главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Горы мира > Памиро-Алай >
Автор: Николай Степанов, Москва

О свободном лазанье в Каравшине

Это не просто история о выезде и совершенных восхождениях, а настоящее руководство к действию и подробный рассказ о том, как в Больших Горах можно круто и со вкусом проходить мощные маршруты свободным лазаньем.

Введение
О Каравшине мы узнаем по рассказам старших альпинистов, по крутецким фоткам и эпичным рассказам. Но что в сущности мы знаем и зачем туда ехать?

В первый раз я решил что поеду в Каравшин, до того как понял что буду делать там. Вокруг все ехали в Кара-су, ну и мы туда же. У нас с напарником не было жетонов, и мы решили сходить если не шестерки то хоть бы и самые сложные пятерки. С выбором маршрутов и задания стиля нам помогла статья Башкирцева и Веретенина. На них мы и равнялись, и, по сути, сходили аналогично, хотя и чуть медленнее. Стремились к свободному лазанию по стопам старших. За весь выезд я сделал один шаг на ИТО на нашем первопроходе.

После этого выезда были и другие, среди которых были восхождения Аксу и Сварог. Это была почти вершина альпинизма в нашем понимании, выше только техника на высоте. И для дальнейшего развития в стандартной парадигме надо лезть на какой-нибудь Латок по стене. А это уже становиться значительно опаснее (поскольку сложнее прогнозируемы события), и, в связи с личными обстоятельствами, такой риск стал для меня неприемлем.

Пропустил два года: не бывал в горах ни летом ни зимой. Хотя я понимал, что горы так просто не проходят и я вернусь, надо только понять “как?”. Освободившееся время я потратил на повышение уровня свободного лазанья.

И вот уже этой весной, взвесив риски, спортивную форму и возможный проект для реализации, я вывел результат. Ответ – Каравшин (как не сложно догадаться из названию). Но отталкивался я не от района, а от маршрута. Этим маршрутом был The American Way.

Пик Слесова, Маршрут Мороза и его варианты. (Фото из статьи)

Многие наши альпинисты не знают что это. Сейчас, в качестве короткого ответа, я сообщу, что это вариант маршрута Мороза на пик Слесова. Пик этот достаточно известен, но стоит отметить, что находиться он в менее популярном у нас ущелье Ак-су.

Маршрут проходит по стене с приличным средним уклоном (около вертикали), это вам не “Перестройка”, идущая по сильно лежачему рельефу. Хотя маршрут к этому лету пройден 2 раза свободным лазаньем (Первое, второе и фильм о втором), однако не было командного свободного прохождения. Следовательно, надо его сделать, для этого нужны были сильные напарники или напарник. Варианты были разные, но в итоге остался один напарник. С ним я познакомился только в феврале. Зато я был уверен в нем на все сто. Этим напарником стал… Анар Демиров из СПБ. Опыт у него колоссальный, но нет разряда, а мы и не планировали лезть на чемпионат. Лезть свободным лазанием предельную категорию долго, и при учете популярности маршрута не принесет лавров в сложившейся парадигме нашего альпинизма.

Коля и Анар, после спуска с The American Way

Дальше была подготовка на скалах, планирование поездки и прочие подобные вещи. Об этом, может быть, позже.

Дорога в ущелье вышла сумбурная. Про нашу заброску забыли, и лошадей мы ждали целый день на конце дороги для джипов. К слову, нам офигенно повезло, что мы были не одни. Мои друзья Миша и Юля успели нас догнать, а Рустема и Анатолия догнали мы. Обе двойки хотели сходить Перестройку в конце выезда, а ехали в Кара-су. В течении этого бестолкового дня мы уговорили Мишу и Юлю поменять планы и зайти сразу в Ак-су (в этом состоял хитрый план, так как у ребят была сковородка, а мы ее забыли). Вот так, вшестером мы ожидали лошадей прямо на дороге, без воды, которую заранее вылили.

На следующий день не спеша мы зашли в ущелье. Поняли сразу, что погода тут не сахар: в Ак-Су сильнее дует в сравнении с Кара-Су. А еще, как нам сообщили, дожди были почти каждый день.

Забегая вперед, сообщу, что погода мешала всем кроме нас. Мы либо лезли в дождь, либо заканчивали до него. Удивляюсь как это так выходит, но планы наши не были нарушены ни разу! Самый отчаянный случай: четвертый день работы на маршруте. Утром перед выходом прошел дождь, у меня болели мышцы, и настрой был далеко не боевой. За день до этого не мог залезть четвертую веревку вот никак, сделал много попыток, но даже с верхней из десяти попыток на боулдеринг получался один раз! В итоге, Анар немного надавил на меня поддержал меня, и мы пошли. По итогу, утренний дождь быстро прошел и его не было до самого вечера. Залез четвертую веревку (не без боя), и еще пятую, шестую и седьмую веревки и это стал самый результативный день на стене. А как все начиналось!
О наших приключениях
Первый день, после захода в ущелье, мы пошли на акклем. Не знали на какой перевал можно легко зайти, и выбрали самый простой вариант прогулки - пойти на ледник к Птице.

Я уже не находил себе места, хотелось лезть. Тут стоит сказать о местных маршрутах. С одной стороны простых маршрутов в Каравшине мало. С другой, в связи со слабой популярностью ущелья Аксу, описаний на русском тоже мало. Зато это ущелье очень любят на западе, и у них есть море маршрутов. Но там немного другая специфика: они лезут на все окрестные жандармы и бастионы, лишь бы лазанье было хорошее. Информация о маршрутах собрана во “французком гайдбуке”. Там мы нашли крутую линию “французкий маршрут” на “Малую башню”, так они называют бастион между Ортотюбеком и Слесовым.
French route (300m 6c max)
Заранее кажется, что протяженность маршрутов на нем в лучшем случае метров 150. Сложив после восхождения веревки оказалось 320 метров - “Крымский размерчик”. Изюминкой маршрута выступает 40 метровый офвид (но заранее о его размере мы не знали). В итоге, чутка плутонув на подолазе к цели, я собрал станцию на местных крюках, и, не решившись им доверить наши жизни, усилил станцию 5ым камалотом. Приступил к лазанью. Поначалу были всякие карнизы и щели метров 20. И тут я вылетаю в оффвид, он оказывается под 5ый камалот, которого у меня нет, ведь я думал он под 6ой. Ничего не остается делать, лезу без него. Через 20 метров небольшая полочка, там мне удалось поставить горизонтально мелкий камалот и отдышаться. Надеялся увидеть станцию на болтах впереди, но ее не было видно, а оффвид уходил в небо, и я по прежнему без 5ки. Ничего не остается, лезу дальше. Через 20 метров борьбы – горизонтальная щель под крупные камалоты, это меня и спасло. Веревка из-за трения на карнизах шла плохо и уже была почти в 60 метров растянута. Делаю станцию. Спасен. Анар тем временем замерз в ледышку и был чрезмерно зол, чего я так медленно лезу. Через 5 минут он и сам понял, как долез до широкой части. Дальше было еще пару 60ок, “вершина”, три коротких дюльфера на гребне и спуск по сыпухе.

Topo French route

Резюме французскому маршруту: 5А+( крымская 5Б). Лазанье как на Альперине, но в 2 раза короче его стенной части. Лучший маршрут для разлаза в Аксу. Очень рекомендую. На этой стене Малой Башни еще 2 маршрута, и судя по отзывам наших друзей, они тоже отличные и их тоже можно рекомендовать.
La Bolla+Atlantida (1000m 6c+ max)
Первым маршрутом Юля и Миша выбрали маршрут La Bolla. К сожалению, они не смогли его пролезть, так как были не готовы к лазанью по плитам без страховки, и уехали на якоре. Это повлияло на выбор нашего следующего маршрута после дня отдыха. Надо было лезть на гору повыше, так как маршрут наш шел на Слесова, а мы еще не акклиматизировались. Рассмотрев прекрасную щель на южной стене Ортотюбека по которой проходит маршрут Atlantida, было решено идти маршрут в модификации: старт по La Bolla 300m, конец по Atlantida 700m. И как раз подчистить нычки - вернуть Мишин якорь. На первую часть вызвался Анар, а я в итоге определен на Атлантиду. Про первую часть по slab-ам без страховки: ну ужас, но не ужас ужас ужас!

Старт маршрута La Bolla

Подскочили по сыпухе к стене Atlantida. Начало по плитам под нависающим карнизом. Первая веревка еще ничего, вторая уже страшная, лазанье напряженное, а не + как в гайде, тому же еще и без страховки, протяженно, спасает якорь через 10 метров. Уже после я слышал, что и австрийцы (лезшие по моему описанию) напряглись и согласны что там не меньше 6b. Когда я подлезал к ключевой веревке, пошел дождь, мы видели как наши друзья британцы начали дюльферять с плеча Перестройки. Мы же переждали 20 минут и полезли дальше. Ключевая веревка не столько сложная, сколько не удобная, страховка на сложной части имеется. Дальше мы попадаем в ту красивую щель, и конечно же это камин! (Узкие щели не видны из далека, учтите это). Зато следующая ключевая веревка, после непродолжительного участка оффвида переходящего в камин, становиться офигенной щелью под руки. И наверное, можно было бы ограничиться этой частью маршрута и дюльфернуть вниз, поскольку до конца маршрута еще 450 метров, а лазанье по описанию не выше . Мы конечно нашли бодрые куски, вместо простого IV лазанья. Добивает 300 метровый кусок одновременного лазанья и последующий спуск, про который мы хоть и знали, но боялись не найти спусковые петли. Когда мы долезли до вершинного гребня, уже было 7 вечера, а это означает скорые сумерки. Уже стоя на перевале, решаем пробовать спуск по сыпухе в кулуаре под Слесовым. Весь спуск не просматривался, а то что видно казалось крутым. Спускались рядом с друг другом, камни вылетали от каждого шага. Дойдя до речки текущей по кулуару, спуск усложнился, под ногами появилась гладкая скала (бараньи лбы), но нам “почти” повезло, ведь мы обошлись всего одним дюльфером. Веревку сбросили с трудом.

Зато после него спуск превратился в необычный каньонинг, где одна стенка образована скалой а вторая ледником-снежником. Местами приходилось спрыгивать с ледяных ступеней, а местами лезть в распор как в камине. Сложную часть спуска мы закончили аккурат к темноте. К палатке в лагерь пришли как зомби только к 22.30, но не забыли покушать. С учетом выхода в 5.30 все путешествие выходит 17 часов.
  • Резюме La Bolla+Atlantida: этот маршрут смело можно категорировать как 5Б. Лазанье разнообразное: плиты, щели, камины, оффвиды и лазанье по перьям. Можно рекомендовать к прохождению даже не сильным командам. После сложной части есть место под ночевки, таких полок как минимум 3 на разной высоте. Нужен камалот №5 и якоря.
  • The American Way
    Наступило время работы над основным маршрутом (для краткости будем использовать аббревиатуру TAW).

Протяженность 950 метров. Ключевая веревка 7с+, но и помимо нее еще много сложных веревок. Со всеми веревками можно ознакомиться на Topo (только этой картинкой мы и пользовались во время восхождения, удобно и все понятно, надо нам учиться такой же информативности в схемах).

Topo «The American Way»

Из плюсов: 1) Почти все сложные веревки находяться снизу. 2) Ключевая веревка “Italian job” пробита болтами. Два этих обстоятельства способствовали выбору этого маршрута, а также тактике которую мы выбрали: пролезть как можно больше веревок с земли, до “отрыва”. Для этого к обычному набору из динамических веревок мы добавили 3 статические веревки: 50, 50 и 80 метров.

Первые 4 дня работы на маршруте мы проводили в одном и том же режиме: просыпались не очень поздно, подносили новые веревки и воду под маршрут. Подход от лагеря к маршруту у нас длился чуть меньше часа. Дальше, после разминки, мы жумарили и лазали ключевые веревки попутно провешивая перила и занося воду.

Тут стоит сразу сказать, что не только ключевая веревка оказалась пробита болтами, а и все “ключевые моменты”. Так, на третьей и четвертой веревках явно выраженный ключ проходит по шлямбурам, но остальная часть лазанья все еще не простая и на собственной страховке. По этой причине, когда не удавалось пролезть веревку с первой попытки, на следующие мы не снимали точки! Такое прохождение называется Pink Point (это как Red Point, но без установки точек и развешивания оттяжек). Таким образом, мы залезли этот маршрут в смешанном стиле, но всегда есть куда расти и можно пройти его чище

Начало маршрута. Видно рельеф первых двух веревок

Первая веревка (7а+) похожа на вторую, но с меньшим уклоном и поэтому сильно легче.

Вторая веревка - ключевая (“Italian job” 7с+, 45м), длинная, но критически тыжелы на ней первые 30 метров, дальше сложные движения перемешаны с полками (где можно хоть дух перевести). Линия не совпадает с скайхучной дорогой команды Мороза. Лазанье идет по практически вертикальной стене с невероятно мелкими зацепами. Как пишут авторы TAW: нет ни одного движения сложнее V5 (6С), зато таких движений все 30 метров. Кожа уходит очень быстро, движения хитрые, расклад надо было оптимизировать и запомнить. После первого дня мы долго думали как вообще можно было найти такой проход, поскольку маршрут виляет очень сильно и состоит из многих траверсов в бок, а вокруг маршрута рельефа нет совсем, наверное это результат длительного изучения стены с верхней страховкой. Зато у них получился бриллиант! Ключевую веревку я пролез с третьей попытки и это была настоящая борьба, где мне пришлось придумать новый вариант прохождения одного из участков, ввиду нестабильности прошлых раскладов.

На третьей веревке (7с) авторы опять нашли облаз непролезаемого участка: тут TAW отклоняется буквально на пару метров в сторону, этот “облаз” и есть ключ веревки. После начинаеться невероятно приятная 40 метровая щель, проходимая преимущественно в откидку. Была пройдена со второй попытки.

Четвертая веревка (7с) немного отличаются от оригинальной линии невероятным переходом из камина на стенку с щелью через нависающую стенку камина. Авторы использовали прием “подцеп носком”, у меня так не получилось (хотя попробовал подцеплять все сколь угодно мелкие выступы). В итоге, мы использовали накат на пятку, как бы обжимая выступающее ребро. Мне эта веревка далась значительно сложнее чем Анару, я потратил на нее в общей сложности 7 попыток с перевязыванием веревки, и наверное еще 20 раз пробовал сделать ключевой переход, получалось редко.

Четвертая веревка. Камин образован стеной и нависающим блоком через которой требуется перелезть

Пятая веревка (6с+) начинается с непростого равновесного траверса, и в середине есть сложный камин переходящий в оффвид.

Шестая веревка (7а+) преимущественно в откидку и посредине есть ключевой траверс от мелкого откола к гигантскому. На ключе я не увидел ногу - прохождение требовало лазанья немного вниз, и я этого не понял. Залез со второй, без проблем.

Седьмая веревка (“Киргизский Монстр” 7б) представляет из себя две секции оффвида под 6ой камалот с отдыхом посередине, силовую секцию с траверсом под карнизом и равновесную концовку по плите. Эту веревку получилось пролезть с первой попытки. Это была настоящая битва: на каждом участке оффвида приходилось менять технику прохождения, поскольку в одном стиле лезть устаешь – забиваются все мышцы от шеи до пяток. Финальную тяжелую лежачку долезал уже с мыслями: ни за что не хочу перелезать этот оффвид! Пока его лез, шел дождик, он меня пугал, но я продолжал, хотелось залезть с первой попытки, а дождь не причина сдаваться. Вот сильный дождь начался уже после нашего спуска.

Все эти 7 первых веревок мы лазали и завешивали перилами первые 4 дня (280 метров).

После дня отдыха, собрав все необходимое: воду и еду на 4 дня, из расчета 3 на лазанье + день запаса на погоду, мы подошли под стену и сначала баулили весь груз до конца перил, попутно забирая веревки, после чего оставили груз. Анару предстояла борьба с Монстром, по этому на подъеме я взял на себя тяжелый баул и пошел вторым. Ночью до выхода я открыл книгу Пита Уитекера на разделе “Оффвид” и выдал Анару со словами: “Подготовься к встрече с Монстром!” И действительно, перепробовав несколько разных подходов, он нашел лучший для себя и залез, не без проблем к слову, часть с оффвидом. Но коварная лежачка с балансом на ногах победила на этот раз Анара. Каждый подход на Монстра длится много времени, а забирает сил еще больше, и Анару стоило его пробовать после того как долезем до полки под ночевку и спустимся за вещами.

Восьмая и Девятая веревки пятерошные, по полке со ступенями приводят к десятой “French connection” (7b). Веревка начинается нетривиально и, я бы сказал, с ростового движения, дальше идет через 4 болта по стене без щелей. Этот участок – тоже облаз слесарни на маршруте Мороза. После болтовой части идет крутецкое лазанье по системе щелей по крутой стене, которые сходятся к большому отколу переходящему в оффвид. И это последнее место где необходимы крупные камалоты. Веревка 70 метров, и мы разбили ее на 50 + 20, поскольку наши веревки были 60ки. С этого момента у нас появилась головная боль: где делать надежные станции на своем железе.

Одиннадцатая веревка (6b+) идет по гигантскому углу, местами мокрому, местами разрушенному. Встречались инткресные куски в откидку. Веревка выводит на гигансткую полку - единственную на которой можно поставить палатку. Тут можно поставить 2 палатки двушки. Но если вас всего двое, то вы получите и место под ночевку, и место вне палатки, где можно готовить и просто любоваться видами. Даже можно устроить сеанс йоги и растяжки.

Полка после 11-ой веревки

Как мы долезли до полки - поехали вниз за вещами и перелезть Монстра. Время было уже позднее, Анар стал переживать, ведь если он сейчас не залезет, то завтра утром надо будет опять спускаться 150 метров, и подниматься после. Пока мы спускались он настроился на бой. В сумерках после продолжительной борьбы, Монстр был повержен уже и Анаром! С успехом!

Двенадцатая веревка (6с+) вначале идет по разрухе мимо живых блоков, а после по узким щелям, и заканчивается траверсом к станции через стенку. Здесь нужно понять в каком месте совершить траверс.

Тринадцатая веревка “the Downclimb” (7с) является последним ключом маршрута. Она всего 15 метров, по страховке – один болт. Как можно догадаться из названия, лезть надо вниз и по очень мелким зацепам. Тут основная трудность, в том, чтобы понять куда лезть. Когда лезешь вниз видишь руки, зато не видишь ноги. Лезть не привычно. У меня не получилось найти проход с первой попытки. Анар следом за мной залез с первой попытки. Пришла моя очередь перелезать веревку, но у нас нет жумаров и тут просто не дюльфернешь на “нижнюю” станцию - она сейчас сверху. Пришлось лезть “the downclimb” вверх. К слову, это не так сложно как вниз, но это испортило мне расклад, ведь я попробовал повторить “вниз” расклад “наверх”. Ног не нашел, перевисел на руках еще на простой части, и дальше все лазанье было выживанием. Перелезать опять не хотелось - победил теперь и я.

Четырнадцатая веревка (6c), лазанье уже не кажется тяжелым, но на этой веревке есть проблемная страховка вначале, а во второй половине – карниз с щелью.

Пятнадцатая веревка (7а+), указано как 70 метров. Сделал станцию на удобном отколе. Первую часть я бы оценил в 6с длинная щель, страховка отличная. Вторая часть подвисает, и тут несколько узких параллельных щелей, страховка на мелких камалотах. Пробовал пролезть заклинивания пальцы, не получилось. Полез в откидку и ушла нога. Дальше я пробовал несколько разных вариантов, но вернулся к силовой откидке так и получилось. Анар и эту пролез с первой, а я опять со второй.

Второй день на стене у нас был короткий, дальше по описанию оставалось не сложнее 6а+, и мы не стали завешивать веревки дальше. Оставили на финальный пуш. Зато в этот день к ужину добавился обед. Мы погрелись на солнышке на нашей королевской полке и почитали книжки.

Финальный день. Решаем как нам спускаться, когда расстояния между станциями по 70 метров, а наши веревки 60. Решаем брать тяжеленную статику 80 метров и дюльферять с узлом.

Шестнадцатая веревка проходит под грифом (5.10b R), на нашем это значит 6а+, но буква R это сокращение от runout, что означает что лезть-то можно, а страховаться нет. Было страшновато, спасли якоря. Интересно как лезли до нас американцы, и у нас были пролеты, а у них тем более.

Семнадцатая веревка (5с), тут больше ориентирования. Станция на своем, в topo указано, что нужны камалоты размером под заклинку руки (красный/желтый).

Восемнадцатая веревка (6a), здесь опять надо распутывать рельеф, траверсы карнизы. Веревка часто застревала. В итоге пришлось спускаться за перилами – не смогли вытянуть.

Девятнадцатая по описанию 6а+). но и тут было два карниза и несколько стеночек. Одна из немногих веревок где заклинка была под руки. И это единственное место, где я не нашел станцию у выхода на гребень. Участок получился 80 метров. Использовали одновременное лазанье.

Двадцатая, последняя (5а). Тут надо не заблудиться и не вылезти на живые плиты сложенные друг на друга. Станцию нашел не сразу – уже вылез выше.

После этого идет простецкое лазанье до вершины. Съедаем по сникерсу, немного фото. И бежим на спуск.

Первая же веревка застряла. Приходиться за ней лезть. Тут получилось хитро, как раз это место на подъеме мы пролезли другим способом. И видимо гора говорит, ну вы же другой маршрут лезли, надо долезть!

Дюльферяем с наращиванием, я по длинной и тяну с собой 60ку. Когда я не доезжаю до станции, то удлиняю ее петлями. После Анар связывает веревки и протравливает узе, пока до меня не дойдет 60ка. Спускается до узла на схватывающем и дальше едет на корзине.

За весь спуск веревка на сдергивании застряла только два раза! А на других маршрутах не застревала совсем.

Приехав на нашу полку, мы быстренько пообедали, собрались, и продолжили спуск.

Под маршрут спустились к 19. Перебрали снарягу. Оставили под маршрутом снаряжение для следующего, ведь мы уже решили лезть “Олигарх Крэк” - это вариант известной Перестройки. В лагере были до темноты. Приготовили пасту с сыром! И открыли бутылку колы, хранимую именно на этот случай!

Любовались звездами попивая вкусную колу.

Резюме The American Way: лучший маршрут, который мне довелось полазать. Страховка отличная (кроме одной веревки), лазанье сложное, интересное и главное очень разнообразное. Этот маршрут уже становиться мировой классикой, в росте популярности ему может помещать собственная сложность.
    Приключения после маршрута
    Oligarh crack (800m 7b max)
    Отдохнув один день, мы собрались на Oligarh crack. Как будто бы других ассоциаций с нашей страной у западных скалолазов нет. Разделение с Perestroika crack происходит после 12 веревки. Выбрали мы этот вариант из-за красивого описания: авторы обещали идеальную щель под пальцы!

Topo Oligarh crack и Perestroika crack

Так как я уже лазал оригинальный маршрут, то с легкостью уступил Анару часть до разделения. Анар бодро пролез ее. Напрягся лишь на оффвиде, я же полез в откидку и мне было проще. Так всегда получается на верхней страховке. Мы поменялись. Из описания не совсем понятно куда лезть. Есть какая-то узкая щель, и видно, что она совсем теряется в верхней части. Я походил в разные стороны и понял, что нам туда. Полез, вначале пальцы влезают, потом влезают только ногти. Страховка на самых мелких тотемах. Щель оказалась плохого качества – тут не только крошатся стенки, так еще и они в оранжевом мхе. Я не смог с этим справиться. Потыкался несколько раз и перешел в ИТО на петлях. Когда я долез до местного крюка (да, тут щель была уже под крючья и в нее не лезла никакая часть пальцев), я понял, что налазывать этот участок не хочеться из эстетических соображений, в довесок еще и дальнейшая линия не была очевидной.

Мы решаем, что надо возвращаться на оригинальную линию, тем более погода как то портилась. Пролез обе ключевые веревки Перестройки, мне показалось еще проще чем раньше, по категории меньше 7а обе веревки. И тут случилось то, чего мы не могли ожидать. Начав лезть следующую веревку, я услышал крики “Нет! Нет! Нет!”. Резко оборачиваюсь и вижу как укатывается наш рюкзак в пропасть. Сразу обдумываю что в нем лежит, и какая потеря самая дорогая мне Быстро вывожу, что это не только новый телефон, но еще и фонарики и наш спутниковый мессенджер. Остаться без фонариков и связи на горе в ночь это плохой расклад. Незамедлительно решаем ехать вниз. Было не ясно найдем ли рюкзак хоть в каком то виде. На спуске смотрели не застрял ли он где. Только на плече увидели его под основной стеной в цирке. Рюкзак пролетел не меньше 500 метров, из них не меньше 300 свободного падения вдоль отвеса!

На удивление телефон выжил! Спас чехол и то что в рюкзаке было много мягких вещей: курток, перчаток а в клапане еда и аптечка. Из повреждений сломался один фонарик, и то лишь механическое крепление, а функцию светить он не потерял. С облегчением, что все закончилось отлично, топаем вниз и пытаемся справиться с грустью, что не долезли маршрут.

Резюме: если взять металлическую щетку, предварительно пройдя веревку на ИТО, почистить щель, то, возможно, отличное лазанье вернется на маршрут. В нынешнем состоянии не рекомендую.
    Маршрут Назарова (600м 6с max)
    Дальше мы отдыхали полтора дня, а в оставшуюся половину дойти под маршрут! Выбрали же мы маршрут на пик Одессы, по Назарову 5Б. Описание так себе, нитки нет. Понятно, что надо подойти на перевал и там куда-то лезть 12 веревок.

Пик Одессы или 4810. По этой стене проходит маршрут Назарова

Topo Маршрута Назарова в нашем варианте

Подход оказался суровым. Конечно, мы отвыкли из-за компактности района, ведь все подходы у нас были меньше часа. Но тут, помимо его длины, нас встретила “вертикальная” сыпуха. Устав с ней бороться, на перевал мы зашли по скальному гребешку. На перевале не нашли место под палатку и соорудили его самостоятельно.

На утро было холодно, впервые. Это все из за ветра, он нас преследовал весь оставшийся день. Подошли под стену, вокруг все развальня, все уходит из под ног. Но как и описано в гайдбуке, через веревку начинается монолитная стенка. Удивляет контраст: тут черный конструктор, а тут уже желто-серый монолит. Весь маршрут лидером лез Анар, он и решал куда лезть. Со словами “туда лезть не логично, а сюда норм”, мы полезли справа от контрфорса. Дальше маршрут вел нас уже без вариантов 9 веревок. После них, на раздвоении мы решили полезть право. Как будто бы там очень редко лазали. Якорь перед карнизом может означать две вещи: “мы лезли тут” и “мы дюльфернули отсюда”. Тем не менее, мы решаем лезть. Пробуя натянуть описание на рельеф лезем еще веревку, получается плохо. Понимаем, что это вариант, и лезем куда лезется. А лезеться в красивый внутренний угол за очередным карнизом. Это оказалась ключевая веревка нашего варианта и самое крутое лазанье на маршруте: вертикальный угол с монолитной щелью. Мы оценили этот участок в 6с. Дальше мы долезли до крыши. Тут стало не ясно куда лезть, ведь по описанию “не сложный” гребень, а перед нами какие то стенки и полки со снегом. Немного обсудив, решаемся все же пробиваться до вершины. На удивление, после первой стеночки начался “простой” гребень и мы с легкостью доскакали до вершины.

Спуск дюльферами по пути подьема. Веревки не застряли, все станции нашли. Тут есть минимум 2 параллельных спуска. На перевале были к 18.30 и это означало, что мы обедаем перед спуском по сыпухе в нашей палатке. Мы взяли дополнительной еды на случай если дюльфернем ночью. Покушав, я почувствовал небывалый прилив сил и потопил вперед “в лифтах” по сыпухе. На зеленку мы вышли до темноты и далее шагали по бараньим тропам до реки уже в темноте.

Резюме: маршрут из категории обычных 5Б, возможно самая простая в Каравшине по лазанью, при общей высокой трудоемкости. Можно рекомендовать как первую 5Б и смело идти на нее с наличием акклиматизации.
    “Uno luna pour Tamerlan” (280m 7a max)
    Времени оставалось на один маршрут, да и то короткий. Пролистав гайдбук я понял, что выбор однозначен: это короткая и по описанию крепкая линия на пик 3850 “Uno luna pour Tamerlan” (мы ее называли просто Тамерлан).

Topo маршрута Тамерлан

Начало маршрута. Хорошо видны видны карнизы

Маршрут оказался очень суровым. На всех веревках было тяжело: и ориентирование, и местами страховка, не только лазанье.

Даже веревки 6б+ заставляли напрячься не по-детски. Из необычного: тут очень много карнизов, местами их надо лезть в лоб, местами надо под ними траверсировать нагружая щели в подхват (нигде в таком объеме не встречал подобного).

Маршрут прошли оба чисто, но долго, даже дождь успевал покапать.

Резюме: сильный маршрут для сильных скалолазов с онсайтом 7а по любому рельефу. По сложности маршрут можно было бы оценить как Крымскую 5Б/6А, в горах ей не хватает длины, всего 280 метров. Линия стоит внимания. Можно объединить с линией идущей до вершины и получить длинный и сложный маршрут.

Выброска
    После Тамерлана у нас остался один день до прихода наших лошадей. В этот последний день мы уже не хотели лазать и пошли гулять в ущелье Кара-Су. Переход налегке занимает два с небольшим часа в одну сторону. В базовом лагере оказалось на удивление много народу: было человек 15 британцев и наши знакомые Кирилл и Паша, которые недавно пришли в Каравшин. Они накормили нас супчиком и арбузом, рассказали свежие горные новости. Приятно было с ними встретиться и посидеть, но в этот день надо было еще собраться и мы пошли назад.

Лошади пришли даже раньше назначенного времени, что обычно редкость. Причина же этому простая – в этот день в лагерь “Central Asia Tour” поднималось 15 человек испанцев, итальянцев и чехов, и лошади им нужны были как можно раньше у джипов. Нам же это было на руку, ведь и джипы ждали нас, когда мы спустились. Мы доехали до Ак-Татыра и там нас ждал брат Жунусбека автобусе, хотя мы не заказывали трансфер до Оша. Тут стоит сказать, что до Ак-Татыра можно доехать на Яндекс такси и это экономит деньги на заброске. Проблема в том, что вызвать обратное такси можно только в Баткене. Но Жунусбек организовывал трансфер из Оша для какой-то группы и его автобус в любом случае ехал в Ош. Нас они взяли в пустой автобус с вопросом “сколько дашь?” Мы предложили цену чуть меньше чем за такси и поехали с комфортом в Ош. Не сильно поздно, но уже в темноте мы приехали в дом к Орому, и значит вся выброска у нас заняла один день! Кстати, пока были в Баткене, то продали не использованный газ Жунусбеку за сколько и покупали.

Резервный день мы прогуляли в Оше. Удобно, что наши с Анаром рейсы отправлялись с небольшим разрывом и мы поехали в аэропорт вместе. Никогда такой суеты не видел в аэропорту Оша. Простоял в очереди на очередь около часа. Там даже произошла драка, но уже когда я прошел дальше. Самолет-такси и я дома.

С горой. Ура!
    Послесловие
    Широко распространены два мифа:

Срывы в горах недопустимы, опасны.

Для свободного лазанья в горах нужен какой то невероятный запас в категории (вплоть до цифры).

Оба мифа берут начало из древности, когда вместо современных веревок были рыбацкие фалы, страховочное снаряжение ограничивалось лишь крючьями. В таких условиях, сложно организовать надежную страховочную цепь. То время ушло, и как в страховочном снаряжении, так и в приемах свободного лазания произошло множество революций.

Долго не обсуждая эти мифы, скажу следующее. Чтобы залезть 6а по щели, надо лазать щелевые трассы категории 6а, иногда выше. Что бы пролезть ее тредом, надо лазать с натуральной страховкой не только в горах, а еще на скалах перед горным сезоном. Но не обязательно лезть 7а на скалодроме для этого. Безусловно с запасом в цифру, мы можем отдохнуть на ключевом участке такой щели и лезть ее в любой технике, можно страховаться редко - ведь тело не напрягается. Со стабильным уровнем 7а, можно потренироваться на щелевых трассах со своей страховкой и лезть в горах 6с с запасом, а не ждать пока 7с станет простой категорией.