главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Горы мира > Памиро-Алай >
Автор: Иван Темерев, Томск

Путь Самурая

В 2015-м году я долго смотрел в киргизском ущелье Сабах на скальные стены, замыкающие долину, и думал, зачем сюда собираются приехать по международному гранту женщины, чтобы пролезть какую-то невнятную, на мой взгляд, косую линию с новым маршрутом.

Горы зачастую дают нам время погрузиться в себя, отрешиться от суеты городов и хорошенько поразмыслить. Через несколько дней я понял, что вовсе не обязательно, чтобы маршрут, который видится на горе и еще не пройден, был оценен кем-то еще, чтобы у него произошло второе повторение, классификация и тому подобное. Вовсе нет. Если ты разглядел линию, хочешь его пройти и можешь это сделать – вперед. Потому что ты можешь. Или нет. Все остальное вторично. В первую очередь – хочу, потом – могу, ну, и, возможно, затем все остальное.

«Путь Самурая». Нитка маршрута

Общее фото с нитками маршрутов

После второго посещения долины реки Каравшин в 2014-м году гранитные вертикальные стены перестали откровенно "давить" на мозг и анализирование рельефа привело к пониманию, что на самой большой гранитной стене долины - на пике Одессы (пик 4810) есть рельеф, по которому можно проложить свою "дорогу" к вершине.

Это осознание легло на полочку "когда-нибудь" и лежало там до 2018 года.

Время шло, а проект не рождался. Я стал писать знакомым опытным ребятам в разные города с предложением о совместном восхождении и… к моему удивлению почти не получил ответов.

Прошло 9 лет. С обновленной командой мы сделали в 2023-м году первый подход к горе. К сожалению, у Егора Суздальцева заболело колено и нас осталось с Антоном Кашевником двое. Предложение полезть вместе красноярцы встретили отказом. Зато казахстанцы Максим Тэн и Закир Абдураймов – согласились.

Полезли вчетвером. На 9 веревок нам понадобилось 3 дня. Тут и погода и сложный рельеф. По комплексу объективных причин, мы скатились вниз. Дальше нашей попытки маршрут становился только суровее.

Решили вернуться через год той же компанией. Так и сделали, но погода в июле 2024 была удивительно дрянной – почти каждый день дожди (снег) и сильные и холодные ветры.

Коллеги отвели на поездку всего 14 дней, что в целом приемлемо, а вот в новых погодных реалиях оказалось невероятно мало. Мы с Антоном потрепыхались в поисках вариантов, но так и остались вдвоем. "Будет тяжело, но опыт интересный", сказал я, и мы начали обрабатывать нижние веревки, ночуя под маршрутом. В итоге интересно было первые 2 дня (мне), потом просто тяжело.

За 2 дня провесили 1 веревку по снегу под скальную стенку и 4 по маршруту. Также затащили в верхнюю точку часть воды и снаряжения. После дня отдыха в лагере, 19 июля мы начали восхождение в стиле "ленивой гусеницы". Связано это с тем, что мы провешивали 1-2-3 веревки, возвращались за снаряжением и переносили его, подтягивая, таким образом, нашу экипировку все выше и выше.

Движение осложнял холод, осадки, отсутствие питьевой воды на стене до полки под названием Балкон (всю несли с собой до него), большой объем технической шлямбурной работы (около 5 веревок дырочных скайхуков), ну и вес баулов. Уже в лагере, мы взвесили всё, с чем стартовали, и получилось, что у нас на старте было около 80 кг оборудования, еды, воды и снаряжения на двоих.

Во время дождей удалось набрать около 2 литров воды. Именно столько у нас осталось ее через неделю, когда мы наконец-то вылезли на Балкон. Лед на первой полке маршрута позволил натопить жидкости вдоволь.

Мне доводилось несколько раз работать на стене непрерывно 10 и 14 дней. Чтобы пережить такие экспиренсы приходится лезть не загадывая наперед: "Что из этого получится?". Отсюда родилась идея, что у нас почти как у самураев — нет цели, а есть только Путь.

Шажок. Еще один. И еще.

Фотография говорила, что с Балкона вверх есть недопонятый косой внутренний угол. Реальность преподнесла сюрприз - это был максимально раскрытый нависающий рельеф, прерываемый плитой. Подведя ревизию наших ресурсов, мы поняли, что "собрать" домашнюю заготовку из Photoshopa у нас не хватает ресурсов. Два дня вверх и день вниз – все, что у нас есть.

Весь вечер перебирали варианты и решили попробовать пройти рельеф вверх и влево в сторону "крыши" в конце маршрута Сахарова.

К нашему большому удивлению, мы уложились в свой тайминг и вечером 27 июля стояли в густом тумане на вершине пика Одесса (пик 4810). Сказать, что мы были довольны нельзя. Скорее опустошены. Меня грело лишь то, что завтра спуск "на землю". Радость от окончания десятилетнего проекта пришла только на следующий день после спуска в базовый лагерь.

Немного цифр:
- 2 дня обработки
- 10 дней на стене (со спуском)
- 80 кг на старте
- 400 гр продуктов на человека в день
- 25 веревок (до снежного участка 200 м на гребне)
- больше 3 кг шлямбуров (около 100 шт)
- суммарно 5-6 скайхучных веревок
- ключевые веревки (7 шт) с уклоном около 87 гр.

Выражаю благодарность компаниям, которые меня поддерживают: O3 Ozone - один из российских лидеров качественной одежды для спорта, активного отдыха и путешествий. И CAMP Russia. Компания C.A.M.P. - один из мировых лидеров в производстве снаряжения для альпинизма.

Горный Алтай. «Подкустовный выползень» 5Б, FA

Крым, Мшатка-Кая. Первопроход маршрута «Халапеньо» 4Б

Крым, Малый Кильсе-Бурун. Маршрут «КЗ» 3А. Первопроход

Год 2022-й про лед, горы, скалы и немного про «Трамплин Томск»

Томск. Соревнования по альпинизму в дисциплине «ледолазание»