главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Автор: Юрий Кошеленко, Ростов-на-Дону

Двигаться дальше. Ордовикские граниты Занскара

Исповедуя исследовательский альпинизм нам удалось провести экспедицию-фестиваль в Занскаре. В этом районе альпинистов из России ещё не было. Для посещения многих вершин района до 6000м, а в Рангтик Токпо и для 6000 ов, офицер связи и пермит ИМФ не нужен, только треккинговый пермит.

В Районе много пятитысячных гранитные игл, напоминающих вершины Шамони. Если в Рангтике, много уже схожено, то в соседних ущельях, в частности в Hаptal Tokpo множество пиков даже не обследовано, нам с Баяром во время второго подъема удалось найти ракурс фейс, то фейс с несколькими гранитными шпилями, с перепадом 800~1000 метров. Я по мере сил и возможностей пытаюсь сориентировать наш альпинизм в правильном направлении, поскольку изначально альпинизм это чистый спорт с первовосхождениями, первопроходами, без перил, без помощников и без осады вершин. Я не говорю уже о симулякрах восхождений на популярные вершины восьмитысячники, где по хлопку ладоней клиентам меняют специально обученные Шерпы кислородный баллон, перчатки и пр.

• "Надувательство как точная наука"
  • Рангтик и Хаптал Токпо. Описание Района

"Если бодхисаттва, не имея образа, совершает даяние, то его благость счастья нельзя мысленно измерить".
    Алмазная праджняпарамита-сутра.

4850 метров над уровнем моря, Базлаг откуда возможны восхождения на вершины в Рангтик Токпо. Долина Занскар, административный центр Падум, сочетает в себе красоту альпийских лугов, снежные вершины и глубокие ущелья, делая ее идеальным местом для альпинистов всех уровней подготовки. Виды с вершин на окружающие горы и долины захватывающие. Много возможностей для первопроходов и первовосхождений. Не мало пиков сложено из Ордовикских гранитов. (Докембрийская формация Пхе также пронизана Ордовикскими (480 млн лет назад) гранитами.

В последние годы интерес к району возрос, особенно среди альпинистов, желающих исследовать неизведанные вершины и маршруты. Долина Рангтик может предложить уникальные возможности для новых экспедиций и открытий, и, скорее всего, в будущем она будет привлекать все больше и больше любителей новых географических открытий. В 2008 году испанцы поднялись на Шава Кангри (5728 м) по маршруту Rolling Stones ( AAJ 2010 ). В 2012 году японский исследователь Кимиказу Сакамото и его друзья посетили соседнюю долину Хаптал и составили приблизительную схематическую карту местности, включая вершины Рангтик Токпо. Больше всего в районе в 2016 и в 2017 провел словен Matija Jost (Матик). Он сначала в двойке, затем в следующем году группой сделали несколько новых маршрутов, в том числе ПВ на Чакдор Ри (6193 м, H8 на карте Сакамото), замыкающую ущелье массивную гранитную вершину. В прошлом году долину посещали итальянцы, они сделали впечатляющую линию свободным лазание на великолепную, и вероятно, самую изящную вершину района Джамьянг Ри (5800 м.).

К сожалению, у них в группе погибла девушка, они хотели завершить подъем на вершину в глубине долины, которую предыдущая итальянская команда не долезла, но имела при этом нескромность назвать Чарези Ри 6080 м (H2, на картах Сакамото). Так же в долине побывали австрийские альпинисты, насколько мне известно с подачи Матика все пользовались компанией Скитпо Трэвел. Лично мне услуги этой компании не понравились, самый не приятный момент, что тобой пытается управлять через свою сестру некий Иши, который на самом деле живет в Швейцарии. Портеры берут не более 20 кг. (25$ плюс чаевые), даже 18, и в Базлаг тебе навязывают троих: повара и двух помощников, все это стоит 85$ в день, еда 55 $ в день. Думаю в следующий раз разумнее все привезти с собой из Леха (еду плюс повара) тем более, что в будущем году обещают прямую дорогу вдоль реки Занскар. Пермиты на вершины в Рангтик не нужны, вообще по району действует правило для вершин ниже 6000 м. нужен только треккинговый пермит. Сейчас мы ехали тоже не по кругу через Каргил и перевал Пенси Ла. Перед Ламаюру за 7 км, есть поворот, эта дорога проходима даже для обычного седана, она с двумя перевалами, обратно от Падума до Ламаюру мы ехали 6 часов.

Долина Хаптал, соседняя широкая долина, к Югу Юговостоку от Рангтик вообще малоизучена, там находятся несколько остроконечных Игл, которые мы обнаружили, поднявшись на безымянный перевал. Боковая ветвь называется Сатачан Токпо. Карта Сакамото не является точной картой, в частности на ней нет вершины 6218 м., замыкающей долину Сатачан, на которую нашей тройке довелось сделать первовосхождение. Как оказалось это наряду с Ремале один из самых высоких пиков района. Мы назвали вершину, Ваджрайогини. Маршрут прошли за 8 часов, снег, немного микста, лед до 60 град, острые гребни из пустого снега, протяженность около 2 км. посчитать точнее сложно, все шли одновременно, с промежуточной перманентной страховкой. Со мной были не профессионалы, Баяр из Монголии и Миша из Белоруссии, которые просто хотели новизны с некоторым опытом, они записались на этапе анонса проекта (я задумывал его как фестиваль первопроходов) и поехали. Могу сказать, что я лично приглашал опытных альпинистов, но они оказались испорчены работой толи "ради карманных денег, толи ради всего Святого, в общем ради всего того", мне жаль что зов новизны в альпинизме их уже не трогает. У меня остались идеи по этому району, но нужны более компетентные для стенных восхождений партнеры. В общем идея провести здесь фестиваль первопроходов осталась, получается как в прошлый раз в Сабахе, нашему сообществу альпинистов нужно все подавать в разжеванном виде, лучше еще линии маршрутов возможных нанести, ну вот тогда может быть КМСы и Мастера решаться... Вспоминаю при этом: звонит мне Саша Клёнов в январе 2013: "Есть идея сходить The Prow на Рорайму, ты как?", - "Я поеду"...-"Хороший ответ".

Карта Рангтик Токпо

Хаптал Токпо

Томаса Нала

Vadjrayogini 6218 m. first ascent 11.06.2024. Iurii, Bayar, Mikhail

Rangtik BC. 4850 m. 5.06.2024

Vajrayogini summit day, 11.06.2024

Cahakdor Ri 6189 m.

Haptal Tokpo unclimbed peaks

«Надувательство как точная наука»

Русский культурный код и Женя на северной стене Аксу

Сабах, как пишут знающие люди означает - Завтра

Степень риска в альпинизме

Чатын и Ушба, а как без них — Основа

Рорайма 10 лет назад. Памяти друга…

Альпинизм переднего края. Rolwaling Khang Shar (6645)

Альпинизм переднего края

Катана Оккама

Видео номинантов премии Золотой ледоруб России 2023

Ролвалинг Канг Шар. Подробности восхождения

20 лет восхождению на Лхоцзе Среднюю

Первопроход по северо-западной стене Большого Транго.