еще у п. Военных топографов (6873 м) есть южное ребро, которое мы хотели пройти. Подножие его – на 4200. Перепад до вершины – более 2500 м. И следующую экспедицию в район я планирую начать именно с него.
Отмечу еще южный отрог хребта Кокшаалтау, который отходит от п. Победа В. Он короткий, разделяет восточную и западную ветви ледника Чонтерен. В непосредственной близости от В. Победы (~ в 2 км) – вершина 6651 м, дальше, еще в 2 км – вполне выраженная отметка высотой примерно 6300, еще южнее, километрах в 3-х – в. 5960. На вершину 5960 по южному гребню и восточному склону просматривается вполне приемлемый маршрут, который мне представляется наиболее логичным вариантом для стартовой акклиматизации на п. Военных топографов. Вероятно, именно здесь начнет работать следующая экспедиция в районе под моим руководством, если удастся, конечно, ее организовать. Ледники Здесь коротко скажу о возможностях перемещения и встреч с местным населением по ледникам, которые мы посещали. С целью простой – пояснить, куда можно пройти без визы, со стороны Киргизии, без риска попасться на глаза местным жителям. Ледников, о которых пойдет речь, всего три. Ледник Чонтерен имеет две ветви, и полностью просматривается снизу по восточной ветви – до первого ледопада – это примерно до 3600, здесь же в кармане на 3500 под склонами разделяющего ветви ледника отрога – последняя летовка пастухов. Выше по этой ветви следов местных пастухов мы не видели, если и заходят – то крайне редко. Сказал бы – охотники – но оружие здесь запрещено, поэтому вряд ли. По западной ветви они ходят от любопытства (или за нами следили, черт их разберет) километров на 5 от языка ледника. Здесь уже нет действующих летовок. Да, в районе базового лагеря, на отметке 3402, тоже есть летовка, пастухи, похоже, одни и те же, уже нас узнают (мы помним только одного из них). То есть по леднику Чонтерен можно зайти через перевал Чонтерен на глубину около 10 км. Для последующего восхождения на п. Военных топографов этого вполне достаточно. Можно также проходить все перевалы, начиная от перевала Кичиктерен и севернее. Ледник Кичиктерен более глухой, здесь, похоже, на ледник вообще никто не поднимается. Улары бегают исключительно жирные, похоже, не способные взлететь. Сюда можно попасть уже пройденными перевалами Кичиктерен (с лед. Чонтерен) и Тугбельчи (с лед. Тугбельчи), или пройти еще что-то. Ледник Тугбельчи, вероятно, можно ходить из Киргизии на глубину порядка 20 км. Во всяком случае, в верховьях встретить кого-то просто нереально. В эту зону попадают все пройденные на сегодня перевалы, что позволяет, при желании групп, строить маршрут с выходом в верховья ледника Тугбельчи – очень интересный вариант построения маршрута. Все ледники в нижнем течении зачехлены, на большем своем протяжении сильно изрезаны, наподобие Ю. Иныльчека в нижнем течении, поэтому продвижение по ним довольно утомительно. Очень много ледопадов, практически каждая ветвь, камера, приток имеют свой ледопад в зоне слияния с основным телом ледника. Нет ледопадов только там, где эти притоки уже стаяли и оторвались от основного тела. Заключение Вот и весь обзор. Можно сказать, что Китайская часть района по-прежнему мало изучена. Сколько лет понадобится на его освоение? С учетом того, что простые пути здесь практически отсутствуют? Есть необходимость пройти хотя бы несколько перевалов сложностью до 2Б, связывающих разные части района. Нужно изучить возможности по заезду с востока. Впрочем, работы здесь – непочатый край. Не на одну жизнь. Да и с «нашей» стороны вполне возможно подобрать нехоженые перевалы или интересные траверсы.
Отчеты в сети (только те, о которых я знаю): |
|||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||