Автор: Елизавета Сартан, г.Москва

Отчет о горном походе 1 с эл 2 к.с., проведенном на Ц. Тянь-Шане с 14 июля по 28 июля 2018 года

Справочные сведения

Вид туризма: горный

Район путешествия: Центральный Тянь-Шань, хребет Терскей Алатау

Категория сложности: первая с элементами второй

Количество участников: двенадцать

Сроки проведения: 14 июля - 28 июля 2018 г.

Продолжительность маршрута: 14 дней

Протяженность: 116 км в зачет (всего 121 км)

Набор высоты: 7156 м

Нитка маршрута: а/л Каракол - р. Кургатор - оз. Алакель - пер. Панорамный (1А,3770) – р. Телеты Восточная - пер. Телеты (н/к, 3791) - р. Телеты Западная - р. Джеты-Огуз - пер. Межозерный (1А*, 3885) – р. Шаталы - ФГС - р. Чонг-Кызыл-Су - пер. Ашутор (1Б, 4160) - траверс сыртов и южных отрогов Джукучака - в. Марс (н/к, 4345 м), пер. Кашкасу (1А, 3864) - р. Ашу-Кашкасу - р. Джууку

Пройдено перевалов: 5. Из них: н/к – 1, А – 3, 1Б – 1

Совершено восхождений: 1 (н/к)

Максимальная высота: 4345 (вершина Марс)

Максимальная высота ночевки: 4210 м (под вершиной Марс)

Состав группы

Фамилия, имя, отчество

Туристский опыт

Должность

Сартан Елизавета Александровна

4ГУ (Фаны) 1ЛР (Южный Урал)

Руководитель

Волосович Виктория Сергеевна

Участник

Григорьев Петр Владимирович

1ЛУ (Кольский), 3ВР (Грузия)

Штурман

Фотограф

Фурсов Иван Валентинович

Снаряженец

*Участники Журин С., Волосович В., Зверева А. сошли после второго кольца по причине проблем со здоровьем.

Обзор района

Хребет Терскей Алатау расположен в северо-восточной части Киргизии в горной системе Центрального Тянь-Шаня – самый высокой части Тянь-Шаня.

Название Тянь-Шань по-китайски означает «небесные горы» или «божественные горы» («тянь» — «небо» либо «бог», «шань» — «гора»).

Центральный Тянь-Шань расположен к югу от Киргизского хребта и озера Иссык-Куль, которые и образуют его северную границу. На юго-западе граница проходит по Ферганскому хребту. На юго-востоке — по длинному извилистому хребту Кокшаал-Тау, по гребню которого проходит государственная граница с Китаем, и где располагаются самые высокие вершины горной системы – пик Победы (7439 м) и пик Хан-Тенгри (6995 м).

Хребет Терскей Алатау протянулся в широтном направлении на 375 километров, образуя дугу большого радиуса, которая замыкает с юга Иссык-Кульскую котловину. Высшая точка – Пик Каракольский, (5281 м). Средняя высота хребта составляет около 4000 м.

Терскей-Алатау ассиметричен: он имеет длинный и более пологий северный склон, короткий и крутой южный. Северный склон в виде гигантских, сильно расчлененных ступеней спускается к озеру Иссык-Куль, южный же с небольшим превышением (1000 —2000 м) опускается к сыртовым поверхностям. Гребень хребта мало расчленен, на нем располагаются плоские поверхности древнего выравнивания, наклоненные к югу. Местами они незаметно переходят в южный склон.

Весь южный склон Терскей-Алатау от подножия почти до водораздельного гребня на высоте 3200—3700 м представляют сырты — одну из интересных особенностей рельефа Тянь-Шаня. Сырты (от кирг. «возвышенность») — это высокогорная полупустынная равнина, рельеф и весь облик которой сформировался в результате древнего мощного оледенения. Повсюду видны его следы: морены, вросшие в землю, крупные валуны, бараньи лбы, множество заболоченностей, небольших неглубоких озер с топкими низкими берегами и болот. Вечная мерзлота тоже остаток древнего оледенения. Препятствуя просачиванию и стоку грунтовых вод, она способствует образованию заболоченностей.

Хребет Терскей Алатау вслед за массивом пика Победы и Хан-Тенгри — второй по величине центр оледенения Тянь-Шаня здесь насчитывается около 1100 ледников общей площадью 1081 кмхочу выделить несколько особенностей:

Из минусов:

• Дорогие билеты на самолет и долгая заброска (если сравнивать с Кавказом)
  • Небольшой выбор маршрутов для единички и перевалов категории 1А
  • Долгие переходы по долинам между перевалами
  • Нестабильная погода
  • Много туристов в популярных местах (район озера Алакель, долин р. Телеты, Джеты-Огуз, Алтын-Арашан)

Из плюсов:

• Очень красивые и яркие пейзажи – заснеженные горные вершины (пик Каракольский, Джигит, Вано, Огуз-Баши и.тд), хребты, скалы, зеленые долины, лазурные озера, альпийские луга, бурные реки, тянь-шаньские ели… Тех, кто первый раз отправляется в горы, природа Терскея впечатлит однозначно!
  • Относительно большая высота перевалов и вершин (в среднем 3800), что добавляет пикантности ощущений новичкам
  • Возможность походить по разным видам рельефа – травы, осыпи, скалы, снег, лед
  • Безопасность – возможность аварийно закончить поход почти в любой из долин и выброситься оттуда на машине
  • Хорошая изученность района – есть множество отчетов и описаний препятствий. При этом есть пока еще не очень популярные и не заезженные места
  • Развитая туристическая инфраструктура – легко организовать трансфер, закупку топлива, жилье. Есть куча предложений для туристов.

Идея, цели и задачи похода

Основная цель похода, как и у большинства походов первой категории сложности, –знакомство с горами и походной жизнью. Для всех участников группы это был первый спортивный горный поход, для некоторых первый поход вообще. Для меня, как для руководителя, это был также первый опыт руководства горным походом. Поэтому главная идея мероприятия – это пройти интересный, красивый, безопасный и при этом в меру спортивный и не очень напряженный маршрут, чтобы после него желание ходить в горы у участников (а у руководителя желание руководить) как минимум дальше не пропало, а желательно только усилилось.

В походе мы перед собой ставили учебные и рекреационные задачи. К учебным задачами относились: научиться жить в горах и привыкнуть к походному быту, походить по разным видам рельефа (осыпи, снег, скалы, трава, лед), научиться передвигаться с тяжелым рюкзаком и сделать выводы о снаряжении, пройти по леднику в связках, понять, как на организм влияет высота, а также при возможности провести снежно-ледовые занятия. Рекреационные задачи – полюбоваться на красивые горные пейзажи, отдохнуть от городской суеты, пофотографировать, получить удовольствие от окружающей природы, физической нагрузки на свежем воздухе и от компании друг друга, сплотиться в дружную команду для будущих походов.

Считаю, что с большинством поставленных задач мы в итоге справились вполне успешно.

Планирование маршрута

Планируя маршрут, я отталкивалась первым делом от желания посетить два красивых места на Терскее, доступных для новичков – это горное озеро Алакель и вершину Марс (н/к, 4345), а также побывать на сыртах. Из препятствий особенно хотелось пройти интересный перевал Межозерный (1А*, 3885) и перевал Ашутор (1Б, 4160) с закрытым ледником. Однако моя идея была далеко не нова, и уже многие до этого, в том числе в турклубе МГУ ходили подобным маршрутом – Гриша Варгафтик в 2015 году и Екатерина Зеленцова в 2016 году. Через перевал Межозерный и вершину Марс ходил также Александр Новоселов в 2016 году. Их маршруты и отчеты я взяла за основу для подготовки своего маршрута. Единственная сложность заключалась в том, что в отличие от походов других групп у нас было немного меньше времени – 14 ходовых дней. Озеро Алакель находится на значительном расстоянии от Ашутора с Марсом – путь к нему лежит минимум через 3 перевала с довольно длинными подходами по долинам. Поэтому сократить маршрут никак не получалось, и был риск не успеть в конце перевалить Главный хребет. Несмотря на это, мы решили, что все же попробуем пойти именно этим маршрутом, соединив Алакель с Марсом в одном двухнедельном походе. Для выделения одного запасного дня пришлось пожертвовать полноценной дневкой, заменив ее двумя полудневками.

В качестве запасных вариантов пути мы рассматривали возможность заменить перевал Межозерный на более скучный, но зато чуть более быстрый и простой перевал Арчатор (1А, 3700). Вместо Ашутора и Марса мы были готовы отправиться на финиш к реке Джууку через перевалы Каратакия (1А, 3800) и Кашкатор Северный (1А, 3700), не пересекая таким образом Главный хребет. Помимо этого, сойти с маршрута в случае чего можно было практически в каждой долине – р. Каракол, р. Джеты-Огуз, р. Чонг-Кызыл-Су. А если бы мы захотели поскорее вернуться домой уже будучи по ту сторону Главного хребта на сыртах, то за полдня можно было бы спуститься дальше по сыртам на юг к золотодобывающему комбинату «Кумтор», откуда ведет дорога в цивилизацию.

Наш маршрут состоял из 3-х колец. Первое кольцо – 3 дня. Это стандартное, акклиматизационное круговое кольцо, включающее в себя озеро Алакель и пер. Панорамный. Второе кольцо – 5 дней, за которые нужно было пройти простой некатегорийный перевал Телеты и более сложный и интересный перевал Межозерный и выйти в итоге к ФГС. Третье кольцо – 5,5 дней, самое высокое и технически сложное, так как предстояло идти в связках по закрытому леднику через перевал Ашутор и ночевать на высоте 4200 метров под вершиной Марс.

Таким образом, сложность и высота в походе должна была логично повышаться от начала маршрута к его завершению.

Логистика

Туда

В Бишкек мы летели самолетом, причем тремя разными авиалиниями – Avia Traffic, Pegasus и Уральскими авиалиниями. Время полета около 4,5 часов. Стоимость билета туда-обратно составила 17-20 тыс. рублей. При этом у компании Avia Traffic есть замечательная опция – бесплатный провоз спортивного снаряжения. Это значит, что один человек может провезти бесплатно 20 кг груза (5 кг в ручной клади и 15 кг в багаже) и 20 кг спортивного инвентаря – итого 40 кг на каждого. Под определение спортинвентаря подходят веревки, железо, палатки. В аэропорту о такой опции работники, конечно, не знали, но мы настояли на своем, и убедившись у начальства, что такая опция и правда существует, они нам засчитали все наши рюкзаки как спортснаряжение. Содержимое самих рюкзаков не проверяли (хотя мы постарались максимально их наполнить снарягой, а еду сгрузили в клетчатые сумки, как основной багаж). Таким образом, мы смогли увезти ВСЮ еду на поход из Москвы, что нам сильно облегчило жизнь и сэкономило время в начале похода. Однако правила могут меняться, поэтому лучше заранее все уточнить по телефону.

Из Бишкека до Каракола ехали около 6,5 часов вдоль южного берега Иссык-куля на мерседес-спринтере, затем в Караколе пересели в вахтовку и около 2-х часов добирались до альплагеря Каракол, в место старта маршрута. Мост через Каракол, который периодически смывает, к тому моменту восстановили, и мы доехали до альплагеря без проблем. Вся заброска заняла 1 день.

Обратно

Закончили маршрут в месте слияния рек Ашу-кашкасу и Джууку. Оттуда на вахтовке доехали до слияния рек Джууку и Джукучак, где пересели на обычный мерседес-спринтер. Изначально предполагали (от Ашу-кашкасу до Джукучака) пройти пешком, это около 15 км, так делают многие группы, однако потом решили сэкономить на всякий случай время и заказали вахтовку (9200 руб на группу). Об этом решении не пожалели, так как осталось больше сил и времени на дальнейшую культурно-развлекательную программу в окрестностях Иссык-куля.

После этого заехали на горячие источники Джукучака, в Долину сказок и провели ночь на диком пляжу Иссык-куля. На следующий день на этой же самой машине уже доехали до аэропорта в Бишкеке (в пути около 5-6 часов). Надо отметить, что часть народу осталось потом еще в Бишкеке, причем трое из них не по своей воле, а потому что авиакомпания Pegasus перенесла рейс на день позже. Узнали они об этом случайно сами, незадолго до отлета из Москвы, сама авиакомпания об этом не сообщила. Поэтому на всякий случай с этой авиакомпанией (предлагала самые дешевые билеты и большая норма багажа) нужно быть внимательнее.

Весь трансфер заказывали у Юрия Траченко. Через него также организовали отвоз нашей заброски с едой на ФГС и закупку газа. Все прошло четко и хорошо, нам пнравилось!
Контакты: Юрий Траченко - e-mail: 7504332@gmail.com, тел: +996 557 504 332
+996 772 493 606

Медицинская страховка

Страховку сделали в фирме «Согласие», выбрав в качестве компании-ассистенса «Савитар групп», как многие и советовали сделать для походов по Киргизии. При оформлении страховки необходимо выбрать категорию «Альпинизм», причем стоимость сильно различается в зависимости от высоты (восхождения до 4000 м, до 5000 м и видимо есть еще категория выше 5000 м). Однако условия по высоте весьма гибкие. У нас в походе предполагалось только 3 дня выше 4000 м, и только на эти дни мы честно оформили страховку до 5000 м, на остальное время у нас была страховка до 4000 м. Покрытие – 35 тыс. долларов. Итого по стоимости вышло 3755 руб на человека на 16 дней. Воспользоваться страховкой по назначению, к счастью, не пришлось.

Оформляли страховку через менеджера Ольгу Думскую, которая имеет опыт страхования альпинистов. Ее контакты: т. 8(495)7390101, доб. 2241, т. 8(903)-624-88-68 (моб), olga.dumskaya@soglasie.ru

Спутниковая связь

В походе использовали спутниковый телефон Турайя, который мы одолжили у знакомого. В Москве правда телефон сначала не хотел отправлять смски и совершать звонки, и мы никак не могли понять в чем проблема (тестировали высоко на балконе с видом на юг с подключенным роумингом, аппарат рабочий). Но уже на месте Юрий Траченко нам объяснил, что в спутник необходимо вставлять симку, к которой как минимум полгода подключен роуминг, а мы пытались вставлять новые свежекупленные симки.

Возможно проблема была не только в этом, но со старой симкой телефон сразу же заработал. В походе связь ловил везде и исправно отправлял смски, которые доходили до куратора в Москве. Правда до нас ответные входящие смски доходили почему-то далеко не всегда.

Запланированный план-график

14 июля

Прилет в 5.20 утра. Аэропорт Бишкека - Каракол- а/л Каракол

15 июля

Отнести заброску к устью Телеты Вост. Начало подъема к озеру Алакель. Ночевка у приюта "Сирота"

6,1

+ 455

16 июля

Подъем к оз. Алакель. Ночевка у озера. Радиальный выход на Алакель Северный (1А, 3765)

4,2

+1030
-480

17 июля

Пер. Панорамный (1А, 3770) - устье р. Телеты Вост (план макс. - подъем по Телеты Вост)

5,8

+555
-300

26 июля

в. Марс (н/к-1А, 4345 м), пер. Кашкасу (1А, 3862)

13, 3

Реально пройденный маршрут

День

Маршрут

Пройденное расстояние за день, км

Нmax, м

Hноч, м

Н, м

Время ГХВ (общее)/ ЧХВ (чистое)

14 июля

Прилета в 5.20 утра в Бишкек. Заезд в а/л Каракол.

15 июля

Из а/л Каракол заносим заброску к устью р.Телеты (рад).
Подъем до приюта «Сирота»

7,1(всего 10,6)

+715

-260

8:40

4:40

16 июля

Подъем к скальной перемычке над оз. Алакель. Переправа через р. Кургатор, ночь на оз. Алакель

2,3

+595

-30

5:20

3:30

17 июля

Прохождение пер. Панорамный (1А, 3770). Спуск вдоль ручья к р. Каракол, разбор заброски. Подъем вверх на 400 м по р. Телеты Вост.

7,9

+690

-1195

12:20

6:20

18 июля

Прохождение пер. Телеты (н/к, 3791) Спуск к р. Телеты Зап.

9,7

+ 805

- 835

10:05

05:50

19 июля

Спуск по долине р. Телеты Запад. к р. Джетыогуз, затем спуск по долине р. Джетыогуз до моста, подъем вверх по р. Ат-Джайолоо

12,7

6:40

4:50

22 июля

Спуск вдоль р. Шаталы в долину р. Чонг-Кызыл-Суу. Полудневка на ФГС, разбор заброски.

8,8

10:00

7:00

25 июля

Переход по сыртам до стоянок под в. Марс

10,5

+ 720

- 280

10:00
5:45

26 июля

Дневка. Рад. восхождение на в.Марс (н/к, 4345)

2,1

9:30

7:10

28 июля

Спуск по долине р. Ашу-Кашкасу до слияния с Джууку. Финиш спортивной части маршрута. Поездка в Долину Сказок, ночевка на Иссык-куле

8,7

- 660

3:15

2:35

29 июля

Возвращение в Бишкек. Отлет в Москву

Комментарии к различию запланированного и пройденного план-графика

Единственное существенное различие – это отказ от радиального акклиматизационного восхождения на перевал Алакель Северный (1А, 3765) на второй день маршрута. Основная причина – общая усталость и потребность в пассивном отдыхе большей частью группы. Зато это позволило набраться сил и на следующий день совершить достаточно напряженный ходовой день по плану-максимум, что впоследствии помогло нам не отставать от план-графика.

День запаса мы сохранили практически до самого конца похода и в итоге потратили его на активную дневку, во время которой совершили радиальное восхождение на вершину Марс и небольшие ледовые занятия. Это сэкономило нам время на следующий день и позволило пройти дальше по долине Ашу-Кашкасу. Причем так получилось, что запланированная накануне дневка все равно превратилась в дневку вынужденную, так как большая часть группы в этот день заболела.

Последний ходовой день мы сократили еще заранее, заказав трансфер поближе к нашей выброске: не у слияния р. Джууку и р. Джукучак, а выше – в месте впадения р. Ашу-Кашкасу в р. Джууку, что также позволило выиграть полдня.

Все измерения высоты и расстояния в запланированном план-графике проводились с помощью сервиса nakarte.me, а в реальном план-графике с помощью GPS-навигатора и программы Basecamp.

Трек на карте

Фотографии и треки

Все дополнительные материалы к отчету – полноразмерные фотографии и GPS-трек с точками, доступны в отдельных приложениях к отчету.

Также все это можно скачать с облака в интернете по ссылке. В данной версии отчета в тексте приведены лишь часть технических фотографий.

Трек с точками можно посмотреть в онлайн-сервисе nakarte.me по ссылке.

Авторы фото: Елизавета Сартан, Петр Сухарев, Иван Фурсов.

Техническое описание маршрута

Комментарии к описанию

Почти все описания пути вдоль рек приводятся по понятию орографической стороны берега. В основном мы передвигались в режиме 20/10 – ходка 20 минут, привал 10 минут. Иногда, если не было набора и было очевидно, куда идти, увеличивали ходку до 30 минут. Сильно не растягивались – обычно максимальный разрыв между приходом первого и последнего составлял не более 10 минут. Почти каждый день делали обеды, по большей части горячие. Подсчет километража и высоты приведен на основе треков, сделанных GPS-навигатором Garmin Etrex 30, и визуализированных в программе Basecamp. Время в отчете указано местное.

День 0. 14 июля.
Заезд в альплагерь Каракол.

Вылетели 13-ого июля вечером в пятницу из Москвы и прилетели в Бишкек тремя разными рейсами, последний прилетел в 5.20 утра по местному времени. В аэропорту Бишкека нас встретил Юрий Траченко, мы погрузились в комфортабельный мерседес-спринтер и отправились в Каракол вдоль южного берега Иссык-куля. В отличие от северного, более курортного и застроенного берега, южный более дикий и красивый. Через пару часов остановились позавтракать в придорожном кафе-столовой, затем по пути сделали еще одну остановку минут на 40, чтобы искупаться в Иссык-куле.

К сожалению, в тот момент налетели тучи, ветер, и было достаточно прохладно. Однако, большинство из нас этот факт не остановил, сказали купаться – значит купаться. (Фото 0.1)

В 13.40, через 6,5 часов после выезда из Бишкека, мы прибыли в Каракол, где остановились пообедать, пока наши вещи перемещали из мерседес-спринтера в вахтовку. В Караколе в обменном пункте поменяли валюту, чтобы иметь с собой наличные. После этого пересели из городской машины в вахтовку, на которой в 16.20 отправились в горы – в альплагерь Каракол. Дорога очень убитая, но для вахтовки по силам. К счастью, с мостами нам повезло – они были на месте (как, впрочем, нам и обещали), дорогу не размыло (Фото 0.2.), и уже через пару часов, в 18.10 мы прибыли в альплагерь Каракол. Юрий Траченко доехал с нами до конца на машине, показал место, где нам лучше встать, пожелал удачи и уехал куда-то вместе со своим велосипедом (Фото 0.3)

Погода – пасмурно, прохладно, накрапывал мелкий дождик.

1. При въезде в Национальный парк Каракол мы заплатили 1200 сом за группу (по 50 сом на человека и по 150 сом за каждую палатку). Впоследствии уже на территории альплагеря с нас какой-то мужик снова хотел содрать денег, так как мы поставили палатки на его территории, и тот факт, что мы уже заплатили денег при въезде, его не удовлетворял. Однако мы на это не повелись, предъявили ему наши чеки, чуток поругались, но лишних денег платить не стали.

Альплагерь представляет из себя поляну с несколькими большими палатками-юртами. Здесь можно в случае чего купить хлеб, крупы, оставить заброску и возможно заказать баню. (Фото 0.4)

Мы поставили свой лагерь в стороне около устья Аютора (h=2547м) (Фото 0.5). Вечером занялись распределением заброски и снаряжения на первое кольцо. Также немного прогулялись в лес, наверх вдоль Аютора, стекающего вниз водопадиками, и легли спать около 10 вечера, устав после тяжелого дня перелета и переезда.

Ночью громыхала гроза с молниями.

Координаты ночевки: N42 18.908 E78 28.206

День 1. 15 июля.
Приют «Сирота»

Подъем дежурных в 06.00, группы в 06.30. Светит солнце, свежо (Фото 1.1).

Завтракаем, распределяем, кто что несет, и в 08.15 утра выходим в радиальный акклиматизационный выход в сторону реки Телеты Восточная и Уюк-Тер. Решили, что заодно отнесем и закопаем заброску на второе кольцо, несмотря на то, что мы могли оставить заброску в альплагере. Но так мы зато сэкономим время потом и не нужно будет посылать гонцов в альплагерь за заброской после окончания первого кольца.

В течение 1 часа мы шли по хорошей грунтовой дороге вдоль орографически левого берега реки Каракол (Фото 1.2).

Устья рек переходим по мостикам, после чего замечаем большой камень, находящийся рядом у устья Телеты Восточная (Фото 1.3), рядом с которым стоят палатки и сидит парочка туристов. От него поднимаемся наверх примерно на 90 метров по высоте, в сторону леса и скал (Фото 1.4), чтобы спрятать заброску подальше от глаз проходящих мимо туристов. Правда вместо туристов за нами внимательно следили…. Коровы. Они мирно паслись и отдыхали именно в том самом месте, где мы пытались закопать заброску, несмотря на то, что это был крутой склон и далеко не самое удобное место для коровьего отдыха. Около 45 минут мы в итоге искали подходящие места в корнях деревьев, чтобы запихать туда наши пакеты и сумки с едой. Коровы нас, конечно, очень смущали, так как казалось, что им наша еда также может быть очень интересна. Поэтому пришлось создавать дополнительные укрытия и препятствия в виде бревен, чтобы коровы к нашей еде не прошли (Фото 1.5, 1.6). Плюс к этому мы обильно посыпали наши сумки красным перцем. Очень хотелось верить, что еду через 3 дня мы все же найдем. Координаты заброски: N42 17.442 E78 29.216

В 11.25 мы возвращаемся обратно в лагерь, погода меняется, наползают тучки и начинается кратковременный дождь. После обеда собираемся и выходим на маршрут в 13.35 в сторону приюта «Сирота». Через 10 минут переходим по хорошему мосту через р. Каракол и по тропе уходим вверх по лесу вдоль орографически правого берега р. Кургатор. (Фото 1.7). Погода налаживается, выходит солнце, становится жарко.

Сначала подъем проходит по лесистой местности по относительно крутой тропе, затем выходим на луга водораздела речной долины р. Кургатор. (Фото 1.8) Тропа ярко выраженная, так как маршрут популярный, относительно крутая (1.9).

По мере подъема открывается красивый вид на долину реки Аютор, на фоне которого мы решаем вдруг все вместе сфотографироваться (Фото 1.10).

В 15.30 выходим на морену, сама тропа теряется, однако есть туры (Фото 1.11), затем тропа снова уводит в заросли тянь-шанских елей, и в 16.45 мы подходим к приюту «Сирота» (h= 2952 м) Приют представляет собой несколько стационарных тканевых палаток, нас даже встречают местные, однако стоять там негде. (Фото 1.12).

Мы проходим еще 400 метров и минут через 10 встаем лагерем на берегу среди деревьев (h=2958 м) Стоянки уютные, хотя народу рядом немало, и недалеко от нас тоже стоят какие-то туристы. (Фото 1.13)

Вечером после установки лагеря в 18.00 устраиваем акклиматизационные осыпные занятия и поднимаемся на ближайшую сыпуху на 125 метров вверх по высоте. Сыпуха средняя, неживая, вверху чуть более подвижная – хорошо подходит для первого знакомства с осыпями. (Фото 1.14, 1.15). Тренируемся передвигаться по камням, ходить траверсом, плотной группой и не друг под другом – через пару дней нам это очень пригодится. Сверху при этом открываются отличные виды в обе стороны долины. На востоке виден наш дальнейший путь к озеру Алакель (Фото 1.16), а на западе пытаемся определить по карте вершины за долиной Аютора. (Фото 1.17)

Через час возвращаемся обратно в лагерь. Вечер проводим за гитарными песнопениями, а ночью опять громыхает страшная гроза и сверкают молнии, причем довольно близко. Но, к счастью, место у нас довольно безопасное.

Координаты ночевки: N42 19.531 E78 29.935

А/л Каракол-устье Телеты вост. - а/л Каракол

3 ч. 10 мин

7 км
(в зачет 3,5 км)

+ 260 м
- 260 м

Хорошая тропа

Подъем от р. Каракол до приюта «Сирота»

3 ч 20 мин

3,6 км

+ 455 м

Хорошая тропа по лесу, лугам и моренам

8 ч. 40 мин

Hmax = 3093 м

Hноч = 2958 м

Погода:

Переменная облачность, дождь во время обеда, затем солнечно

День 2. 16 июля
«Сирота» - озеро АлакельПодъем дежурных в 5:30. Общий – 6:00. С утра – переменная облачность, ветрено.

Выходим из лагеря в 8:14 и продолжаем подниматься по орографически левому берегу р. Кургатор вверх.

Тропа проходит рядом с рекой, с отдельно стоящими хвойными деревьями и кустами, затем начинает становиться круче и траверсирует осыпи. (Фото 2.1-2.5). Проходим первые два уступа водопадов, к третьему, основному и самому красивому, поднимаемся в 10.30. (Фото 2.6)

От водопадов поднимаемся наверх по тропе, слева от водопадов, ведущей по середине осыпного склона, потом, упершись в скалы, заворачиваем налево и проходим еще немного вверх до конца осыпного склона у самой левой скалы (Фото 2.7-2.9).

Здесь мы поднимаемся дальше наверх вдоль этой самой большой скалы, крутизна склона около 25 градусов, временно налетает облако (Фото 2.10, 2.11). Вправо особо не заворачиваем, продолжаем подниматься по мелко-средней осыпи, перемежающейся зелеными полочками, и в 12.10 оказываемся наверху скальной перемычки. Облака отступают, выходит солнышко, и открывается отличный вид на лазурное озеро Алакель (Фото 2.12).

К истоку Кургатора спускаемся разными способами – часть группы аккуратно спускается по гладким бараньим лбам над самой рекой, однако выглядит это довольно неприятно. Поэтому для оставшейся части группы находим более безопасный и короткий спуск к реке чуть выше, уже над озером.

В 12.20 все спустились к Кургатору и решаем, как лучше через него переправляться. (Фото 2.13)

Судя по отчетам, многие перепрыгивали реку по камешкам, однако мы так делать отказались, так как воды было немало и камни были во многом залиты. В реку падать категорически не хотелось. Второй вариант – это перейти вброд выше горловины по спокойной воде. Но нас так сильно впечатлил бурный Кургатор, который на наших глазах срывался в ущелье, откуда потом низвергался водопадом вниз, что мы решили переправиться со страховочной веревкой. Надели обвязки и по очереди друг за другом с сопровождением в виде трамвайчика переправились на другой берег (Фото 2.14-2.17). На исходном берегу конец крепить было особо некуда, на целевом берегу конец закрепили за большой камень, веревку выдавали и выбирали с обоих берегов. Ничего сложного переправа не представляла, вода спокойная, никто не думал никуда поскальзываться и уплывать, так что мы явно перестраховались, однако в качестве тренировки получилось хорошо.

Сам процесс переправы занял полчаса, на другом берегу мы оказались в 13.35.

Стоянки разбили на зеленых площадках на берегу озера в традиционном месте (h=3527 м) (Фото 2.18, 2.19). Погода солнечная, но довольно ветрено.

По плану сегодня мы должны были отправиться в акклиматизационный выход на перевал Алакель Северный, время и погода в принципе позволяли.

Однако очень не хотелось снова бродить через Кургатор туда-сюда. Реальным желанием сходить в радиалку горело только 2 человека, остальные, включая руководителя, мечтали просто поспать и отдохнуть. К тому же мы понимали, что на сам перевал мы вряд ли успеем, разве что прогуляться до половины пути. Поэтому в итоге приняли решение отказаться от радиалки и устроить полудневку, чтобы набраться сил и на следующий день пройти побольше. Вечером озеро окрасил восхитительный закат, а ночью опять громыхала гроза.

Координаты ночевки: N42 19.326 E78 31.182

Подъем от «Сироты» до водопадов

2 ч 45 мин

1,6 км

+ 410 м

Тропа вдоль реки по травянисто-осыпному склону

Подъем от водопадов до перемычки над озером

0, 7 км

+ 185 м

Тропа по устойчивой осыпи и скальным полочкам до 25 гр.

Спуск к Кургатору. Переправа через Кургатор

0, 3 км

- 30 м

Спуск по скалам к реке, переправа вброд с сопровождением

Итого за день

5 ч. 25 мин (08.14 - 13.40)

ЧХВ: 3 ч. 30 мин

2,3 км

+ 595 м

- 30 м

Hmax =3556 м

Hноч = 3527 м

Погода:
Переменная облачность, во второй половине дня солнечно

День 3. 17 июля.
Перевал Панорамный (1А, 3770 м)

Травянисто-осыпной

Северо-восток – юго-запад

N42 18.773 E78 31.067

Расположен:

в северном отроге хребта Терскей Алатау, между пиком 30 лет ВЛКСМ (4090 м) и п. 3956

Соединяет

Озеро Алакель и правый приток р. Кельтор (долина р. Каракол)

17 июля 2018 г, со стороны озера Алакель

Снята записка

1.Группы туристов ОО «Союз пешеходного туризма Кыргызстана» от 26.06.2018 г (шла в противоположном направлении), совершающих поход 1 к.с. под рук. Аббшеевой Элиты

2. Сборной группы «Поники» (Челябинск, Курган, Чеборкуль, Екатеринбург) от 12.07.2018 г

Каски, треккинговые палки

Подъем дежурных в 5:00. Общий – 5:30. С утра солнечно, настроение бодрое, планируем сегодня выполнить план максимум – подняться и спуститься с перевала Панорамный, взять заброску и подняться повыше по р. Телеты Восточная.

Надеваем каски и выходим из лагеря в 07.30, траверсируем по тропе осыпной склон вдоль озера Алакель высоко над водой (Фото 3.1-3.3).

Через 20 минут тропа резко заворачивает от озера направо. Поднимаемся вверх вдоль травянистого склона, слева от него (Фото 3.4), через некоторое время показывается седловина перевала. Забираем немного вправо, потом косым траверсом возвращаемся на середину склона, хотя можно было идти сразу прямо (Фото 3.5). Осыпь мелко-средняя, неживая, крутизна склона около 20 градусов, снежный карниз на самой седловине обходим справа. (Фото 3.6-3.10).

В 09.20, поднявшись за 2 ходки от начала перевального взлета, оказываемся на перевале Панорамный (1А, 3770 м). Для большинства участников группы это первый в жизни горный перевал! (Фото 3.11, 3.12). Координаты: N42 18.773 E78 31.067.

Седловина перевала широкая, на восток открывается отличный вид на озеро Алакель. А вот с видом на запад нам не повезло – налетело облако, и сквозь него лишь слегка просматривались снежные пики горных хребтов и вершин, в том числе пик Каракольский (Фото 3.13.) В ясную погоду должна быть действительна классная панорама.

Снимаем записки двух турклубов. Первая записка группы туристов ОО «Союз пешеходного туризма Кыргызстана» от 26 июня 2018 года (шла в противоположном направлении), совершающих поход 1 к.с. Вторая записка от сборной группы «Поники» (Челябинск, Курган, Чебаркуль, Екатеринбург) от 12 июля 2018 года. На перевале ветрено, прохладно и облачно.

Фотографируемся, пишем свою записку и в 09.45 начинаем спуск вниз по мелкой осыпи (Фото 3.14). Идем по тропе, то и дело налетают облака, и мы в итоге промахиваемся и не заворачиваем вовремя направо, как изначально планировали, чтобы не лезть в скальный кулуар. Поэтому теперь приходится продолжить спуск вниз по скальному осыпному кулуару (Фото 3.15-3.21). Движемся аккуратно, двумя плотными группами, учимся ходить по достаточно крутой осыпи (около 25 градусов) и не скидывать друг на друга камни.

Спускаемся успешно, и первый привал делаем уже на покрытых альпийскими травами плоских зеленых площадках в 10.45 (Фото 3.22).

Далее спускаемся вниз вдоль ручья по травянистому склону около 20 градусов – тропа глинистая и каменистая, в течение всего спуска лавируем то по правому, то по левому берегу. (Фото 3.23-3.25). На склонах пасутся стада овечек. По пути встречаем туристов-французов, идущих на подъем, узнаем у них результаты финала Чемпионата мира по футболу и поздравляем с победой=)

Через некоторое время у одной участницы на спуске начинают сильно болеть колени, она идет очень медленно, и мы решаем разделиться. Хочется поскорее спуститься, начать готовить обед и разбирать заброску, а путь дальше очевиден и не представляет сложности. С участницей остаются еще два парня, выдаем им рацию, объясняем куда идти дальше, они продолжают спуск, но уже в своем более медленном темпе, мы же спускаемся дальше чуть быстрее.

И тут в какой-то момент небо вдруг зловеще темнеет, усиливается ветер, в воздухе повисает напряжение… Затаив дыхание, чувствуем, что сейчас начнется… И действительно, через несколько минут над головой раздается оглушительный гром, темное небо озаряют вспышки молний, и на нас обрушивается дождь с крупным градом. Укрыться особо негде, становится беспокойно, но, к счастью, мы уже довольно много сбросили, поэтому вырубаем рации и спускаемся дальше вниз, стараясь это делать одновременно быстро и аккуратно. Вскоре гроза заканчивается и выходит яркое солнце.

В 13.05 не доходя до Кельтора поворачиваем по тропе направо, переходим ручей и выходим на высокий уступ правого берега р. Кельтор (Фото 3.26, 3.27).

Дальше тропа становится мощнее и идет высоко над крутыми склонами правого берега, спускаясь вниз к месту впадения Кельтора в Каракол. (Фото 3.28)\

В 13.40 мы переходим по деревянному мосту через р. Каракол (Фото 3.29, 3.30) и проходим чуть меньше 1 километра вверх по течению к устью р. Телеты Восточная (Фото 3.31), где нас ждет наша заброска. Тем временем из долины приближается новая партия черных туч, и как раз в тот момент, когда мы оказались на месте, на нас снова обрушивается гроза. Грозу пережидаем под тентом под деверьями. Вскоре до нашего места доходят те самые три участника, отделившихся от группы на спуске. В 14.00 забираем заброску (заброска не пострадала!) обедаем, отдыхаем и устраиваем разбор и распределение заброски на второе кольцо. Процесс небыстрый, заканчиваем только к 17.30. По-хорошему, можно было бы здесь остаться ночевать, так как место вполне комфортное для ночевки, однако группа была настроена по-боевому и, несмотря ни на что, решила не отступать от нашего план-максимума и подняться сегодня выше по Телеты Восточная. Судя по отчетам ближайшие стоянки должны быть примерно через 45 минут хода.Поэтому решили, что раз есть силы и немного времени, то продолжим ходовой день.

В 17.50 выходим из лагеря и поднимаемся по ярко-выраженной тропе по орографически правому берегу реки Телеты Восточная. (Фото 3.32, 3.33)

Тропа хорошая, хоть и размокшая от дождя, серпантином петляет по крутому склону среди елей (Фото 3.34). Погода пасмурная, но дождя нет, очень свежо. Идется тяжеловато, группа сильно растягивается, и решаем опять разделиться на две части примерно пополам – быструю и медленную. В 18.30 выходим из леса на субальпийские луга, однако мест под стоянки нет – склоны довольно крутые (Фото 3.35). Тропа проходит высоко над рекой. Идем по тропе еще около 1 часа, мест под стоянку нет, предполагаемые стоянки уже давно прошли. Пока группа подтягивается, штурманы успевают сбегать на разведку.

В итоге первое пригодное пологое место для стоянки находим под задернованным скальным выступом, приходим на него к 20.00 (h=2985 м). (Фото 3.36). К тому времени уже начинает смеркаться. В итоге от р. Каракола до стоянки поднялись на 400 метров. Воду набирали из реки, но туда нужно было совершить довольно крутой спуск. В этот день все довольно сильно устали, и руководитель уже пожалел о своем решении совершать этот вечерний подъем. Однако, как потом выяснилось, это оказалось не лишним и позволило уже потом в более спокойном режиме идти по план-графику без отставаний.

Вечером было сыро, облачно, но без дождя, а ночью опять громыхала уже привычная ночная гроза.

Координаты ночевки: N42 17.292 E78 28.473

Выводы: Перевал Панорамный – хороший простой перевал для акклиматизации, с которого в ясную погоду действительно открываются прекрасные панорамы в обе стороны.

Характер пути

Подъем на пер. Панорамный от места ночевки

1 ч 50 мин

1,4 км

+ 244 м

Тропа по неживой осыпи, 20 гр.

Спуск к первым зеленым площадкам

0,8 км

- 365 м

Осыпной, скальный кулуар, крутизна 25 гр

Спуск от зеленых площадок к мосту через р. Каракол

2 ч 45 мин

3 км

- 830 м

Крутая тропа по травянистому склону с камнями, крутизна 20-25 гр

Подъем по р. Каракол до устья р. Телеты Вост. (до взятия заброски и обеда)

15 мин

0,9 м

+ 40 м

Тропа

Подход к устью Телеты Вост., подъем до места ночевки по долине Телеты Вост.

2 ч. 20 мин

+ 406 м

Крутая тропа сначала серпантином по лесу, затем выполаживание в зоне лугов

12 ч. 20 мин

Hmax = 3770 м

Hноч = 2985 м

Солнце, облачность, град, гроза

День 4. 18 июля.
Перевал Телеты (н/к, 3791 м)

н/к

Тропа, снежно-осыпной

Запад-восток

N42 15.720 E78 25.651

в северном отроге хребта Терскей Алатау, между пиком Телеты (4210 м) и в. 3965

Соединяет

р. Телеты Восточная (долина р. Каракол) и р. Телеты Западная (долина р. Джеты-Огуз)

18 июля 2018 года со стороны Телеты Восточная

Снята записка

группы туристов турклуба «Фуксия» (Россия) от 7 июля 2018 года под рук. Ткаченко Ольги

Треккинговые палки, каски

Подъем дежурных в 5:30. Общий – 6:00. С утра хорошая солнечная погода, на небе кучевые облака. Поздравляем Вику с Днем Рождения, поем ей песню и дарим подарок.

Выходим из лагеря в 8:15, продолжаем подъем к перевалу Телеты по орографически правому берегу Телеты Восточная. (Фото 4.1, 4.2)

Тропа хорошая, пересекает ярко-зеленые альпийские луга, становится довольно полого, по пути попадаются хорошие места под стоянки, которые кстати частично уже использованы по назначению. Через 1 ч пути доходим до широких разливов реки перед моренным валом и переправляемся на ее орографически левый берег, разбившись на группки и прыгая по камушкам в разных местах. (Фото 4.3, 4.4).

Переправа заняла 15 минут. На другом берегу пасутся лошади. Тропа уходит чуть выше, пересекает кустарники арчи, через 40 минут выходим в пойму реки и продолжаем подъем по разнотравью альпийских лугов (Фото 4.5-4.7).

На одном из привалов решаем вдруг взвесить рюкзаки друг друга и…Ничего, все ок, рюкзаки молодцы, в среднем избыточном весом не страдают, что не может не радовать=)

Тропа плавно заворачивает направо и проходит между двух скальных выступов. Слева стекает ручей, по которому можно выйти к перевалу Озерный (Фото 4.8), мы же продолжаем идти вдоль правого ручья (Фото 4.9). В 11:30 снова переходим по перекату на орографически правый берег реки, проходим мимо стада коров и поднимаемся в предперевальный цирк (Фото 4.10-4.12).В 12.20 встаем на холодный обед на хороших ровных площадках, вытоптанных и утрамбованных (Фото 4.13). Координаты: N42 15.846 E78 26.130. Самого перевала оттуда еще не видать, он скрыт за скально-осыпным отрогом.

Погода на протяжении всего подъема солнечная, но, благодаря ветру, не жарко.Тропа очень явная, то и дело по пути встречаются иностранные группы туристов. На месте обеда мимо нас их прошло особенно много, в том числе незрячие туристы из Израиля. Одним из них мы отдали наш лишний килограмм сахара.

С обеда выходим в 13.50, тропа заворачивает направо, огибая скально-сыпной склон впереди (Фото 4.14), и через мы 10 минут выходим под перевальный взлет. Подъем проходит то по осыпи, то по снежникам, поэтому надеваем солнечные очки. (Фото 4.15-4.17)

Через 2 ходки после обеда, в 14.50 вся группа поднялась на перевал Телеты (н/к, 3785 м) (Фото 4.18). Координаты: N42 15.720 E78 25.651.

Сняли записку группы туристов турклуба «Фуксия» (Россия) от 7 июля 2018 года (средний возраст группы – 55 лет! Так было написано в записке). На перевале ясно, но дует очень сильный холодный ветер, виды ничего особенного не представляют (Фото 4.19-4.21), поэтому особо не задерживаемся – едим шоколадки, пишем записку, фотографируемся и в 15.05 начинаем спуск.

Спуск продолжается по хорошей утрамбованной тропе по осыпи, ближе к ее левому краю по ходу движения (Фото 4.22-4.24).

Путь промаркирован отличными турами (Фото 4.25). Проходим конечную моренную гряду и снова выходим в альпийские луга (Фото 4.26, 4.27). Тропа продолжает идти серпантином вниз по травянистым склонам (крутизна около 25 гр) и выводит к слиянию двух ручьев-притоков р. Телеты Западная (Фото 4.28). Ручей спокойно переходится по камушкам. У слияния оказались в 16.35, через 1,5 часа после начала спуска с перевала.

Продолжаем спускаться вниз по левому склону, тропа выполаживается. (Фот 4.29) Сверху открываются прекрасные виды на солнечную зеленую долину реки Телеты Западная с ее многочисленными широкими разливами притоков (Фото 4.30). Слева красуется безымянная снежная вершина 4015 м, а внизу на полянке виднеются яркие палатки Ак-сай-Тревел (Фото 4.31). На последнем участке спуска тропа снова становится круче и проходит через заросли арчи (Фото 5.32). К 17.40 окончательно все спускаемся к реке Телеты Западная, многие с наслаждением снимают ботинки и мочат ноги в ледяном горном ручье, место очень умиротворяющее, однако стоять здесь не хочется из-за палаток. Решаем идти дальше вниз по р. Телеты Западная до первых пригодных мест под стоянку. (Фото 4.33-4.34). Берега немного заболочены, всюду валяются коровьи лепешки, однако через 1 км находим ровные сухие площадки, пусть и усыпанные также коровьими лепешками.(Фото 4.35). На место стоянки пришли в 18.20 (h=2940 м).

Воду из реки Телеты Западная брать не хотелось, так как она была слишком мутной, с какой-то мелкой взвесью белого вещества (песка или глины), поэтому отправились добывать воду из стекающих по склону ручейков. С виду ручьи чистые, однако повсюду все равно разбросаны лепешки, поэтому воду обеззараживали на всякий случай Акватабсом. Таблетками периодически баловались и раньше – скот повсюду.

Вечером устраиваем праздничный ужин в честь Дня Рождения Вики: готовим торт из сгущенки, сухофруктов и эмэмдэмсов – очень сладкая, вкусная и сытная вещь.

Вечер ясный, и наконец-то впервые за поход нас ночью больше не тревожит гроза. На угольно-черном небе высыпают миллионы ярких звезд! Пока мы залипаем на небо и вспоминаем все известные нам созвездия, фотографы сходят с ума и полночи пытаются их фотографировать. Красота! (Фото 4.36)

Координаты ночевки: N42 15.084 E78 23.499

Выводы: Перевал Телеты – простой, хоть и высокий, проходится практически полностью по тропе, по пути попадается множество групп туристов. Виды с перевала ничего особенного не представляют, зато очень приятные подходы по зеленым живописным долинам как со стороны Телеты Восточная, так и со стороны Телеты Западная.

Характер пути

Подъем по долине р. Телеты Восточная от места ночевки до площадок в предперевальном цирке (до обеда)

4 ч

4,7 км

+ 620 м

Хорошая тропа по лугам и травам

Подъем от площадок до пер. Телеты

0,8 км

+ 185 м

Хорошая тропа по снежнику и осыпи

Спуск от пер. Телеты до реки Телеты Западная

2 ч 50 мин

3,2 км

- 780 м

Тропа по слежавшейся осыпи, затем по травянистому склону

Переход от места спуска (разливы ручьев) до места стоянки вдоль Телеты Зап.

1 км

- 55 м

Тропа вдоль реки Телеты Зап.

10 ч 05 мин

Hmax = 3791 м

Hноч = 2940 м

Солнечно и ясно, ветрено

День 5. 19 июля.
р. Джеты-Огуз – ур. Ат-Джайлоо

Подъем дежурных в 6.00. Общий – 6.30. Утро ясное, теплое и солнечное. Выходим из лагеря в 08.50 и продолжаем идти по правому берегу р. Телеты Западная. Тропа проходит по полям и зарослям арчи. (Фото 5.1). Накануне вечером встретили группу из нескольких туристов, которые сказали, что за переход по мосту через р. Телеты рядом с кошем с них местные взяли денег! Мы очень удивились и решили, что раз так, то попробуем перейти реку в каком-нибудь другом месте. В 09.05 мы подходим к кошу с мостом через реку и спокойно переходим на ее левый берег под громкие звуки мычащих коров (Координаты моста: N42 15.678 E78 22.642) (Фото 5.2). Денег с нас в итоге никто не потребовал.

Продолжаем идти по полям вдоль реки мимо многочисленных стад домашней скотины. (Фото 5.3). Через 1 час заходим в лес, где нам преграждает дорогу стадо овец (Фото 5.4). Вскоре проходим мимо юрт, рядом с которыми переброшен мост (Фото 5.5, 5.6), однако мы идем дальше по треку вдоль реки до следующего моста. Тропа превращается в широкую автомобильную грунтовку (Фото 5.7). В 11.15 переходим по мосту на другой берег р. Телеты Западная у места ее впадения в р. Джеты-Огуз (Фото 5.8).

Из этого места открывается хороший вид на юг на всю долину реки Джеты-Огуз, у истоков которой видны заснеженная вершина Огуз-Баши (Фото 5.9).Во время привала сбегали в гости в кош, где за 200 сом купили несколько хлебных лепешек и отдали мусор. Кумыс рискнули только попробовать, но брать не стали.

Далее продолжаем идти по хорошей автомобильной дороге по правому берегу р. Джеты-Огуз. Полдень – солнце палит нещадно и мозги плавятся от жары… (Фото 5.10). По пути попадаются группы коммерческих туристов. Примерно через 1 час после выхода от коша, мы, минуя первый мост, перешли Джеты-Огуз по второму мосту (Координаты моста: N42 17.118 E78 17.954) (Фото 5.11).

В 13.00 встаем на обед, выбрав в итоге после продолжительных поисков уютное место в прохладной тени в лесу в пойме реки, а не на пыльной дороге рядом с коровами. Во время обеда устраиваем заодно и головомойку в реке. (Координаты обеда: N42 17.250 E78 17.817) (Фото 5.12).

В 15.30 покидаем долину р. Джеты-Огуз и перпендикулярно ее течению поднимаемся вверх вдоль ручья Ат-Джайлоо по его орографически левому берегу.Здесь начинается крутой набор высоты, тропа хорошая, уверенно ведет через приятный хвойный лес высоко над водой. (Фото 5.13). Крутизна около 20-25 гр. Через 1 час выходим на склоны субальпийских лугов. (Фото 5.14).

Воды нет, солнечно, однако на голубом небе появляются коварные перистые облака. Еще через 1 ч 20 мин переходим по камушкам ручей на его противоположный берег (Фото 5.15) и идем по тропе до места стоянки недалеко от второго притока ручья. Встаем лагерем в 18.00 на уютных зеленых полянках среди кустарников и тянь-шаньских елей (h=2800) (Фото 5.16). Вечером прогулялись на разведку за чистой водой и заодно забрели в кош, располагающийся неподалеку, где нас очень гостеприимно встретили хозяева и угостили молоком (Фото 5.17). Воду в итоге все равно набрали из ближайшего ручья, несмотря на пасущихся рядом лошадей. Ночь была снова ясной и звездной.

Координаты ночевки: N42 16.241 E78 17.097

Подъем + Спуск -

Переход по долине р. Телеты Западная до впадения в р. Джеты-Огуз

2 ч 30 мин

6,8 км

- 420 м

Тропа, грунтовая дорога

Переход вдоль р. Джеты-Огуз до впадения р. Ат-Джайлоо (до обеда)

1 ч 45 мин

3,2 км

- 210 м

Грунтовая дорога

Подъем вдоль Ат-Джайлоо до места ночевки

2 ч 30 мин

Hmax = 2940 м

Hноч = 2800 м

Солнечно и очень жарко

День 6. 20 июля.
Подход под пер. Межозерный

Подъем дежурных в 5.00. Общий – 5.30. С утра солнечно и ясно.

Выходим в 7.50. Поднимаемся по широкой долине урочища Ат-Джайлоо и выходим к ее крупному притоку. Через полчаса пересекаем его вброд по камням на орографически правый берег – делаем это в разных местах, однако перейти так, чтобы не замочить ботинки, это надо постараться (Фото 6.1).

Теперь поднимаемся по орографически правому берегу ручья по зеленым полянам, петляя между камней бывшей морены (Фото 6.2). Тропа выводит к первому предперевальному уступу – бараньему лбу (Фото 6.3).

В 10.00 поднимаемся на уступ по тропе крутизной около 20 гр. (Фото 6.4). Оказываемся на широкой полке, разделяющей уступы, и повернув направо, идем по ней к следующему из них. Пока шли, спугнули большое стадо красивых коричневых лошадей, которые промчались перед нами и ушли пастись в сторону (Фото 6.5). Делаем привал перед вторым бараньим лбом – на этот раз более крутым и высоким, чем первый (Фото 6.6). Слева возвышается безымянная вершина 3894 м, справа – скальный бастион, много осыпных сбросов.

В 10.45 начинаем подъем по морене в левой части лба по ходу движения (Фото 6.7). Обходим первый большой камень слева, затем немного не доходя до второго огромного камня (Фото 6.8-6.11), предварительно сбегав на разведку, резко поворачиваем направо и пересекаем каменную реку. Осыпь средняя, более-менее устойчивая. Отсюда поднимаемся по достаточно крутому травяному склону (до 35 гр) вверх и траверсируем склон по его левой стороне (Фото 6.12- 6.14).

Далее в ходе разведки решаем продолжить траверсировать склон и спускаемся с него на зеленую полку под вершиной 3894 м. (Фото 6.15, 6.16).

Отсюда по удобной полке заворачиваем плавно направо и выходим к третьему бараньему лбу (Фото 6.17). Пересекаем по камням вытекающий из-под него ручей и поднимаемся прямо в лоб по травянисто-осыпному склону около 25 гр, оставляя крупные валуны слева, а мелкую сыпуху справа (Фото 6.18-6.20).

Выйдя на зеленую полочку, обходим скалы перемычки справа и в 13.20 оказываемся на перемычке над озером.Набежали облака, стало довольно ветрено и прохладно. Гуляем по перемычке и любуемся красивым видом на безымянное лазурное озеро округлой правильной формы (Фото 6.21-6.24). Обходим траверсом озеро справа и в 14.10 встаем лагерем на его противоположном торце на зеленых лужайках (h=3514 м) (Фото 6.25).

Купаться в озере прохладно, снега на ближайших склонах особо нет для проведения полноценных снежных занятий, поэтому обедаем и просто отдыхаем. Затем забираемся с Наташей на ближайшие скалы, откуда обозреваем вид на озеро (Фото 6.26).

Через некоторое время все-таки решаем дойти вместе с Петей и Наташей до ближайшего снега, где вспоминаем как делать станции на ледорубах, ходить на 3 такта по снегу и зарубаться, хотя зарубаться там так себе, потому что склон слишком короткий, а внизу камни, но снега в принципе достаточно (Фото 6.27-6.28). А вообще, судя по фотографиям отчетов последних лет, этот год явно малоснежный.

Координаты ночевки: N42 13.906 E78 16.081.

Подъем + Спуск -

Характер пути

Подъем на первый бараний лоб, подход ко второму

2 ч 40 мин

3,6 км

+434 м

Тропа по травянисто-осыпному склону 25 гр

Подъем на второй бараний лоб, подход к третьему

2 ч 15 мин

1,1 км

+ 246 м

Травянисто-осыпной склон, до 30 гр

Подъем на третий бараний лоб и выход на перемычку над озером

220 м

+ 60 м

Травянисто-осыпной склон, 25 гр

Обход озера до места ночевки

730 м

- 20 м

Пологий траверс по осыпи вдоль озера

6 ч 20 мин

Hmax = 3531 м

Hноч = 3514 м

Погода:

Солнечно, в середине дня переменная облачность, ветер

День 7. 21 июля.
Перевал Межозерный (1А*, 3885)

1А*, по факту прохождения 1А

Осыпной

Северо-восток – юго-запад

N42 13.201 E78 15.613

Расположен:

В северном отроге хребта Терскей-Алатау, отходящем от вершины 4937 м, в 1,5 км юго-восточнее п. Московских туристов и западнее вершины 3961,5 м, в 400 м северо-западнее пер. Эхо.

Соединяет

р. Шатылы (р. Чонг-Кызыл-су) - пр. исток р. Ат-Джайлоо (р. Джеты-Огуз).

20-21 июля 2018 года с северо-востока, со стороны Ат-Джайлоо

Снята записка

Группы туристов Горного турклуба МГУ под рук. Юры Цимбалова, поход 1 к.с. от 13.08.2018 г. (Прохождение со стороны р. Шаталы, с юго-запада)

Необходимое снаряжение

Треккинговые палки, каски, могут понадобиться кошки, кордалеты, петли, буры

Подъем дежурных в 5.00, общий в 5.30. Утро ясное и солнечное, озеро отливает красивой зеркальной гладью (Фото 7.1).

Однако вскоре выясняется, что Вика плохо себя чувствует – болит живот, тошнит, общая слабость, и до этого всю ночь тошнило.Решаем собрать лагерь, но выход отложить до тех пор, пока ей не станет лучше, благо время позволяет. Пока Вика приходит в себя, мы меланхолично греемся на солнышке и играем на гитаре – наконец-то выдался случай, когда есть время и желание это сделать (Фото 7.2). Однако совсем долго ждать не можем, Вике чуть полегчало, но глобально лучше все равно не становится, поэтому мы решаем практически полностью ее разгрузить и выдвигаться на перевал.

Выходим из лагеря в 10.30 и поднимаемся вправо и вверх по средней неживой осыпи (Фото 7.3). Впереди появляется большой скальный останец, который мы обходим справа (Фото 7.4, 7.5). После этого попадаем на выполаживание, однако вид на предперевальный цирк преграждает скалистый холм (Фото 7.6). Поднимаемся справа от этого холма по средней достаточно устойчивой осыпи крутизной 25 гр на следующее выполаживание (Фото 7.7, 7.8), на этот раз уже последнее перед перевалом, откуда хорошо виден и перевальный взлет, и сам перевал. В осыпном цирке перевала притаилось маленькое озерцо (Фото 7.9). Сюда мы поднялись в 12.30, через 2 часа после выхода с места ночевки.

Далее поднимаемся уже по взлету, траверсируя склон справа (Фото 7.10). Осыпь средне-мелкая, подвижная, крутизна около 25 градусов, поэтому движемся плотно и аккуратно. Скальные выходы оставляем слева, проходя над ними.Набрав 100 м вверх, выходим на гребень (Фото 7.11), смотрим вниз на другую сторону перевала и понимаем, что спускаться здесь не очень хотим (тут спуск короче, но сильно круче, чем с места перевала). Отсюда поворачиваем налево и проходим около 100 метров по гребню до самого перевала (Фото 7.12-7.13).

На перевал Межозерный группа вышла в 13.50. Координаты: N42 13.201 E78 15.613. (Фото 7.14).

С перевала открываются прекрасные виды в обе стороны. На востоке, откуда мы пришли, виднеются два голубых озера, на западе со склонов спускается большой открытый ледник, а над ним виднеется перевал Эхо (1А*, 3800) (Фото 7.15-7.17). Этот перевал также ходят в походах 1 к.с – альтернативный путь перевалу Межозерный. На нашем перевале находим тур и снимаем прошлогоднюю записку Юры Цимбалова от 13 августа 2017 года из нашего Горного турклуба МГУ. В отличие от нас они проходили перевал в противоположном направлении. Погода солнечная, переменная облачность, дует ветер, и кое-как ловит мобильная связь (МТС), так что даже удается совершить короткий звонок в Москву.

В 14.25 начинаем спуск вниз по сыпухе в сторону ледника (Фото 7.18, 7.19). Сыпуха живая, идем плотной группой. Дальше продолжаем спуск по не очень приятной средней подвижной сыпухе вдоль мощного ранклюфта ледника, под которым громко шумит вода (Фото 7.20, 7.21).
Некоторые группы при спуске выходят на сам ледник, однако в нашем случае ледник был голый и совсем без снега, но при этом достаточно покатый, поэтому желания на него выходить без кошек не возникало. Метров через 100 мы упираемся в бараний лоб, преграждающий нам путь дальше. (Координаты: N42 13.190 E78 15.538). Обходить его выше и лезть в скальные сбросы выше по склону показалось довольно неприятно, поэтому решаем аккуратно по нему спуститься вниз к ранклюфту. По очереди, свободным лазанием с гимнастической страховкой каждый спускается по двухметровой скале вниз (Фото 7.22, 7.23). Рюкзаки девочек спускаем отдельно на кордалете.

После этого продолжаем спускаться по сыпухе дальше, забирая уже правда немного выше по склону от ранклюфта (Фото 7.24). Спустившись на выполаживание, не доходя до конца языка ледника, делаем привал (Фото 7.25). По противоположному левому борту ледника вниз периодически слетают огромные камни.

Оставив язык ледника позади (Фото 7.26, 7.27), к 16.00 выходим к сухому руслу ручья, петляющему среди осыпей (Фото 7.28). Идем по нему, заворачивая налево в обход моренного вала, и через ходку открывается наконец-то издалека вид на озеро, на берегу которого мы должны ночевать (Фото 7.29). Позади от нас спускаются осыпные рыжеватые склоны перевала Шаркыратма (1А, 3933) (Фото 7.30).

Дальше путь до озера проходит уже по пологой траве с камнями по правому берегу ручья (Фото 7.31). Первые зеленые площадки рядом с озером мокроваты, поэтому пересекаем метров 200 заболоченной травы и в 17.10 разбиваем лагерь на симпатичных зеленых лугах на берегу озера (Фото 7.32). Противоположный берег озера обрывается вниз крутыми осыпями, с которых периодически булькают камни в воду. Вечер ясный и теплый. Рыжее закатное солнышко красиво подсвечивает цветы на лугах, наш лагерь и озеро (Фото 7.33). Ночное небо над головами было лунным и звездным, в то время как другую половину небо закрыли тучи, и со стороны севера доносились раскаты грома и мелькали вспышки молний. Но, к счастью, гроза нас той ночью обошла стороной.

Координаты ночевки: N42 13.044 E78 14.381

Выводы: Перевал Межозерныймалохоженый, красивый и интересный перевал с довольно долгим и протяженным подходом. Это не самая простая 1А, особенно, если на леднике нет снега. Зато большим плюсом перевала являются два голубых безымянных озера, оправдывающие его название и расположенные по обеим сторонам от перевала с прекрасными местами для ночевок.

Характер пути

Подъем от озера до перевального цирка и второго озера

1,5 км

+260 м

Средняя устойчивая сыпуха, крутизна склона 25 гр

Подъем на перевал по перевальному взлету и проход по гребню

50 мин

450 м

+ 110 м

Траверс средней подвижной сыпухи, 25 гр

Спуск с перевала вдоль ранклюфта к языку ледника

240 м

- 85 м

Живая средняя сыпуха, 20 гр, скальный выход

Спуск от ледника до озера (места ночевки)

2,1 км

Hmax = 3885 м

Hноч = 3530 м

Солнечно, переменная облачность

День 8. 22 июля.
Спуск к ФГС

Подъем дежурных в 5.00, общий в 5.30. Погода нас снова балует солнцем и голубым ясным небом. Сегодня мы по плану заканчиваем второе кольцо и спускаемся к ФГС (физико-географическая станция), где нас должна ждать заброска с едой.

Выходим из лагеря в 07.50, заворачиваем от озера налево и спускаемся по долине р. Шаталы по ее правому берегу по тропе (Фото 8.1-8.3) Тропа вскоре заводит в густые заросли арчи, где легко потеряться, что мы благополучно и делаем (Фото 8.4, 8.5). Передовая группа раньше времени спустилась на привал к реке, остальные, этого не заметив, прошли мимо дальше и шли почти целый час, пока не почуяли подвох… И только благодаря рациям удалось найтись и воссоединиться вновь. Но на другой берег переправляться не спешим.

Тропа, становясь круче, заводит в лес, откуда сама нас выводит к переправе через р. Шаталы (Фото 8.6). У переправы оказались в 09.20 утра (Координаты: N42 13.013 E78 12.036). Через реку переправляемся в касках и ботинках по камням за 20 минут и оказываемся на ее орографически левом берегу (Фото 8.7, 8.8).

Отсюда тропа уходит далеко вверх от воды, высоко траверсируя травяные склоны под скальными сбросами (Фото 8.9, 8.10). Затем начинается длинный крутой спуск вниз к долине Чонг-Кызыл-Суу – тропа резко петляет серпантином между кустов и скал (Фото 8.11, 8.12).

Спуск действительно очень крутой, до 35 гр, на тропе попадаются иногда живые камни, поэтому идем аккуратно и в касках. Под конец выходим в лес, где становится немного положе (Фото 8.13), и через час движения по крутому участку тропы в 11.00, сбросив 460 метров, выходим к долине р. Чонг-Кызыл-Суу. Впереди виднеется кош, лают собаки. Пока отдыхали на привале, встретили чабана и туристов из Сингапура, с которыми пообщались и вместе стали изучать наши топографические карты. Отсюда за полчаса доходим по широкой грунтовой дороге до моста у ФГС. Жара и палящее солнце над головой… (Фото 8.14, 8.15).

У моста радостно обнаруживаем терпеливо дожидающуюся нас машину с нашими сумками заброски. Изначально договорились с Юрием, что заброску подвезут к ФГС в определенное время и день, чтобы не платить местным за хранение заброски на станции.

Однако радость от получения заброски и успешного окончания второго кольца омрачается грустным событием. У Вики так и не прошел живот, чувствует она себя нехорошо и, во избежание дальнейших страданий и тяжелых последствий, решаем отправить ее в цивилизацию. Однако вместе с ней с маршрута решают сойти еще два участника – Сережа и Алена, по причине сильной усталости и больных коленей… Зато так хотя бы Вика будет потом не одна. Быстро передаем друг другу необходимое снаряжение, тепло прощаемся с ребятами, и они уезжают на вахтовке, привезшей нам заброску с едой, в Каракол.

Мы, теперь уже вдевятером, переправляемся по мосту на другой берег бурной реки и устраиваемся в укромном месте на травке в тени деревьев на обед. (Координаты: N42 11.594 E78 12.032). Недалеко от нас на сочной зеленой поляне живописно располагается главный домик ФГС, рядом с которым пасутся коровы и медленно крутятся флюгеры небольшой метеостанции (Фото 8.16, 8.17).

Время – 13.00, полудневка. Однако маяться от скуки не приходится – нам предстоит долгая увлекательная задача по уменьшению раскладки еды и по перетасовке снаряжения в связи с сокращением группы на 25. Весьма вдумчивое, неспешное и кропотливое занятие. (Фото 8.18) За этим занятием нас застают местные киргизы, с интересом наблюдая, чем мы тут занимаемся. Разговорившись с нами, они гостеприимно приглашают нас в их баню помыться, которая, как выяснилось, очень удачно располагается всего в 30 метрах от нашего места дислокации. Мы с радостью соглашаемся и благодарим их 8-килограммовым пакетом с едой, оставшимся после уменьшения раскладки. В итоге все перетасовки и помывочные дела заканчиваем только ближе к 7 вечера.

Выдвигаемся на поиски ближайшего места стоянки за пределами территории ФГС. Берега реки Чонг-Кызыл-су плоские и широкие, однако несколько заболочены и пасутся лошади. Но мы в итоге находим отличное уютное и сухое место для лагеря на опушке леса под склоном морены в 500 метрах от домика ФГС. Время – 19.10. (h=2574 м). Чистую воду набираем из родника, расположенного на территории ФГС, на который нам указали местные еще во время обеда. На ужин наслаждаемся усиленной порцией макарон, вкусностями из заброски и съедаем половину сочного арбуза, который нам подарил Юрий, подкинув его к нашей заброске. Вечер проводим у жаркого костра с песнями под гитару и предвкушением последнего третьего кольца (Фото 8.19, 8.20). Ночь ясная и лунная.

Координаты ночевки: N42 11.208 E78 11.966

Характер пути

Спуск по правому берегу вдоль р. Шаталы до переправы + переправа

4 км

2 км

+75 м

Грунтовая дорога

Переход от ФГС к месту ночевки

810 м

Hmax = 3530 м

Hноч = 2574 м

Солнечно, жарко

День 9. 23 июля.
Подход под лед. Ашутор

Подъем дежурных в 5.00, общий в 5.30, с утра как всегда солнечно. Сегодня мы должны максимально близко подняться по долинам рек Чонг-Кызыл-Суу и р. Ашутор под ледник Ашутор, чтобы на следующий день пройти одноименный перевал.

Выходим в 07.35 и идем вверх по орографически левому берегу р. Чонг-Кызыл-Суу по пологим полянам, где пасутся коровы и бегают киргизские детишки, которых мы угощаем вкусностями из нашей КПшки (Фото 9.1-9.3). По камням перепрыгиваем через приток – речку Саватор (Фото 9.4), через некоторое время тропа заводит в лес, траверсируя по пути склоны берега с крутыми обрывами и прижимами (Фото 9.5). На одном из привалов добиваем вторую половину арбуза, так как тащить в пакете его по такой тропе уже становится неудобно (Фото 9.6).

Затем вновь выходим на живописные зеленые поляны, вдали виден наш поворот по долине р. Ашутор (Фото 9.7, 9.8). Солнце начинает припекать все сильнее, становится жарко. В 10.20 приходим к слиянию рек – реки Ашутор и р. Кашкатор (Котор), впадающих в р. Чонг-Кызыл-Су (Фото 9.9). Долины рек разделяются массивом в. 4152 и в. 4215. Отсюда тропа поворачивает направо по ходу и начинает резко забирать наверх крутым серпантином высоко от воды (Фото 9.10-9.13).

Набрав примерно 140 метров в высоту, выходим снова к воде, уже в широкой долине р. Ашутор. Отсюда начинается плавный длинный пологий подъем по орографически левому берегу реки (Фото 9.14, 9.15). Наш склон долины – травянисто-осыпной, противоположный – скально-осыпной, местами со снежниками.

В 13.30 встаем на обед (Координаты: N42 06.588 E78 10.294), воду набираем из притока Ашутора, так как в самой реке она сильно мутная со взвесью (Фото 9.16).

После обеда выходим в 14.45, налетают облачка, становится прохладнее и периодически даже накрапывает дождь. Через 1 час подходим к осадкомеру, здесь травянистые склоны берега становится круче, траверсируем их высоко над водой, периодически преодолевая моренные гряды и скальные выступы (Фото 9.17, 9.18). Затем долина снова выполаживается.

В 16.00 по камням переходим через очередной приток (Фото 9.19) и примерно через 1,5 ходки подходим к конечным моренным валам напротив ледника (Фото 9.20-9.22). Отсюда хорошо видно начало подъема на перевал Ашутор по леднику. Язык ледника открытый, снега нет (Фото 9.23). Обходим валы правее, тропа теряется, но есть туры (Фото 9.24, 9.25). В итоге спускаемся с последнего крутого моренного вала к реке вниз (Фото 9.26) и решаем ставить лагерь на морене на орографически левом берегу Ашутора рядом с огромным камнем (Фото 9.27). На противоположном берегу есть более удобные и ровные площадки, но они находятся слишком низко среди проток ручьев, и мы опасаемся, что в случае дождя их может легко затопить. Время прихода на стоянку – 18.10 (h= 3534 м).

Вечером усиливается ветер, громыхает гроза, сверкают молнии и льет дождь с градом. Одну палатку даже срывает и уносит ветром вверх на моренный вал (благо на нашем берегу реки), куда все дружно побежали ее ловить. Урок на будущее ее жителям – как только поставили палатку в непогоду, сразу закидывать рюкзаки в палатку, чтобы ее не унесло.

Ходовой день в целом выдался довольно утомительным.

Вечером обсуждаем наш завтрашний перевал Ашутор и вспоминаем теорию хождения в связках по закрытому леднику. Единственное, что немного волнует – это малое количество снега в этом году, очень хочется надеяться, что на самом перевале снега достаточно, чтобы покрыть лед, так как на всю группу у нас только две пары кошек.

Координаты ночевки: N42 04.980 E78 08.861

Подъем по долине Чонг-Кызыл-Суу до слияния р. Кашкатор (Котор) и р. Ашутор

2 ч. 45 мин

6,5 км

+ 300 м

Тропа по широким травянистым склонам (с коротким участком траверса прижимов)

Подъем по долине р. Ашутор до притока (до обеда)

2 ч 50 мин

3,8 км

+ 360 м

Крутая тропа, затем пологий подъем по долине

Подъем от обеда к месту ночевки под ледником Ашутор

3 ч 25 мин

4 км

+ 380 м

Тропа по долине с небольшим участком крутого траверса, моренные валы

10 ч 35 мин

(7.35 - 18.10)

ЧХВ: 7 ч 30 мин

14,3 км

+ 1040 м

Hmax = 3534м

Hноч = 3534 м

Погода:

Солнечно, после обеда переменная облачность, вечером дождь с грозой

День 10. 24 июля.
Перевал Ашутор (1Б, 4160)

Снежно-ледовый, закрытый ледник

Север – юг

N42 03.136 E78 09.030

Расположен:

В хребте Терскей-Алатау, между в. 4423 и 4544.

Соединяет

Ледники Ашутор Северный (р. Чонг-Кызыл-Суу) и Ашутор Южный (озеро 3664, р. Кызыл-су, сырты)

23-24 июля 2018 г, с севера, со стороны р. Чонг-Кызыл-су

Снята записка

Тура нет, так как седловина перевала – снежно-ледовое плато

Необходимое снаряжение

Обвязки, связочные веревки, каски, ледорубы, буры, кордалеты

Подъем дежурных в 5.30, общий в 6.00. С утра ясно и солнечно, дует свежий ветер с ледника. Сегодня нам предстоит перейти на другую сторону Главного хребта Терскея через перевал Ашутор – формально самый сложный перевал в походе, категории 1Б.

Выходим из лагеря 8.20 по направлению к языку ледника вдоль орографически левого берега ручья, переходим через 20 минут его на другой берег и за пару ходок от старта достигаем языка ледника (Фото 10.1, 10.2). Здесь, пока еще стоя на морене, решаем сразу облачиться в обвязки.

В 09.35 выдвигаемся по леднику вверх, стараясь придерживаться левой стороны склона по ходу движения. Справа по ходу видна зона ледовых разломов. Снега на склоне нет, однако склон пологий, около 10 гр, лед шершавый с протоками ручьев и мелкими камушками, поэтому без кошек идется нормально (Фото 10.3-10.5). На привалах тренируемся крутить буры в лед. Поднимаемся на полку, где ледник заворачивает вправо по ходу.

Вместе с ледником также заворачиваем направо (Фото 10.6), оставляя ледовые разломы справа внизу, пока не упираемся в снег (h= 3963 м). (Фото 10.7). Все, впереди начинается закрытый ледник, и мы приступаем к организации связок. Итого у нас 3 связки по 3 человека, руководитель поначалу идет вторым в первой связке.

В 12.00 выдвигаемся в связках (Фото 10.8). Почти сразу же упираемся в мульду, думаем ее пройти насквозь, однако первый человек проваливается практически по колено в смесь воды со снегом, и тогда мы все же решаем обойти эту мульду справа. Затем вместе с ледником плавно заворачиваем налево – идем медленно, тропим, снега то чуть выше щиколотки, то по колено. Через полчаса все же меняем связки и тропящих и продолжаем потихоньку двигаться дальше по центру ледника держа направление на его широкую седловину (Фото 10.9-10.13). Подъем пологий, но утомительный, видимо также сказывается высота, делаем привалы, но каждый на своем месте – вместе не собираемся. Трещин в поле зрения не видно, никто не проваливается, однако мы знаем, что где-то они тут точно есть, поэтому все в случае чего наготове. Седловину перевала можно определить только по GPS и неявному выравниванию горизонта, глубина снега немного уменьшается.

На условную седловину перевала выходим в 13.40, никаких туров естественно нет (Фото 10.14, 10.15). С этого места открывается вид на юг, где вдалеке красуются заветные снежные вершины горного массива Ак-Шийрак, вид на которые нас будет сопровождать впоследствии еще 1,5 дня (Фото 10.16).
К моменту выхода на перевал погода ухудшается, солнце скрывается, сзади набегают тучи и облака, начинает сыпать снег. Поэтому решаем не тратить время на перевальные фото и шоколадки и продолжаем идти дальше, уже на спуск.

Снег снова становится глубоким и более раскисшим, довольно мокро, в некоторых местах слышно, как под ледником шумит вода (Фото 10.17). Через 1 час выходим на открытую часть ледника и развязываемся (Фото 10.18). Здесь иногда попадаются неширокие трещины, которые легко переходятся или обходятся. Спускаемся вниз, смещаясь к левому борту ледника по ходу движения, так как знаем, что центр ледника обрывается вниз отвесной стеной. Спуск, как и подъем, пологий, около 10-15 гр, поэтому без кошек по льду идем спокойно.

В 15.40 через ранклюфт ледника перебираемся на его левую боковую морену (Фото 10.19). Однако склоны морены сложены из достаточно подвижной сыпухи, идти неприятно, один из участников подворачивает ногу, накладываем ему эластичный бинт, поэтому решаем вернуться на ледник и продолжить спуск по нему до конца (Фото 10.20). В 16.40 мы снова переходим с ледника на морену через ранклюфт, на этот раз уже окончательно, и идем по левому берегу большого ледникового озера.

Сзади открываются потрясающие виды – ледник почти по всей своей ширине обрывается в озеро мощной отвесной стеной, а внизу плавают его осколки в виде айсбергов (Фото 10.21-10.23). Любуемся красивыми видами и отдыхаем на привале на песчаных берегах озера в лучах закатного солнца. Этот день получился без обеда, но сейчас уже смысла его делать нет, хочется поскорее дойти до места ночевки.

У края озера ландшафт сменяется – вместо осыпей и скал вдаль на юг простираются широкие зеленые равнины – сырты (Фото 10.24-10.26). По их центру разливаются неглубокие реки и ручьи, вытекающие из озера. Мы же хотим перейти на другой берег этих рек, чтобы там искать место для лагеря. Погода ухудшается, начинается мелкий дождь. В итоге переправляемся в разных местах через эти разливы (кто в ботинках, кто в бродовой обуви) (Фото 10.27) и встаем лагерем в 18.20 под травянисто-осыпными склонами правого борта долины. (h=3835 м). (Фото 10.28)

Мокро и холодно, почти все к этому времени промокли и жутко замерзли. Зато, пока ставили лагерь, небо временно очистилось и на нем появилась восхитительная яркая двойная радуга! А вдали, подсвеченные солнцем, заискрились заснеженные вершины Ак-Шийрака (Фото 10.29, 10.30). Правда вскоре с ледника снова набежали грозовые тучи, загрохотал гром, подул ветер, полил дождь, и ужин мы провели под тентом, укрываясь от непогоды.

Координаты ночевки: N42 00.545 E78 09.856

• Перевал Ашутор – хороший, несложный перевал, позволяющий пересечь Главный хребет и попасть на сырты. Рекомендуется для прохождения участниками 1-2 к.с в качестве тренировки хождения в связках по закрытому леднику и тропежки по снегу. Кошки необязательны. С юга открывается вид на впечатляющую отвесную ледовую стенку.

Характер пути

Подъем от мест ночевок до языка ледника Ашутор

45 мин

1,2 км

+ 110 м

По пологой морене

Подъем по открытой части ледника до линии снега

1 ч 35 мин

1,3 км

+ 325 м

Открытий ледник, крутизна 10 гр

Подъем на седловину перевала по закрытому леднику

+ 225 м

Закрытый ледник, крутизна до 15 гр

Спуск с перевала до конца ледника

3,5 км

- 340 м

Ледник закрытый, затем открытый, моренные валы, возвращение на ледник

Переход от ледника до места ночевок на сыртах

1,9 км

Hmax = 4160 м

Hноч = 3835 м

Погода:

Утром и днем ясно, после обеда тучи и снег, потом временно ясно, вечером ветер и дождь с грозой

День 11. 25 июля.
Переход по сыртам до в. Марс.

Подъем дежурных в 5.30, общий в 6.00. Утро солнечное и теплое, сегодня день планируется ненапряженный, поэтому с утра греемся на солнце и сушимся. После вчерашнего дня это очень актуально (Фото 11.1).

Выходим из лагеря только в 9 утра. Сегодня хотим дойти по сыртам до склонов вершины Марс. Идем по правому берегу реки, вытекающей из озера (Фото 11.2), и напротив вершины 3963 заворачиваем направо и поднимаемся по осыпному склону (Фото 11.3, 11.4). Отсюда берем направление на юго-запад, пересекая по пути пологие травянисто-осыпные склоны.

Солнечно, тепло, но при этом нежарко, дует освежающий ветерок, а на небе кучевые облака. В течение всего дня любуемся прекрасной панорамой на зеленую долину сыртов, изрезанную реками и озерами, над которой вдалеке возвышаются сахарные снежные вершины горного массива Ак-Шийрак. Вид очень живописный, периодически бегаем к самой левой южной части наших склонов и валов, чтобы обозреть его полностью и пофотографировать (Фото 11.5-11.7). Справа на севере при этом все время маячит покрытая снегом вершина Джукучак (4829 м), отроги которой мы собственно пересекаем (Фото 11.8).

Вскоре впереди на пути примечаем предполагаемый некатегорийный перевал 3912, под его восточным склоном характерный небольшой вытянутый снежник, а в понижении рядом – маленькое озерцо (становится видно уже потом) (Фото 11.9, 11.10). Странно только то, что судя по GPS, этот «перевал» находится ниже того места, откуда мы его наблюдаем. В 11 часов выходим на этот «перевал» и гуляем в обе стороны по его широкой пологой каменистой седловине в поисках тура (11.11). Тура не нашли. Да и вообще все это слабо напоминает перевал, конечно, скорее просто понижение в одном из отрогов… Но несмотря на это, мы сооружаем собственный тур, кладем туда нашу записку, фотографируемся и радостно съедаем перевальную шоколадку (Фото 11.12). (Координаты: N41 59.553 E78 09.763).

Оттуда спускаемся в заболоченную поляну (Фото 11.13), пересекаем ее и вскоре поднимаемся на следующий отрог (Фото 11.14). Решаем сбегать отсюда на всякий случай на разведку по такой же широкой седловине и... вот тут и обнаруживаем тур! Правда пустой. После более внимательного изучения треков и карты в GPS приходим к выводу, что мы все-таки ошиблись перевалом, и истинный перевал вот этот, а не предыдущий. (Координаты: N41 59.529 E78 09.084, h=3988 м). Но обратно возвращаться и вытаскивать записку уже не хотелось, поэтому пишем новую и кладем ее в этот тур. Так что предупреждаем следующие группы, что теперь там два тура с записками, но истинный из них более западный.

С перевала спускаемся по травянисто-осыпному склону крутизной до 15 гр в долину реки Арабель, в ее верховья (Фото 11.15). Они представляют из себя широкие неглубокие разливы спокойной коричневатой воды. Ищем удобное место для переправы, для этого поднимаемся метров на 400 по ней вверх на север от места спуска, переобуваемся в бродовую обувь и переходим на противоположный берег (Фото 11.16, 11.17). Здесь находим сухое место и в 14.00 устраиваемся на обед. Тепло, хоть и немного ветрено, солнечно, хорошо, разве что достают большие мухи – представитель фауны сыртов. (Координаты: N41 58.879 E78 08.233). (Фото 11.18).

В 15.45 выходим дальше и сразу от места обеда поднимаемся по травянисто-осыпному склону крутизной около 20 гр, держа теперь направление на северо-запад в сторону снежно-ледового купола (Фото 11.19-11.22). Набрав 200 метров выходим на выполаживание, дальше подъем становится более плавный и пологий, через некоторое время выполаживается почти полностью и превращается в огромное каменистое плато. Отсюда открываются еще более потрясающие виды в сторону Ак-Шийрака! Вдалеке видны также огоньки и домики комбината Кумтор (Фото 11.23). А справа по ходу движения наконец-то показывается снежно-ледовый купол. Идем, ориентируясь по трекам в GPS и держа направление на запад, чуть левее купола, пересекая по пути островки снега (Фото 11.24-11.26).

К 19.00 приходим к ручью, вытекающему из небольшого снежника, и решаем здесь ставить лагерь. Кругом просторное красноватое плато с покатыми округлыми камнями, что оправдывает название вершины. На севере виднеется сама вершина Марс и «спина» снежного купола. Все кругом подсвечивается рыжими лучами приятного закатного солнца. Этовысшая точка ночевки за поход – высота 4210 м. (Фото 11.27-11.29).

Координаты ночевки: N41 59.538 E78 05.934

Так вышло, что поход подходит к концу, а у нас остался один неизрасходованный день запаса (чудом!). Еще днем все вместе решили, что не хотим раньше времени возвращаться в цивилизацию, а лучше потратим его в горах, к тому же тут есть чем заняться. Поэтому завтра решили устроить активную дневку – сначала радиально сходить на вершину Марс, а затем полазать и покрутить буры на шикарной ледовой стенке рядом. Вот и отлично!

Переход от места ночевки до пер. 3912

+ 290

- 90

Травянисто-осыпные пологие склоны, заболоченные полянки

Переход от пер. 3912 до р. Арабель (до обеда)

2,5 км

Hmax = 4210 м

Hноч = 4210 м

Ясно, солнечно

День 12. 26 июля.
Дневка. Вершина Марс

н/к

Осыпной, каменистое плато

N42 00.330 E78 05.328

Расположен:

В южном отроге хребта Терскей-Алатау, на востоке от озер Кашкасу (над ними), северо-западнее от снежно-ледового купола в. 4336

26 июля 2018 г, со стороны юго-востока

Снята записка

Группы туристов Горного турклуба МГУ под рук. Екатерины Зеленцовой от 22.07.2016 г. (поход 1 с эл. 2 к.с)

Треккинговые палки, каски

Несмотря на то, что сегодня можно было выспаться побольше, утро выдалось далеко не «добрым». И дело даже не в погоде… Хотя почти впервые за поход вместо солнца над головой висели сплошные облака.

Уже с самого утра вдруг выясняется, что часть группы…заболела. У кого поднялась температура, у кого живот болит, у кого то и другое вместе.Сначала думали, что дело в воде, хотя это было странно, так как воду набирали из ручья, вытекающего из снежника, поэтому стали ее на всякий случай обеззараживать, а раствор полисорба приготовили, растворив его в растопленном снегу. Однако это не очень помогло, к тому же живот болел не у всех, а воду пили все.

Несмотря на это, решили, что радиально на вершину Марс все же сходим – она простая, совсем рядом, красивая и как никак высшая точка всего похода. Два самых больных участника на вершину решили не идти и остались отлеживаться в лагере.

Вышли из лагеря примерно в 10.30 и медленно побрели в сторону вершину. Подъем очень пологий, путь проходит по широкому каменистому плато – справа по ходу вершина Джукучак и снежный купол, а слева – озера Кашкасу. По пути разбредаемся по плато, усыпанное нагромождениями причудливых округлых камней, на некоторые из которых ради интереса залезаем.Пасмурно, с неба вскоре начинает сыпать мелкий снег. (Фото 12.1-12.7)

В 12.00 оказываемся на самой вершине. В этом месте плато обрывается мощной скальной стеной вниз, к озерам Кашкасу, вдоль стены наверху есть несколько выступающих вперед скальных выходов, выйдя на которые можно полюбоваться сверху на озера, и наиболее высокий из этих выходов – вершина Марс. Даже несмотря на погоду, очень красиво и атмосферно. (Фото 12.8-12.12). Координаты - N42 00.330 E78 05.328

На вершине обнаруживаем рядом с черепом горного барана тур, в котором лежит записка группы Екатерины Зеленцовой из нашего Горного турклуба МГУ от 22 июля 2016 года. Пишем свою записку, кладем в тур, разъедаем шоколадку.
Кроме руководителя, для всех это самая высокая точка в жизни – 4345 м. В честь этого ребята на вершине даже устраивают совместный сюрприз – поют песню и дарят руководителю памятный подарочек – вышло чертовски неожиданно, душевно и приятно! (Фото 12.13)

В 13.30 возвращаемся в лагерь. И вот тут собственно большинство народу скашивает окончательно. Итого: у двух участников болит живот, высокая температура, у еще двух просто температура и слабость, один спит весь день, другой просто лежит… и так наш лагерь превращается в лазарет. Здоровых на ногах – 3,5 человека. Вот и накрылись наши прекрасные планы по покорению ледовой стенки – хоть руководитель попал в категории «здоровых», но бросать лагерь в таком плачевном состоянии не хочется. Поэтому оставшийся день по нескольку раз кипятим чай, готовим обед, поим больных и кормим таблетками тех, кому совсем плохо (жаропонижающими и обезболивающими). Приходим к выводу, что дело скорее всего в высоте (4210 м), даже несмотря на то, что завершается вторая неделя похода. Однако собирать лагерь и сваливать вниз в таком состоянии тоже плохая идея.

К 5 вечера все же решаем вчетвером, с наиболее здоровыми и тем, кому стало лучше, отправиться потренироваться на стенку, хотя бы ненадолго.

От места лагеря до стенки примерно минут 20 ходу. Когда пришли, то не пожалели – ледовая стенка выглядит очень впечатляюще! Это отвесный обрыв того самого снежно-ледового купола – тянется очень далеко, в высоту примерно метров 10.

Внизу градусов 45, а сверху почти вертикальный наклон. При желании ее можно обойти и сверху закрепить веревку на буры, но мы решили, что не будем этим сейчас заморачиваться и просто полазаем внизу. Поэтому по очереди переодеваясь, походили в кошках вверх-вниз-вбок, покрутили буры, поделали станции, попробовали сдернуть бур. На четверых у нас было две пары кошек и даже это оказалось мало и неудобно с учетом времени на переодевание и регулировку.На стенке пробыли два часа, потом стало уже совсем холодно, темнело, и мы вернулись в лагерь готовить ужин. (Фото 12.14-12.17)

Вечером было довольно холодно и ветрено, ужинали далеко не все, и очень хотелось надеяться, что на следующий день всем станет лучше, так как больше дней запаса у нас не было.

Выводы: Вершина Марс – это простая, пока еще малохоженая вершина (первопрохождение совершила группа Григория Варгафтика из ТК МГУ в 2015 г.) с пологим подъемом по необычному каменистому плато с интересными округлыми большими камнями. С вершины открывается живописный вид на озера Кашкасу и на соседние скальные выходы, обрывающиеся мощной стеной вниз к озерам.

Характер пути

Подъем и спуск с в. Марс (радиально)

+ 135 м

Hmax = 4345 м

Hноч = 4210 м

Погода:

Пасмурно, ветрено, периодически идет снег

День 13. 27 июля.
Перевал Кашкасу (1А, 3864 )

3864 м

27 июля 2018 года, со стороны озер Кашкасу

Группы туристов из Санкт-Петербурга от 28.08.2017 под рук. Лантрат Ирины

Треккинговые палки, каски

Подъем дежурных в 5.00, общий в 5.30. Сразу же выясняем как у всех дела и у кого какое самочувствие… и, о счастье, ночь не прошла даром – все поправились и снова готовы к бою!

С утра очень красивый розовый рассвет, выходит солнце, до завтрака некоторые участники успевают сбегать недалеко в сторону вершины, чтобы полюбоваться видом на озера Кашкасу в солнечную погоду. (Фото 13.1, 13.2)

В 8.30 выходим на маршрут и начинаем спуск по осыпи вдоль ручья, впадающего в озера Кашкасу. Вверху склон некрутой, внизу становится круче, до 20 гр. Через 50 минут спускаемся до озер, на высоту 3900 м. (Фото 13.3-13.5). Отсюда поворачиваем направо и идем на север, в сторону перевала Кашкасу, обходя цепь озер, соединенных между собой рекой, по берегу справа. Берега пологие, каменистые, но при этом в некоторых местах заболочены. Пройдя мимо трех озер, перебираемся на другой берег реки Кашкасу по камням. (Фото 13.5-13.7).

Здесь сначала проходим участок пологой ровной морены, а затем попадаем в ряд моренных валов с небольшими озерами внутри. По пути попадаются кости животных. Озера огибаем слева по моренам, низко у воды, за каждым следующим моренным валом – новое озеро или его часть, и так несколько раз. (Фото 13.8-13.12). Интересно, что вода в ручьях здесь уже течет в обратном направлении, в сторону перевала.

В 12.40 выходим на сам перевал Кашкасу. Седловина перевала находится между двумя огромными камнями, напоминающими ворота.С перевала снимаем записку туристов из Санкт-Петербурга от 28 августа 2017 г.(Фото 13.13-13.15). Координаты: N42 02.160 E78 04.347

На перевале довольно ветрено и прохладно, в 13.05 начинаем спуск вниз в долину р. Ашу-Кашкасу. Впереди – сплошные крутые моренные валы и гряды, сложенные из умеренно-подвижных острых камней, поэтому идти нужно довольно аккуратно. Сперва обходим маленькое озерцо справа, спускаемся на моренный вал, через некоторое время выходим на моренный гребень и движемся по нему, спускаемся с очередного моренного вала и выходим в 14.20 на первые склоны с травой. Вообще спуск довольно утомительный – все время нужно искать и выбирать путь по этим валам, иногда попадаются туры, но потом теряются, сыпуха неприятная. (Фото 13.16-13.22)

После первой травы склоны становятся положе, а путь понятнее, морена уже более устойчивая и идти легче. В 16.00 окончательно спускаемся в долину Ашу-Кашкасу к водным разливам. (Фото 13.23-13.25). При желании здесь можно заночевать, есть пологие площадки, но мы решаем пообедать и продолжить спуск дальше вниз пока время есть. Погода радует – солнечно и хорошо. Координаты: N42 03.353 E78 03.552

Выходим в 16.45, вскоре долина расширяется, и появляется четкая тропа в основном вдоль правого берега, но теперь правда воды нет. Зато на зеленых лугах живописно пасутся стада гнедых лошадей, которые нас пугаются и поэтому еще более живописно от нас убегают (Фото 13.26-13.28). По пути встречаем лагерь небольшой группы самостоятельных иностранных туристов, которые собираются идти перевал Кашкасу в обратном направлении (не завидуем им).

Теоретически за сегодня можно было бы даже спуститься в долину р. Джууку, но мы все же решаем не торопить события и в 18.00 разбиваем лагерь (h=3084) на уютных ровных площадках рядом с ручьем, верховьем реки Ашу-Кашкасу, которая буквально пару сотен метров назад выползла откуда-то из-под камней на свет. (Фото 13.29, 13.30).

Это наш последний вечер в горах в этом походе – поэтому наслаждаемся им сполна!

Координаты ночевки: N42 04.401 E78 02.698

Выводы: Перевал Кашкасу сам по себе слабо напоминает перевал в классическом смысле, скорее больше похож на перемычку. В сторону озер Кашкасу практически нет перепада высоты, в сторону долины р. Ашу-Кашкасу спускаются не очень приятные моренные валы.

Спуск до озер Кашкасу

5,4 км

+ 70 м

- 106 м

Тропа вдоль озер, моренные валы

Спуск перевала в долину р. Ашу-Кашкасу (до обеда)

2 ч 55 мин

2,9 км

- 545 м

Моренные осыпные валы

Переход по долине Ашу-Кашкасу до места ночевки

2,4 км

Hmax = 4210 м

Hноч = 3084 м

Ясно, солнечно, немного ветрено

День 14. 28 июля.
Спуск в долину р. Джууку. Финиш.

Подъем дежурных в 5.30, общий в 06.00. Сегодня последний день похода, нам нужно успеть спуститься к 12.00 на слияние рек Ашу-Кашкасу и Джууку, где нас должна ждать вахтовка.

Выходим в 07.30 и продолжаем спуск по правому берегу р. Ашу-Кашкасу. Долина красивая, зеленая и широкая, тропа отличная. Погода – солнечно, переменная облачность. Внизу долина еще больше расширяется, попадаются стада домашней скотины. (Фото 14.1-14.4).

В 09.00 подходим к кошу, у которого переходим Ашу-Кашкасу на левый берег. Здесь тропа поднимается высоко над водой и уходит в леса. (Фото 14.5, 14.6)

Через 40 минут доходим до переправы через Джаман-Су – левый приток Ашу-Кашкасу. Можно переправиться как по лежащему поперек бревну (для любителей бревен), а можно просто перейти вброд босиком выше бревна. (Фото 14.7).

Затем тропа превращается в дорогу, по которой через полчаса мы спускаемся в долину Джууку, где внизу белеют юрты кошей. Переходим по мосту Ашу-Кашкасу и располагаемся у большого камня у слияния Джууку и Ашу-Кашкасу в ожидании вахтовки. На место пришли в 10.45. (Фото 14.8-14.10)

Через час ожидания уже начинаем активно высматривать нашу вахтовку, которой пока еще нет. В итоге выясняется, что вахтовка приехала также раньше, но водители почему-то решили нас ловить ниже по течению Джууку, где видимо обычно встречают группы, а не у слияния. Поэтому нашли мы друг друга не сразу, и потом еще метров 400 топали до вахтовки пешком. (Фото 14.11)

Все, спортивная часть маршрута окончена!

Характер пути

Спуск до слияния р.Ашу-Кашкасу и р. Джууку

8,7 км

- 660 м

(07.30 - 10.45)

ЧХВ: 2 ч 35 мин

8,7 км

- 660 м

Hmax = 3084 м

Ясно, солнечно

День 14-15. 28-29 июля.
Культурная программа

Но поход на этом, к счастью, еще не заканчивается – впереди у нас еще небольшая культурно-развлекательная программа и ночь на Иссык-куле!

Вахтовка довозит нас до слияния р. Джууку и р. Джукучак, и здесь мы пересаживаемся уже на городской микроавтобус. Напомню, что изначально мы планировали дойти до сюда пешком, чтобы не тратиться на вахтовку. Однако пока ехали, очень радовались тому, что отказались от этого решения в пользу вахтовки – пилить еще 14 км по дороге так себе идея, особенно когда есть возможность потратить это время потратить на что-то более интересное типа Долины сказок и Иссык-куля. Но пейзажи ближе к слиянию становятся тоже интересные – по краям дороги возвышаются красноватые, песчаные скалы.

На микроавтобусе доезжаем до горячих источников Джукучак, где за 200 сом с человека отмокаем в горячих ваннах. Источники небольшие, закрытого типа, но помимо нас в них, как ни странно, на тот момент больше никто не купался. Затем едем в поселок Кызыл-Су или по-другому Покровка, где закупаемся продуктами на ужин и обедаем в кафе. Кафе найти кстати оказалось не так просто – далеко не каждое кафе в Покровке готово было сходу и за раз прокормить 9 голодных туристов.

Поскольку времени было уже много, около 4-х дня, то решаем, что выполнить всю программу в полном объеме мы уже не успеваем, поэтому забиваем на ущелье Джеты-Огуз (Скалы Семи Быков, Скала «Разбитое сердце») и едем сразу в Долину Сказок.

Вот это действительно потрясающее место. Это огромный скальный-песчаный парк с чудными рельефными стенами, горками, холмами, дорогами, арками, выступами. И все это яркого рыжего марсианского цвета, так что и правда напоминает сказочное царство с замками. Мы разбрелись по всему пространству, залезая подряд на все что только можно и фотографируясь в разных позах и ракурсах. Лазить там интересно, но надо быть аккуратным, так как все эти песчаные штуки легко обламываются. Вдобавок ко всему вечером природа сама добавила красок, контраста и насыщенности - все это чудо осветило рыжее закатное солнышко, а над горизонтом висели черные тучи, на фоне которых блистала радуга. Было так красиво, что уезжать не хотелось. В итоге мы провели там почти два часа, и только в 19 вечера сели обратно в наш микроавтобус. (Фото 14.12-14.18)

Затем мы вспомнили, что для ночевки на Иссык-куле нам нужна пресная вода, так как само озеро солоноватое. Поэтому еще некоторое время потратили на то, чтобы съездить в ближайшие магазины, (а они не очень близко), чтобы купить там баклашки с водой. Лучше этим, конечно, было озаботиться заранее еще в Покровке.

К 20 вечера мы, наконец-то закупившись водой и найдя подходящее место на берегу Иссык-куля (примерно в метрах 700 от заезда в Долину сказок) для ночевки, стали ставить лагерь на диком пляжу. (Фото 14.19). На берегу было довольно грязно, но весь мусор мы очистили, и место стало прекрасным и очень романтичным – песчаный пляж, невероятно красивый Иссык-куль, похожий на море, иссине-розовый закат, рядом - никого.Вечером мы сделали праздничный ужин, поздравляли Ваню с Днем Рождения и устроили откровенный «разбор полетов» о походе.

На следующий день встали около 6.30 утра и пошли купаться в озеро. Вода очень теплая и чистая – сплошное удовольствие! (Фото 14.20-14.24)

В 10 утра нас уже ждала наша машина, чтобы отвезти в Бишкек.В аэропорт прибыли около 15 дня. Улетала только часть группы – остальные остались гулять по Бишкеку, так как улетали позже. Все, теперь уже поход завершен окончательно!

Финансы

Местная валюта – киргизский сом. На 2018 год был равен рублю с точностью до нескольких процентов, поэтому для расчета предстоящих расходов на месте брали 1:1. Рубли меняли на сомы: часть в аэропорту для расходов перед прибытием в Каракол (курс немного завышен, но разница небольшая), остальную сумму – в самом Караколе (курс везде примерно одинаковый, но обменники закрываются примерно после 16.00).

Общие траты

Название траты

Стоимость

Примечания

Билеты на самолет Москва-Бишкек

17-21 тыс. руб

Авиакомпании Pegasus (самые дешевые), Авиатраффик, Уральские авиалинии. Брали в апреле 2018 г.

Раскладка

48000 руб

Всю еду покупали в Москве

Газ

11440 руб

Закупали у Юрия Траченко. Стоимость одного баллона 450 гр Kovea- 520 руб.

Всего купили 22 баллона

Трансфер аэропорт Манас - г. Каракол (микроавтобус)

9000 руб

Весь трансфер заказывали у Юрия Траченко.

Все вместе нам обошлось в 49200 руб.

Трансфер г. Каракол - а/л Каракол (вахтовка)

7500 руб

Трансфер слияние Джууку/Ашу-кашкасуу - слияние Джууку/Джукучак (вахтовка)

9200 руб

Микроавтобус с программой на сутки в конце похода (горячие источники, Долина Сказок, Иссык Куль) и финишем в аэоропорте Манас

Отвоз заброски на ФГС

Страховка

Еда

Газ

Общественные расходы на снаряжение и другие нужные вещи (веревки, автоклав, горелка, ремнабор, аптечка, батарейки для раций и навигатора, распечатка карт и т.п.)

Расходы в цивилизации

2000-3000

ИТОГО средняя стоимость участия в походе: 38 тыс руб

Коэффициенты веса распределения общественного снаряжения:

• Для мужчин - 1,3
  • Для девушек - 0,7

На 1 и 2 кольце расчётный суммарный вес общественного снаряжения составил 41 кг. Итого:

• Норма для мужчин: 4,3 кг
  • Норма для девушек: 2,4 кг

На 3 кольце, в связи с сокращением числа участников до 9 человек, была произведена ревизия с перезамером фактического веса и перераспределение общественного снаряжения. Также на 3 кольце добавились еще две основные веревки, но при этом была отдана 1 палатка. Итого, суммарный фактический вес общественного снаряжения на 3 кольце составил 45 кг. Распределение по участникам производилось тем же способом, что и для 1-2 колец. В результате было получено:

• Норма для мужчин: 6,6 кг
  • Норма для девушек: 3,5 кг

В среднем примерный вес женского рюкзака составил 20-23 кг, мужского – 22-26 кг.
Раскладка

Меню на поход стандартное. Всю еду закупали и запаковывали в Москве.

Питались в целом хорошо – 700 гр/чел в день. Съедалось все отлично, разве что переборщили с сахаром (примерно на пару кг).

Также у нас образовался избыток газа. Брали газ изначально с запасом - 55 гр на чел. в день. На 3-ье кольцо не пошло 3 участника. Итого после похода осталось 5 неначатых баллонов. Итого примерный расход – 38 гр на чел. в день.

Перед 3-ьем кольцом также в связи с сокращением группы часть еды отсыпали и уменьшали (крупы, мясо на ужины, штучное сладкое, которое было легко уменьшить).

Норма веса еды на 1-ое, 2-ое и 3-ье кольцо соответственно:

Мужчины: 2,6 кг 4,2 кг 5,1 кг

Девушки: 1,7 кг 2,8 кг 3,4 кг.

Медицина

Акклиматизация в походе прошла вполне плавно и без особых проблем. Одному участнику с середины похода все же стали давать диакарб, от которого ему становилось заметно лучше. У одной участницы перед пер. Межозерный случилось пищевое отравление – лечили полисорбом и мезимом. Живот за 2 дня почему-то так и не прошел, поэтому приняли решение отправить в цивилизацию, так как такая возможность была. У другой участницы очень сильно болели колени на спуске – это явилось также одной из основных причин преждевременного окончания маршрута. В конце похода на ночевке под вершиной Марс заболела большая часть группы. Основные симптомы – высокая температура, тошнота, живот, общая слабость. Лечили покоем, полисорбом, чаем, в крайнем случае жаропонижающими. За 1 день все выздоровели. Решили, что дело было в высоте (ночевка на 4200 м).

Выводы

• Поход получился замечательным! Весь запланированный маршрут мы прошли, увидели все, что хотели, и справились со всеми поставленными целями и задачами. Горная единичка с элементами выполнена в полном объеме. Все остались довольны и счастливы=)
  • Во многом залог успеха определила и погода, с которой нам очень повезло – ни разу не отменяли свои планы из-за непогоды, почти все время солнечно и тепло, порой даже жарко, днем осадков особо не было. Разве что иногда мучили грозы с молниями по ночам. Обычно на Терскее погода более дождливая и неустойчивая.
  • За поход, как и хотели изначально, удалось попробовать на вкус разные вида рельефа – травы, осыпи, снег, лед, скалы. Особенно хорошо, что был перевал Ашутор с закрытым ледником, где удалось походить в связках и почувствовать, что веревки и обвязки тащили не зря.
  • Многому также научились и в бытовом плане, что не менее важно для первого горного похода – готовить еду, собирать рюкзаки, разбивать и собирать лагерь, взаимодействовать друг с другом, ответственно подходить к своей должности и многое другое.
  • Из минусов: не было возможности провести нормальные снежно-ледовые занятия для всей группы. Ну и, конечно, огорчило незапланированное окончание маршрута 3 участниками после второго кольца.
  • Поход получился достаточно насыщенным, иногда напряженным, но по силам, скучать не приходилось, при этом все же было время отдыхать и получать удовольствие. Хотя еще один день в качестве полноценной дневки или полудневки не помешал бы.
  • Однозначно рекомендую Терскей для проведения походов начальной категории сложности! Очень красивые горные пейзажи, которые мало кого оставят равнодушным. Пушистые и стройные тянь-шаньские ели, заснеженные горные пики на фоне ярких зеленых долин, бурные реки, лазурные озера, сырты, мощные скалы и осыпи. Если уйти с популярных троп, то места довольно дикие, что в сочетании с относительно большой высотой дает более глубокое погружение в атмосферу Гор. Для участников-новичков это особенно здорово.
  • Все участники со своими обязанностями справились успешно, большинство чувствовали себя хорошо, во многом благодаря интенсивным техническим и физическим тренировкам в течение полугода до похода и общему уровню разумности (группа относительно взрослая для новичков). И все же, если опыт руководства горным походом первый, а группа более 8 человек, то советую при возможности брать с собой опытного участника. У нас его не было (не нашли просто), но с ним было бы немного спокойнее и надежнее.
  • Дополнительные материалы к отчету:
  • Фотоальбомы, включающие в себя художественные фотографии и фотографии людей:

https://vk.com/album95465_255903549?rev=1 (автор – Петя Сухарев)

https://photos.app.goo.gl/Xtshos7EP8vC3qQNA (автор - Елизавета Сартан)

• Видеоролик - https://vk.com/video4471616_456239051
  • Летопись (автор – Влад Скачков) https://www.liveinternet.ru/users/vladislav_tesla/post439678494/

Также всю дополнительную информацию по походу и маршруту можно узнавать лично, с радостью расскажу. Связаться со мной можно в ВК https://vk.com/sartanchik,