Автор: Людмила Коробешко, Москва
Подготовил Александр Абрамов
Разведка на Броуд Пик. Из Дневников Люды Коробешко
Дни 19-23. 19-23 Июля. Часть 1
"Итак, 19 июля мы с Алексом бодро вышли на штурм из БЛ (4800) около 2.30 утра. Так же бодро поднялись сразу в Лагерь 2 (6000). На это ушло около 7-8 часов. После 10 утра мы уже были в лагере в своей палатке RedFox. Днём было нестерпимо жарко. Мы решили оставить свои пуховые полукомбезы в Лагере 2 (ошибка! Тёплых восьмитысячников не бывает). К вечеру по лагерю прошёл слух, что тройка альпинистов сорвалась на гребне Броуда. Потом, правда, выяснилось, что сорвался один человек - англичанин и улетел в сторону Китая…
20 июля вышли пораньше, чтобы не по жаре идти - около 4 утра. Часов за 5 дошли до Лагеря 3 (7000). Эта часть пути в техническом плане мне показалась полегче, чем предыдущие переходы - тоже достаточно крутые перильные участки, но больше по снегу. Но и тут лагерь стоит на крутом склоне - без кошек ходить между палатками опасно. По пути встретили польских альпинистов из нашего лагеря - они уже спускались после удачного восхождения в предыдущий день. Вообще многие спускающиеся говорили, что лучше не ходить - перил после кулуара (7800) в этом году нет + очень опасные карнизы и опасный длинный вершинный гребень.
В лагере мы встретили Исрафила, который в эту ночь готовился к восхождению, и Саулюса, который сходил на вершину, но на это у него ушло более 26 часов (говорит, почти не ел и не пил и сильно ослаб на спуске). В среднем на вершину Броуда из Л3 в Л3 ходят за 16-24 часа. Для сравнения на Эвересте из штурмового лагеря в штурмовой ходят часов за 8-12, но не остаются в штурмовом, а спускаются до 6400 приблизительно. Тут же практически все еле доползают после вершины до штурмового и ночуют здесь опять.
На штурм выходят обычно в 7-10 вечера. Мы в Алексом решили выйти около полуночи, надеясь на кислород. Мы хотели сделать некий «финт ушами» - приехали поздно и сделали только один акклиматизационный выход до 6000 (понадеявшись, что недостаток акклиматизации сможет покрыть кислород). Все же остальные сделали по 2-3 выхода с ночёвками на 7000 м.
Легли спать около 19.00. И тут началось…"
Дни 19-23. 19-23 Июля. Часть 2
"Как только я немного засыпала, начинался страшный бред, от которого я тут же просыпалась и уже боялась снова заснуть, чтобы не попасть вновь в этот ужас с раздвоением или даже растроением личности. Всё-таки отёк мозга меня догнал. Не удивительно - первая ночь на 7000, а до этого только одна на 6000 - маловато для меня.
В полночь зазвенел будильник. Есть совсем не хотелось, только мучала невыносимая жажда. Кое-как я собралась - кажется, на это ушла вечность. Взяли по два баллона кислорода, включили на 2 литра и пошли. Рюкзаки получились кг по 10. Но мне мой казался жутко тяжёлым. Я еле шла. Минут через 40 я сказала Саше, что не дойду в таком состоянии. Так как изначально мы договорились, что если один поворачивает, то и второй тоже, Саша не стал сильно меня уговаривать и тоже повернул со мной вниз.
Какое же это было счастье улечься в тёплый спальник, врубить кислород и проспать до самого утра, пока солнышко часов в 9 не осветило палатку. Завтрак тоже показался мне божественным. В качестве эксперимента впервые купили на восхождение российские сублиматы «Здоровая еда» - понравилось, что можно сразу заливать кипятком без использования посуды. С удовольствием ели в верхних лагерях их гречку с мясом, ризотто с курицей, крем-борщ. А в это утро случайно обнаружили упаковку творога - зашёл «на ура!»
В общем чувствовала я себя хорошо. Для закрепления результата прогулялась выше метров на 200-300 - самочувствие и скорость нормальные. Спустившись, обсудила с Сашей планы. Решили сделать этой ночью новую попытку.
И тут опять началось… по лагерю засуетились чилийцы - стали собирать добровольцев на спасы…
Точнее, началось, как выяснилось, гораздо раньше. Далее моя версия событий из рассказов очевидцев".
Дни 19-23. 19-23 Июля. Часть 3
"Около 2-3 ночи (когда мы с Алексом делали попытку выхода) на высоте 7800-7900 канадец Энди, идущий на штурм, встретил румына, который уже вторую ночь проводил на этой высоте. Энди дал ему всю свою воду и еду и прекратил своё восхождение. Около 4 утра почти на той же высоте румына обнаружил Исрафил и чилийская пара. В итоге Исрафил принял решение спускать румына и прекратить свою попытку восхождения. Исрафил меня давно поражает своими потрясающими человеческими качествами - готовность прийти на помощь, глубокая порядочность и корректность во всем. В итоге Исрафил довольно успешно спускал румына в одиночку до высоты 7300-7400. В 10 утра по связи он нам сообщил, что спускает Джорджа, но на вопрос Саши, нужна ли помощь, сказал, что нет и что через час-два будут в лагере. Потом связь пропала.
Около 15.00 в лагерь 3 пришёл изможденный Исрафил и рассказал, что последние 5-6 часов он сражался с румыном - пытался дать кислород, который снизу поднесли, но тот отказался. Пытался дальше спускать пострадавшего, но тот впал в неадекватное состояние. В общем история стала немного напоминать «Чудо на Эвересте» - случай с Линкольном Холлом в 2006 году в нашей экспе на Эвересте.
На этот момент с Джорджем остался Хорхе из Чили, но он тоже уже на пределе. Нужна помощь.
Мы с Алексом сказали, что готовы идти. Я, честно говоря, думала, что сейчас соберется группа из высотных портеров и крепких альпинистов. Но в итоге выяснилось, что готовы идти только трое - мы с Алексом и Магда (польская альпинистка, кстати делавшая попытку штурма в эту ночь и поэтому уставшая). Остальные были совсем никакие после попытки штурма.
Магда меня восхитила - бежала впереди на помощь незнакомому альпинисту, хотя сама была сильно уставшая. Я бежала за ней, точнее мы ползли по склону как улитки. Но упорно. За мной чуть позже вышел Алекс. Через час вдруг погода резко испортилась - подул сильный холодный ветер, началась метель. Я поняла, что легкомысленно отнеслась в спасам - легко оделась (выходили в 16.00, когда было ещё жарко)".
Дни 19-23. 19-23 Июля. Часть 4
"Часа через два показались две фигуры на склоне. Ближайший ко мне был Хорхе, который уже часов 5-6 провёл с румыном и был сильно уставший. Добравшись до румына, я дала ему воды и немного с ним поговорила. Вскоре подошёл Алекс и мы кое-как подняли Джорджа на ноги и начали вести вниз, он немного прошёл и сел. Хорошо, подошёл Хорхе и стал тоже помогать. Вдвоём с Алексом они очень медленно стаскивали румына. Вскоре снизу подошёл ещё один чилиец. Втроем спуск пошёл чуть быстрее. Я шла впереди и помогала с перестежкой, иногда поила Джорджа чаем. От декса и кислорода он отказался …
В общем эта история со спуском продолжалась часа 3. Уже в темноте мы пришли в лагерь, где другие чилийцы тепло нас встретили, уложили румына в палатку и долго нас благодарили за спуск их товарища…
В этой истории меня поразило поведение чилийцев. В принципе Джордж не был их товарищем, но они купили тур у одной компании и сидели с ним в БЛ за одним столом. Однако, они сделали все, чтобы спасти его.
Кстати, история на этом не закончилась.
Понятно, что в эту ночь ни на какое восхождение мы уже не пошли. Да и идя на спасы, я уже понимала, что вряд ли у меня будут силы на штурм. Утром Исрафил пришёл к нам поговорить о планах. Он был решительно настроен на ещё одну попытку. Мы же, немного посовещавшись, отказались. Я точно не чувствовала в себе сил, да и мотивация как-то пропала… Мы отдали Исрафилу остатки еды и перекусов, решив, что за несколько часов и без еды спустимся, и около 11 утра начали спуск.
А в это же время группа чилийцев взялась спускать румына дальше - Вертолет на такую высоту не летает.
Посмотрев, что румына спускают 5-6 мужчин, я решила, что мне там нечего толкаться и пошла вперёд. Через 2 часа уже была в Лагере 2. У меня была робкая надежда, что Алекс не станет опять геройствовать - вчерашних спасов достаточно, и скоро меня догонит. Но, конечно, этого не случилось. Прошло 2 часа, я топила воду, потом ещё два, ещё три… все надежды на спуск в БЛ и комфортную ночевку таяли".
Дни 19-23. 19-23 Июля. Часть 5
"К 7 вечера в лагерь 2 совершенно уставший спустился Алекс. Оказалось, что он принял самое активное участие в спуске пострадавшего. Проходившие мимо чилийцы, тоже вымотанные до предела, благодарили Алекса и называли своим учителем.
Алекс сказал, что дико устал и хочет остаться ночевать в Лагере 2. Я же стала уговаривать его спуститься в БЛ, уверяя, что за 2-3 часа мы это сделаем даже по темноте. В итоге часа за полтора в темноте мы спустились в Лагерь 1 и поняли, что дальше идти нет сил и опасно (нижняя часть больше всего камнями пробивается).
В общем переночевали в Лагере 1 и рано утром 23 июля спустились в БЛ. По дороге тоже хватило приключений - веревки наполовину перетершиеся, вывалившиеся станционные крючья. А ещё в метре от Саши просвистел чемодан (Саша тут же вспомнил историю на Аконгакуа с девушкой, которой камнем оторвало ногу). Осколки этого камня и до меня долетели, но попали по рюкзаку и несильно…
К завтраку мы уже были в лагере. В тепле и уюте. К вечеру этого дня Джордж тоже спустился в базу в сопровождении героических латиноамериканских альпинистов и нескольких портеров, которых Акбар послал наверх.
Вечером был устроен праздничный ужин и барбекью в честь восходителей и чудесного спасения. Все было прекрасно. Только одно тревожило - как там Исрафил идёт один к вершине в эту ночь? Вроде никто больше в эту ночь на штурм не собирался…
P.S. - вчера утром 25 июля Исрафил уже в БЛ - вчера поздно вечером спустился!!!"
|