Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Андрей Лебедев, г. Москва
турклуб МАИ

Отчет
о горном туристском походе 6 к.с. по Китайскому Памиру
(Кашгарские горы), совершенном с 30.07 по 06.09.2005.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Введение
  2. Выводы
  3. Справочные данные о походе
  4. Общее описание района хребта Конгурмузтаг
  5. Дневник похода и описание перевалов
  6. Материальное обеспечение похода
  7. Ссылки

МАРШРУТ:

Кашгар - р.Гёз - р.Тегерменсу - пер. Клармонта Скрина (4743, 2А, п.п.) - пер.Кепек (4658,1Б*) - рад. юго-восточное плечо пика 5511 (5264,2Б, п.в.) - пер. Трамплинный (5012,3А, п.п.) - траверс пика Кызылсель (6525,3Б) - оз.Каракуль - л.Коксель - пер. 70-летия МАИ (5180,2Б) - пер. Каракорум (5774,3А) - траверс вершины 6858 (3Б, п.в., название вершины по базе Английского Клуба - Музтаг-Ата Южная Дальняя) - л.Коскулак - ледник Калаксонг - пер.Калаксонг (7215, 3Б*, тур. п.п.) - рад. пик Калаксонг (7277) - рад. Музтаг-Ата (7546) - Каракорумское шоссе - Кашгар.

Примечание. Утверждение категории сложности пройденного похода является прерогативой МКК. Пока поход не прошёл защиту о шестой категории сложности можно лишь говорить, как о предложении со стороны команды.

ВВЕДЕНИЕ

Мегапроект. Наше мероприятие было частью большой Комплексной горно-спортивной экспедиции СК МАИ на Китайский Памир. Экспедиция посвящалась 75-летию МАИ и 70-летию горной секции института, в ней приняло участие 18 человек, и называлась она "К последнему непокорённому семитысячнику Памира". Такой вершиной был пик Коскулак (7028).

Последний непокорённый семитысячник Памира

Всего на Памире, включая его китайскую часть, расположено девять вершин превышающих 7000м. Это - Конгур (7719), Конгур-тюбе (7595), Музтаг-Ата (7546), пик Коммунизма (7495), Северная Музтаг-Ата (7184), пик Ленина (7134), пик Корженевской (7105), Аклангам (7004) и Коскулак (7028). Все остальные отметки на карте высотою более 7000 отделены от ближайших более высоких вершин незначительными (менее 200м) понижениями и самостоятельными вершинами не считаются. Пять из девяти вершин впервые были покорены отечественными командами, причём пик Аклангам - командой СК МАИ (2002 г.). Осталась последняя непокорённая вершина - это пик Коскулак (7028), расположенный к югу от Музтаг-Аты.

Кроме нас в Китай от СК МАИ выехало ещё 11 альпинистов. Пятеро из них - Андрей Петров, Вячеслав Одоховский, Игорь Тихий, Денис Жилин и Наталья Рулёва планировали взойти на вершину по пологому западному склону. Другие - Михаил Волков, Николай Синюшин, Андрей Машенин, Игорь Тарновский, Саша Воробьёв и Алексей Голубцов замахнулись на сложнейшее и почти отвесное скальное северное ребро.

Что касается туристов, то нашей задачей было восхождение на Коскулак по юго-восточному ребру в ходе полного траверса этой вершины. Кроме Коскулака мы планировали перелезть также через пики Кызылсель (6525), через непокорённую вершину 6858 (которая по базе Английского клуба называется Музтаг-Атой Южной Дальней) и через Музтаг-Ату (7546).

Важно подчеркнуть, что идея восхождения на Коскулак принадлежит питерскому альпинисту Андрею Ершову. Он первым это придумал, и как-то поделился со мной. Прошло несколько лет, ни он, ни я не продвигали этот проект. И вот в сентябре 2004 года из форума на mountain.ru мы случайно узнали, что оба включили Коскулак в свои планы 2005 года. Мы вместе готовились, обменивались материалами, и даже купили в складчину космический снимок тех мест. Мне искренне жаль, что в экспедиции Андрея что-то не сложилось.


Ф.0.1. Коскулак, западный склон.
Слева вдали сев. Ребро
Первое восхождение на Коскулак осуществила команда альпинистов МАИ под руководством Михаила Волкова 12.08.2005. Оно проходило по северному краю западного склона. 19.08 по южному краю западного склона успех повторила связка участников нашей комплексной экспедиции - Андрей Петров и Вячеслав Одоховский. 26.08 на вершину теперь уже по скальному северному ребру вновь поднялись альпинисты МАИ под управлением Волкова. Что касается туристов, то после срыва с карниза на пике 6858 они посчитали, что траверсов трёх высоких вершин для одного похода вполне достаточно. Для хронологической полноты добавим, что на Кызылсель мы поднялись 14.08, на пик 6858 - 27.08, а на Музтаг-Ату - 05.09.


Ф.0.2. Коскулак, северное ребро
Ещё были добровольцы, которые активно поддержали наш проект. Это питерские альпинисты Валерий Шамало и Алексей Горбатенков. Они проложили на Коскулак ещё один технически сложный маршрут - по одному их контрфорсов северной стены. Кроме того, они поднялись на Музтаг-Ату по южному ребру и оставили нам тропу, которой мы иногда пользовались, спасибо ребятам! Другими добровольцами была тройка Саши Новика. Ещё зимой по рекомендации моего старого друга Михаила Коломейчука ко мне обратился Дима Комаров - будущий участник команды Новика. Он подробно изучил наши планы, но идти с нами в поход отказался. Мы благодарны этим ребятам за разведку Коскулака (северного края западного склона). Жаль, что у них не всё получилось. От Андрея Петрова я узнал (см., также его очерк на сайте Альпклуба МАИ), что не успели они до темноты протропить до вершины буквально сотню-другую метров. И ещё они помогли набить тропу к Музтаг-Ате до высоты 6760. В целом успех на Коскулаке и Музтаг-Ате объясняется концентрацией усилий очень многих людей.

Идея похода. Ещё в 2002 году в заявочной книжке нашего 2-го кашгарского похода значился траверс пика 6858 и пика Коскулак. К сожалению, по организационным причинам траверс не получился (мы не умели тогда оформлять 3-месячные визы, необходимость их продления заставила нас отказаться от траверса).

Осенью 2004 года я вернулся к этой идее, решив усугубить её ещё и Музтаг-Атой. К вершине этой у меня особая любовь. Она прекрасна и преображает вокруг себя всё пространство, пронизывая его каким-то особым полем. Если бы местность вокруг вершины была бы населена буддистами, то гора, несомненно, была бы священной. Вот как я уговаривал маёвских альпинистов серьёзно отнестись к Музтаг-Ате.


Ф.0.3. Музтаг-Ата, южное ребро (фото А.Машенина)
"Технические объекты - это, конечно, хорошо, но… У меня ощущение, что от поездки в этот район альпинист останется до конца удовлетворённым только, если взойдёт на настоящую большую гору. А таких там три: Конгур (7719), Конгур-Тюбе (7595) и Музтаг-Ата (7546). Огорчение от неизбежной нереализации своих отточенных на стендах и в Крыму технических возможностей, несоизмеримо меньше по сравнению с огорчениями (и комплексами) по поводу нереализации основного инстинкта. Как говорил Сергей Стрыгин, тяга к настоящей большой горе иррациональна и необъяснима и лежит в области базовых инстинктов. И это для меня очевидная правда. И наша команда, поглядев на Музтаг-Ату с Коскулака, не сможет спокойно уехать домой. При таком плане похода, когда в финале мы приходим к подножию воистину волшебной горы (я не буду распинаться, какую ауру распространяет вокруг себя эта вершина), восхождение на неё неизбежно…"

"…И я призываю маёвских альпинистов проникнуться этой мыслью. Поверьте, в случае удачи, будет что вспомнить. И это мероприятие останется в памяти навсегда, как большое и важное в жизни событие. Но я не призываю отдавать Музтаг-Ате весь сезон. Идти надо в альпийском стиле, лучше всем вместе, всей гурьбой. Тогда тропить будет легче. А чтобы подготовить восхождение в альпийском стиле можно выполнить акклиматизационную программу, включающую и технические восхождения…"

К сожалению, совместного восхождения не получилось, на траверс Музтаг-Аты мы вышли одни.

Итак, финал маршрута очевиден - это траверс пика 6858 и пика Коскулак, а потом восхождение на Музтаг-Ату и лучше в траверсе с подъёмом по новому маршруту - южному ребру. Осталось построить начало. А для начала нужен траверс пика Кызылсель. Из размышлений о проекте:


Ф.0.4. Пик 6858 (слева) и Коскулак (фото 2002 г.)
"…Проект пугает, и, вместе с тем, имеется явное ощущение, что он реален. Ключом успеха является траверс Кызылселя (6525). Я намеренно включил этот очень родной и пройденный нами в 2000 г. траверс. Не шибко сложный и знакомый вплоть до каждой мелкой извилины гребня, он, почти наверное, получится и подарит нам и великолепную акклиматизацию и боевое настроение! Подъём на 6525 целесообразно осуществить не ранее 15-го дня. А до этого необходимо пройти технически простую акклиматизационную программу. Она включает пару перевалов 1Б-2А высотою 4700-4800 и радиалку на 5500. При этом заявлены будут две радиалки, а выполнена только одна - та, которая "ляжет" по погоде.

Я не сторонник технического усложнения акклиматизационной части. Здесь мне приходится преодолевать давление молодых участников, прежде всего, Рустама Бикчурина и, отчасти Дмитрия Чижика. По-моему, усложнение бессмысленно. Перевал 3А ничего не прибавит к походу после траверса Коскулака и Музтаг-Аты. Поход не станет сложнее или круче от добавления таких простых элементов, как перевал 3А. А вот в плане реальности план пострадает. Не следует забывать, что в группе всегда найдётся пара участников, которые перед походом переживут дома или на работе не самые лучшие дни. И для того, чтобы они вошли в форму, надо придать походу плавное начало. Необходимо постепенно втянуться, развить борзость. Не следует забывать, что проблема этого похода не техническая, а физическая. И реализация самого отмороженного младоскалолаза на Коскулаке не состоится, прежде всего, из-за отсутствия у него надлежащего состояния, иначе говоря, не будет здоровья, чтобы "красиво выступить".


Ф.0.5. На гребне пика Кызылсель (фото 2000г.)
Более того, программу похода можно исполнить, если группа приобретёт "летучесть", наподобие той, которая была в "Памирском марафоне-1999". Необычайная лёгкость может быть достигнута гармонично построенной программой физических и высотных нагрузок. Она была достигнута в 1999г. в "пешеходном походе". Пешая ходьба под нагрузкой, то на больших высотах, то на низких, но с длинными прогонами - ключ к достижению высокой физической формы, той самой "летучести". А без неё вместо траверса 6858+7028 и Музтаг-Аты будет "пшик". Это по карте пальцем хорошо водить! А в снегах выше 6000, если не будет настоящей (идущей от здоровья) силы, то никакая волевая накачка не поможет. В конце похода нас ожидает высокий спорт не в попсово-альпинистском или попсово-горно-туристском смысле, а в понимании Валентина Божукова или того же Месснера, как преодоление огромной работы за короткое время. И к этому надо подступиться искусно…"

К этому остаётся добавить, что для подготовки к траверсу пика Кызылсель мы выбрали перевалы в хребте Агалистан, который исследовал Клармонт Скрин ещё в 1922-1924 гг. Поход начинался в долине Тегерменсу, о которой Скрин писал, как о мешке с единственным входом через перевал Ат-Бель. Нам же предстояло "открыть" ещё два входа - от устья Тегерменсу по каньону и через ледовый перевал в долину Каинсу.

Отклонения от плана. В походе мы трижды отклонились от запланированного пути, воспользовавшись запасными вариантами:

1. Вместо акклиматизационного разведочного восхождения на вершину 5511 в юго-восточном гребне Конгура мы ограничились подъёмом на эту вершину лишь до 5264. Причина - непогода.

2. Мы отказались от первопрохождения перевала 5500 (3А) и заменили его парой ранее пройденных перевалов - 70-летия МАИ (2Б) и Каракорум (3А). Причина - при осмотре перевал 5500 показался нам слишком опасным.

3. После траверса пика 6858 мы отказались лезть на Коскулак (7028) и вместо этого спустились по леднику. Причина - срыв двух участников с карниза на гребне пика 6858 (ушибы участников и "моральная" травма).

Других отклонений от заявленного маршрута не было.

Общественно-полезная работа. Планируя и реализуя этот поход, мы осознавали, что делаем большое и полезное дело. Во-первых, это разведка - сбор уникальной информации о новом районе, которая будет обязательно востребована как туристами, так и альпинистами. А, во-вторых, это съёмка материала для фильма, в котором мы надеемся отразить красоту горной природы и продемонстрировать широкому зрителю замечательные стороны любимого нами спорта (точнее, вида жизнедеятельности).


Ф.06. На перевале 70-летия МАИ
Дополнительные меры по обеспечению безопасности. Безопасность в походе обеспечивается применением в комплексе всех средств, начиная с подбора снаряжения и заканчивая правильным выбором места для установки лагеря. Мы остановимся лишь на некоторых не совсем традиционных аспектах.

Адаптивное планирование маршрута. Идеология адаптивного планирования базируется на отказе от "упёртости" в прохождении нитки маршрута. В любой точке допускается перепланирование, призванное учесть состояние группы, состояние локальных препятствий, ресурсы времени, питания и снаряжения. В идеале, команда идёт по долинам, когда плохая погода, или кто-то болеет, и преодолевает перевалы, когда отличная погода, и все участники в отличной физической форме. Реализация адаптивного планирования требует предварительной проработки большого количества запасных вариантов, а так же быстрого принятия стратегических решений в процессе проведения похода. Успех в последнем зависит и от доверия участников к руководителю.

Контроль за объёмом нагрузок. Для профилактики несчастных случаев в походе осуществлялся постоянный контроль объёма дневных нагрузок. Если нагрузка была вынужденно большой, то на следующий день или в ближайшие 2-3 дня группа получала возможность восстановиться. Искусственно ограничивался и набор высоты - при освоении "новой высоты" не допускалось, чтобы дневной набор превосходил 500 м.

Контроль за нагрузками вместе с адаптивным планированием создают инструмент управления усталостью в походе. Этот инструмент позволяет не только предупреждать несчастные случаи, но и концентрировать энергию для преодоления особенно сложных препятствий.

Инструментальный контроль за состоянием участников. Кроме наблюдений за состоянием участников нами регулярно применялся инструментальный контроль. Так, в течение всего похода на каждом из этапов акклиматизации проводились измерения пульса участников вечером перед сном и утром сразу после сна.

Радиосвязь и мониторинг группы со стороны МКК. В нашем походе была трубка спутниковой связи системы Глобалстар. Мы регулярно сообщали новости в Москву Ксении Кочневой и она выкладывала из на сайты Турклуба, Альпклуба и Спортклуба МАИ. Мы звонили зам. председателя МКК России Алексею Ярошевскому и докладывали о состоянии группы и обстановке на маршруте. Кроме того, мы осуществляли контрольные звонки нашему китайскому туроператору Джану Хонгу.

Навигация по самодельной векторной карте, загруженной в GPS. Особое внимание уделялось опасности заблудиться в непогоду на пологих западных склонах Коскулака и Музтаг-Аты. При длительных траверсах высоких вершин необходимо готовиться к непогоде, которая с большой вероятностью настигнет группу на высоте. Западные склоны Коскулака и Музтаг-Аты очень коварны отсутствием характерных ориентиров и наличием "провалов" или огромных ледосбросов. Чтобы уверенно спускаться в любую погоду (а это может потребоваться по состоянию группы) мы разработали точную векторную карту района Музтаг-Аты и загрузили её в датчик GPS. На карте были обозначены все ледопады, разломы и ледосбросы, перенесённые с крупномасштабного космического снимка, а также оптимальные пути спуска с Коскулака и Музтаг-Аты. Точность карты достигала 20-30 метров. Для проверки точности в начале июня руководитель специально приехал в район Музтаг-Аты и убедился в качественном позиционировании датчика GPS по этой карте.

Обеспечение присутствия других команд в районе наиболее ответственных локальных препятствий. С целью повышения безопасности траверсов пика 6858, Коскулака и Музтаг-Аты были приложены все усилия по организации альпинистских сборов в районе вершины Коскулак. Наш поход стал частью Комплексной горно-спортивной экспедиции СК МАИ на Китайский Памир. Помимо нас в район выехали ещё две команды, см. описание мегапроекта в начале введения. Планировался даже совместный с альпинистами траверс Музтаг-Аты, который, к сожалению, не состоялся, и нам пришлось одним выйти на траверс этой вершины.


Ф.0.7. Покой
В отчете всюду, где это специально не оговорено, направления левый и правый следует понимать в орографическом смысле, затраты времени на прохождение участков маршрута исчисляются чистым ходовым временем (без учета привалов). Продолжительность технических участков, на которых привалы вырождаются в простои перед перилами, измеряется полным временем. Длительность стандартного перехода - 45 минут. Для исчисления времени суток используется новосибирское время, которое отличается от московского на 3 часа. Такое исчисление весьма удобно: в 7 часов рассвет, а в 21 час закат. Длина дневных переходов измеряется в километрах по карте и в горизонтальной проекции. Длина веревки считается равной 50-ти метрам.

Благодарности.

Первая и самая большая моя благодарность это нашей команде. Команда определяет всё. В этом году собралась необыкновенно сильная и дружная команда. Для такой команды приятно и постараться - лично рискнуть или поднапрячься физически. Огромное спасибо руководителю отделения альпинистов Михаилу Волкову и всей его команде за помощь в организации экспедиции и за приём в базовом лагере. Мы очень рады успеху наших альпинистов и гордимся ими. Огромное спасибо авиакомпании S7 (Сибирь) за финансовую поддержку, ведь скидка на билеты и бесплатный багаж это те же деньги. Без помощи S7 мы вряд ли смогли бы организовать экспедицию. Огромное спасибо СИТЭС-центру за его финансовую поддержку и спонсору связи ГлобалТел, который на льготных условиях передал нам в пользование трубку спутникового телефона.

ВЫВОДЫ

1. Каньон Тегерменсу вполне проходим, и по нему можно прокладывать туристские маршруты. В каньоне имеется тропа, которой каждое лето пользуются местные жители. Лишь броды на короткое время (вечером после дождя) могут препятствовать продвижению каравана (но не пешей группе).

2. Пройден новый перевал (4743), который связывает верховья долины Тегерменсу с долиной Каинсу. Его сложность 2А. Ишакам и лошадям он недоступен. Наша команда назвала его перевалом Клармонта Скрина в честь английского дипломата и исследователя Кашгарских гор.

3. Разведан новый маршрут на Конгур (7719) по его юго-восточному гребню. Обнаружен безопасный переход с северо-западного гребня вершины 5511 на юго-восточный гребень Конгура.

4. Пройден новый перевал (5012), соединяющий центральную и южную ветви ледника Чимген, и удобный для прохода на плато южной ветви ледника Чимген в обход его сложного ледопада. Это перевал Трамплинный (3А). Перевал разнообразен по технике (ледопад, стенка рандклюфта, стена перевального взлёта) и может украсить любой поход 5-6 к.с.

5. Повторный траверс пика Кызылсель (6525) с восточного гребня на западный гребень убедил в правильности его оценки 2000 г. - 3Б (тур.), 5А (альп.).

6. Найден рациональный новый путь на плато южной ветви ледника Коксель к перевалу 70-летия МАИ..

7. Разведана и отснята на фото и видно седловина 5500 в южной части хребта Конгурмузтаг к западу от вершины 5875. Седловина признана опасной для прохождения, по крайней мере, группой нашего уровня.

8. Совершено первое восхождение с востока и осмотр западного склона перевала 5756 между ледниками Кокосель и Коктак. Осмотр ледника Коктак показал, что его ледопады вполне проходимы. Ориентировочная сложность перевала - 2Б.

9. В ходе траверса совершено первое восхождение на пик 6858 (на Музтаг-Ату Южную Дальнюю по базе Английского клуба). Установлено, что отметка 6910 на советских картах ошибочна и проставлена вовсе не на самую высокую главу вершины. Установлено, что отметка 6841 на китайской карте не обозначает высшую точку гребня (6858), которая в действительности расположена в 340 метрах к востоку от главы 6841. Остаётся открытым вопрос, какая из глав выше, обозначенная на китайской карте 6849 или обнаруженная нами 6858. Предлагаемая сложность траверса - 3Б (тур.), 5А (альп.).

10. Пройден ледник Коскулак, который стекает на запад с седловины между вершинами 6858 и Коскулак. Ледник простой, даже 2А за такой ледник перевалу не присвоишь.

11. Пройден новый перевал (7215) между Музтаг-Атой и её южным плечом - Калаксонгом. Группа назвала его перевалом Калаксонг (3Б*). Подъём на перевал осуществлялся по южному ребру Музтаг-Аты. Вместе с радиальными выходами с перевала на Музтаг-Ату (7546) и на Калаксонг (7277) прохождение южного ребра означает появление новых маршрутов и на Музтаг-Ату и на Калаксонг. Ребро было пройдено информационно независимо от пионеров - Валерия Шамало и Алексея Горбатенкова, которые заехали в район позже нас, прошли маршрут и уехали ещё до того как мы подошли к вершине. Предлагаемая сложность маршрутов по южному ребру Музтаг-Аты - 5Б (альп.).

12. В целом, пройден экстремальный поход, в котором достигнута высота 7546 и пройдены траверсы 3-х высоких вершин, что весьма редко встречается в спортивном туризме.

Далее: Справочные данные о походе >>

Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
Для зарегистрированных пользователей

Логин (ID):
Пароль:
Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

E-mail:

Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru