главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Горы мира > Памиро-Алай >
Автор: Даша Серюпова, Красноярск

Небольшой рассказ про горы.
Первопроходы на Парус Западный (4850м.) и Арго (4750м.)

Прошу всерьез не воспринимать!

Пожалуй, одна из самых запоминающихся поездок в горы - это наша поездка в район Сабаха на Ашатскую стену. Вернулись мы совсем недавно, состав группы был просто бомбический - моя постоянная напарница Анастасия Козлова, сильная и выносливая Лёля Лукашенко и несменный тренер красноярской женской сборной по альпинизму — Денис Прокофьев. Собственно говоря, вот и все, больше в данном районе не было никого, разве что под конец наших сборов приехала казахская команда с большим количеством еды (это очень важное примечание))).

Основной наш план — слазить первопроход на одну из гор Ашатской стены, выбрали мы Арго (4750м.), но обязательно вернёмся ради Диоскуры (точная высота неизвестна, возможно выше Арго).

В район все приехали уже акклиматизированные (ну почти). Как разминочный и подстраховочный вариант, решено было сначала слазить первопроход на Парус Западный (4850м.).

Выбрать линию нам помог наш тренер, линия была неплоха и пересекала весь парус от начала до почти вершины, собирая на себя все катухи в начале и стенную часть под конец, решили не мелочиться и сделать маршрут подлиннее, что бы приключений было побольше, в общем так и вышло. Катухи, залитые льдом - это мой топ страданий на этом маршруте, тем не менее все было пролезаемо.

Для Оли я думаю, самым интересным было лезть микст в тупых скальных кошках и со скальным молотком. Почему так вышло??? Мы просто немного недооценили наличие льда, как нам показалось, на скальном парусе.

Ночёвки было 3 - одна на хорошей полке, другая полусидячая-полулежачая, и последняя уже на вершине. Стенная часть мне очень понравилась: классное лазание по щелям и внутренним углам, лезть можно даже в снег

На вершине видов не было, так как все закрыло туманом, и даже лезть куда было непонятно. Дюльфернули по 5а, быстро, но тоже не без приключений.

И вот после отдыха в лагере, мы решились лезть на Арго, линию поменяли, так как предыдущий вариант был слишком суров для нас. Первая часть нашего маршрута - это микст по снего-скалам, с небольшими участками льда, но как говорится есть один нюанс, чем теплее, тем меньше там снега и льда и больше сыплющихся, развальных скал, поэтому надо ждать нужной кондиции. Оля очень бодро за один день проскочила эту часть горы, а надо это делать как раз побыстрее, иначе есть шансы, что вас засыпает на ночёвке. Под конец дня мы попали под грозу с молниями, и уже в темноте долазили до стенной части и места под платформу. Из под жумарющего на меня прилетает огромный камень, аккурат в рюкзак, теперь хочется вниз. Потом долго ставили платформу, так как была обнаружена небольшая несанкционированная поломка нашего дома, пришлось чинить. В 12 ночи залезли спать.

На следующий день обещали погоду так себе, поэтому решено было обработать веревки и вернуться в платформу. Настя пролезла 60 метров по снего-скалам с инструментами и потом началось наше любимое ИТО, местами по развальне. И опять нам повезло, попали в самый эпицентр грозы, и нас просто адово засыпало градом. Мокрые и не очень счастливые мы вернулись в платформу, где быт и уют наводила Оля.

И вот он день икс, забираем платформу, жумарим по обработанным веревкам и утыкаемся в очень развальной и несильно безопасный камин. Оля отважно его заитошивает, дальше уже лезет Анастасия, и даже не итошит, а лезет в кошках. И вот мы на очередной косой снежной полке, где пора ставить дом, но все же надо обработать верёвку, а там "оно" - мокрый, огромный камин со льдом и потоками воды сверху. Настя много и сильно ругаясь, вылазит верёвку, но ценой полного промокания всей одежды и снаряги.

Мокрые залезаем в платформу, пытаемся согреться, все спальники, пуханы тоже сырые, сверху на нас капает конденсат. С утра отрываемся от камина, лезу я. Оля тащит наш дом. Настя страхует. По рации Дэник говорит нам, что дальше у нас щели под 6-ки. Мы переспрашиваем, в надежде, что нам показалось, так как 6-ки у нас нет, и даже 5-го камалота и даже 4-ка одна. Щели там были большие, но страховаться можно было внутри, одна проблема, многие из них мокрые.

Полулазанием полуито я закорячилась до перемычки Арго и Сварога. Смотрю на другую сторону, а там 15 метров вниз и снежное поле в Таджикистан, вот она вся суть альпинизма.

Ждём всех, у Оли застревает баул, долго ждём. Оставляем платформу и ищем путь до вершины: гуляем по снежным полям, немного лезем, жалеем что почти всю снарягу оставили на полке.

Когда возвращаемся к платформе, то решаем ее просто поставить на камнях, никуда не подвешивая. В мыслях у всех только дюльфер вниз и как оно будет.

С утра начинаем ехать вниз, с заранее забитого шлямбура, быстро дюльферяем скальную часть с щелями. Потом опять шлямбур. Где-то посреди развального камина, Настя с Олей мне орут, что надо делать промежуточную станцию, иначе не выдернем веревки (я дюльферяю последней). Ну что ж, всегда мечтала дюльфернуть с друг на друге лежащих камней. К тому же обнаруживается, что одна наша веревка немного загрустила в метрах 10 от конца, не выдержав того напора, с которым её использовали.

Когда оказываемся в районе первой ночёвки, решаем бить шлямбур, но сил уже нет, поэтому в итоге последний дюльферяет с одного якоря, и так до низа. А дальше мы уже немного не узнаем рельеф, так как весь снег и лёд стаял, а по скалам текут водопады, каньенинг у нас удался. Настя внизу эпично отстегивает платформу и она красиво катится вниз. Мы с Олей завороженно наблюдаем и думаем как там буры в бауле с платформой

Вот мы идём вниз ногами, нас встречает Денис, помогает донести снарягу. Пока ещё не верится, что это плоская земля. Уже только в базлаге приходит осознание, что мы живы и все хорошо. Ну и главное еды много, Казахи лезут, а мы начинаем подъедать их запасы.....

Спасибо за это приключение нашему тренеру Денису Прокофьеву, Венто, O3 Ozone

Денис Прокофьев. В альпинизме с 1998 года

Первый женский первопроход в районе Сабаха. Подробности и видео

Первый женский первопроход в Ашатском ущелье в районе Сабаха

Видео номинантов премии «Стальной ангел 2023»

Победители премии «Стальной ангел 2023»

Первопрохождение горы Улун (5588) - экспедиция на Тянь-Шань

Видео номинантов премии Золотой ледоруб России 2023

Золотой ледоруб России. Пик Военных топографов

Short-list премии «Золотой ледоруб России – 2023»