Автор: Маргарита Чистякова, г.Москва

Отчет о горном маршруте 2 к. с. по З. Кавказу совершенном группой в период с 4 по 25 августа 2020 года.

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Проводящая организация: «Турклуб Муми-тролль» ГБОУДО ДТДМ «Неоткрытые острова» г. Москвы

Место проведения туристского маршрута: Россия, Карачаево-Черкесская республика, Западный Кавказ

Общие справочные сведения о маршруте

Дисциплина маршрута (вид туризма)

Категория сложности похода

Протяженность активной части похода, км

Продолжительность, дней

Сроки проведения

общая

активная часть

горный

2 к.с.

92,5 км (111 км с учётом коэффициента 1,2)

с «4» по «25» августа 2020 года

Подробная нитка маршрута

Москва - Мин. воды - а/л Узункол - Радиальный выход на ночевки под пер. Сев Доломит. - ущ. Кичкинекол - Радиальный выход на ледник ср. Кичкинекол - Радиальный выход под перевал М. Кичкинекол - Доломитские озера - Радиальный выход на пер. Южный Доломит (1А,3300) - ущ. Мырды - пер. Актюбе (1Б,3315) - пер. Актур Западный (1Б, 3420) - ущ. Джалпакол - ущ. Гондорай - оз. Уллукель - пер. Дырявый (1Б, 3246) - пер. Искровцев (1Б, 3356) - ущ. Рынджи - пер. Саламандра (1Б, 3100) - т/б Глобус - Минеральные воды - Москва

Обзорная карта региона с указанием маршрута

схема маршрута МАСШТАБ: 1 клетка - 2 км.

ОБОЗНАЧЕНИЯ:

Желтые стрелки - заезд и выезд.

Красная линия - нить маршрута.

Красные треугольники и даты - реальные места ночевок.

Синие треугольники и даты - запланированные места ночевок, отличия от реального маршрута. Зеленые крестики - перевалы.

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятствия

К/с

Характеристика препятствия

Путь и способ прохождения

Перевал Южные Доломиты Высота 3300 (радиально)

Ведет из д.р. Кичкинекол в д.р Чунгур-Джар Характер - осыпной

Подход: тропа по травянистым и осыпным склонам Подъем: по осыпному склону и скально-осыпным полкам в обход скальных сбросов справа по ходу

Спуск: по снежно-осыпному кулуару

Перевал Ак-тюбе Высота 3315.

Ведет из д.р. Мырды и д.р. Актебе Характер - снежноледовый-скальный

Подход: по тропе по правому берегу д.р. Мырды, затем траверсом левого склона долины в обход бараньих лбов сверху под ледник Мырды Подъем: по открытому леднику, в кошках, далее преодоление бараньих лбов по осыпным полкам выход в предперевальный цирк, подход под перевальный взлет по пологому открытому леднику. Перевальный взлет - скально-осыпной кулуар, в верхней части скальная плита 20 м, 40 гр, перила. Спуск: пооткрытому леднику держась ближе к его правому краю, в кошках, затем по моренным валам правого борта долины

Перевал Актур Западный Высота 3420

Ведет из д.р Актебе в д.р. Джалпакол Характер - скальноосыпной

Подход: траверсом травянистого левого склона д.р Ак-Тюбе.

Подъём: по руслу ручья, далее по скальнотравянистому кулуару, затем по средней осыпи, на последних участках - простым лазаньем по полкам. Спуск: по крутому скальному склону (20 м, 70 гр) - перила, далее по открытому леднику в кошках в обход бараньих лбов правее по ходу, затем по моренным валам левого борта долины в висячую долину Джалпакол

Перевал Дырявый Высота 3246

Ведет от озеру Уллукель из д.р. Трехозерная Характер - скальноосыпной

Подъем: от озера Уллукель по моренным валам, далее по крутому средне-осыпному склону по скальным полкам справа от седловины

Спуск: по крутому скально-осыпному кулуару ( 40 м, 70 гр) - перила, далее траверсом осыпного склона цирка на право в сторону пер. Искровцев

Перевал Искровцев Высота 3356

Ведет из д.р. Трехозерная в д.р. Даут

Характер - осыпной

Подъем: по крутому осыпному склону с участком снежника

Спуск: по крутому осыпному склону к озеру, далее по тропе вдоль ручья

Перевал Саламандра Высота 3100

Ведёт из д.р. Даут в д.р. Махар-Су Характер-скальноосыпной

Подход: по травянистому склону правого борта д.р Даут на высокий гребень и по нему подъем выше бараньих лбов выше уровня языка ледника Даут до озера на скальных полках.

Подъем: по пологим скальным плитам, затем траверсом по разрушенным скалам выход на седловину.

Спуск: по осыпи, затем по травянистому сколу до последней террасы, от туда по тропе траверсом левого борта д.р. Махарсу до слияния трёх ручьев реки Трехозерная.

Состав туристской группы

1 ГУ Кавказ

Фотограф

Фото группы

Слева направо: Святослав Богданец, Никита Марин, Максим Новохатский, Мария Колдунова, Анастасия Матвеева, Маргарита Чистякова, Дарья Васильева

Сведения о МКК, рассмотревшей отчет с указанием кода-шифра

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ

ОБЩАЯ ИДЕЯ ПОХОДА И ОСОБЕННОСТИ

Смысловая идея похода

Мы придумали этот маршрут по прекрасному Приэльбрусью, исполненный невероятных видов и многообразия природы, чтобы наконец вдохнуть полной грудью свежий горный воздух, обгореть под лучами палящего горного солнца, насладиться красотой гор и, конечно же, поддержать и даже улучшить навыки хождения в горах и технической работы на интересных перевалах, которые мы собрались пройти на маршруте. Этот поход был буквально побегом из карантинной Москвы.

Составляя маршрут, выбирая интересные пути и перевалы, мы ориентировались на следующую структуру:

Есть две ключевые точки - альплагерь Узункол и турбаза Глобус(д.р. Учкулан). В эти места удобно добираться, там можно остановиться, помыться, оставить заброску.

Также есть три этапа-элемента маршрута:

1. Акклиматизация, кольцо из Узункола.
  2. Переход из Узункола в Глобус.
  3. Кольцо из Глобуса.

Особенности и оценка новизны

Район очень хорошо изучен туристами. Однако хотелось добавить в поход немного новизны, поэтому мы включили в маршрут довольно малохоженый перевала Западный Актур, на который в интернете довольно сложно найти актуальные описания, что делает его непростым для прохождения. Сложность представляет конкретно подъем по южному склону, на котором сложно найти путь на седловину. Однако у нас были фотографии перевала и очень опытный руководитель, ходивший этот перевал. Это дало нам основания попытаться пройти перевал и составить на него актуальное описание.

ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Подъезд и выезд

В связи с пандемией, мы решили минимизировать количество контактов во время доезда до начала маршрута, поэтому решили лететь на самолете до Минеральных Вод. Билеты тудаобратно стоили около 12 000 с человека с багажом.

Доезд до альплагеря Узункол, выезд с турбазы Глобус и доставку забросок мы заказывали в туристическом агентстве Вертикаль. Сайт: vertikal-mt.ru

Погранпропуска

Эта же фирма занималась оформлением пропусков в пограничную зону и покупала нам газ, который нельзя провозить в самолёте. Цена за пропуск по КЧР - 300 р/чел. По поводу пропусков ещё следует отметить, что их нужно оформлять сильно заранее, месяца за 1,5-2. Так же мы провели часа 2-3 на проверке погранпропусков на заставе в долине Узункол и в альплагерь приехали очень поздно, поэтому на данное мероприятие при большой группе нужно закладывать достаточное количество времени. В остальных случаях, при проверке пропусков только у нашей группы в верховьях у нас уходило минут 10-15.

Всю актуальную информацию по ценам, срокам и т.п. можно получить, связавшись с представителями фирмы Вертикаль по контактам на сайте.

Информация о турбазах, проживании и забросках

Т/Б «ГЛОБУС»

Цены на услуги: хранение сумки - 50 руб./день за каждую сумку, стоянка - 100руб./день за человека, баня - 100руб./чел. Также на турбазе имеется магазин, где по приемлемым ценам можно купить сладости, консервы, крупы, изделия из шерсти. Кроме того, можно заказать хычины, мясо, айран. В получасе ходьбы есть источник нарзана. На соседней турбазе имеется платный вайфай. Мобильной связи нет. А/Л «УЗУНКОЛ»

На территории альплагеря расположены несколько жилых домиков, кафе-бар с wi-fi после 8 вечера, душевая, баня, музей альпинизма. Говорят, иногда есть связь, надо встать на холм из строительных блоков рядом с р.Узункол, не проверяли.

Стоимость размещения на территории лагеря - 350 руб./день с человека. Стоимость хранения заброски - 500руб./день с сумки. Стоимость посещения бани - 1000руб. с пяти человек.

Изюминка бара, главная прелесть: хычины (130 руб), дюшес (60 руб). Неподалеку от альплагеря есть естественный скалодром.

АВАРИЙНЫЕ ВЫХОДЫ С МАРШРУТА И ЕГО ЗАПАСНЫЕ ВАРИАНТЫ

Запасные варианты

• Вместо пер. М. Кичкинекол (1А, 3200) - д.рЧунгурджар - пер Юж. Доломит( 1А, 3300), пер Юж. Доломит радиально.
  • Вместо пер Актур Зап, спуск по долине реки Индрюкой и Гондорай.
  • Вместо пер Саламандра (1Б,3100) и Искровцев(1Б, 3350) - подъем под пер. Дырявый со стороны д.р. Махар-су

Аварийные выходы

С любого места на маршруте, кроме участка пер. Искровцев - пер. Саламандра можно беспрепятственно спуститься до т/б Глобус либо а/л Узункол, просто спускаясь вниз по долине в которой мы находимся.

На участке пер. Искровцев-пер. Саламандра, если мы находимся под одним из этих перевалов, потребуется перейти через него в сторону долины Махар-су и спуститься к т/б Глобус. Если мы находимся в урочище Рынджи, можно как перейти через Искровцев или Саламандра, так и спуститься по долине реки Даут к одноименному населенному пункту.

ИЗМЕНЕНИЯ МАРШРУТА И ИХ ПРИЧИНЫ

1) В начале маршрута

Радиальные выходы на перевалы Малый Кичкинекол и Южный Доломит вместо кольца. Это связано с тем, что наш маршрут в этой части проходил параллельно с менее опытной группой нашего клуба. Наш руководитель, как более опытный, оценив уровень этой команды во время первых двух дней, решила, что мы должны подстраховать ее во время подъема на их первый перевал Южный Доломит. В результате мы решили идти этот участок маршрута вместе.

2) В середине маршрута.

Смогли пройти перевал Актур Зап. на следующий день после перевала Ак-тюбе, без подхода. 3) Последнее кольцо маршрута.

Мы прошли финальное кольцо (перевалы Дырявый, Искровцев, Саламандра) в обратном направлении.

Это связано с тем, что, исходя из снежно-ледовой обстановки, мы предположили, что перевальный взлет пер Дырявый в сторону реки Трехозерная, может быть слишком сложен для нашей группы, если идти его на подъем.

Кроме этого мы хотели заручиться поддержкой, идущей параллельно с нами более опытной команды.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

Москва - Минеральные воды

Минеральные воды - а/л Узункол

авиа авто

Радиальный выход на ночевки под пер. Сев Доломит.

Выход в долину реки Кичкинекол + радиалка на ледник Б. Кичкинекол

пеш

Подход под пер малый Кичкинекол.

пеш

Пер. Малый Кичкинекол (1А, 3200)

Южные Доломиты (1А,3300) Спуск в а/л Узункол

пеш

ДНЕВКА в а/л Узункол Скальная тренировка.

Переход на стоянки Березки

пеш

Снежно-ледовая тренировка на л. Мырды Переход на стоянки Мырды.

Пер. Ак-тюбе (1Б,3315)

пеш

Подход под пер. Актур Зап.

пер. Актурзап. (1Б, 3420) Спуск в д.р. Джалпакол

пеш

Спуск в долину Гордорай, ПОЛУДНЕВКА.

7,5

Москва - Минеральные Воды

Минеральные Воды - а/л Узункол

Самолёт Авто

Радиальный выход под пер. Сев Доломит.

+945 -945

+405 -1390

4.5ч

Ясно, переменная облачность

ДНЕВКА в а/л Узункол Скальная тренировка.

Переход на стоянки Березки

+310

Пеш

Ночь: гроза утро: облачно день, вечер: облачно, небольшой дождь

Переход на стоянки Мырды, Снежно-ледовая тренировка на л. Мырды.

+640 -210

15.5

+1333 -170

Пеш

Утро, день: ливень вечер: облачно

Связка перевалов Дырявый (1Б, 3246) и Искровцев (3350), спуск в ур. Рынжи

1.5

+435

Отсидка

Ночь, утро, день: дождь, туман вечер: облачно

Пер. Саламандра (1Б,

3100), спуск в т/б Глобус

+280 -1746

6ч 30м

Пеш

Переменная облачность, рано утром туман

23.08-

19-20

Запасные дни

т/б Глобус - Минеральные Воды

Минеральные Воды - Москва

Авто Самолёт

Итого активными способами передвижения

92.5 км (111 км с учётом коэффициента 1,2)

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ГРУППОЙ МАРШРУТА

Альплагерь Узункол - место нашей первой ночевки, сразу после приезда.

а/л Узункол

5.08 Радиальный выход под перевал Северные Доломиты

От альплагеря Узункол поднимаемся вверх по правому берегу долины реки Узункол по тропе. Пройдя ограду альплагеря, переходим через ручей и начинаем крутой подъем по тропе, забирая левее по х.д.

Через 40 минут крутого подъема вдоль русла высохшего ручья выходим из зоны леса на травянистую террасу. Здесь тропа становится менее явной, идем влево по х.д. к видимому перегибу гребня, в направлении г. Чатбаши. Преодолев перегиб, выходим в верховье долины реки, стекающей с перевала Северные Доломиты.

Тропа выводит к крупной осыпи и теряется. Преодолев траверсом осыпь, выходим в верхнюю часть левого борта долины, река видна далеко внизу, но чуть дальше за маленьким гребнем нахом ручеек. После привала возвращаемся в альплагерь тем же путем.

Привал под перевалом Сев Доломит

Подъем под перевал Сев. Доломит -3 часа 30 минут

Спуск в а/л Узункол-1 час Итого-4 часа 30 минут. ЧХВ Для ночевки переходим от а/л Узункол 10 мин вверх по левому берегу реки Узункол. Там у самого берега есть хорошие площадки под палатки в лесу с кострищем.

Ночевка на берегу реки Узункол

6.08 Выход в долину реки Кичкинекол + рад. выход к леднику Средний Кичкинекол

От стоянок на берегу реки Узункол в 7 минутах ходьбы выше альплагеря по левому берегу реки Узункол поднимаемся по хорошей дороге. Через 10 минут доходим до моста через Узункол и переходим его. После слиянии рек Мырды и Кичкинекол дорога превращается в хорошую тропу вдоль реки, лес кончается. Открывается вид на верховье долины Кичкинекол.

Долина реки Кичкинекол

Идём без набора высоты вдоль правого берега долины реки Кичкинекол. Проходим кош, от которого начинается подъем к Доломитским озерам, а мы идем дальше по тропе, отмеченной турами. Через 40 минут выходим в верховье плоской части долины реки Кичкинекол, встаем на ночевку на лужайке среди валунов и березок. Высота стоянок 2200.

Наши стоянки в долине реки Кичкинекол

Радиальный выход на ледник Средний Кичкинекол.

От ночёвок поднимаемся по хорошей тропе. Через 5 минут тропа уходит налево вверх в сторону ледника Средний Кичкинекол. На этом месте от основной тропы отходит еле заметная тропа в сторону ледника Большой Кичкинекол. Поднимаемся по хорошей тропе на ступень долины слева по ходу ручья, стекающего с ледника. После выхода на ступень тропа пересекает ручей. Далее выходим на гребень правобережной морены.

Через 1 час гребень становится менее выраженным, спускаемся на боковую морену. Доходим до ледника и идём 300м вниз (не спуская высоты!) до удобного для тренировки места с не глубокими трещинами. Проводим ледовую тренировку. Спуск по пути подъема, ночевка в прежнем месте.

Расчет времени:

От а/л Узункол до коша- 1 час

От коша до верховья плоской части долины-40 минут От начала долины до место стоянки (ночевок)- 1 час Радиалка:

От места ночевок догребеня правобережной морены- 1 час

От гребня правобережной морены до боковой морены-1 час

От боковой морены до ледника- 20 минут

Спуск до места ночевок- 1 час

Итого - 6 часов. ЧХВ

7.08 Выход под пер. Малый Кичкинекол

От стоянки идем сначала вниз по долине реки Кичкинекол. Примерно через 20 мин, не доходя до коша, поднимаемся по травянистому слону долины на тропу, поднимающуюся от дна долины косым траверсом в сторону долины ручья, вытекающего из цирка пер М. Кичкинекол. По этой тропе начинаем подъем в висячую долину под пер. Малый Кичкинекол .

Начало подъема под перевал М. Кичкинекол

Через 50 мин поднимаемся на первую травянистую террасу. В верхней части она упирается в пояс скал, который тропа обходит слева и через еще 40 мин выводит на поляну Крокусов - большей частью заросшее и задернованное озеро.

Подход под пер. М. Кичкинекол. Поляна крокусов

На поляне отличные места для палаток. Гуляем к озеру и водопаду в дальней части поляны. Далее продолжаем подниматься по тропе, которая обходит бараньи лбы с водопадом слева по ходу.

Выше бараньих лбов попадаем в пологую часть долины и тропе маркированной туриками еще через 1 час 20 мин выходим к озеру у быстро тающего ледника Малый Кичкинекол. У озера есть площадки.

Подход под пер. М. Кичкинекол. Путь к озеру под перевалом.

От места стоянок до первой террасы -1 час 20 минут

От первой террасы до поляны крокусов - 1 час 40 мин

От поляны крокусов до озера у ледника Малый Кичкинекол - 1 час 20 минут Спуск в лагерь - 2 часа

Итого - 6 часов 20 минут ЧХВ

8.08 Подход под перевал Южные Доломиты

От стоянок спускаемся вниз по долине реки Кичкинекол. Через 30 минут движения по хорошей тропе спускаемся к старому кошу. От коша вправо по х.д. круто вверх идет серпантином явная вытоптанная тропа.

Начало подъема к Доломитским озерам.

Через полтора часа крутого подъема выходим на безводную террасу, а после следующей ступени через 40 минут выходим в висячую долину реки, стекающей из Доломитских озер.

На протяжении всего подъёма по долине доступа к воде нет. Преодолев еще одну ступень, проходим следующую террасу за 40 минут. Далее продолжаем подъем по осыпной ступени. В определённый момент тропа теряется среди осыпи, однако легко находиться по турикам.

Выходим к первому Доломитскому озеру, обходим его справа по х.д., поднимаемся вдоль ручья и выходим к второму Доломитскому озеру, обходим его также справа по х.д. и встаем на ночевку на его плоском берегу. Высота стоянок - 3080.

Среднее Доломитское озеро

От стоянок до коша - 30 минут

От коша до безводной террасы - 1 час 30 минут

От безводной террасы до висячей долины реки - 40 минут

От висячей долины реки до следующей террасы - 40 минут

От террасы до место ночевок - 2 часа 40 минут

Итого - 5 часов. ЧХВ

9.08 Радиальный выход на перевал Южные Доломиты (1А,3300)

От ночевок поднимаемся по мелко-осыпному склону на осыпную террасу с озером, которое обходим слева по ходу. Далее забираем левее, в обход бараньих лбов, и по крутому скальноосыпному склону плотной группой выходим на узкую скальную седловину.

Вид с седловины пер Южный Доломит на Доломитские озера.

Спускаемся в лагерь другим путем. Непосредственно от седловины прямо вниз по линии падения воды по снежно-осыпному кулуару. В самой нижней его части уходим вправо и по осыпному склону подходим к верхнему озеру. Далее идем по пути подъема.

Снимаем лагерь и по пути подъема за 3 часа 15 мин спускаемся к а\л Узункол. Ночуем на месте нашей прежней стоянки.

Расчет ходового времени:

От место ночевки до перевала Южные Доломиты- 2 часа 35 минут От пер. Южные Доломиты до а/л Узункол-1 часа 15 минут.

Спуск в а\л Узункол 3 часа 15 мин

Итог - 7 часов 05 минут. ЧХВ

10.08 Дневка в а/л Узункол

Дневка. Снятие заброски. Скальная тренировка.

11.08 Переход на стоянки Березки

От места стоянок идём по хорошей дороге вверх по левому берегу р.Узункол до слияния рек Кичкинекол и Мырды. Поворачиваем направо и продолжаем движение по хорошей дороге по левому борту д.р.Мырды. Через некоторое время дорога превращается в хорошую тропу. В нижнем течении река Мырды разбивается на протоки, образуя островки и заливные луга. Доходим до коша, переходим реку по мостам через островок. Продолжаем движение по правому берегу р. Мырды, затем легко преодолеваем небольшой каменный завал вдоль реки по проложенным деревянным мосткам и наконец подходим ко второму кошу, у которого по хорошему новому мосту переходим правый проток р. Мырды (в этом месте р. Мырды разбивается на два основных протоки, протекающих близко к берегам долины, образуя посередине широкий заливной луг). Пересекаем луг, примерно через 300 метров находим узкое и мелкое место левого протока и переправляемся вброд на левый берег р. Мырды.

Вдоль левого борта долины доходим минут за 40 до сухих стоянок среди березок и валунов у прозрачного ручейка - одного из протоков Мырды. Ночуем на травянистой лужайке рядом с множеством ручьем. Высота стоянки - 2240.

Ночевка в долине реки Мырды

От а/л Узункол до моста - 1 час

От правого берега реки Мырды до перехода на левый берег Мырды- 1 час 20 минут

От перехода на левый берег до стоянок- 40 минут

Итого - 3 часа. ЧХВ

12.08 Переход на стоянки Верхние Мырды.

От стоянок березки идем по травянистому склону справа от ручья по х.д. в какой то момент видим осыпь из кулуара справа по ходу движения, подходящую в самому русло реки. За ней по ходу движения по орографически левому берегу долины тянется гряда бараньих лбов. Тропа пролегает над бараньими лбами и, чтобы выйти на нее, нужно подняться по вышеописанной осыпи. На подъеме мы не нашли тропу, пройдя мимо осыпи.

Далее по ходу движения траверсом по склону, покрытому кустарником мы поднялись под бараньи лбы. На окончании гряды бараньих лбов, где долина поворачивает, забираем вверх и поднимаемся по крутому моренному карману, после чего выходим к небольшой террасе, на которой располагаются Верхние Мырдынские ночевки, где ставим и лагерь. Высота 2530 м. От ночевок идем к леднику Мырды на ледовую тренировку.

От места стоянок до бараньих лбов- 2 часа

От бараньих лбов до Мырдынских ночевок-часа

Итого - 4 часа. ЧХВ

13.08 Перевал Ак-тюбе (1Б,3315)

Подъем в 3 утра, выход в 5. Начинаем подъем от стоянок по тропе по травянисто-осыпному гребню, ближе к леднику тропа начинает спускаться к языку ледника (30 мин). Дойдя до ледника, надеваем кошки.

Идем по середине пологого открытого ледника ближе к его левому краю.

Видим по ходу движения две ветви ледника: одна поворачивает налево в сторону в. Кирпич, другая в сторону в Гвандры. Перевал Актюбе расположен еще правее. Самый удобный путь к нему идет по ступенчатому бараньему лбу.

После подъема по ступенчатому бараньему лбу, открывается вид на небольшой кусок ледника и бараньи лбы, которые тянутся с орографически левого борта цирка. Отсюда уже виден перевал Ак-тюбе и стекающий с него ледничок.

К перевалу ведет перевальный взлет с осыпным кулуаром. С ледника, двигаясь по направлению к перевалу, выходим на скальную площадку.

Далее взбираемся на перевал в самой левой части кулуара по скально-осыпным полкам и последние 20 метров по крутой наклонной скальной плите (20 м,40 град). Первые поднимались свободным лазанием, а для остальных крепились перила за скальный выступ. Оказались на перевале в 9 утра. Седловина узкая, скальная, есть турик.

Седловина перевала Актюбе.

С седловины спускаемся по мелко-осыпному склону (20 град, 20метров) до пологого открытого плато ледника Гвандра. Надеваем кошки. Пересекаем ледник на юго-запад, держа направление ближе к его правому краю, и выходим к большой желтой скале.

Далее сходим с ледника к озеру, и оттуда видим тропу.

Тропа идет по правому борту долины высоко над рекой. Идем по ней до ручья, стекающего с перевала Ак Южный, там и находим пологое место для стоянок: небольшая травянистая площадка на правом склоне д. р. Актебе высоко над рекой, в 20м от ручья, стекающего с перевала Ак Южный. Ночуем на травянистой площадке. Высота стоянки 2620.

Вид на массив Гвандра с места ночевки

От места стоянки до языка ледника -30 минут

От языка ледника до бараньих лбов - 1 час 30 минут

От бараньих лбов до пер. Ак-тюбе - 2 часа

От пер. Ак-тюбе до стоянок- 1 час

Итого - 5 часов. ЧХВ

14.08 Перевал Актур Западный (1Б, 3420)

Выход в 6:30. Идем 50 мин вниз по долине траверсом крутого травянистого склона, обходя сверху скальные выступы, до ручья, стекающего с перевала З. Актур.

Начинаем подъем к перевалу по руслу ручья.

Через 1 час и 30 минут на развилке идем левее по руслу пересохшего ручья, обходя слева по х. д. отвесные скальные выступы, с которых водопадом стекает наш ручей.

Через 100м продолжаем подъем по уходящему направо по х. д. скально-травянистому кулуару, который выводит нас обратно к первоначальному ручью.

Поднявшись по его руслу за час, выходим на широкое пологое среднеосыпное поле.

Держась левее его центра, поднимаемся на седловину ложного перевала З. Актур за 1 час 30 минут. Седловина широкая, среднеосыпная, возможна ночевка.

Спуск отсюда по отвесным скалам представляется слишком сложным. Истинный перевал находится в этом же хребте, левее ложного перевала по х. д., за скальной вершинкой. Продолжаем путь на нужный перевал, идем 30 мин траверсом налево по х. д. по средней осыпи до крутого осыпного кулуара с перевала З. Актур. Пересохшее русло, по которому мы ранее поднимались, является продолжением этого кулуара. Взбираемся на перевал по скальным полкам простым лазанием по правому по х. д. борту кулуара за 40 мин.

Оказались на перевале в 14:30, седловина узкая, скальная, на левой по х. д. скале памятная табличка. На спуск с перевала вешаем 20 м перил за скальный выступ, используя расходную петлю.

Спускаемся по вертикальному скальному склону на открытый ледник со скал сильно сыпет, поэтому уходим правее.

Далее спускаемся по ледовому склону крутизной 200 правее пройденного перевала до бараньих лбов за 30 мин. Спуск в д. р. Джалпакол преграждает широкий пояс скальных сбросов. Чтобыего обойти, уходим вправо по покровной морене ледника Актур, с выходами скал. Через 1,5 часа спускаемся на моренный вал и по средней осыпи спускаемся за 40 мин на песчаную террасу с озерком, высота 2850.

Отсюда видна плоская висячая долина с заливными лугами и разливом реки Джалпакол, протяженность около 200 м. спускаемся до начала этой террасы по левому берегу по моренному валу за 30 мин.

У слияния с чистым ручьем в самом начале висячей долины встаем на ночевку в 18:15, высота 2600.

От место ночевок до русла реки - 50 минут

От моренного вала до место ночевок - 30 минут

Итого - 8 часов 50 минут. ЧХВ

15.08 Спуск в д.р. Гондарай

На следующий день продолжаем спуск по левому берегу. В конце висячей долины начинается пояс бараньих лбов, которые легко обходятся. За ними выходим на тропу, по которой спускаемся до моста у коша за час, высота 2200. Долина в этом месте представляет собой длинную травянистую террасу, есть много мест для ночевок, растет черника с малиной. По мосту переходим на правый берег реки Джалпакол. Тропа переходит в дорогу, которая после окончания террасы спускается в д. р. Гондарай крутым серпантином по сосновому лесу. Через 30 мин спускаемся в д. р. Гондарай, по хорошему мосту переходим на ее левый берег, откуда по дороге спускаемся в т/б Глобус, перейдя реку Махар-Су по мосту. Ночуем в турбазе Глобус. 1670м.

От места ночевки до турбазы Глобус - 2 часа

Итого - 2 часа. ЧХВ

16.08 Дневка на т/б Глобус

17.08 Подход под перевал Дырявый

С утра непогода, дождь. Выходим в 9:00..

От т/б Глобус идём вниз по долине Учкулан по дороге по левому берегу. Через полчаса дорога переходит на правый берег и продолжает идти по нему. Ещё через 45 минут мы проходим поворот в ущелье Кичкинекол. Здесь перехода на другой берег реки нет, поэтому приходится делать крюк, то есть спуститься по Учкулану ещё полчаса и вернуться обратно уже по левому берегу.

Подъём начинается от большой поляны со стоянками. Идем по хорошей тропе по левому берегу реки Кичкинекол. Тропа идёт вдали от русла по крутому склону через лес. Через 1 час 10 минут лес заканчивается и мы выходим на пологую открытую часть долины. Далее тропа идёт по дну долины вдоль берега. Продолжаем идти по тропе, которая начинает подниматься на очередную ступень долины, и за 50 минут доходим до нижних озёр Гитче-Кёль. Обходти озера справа по ходу и забираемся на последнюю ступень, выводит нас к последнему большому озеру -Уллу-кёль.

Проходим по тропе справа по ходу от озера и на дальнем его краю, недалеко от впадения в него ручья из цирка перевала Дырявый, встаем на ночевку. От предыдущего - 45 минут. Высота 2825 м.

От т/б Глобус до начала подъёма по Кичкинеколу - 2 часа 30 минут

По долине Кичкинекол до озёр Гитче-Кёль - 2 часа 45 минут

От озера Гитче-Кёль до озера Уллу-Кёль - 45 минут

Итого - 6 часов. ЧХВ

18.08 Перевал Дырявый (1Б, 3246) и перевал Искровцев (1Б, 3350)

Перевал Дырявый находится на юго-западе от озера озераУллукель. От ночёвок на озере Уллукель перевал Дырявый не виден, его преграждает скала. Обходим её справа. Отсюда перевал Дырявый виден: узкая седловина левее жандарма с дырой. Идём по средней осыпи без тропы. Подходим под перевальный взлет по моренным гребням за 1.5 часа. Перевальный взлет представляет собой покровную морену с живыми камнями крутизной до 30. Верхнюю часть перевального взлета проходим по скалам справа. Преодолеваем взлет за 40 минут и вылезаем на седловину.

Седловина узкая, скальная. Отсюда виден перевал Искровцев: седловина на западе от перевала Дырявый. К нему ведет крутой скально-осыпной взлет. Спуск представляет собой скальный крутой кулуар. На спуск вешаем 2 веревки 50м перил. Крепим перила на скальном выступеСнимаем перила с помощью оставления расходных петель. Последний спускается по двойным перилам. После спуска по веревкам, когда кулуар начинает выполаживаться, резко уходим траверсом вправо, так как спуск вниз камнеопасен.

Поднимаемся по осыпи, через 30 минут обходим скальные сбросы справа по ходу и поднимаемся на ступень долины. Оттуда идём левее по пологому снежнику. Последний участок перевального взлета преодолеваем за 10 минут несложным лазанием. Он представляет собой скально-осыпной склон крутизной до 30.

Седловина Искровцев средней ширины, скальная, спуск начинается от её правой части. С перевала видно озеро Искровцев. Спускаемся к нему 25 минут плотной группой. Путь спуска представляет собой крутой осыпной склон. Последний участок до озера - подъем на гребень морены, откуда спускаемся к озеру, у которого организуем перекус.

Озеро Искровцев

От озера спускаемся к ручью Искровцев. Идём вдоль правого берега ручья. Через 25 минут выходим на травянистую террасу, с нее ручей обрывается водопадом.

Дальнейший спуск справа труднопроходим, поэтому переходим ручей. Спускаемся 15 минут по травянистому склону. Снова переходим ручей и спускаемся к реке Даут. Идём вниз 5 минут до скальной пробки, по которой переходим реку. От пробки траверсом склона вниз идёт тропа, начало которой отмечено туром. Тропа теряется, местами спускаемся по травянистому склону к слиянию рек Даут и Рэнджи. Через 15 минут спуска доходим до Теплого озера, рядом с которым заночевали, на высоте 2419 м.

Расчетное ходовое время:

От ночёвок до пер. Дырявый - 2 часа 20 мин.

Спуск с Дырявого - 2 часа.

Переход на Искровцев - 2 часа 10 мин.

Спуск к озеру Искровцев - 50 мин.

Спуск до тёплого озера Рынджи - 1 час 30 мин

Итого - 8 часов 50 минут. ЧХВ

19.08 Полудневка в урочище Рынджи. Подход под ледник Даут.

От Теплого озера поднимаемся к леднику Даут вдоль левого берега реки Даут по травянистому склону, местами появляется еле заметная тропа.

Теплое озеро в долине реки Даут.

Через 30 минут доходим до озера под нависающим языком ледника Даут. На берегу озера у истока реки Даут, на ее левом берегу находим ровные каменистые площадки и встаем на ночевку, высота 2700. Вода в озере и реке мутная, поэтому за питьевой водой ходим к чистому ручейку, стекающим водопадом с ледника на левом берегу даутского озера, в 50 метрах от стоянки.

От место ночевок до озера Даут - 1 час

Итого - 1 час. ЧХВ

20.08 Подход под перевал Саламандра.

Выходим в 10:00, чуть ниже истока р. Даут переходим на правый берег по камням. Даутское озеро окружают отвесные скалы, подъем по ним не представляется возможным, поэтому для их обхода мы немного спускаемся по правому берегу р. Даут, не доходя до ее первого притока, и практически перпендикулярно реке поднимаемся по крутому травянисто-осыпному склону (2030 градусов) гребня бокового отрога плотной группой за 20 минут.

Затем по скально осыпному склону такой же крутизны выходим на сам гребень за 30 минут и по нему продолжаем подъем параллельно леднику Даут.

Через 15 минут выходим на каменистое пологое плато и продолжаем движение по нему, отходя немного левее от линии скальных сбросов справа по х.д., местами появляются туры.

Через 40 минут, преодолев небольшой каменистый отрог, выходим к небольшому озерцу, вероятно, оставшемуся от стаявшего снежника. На его правом по х.д. Берегу находим ровные каменистые площадки и встаем на ночевку.

Отсюда хорошо виден весь цирк ледника Даут, видны вршина Даут, перевалы Даутская Щель и Узловой. Угадывается местонахождение перевала Саламандра.

Расчет ходового времени:

От места ночевок до скально осыпного склона - 20 минут От скально осыпного склона до гребня - 30 минут

По гребню до каменистого пологого плато - 15 минут

По пологому плато до место стоянок - 2 часа 45 минут

Итого 3 час. ЧХВ

21.08 отсидка

Отсидка из-за непогоды

22.08 Перевал Саламандра (1Б, 3100), спуск в Глобус

В день планируемого выхода на перевал нас накрыла непогода, вследствии чего мы устроили отсидку. Основная проблема отсутствие видимости. Однако за день до выхода мы сходили на разведку пути до перевала. Все прошло успешно, путь мы запомнили. Также увидели спуск с седловины, он не представлял сложности. Это позволило нам выйти на перевал на следующий день после отсидки, не смотря на отсутствия принципиальных улучшений погоды. Выходим в 8:40, идем плотной группой в тумане, видимость переменная. От места ночевки поднимаемся 15 минут по небольшому скально-осыпному отрогу выше озера вверх по склону. Далее выходим на гребень, по которому продолжаем движение косым траверсом вправо по х.д. в направлении нужного нам перевала.

Подъем на перевал Саламандра

Через 20 минут подходим к скальному перевальному взлету и поднимаемся на перевал простым лазанием за 10 минут.

Седловина перевала Саламандра

Оказались на перевале в 9:30, седловина скальная, узкая.

С перевала спускаемся по разрушенным скалам на каменистую террасу за 10 минут.

Спуск с перевала Саламандра в сторону д.р. Махарсу.

По ней движемся правее по х.д., обходя скальные сбросы. Спускаемся по левому борту д.р.

Кичи-Талычат по крутым травянистым склонам (20 градусов) с выходами скал вдоль ручья.

Через час, не доходя до границы леса, выходим на травянистую террасу, высота 2400. Дальнейший спуск по долине Кичи-Талычат преграждают крутые сбросы, поэтому мы уходим влево по хорошо заметной тропе в долину реки Трехозерная траверсом склона бокового отрога, отделяющим д.р.Трехозерная от д.р. Кичи-Талычат.

Продолжаем движение траверсом по тропе, через 30 минут доходим до места слияния трех истоков р. Трехозерной, легко переходим их и, пройдя мимо коша, продолжаем спуск по левому берегу реки по хорошей тропе. Через 40 минут спускаемся в д.р. Махар-Су.

Дорога в д.р Махарсу.

Далее продолжаем спуск по дороге по левому берегу плоской на этом участке долины р. Махар-Су. Через 20 минут доходим до погранзаставы, затем спускаемся за 30 минут по той же дороге до т/б Глобус, находящейся ниже слияния рек Махар-Су и Гондарай.

От место стоянок до скального взлета - 35 минут

От скального взлета до пер. Саламандра - 10 минут

С перевала на каменистую террасу - 10 минут

От каменистой террасы до травянистой террасы - 1 час

От травянистой террасы до места слияния трех истоков р. Трехозерной- 3 часа 40 минут

От места слияния трех истоков р. Трехозерной до погранзаставы - 1 час 25 минут

От погранзаставы до т/б Глобус - 30 минут

Итого - 6 часов 30 минут. ЧХВ

ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ НА МАРШРУТЕ

пер. Актур западный

На перевал крайне сложно найти описания актуальнее 1998г. Подъем по южному склону перевала является не только физически трудным из-за крутизны, но и сложным в плане нахождения пути к седловине, тем более, с учетом отсутствия описаний.

пер. Дырявый

Южный склон перевала представляет собой длинный и очень крутой, вследствие чего также камнеопасный кулуар. При его прохождении необходимо организовать перильную страховку.

ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ

• Доломитские озера - невероятно красивые озера под перевалом Юж. Доломиты.
  • Гора Эльбрус - жемчужина Кавказа, которую мы видели с некоторых перевалов.
  • Альплагерь Узункол - историческое, очень уютное и красивое место, где много десятилетий тренируются альпинисты. О нем написал одну из своих песен Юрий Визбор.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ

Описание региона

Кавказ - горный район в Евразии, расположен к югу от Bосточно-Eвропейской равнины, на границе Европы и Азии. Ограничен Чёрным морем с запада, Каспийским морем с востока. Наиболее высокие вершины Кавказа имеют высоту более 5000 м. Высшая точка г. Эльбрус (5642 м.) С ледников Эльбруса берут начало крупные реки Кубань, Малка, Баксан (образуют Терек).

В туризме Большой Кавказ делится на три части: Западный Кавказ (от г. Фишт до Эльбруса), Центральный (от Эльбруса до Казбека) и Восточный (восточнее Казбека). Наш поход проходил в районе Западного Кавказа, точнее, в самой восточной его части, примыкающей к г. Эльбрус, а еще точнее, в районе Гвандры и Узункола.

Это один из самых красивых районов Кавказа, относительно недавно (с 19.. г), но очень хорошо освоенный туристами и альпинистами, воспетый в своих песнях Юрием Визбором. Горы района Гвандры и Узункола, как и всего Западного Кавказа принадлежат к альпийскому типу. Они сильно расчленены. Глубокие зеленые долины проникают к самому подножью высочайших пиков. Ледники, как правило, короткие с большими ледопадами. Благодаря лавинному сбросу снегов ледники могут возникать гораздо ниже снеговой линии, высота которой на северных склонах ГКХ в среднем 3000 м. Некоторые глетчеры спускаются почти до леса.

Подъезды короткие (от ближайшего города Карачаевска - 2 часа). Автомобильные дороги проложены по долинам рек Учкулан, Уллу-Кам и Узункол. Ближайшие поселки - Хурзук и Учкулан, расположены в 16-18 км, ниже от возможных верхних точек подъезда. Довольно широко развита туристская инфраструктура, что делает район удобным для несложных первых походов, особенно детских групп. В долине реки Гондорай расположено несколько турбаз, в долине реки Узункол - альплагерь Узункол. Однако станций ПСС в районе нет (ближайшая - Эльбрусская станция ПСС). Не стоит расчитывать и на пополнение продуктов на маршруте. Район является приграничным. Для посещения требуется оформление специальных пропусков. Погранзаставы расположены в долинах рек Уллу-Кам (слияние рек Уллу-Кам и Узункол и Уллу-Кам и Кичкинекол) и Учкулан (слияние рек Гондорай и Махар-су). Телефонной связи нет.

СТОИМОСТЬ ПРОЖИВАНИЯ, СНАРЯЖЕНИЯ, СРЕДСТВ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Газовые баллоны резьбовые 450мл-539 р, 230мл-329р, 220мл-149р (то,что было в наличии у агентства Вертикаль ). Если заказывать заблаговременно, можно выбрать что-то другое и заказать чуть дешевле.

Трансферы

1. Минеральные Воды-Хурзук(застава),Хурзук(застава)-а/лагерь Узункол.
  2. Заброска Хурзук-т/база Глобус
  3. Т/база Глобус- Верхний Учкулан, Верхний Учкулан -Минеральные воды Всего за трансферы: 111000 р.

Мы заказывали у Вертикали трансфер для детской группы 26 человек, с обеспечением требуемых законом стандартов, общий для нескольких тургрупп. Трансфер взрослой или малочисленной группы выйдет дешевле.

Проживание на турбазах

Узункол - 350 р/день с человека. Глобус - 100 р/день с человека. Прочую информацию о турбазах можно найти в разделе ПОЛЕЗНЫЕ СВЕДЕНИЯ.

ИТОГИ, ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОХОЖДЕНИЮ МАРШРУТА

Заключение

Маршрут пройден группой в полном составе с некоторыми непринципиальными отклонениями от нитки, с небольшой коррекцией графика и с отличным состоянием группы на протяжении всегопохода. Все поставленные задачи выполнены.

Выводы

Маршрут полностью соответствует заявленной категории сложности. Все перевалы, соответствуют категории сложности 1Б либо 1А.

Рекомендации

Мы рекомендуем наш маршрут, как в целом, так и его отдельные участки, для прохождения другим группам.

Однако, мы советуем новичкам с осторожностью включать в свой маршрут перевалы АктурЗап и Дырявый.

Для прохождения пер. Актур-Зап требуются уверенное умение ориентироваться в горной местности и находить оптимальные пути прохождения, передвигаться по сложному, крутому, осыпному рельефу, понимание факторов опасности в горах.

Для прохождения пер. Дырявый требуются уверенные навыки организации страховки и безопасности в целом, т.к. южный склон представляет собой крутой и протяженный камнеопасный кулуар.

При подготовке к походу советуем учесть:

1. В настоящее время на Кавказе ощутимо сокращается количество снега, тают ледники. В связи с этим, увеличивается камнеопасность и, что не менее важно, значительно изменяются состояния и характеристики маршрутов, перевалов. В связи с этим мы рекомендуем ходить в июне-июле, а если в августе, то быть готовым, что описания не соответствуют действительности, совершать очень ранние выходы, избегать движения по кулуарам, стараться ходить по гребням.
  2. Западный Кавказ из-за своих особенностей (большие высоты и большие перепады высот из-за глубоких долин) предъявляет повышенные требования к здоровью и физической подготовке участников, поэтому необходимо при подготовке похода уделить особое внимание всесторонней физической подготовке и медицинскому допуску участников. А во время похода - контролю над состоянием их здоровья.
  3. Все участники должны иметь опыт горного похода 1 к.с., а также достаточный высотный опыт (до 3000 м.).
  4. Прохождение маршрута требует от участников хорошей физической подготовки. Рекомендуем совмещать общефизические и кардио-тренировки.
  5. Так же прохождение маршрута требует от участников уверенных технических навыков, таких как преодоление крутых снежных, ледовых, осыпных и скальных склонов, свободного лазания по простым скалам, преодоления камнеопасных участков, движения по открытым ледникам. При подготовке к походу мы рекомендуем тренировки по горной технике в рамках программы Первенства Москвы по горному туризму (группа А, походы 2-3 к.с.), а так же тренировки по скалолазанию на естественном скальном рельефе (для Москвы - Воргол, Полушкинские каменоломни) и на скалодромах.
  6. Необходимо достаточное количество времени уделить не только высотной акклиматизации в начале, но и техническим тренировкам. Ведь в городе невозможно отработать всё так, как это будет на реальном рельефе. Можно хорошо выучить все технические приёмы и уметь их применять, но приспособиться к горным особенностям на месте так же необходимо.
  7. Мы рекомендуем учесть, что погода портится обычно во второй половине дня, поэтому лучше, чтобы прохождение дневного маршрута приходилось на первую половину дня. В хорошую погоду снег раскисает уже к 11:00, что сильно затрудняет движение и уменьшает безопасность (снижается прочность снежных мостов, усиливается камнеопасность и т.д.) Поэтому мы рекомендуем ранние выходы на перевалы (на снежно-ледовые перевалы выход из лагеря должен быть не позже 6:00.) При этом светает в августе в 5:00. В связи с возможной неустойчивостью погоды и снежной обстановки необходимо запланировать запасные дни на непогоду, а также иметь определенный запас снаряжения (большее кол-во газа, обязательно иметь компас).
  8. Организовать трансфер в район, а также оформить погранпропуска и договориться о заброске рекомендуем напрямую через АльпбазуУзункол, либо через турагенство «Вертикаль».
  1. Докупка продуктов на маршруте практически невозможна. Станций ПСС на маршруте нет. В случае аварийной ситуации за помощью надо обращаться в альплагерь Узункол и на погранзаставы (транспорт, связь с ПСС). Мобильная связь на протяжении всего маршрута отсутствует (очень слабая связь есть в одной точке в альплагере Узункол).