Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
На Конкурс "Лучшее описание горного района" Где? Заалайский хребет – это самый северный хребет Памира, и потому большая его часть лежит на границе. Самая восточная его часть разделяет Киргизию и Китай, еще один восточный кусочек, вся центральная часть и немного западной – это граница Киргизии и Таджикистана, Самая же западная часть уходит в Таджикистан, граница же смещается в Памиро-Алай. С севера от Заалайского хребта расположена Алайская долина – своеобразная высокогорная степь и огромное пастбище. Весь Заалайский хребет можно разделить на три части – Восточная часть – это участок хребта восточнее Памирского тракта (перевала Кызыларт). Основная его часть тянется до п. Иркештам и далее уходит в Китай, резко там снижаясь. Высшая точка этой части – п. Курумды, 6613 м (первовосхождение совершено под руководством А. Губаева в 2001-м году, повторных восхождений пока не было). Этот участок хребта от п. Иркештам имеет протяженность чуть больше 60 км.
От перевала Кызыларт и до перевала Алтынмазар тянется центральная часть Заалайского хребта, наиболее часто посещаемая, и поэтому наиболее изученная. Высшая точка – п. Ленина. Далее на запад уходит западная часть с высшей точкой п. Сат, 5900. В данном обзоре затрагивается как раз только восточная часть. От пика Иркештам на север отходит длинный отрог (или хребет), по которому далее и проходит граница с Китаем. Интересная в плане походов часть этого отрога заканчивается километрах в 15 перевалом Иркештам. Участок хребта от п. Иркештам до п. Заря востока (6349 м) главный хребет тянется на высоте чуть ниже 6000 м, поднимаясь к Заре востока на ее высоту. Далее до п. ТуркВО – в основном выше 6000 м, а еще западнее постепенно снижается к перевалу Кызыларт опускаясь на 4200 м. К северу от основного хребта, параллельно ему, тянется еще несколько отрогов-хребтов, включающих достаточное количество интересных объектов для первопрохождений – как перевалов, так и вершин. Высоты здесь не превышают 6000 м.
Оледенение хребта весьма значительно. С севера залегают два крупных ледника – Нура и В. Кызылсу, и еще много более мелких, как правый Кичкесу, Пограничник и др., с юга – ледник Курумды, и др. Крупные ледники имеют протяженность 15-20 км. Сам хребет в этой части практически повторяет структуру района п. Ленина – большие и протяженные снежно-ледовые пространства на главном хребте, и конгломерат скал, снега, льда и осыпей в отрогах и хребтах северной части. Южная сторона практически не исследована.
Освоение района Если не принимать во внимание редкие вылазки альпинистов и туристов во времена СССР в этот район, сосредоточенные в основном участком возле п. Пограничников, можно сказать, что во времена СССР район практически не посещался. Листая страницы классификатора вершин, можно отметить самое восточное восхождение былых лет – это п. Маркансу по юж. гребню (В. Земеров, год неизвестен, и как я подозреваю, информации по этому восхождению не найти), п. Пограничников (4А, неизвестно, кем и когда), Архар (это рядом с п. Пограничников). С перевалами примерно также – редкие экспедиции с заходом в районе п. Пограничников, информации по перевалам либо нет, либо очень скудная (по ряду перевалов из старого перечня мне так и не удалось выяснить, откуда вообще взялась информация по их прохождению, некоторые вещи вызывают и сомнение, т. к. перевалы не привязываются по карте). Так что даже старые перевалы здесь приходится проходить практически заново. Основная причина такого пробела – район во времена СССР был закрыт практически наглухо – даже в район Иныльчека попасть было значительно легче.
В тот же 2000 год Саша Новик встретил группу из немцев, совершивших первовосхождение на в. 5917 (чуть западнее п. ТуркВО, по технике это 2Б-3А). Тем не менее, группы, захватившие этот район целиком, по-прежнему можно пересчитать по пальцам – после А. Новика здесь побывал (краешком) Андрей Лебедев, Москва в 2001-м году (первое сквозное прохождение перевала 4-х ледопадов 3А).
Следующий поход - 2003 год – Б. Малахов (МАИ, 5 к. с.). И мероприятие под названием «школа ВУ» с двумя маршрутами – незавершенной «шестеркой» под моим руководством и «пятерка» под руководством А. Никонорова (Москва). Было и еще несколько групп, заглянувших лишь в район п. Пограничников.
И что же в результате? На сегодня в районе пройдено около десятка новых перевалов, сделаны восхождения на несколько вершин. В основном «свежими» исследованиями охвачена только северная сторона хребта, а что у него с юга – не известно, за исключением данных карты и системы Глобал-мап. Так что Таджикская сторона хребта (как и Китайская, конечно) еще ждет своих первопроходцев. Тем не менее, уже сегодня район пригоден для организации интересных походов 5-6 к. с., для восхождений. Походы вполне возможны и без выхода в район п. Ленина, хотя тогда они будут несколько ограничены по километражу. Подъезды, заброски Чтобы попасть к восточной части Заалайского хребта, в любом случае нужно попасть в Ош и далее в Алайскую долину. В город Ош попасть можно двумя маршрутами – через Киргизию (Бишкек), или через Узбекистан (Ташкент-Андижан-Ош). Можно, конечно, еще сказать, что заезд возможен и через Таджикистан (по Памирскому тракту через перевал Кызыларт, или через Джиргиталь в алайскую долину), но такой заезд получится весьма утомительным. Выбор транспорта – на усмотрение группы. Если самолет – следует учесть, что в Узбекистан более низкие тарифы на груз (если, конечно, тарифы не изменятся). Далее можете добираться самостоятельно, или через любую работающую в Ташкенте, Бишкеке, Оше фирму. Из Бишкека в Ош можно добраться самолетом или на машине. Из Оша – только автотранспорт (можно, конечно, вертолет, но это слишком накладно). Машина довезет вас до пос. Сарыташ, откуда к восточной части Заалайского хребта можно заехать по Памирскому тракту на юг или на восток по дороге в Китай через перевал Иркештам. Надо заметить, что если Памирский тракт и дрогу на запад можно считать относительно приличной, то участок трассы в Китай после пос. Сарыташ – это нечто. Причина этого «нечто» - непрерывный поток грузовиков с металлоломом в Китай. Правда, есть надежда, что эту дорогу все же построят – не турки, так китайцы. После смены власти в Киргизии, похоже, ожидается новый виток тендеров вокруг этой дороги (предыдущий раз строительство досталось туркам, но сделали они пока только большую часть дороги Бишкек-Ош). Пока же этот участок трассы представляет собой колдобины, на которых неудачно выбравший маневр грузовик повисает на брюхе. Правда, на нескольких участках уже накатали более ровные объезды по долине – места там много. Теперь остановимся на «дорогах» восточной части Заалайского хребта. По Памирскому тракту можно подъехать к кишлаку Бардоба – самой западной оконечности рассматриваемого района. Здесь довольно приличная трасса, а перед перевалом Кызыларт – погранпост, идет активное строительство таможни. Здесь чуть дальше, у чабана (у него там построено несколько домов) можно оставить заброску, если потом планируется продолжить маршрут в сторону п. Ленина.
Пройденные перевалы Так что же здесь есть пройденного? В первой туристской экспедиции, охватившей весь район (руководитель А. Новик) была пройдена нитка: р.Карасу – пер.Транспортный 1А, 4200 – лед.Восточный Кызылсу – пер. Ворота Нуры 2А, 4800 – пер."Четырех мандаринов" 2Б, 4700 – траверс в.4812 2Б – лед.Нура – траверс п.Заря Востока 3Б, 6349 – лед.Восточный Кызылсу – пер.Александра Зотова (6015)+п.Чорку (6283, рад.) 3Б –– пер.Маркансу (3А, 5800 – траверс п.5917 3А – пос.Сарыташ
Все препятствия, кроме пер.Транспортный (1А), пройдены впервые.
Затем группа под руководством А. Лебедева в конце похода 6-й к.с. совершила первое сквозное прохождение перевала Четырех ледопадов 3А.
А группа под руководством Бориса Малахова в 2003-м году прошла с востока на запад, начав с пос. Нура: Пос.Нура - пер.Злая осыпь 1А, 4173, п/п - пер.Тяжелых раздумий 2А, 4289, п/п - пер.Предвершинный 2Б, 4817, п/п - пер.Безымянный радиально, 2А, 5104,п/в - пер. 4-х Ледопадов 3А, 5555 - пер.Архар 2А, 4791 - пер.Корженевского 3Б, 5422, п/п - пик Ленина 3А, 7134 - пер.Путешественников 1А, 4128 - а/л Ачик-Таш.
В том же 2003-м году группа из Новосибирска под руководством Ветлужских В. Д. зашла в начале похода в этот район, пройдя несколько перевалов: р.Кызылсай - пер.Пограничников 1Б, 4760 - пер.Архар Ложный + Архар2А, 4796 - застава Бардоба… И 2005-й год. А. Никоноров, Москва: Пос. Сарыташ – пер. Транспортный 1А – пер. Пропавшего ледника 1А п/п – пер. Альпиндустрия Джест 1Б, п/п – пос. Нура – пер.Нюра 2А, п\п – пер.Нова Тур 1Б, п/в, рад. – п.Белый 2Б, п/в, рад. – пер.Предвершинный 2Б, второе прохожд. – пер. 4х ледопадов 3А – пер. Кичкесу+пер. Олега Стрельникова+пер. Виктора Капанина 3А, п/п – пос.Бордоба. А. Джулий, Москва: Верховья р. Карасу – пер. Транспортный 1А 4100 (челнок грузов) – лед. В. Кызылсу – пер. Нура 3А 4760 п/п – лев. приток р. Нура – эвакуация вертолетом – заезд верховья р. Карасу – пер. Сырт 1А 4050 п/п – пер. Карасу 2А 4380 п/п – лед. В. Кызылсу – гребень в. 6096 до высоты 5700-5800 и обратно – пер. Экспедиционный 1Б 4200 п/п – верховья р. Карасу. Это, естественно, маршруты последних лет. А из ранее пройденных перевалов можно лишь добавить несколько в западной части. В северных отрогах – это перевал Бардоба 2А, Солнечный С. 1Б*, Кичкесу 2Б, и в главном хребте – Обзорный 2А, Томского ПИ 2А. Имеются еще несколько перевалов с названиями на этом участке хребта, но какой-то достоверной информации по их прохождению нет. Достаточно полноценную информацию по перевалам района с картами, перечнем и информацией о прохождении собрал Андрей Лебедев на сайте турклуба МАИ (карта - листы 43-15, 43-16). Там же можно найти ссылки на имеющиеся в Интернете описания/отчеты по району. *** Теперь попробую дать короткую характеристику пройденным перевалам, хотя по приведенным ссылкам можно посмотреть практически все описания пройденного в этом районе. В крайней восточной части хребта и его северных отрогах (восточнее и южнее – Китай), пройдено несколько несложных перевалов в районе п. Белый.
Далее – траверс п. 4812 2Б – пройден в главном хребте, при попытке подняться на п. Иркештам. Чисто снежно-ледовый, так же может оказаться полезным на этапе акклиматизации, тем более, что ведет он с ледника Нура на него же. Перевал в Китай, на который радиально поднялись в начале траверса, ребята назвали Великий путь 1Б 4600. Потом группа Б. Малахова в этом узле прошла перевалы Злая осыпь 1А (осыпной) и Тяжелых раздумий 2А (ледово-осыпной, по описанию наибольшие неприятности доставляет конгломерат на его западном склоне). Названия перевалов говорят и об их характере. Непосредственно под пиком Белый, в его восточном отроге, А. Никоноров прошедшим летом прошел перевал Нюра 2А. Перевал простенький, скорее 1Б. Также группа совершила первовосхождение на п. Белый из южного цирка, маршрут 2Б к. тр. На этом участке хребта и его отрогов можно пройти еще несколько более-менее интересных перевалов, для разнообразия, хотя особой нужды в этом нет – вот если бы разрешили заходить на Китайскую сторону – тогда было бы интереснее. Далее можно посмотреть перевалы бассейна ледника Нура и реки Нура и ее притоков.
Как уже выше отмечалось, в главном хребте пройдено два восхождения, одно из которых – траверс п. Заря востока (3Б, 6349). Придумать здесь еще что-то вполне можно, как например, первовосхождение на п. Иркештам. Сквозных перевалов здесь пока не предвидится, так как с противоположной стороны – Китай. Что же касается параллельных отрогов – там как раз практически ничего не пройдено, а можно пройти немало интересных перевалов (на мой взгляд, не менее 6-8 сложностью от 2А до 3Б, не считая совсем простых). Пока что в этих отрогах пройдено: перевал Предвершинный 2Б (неплохая 2Б, хотя и односторонняя, пройден на сегодня дважды, оба раза – с ледника Нура на ледник В. Кызылсу). Определяющая сторона – западная, в сторону ледника В. Кызылсу.
Севернее – перевал Ворота Нуры 2А (снежно-ледовый, так же чуть сложнее с запада) и Нура 3А (ледово-скально-осыпной – описание ниже). Эти два перевала соединяют ледник В. Кызылсу с ледником первого левого притока р. Нура.
Еще севернее – два перевала: Пропавшего ледника 1А и пер. Альпиндустрия Джест 1Б. Они ведут с ледника В. Кызылсу через короткие отроги на восток в сторону п. Черный, при спуске с их цирков вниз, на север, попадаете в алайскую долину, где по сыртам можно идти в любую сторону, в т. ч. в пос. Нура. Все эти перевалы имеют ориентацию запад-восток. А в направлении север-юг можно пройти еще много перевалов, причем весьма полезных для освоения района и построения здесь маршрутов. Наиболее интересные из них – возле п. Черный (с каждой стороны – 1-2 седловины, с юга по сложности 2А-2Б, на одну из них начинала подъем с севера группа А. Никонорова, но у них заболел участник), и несколько седловин, ведущих в верховья ледника Нура (см. несколько фотографий в фотоальбоме). Не пройденные седловины. Участок южных цирков в р-не западнее п. Черный
Далее на запад идет уже бассейн ледника и р. Кызылсу. Опять же, перевалы здесь пройдены в главном хребте и его северном отроге, который в нескольких километрах от главного разветвляется на довольно длинные отроги в западном и восточном направлениях. Они, в свою очередь, имеют еще северные отроги с приличным оледенением. Пройдено в главном хребте – перевал Александра Зотова (с седловины перевала Четырех ледопадов вверх по гребню и далее на юг, но с юга он пройден лишь до верхнего цирка – что ниже, можно лишь предполагать, возможно усложнение перевала за счет ледопада. В северном отроге – перевал Четырех ледопадов 3А* - это явно перевал, по сложности более близкий к 3Б, пройти его менее, чем за 3 дня маловероятно, все прохождения были дольше. Хороший перевал.
Далее с лед. В. Кызылсу идет большой участок не пройденных седловин (на одну из них радиально поднималась группа Б. Малахова).
Следует обратить внимание, что на участке хребта, граничащем с Таджикистаном, имеется множество не пройденных седловин. Причем наиболее «аппетитным» из участков представляется р-н п. Курумды как раз с ледника В. Кызылсу – сквозного прохождения (кроме уже упомянутого перевала А. Зотова) нет ни одного.
Подъем совпадает с основной частью маршрута первовосходителей на п. Курумды, спуск – пока неизвестен, по графике – довольно пологий ледник, значит, реален ледопад. К сожалению, эту часть глазами мы так и не посмотрели.
После перевала А. Зотова дальше на запад, уже с ледника Пр. Кичкесу и далее – много интересных, в т. ч. не пройденных, седловин. Несколько из них радиально и в траверсе посетил А. Никоноров в 2005-м году, дав им предварительные названия (О. Стрельникова, В. Капанина). Оценка, соответственно, категорий этих перевалов дана на глаз, и они еще ждут своих первопроходцев. В. Капанина – это №50 по карте 43-15, О. Стрельникова – рядом, чуть северо-восточнее.
Можно заметить, что, по крайней мере, в южных отрогах таджикской стороны хребта (т. е. от п. Заря востока и до Памирского тракта) можно пройти еще какое-то количество перевалов различной сложности, аналогичных пройденному перевалу Маркансу. Ну и несколько слов о вершинах.
Вот собственно, и все. Прим. редакции: читайте на M.RU: "6613". Первовосхождение на пик Курумды, Михаил Михайлов, г. Бишкек Далее привожу описание (отчет) своего неудавшегося маршрута 2005-го года – надеюсь, некоторые из этих описаний еще немного дополнят этот обзор и окажутся кому-нибудь полезными. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||