главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Автор: Сергей Богомолов, Саратов

«Тараканы…»

Когда-то, в передаче про хоккейную серию 72-го года, запомнился эпизод как канадцы искали «жучки» в московской гостинице и грохнули люстру в конференц-зале.

Это, как говорится, всё от «тараканов» в голове. Они были и есть, как у них, так и у нас.

Ну, какие тайны у хоккеистов, боже мой!

Когда в 1985 году состоялась советско-американская экспедиция на пик Победы с целью совместного восхождения, а конкретно, закрыть «Снежных барсов» двум американцам, первым иностранцам, Вильяму Гарнеру и Ренди Старрету, они тоже присутствовали!

Вопрос решался на самом «верху», через политбюро, поскольку это была погранзона. Но и Гарнер был не прост, а родственник посла Гарримана и крупнейший специалист Америки по СССР.

Всего их приехало 6 человек. Взяли Дэвида Бришерса высотным оператором (первый американец взошедший на Эверест более одного раза). Еще трое были из «National Geographic». У каждого по две пластиковых столитровых бочки (одна до сих пор стоит у меня на огороде для воды). В первой снаряга, во второй еда и медикаменты. Они абсолютно не верили в нашу еду и лечение.

С нашей стороны, когда мы приехали в Пржевальск (ныне Каракол), то на завод по испытанию торпед (оказывается, был такой) повесили вывеску «Хлебокомбинат №1». И когда уже садились в вертолет, с нами сел мужик, средних лет. Скромно представился - Николай, кухонный работник.
На леднике, на Южном Инылчеке, он схватил газовый баллон и, задыхаясь, еле его донёс до базового лагеря под пиком Горького. Потом он признался - Да, майор, да, «зоркий глаз»!
Отличный парень, между прочим.

Погоды не было. Шли обильные снегопады. Восхождение срывалось. Тут случилась беда. Киргизская команда, шедшая на пик Хан-Тенгри, была засыпана лавиной с плеча пика Чапаева. Отрядили четырёх человек на раскопки.

Шли трудные споры - куда идти? На Победу или на Хана. Нашим руководителем, А.Г.Овчинниковым, и Вильямом Гарнером было принято решение идти на Победу.

15 лучших из МАЛа (Международные альпинистские лагеря) и трое американцев. Тащили Дэвиду семнадцати килограмовую кинокамеру. На штурм вышли с пика Важи Пшавеллы. Умотались в усмерть, «гребя» по глубокому снегу, но на вершине были! Бришерс снимал, я правда, до сих пор этот фильм не видел.

Одарённый от природы, он не делал акцент на спортивных восхождениях, а подписывался на коммерческие предложения. В 1997 году я встретил его на леднике Кхумбу под Эверестом. Он должен был отснять трагедию 1996 года за $250 000.

На обратке к Важе, в пурге, в темноте, направление было потеряно и, идущий первым, Олег Борисёнок "грохнулся" в бездну через карниз. Ребята были ввосьмером на веревке и его выдернули как пробку.

Когда с Геннадием (родной брат) подошли к нашей палатке «Sumitomo», то увидели, что она раскрыта и забита снегом. Я говорю - Давай вытрясем.
- Брось, перевернём карематы и спать
Утром, ошалевшие от пережитого, шатаясь, мы стали спускаться. Шли в связке: я – Гарнер – брат. Вдруг Вильям жалуется на расстройство желудка.
- Где твои лекарства?
- Я не взял.
- Левомицитин будешь?
- Да!
Скормив ему четыре таблетки этой «горькой гадости», мы спустились вниз. И уже повеселевший Гарнер написал на снегу «Snow Leopard».

P.S.

По прошествии нескольких лет позвонил журналист, представился от Экспресс – газеты.
- Да, вроде от Спорт-экспресс уже были.
- А мы другие!
Я тогда слабо разбирался в прессе. Он попросил дать ему интервью. Часа три я распинался о своём жизненном пути. Журналист ушёл. Время шло. Всё подзабылось.

И вдруг звонит одноклассник, Владимир Марченко, хирург в облбольнице - Я тут взял газету у одного больного. На первой странице крупными буквами заголовок «Богомолов спас племянника Буша от поноса!»

У меня в зобу аж дыхание спёрло!
- Не говорил я такого. Принеси мне эту газету.
Когда он принёс, я кинулся искать телефон редакции. Чтобы «разнести» их и этого журналиста. Но на удивление в газете не было, ни одного телефона. Ни одного!
Они прекрасно «играли» свою игру.

Прошло время. Всё утихло. Теперь я по-другому смотрю на эту историю. И говорю: «Тараканы…», они в голове! И у нового поколения свои!

После восхождения-слева направо-Ренди Старрет-Сергей Богомолов-Вильям Гарнер-Дэвид Бришиес-Геннадий Богомолов-1985

Канченджанга-89. 35 лет

Первая Советская экспедиция на Эверест – 8848 м., весна 1982 год

75-летие Сергея Бершова

Первопроход по центру северной стены Дхаулагири. Авантюрная экспедиция 1993

Международный альпинистский лагерь "Чимбулак - 86"
«Международные альпинистские лагеря системы Госкомспорта»

Альпиниада на п. Молодежная 4147 м., хребет Заилийский Алатау 1949г. Северный Тянь-Шань