главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Автор: Денис Алексенко, Владивосток
Фото из архива автора

Дхаулагири 2024. Хроника событий по дням

Отчет о ходе экспедиции и восхождении на вершину Дхаулагири двойки Денис Алексенко - Артём Ценцевицкий.
Посково-спасательные работы по окончанию экспедиции
Выбор вершины и маршрута
Выбор вершины
Вершину, как цель экспедиции, за год до старта определил руководитель Александр Душейко. На вопрос, который я задавал Саше уже в базовом лагере: «По какому принципу выбиралась гора?», он отвечал, как невысокий, но сложный и непопулярный восьмитысячник, полная автономная экспедиция в удалённом районе. Классический маршрут был выбран из соображений безопасности и доступности по силам собранной в будущем команды.

Формирование команды, взаимодействие отделений (отдельных команд)
Я и мой напарник Артём узнали о планируемой экспедиции в начале весны. Основной состав к этому моменту уже был набран. Руководитель согласовал наши кандидатуры и внёс в состав экспедиции. Команда комплектовалась по принципу: «едут 15 человек, и благодаря количеству людей стоимость экспедиции будет доступна простым альпинистам-спортсменам». Таким образом, участникам предлагалось формировать отделения (команды), которые работают по собственному плану, но оказывают поддержку и взаимодействуют с товарищами. Совместно участвуют в обработке и провеске маршрута, делят общественное снаряжение, участвуют в поисково-спасательных работах.

Изначальный состав экспедиции (по отделениям):
• Воротынцев Сергей
• Переседов Владимир

Средства связи
Ещё на стадии планирования стало ясно, что район автономный, и связи с большим миром не будет. Приняли решение сложиться всей командой и купить спутниковый интернет Starlink и бензиновый генератор к нему. Руководитель приобрёл его в Кыргызстане этим летом и опробовал. Работало всё отлично. Обошлось нам всё это дело примерно в 2500$. В базовом лагере у нас был шикарный спутниковый интернет.

На горе пользовались обычными китайскими радиостанциями типа Baofeng UV5R. Штатные сеансы связи определяли в 8:00, 12:00, 16:00, 20:00.

Также в группе было два спутниковых трекера у Алексенко и Переседова. По ним сочувствующие «из вне» могли отслеживать перемещение трекеров по маршруту и в случае возникновения ЧС держать аварийную связь.
Ход экспедиции
1-3 сентября: команда в полном составе собирается в Катманду. Оформление пермитов и сопровождающей документации. Закупка снаряжения и продуктов. Экономили на всём и достаточно жёстко (вся экспедиция полностью за свой счёт, и даже при большой экономии встала в приличную сумму), но при этом умудрились в достатке закупить провиант и в будущем ни в чём (кроме Кукри-Рома ) не нуждались. Наняли в экспедицию повара — Шерпу.

4-5 сентября: дорога до Марфы — небольшой деревни, откуда стартовал пеший маршрут в базовый лагерь Дхаулагири. Добирались два дня на большом заказном автобусе, до отказа загруженным экспедиционным грузом. Вечером 5-го сентября закупили в Марфе газ для кухни и бензин для генератора. Утрясли все вопросы по найму каравана лошадей для заброски экспедиционного груза.

6 сентября: рано утром навьючили караван лошадей (около 30 голов) и выдвинулись в сторону БЛ. Идём налегке, выбираем место для лагеря. Разгружаем мулов и ставим палатки. Ночь на высоте 4200 м.

7 сентября: переваливаем через перевал Тапа-Баньян (5290 м) и ставим лагерь. Часть группы накрыло высотой, ребята приходили спустя несколько часов после основной группы.

8 сентября: 6 человек отправляем вперёд основного каравана для разведки и прокладки маршрута за перевалом Френч-Пасс (5370 м). Сложность в спуске с боковой морены на ледник перед базовым лагерем. Группа справляется с задачей, и к обеду при помощи кирки и лопаты появляется спуск, доступный для лошадей. После обеда караван прибывает в базовый лагерь Дхаулагири. Начинаем устанавливать БЛ, высота БЛ 4700 м.

Обнаруживаем, что кроме нас на горе больше никого нет. В итоге все полтора месяца мы провели на горе в полном одиночестве, работая автономно своей командой.

9 сентября: половина команды занимается обустройством базового лагеря. Половина уходит на обработку первой ступени ледопада в сторону первого лагеря. Принимаем решение обходить ледопад справа по несложным скалам. Находим выход на ледник и провешиваем 400 м верёвки.

Вечером Дима Клюкин решает поменять планы и совершить в паре с Шерпой и с кислородом восхождение на Манаслу. Через пару дней уходит вниз. В команде остаётся 13 человек.

10 сентября: старт первой акклиматизационной ротации. Выходим фактически в неизвестность с расчётом продуктов на 3-5 дней. Довешиваем ещё пару верёвок скалы/лёд на выходе с первой ступени ледопада. Распутываем вторую ступень ледопада. Встаём на ночь всей командой на 5500 м. Отделение Чистикова в этот день встало на ночь на 5100 м.

11 сентября: распутываем третью ступень ледопада и выходим к началу северо-восточного ребра Дхаулагири. Устанавливаем лагерь на 6100 м. Отделения Душейко и Шамало устанавливают две большие штатные палатки. Отделение Чистикова не доходит до 6100 м и остаётся на ночь на 5800 м.

12 сентября: непогода. Пересиживаем в лагере на 6100 м.

13 сентября: спуск в базовый лагерь всей командой.

14-16 сентября: отдых в БЛ.

17 сентября: старт второй акклиматизационной ротации. По ходу этой ротации у отделений появляются разногласия, и принимается решение двигаться самостоятельно по собственным планам. Отделения Шамало и Чистикова встают на ночь на высоте 5800 м, отделение Алексенко на 5500 м, отделение Душейко на 5100 м.

18 сентября: продвижение вверх. Отделение Алексенко выходит раньше и проходит ребро до высоты 6370 м. За ними подтягиваются Шамало и Воротынцев. Переседову и Макарову в этот день высота не далась, и они остались в лагере на 6100 м. Отделение Чистикова поднялось до высоты 6300 м. Отделение Душейко осталось на 6100 м.

19 сентября: Шамало и Воротынцев выходят раньше остальных и к обеду вытропливают ребро до высоты 6700 м (штатное место Л3). После обеда Алексенко и Ценцевицкий пробуют пробиться дальше, но сил хватает всего на 100 м тропёжки. Спускаются на ночь на 6700 м. В этот день вся команда собирается на 6700 м. Переседов и Макаров отлежались и поднимаются в двойке.

20 сентября: продолжаем работать вверх. Обрабатываем крутой участок маршрута 6700-7400 м. Рано утром Алексенко и Ценцевицкий снимают палатку и с бивуаком уходят наверх. Начинают вешать верёвки. К обеду в работу включается отделение Душейко. Все, кроме отделения Алексенко, работают налегке. В 3 часа дня все, кроме Макарова и Переседова, собираются на 7300 м. Алексенко и Ценцевицкий встают на ночь на 7300 м, остальные спускаются на ночь на 6700 м.

21 сентября: спуск в БЛ всей командой. Отделение Шамало попадает под небольшой камнепад, один из камней прилетает в ногу Переседову, но без последствий. Отделение своим ходом спускается в БЛ.

22-29 сентября: отдых в БЛ, ожидание погоды. Четыре человека из команды по разным причинам принимают решение отказаться от продолжения экспедиции.

Тимкин О., Тимкин Д., Макаров и Воротынцев покидают команду. Остаётся 9 человек. 27-28 сентября идёт снег. В сумме за два дня выпадает около двух метров. Откапываемся каждый час. В одну из ночей ломает каркас кухонной палатки, которая по прочности не уступает современным каркасным домам. Ремонтируем. К вечеру 28-го выходит солнце, и начинают греметь лавины. Решаем отложить выход до 30 сентября и дать скалам над первой ступенью ледопада прогреться и сбросить с себя лавины. К этому времени у Переседова распухает нога в месте попадания камня во время спуска в базу. Принимаем решение 30-го эвакуировать его в Катманду вертолётом по страховке. В команде остаётся 8 человек.

30 сентября: начало штурмового выхода к вершине. Рассчитываем выход таким образом, что к моменту выхода на потенциально лавиноопасные участки солнечная погода будет стоять минимум 3 дня, и снег успеет слежаться либо лавины самостоятельно сойдут.
Работаем тремя отделениями: отделение Душейко, отделение Алексенко-Ценцевицкий и новое отделение Шамало-Чистиков.

Встаём на ночь на 5100 м.

1 октября: очень тяжелый день. Меняясь по очереди, тропим местами по пояс. К закату вышли на 6100 м. Обе штатные палатки похоронены глубоко под снегом. Около 2,5 часов понадобилось, чтобы их откапать. Там была основная заброска продуктов, газа и пуховых вещей.

2 октября: опять тропёжка. С трудом дошли до 6550 м. Встали на ночь.

3 октября: затропили к началу верёвок на 6900 м. Под конец дня под ногами стала появляться опора. Количество снега с каждым метром набора высоты уменьшалось. Появилась надежда, что на следующий день получится выйти к штурмовому лагерю.

4 октября: выход на штурмовой лагерь. Алексенко и Ценцевицкий выходят на час раньше остальных и выдёргивают из-под снега верёвки. Тропёжка местами есть, но в большей части всё идётся по фирну. На 7300 м группа собирается вместе. Силы кончаются. Алексенко и Ценцевицкий дорабатывают ещё 100 м и выходят к месту штурмового лагеря на 7400 м. Подтягивается остальная группа. Обсуждаются планы по штурмовому выходу. Руководитель Саша Душейко настаивает на днёвке. Отделение Шамало соглашается на днёвку. Отделение Алексенко принимает решение ночью выходить на штурм.

5 октября: первый штурм вершины. Алексенко и Ценцевицкий выходят на штурм в 4:30. Остальная команда остаётся отдыхать на 7400 м. Устанавливаются сеансы связи каждые два часа, начиная с 8:00.
• На связи в 8:00 достигли высоты 7700 м.
• На связи в 10:00 достигли высоты 7900 м.
• На связи в 12:00 достигли высоты 8020 м.
• Около 13:30 вылезли на ребро, ведущее к вершине.
• В 15:47 двойка вышла на вершину.
• В 19:30 спустилась в лагерь на 7400 м.
По ходу восхождения состояние снежного покрова менялось от тропёжки по пояс в снегу до прохождения некоторых участков на передних зубьях кошек. Пару раз выше 8000 м под нами были слышны «уханья» — проседали снежные плиты.

Во время восхождения было принято решение отклониться от классической нитки маршрута и с высоты 7900 м уйти левее на гребень. Этот вариант выглядел для нас более безопасным в плане лавин и логичнее. В дальнейшем, конечно, это сильно усложнило нам жизнь. Очень много сил потратили, чтобы вылезти на гребень, местами по пояс в снегу. Сам гребень представлял собой несколько сотен метров агломерата возвышающихся один над другим «верблюдов», карнизов и ножей. Страховаться на таком рельефе было практически невозможно. Прошли гребень в связке, страхуясь за выступы рельефа и пользуясь разными сторонами гребня по очереди, где это вообще можно было сделать.

Спуск по пути подъёма. С приходом темноты стало сильно холодать. На спуске немного подмёрзли. К палатке пришли с фонарями. Спуск был быстрым и довольно комфортным.

Погода в день восхождения была солнечная, но ветреная. Порывы ветра местами доходили до 40 км/ч. Особенно сильно дуло, когда вылезли на ребро. На вершине из-за ветра провели не больше 10 минут и повернули вниз.

По возвращению в штурмовой лагерь обсудили с группой их выход в сторону вершины и наш спуск. Душейко назначил выход на 2 часа ночи. Мы приняли решение начать спуск в 8 утра.

6 октября: проснулись с Ценцевицким в 00:00 от шума из соседних палаток. Ребята стали собираться на гору. В 1:30 Душейко объявил о переносе выхода на 3:00 из-за сильных порывов ветра. В 2:30 Душейко объявил о переносе выхода на 4:00 по той же причине. В следующий раз мы с Ценцевицким проснулись от своего будильника в 6:00. По шуму и негодованию в соседних палатах мы поняли, что ребята проспали и теперь собираются на штурм.

Особенно сильно запомнилась фраза Саши Душейко:
— Как можно быть такими мудаками, чтобы проспать выход на гору после дня отдыха?
В итоге отделения Душейко и Шамало вышли на штурм вершины в 7:00. Алексенко и Ценцевицкий начали спуск в 8:00.

Радиосвязь было решено организовать, как и в предыдущий день. Отделение Алексенко было на постоянном приёме весь день. На связи в 12:00 высота 7800 м, узнаём, что Шамало повернул назад, спускается самостоятельно. На связь в 14:00 группа не выходит.

На связи в 16:00 высота 8000 м, продолжают идти вверх. Не поддаются на уговоры о развороте. В следующий раз группа вышла на связь только в 23:00.

В 22:00 на связь вышел Шамало. Сказал, что ребята до сих пор не спустились. Мы предложили ему выйти к месту, где просматривается маршрут (в пятидесяти метрах от лагеря), и узнать, видно ли там фонари группы или нет. Ответил, что видно, и что он помахал своим фонарём в ответ. Договорились с Шамало связываться каждый час, пока группа не вернётся в лагерь.

В 23:00 на связь вышла группа Душейко. Ребята сказали, что до вершины не дошли. На данный момент находятся на высоте 7800 м и двигаются вниз — «всё у них нормально». Видели фонарь Шамало. Договорились, что они выйдут на связь, как только подойдут к палаткам.

В 23:00 двойка Алексенко-Ценцевицкий спустилась в базовый лагерь.

7 октября: начало ПСР
В 00:00 вышел на связь Шамало. Сказал, что больше не наблюдает фонарей на маршруте.

В 1:30 вышел на связь Шамало. Сказал, что группа по-прежнему не вернулась в лагерь и фонарей на маршруте не видно. Назначили следующий сеанс связи на 6 утра.

Связь в 6:00: Шамало снова передал, что группа не вернулась в лагерь, и он не наблюдает их на маршруте. Назначили последующие сеансы каждые два часа.

Связь в 8:00: группы по-прежнему нет.

Двойка Ценцевицкий-Алексенко принимает решение начать ПСР. Отправляют в страховую компанию запрос на поиск группы с вертолёта и получают отказ. По полису предусмотрена только эвакуация, а не поиск пострадавших. В течение двух часов отправляем запрос напрямую в вертолётную компанию и начинаем собирать деньги на вертолётный облёт.

Связь в 10:00. Совместно втроём принимаем решение о самостоятельном спуске Шамало по возможности до штатного лагеря на 6100 м.

К 12:00 Шамало спускается до высоты 6900 м и продолжает спуск. В базовом лагере к этому моменту Алексенко и Ценцевицкий нашли деньги и заказали вертолёт на «сейчас».

После обеда погода портится, и вертолёт не может вылететь. Рейс откладывается до следующего дня.

В 16:00 Шамало самостоятельно спускается к лагерю на 6100 м.

Совместно принимаем решение о его эвакуации с лагеря 6100 м вертолётом по страховке на следующий день.
8 сентября: вертолёт
К 9 утра в базовый лагерь прилетает заказанный накануне вертолёт. Забирает Алексенко и поднимается до высоты 7000 м по нитке маршрута. Спустя 20 минут Алексенко обнаруживает тела на высоте 6800 м, сильно правее нитки маршрута на северной стене. Делает несколько фотоснимков. Вертолёт возвращается в базовый лагерь и оставляет Алексенко.

Этот же вертолёт возвращается к горе и снимает с 6100 м Шамало. Дозаправка в БЛ, и Шамало улетает в госпиталь в Катманду.

При детальном рассмотрении фотоснимков по некоторым элементам одежды и экипировки становится понятно, что это тела пропавшей группы из пяти человек.

Со слов Шамало: оставшаяся группа из пяти человек была связана одной основной верёвкой на 50 м. Так продолжала двигаться к вершине. Вероятнее всего и на спуске группа двигалась в связке.

Судя по местоположению тел — группа сорвалась с высоты 7600-7800 м. Что могло послужить причиной срыва — мне не известно.