Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Тимофей Бульдяев, г.о. Истра

О горном маршруте 1 к.с. по Центральному Кавказу (Приэльбрусье), совершенным группой в период с 8 по 16 августа 2022 года.

Справочные сведения

Проводящая организация: МОУ ДО ЦДЮТК г. Истра

Округ: Московская область

Район похода: РФ, Карачаево-Черкесская республика, Кабардино-Балкарская респубика, Приэльбрусье

Общие справочные сведения:

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность

Сроки проведения

общая

активная часть

горный

первая

104(125 с коэф. 1.2)

9

9

8 по 16 августа 2022 г.

Нитка пройденного маршрута

п. Терскол - п. Азау - ледник Чиперазау - пер. Азау 1А 3428 - р. Уллу-Езень - Ворошиловские коши - р. Кубань (слияние с Акбаши, 2120м) - р. Кубань (1940м) - пер. Тешикауш 1А 3410 - р. Уллу-Хурзук (2550м) - р. Уллу-Хурзук(2750м) - пер. Кольцевой 1А 3358 - р. Чайтчесу - р. Битюктюбикол (2640, бывшая база МЧС) - пер. Балк-Баши 1А 3689 - р. Кызылкол (2950) - а/л Лаколит - Серебрянный источник - Калинов мост - Нарзан желудочный - Нарзан глазной - ур. Джил-Су - Нарзан печеночный - р. Каракая-Су - пер. Каракайский Сев. н/к 2880 - р. Исламчат - пер. Кыртыкауш н/к 3242 - р. Уллуусенчи - р. Кыртык - р. Мукал - пер. Сылтран н/к 3440 - рад. Г. Сковорода н/к 3549 - п. Верхний Баксан

Определяющие препятствия

На маршруте группой пройдено 7 перевалов и одна вершина. Все препятствия технически простые и не требуют специального снаряжения для прохождения. Практически везде через перевалы идут хорошие тропы, и в особом описании для прохождения не нуждаются. Все важные моменты для оптимального прохождения перевалов, на которые стоит обратить внимание при планировании маршрута, описаны в техническом описании и выделены красным шрифтом.

Перевалы:

Азау 1А 3428 (фото со станции Гара-Баши после прохождения маршрута)

Находится в перемычке Хотютау между вершинами Азаубаши и Чиперазау. Соединяет долины рек Азау(Баксан) и

Уллуозень(Уллукам, Кубань) На перевале установлены памятник и мемориальные доски советским воинам, погибшим в боях за Кавказ.

Пройден в День 2 - описание дня.

Тешикауш(Куршоу Западный) 1А 3410

Другие названия Куршоу Нижний, Куршоу Западный. Перевал Тешикауш расположен в юго-западном плече массива Эльбруса, западнее вершины

Куршоу. Соединяет долины Кюкюртлю (р. Уллухурзук) и Уллу-Кам (р. Кубань).

Ориентация склонов - север-юг.

Пройден в День 4 - описание дня.

Кольцевой 1А 3358

Расположен в коротком западном отроге Эльбруса (хребет Балкбаши), соединяет долины истоков р. Уллухурзук - Битюктюбе и Кюкюртлю. Ведет из долины верхнего левого притока Битюктюбе в нижнее течение л. Кюкюртлю.

Пройден в День 5 - описание дня.

Балк-Баши 1А 3689 Перевал Балкбаши (осыпной) расположен в северном отроге Эльбруса ниже последнего переметного ледника на стыке с хребтом Садырляр. Соединяет долины рек Кызылсу (верховья Малки) и Битюктюбе (верховья Уллухурзука). Через перевал хорошая живописная тропа с голубой маркировкой.

Пройден в День 6 - описание дня. (Фото не наше, но нитка таже.)

Каракайский Северный н/к 2880

Второе название Эльдарбаши. Расположен в хребте Каракая, севернее одноименной вершины. Содиняет долины Каракая (Малка) и

Исламчат(Шаукам)

Пройден в День 7 - описание дня.

Кыртыкауш н/к 3242

Расположен в Боковом хребте на участке, носящем название Кыртык, к северо-востоку от вершины Исламчат. Соединяет верховья долины Уллуусенчи

(Кыртык) и правый приток Исламчата (Малка)

Пройден в День 7 - описание дня.

Сылтран н/к 3440

Расположен в восточном отроге Эльбруса с северо-востока от вершины Мукал. Соединяет долины рек.

Сылтранссу и Мукал (Кыртык), ведет от озера Сылтранкель в верховья Мукала. Известен издавна местным жителям. От озера Сылтранксль по осыпи (25°) вдоль ручья поднимаемся на седловину. Подъем длится меньше часа, технической сложности не представляет. Широкая платообразная седловина Пройден в День 8 - описание дня.

Вершина Сковорода н/К 3539

Пройдена в День 8 - описание дня.

Так же на маршруте группой пройдено 5 переправ. 4 из них были в плане, а одна добавилась к списку из-за смытого моста на р. Баксан. Организация навесных переправ на маршруте была обусловлена не сложностью самих переправ, а составом группы. 7 из 9 участников имели рост до 160см и вес до 55 кг + все женского пола. По этой причине брод, даже с перилами, был бы на много опаснее и проблемнее для группы.

Навесная переправа через р. Баксан (Пройдена в день 2 - описание дня)

Брод левого притока р. Уллу-Хурзук н/к (Пройден в День 4 - описание дня.)

Брод р. Уллу-Хурзук н/к (Пройден в День 4 - описание дня.)

Навесная переправа через р. Кызылкол (Пройдена в День 6 - описание дня.)

Брод р. Ткумиль н/к (Пройден в День 6 - описание дня.)

Участники

фото

Информация об участнике

Бульдяев Тимофей Вячеславович

Опыт: 3РУ Байкал, Пер. Р1Б, У2Б

Должность: Руководитель

Бульдяева Юлия Владимировна

Опыт: 3ПУ Байкал, Пер. уч. 1Б Должность: Медик, зам.рук.

Загоруйко Елизавета Андреевна

Опыт: 1ПУ Адыгея Опыт тех. перевал Н\К, вершина Н/К

Должность: штурман

Фуртуна Кристина Жановна

Опыт: 1ПУ Адыгея Опыт тех. перевал Н\К, вершина Н/К

Должность: Фотограф

Столетова Алиса Алексеевна

Опыт: Н/К Хибины Опыт тех. перевал Н\К, вершина Н/К

Должность: Хронометрист

Загоруйко Александра Андреевна

Опыт: 1ПУ Адыгея Опыт тех. перевал Н\К, вершина Н/К

Должность: Летописец

Данилина Маргарита Александровна

Опыт: : Н/К Хибины Опыт тех. перевал Н\К, вершина Н/К

Должность: Зав.Снар

Глухова Кристина Антоновна

Опыт: 1ПУ Адыгея Опыт тех. перевал Н\К, вершина Н/К

Должность: Краевед

Фуртуна Жанна Жановна

Год рождения: 2011

Опыт: 1ПУ Адыгея Опыт тех. перевал Н\К, вершина Н/К Должность: Зав. Пит.

Характеристика района

Приэльбрусье - туристическое название части Большого Кавказа от западного подхода горе Эльбрус до бассейна реки Чегем на востоке. Южная его граница проходит по Главному

Кавказскому хребту. В географическом отношении Приэльбрусье - часть Бокового хребта Большого Кавказа, представляющей цепь высочайших вершин Кавказских гор, расположенной на территории Кабардино-Балкарии. Жемчужина Приэльбрусья, высочайшая гора Кавказа и Европы, - гора Эльбрус, представляющий собой двуглавый конус потухшего вулкана. Его горный массив сложен из глубинных кристаллических пород - гранитов, гнейсов, а также пород вулканического происхождения - туфов и диабазов.

Высота западной вершины - 5 642 м, восточной - 5 621 м. С главным Кавказским хребтом Эльбрус соединен хребтом Хотютау. В районе Приэльбрусья находятся также другие высочайшие вершины Кавказа: Дыхтау (5 203 м), Ирикчат (4 050 м), Килар (4 013 м), Улукара (4 302 м), Шхельда (4 368 м), Ушба (4 700 м) и др.

Большая часть склонов Эльбруса (до высоты 4 000 м) пологая, затем крутизна достигает в среднем 35 градусов, что дает возможность активного использования его склонов для горнолыжного спорта. Так, например, "Приют одиннадцати" (сейчас находится на восстановлении после пожара), самый высокогорный туристический комплекс Приэльбрусья, используемый для занятий горнолыжным спортом, находится на высоте 4 200 м.

Приэльбрусье славится живописными ущельями, расположенными на высоте 2 000 м над уровнем моря и более. Выше 3500 м широко распространены ледниковые формы рельефа. Свободные от ледников поверхности покрыты моренами. Ледниковые цирки, морены, озера с изумрудно-синей водой - характерная черта Приэльбрусского высокогорья. На более низком уровне (3500 - 2100 м) имеется множество живописных водопадов. В ледниках Приэльбрусья берут свое начало многие реки Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, крупнейшие из них соответственно реки Баксан и Кубань.

Река Баксан пригодна для водного слалома в верховьях реки, а многие самодеятельные туристы-водники путешествуют по нижнему течению Баксана с выходом в реку Терек, до города Моздока, далее путешествие можно было бы продолжить до Каспийского моря, если бы не сложная ситуация в Чеченской Республике.

Большие площади, начиная с высоты 3500 - 4000 м, заняты ледниками, которые образуют крупный центр современного обледенения Кавказа. От ледовой шапки Эльбруса расходятся 77 ледников, мощность некоторых из них в отдельных местах достигает 400 м. Площадь обледенения Эльбруса составляет 144, 5 кв. км. Для сравнения следует отметить, что общая площадь обледенения Большого Кавказа - 2000 кв. км, или 1, 5 всей площади Большого Кавказа. Общее число зарегистрированных на Большом Кавказе ледников - 1 400.

Ледники - важнейший ландшафтообразующий фактор Центрального Кавказа. Под их влиянием формируются характерные особенности рельефа, климата, почвенного и растительного покрова. Современные ледники находятся в стадии медленного отступления.

Так, за период с 1887 г. площадь ледников уменьшилась, а языки отступили в среднем на 80 - 90 м.

Климат формируется под влиянием высокогорного резко расчлененного контрастного рельефа. Если на равнинах он континентальный, то высоко в горах царит полярный холод. Ледово-снежную шапку Эльбруса называют малой Антарктидой. Даже в середине лета здесь отрицательные температуры. Зато в некоторых долинах, защищенных горами, свой собственный микроклимат, здесь более 300 солнечных дней в году, а зима теплая и сухая. В связи с большой пересеченностью рельефа в формировании климата исключительное значение приобретают местные факторы: высота над уровнем моря, крутизна склонов, формы рельефа и т. д. При этом меняются все климатические показатели: радиационная напряженность, ветровые условия, температура и влажность воздуха. Растительность Приэльбрусья богата и разнообразна, что обусловлено Центральным положением на Кавказе, исключительным разнообразием рельефа, температурного режима и влажности почв. Это способствует развитию различных ландшафтов. Разобщенность отдельных ущелий и котловин способствует образованию эндемичных и сохранению реликтовых видов. Кроме того, для природы Приэльбрусья характерно сочетание в животном и растительном мире видов, типичных для степных, средиземноморских районов Передней Азии. Вертикальная зональность климата обуславливает вертикальную поясность растительного покрова. Так, мощный пояс хвойных лесов сменяется неширокой полоской древесно-кустарниковых редколесий, которые постепенно переходят в пояс субальпийских, а затем альпийских лугов. Животный мир Приэльбрусья также разнообразен. В лесах встречаются дикие медведи, волки, рыси, кабаны, туры, белки, лесная куница, хорек, крот и др. Среди птиц можно выделить черного дятла, коростеля, синиц, пеночек, снегирей, черного дрозда, трясогузку, зяблика, а также больших хищных птиц: орла, соколов, копчиков и др. Минеральные источники в районе Приэльбрусья сосредоточенны в основном в верховьях реки Баксан и ее притоков, а также в долине реки Малка. Все минеральные источники Приэльбрусья имеют различный химический состав, а поэтому применяются при лечении и профилактики самых различных заболеваний. Так, Ирикские источники - углекисложелезистые, карбонатные, кальциево-магниевые. Адылская минеральная вода - углекисложелезистая, гидрокарбонатно-хлоридная, кальциево-натриевая. Воды "Поляны нарзанов" - углекисло-железистые, гидрокарбонатно-хлоридные, натриево-кальциевые.

Организация похода

Общая идея похода (путешествия).

Основная идея похода заключалась в получении походного и технического опыта. Основным из которого было прохождение маршрута 1-ой категории сложности. Также перевальный опыт участников позволял пройти перевал 1А, тем самым повысить и его на одну полукатегорию.

Предварительная подготовка к походу. Планирование маршрута

Подготовка к походу заняла много времени. Группа постоянно тренируется, но за 1,5 месяца до похода группа начала интенсивные тренировки на физическую выносливость. Тщательно подбиралось и готовилось как личное, так и групповое снаряжение. За неделю до похода группа прошла пробный двухдневный маршрут для проверки и корректировки списков снаряжения, раскладки и командной слаженности.

За день до выхода на маршрут совершили восхождение на гору Чегет от поселка Терскол для акклиматизации. Там же радиально посетили озеро Донгузорун-Кель.

Нитка маршрута была спланирована кольцом, таким образом, что маршрут огибал г. Эльбрус вокруг. Это была одна из идей нашего маршрута - обойти вокруг Эльбруса. Как оказалось в итоге, две третьих маршрута абсолютно совпали с маршрутом одной из дистанций знаменитого забега «Elbrus Race». При планировании маршрута и в мыслях не было идти отмеченными тропами, но было приятно почувствовать себя на одной волне с бывалыми планировщиками маршрутов)

Перевальный опыт группы позволял делать прохождение только перевалов 1А. Хотя, как оказалось, некоторые соседние перевалы 1Б были бы проще в прохождении для нашей группы. Поэтому для нашей группы пер. Азау был единственным официально возможным проходом между госграницей с Грузией и вершиной Эльбрус, т.к. он имел категорию 1А в отличии от ближайших возможных перевалов 1Б и сложнее.

Прохождение перевала Азау подразумевает оформление погранпропуска. Без пропуска перевал не пройти. Пропуска мы оформили еще в середине лета, заранее. Получили их по почте. Оформили маршрутку в МОУ ДО ЦДЮТК г. Истра, получили номер.

Электронно прошли регистрацию туристской группы в МЧС. Перед выходом дополнительно очно зарегистрировали группу в Терскольском отряде МЧС.

Варианты подъезда и отъезда.

Не исследовали т.к. в настоящее время узнать это не составляет трудности, тем более район похода очень популярен для туристов. Сами добирались на микроавтобусе прямо из города Истра.

Аварийные выходы с маршрута.

Участок маршрута от пер. Азау до пер. Тешикауш: Погранзастава на слиянии рек Кубань и Узункол.

Участок пер. Тешикауш - пер. Кольцевой: по долине р. Уллу-Хурзук до п. Хурзук

Участок пер. Кольцевой - пер. Балк-Баши: Бывшая база МЧС, на ней было достаточно много машин и дорога до п. Хурзук. Для аварийного выхода очень подходящее место.

Участок пер. Балк-Баши - пер. Кыртыкауш: альплагерь Лаколит или дорога в долину Джилы-Су. Постоянно много туристов на машинах. Есть мобильная связь.

Участок пер. Кыртыкауш - пер. Сылтран: Выход в поселок верхний Баксан по долинам рек Кыртык или Сылтрансу.

На большинстве перевалов мобильная связь отсутствует. На пер. Балк-Баши есть и связь и интернет. Пер. Сылтран связь только если подняться на вершину Сковорода.

Изменения маршрута и их причины.

Никаких изменений в нитке маршрута не было. Маршрут пройден полностью по планируемому пути.

Режим движения.

Световой день в августе в Приэльбрусье не менее 14 часов. Светало около 5:30 и в 19:30 уже темновато. Поэтому старались использовать световое время по полной. Подъем делали до рассвета, 5:00-6:00, в зависимости от задачи на день.

На дневных переходах старались придерживаться режима с циклом в 1 час. Т.е. Первый переход 50 мин идем и 10 привал. С каждым переходом в дне привал увеличивался на 1,5 минуты, а время в движении соответственно уменьшалось (второй привал был уже 11,5 минут, а в движении 48,5 мин). Цикл в 1 час оставался. В среднем в дне получалось 68 переходов. Время на перекусы было фиксированное до 30 мин.

Режим питания в дне был не традиционным для обычных туристов, но давно уже полюбившийся нашей группе. Уже несколько лет мы делаем перекус ДВА раза в день и эта схема нам очень нравиться, по сравнению с одним обедом или перекусом. Она позволяет делать дневные переходы более продуктивными и менее утомительными. Утром мы выходили и шли 2-3 перехода(часа), затем останавливались на перекус. Затем еще 2-3 часовых цикла и второй перекус. Группа давно приучена к такому графику, оба перекуса, получалось сделать очень оперативно, не затрачивая лишнего времени. В среднем за 30 минут нам удавалось не торопясь перекусить. На перекусе из горячего готовился только чай, остальное сухпай.

Дн и

пут и

Даты

Участки маршрута

Всего км

В зачет км

Перепад высот

ОХВ

ЧХВ

Осадки утро/день/ вечер

1

8.8

п. Терскол - вдп. Азау - р. Баксан

7,73

7,73

0,628

3:59:00

2:24:00

Ясно/дождь/д ождь

2

9.8

р. Баксан - ледн. Чиперазау - ледн. Азау - пер. Азау 1А 3428 - р. Уллу-Езень

10,1

10,1

1,895

12:45:00

6:53:00

ясно/обл/ясно

3

10.8

р. Уллу-Езень - - р. Кубань - Ворошиловские коши - р. Кубань(1930м)- лев. приток р. Кубань (2920м)

16

16

1,9

11:10:00

9:15:00

обл/пасм/пас м

4

11.8

лев. приток р. Кубань (2920м) - пер. Тешикауш 1А 3410 - р. Уллу-Хурзук (2550м) - р. Уллу-Хурзук (2730м, под ледн. Кюкюртли)

7,31

7,31

1,728

11:55:00

9:16:00

дождь/пасм/п асм

5

12.8

р. Уллу-Хурзук (2730м, под ледн. Кюкюртли) - пер. Кольцевой 1А 3358 - р. Чайтчесу - р. Битюктюбикол (2640, бывшая база МЧС) - пр. приток р. Битюктюбикол

(2970м)

9,51

9,51

1,734

10:02:00

5:02:00

ясно/дождь/п асм

6

13.8

пр. приток р. Битюктюбикол (2970м) - пер. Балк-Баши 1А 3689 - р. Кызылкол - "Калинов мост" - ур. Джил-Су - р. Каракая-Су - пр. приток р. Каракая-Су (2310м)

21,7

21,7

2,632

13:18:00

10:18:00

ясно/ясно/до ждь

7

14.8

пр. приток р. Каракая-Су (2310м) - пер. Каракайский Сев. н/к 2880 - р. Исламчат - пер. Кыртыкауш н/к 3242 - р. Уллуусенчи - р. Кыртык

16,1

16,1

2,664

9:20:00

6:32:00

пасм/ясно/об лач

8

15.8

р. Кыртык - р. Мукал - - пер. Сылтран н/к 3440 - Рад. Г. Сковорода н/к 3539 - оз. Сылтран-Кель

7,49

7,08

1,40

3:54:00

2:51:00

обл/ясно/ясно

9

16.8

оз. Сылтран-Кель - п. Верхний Баксан

9,27

9,27

1,783

3:55:00

3:01:00

ясно

Всего(без коэф 1,2)

105,2

104,8

16,366

Техническое описание

Описание маршрута разбито по дням. В связи развитием новых технологий навигации и разных устройств, пропадает надобность описывать каждый поворот и время его прохождения, как это делали раньше в традиционных техописаниях. Современные устройства позволяют с более чем необходимой точность записывать траекторию движения группы и делиться этими путями с другими. Всю техническую информацию о каждом дневном переходе можно увидеть на карте дневного участка. Перепад высоты можно оценить по графику в карте. В тексте ничего лишнего, только важные особенности дневного перехода, на которые стоит обратить внимание. Кликнув на ссылку фотоприложение, вы попадаете на фотоматериалы по этому дню.

Для более удобного анализа и просмотра треков пройденного маршрута используйте сервис nakarte.me. Весь маршрут будет виден на карте. Также будет возможность отключить просмотр ненужных треков. Перейдя по QRкоду вы также попадете на сервис nakarte.me с маршрутом похода. Кликнув на карту дневного участка, вы попадаете на онлайн карту с треком дневного пути, где можно рассмотреть детально траекторию движения.

В описании дней есть ссылки на видео материалы. Чтобы быстро просматривать видео с телефона не скачивая файл, нужно установить приложение Яндекс.Диск (это не реклама, просто так Вам будет удобнее). При просмотре с компьютера, видео будет отрываться онлайн без приложения.

8.08.2022 День 1

Фото день 1

В первом дне задача на день была такой: максимально подойти к перевалу Азау, встать на ночевку на высоте около 3170. При благоприятных обстоятельствах и оперативном подъеме на перевал, не исключали возможность и прохождения перевала. В обратном случае рассматривалась стоянка на высоте 2760м.

Подъем 5:30. Выход 7:30. От нашей, уже любимой, базы ЭМБС решили пойти не по автомобильной дороге, а по экотропе правым берегом р. Баксан. Тропа начинается от моста ведущего на поляну Чегет. И выходит она к водопаду Азау, от туда по ущелью только одна тропа по левому берегу Баксана. Тропу постоянно патрулируют пограничники.

Через пару часов от старта мы прошли погранпост у водопада Азау. Встретили пограничников, предъявили пропуска. Получили информацию, что мост через р. Баксан смыт.К 11:00 уже перекусывали второй раз, у смытого моста и ломали голову как переправиться через р. Баксан. Даже для единственного рослого человека в группе, место для безопасного брода в это время найти не смогли. Для нашей «мега группы» из 8-ми девочек и одного мужчины, проход стенкой и т.п. совсем не представлялся возможным.

При составлении нитки маршрута, мы конечно не планировали делать переправы по навесным перилам, расчет был на мосты и в крайнем случае на броды. Но экстренный набор специального снаряжения в группе конечно был. Веревка 60м, вспомогательная веревка 25м, карабины 9 шт, репшнуры 7мм по 2 на каждого, длинный и короткий. Этот набор позволял в экстренном случае переправиться по навесной переправе. ИСС вязали из длинного репшнура. Для участниц весом 40-57 кг диаметра 7мм более чем достаточно. Руководитель использовал двойной репшнур 7мм для ИСС.

Тактика и техника была уже отработана в весеннем походе, поэтому для группы навесная переправа не представляла особой сложности. Даже брод н/к для 7-ми из 8-ми участников был бы сложнее и страшнее.

Вскоре было принято решение ждать утра, пока уровень воды спадет. Дальше отработали в голове разные варианты развития событий: простой - это река спадает и вся группа проходит брод по перилам, второй - это руководитель(единственный рослый и тяжелый участник группы) проходит вброд, а остальная часть группы переправляется по навесной переправе. В этот же день определились с местом для организации перил, между двумя огромными камнями, где ранее был мост. Затем продумали все действия на завтра, подготовили специальное снаряжение, чтобы не тратить много времени утром организацию переправы и отправились отдыхать.

09.08.2022 День 2

Фото день 2

Нитка дня: р. Баксан - ледн. Чиперазау - ледн. Азау - пер. Азау 1А 3428 - р. Уллу-Езень

Теперь задача на день и не только на этот, была «догонять», отставание в полдня. По плану переправляемся через р. Баксан, проходим пер. Азау и спускаемся максимально по долине р. Кубань, на сколько позволит световое время.

Подъем 5:00. Начали переправу 6:55. Вышли от переправы 7:50.

Утром руководитель оценил уровень реки, заготовил шест для перехода вброд, раздал ЦУ, чтобы не кричать с другого берега. Не смотря на то, что уровень воды в реке сильно упал к утру, сомнения по безопасному прохождению вброд всей группой не ушли. После прохождения брода руководителем, стало ясно, что ни одна из остальных участниц не сможет с уверенностью пройти вброд Поэтому пришлось воспользоваться вторым планом и организовывать навесную переправу.

Все участники уже более двух лет занимаются спортивным туризмом и постоянно участвуют в соревнованиях и не смотря на маленький рост, возраст и походный опыт, они отлично представляли себе что такое навесная переправа и как по ней переправляться. Для нашей группы это было проще и на много безопаснее . Тем более опыт навесной переправы уже был в копилке группы после весеннего похода в Адыгее. Уже через 55 минут, собрав все специальное снаряжение, мы начали движение по маршруту дальше.

Тропа на этом берегу уже плохо просматривается. Правильная траектория подъема уходит левее к нижней части ледника Чиперазау. Старались придерживаться трека нарисованного при планировании маршрута. Ледник открытый и очень пологий в нижней своей части, поэтому позволили себе даже местами выйти на лед, чтоб не идти по камням. На перевальном взлете есть еще один небольшой ледник, угол до 30 градусов, в верхней части тонкий слой фирнового снега, позволяющий делать небольшие ступени. Необходимость в кошках здесь в это время года абсолютно отсутствует. На спуске с перевала небольшой снежник, обходим по камням. Склон каменистый. Безопасная траектория по линии воды логично просматривается до самого спуска в долину. Шли практически до темна, оставили немного светового времени чтобы поставить палатки.

ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧСТКА: По описанию прохождения прошлых групп, на обеих сторонах перевала есть снежн-ледовые участки, обход которых не возможен. Именно для этого в группе были кошки. Но, из-за теплого лета, или из-за общей тенденции потепления и таяния ледников и снежников, снежно-ледовые участки были небольшими. При желании прохождение перевала можно было осуществить, ни разу не наступив на лед или снег.

При спуске с перевала на высоте 2750 тропа пропадает в трудно проходимых зарослях!!! Вдоль реки движение во второй половине дня точно не возможно из-за крутых прижимов и высокой воды. Заросли(стланник) очень трудно проходимые, оптимальный обход выше по склону, над растительностью(отмечено в карте)!!!

10.08.2022 День 3

Фото День 3

Нитка дня: лев. приток р. Кубань (2920м) - пер. Тешикауш 1А 3410 - р. Уллу-Хурзук (2550м) - р. Уллу-Хурзук (2730м, под ледн. Кюкюртли)

Сегодня задача на день звучала как максимальный подход к перевалу Тешикауш(Куршоу Нижний). Сначала сброс 450м по долине р. Кубань, потом набор сколько сможем по светлому времени суток до удобного места стоянки.

Подъем поздний 6:00, т.к. вчера долго шли и позже легли спать. Вышли 7.30. По правому берегу р. Уллу-Езень двигаемся по тропе. В месте слияния с р. Уллу-Кам есть мост, от туда же началась грунтовая дорога вниз по долине. Через 3,5 перехода дошли до тропы, круто уходящей вверх к перевалу Тешикауш. Тропа сначала идет серпантином, потом круто поднимается по неглубокой лощине. На высоте около 2250м тропа пропадает. Двигались траверсируя склон с небольшим набором высоты. Более правильная траектория, скорее всего, идет по линии воды практически до самого верха хребта, оттуда траверсом идет тропа. Через час мучений по травянистому склону, вышли снова на слабую тропу. На протяжении всего подъема на перевал от р. Кубань до места ночевки, хороших мест для установки палаток НЕТ!!! Вода встречается только в нескольких местах(обозначены в карте). У последнего притока на высоте 2906м пришлось выкладывать места под палатки из камней, но даже таких мест ниже не было. Последняя удобная стоянка только внизу на р. Кубань.

11.08.2022 День 4

Фото День 4

Нитка дня: лев. приток р. Кубань (2920м) - пер. Тешикауш 1А 3410 - р. Уллу-Хурзук (2550м) - р. Уллу-Хурзук (2730м, под ледн. Кюкюртли)

Задача четвертого дня была конкретной - проход перевала Тешикауш, спуск в долину р. Уллу-Хурзук, и набор по ее правому берегу к месту стоянки под ледником Кюкюртли. Брод р. УллуХурзук по возможности хотели сделать в этот же день, но воды в реке было много и переправу пришлось отложить на следующее утро.

Подъем 5:30. Вышли уже в 6:50. За два с половиной перехода набрали 500м до перевала. Оптимальная траектория подъема логично просматривается снизу. Последние 20 метров перевального взлета осыпные. На спуск есть три кулуара, оптимальный спуск по северному (левому по ходу спуска). Это стоит учесть при проходе в обратную сторону. При спуске было видно, что через все три кулуара ходят, но северный находится в стороне и по незнанию можно пойти напрямик. Северный на много проще и безопаснее. На верхней части спуска много живых камней!!! Под перевалом небольшой открытый ледник. От ледника прослеживается тропа, но периодически пропадает. При спуске после ледника нужно придерживаться левой стороны долины чтобы не выйти на скальные обрывы. Далее тропа становится все более явной, и приводит к р. Уллу-Хурзук. Вдоль реки по двум берегам отличная тропа. Двигаясь по левому берегу вверх по течению встречается один грунтовый прижим. Во второй половине дня его нам пришлось обходить через верх. Утром, судя по тропе, этой надобности нет из-за низкого уровня воды. В районе ночевки очень много стоянок и хороших мест под палатки, но чтобы попасть в это место нужно перейти последний левый приток р. Уллу-Хурзук. Брод даже вечером не представляет особой трудности. На стоянке ручей с чистой водой протекает параллельно основному руслу реки, в 20 метрах от берега. Также источники с чистой водой и места для стоянки есть и на противоположном берегу р. Уллу-Хурзук.

12.08.2022 День 5

Фото День 5

Нитка дня: р. Уллу-Хурзук (2730м, под ледн. Кюкюртли) - пер. Кольцевой 1А 3358 - р. Чайтчесу - р. Битюктюбикол (2640, бывшая база МЧС) - пр. приток р. Битюктюбикол (2970м)

Задача на день: брод через Уллу-Хурзук, прохождение перевала Кольцевой, спуск в долину реки Битюктюбикол(бывшая база МЧС), подъем к перевалу Балк- Баши до последней стоянки с водой.

Подъем 5:30. Брод р. Уллу-Хурзук 7:14. Выход 7:54.

Место брода удалось найти в самом верховье, практически у грота в леднике. В этом месте русло имело два рукава. Ширина каждого 5 и 8 метров, глубина до 60см. Скорость течения очень высокая, вода ледяная (прям из под ледника). Проходили индивидуально со страховкой треккинговыми палками

Еще вчера заметили группу на противоположном берегу. Мама с парнем лет 6-7. Их группа выходит с маршрута и спустилась чуть ниже по долине, они задержались на ночь из-за проблем с ногами. Им нужно было пройти брод нам на встречу. Утром они ждали нас, чтобы мы подстраховали их на переправе. Сначала наша группа перешла к ним, затем руководитель помог переправиться им и вернулся.

От места брода хорошая «ветвистая» тропа вверх по склону. Далее 200 метров крутого набора по мелкой сыпухе, уезжающей из-под ног. Затем тропа уходит траверсом в лощину и выравнивается вдоль линии воды. На протяжении всего подъема воды нет! Пригодных мест для стоянки ,кроме как у брода, тоже нет, Только на самом перевале. Сам перевал - огромная седловина с озером, даже сложно сказать за что категория 1А, похоже за сыпуху на подъеме. Спуск с перевала пологий и равномерный, оптимальная траектория сама просится при движении. В нижней части тропы раздваиваются, но в итоге с разных сторон небольших гребней выводят в одно и то же место, к бывшей базе МЧС. Тут нас застал ливень, пока пережидали, решили сделать перекус. В это же время удалось узнать у местных обитателей, где последняя стоянка с водой перед подъемом на пер. БалкБаши. Как только дождь стих начали сборы и выдвинулись туда. Отличные места для стоянок с чистой водой на правом притоке на высоте около 2970м. Чтобы попасть туда, нужно немного отклониться по линии воды от тропы, идущей по гребню к перевалу(в карте видно).

13.08.2022 День 6

Фото День 6

Нитка дня: пр. приток р. Битюктюбикол (2970м) - пер. Балк-Баши 1А 3689 - р. Кызылкол - "Калинов мост" - ур. Джил-Су - р. Каракая-Су - пр. приток р. Каракая-Су (2310м)

Задача на день: Пройти перевал Балк-Баши, спуститься в долину р. Кызылкол, перейти вброд на правый берег и спуститься в долину Джилы-Су. Задачу эту получилось выполнить и т.о. мы вернулись в планируемый график движения с одним запасным днем.

Подъем 5:00. Собрались не торопясь, вышли только в 7:30.

От стоянки круто набрали высоту на хребет, по которому идет основная тропа на перевал Балк-Баши. В 9:52 уже перекусывали на перевале Балк-Баши. Через перевал идет отличная живописная тропа свежеотмаркированная голубым цветом под гонку «Elbrus Race». Технически не представляет никакой сложности и в особом техническом описании не нуждается. Спуск такой же равномерный и очень живописный. По спускались встретили группу из двух мужчин идущих на пер. Балк-Баши. Немного пообщались, намекнули им, что следующий источник с водой далеко за перевалом и луче запастись водой пока есть возможность. Даже предложили им своей воды, но они смущенно отказались) При разговоре также выяснилось, что они только начали маршрут, но их единственный источник огня, это пьеза на горелке, вышел из строя. И они просили спичек или зажигалку. Этого добра у нас было, как говорится, навалом. Минимум у каждого по одной)) С радостью отдали им зажигалку, а немного подумав и еще одну. Все-таки одна зажигалка на группу - это не надежно, да еще и в начале маршрута.

В 12:33 вышли к месту традиционного брода через р. Кызылкол. Уровень воды в реке на тот момент был уже высоким. В месте брода натянуты перила, из явно свежей 11-ой «коломны»(веревка производства Коломна 11мм), опять таки под дистанцию «Elbrus Race», проходившую несколько дней назад. Пока руководитель оценивал возможные варианты переправы, устроили второй перекус, чтоб не тратить время. Ждать утра для переправы уж очень не хотелось, это еще пол дня отставания.

Походящее место для брода под нашу «мега-группу» найти не смогли, для навески тоже подходящего ничего не виделось. Единственным вариантом в нашем случае было воспользоваться готовыми перилами как навеской. Ширина реки под перилами не менее 30м, река в этом месте имеет несколько островов и только в одном месте русло бурное и глубокое. Стоя на островах и придерживая перила от провисания плечами, вся лекговесная группа за исключением руководителя, без проблем, по сухому, переправилась на другой берег. В начале самые легкие участницы, затем потяжелее. Руководитель неизбежно намок, переправляясь по навесной переправе) Рюкзаки, естественно, переправляли отдельно.

От переправы отличная тропа, местами даже похожая на грунтовую дорогу. Ведет она высоко правым берегом р. Кызылкол к переправе через ее приток, р. Ткумиль. Далее дорога продолжается в альплагерь «Лаколит». Во второй половине дня досочная переправа затоплена, и проход по ней опять-таки не для нашей группы. Поэтому обходим стороной альплагерь и переходим вброд р. Ткумиль в месте впадения ее в р.Кызылкол Двигаемся параллельно р. Кызылкол, срезая извилистые тропинки и грунтовые дороги и через 1.5 км выходим к «Калинову мосту». По нему переходим на левый берег р. Кызылкол и спускаемся в долину Джилы-Су к нарзанам. Место очень неприятное для посещения в выходные Толпы народу, машин и т.п. Поэтому сразу же постарались уйти подальше, чтобы встать на ночевку пока не стемнело. Немного по асфальтовой дороге и мы у начала подъема на перевал Каракайский Северный, там и разбили лагерь. Остановились в девятом часу вечера. В итоге прошли около 21 км и таким образом нагнали все отставания.

ВАЖНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧСТКА: На участке подъема от места ночевки до перевала Балк-Баши воды нет!! Первый источник с чистой водой появляется на спуске с перевала только на высоте 3400м!!!

14.08.2022 День 7

Фото День 7

Нитка дня: пр. приток р. Каракая-Су (2310м) - пер. Каракайский Сев. н/к 2880 - р. Исламчат - пер. Кыртыкауш н/к 3242 - р. Уллуусенчи - р. Кыртык

Задача на день: Пройти перевал Каракайский Северный, спуститься в долину р. Исламчат и подняться на перевал Кыртыкауш. Заночевать на перевале. Ночевка на перевале была запланирована изначально для опыта.

Подъем 5:30. Вышли 7:10. Через два перехода по 50мин уже перекусывали на перевале Каракайский Северный. Стало ясно, что на второй перевал выйдем рано. Еще через два перехода второй перекус под перевальным взлетом пер. Кыртыкауш. На самом перевале были в 13:50. Рюкзаки полегчали, сил хватает, настрой отличный. Принято решение спускаться в долину р. Кыртык. В 16:30 останавливаемся на ночевку на правом берегу р. Кыртык, практически сразу за мостом.

На протяжении всего дневного участка продолжается отличная тропа с голубой маркировкой оставшейся от трейла. Технически сложных участков нет, в более подробном описании нет необходимости.

На перевале Кыртыкауш, со стороны нашего подъема (с СЗ), подтвердилось наличие воды. Ночевка на перевале вполне уместна при необходимости.

15.08.2022День 8

Фото День 8

Нитка дня: р. Кыртык - р. Мукал - - пер. Сылтран н/к 3440 - радиально: в. Сковорода н/к 3539 - оз. Сылтран-Кель

Задача на день сегодня была очень радостной. Подъем на перевал Сылтран, радиально выход на вершину Сковорода, спуск на озеро Сылтран-Кёль. Дальше отдых, помывка, съедание запасных продуктов и т.п.

Подъем 6:00. Выход 7:30. Подъем на перевал логичнее осуществлять вдоль линии воды(указано на карте). В нашем случае мы намерено срезали через более крутой участок, сил много, рюкзаки без продуктов почти. Не торопясь были на перевале в 11:54. Подъем занял бы на час меньше времени, если бы не устроили учебную переборку рюкзаков на втором привале. Около 13:00 были на вершине Сковорода. 13:16 начали спуск к озеру. В 14:00 уже ставили палатки на берегу озера Сылтран-Кёль.

16.08.2022 День 9

Фото День 9

Нитка дня: оз. Сылтран-Кель - п. Верхний Баксан

Заключительная задача - спуск в поселок Верхний Баксан. Тропа на столько популярная и исхоженная, что даже не знаем, что нового про нее написать. По тропе идет все та же голубая маркировка. Спуск удобнее начать по линии воды, чтоб не спускаться вертикально с полки озера.

Раскладка и питание

Режим питания в походе был для нас уже классическим.

Завтрак 30 дневной нормы калорий. Как правило, это каша.

Перекус 30 дневной нормы калорий. Разделен на 2 части. Продукты, не требующие приготовления на огне (колбаса, паштет, хлеб, печенья, конфеты, сухофрукты), и вода.

Ужин 40 дневной нормы калорий. Это, как правило, первое и второе.

Вес раскладки получился в среднем 550 г на человека в сутки.

Стоимость питания на человека на все дни составила 3500 рублей.

Итоги

Из-за отсутствия двух переправ (мостов), маршрут оказался сложнее, чем предполагалось и планировалось. Набор специального снаряжения, сыгравший большую роль при переправах, даже не собирались использовать на маршруте, но не взять просто не могли. Сам маршрут уже при планировании не казался легким, но даже с набором дополнительных трудностей, оказался по силам нашей «мега-группе». Большую роль в этом сыграла, основательная подготовка к походу, в физическом, метериально-техническом и даже психологическом плане. Очень большой плюс, что группа «схоженная», очень много походов и соревнований по спортивному туризму плечем к плечу.

Как итог маршрут пройден группой в полном составе без отклонений от запланированной нитки.

Выводы и рекомендации

Август самое лучшее время для кольца вокруг Эльбруса. Оптимальная нитка этого кольца уже придумана и даже промаркирована организаторами трейла «Elbrus Race». Но в случае если у группы нет перевального опыта 1А, это кольцо формально не подойдет, т.к. на нем присутствует перевал категории 1Б. И единственным вариантом для кольца остается только перевал Азау 1А. Прохождение перевала влечет за собой несколько проблемных моментов: Оформление погранпропусков, переправа через р. Баксан в месте смытого моста, ну и кошки, все равно, придется тащить, на всякий случай, только ради этого перевала.

Из рекомендаций: еще раз убедились, что всегда на маршруте нужно иметь минимальный набор специального снаряжения, для экстренных случаев. Облегчать группу за счет этого не стоит.

Фотоприложение

Все фотоприложение разделено на дни похода. Фотографии вставлены согласно техническому описанию дня. Перейти к техническому описанию дня можно, кликнув ссылку под заголовком дня (01.10.2021 День 1 и т.п.)

Фото и Видео материалы похода можно найти по ссылке Тут . Для тех, кто читает печатную версию отчета есть QR код на эти материалы в онлайн доступе.

Фото День 0

Акклиматизационная петля за день до выхода на маршрут на озеро Донгузорун-Кель и г. Чегет.

Фото День 1

08.08.2022 День 1

Фото День 2

09.08.2022 День 2

Фото День 3

10.08.2022 День 3

Фото День 4

11.08.2022 День 4

Фото День 5

Фото День 6

14.08.2022 День 7

15.08.2022День 8

16.08.2022 День 9

Перевальные записки

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru