главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Автор: Дмитрий Перегудов, Москва

Уилпата с Караугомского плато или двойка в двойке

“Остается одно: по земле проходить бестревожно. Невозможно отстать. Обгонять – только это возможно”.
(И. Бродский. “От окраины к центру”, 1962г.)

Мечты. С пандемии 2020г мы ожидаемо вернулись на Кавказ и продолжаем закрывать “белые пятна” в альпкнижках. За 3 года мы закрыли:
- Доломиты “Книга” - стандартно
- София по тройке - другим не повторять
- Тетнульд - мощно и красиво
- Ушба Сев. 4а из Грузии - без героизма
- Эльбрус Вост. с севера - быстро
- “Хрусталь” на Тютю – эпично
По разным причинам мы не сходили это раньше.

В прошлом году очередь дошла до плато Караугом и Уилпаты. Безопасный и относительно простой выход на плато остался один – перевал Купол Воологаты 4200м. Он довольно высокий для прогулки с рюкзаком и нужна была акклиматизация.

Исполненный план. 1ю неделю жили на турбазе «Порог неба» на поляне Таймази в домике с камином. Сходили на ледник Бартуй через Авсанау с 1-й ночевкой у остатков озера Маскутицад и в долину Караугома с выходом радиально на пер. Воологата 4010 и 2-мя ночевками в кармане морены и на поляне Микелай (место прекрасно!).

На 2й неделе вдвоем от поселка Дунта ходили по маршруту: пер. Дунта – р. Сардидон – брод через него – брод через приток рано утром - ледник Чилингини – пер. Чилингини – пер. Купол Воологаты – плато – пер. Ю. Уилпатинский – вершина Уилпата и назад с бродом через приток р. Сардидон рано утроv. Итого 6 дней.

Перевал Воологата (4010). Пройден радиально со стороны долины Караугом для акклиматизации втроем. Описан многократно, снежно-скальный зигзагообразный склон пройден вверх и вниз с легкими рюкзачками в кошках без страховки в стиле no fall. На седловине вморожена в лед петля, организация страховки для туристской группы с тяжелыми рюкзаками проблематична. Снег мягкий и скалы разрушены. Ночевка на седловине возможна, ветрено и некомфортно.

Перевал Купол Воологаты 2Б, 4200. От площадок на пер. Чилингини 45 мин по ровному леднику под правую часть склона купола подойти близко к гребню, ограничивающему ледник, в котором севернее находится пер. Воологата. Потом 150м без страховки и через пару буров 1 веревка 35 град подход к правой части серака. Далее вверх 1 веревка до 65-70 град (5-7 метров) по льду правее серака на его верх. В прошлые годы серак обходили влево снизу, что сейчас делать стало опасно, лед падал при нас. После выхода наверх крутой части поворот влево и вверх в мульду и по ней на одну из седловин 200м. Перейти к левой седловине (возможна ночевка). Спуск на плато по широкому снежному кулуару с перепадом 300м и через засыпанный берг. Есть отдельные лежащие в нем и под ним камешки, при нас не падало. Ночевка на плато под пиком Скатиком, воды нет, камни для установки палатки можно принести из мульды.

Маршрут восхождения на вершину Уилпата с плато через Южно-Уилпатинский перевал очевиден. Запомнился только подъем на перевал в нижней части по глубокому снегу и кулуар под вершиной. Из-под вершинной башни в конце гребня надо идти по ближнему кулуару влево до его сужения. По узкому кулуару вправо лезть не надо, вместо этого выход на площадку влево и за углом тропа на вершину 50м по разрушенным скалам I-II кс.

Важные моменты:
- это единственный безопасный и несложный путь на Караугомское плато
- погранзоны в долине Сардидон нет
- перейти сам Сардидон вброд 2 раза удалось днем в кроссовках, перейти его приток два раза удалось только в 7 часов утра. На ожидание спада воды в нем потратили 2 раза по полдня. При интенсивном дожде это место может превратиться в ловушку
- сверху посмотрели на северную ветвь Цейского ледника. Порвано!
- звезды в горах прекрасны, встречали первыми Вегу и Арктур, видели 1 раз цепочку из 21 спутника Илона Маска.
- по плато можно ходить без веревки, трещин нет и снег плотный, при подъеме на перевалы кисло и местами с дырками.
Осетинское гостеприимство:

Место ночлега в селе Фаснал мы нашли на карте в интернете. При текущем несовременном названии “Welcome to Fasnal” правильнее его назвать “Лема – хaeдзар” по имени хозяйки. Вернее, хозяек две – сестры Лема и Лена. Очень вольный перевод слова Хадзар – это такой осетинский дом-трапезная с кухней и длинным столом. Описывать еду смысла нет, есть пара практических советов, как не умереть от обжорства. Во-первых, надо сразу узнать, будет ли в самом конце застолья пирог с мясом, он самый вкусный. Второе, если кроме вас есть еще гости, надо быстро понять, не собираются ли они поздно вечером жарить шашлык. Третье. Понимайте, что вот просто так встать и уйти, сославшись на сытость, вам не удастся. Так что экономьте силы сразу.

Перед ужином мы осмотрели то, что осталось от бельгийской фабрики начала 20го века и подготовили небольшую грядку для посадки каштана. По совету хозяек машину на следующее утро мы оставили в селении Дунта у Алана Байсангурова, бывшего пилота и главы местной администрации. Атмосферой можно быстро проникнуться по ссылке. Биография доступна в интернете. Зарядились пирогами, мудростью и вниманием жителей гор, обещали вернуться, что нам и предстоит еще сделать. Благодарим радушных хозяев и советуем их посетить.

В ущелье мы нашли плакат с информацией о пробитых москвичами скалолазных дорожках, оттяжки у нас были, а времени оценить у нас не было.

На поляне Микелай

Вид на Купол Воологаты 2б, 4200 с перевала Воологата 2а* 4010

Выход на верх серака перевала Купол Воолагаты. Короткий участок до 75 град

Загар на плато

Склон перевала Ю. Уилпатинский при подъеме на г. Уилпата. Ледовый склон 100м над засыпанным бергом

На вершине г. Уилпата 4649м. Выше всего Цея и Дигории

Оформление огорода у Лемы и Лены. Тут вырастет каштан

5 – 18 августа 2023г.

Участники: Гоголинский Кирилл, Перегудов Дмитрий и Ковалко Кирилл (на первой неделе до пер. Воологата). Все выпускники МИФИ и участники восхождений одноименного Альпклуба с 1990-х годов.

Пять с половиной гор за две недели в Альпах

«Белый Рай» Piz Palu (Kuffner pfeiler восточной вершины D-4а)

Хижины

Как мы покоряли Альпы и много нового узнали