Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Полемика >
Всего отзывов: 2 (оставить отзыв)
Рейтинг статьи: 5.00
Автор: Ирина Морозова, СПб

«Всё так или иначе решается, а человеческая жизнь – она не возвращается»

Прошел почти год после НС на Дхаулагири и, видимо, пришло время вытащить все скелеты из шкафа, иначе такие ситуации, как на Дхаулагири, а теперь и на Гашербрум IV, когда альпинисты гибнут не по своей, а по чьей-то вине, так и будут происходить год за годом.

В альпинизме, где от любого действия, любого принятого решения, зависят чьи-то жизни, должно быть предельно высокое чувство ответственности. Недаром в советской системе существовали разборы НС, и за любые действия, за любые сознательно или случайно допущенные ошибки, повлекшие фатальные последствия, лишали разрядов, инструкторских званий, отстраняли от руководящих должностей старшего тренера или начспаса.

Но сейчас контрольно-техническая комиссия бессильна и переваривает то, что ей скармливают – липовые отчеты и объяснительные, написанные под копирку заинтересованных лиц.

Дхаулагири. НС с Надей Оленовой

КТК признала этот случай «ошибкой участника» всего лишь на основании объяснительных от тех, кому было удобно свалить всю вину на человека, которого больше нет.
Реальность же такова, что та трагедия на Дхаулагири стала следствием слабой способности организма адаптироваться к высоте плюс начавшегося процесса вирусного заболевания. О том, что у Нади не было высотного опыта знали те, кто агитировал ее поехать, но других кандидатур у них просто не было, так как поехать могли только члены Сборной России по альпинизму. А учитывая, что Сборная сейчас состоит не из высотников, а из технарей или по большей части из «мастеров скального класса», то такой результат изначально был предсказуем. Любой дополнительный фактор/факторы могли проложить красную дорожку прямиком в Ад, соррян, к ЧП.

Место откуда и куда упала Надя. Место срыва и точка где ее обнаружили

И этим случайным фактором стал вирус, который подхватили где-то участники обеих групп той злополучной экспедиции. Двое членов команды на Чо-Ойю заболели в процессе высокогорных выходов и один за другим спустились в Гокио. У Вики даже в Гокио не наступило улучшение, ее отправили в Катманду. Но на Чо-Ойю с командой был врач. А на Даулагири врача не было. Все трое – Рома, Надя и Расим – после второго акклиматизационного выхода на 7150 жаловались на боль в горле и кашель. Они через Инрич запрашивали консультацию у врача. Я находилась на связи с командой и все сообщения шли через меня.

Проблема в том, что это была не обычная экспедиция на восьмитысячник, а участие в международных соревнованиях по линии Минспорта, где действовали антидопинговые правила. Поэтому в аптеке, выданной команде, не было никаких эффективных препаратов на случай заболеваний, только гомеопатия и витамины, потому что все сильнодействующие препараты запрещены РУСАДА. У них даже нормального обезбола не было на случай травм. При этом сезон закончился и из-за фронта непогоды и повышенной лавинной опасности все другие группы покинули гору и район, сняв лагеря. Не было никого для подстраховки.

Гомеопатия – вещь хорошая. Она отлично работает, когда есть диван, теплый плед, горячий чай и можно даже на работу не пойти, а отлежаться дома. Но она малоэффективна, когда находишься три недели выше 5000-6000 метров, при этом постоянно идет снег, все вещи сырые, целую ночь напролет то откапываешь палатку от снега, то удерживаешь ее на склоне, чтобы не снесло ветром. И еще надо пахать по 8+ часов при сильном ветре и снегопаде. Если вспомните, тогда по всему хребту прошел сильный циклон и 7 октября (за неделю до ЧП на Дхаулагири) в результате схода двух лавин на Шиша-Пангме погибли четверо альпинистов. Возможно, гомеопатия и леденцы от горла приглушили на время кашель и боль в горле во время трехдневного отдыха в BC на 4600, вызвав таким образом обманчивое чувство улучшения, но стоило выйти из базового лагеря и провести ночь на 6100, как во время подъема к 7000 состояние могло начать быстро ухудшаться, чего могли не заметить другие члены команды. И даже сама Надя, не имея высотного опыта, могла списать плохое самочувствие на обычную горняшку и накопившуюся усталость.

Когда человек болеет дома, его иногда шатает, даже если он идет на кухню за чашкой чая. А теперь представьте, что он в таком состоянии поднимается вверх несколько часов по ледово-снежному склону при периодически нелетающих сильных порывах ветра 50-60 км/час и выше. А именно такие порывы ветра были в тот день.

Cкриншоты прогноза на Дхаулагири на дни попытки штурмового выхода

Видео после того как Надя сорвалась. Сняли Рома и Расим, когда начали спускаться. Это порывы ветра, которые в тот день были там

И вот мы подходим к главному вопросу. Как можно было отправить тройку на восьмитысячник в межсезонье без группы поддержки, без наблюдателей, без генератора в базовом лагере, без врача и при этом без нормальной фармподдержки, с учетом того, что среди этих троих один человек вообще без полноценного высотного опыта даже шести- и семитысячников, а у другого не было опыта восьмитысячников?

Ведь это же, сука, высота. Как можно такие эксперименты проводить на людях? Для такой экспедиции, с игрой по правилам РУСАДА, необходимо было вести подготовку в течении года с тренировками в барокамерах, наблюдениями и тестами медиков.

А Надя? Был ли у нее шанс отказаться и не поехать в ту экспедицию? Да, был.
Но кто бы на ее месте смог отказаться от такой возможности, которую преподносят на золотом блюде, точнее на позолоченном, потому что настоящим золотом там не пахло.

Кто виноват или что послужило виной? Отсутствие достаточного количества финансов или безответственность тех, кто взялся за организацию проекта? Если причина в первом, то опять же риторический вопрос, зачем изначально браться за проект, если очевидно не хватает средств на то, чтобы реализовать его безопасно и без экспериментов над людьми.

Это же не куклы. Не компьютерная игра, в которой бесконечное количество «жизней». Это, мать вашу, реальность. Это живые реальные люди.
Как написал А.Э. Глушковский в своей книге: «Всё так или иначе решается, а человеческая жизнь – она не возвращается».

Прим. Всему вышесказанному есть документальные подтверждения в виде фото/видео материалов, сохраненных скриншотов погоды, сообщений в Инрич и в Вацап, в том числе рекомендаций врача. Но большая часть этой информации, в частности переписки или медицинские консультации, является конфиденциальной и не может быть выложена в открытый доступ.

Гашербрум IV. НС с Сергеем Ниловым

Прошел год и повторилась ситуация, когда людей сагитировали, построили и отправили в заведомо аварийный проект с высокой вероятностью гибели одного или нескольких участников.

Прошлогодняя экспедиция на Гашербрум была личным выбором ребят и несчастный случай с Митяем – следствие только его выбора. Но то, что произошло сейчас с Сергеем, не было его выбором. Его вынудили поехать, и вынудили не обстоятельства, вынудили люди.

То, что вся эта «горе-экспедиция» имела высокие шансы закончится фатально было изначально очевидно.

Вы видели когда-нибудь, чтобы студент-медик первокурсник делал коронарное шунтирование? Невозможно. А хирурга-ортопеда, вскрывающего черепушку? Маловероятно. Зато в альпинизме компания из третьеразрядников и второразрядников (собственно те самые студенты-первокурсники) отправляется на одну из самых сложных вершин мира с потенциально опасными участками горного рельефа, прохождение которых требует высокого уровня альпинистской подготовки и мастерства. Единственный в этой группе «первокурсников» можно сказать «ортопед-интерн» – это Евгений Яблоков, но он технарь, имеющий в активе только скальные восхождения и не имеющий серьезного опыта классических комбинированных маршрутов даже на высотах 4000-5000 м, не говоря уже о шести и семитысячниках.

Для справки. С восточной стороны на Гашербрум IV было только одно восхождение – по СВ гребню, которое совершили Вальтер Бонатти и Карло Маури в августе 1958 года, больше 65 лет назад.
С тех пор на этой части горы не проложено ни одного маршрута.

  • Гашербрум IV. История восхождений
  • Большая часть попыток и успешных восхождений осуществлялась с севера и запада, но и там несколько экспедиций закончились массовыми смертями в результате падения сераков. Даже для альпинистов экстра-класса, как Ниловв и Головченко, прошлогодняя попытка восхождения была рискованной. А команда из третьеразрядников и второразрядников – это изначально команда смертников.

    Кроме того, если сравнить план прошлогодней акклиматизации Нилова и Головченко с планом нынешней экспедиции, то у Нилова с Головченко тогда ушло 2 недели на акклиматизацию, а в нынешней экспедиции на нее изначально заложили всего 3 дня!, которые включали еще и установку базового лагеря, а судя по дневнику Яблокова, даже этой трехдневной акклиматизации толком не было. Но ведь, с учетом разного высотно-технического опыта Нилова-Головченко и нынешней команды, акклиматизация у последних должна была быть гораздо дольше.

    Результат – по фатальному стечению обстоятельств, гибнет единственный, кто из всех обладал необходимым высотно-техническим опытом, единственный, кто не был «добровольцем-смертником», а кого вынудили поехать, давя на его чувство долга, привязанность к напарнику, дружбу, ответственность и альпинистскую этику.

    Общий вид на ледник и место НС

    Год назад, когда Митя Головченко погиб на Гашербрум, Нилов в одиночку спустился 15 веревок по стене и прошел один через весь ледопад, без еды и питья, несколько раз падая в трещину, сломав ребра, но выбрался живым. Ради чего? Ради того, чтобы через год его вынудили снова отправиться туда, откуда он чудом вернулся?

    Если души могут жить после смерти телесной оболочки и видеть происходящее на земле, не думаю, что сейчас Митяй испытывает благодарность к тем, кто вместо того, чтобы отговорить его отца и брата от этой затеи, вместо того, чтобы доходчиво объяснить им все высокие риски для живых людей, чтобы в конце концов жестко сказать «нет», вместо этого поддержал, инициировал и организовал всю эту экспедицию, ставшую причиной гибели его друга.

    Зачем Сергей туда отправился? И был ли у него выбор отказаться? Мог бы он морально отказаться? Нет.

    А вот у остальных «первокурсников-третьеразрядников» этот выбор был. Зачем они-то туда поехали? Непосредственным организатором этой экспедиции была Федерация альпинизма Московской области и клуб УАЛ, к которым ни Головченко, ни Нилов никакого отношения не имели. Это даже не был родной клуб Митяя и Сергея, коим является клуб Демченко. Зачем в эту авантюру вписались люди, не обладающие опытом, не умеющие грамотно оценить маршрут/обстановку /рельеф, которые, когда жопа настала, даже сами себя спасти не могли. А двое других не смогли оперативно прийти к ним на помощь, потому что их самих плющило из-за отсутствия акклиматизации.

    Мироновым повезло, что все произошло в самом низу ледопада, на относительно пологом склоне, а не среди сераков, прохождение которых требует высокого технического уровня всей команды. По сути, они даже еще не успели начать подъем по ледопаду. У этой команды почти не было шансов пройти безопасно весь ледопад, и если бы ЧП произошло выше, то никого не удалось бы спасти.

    Местонахождение Мироновых после холодной ночёвки

    Безмерно жаль Сергея. Бессмысленная гибель. Ведь сейчас он мог бы жить, растить детей не только своих, но и Мити, заменив им отца. А теперь обе семьи остались без кормильца.

    А дальше?
    Дальше, думаю, все будет как с Дхаулагири. Видимость разбора, видимость движухи. Я надеюсь только на одно. Достучаться и остановить очередных «студентов-третьеразрядников», которые снова могут попасться на крючок и отправиться в «героическую» экспедицию. Кто-нибудь, заберите скальпели из нетвердых неумелых рук пока они сами не поранились и не поранили других.


    Читайте на Mountain.RU:

    Нади Оленёвой больше нет с нами

    Запретная тема

    Гашербрум IV. Дневники Мити Головченко

    Гашербрум IV. Как это было

    Хроника экспедиции

    Написание отзыва требует предварительной регистрации в Клубе Mountain.RU
    Для зарегистрированных пользователей

    Логин (ID):
    Пароль:
    Если Вы забыли пароль, то в следующей форме введите адрес электронной почты, который Вы указывали при регистрации в Клубе Mountain.RU, и на Ваш E-mail будет выслано письмо с паролем.

    E-mail:

    Если у Вас по-прежнему проблемы со входом в Клуб Mountain.RU, пожалуйста, напишите нам.
    Отзывы (оставить отзыв)
    Сортировать по: дате рейтингу

    Спасибо, Ирина за интересное сообщение.

    А можно уточнить, какие травмы получил Сергей Нилов на спуске (он, вроде, спускался 5 суток после гибели Д.Головченко)? Случай интересен, как аналог действий человека с травмами рёбер. Евгений Буянов.
     
    Что посеяли-то и пожали

    "В альпинизме, где от любого действия, любого принятого решения, зависят чьи-то жизни, должно быть предельно высокое чувство ответственности. Недаром в советской системе существовали разборы НС, и за любые действия, за любые сознательно или случайно допущенные ошибки, повлекшие фатальные последствия, лишали разрядов, инструкторских званий, отстраняли от руководящих должностей старшего тренера или начспаса. Но сейчас контрольно-техническая комиссия бессильна и переваривает то, что ей скармливают – липовые отчеты и объяснительные, написанные под копирку заинтересованных лиц. "-Думаю, из первого абзаца следует второй: КТК превратился в репрессивный орган из органа разбора, систематизации, выдачи рекомендаций по предотвращению, который орган, естественно, как и любой аналогичный, пытаются объехать по кривой на хромой козе-ничего иного и быть не может. А вот Разбора по прошлому году так и не выложили в общественный доступ, т.е. выводы никакие ширнармассы сделать и не могли да и не могут, ибо доступ к разбору только для привилегированной публики. Это, кстати, объясняет, хотя бы частично, бестолковость организации экспедиции по снятию Головченко-выводы из прошлого года сделать было просто технически невозможно за неимением доступа к материалам. Ну, а попытка играть в альпинизм по правилам разнообразных олимпийских комитетов и не только далеко не нова, как и результаты подобного. Думаю, альпинисты топ-уровня должны, таки, научиться говорить "нет" и не участвовать в мероприятиях сомнительной организации-это единственный способ, чтобы таковые просто не смогли состояться. Без этого оно и дальше будет происходить сходным образом с аналогичным уровнем жертв.
     
    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru