Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Тянь-Шань >
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Ратмир Мухаметзянов, Тюмень

Западный Кокшаал-Тоо и первопроход на пик Королёва

Большой, честный, искренний рассказ про нашу летнюю экспедицию в Киргизию.

Район Кокшаал-Тоо славится своими отвесными стенами и медведями. Первое мы встретили, второе, к счастью, нет.

Хочу сказать, что такие большие экспедиции и грандиозные планы зарождаются задолго до их непосредственного воплощения в жизнь.
Вот и у нас давно была идея попробовать сходить что-то в стиле fast and light в малой группе без платформы в новом или малохоженном районе. Одним из критериев выбора вершины, конечно же, была высота. Мы понимали, что сразу высокую гору без соответствующего опыта и тренировок было бы крайне тяжело пройти. В итоге из-за большого разнообразия линий для первопрохода и гор не выше 6000 м, мы остановились на районе Кокшаал-Тоо.

Команда у нас собралась действительно мастерская, чемпион на чемпионе: Саша Парфёнов, Надя Оленёва и я!

Основную информацию о районе почерпнули из статей Кирилла Белоцерковского — он любезно делился фотографиями и комментариями о районе.

Первым приятным бонусом нашего путешествия стала заброска на машинах до базового лагеря. Мы не тащили на себе абсолютно ничего, воспользовавшись вездеходами и лошадьми местных егерей.

На месте нашего базового лагеря когда-то стояла юрта для горных туристов, но то ли ветер, то ли медведь ее разрушили. Повсюду были разбросаны непригодные стройматериалы, а также деревянный стол, топор, кровати. Естественно, мы все это приспособили под собственные нужды.

Местные егеря проинструктировали нас, как обезопасить себя и продукты от голодных местных обитателей, а перед отъездом снабдили нас спасительной баночкой уксуса, предупредив, что медведи не переносят резкие запахи.
Каждый раз, уходя на акклиматизацию или восхождение, мы тщательно орошали местность вокруг и произносили защитные заклинания. С этими же целями мы усердно помечали периметр базового лагеря своими естественными жидкостями и запахами, придерживаясь логики, что всякий зверь охраняет собственную территорию, а на чужую старается не заходить, ибо конфликты не нужны ни одной из сторон!

К нашему большому стыду мы пристрастились смотреть сериалы средней «страшности» прямо перед сном. Тем самым, выходя в тёмное время суток пометить территорию, наш периметр сужался пропорционально погружению в подробности фильма…

Основным объектом восхождения был выбран пик Королева, 5816 м.
Чтобы забраться на такую гору, нам нужно было пройти предварительную акклиматизацию, привыкнуть к высоте, давлению и всем прочим прелестям. И тут началось мое самое нелюбимое — хождение вокруг да около по новому району.

Сначала мы прогулялись в сторону горы на 4700 м, пофоткали, посмотрели и вернулись в лагерь. Потом пошли уже с биваком поспать повыше на пик Зинаида (5300 м) и успешно не дошли, так как испортилась погода. Но это все отмазки… я просто не хотел идти дальше. Заночевали на гребне.
Поспали на 5200 м с чем-то, решили, что с нас хватит! Мы хотим костёр и вино! И потопали вниз.

Внизу все было хорошо! Уксусные круги и недельные носки не дали медведям подойти к провианту.

Вечерами мы жгли костёр, ели арбуз, смотрели на звёзды и разговаривали о вечном, в основном об альпинизме!

Пара дней отдыха и взвешивания сублиматов, снаряжения, рюкзаков, и мы выдвинулись под пик Королева. Наши тщетные попытки облегчить рюкзаки привели нас к 17 кг на человека при выходе из базы, 13 кг — на второго и третьего и 5 кг у лидера перед штурмом.

Когда выбираешь нитку для первопрохода на практически девственной стене, то можешь занять самую логичную линию. А когда лезешь — не руководствоваться описанием, а двигаться туда, куда душа тянет.
Маршрут мы наметили ещё в первые дни акклиматизации, когда гуляли вокруг. В основном мы хотели лезть больше льда и микста, меньше цепляться за сложные скалы, где пришлось бы ИТОшить. И нам это практически удалось.

В первый день, пока была хорошая акклиматизация и относительно несложный и понятный рельеф, мы двигались достаточно быстро. Какую-то часть льда мы лезли по одновременной классической схеме. Уверен, что в этот момент мне было гораздо проще, чем ребятам с рюкзаками.
Когда лёд стал приобретать вертикальный уклон, мы перешли на «Красноярскую одновременку»: я стал чаще крутить буры, а ребята - жумарить и страховать.
Под конец дня, когда я уже перестал считать количество пройденных верёвок, начались снежные поля. Почему-то мне такое проходить гораздо сложнее, чем лезть по 90’ натёчному льду. Снег сковывает движения, страховаться на таком рельефе не представляется возможным. Я бы назвал такой стиль лазания — тропежка в поисках страховки. Местами я лез от кусочка льда к кусочку льда, чтобы закрутить бур. Иногда становилось волнительно, когда понимал, что между тремя людьми нет ни одной точки страховки, а искать рельеф или копать 2 м снега до льда абсолютно бесполезно. Под конец дня снежные поля стали заканчиваться, и я увидел хорошее место для ночёвки на небольшом гребешке, который не пришлось сильно ровнять.

На второй день работы лидировал Саша. Надя его страховала, а я шёл третьим с непривычно легким баулом. Несколько верёвок после ночёвки были по сложному скальному рельефу, мы двигались размеренно, я делал фотографии и записывал краткое описание на видео для будущего отчета. Когда рельеф стал более пригодным для лазания, Саша начал двигаться быстрее, успевать наслаждаться видами уже не получалось. В основном это было лазание по тонкому натёчному льду в небольших щелях по заснеженным скалам. День прошёл в штатной тяжёлой и монотонной работе. И когда он близился к концу, мы начали искать место для ночёвки, но ничего пригодного так и не смогли найти. Минут 30 мы потратили на поиски полки, спускаясь маятником то влево, то вправо. Когда я дюльфернул на 50 метров ниже станции, нашёл нечто подходящее для сна, но требующее больших строительных действий. Я позвал ребят для проведения данных работ и сказал, что спать будем тут! Глаза Надежды были полны надежды, но быстро потухли, когда она увидела полку. Пока мы с Сашей старательно укрепляли место ночёвки, Надя попробовала найти другие более достойные варианты (возможно, в этот момент она даже прокручивала в голове, где взять других напарников), но ничего не обнаружив, вернулась к нам. По итогу: 1/3 палатки свисала с полки, спали мы сидя, облокотившись друг на друга, в системах и пристёгнутые к перильной верёвке. Думаю, что после такой ночи, Надя не доверит мне выбор жилья на Букинге для наших участников…

Третий день лидером работала Надежда, а я ее страховал. Всё также продолжались миксты, заснеженные скалы, тонкий натечный лёд, страховка то бурами, то якорями. Последние 3-4 веревки до выхода на снежные поля рельеф представлял собой смороженные камни, сильно присыпанные снегом. Здесь тоже особо часто страховаться не удавалось. Когда вышли на снежные поля, осознали, что наша акклиматизация закончилась ещё метров 200 назад, поэтому тропили вверх крайне вяло и без особого энтузиазма. В такие моменты, действительно, начинаешь считать шаги, заставляя себя делать хотя бы 15 подряд, останавливаться, дышать и следующие 15 шагов.

В предвершинном гребне среди нависающих снежных карнизов нашли самый маленький из них, подошли под него, перелезли и оказались на снежном плато. Посмотрели по навигатору, что до вершины совсем немного и решили оставить весь бивак в мульде неподалёку и сходить наверх налегке. В час с чем-то мы стояли на пике Королева. Сделали несколько фотографий, видео и пошли к вещам, ставить лагерь. На следующий день в 7 часов утра начали спуск по гребню. Спуск оказался не из простых. Я все никак не могу уяснить для себя простую связь: чем больше гора, тем дольше с неё спуск. Пока шли в связках пешком, меня всё радовало, я даже снимал видео и рассказывал про соседние вершины, но как начались дюльфера, конца и края которым было не видно, я поник и начал беспричинно уставать. Больше всего не нравились летящие камни и журчащая речка на 60-70’ ледовом склоне.
В итоге получилось 23 дюльфера, а спускались в базовый лагерь мы с 7 утра до 10 вечера.

Такой стиль восхождений - это выход за привычные рамки, но я думаю, что именно в этом и есть развитие: пробовать новое и вбирать в себя разнообразный опыт, всё лучшее из разных форматов восхождений.
Честно говоря, мне понравилось. Это было очень интересно! Хочется продолжать совершенствоваться в стиле fast and light: подбирать более лёгкое снаряжение, оптимизировать раскладку, еду, больше лазать микст и натёчный лёд, а также привыкнуть тропить по колено в снегу на высоте более 5 000 метров.


Читайте на Mountain.RU:

Королёва

Итоги экспедиции. Западный Кокшаал-Тоо, первопроход на пик Королёва (5816м)

Первопроход на п.Королёва. Есть вершина

Пик Военных Топографов. Смена планов

Пик Военных Топографов. Предыстория

Пик Военных Топографов. Хроника экспедиции

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru