Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Сергей Мукаилов, г.Москвы

Отчёт о горноv маршруте 5 к.с. по Ц.Тянь-Шаню (Южный Иныльчек), совершённом группой горного турклуба МГУ (г. Москва) с 24 июля по 21 августа 2021 года. Часть 3

Перевал Красной Армии

от слияния ледников Куюкап и Альпинист до МАЛ на морене ледника Южный Иныльчек

соединяет

лд. Куюкап лд. Комсомолец

категория

высота

5005

координаты

N 42.059051

E 79.859799

ориентация склонов

Ю-З С-В

характер склонов

снежно-ледовый

дата и направление прохождения

12.08.21

с востока на запад

снята записка

Тур на седловине не найден

Пик Красной Армии

Радиально от лагеря на перевале Красной Армии до высоты 5500 по южном ребру

расположение

в главном хребте Каинды между перевалами Арбат и Красной Армии

категория

2Б (2А в нашем варианте прохождения до 5500)

высота

5736

координаты

N 42.07543

E 79.84835 (по карте)

характер склонов

снежно-ледовый

дата и направление прохождения

12.08.21

Радиально по южному ребру до высоты 5500

расчёт ходового времени

участок пути

характер рельефа

ЧХВ/ГХВ

Подъем по леднику Куюкап до начала перевального взлета

Пологий открытый, затем закрытый ледник, отдельные трещины

4:18/6:29

Подъем на перевал

Ледовые склоны средней крутизной 25-30 градусов, бергшрунд с участком льда около 50 градусов длиной 6 метров

2:34/3:03

Подъем на пик Красной Армии до высоты 5500

Пологий закрытый ледник, затем снежно-ледовые склоны до 25 градусов

2:28/3:19

Спуск до лагеря на перевале Красной Армии

Снежно-ледовые склоны до 25 градусов, затем пологий закрытый ледник

1:15/1:20

Спуск до подножия ледопада

Протяженный ледопад, снежно-ледовые склоны до 30 градусов, локальные ледовые стенки

3:50/4:26

Спуск до ледника Южный Иныльчек

Закрытый, затем открытый пологий ледник с отдельными зонами трещин

5:09/7:23

Подъем по леднику Южный Иныльчек до МАЛ

Открытый ледник с крупными промоинами, пологий чехол ледника

5:23/7:41

Полное ходовое время

24:57/34:01

необходимое снаряжение:

личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, карабины не менее 4 на человека

групповое: основная верёвка 1 на 2-3 человек, карабины 4-6 на верёвку, ледобуры не менее 3 на веревку.

выводы и рекомендации

Перевал Красной Армии один из трех перевалов, связывающих верховья ледников Куюкап и Комсомолец. Сложность перевала средняя 2Б за протяженный, но не очень сложный ледопад северного склона. На южной стороне в зависимости от количества снега может потребоваться провешивание до 3 веревок (одна на обходе ступени ледника, две на перевальном взлете). Мы обошлись двумя промежуточными бурами при подъеме на верхний край бергшрунда.

Пик Красной Армии логичное и красивое дополнение к прохождению перевала. Нам из-за погоды удалось дойти до отметки высоты 5500, маршрут восхождения на этом участке соответствовал слабой 2А за комбинацию личной техники при работе в связках и высоты.

Перевал и пик рекомендуются для прохождения в походах от 4 к.с.

Путевые точки:

N 42.053248° E 79.858112°{ноч18} Ночевка 18

N 42.059815° E 79.862632°{ноч19} Ночевка 19

N 42.110682° E 79.953819°{ноч20} Ночевка 20

N 42.142044° E 80.096881°{ноч21} Ночевка 21 (МАЛ)

От поворота в долину Куюкап продолжили движение по правому рандклюфту Фото 6.1. Осыпь здесь хорошо слежавшаяся, идти удобно. Через два перехода под правым бортом ледника началась ступень ледопада. Рандклюфт на ее уровне стал уже и менее удобным для движения. К 9:13 немного приспустились по пологой осыпной полке до ледника, на его границе надели кошки Фото 6.2. Высота 4025.

Ледник в месте нашего выхода на него открытый, пологий, с отдельными глубокими промоинами Фото 6.3. Сразу сместились ближе к левому борту, так как под правым было два небольших ледопада с полкой между ними Фото 6.4. За 4 перехода к 11:19 вышли на большое плато ледника и устроили обед Фото 6.5. Рядом в крупной промоине текла красивая ледниковая река, переправа через которую в это время суток была бы проблематичной. Высота 4250. Светило яркое солнце, было жарко, отсиживались под тентом.

После обеда вышли в 13:25. Продолжили идти по открытому леднику ближе к его правому краю Фото 6.6. К началу подъема в цирк перевала Красной Армии поднимались по уходящей немного влево полке между двумя ледопадами. Через два перехода ледник стал закрытым, сделали связки Фото 6.7. На снегу читалась спусковая тропа группы Резонтова, в основном шли по ней. За счет этого удавалось почти не проваливаться, снегоступы не надевали. На пути попадались крупные трещины, аккуратно проверяли снежные мосты. Иногда приходилось уходить с тропы и прокладывать свою для поиска более удобных переходов. Для обхода крутого ледового лба под началом перевального взлета по пологому леднику ушли вправо Фото 6.8, затем по дуге поднялись на небольшое плато под следующей ступенью Фото 6.9. По нему подошли почти под склон. В 16:30 встали лагерем, немного не доходя до ледовой полки под правым бортом цирка. Высота 4635. Ледник здесь был ровный с минимальным уклоном, места под палатки сделали быстро. Воду нашли в небольшом ручье на осыпи у начала ледовой полки. Ходить туда нужно было в связках и внимательно наблюдать за склоном выше на предмет возможной камнеопасности. Погода весь день хорошая.

12 августа, день 19

ЧХВ

6:17

ГХВ

8:02

пройденное расстояние

5,3 км

набор высоты

860 м

сброс высоты

490 м

Погода: утром переменная облачность. Днем сильный снег, ограниченная видимость. Вечером переменная облачность.

Общий подъем в 3:00. Выход в связках в 4:52. За первый переход поднялись по ледовой полке крутизной до 30 градусов до выхода на более пологую часть ледника. Этот участок нужно проходить как можно раньше с утра из-за опасности камнепадов со скального ребра выше. Здесь нашли тропу группы Резонтова и пошли по ней. Переход поднимались прямо вверх под правым бортом цирка, затем над крупной открытой трещиной ушли траверсом вправо под перевальный взлет Фото 6.10. На этом участке также есть опасность схода камней из кулуаров правого борта, но в это время солнце цирк еще не освещало и все было спокойно. В 6:25 закончили траверс и устроили привал под началом финального отрезка подъема на перевал Фото 6.11.

Отдохнув, за переход в связках по снежному склону крутизной около 20 градусов с отдельными трещинами поднялись до бергшрунда. Подъем на него представлял собой короткий, около 7 метров, участок открытого льда крутизной 45-50 градусов с дальнейшим постепенным выполаживанием к седловине. Решили перила не вешать, а попробовать пройти на личной технике. Первый участник при подъеме закрутил два промежуточных бура для подстраховки связок. После длинного перехода к 7:55 всей группой поднялись на перевал Фото 6.12.

Седловина перевала представляет собой широкое снежное поле на леднике, стекающем с пика Красной Армии и на востоке переходящим в ледопад Фото 6.13. Правее видны отдельные крупные разломы. После подъема к 8:15 прошли еще короткий переход по тропе группы Резонтова и поставили лагерь на вытоптанной ими площадке. Высота 5005. Погода к этому моменту начала портиться, небо заволокло тучами, но видимость еще была хорошей. После короткого обсуждения решили попробовать сходить на пик, понимая, что вероятность успеть дойти до вершины не очень высока.

Налегке вышли в связках в 9:00. Тропа была почти занесена, но на начальном отрезке читалась, шли по ней по широкому пологому закрытому леднику Фото 6.14. Через два перехода появился небольшой уклон. На этом отрезке и дальше тропа уже не была видна, тропили свою Фото 6.15. После подъема на небольшую ступень под склоны пика ушли влево по ходу и к 11:06 поднялись на седловину на южном гребне, обойдя две крупные трещины. Видимость в это время периодически ухудшалась, но в основном была хорошей.

Дальше продолжили подъем в связках по гребню. Крупные читающиеся трещины обходили справа по ходу Фото 6.16. Подъем стал достаточно трудоемким, во-первых, снег на этом участке стал глубже и раскис, во-вторых чувствовалась высота, на которой мы в походе еще не были. За два перехода к 12:19 поднялись на два бугра на гребне и встали на привал под стенкой большого ледового откола. Высота 5500.

Погода к этому моменту сильно испортилась. Видимость периодически падала до 20-30 метров, хотя иногда на короткое время облачность поднималась, и был виден весь ледник до нашего лагеря на седловине Фото 6.17. При этом даже в это время на вершине постоянно висело облако. Путь дальше был виден плохо, в просветы удалось просмотреть, что нужно обойти справа по ходу еще один ледовый бугор, за которым уже читался взлет на вершину, но для продолжения восхождения видимости было явно недостаточно. Поскольку погода менялась то к лучшему, то к худшему, попробовали подождать, сделали обед перекусом. Но к 12:50 облачность окончательно стабилизировалась, пошел снег. Мы решили, что продолжения восхождения в таких условиях становится опасным, и решили спускаться в лагерь по пути подъема.

С места привала вышли в 13:10. Спускались по пути подъема, шли длинными переходами. В 14:30 все собрались в лагере. В этот момент на короткое время облачность поднялась и нам показали вершину Фото 6.18, но практически сразу же погода опять ухудшилась. Несколько часов шел сильный снег, который закончился только около 18:00. Жидкой воды около лагеря и на всем сегодняшнем пути не было, топили снег. Под вечер от палаток красивые виды на пик Кирова и верховья ледника Фото 6.19.

13 августа, день 20

ЧХВ

7:29

ГХВ

9:48

пройденное расстояние

12,65 км

набор высоты

0 м

сброс высоты

1080 м

Погода: утром переменная облачность. Днем облачно, слабый снег, иногда ограниченная видимость. Вечером переменная облачность.

Общий подъем в 3:30. Выход в связках в 5:37. От лагеря пошли в направлении правого борта ледника для обхода крупных разломов слева Фото 6.20. Не доходя примерно 300 метров до гребня спустились по полке в ледопаде между зонами трещин с обеих сторон Фото 6.21, Фото 6.22. Крутизна этого участка достигала 35 градусов, шли на три такта Фото 6.23. Дальше ушли практически под правый склон, обойдя за счет этого еще две крупные трещины Фото 6.24. Ниже в этом месте начиналась зона разломов Фото 6.25. Серию крупных трещин прошли по снежным мостам Фото 6.26, после чего опять сместились ближе к центру ледопада Фото 6.27. На этом отрезке периодически проваливались по пояс, часто приходилось делать короткие разведки оптимального пути. Снег понемногу раскисал, мосты держали плохо.

В середине ледопада неожиданно нашли подъемную тропу группы Резонтова, сильно заметенную снегом. До этого она не читалась, и мы двигались по своей траектории. Дальше шли по ней, что сильно облегчало тропежку. Сначала спустились прямо вниз через несколько локальных бугров, местами приходилось слезать на три такта на коротких отрезках. Затем по крупной пологой полке ушли под левый край ледопада Фото 6.28. Обойдя несколько трещин на последнем отрезке, к 9:27 вышли на осыпной борт цирка Фото 6.29. Высота 4580.

Основной ледопад на этом уровне закончился. При этом слева из бокового тупикового цирка в ледник впадал приток, на слиянии с которым была зона пологих разломов Фото 6.30. Короткий отрезок прошли по границе льда и осыпи. На выходе на пологий ледник пришлось перелезть участок между двумя трещинами по узкому ледовому перу Фото 6.31.

Дальше шли в связках, постепенно смещаясь вправо к ложбине в середине ледника Фото 6.32. Тропы на этом участке не было видно, прокладывали свою. Под снегом было много узких трещин, в которые постоянно проваливались по колено и глубже. Тропежка средней сложности, в группе разошлись во мнениях о необходимости снегоступов, поэтому одна связка шла в них, вторая без. Впереди открывался красивый вид на перевал Плато Шмидта(3Б) Фото 6.33, сзади на ледопады под перевалами Куюкап, Красной Армии и в боковом цирке слева Фото 6.3, Фото 6.35. Через переход слой снега стал совсем тонким, но все еще маскирующим трещины Фото 6.36. Снегоступы сняли. Еще через переход под левым бортом почти плоского ледника началась зона трещин Фото 6.37. Распутав ее и пройдя небольшую ступень, к 11:52 спустились до крупного ручья на леднике. Высота 4370. Погода портилась, решили сделать обед и попробовать дождаться ее улучшения.

Дальше вышли в связках в 13:17. В момент начала движения видимость была хорошей, но быстро упала. На весь верхний цирк село облако, из которого шел слабый снег. Ледник в этом месте сильно расширился, под его левым бортом началась зона мульд и трещин. Одним из вариантов движения было пересечь его сильно вправо и спускаться там к слиянию ветвей, но это бы увеличило расстояние минимум на километр и не гарантировало отсутствие зоны разломов ниже. В связи с этим пошли напрямую вниз под левым бортом по читавшейся небольшой полке. Пройдя ее, попали в зону широких мульд, и, постепенно смещаясь понемногу правее, обходили их по разделяющим пологим гребням. За длинный переход к 13:58 вышли на плоский ледник без ярко выраженного рельефа напротив слияния его больших ветвей. В это время небо резко раздуло, сзади стал виден путь нашего движения Фото 6.38.

Следующие пол-перехода прошли в связках, изредка перешагивая через узкие трещины. После этого ледник стал открытым, на нем начались полосы отдельных камней Фото 6.39. Связки разобрали, обвязки сняли. Дальше шли вниз с хорошей скоростью, постепенно смещаясь вправо и переходя ручьи, чтобы не потребовалось организовывать переправу через ледниковую реку в низовьях Комсомольца для поворота в долину Южного Иныльчека. Еще через переход сняли кошки, чтобы было удобнее идти по зачехленным участкам. В 15:00 прошли впадение слева крупного притока из-под перевала Каинды Фото 6.40 и цирк перевала Пролетарский Турист напротив Фото 6.41. На леднике здесь были длинные продольные пологие бугры, частично засыпанные камнями, которые затрудняли видимость. На следующем переходе поднялись на гребень одного из них правее. За ним оказался еще один крупный ручей. Некоторое время искали удобное место переправы через него, для подъема на небольшие ледовые стеночки на целевом берегу части группы даже пришлось на короткое время надеть кошки обратно Фото 6.42.

Дальше шли вниз по зачехленному леднику. Движение было неудобным, постоянный небольшой набор и сброс высоты на ледовых буграх с тонким слоем осыпи, лежащем на льду. Справа оставили впадение крутого ледника с возможным непройденным перевалом на ледник Пролетарский Турист Фото 6.43. Прошли так два перехода, на последнем пересекли еще один крупный ручей. В 16:50 встали на ночевку на небольшой площадке на вершине зачехленного бугра под правым бортом ледника. Долго выравнивали места под палатки, ничего готового и более удобного в радиусе 200 метров не нашлось. Высота 3925. Вода в ручьях рядом с лагерем мутная, на леднике минутах в 7 ходьбы получше, но не идеальная. К вечеру переменная облачность, после ужина пошел сильный снег, который продолжался несколько часов.

14 августа, день 21

ЧХВ

6:53

ГХВ

9:43

пройденное расстояние

16,55 км

набор высоты

330 м

сброс высоты

190 м

Погода: утром и днем переменная облачность. Вечером снег, ограниченная видимость.

Подъем дежурного в 4:30, общий в 5:00. Выход в 6:49. Продолжили спускаться по осыпному чехлу под правым бортом ледника. За ночь выпало около 10 сантиметров снега, который сделал рельеф плохо читаемым и затруднял движение Фото 6.44. Прошли кулуар, ведущий к пику 5581 слева Фото 6.45 и ледник к перевалу Четырех справа Фото 6.46. Через три перехода бугры закончились, и путь движения стал более пологим Фото 6.47. В 8:51 вышли на ледник Южный Иныльчек, обойдя глубокий рандклюфт у окончания правого отрога Фото 6.49, Фото 6.50. Высота 3735.

Дальше попробовали идти по полосе чистого льда под левым бортом, идущей от ледника Пролетарский Турист Фото 6.48. Ледник здесь выглядел ровным и удобным для движения, но быстро стало понятно, что это не соответствует действительности. Каждые несколько десятков метров наш путь пересекала глубокая поперечная промоина с неочевидным путем обхода. При просмотре снизу они не читались совсем, частично из-за неудачного ракурса, частично из-за свежевыпавшего снега. Пришлось сместиться левее по ходу на полосу моренного чехла, идущую сверху от правого борта ледника Дикий.

Движение на этой части было удобнее, но тоже достаточно трудоемким. Чехол был прикрыт тонким слоем свежевыпавшего снега, и на нем попадались приходящие с обеих сторон бугры и промоины Фото 6.51, Фото 6.52. В 10:13 прошли впадение слева ледника Пролетарский Турист Фото 6.53, через 40 минут небольшой непройденный цирк напротив Фото 6.54. В 12:05, суммарно сделав по Южному Иныльчеку 6 переходов, встали на обед. Воду брали в ручьях на леднике. Всю первую половину дня была переменная облачность, часто выходило солнце, но ниже по долине явно собирались снеговые тучи.

С обеда вышли в 13:42. Чехол напротив впадения ледника Дикий стал более разорванным, поэтому сместились левее по ходу на полосу чистого льда. От серединной морены, идущей от впадения Звездочки в Южный Иныльчек, нас отделяла серия глубоких промоин и большая ледниковая река. В 14:02 прошли впадение ледника Дикий с левого борта Фото 6.55 и цирк перевала Вертолетный чуть выше напротив Фото 6.56. Примерно через три перехода дошли до места, где основной поток вытекал из пещеры подо льдом. Обошли это место правее по ходу по зачехленному бугру ледника и вернулись к полосе чистого льда Фото 6.57. Ниже переход через реку потребовал бы полноценной переправы Фото 6.58.

С этого места нам удалось просмотреть непрерывный гребень между глубокими мульдами на леднике, выводящий на центральную морену. Перешли по нему. На последнем участке спуск без кошек был проблематичен, очень аккуратно к 15:40 сползли по тонкому слою снега на льду около 20 градусов Фото 6.59. Рядом с местом нашего выхода на морену лежал камень-указатель, оставленный кем-то из МАЛа. На основе этого мы решили, что правильно определили первое возможное место для перехода.

Дальше продолжали подъем по моренному чехлу, в основном придерживаясь его правой по ходу стороны Фото 6.60. На некоторых участках попадалась тропа, которая потом опять терялась. Движение было неудобным. Осыпь местами лежала на льду тонким слоем и уезжала из-под ног. Рельеф был неровным, с частыми промоинами и хаотично разбросанными буграми. Поиск оптимального пути часто напоминал распутывание ледопада Фото 6.61. Осложняло жизнь то, что примерно к 17:00 нас догнала весь день поднимавшаяся снизу облачность. Видимость резко упала, начал идти мокрый снег. Примерно в то же время на морене начал попадаться мусор пустые бутылки, банки из-под пива, иногда остатки каких-то механизмов. Часто оптимальный путь движения читался как раз по нему, шли от одного артефакта коммерческого альпинизма до другого. Желтые палатки МАЛа увидели только на расстоянии не более 250 метров. На этом участке путь по морене был перегорожен двумя крупными разломами. Ушли на ледник справа по ходу, обошли их по небольшому гребню и вышли к крайним палаткам. Всего от места выхода на морену до МАЛа дошли за 5 переходов к 18:09. Высота 4065.

Во время нашего прихода в лагерь погода была наихудшей за весь день сильная метель из мокрого снега с ветром. Все местные жители прятались в палатках и на попытки что-то у них узнать реагировали неприветливо. Некоторое время искали, куда нам обратиться, чтобы получить заброску и решить организационные вопросы по проживанию. Наконец, в середине лагеря нашли палатку Грекова (начальника альплагеря), отдали ему ваучеры на малый пакет обслуживания, уточнили погоду на ближайшие дни и расписание вертолета. Исходя из нашего промокшего и уставшего состояния, а также того, что ближайшее окно для восхождения на Хан-Тенгри ожидалось 18 августа, решили, что завтра у нас полноценная дневка.

По правилам обслуживания по малому пакету у нас было право поставить лагерь на участке морены выше, но заниматься этим сразу очень не хотелось. У завхоза лагеря сняли одну большую палатку для того, чтобы в ней переждать плохую погоду и просушиться. Стоимость 10 USD за ночь с человека, два спальных места, если живут больше - оплата по количеству фактически проживающих. Готовить внутри нельзя, но можно рядом на улице. За забросочным рюкзаком, лежавшем под тентом рядом с вертолетной площадкой, сходили с завхозом лагеря. Все прилетело в целости и сохранности. После этого несколько человек сходили на кухню, где докупили бонусных продуктов и набрали воды в стоящих рядом бочках.

Решив все организационные дела на сегодня, всей группой комфортно разместились в сухой палатке, разобрали продукты, приготовили усиленный ужин. После заката снег прекратился, небо расчистилось. После обсуждения итогов походной части маршрута, три участника ушли ночевать в нашу палатку, трое остальных остались в стационарной.

Пик Хан-Тенгри

радиально по западному гребню с перевала Западное седло Хан-Тенгри

Расположение

Хребет, разделяющий ледники Северный и Южный Иныльчек

Категория

Высота

7010

Координаты

N 42.21103

E 80.17395 (по карте)

характер склонов

снежно-скально-ледовый

дата и направление прохождения

19.08.21

Радиально по западному гребню с перевала Западное седло Хан-Тенгри

расчёт ходового времени

участок пути

характер рельефа

ЧХВ/ГХВ

Подъем до лагеря 1 на морене под ледником Семеновского

Моренный чехол, открытый, затем закрытый пологий ледник

3:42/5:40

Подъем до входа в горловину

Снежно-ледовые склоны крутизной до 15 градусов с отдельными трещинами

3:45/4:56

Подъем по горловине

Снежно-ледовый склон крутизной до 35 градусов с большим слоем снега и отдельными трещинами

1:02/1:30

Подъем до лагеря 2

Снежно-ледовый склон крутизной не более 10 градусов

1:21/1:33

Подъем до лагеря 3

Снежно-ледовые склоны до 25 градусов, отдельные трещины

3:54/4:53

Радиальное восхождение на вершину

Протяженный скально-ледовый гребень, затем ледовый склон с выходами скал, затем снежно-ледовый склон

Лидер (подъем) 6:00

Осн.группа (подъем) 9:30

Лидер (спуск) 3:00

Осн.группа (спуск) 4:00

Спуск до лагеря 2

Снежно-ледовые склоны до 25 градусов, отдельные трещины

1:00/1:10

Спуск до горловины

Снежно-ледовый склон крутизной не более 10 градусов

0:27/0:38

Спуск по горловине

Снежно-ледовый склон крутизной до 35 градусов с большим слоем снега и отдельными трещинами

0:24/0:37

Спуск до лагеря 1

Снежно-ледовые склоны крутизной до 15 градусов с отдельными трещинами

1:38/2:23

Спуск в МАЛ

Закрытый, затем открытый пологий ледник, моренный чехол

2:43/4:07

Полное ходовое время

33:26/40:57

необходимое снаряжение:

личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, подъемное и спусковое устройство, карабины не менее 4 на человека

групповое: основная верёвка 1 на 2-3 чел.

выводы и рекомендации

Про пик Хан-Тенгри и классический маршрут подъема на него по западному ребру сложно написать что-то новое один из пяти семитысячников бывшего Союза, гора, крайне популярная у спортивных и коммерческих альпинистов, просто очень красивая эстетически вершина. Ограничимся тем, что не было описано в имевшихся у нас отчетах, и для нас стало неожиданным во время восхождения.

Во-первых, нужно иметь в виду, что, если подниматься от МАЛа до лагеря 3 в дни, когда этот отрезок не собираются идти коммерческие группы, тропа может быть засыпана/заметена на всем протяжении. Это существенно снижает скорость прохождения всех участков и увеличивает трудоемкость. Также в этой ситуации стоит иметь с собой снегоступы и детальный трек, так как оптимальный путь далеко не везде очевиден, и часть его проходится в темноте.

Во-вторых, подъем от лагеря 1 до лагеря 3 за один день с набором высоты 1600 метров и без протоптанной тропы сильно выматывает группу. Вряд ли в этой ситуации стоит рассчитывать на попытку восхождения на следующий день. При этом для акклиматизированной группы ночевка в лагере 2 нам тоже не кажется осмысленной, если к этому не вынуждает погода. Наш вариант прохождения мы посчитали оптимальным тяжелый день подъема от лагеря 1 до лагеря 3, отдых, совмещенный с разведкой и акклиматизацией до высоты 6000 на следующий день, и затем радиальный выход на вершину.

В-третьих, при работе на стационарных перилах в штурмовой день нужно быть готовым к тому, что далеко не все подъемные и спусковые устройства будут работать на висящих там веревках. В частности, практически бесполезны корзинки и жумары, не рассчитанные на веревки 13 мм толщиной. День разведки также полезен тем, что позволяет заранее проверить работоспособность снаряжения группы. Ну и в целом нужно отметить, что качество стационарных веревок на маршруте зачастую очень плохое, что требует от участников хорошей психологической устойчивости и готовности к применению разных приемов самостраховки и перестежки.

В-четвертых, планируя день восхождения стоит выяснить планы коммерческих групп и постараться выйти до них, чтобы не попасть в траффик на перилах. Как показала практика, уровень акклиматизации и технической готовности участника похода 5 к.с. превосходит уровень среднего коммерческого альпиниста, поэтому такая стратегия позволит избежать ненужных потерь времени.

Стандартная оценка сложности восхождения на Хан-Тенгри с юга по западному гребню как 3А выглядит адекватной. С одной стороны, на всем протяжении нет никакой групповой технической работы, кроме хождения в связках. Все сложные участки провешены стационарными перилами. С другой стороны, снизить категорию не позволяет комбинация высоты, протяженной личной технической работы на перилах и необходимость быстрого движения и принятия грамотных тактических решений при прохождении опасного участка «горловины» между лагерями 1 и 2.

Рекомендуется для прохождения в походах от 5 к.с. при наличии достаточного высотного опыта и хорошей походной акклиматизации у участников. Стоит отметить, что даже радиальный подъем на перевал Западное седло Хан-Тенгри позволяет подняться на превосходящую большую часть вершин в районе высоту, полюбоваться красивыми видами верховий ледников Северный и Южный Иныльчек и познакомиться с особенностями коммерческого альпинизма со стороны. В связи с этим рекомендуем стараться вписывать в нитки похода в этом районе хотя бы такой элемент культурной программы.

Путевые точки:

N 42.176540° E 80.156834°{лаг1} Лагерь 1

N 42.205531° E 80.153241°{лаг2} Лагерь 2

N 42.216389° E 80.153426°{лаг3} Лагерь 3

15 августа, день 22

Погода: переменная облачность, тепло, вечером снег.

Дневка. Отдыхали и постепенно разбирались с оставшимися организационными делами, общались с группами, стоящими в лагере и уже несколько дней ожидавшими погоды для восхождения, любовались видами на Хан-Тенгри Фото 7.1, Фото 7.2, Фото 7.3. Трое участников воспользовались небольшой местной «баней», стоимость 10 USD с человека. Как таковой парилки нет, но есть помывочная с большим бойлером с кипятком и проточной холодной водой. Стирать вещи там формально нельзя, но особо никто за этим не присматривает. После улетевших с утра чешских альпинистов осталось примерно 10 килограммов невостребованных западных сублепродуктов Trek в индивидуальных упаковках. Забрали их себе, устроили дегустацию, усилили раскладку на оставшиеся дни. В МАЛе на складе оставили рюкзак на возвращение, упаковав туда ненужное снаряжение и вещи на выброску.

Обсудили с Грековым взаимодействие на восхождении и дальнейшие планы. Для связи нам выдали рацию, сеансы планировались ежедневно каждые два часа, начиная с восьми утра. По прогнозу ожидалась плохая погода 16 и 17 августа и хорошая в последующие три дня. На основе этого мы решили попробовать за два ближайших дня дойти до лагеря 3 и сохранить тем самым еще два дня для попытки подъема на вершину. Большинство коммерческих групп собиралось выйти из МАЛа 17 августа и подниматься на вершину 19-го.

Отдельно постарались заранее решить вопрос с вертолетными выбросками, которые были у нас оплачены еще на заезде. Стоит отметить, что процесс достаточно непрозрачный, и в этих договоренностях стоит проявлять максимальную настойчивость. Маша планово сходила в МАЛе после второго кольца и хотела попробовать улететь как можно раньше. В предыдущий вечер мы спрашивали, будет ли борт до плановой даты 17 августа, на которую мы ориентировались по расписанию. Нам ответили, что нет, при этом с утра фактически вертолет прилетал и забрал часть проживавших в МАЛе. Машу записали на рейс 17 августа, впоследствии она без проблем на нем улетела.

По выброске после восхождения также попробовали сразу заявиться на вертолет, но нам сказали, что это делается максимум за день до вылета. Тем не менее мы все последующие дни на всякий случай по рации настойчиво напоминали, что рассчитываем на плановый рейс 21 августа. Что из этого получилось будет описано ниже.

Погода днем в целом хорошая, переменная облачность. Вечером после заката снег.

16 августа, день 23

ЧХВ

3:42

ГХВ

5:40

пройденное расстояние

8,6 км

набор высоты

220 м

сброс высоты

0 м

Погода: с утра переменная облачность, после обеда сильный снег, ограниченная видимость.

Подъем дежурного в 5:00, общий в 5:30. В это время весь МАЛ еще спал, первые люди начали вылезать из палаток после семи. У одного из гидов еще раз уточнили, на какие ориентиры стоило ориентироваться на пути к лагерю 1. Трек восхождения у нас был, но в его оптимальности мы уверены не были. По оценкам гидов путь должен был занять около 5 часов. Попрощались с Машей, оставшейся ждать в лагере вертолета Фото 7.4. Впятером вышли в 7:40.

Почти сразу за МАЛом перешли по дну ледовый разлом и вышли на левую морену ледника Южный Иныльчек Фото 7.5. Как мы поняли при спуске через несколько дней, на этом участке есть слабо протоптанная тропа, но у нас она была замаскирована свежевыпавшим снегом Фото 7.6. Шли, не отдаляясь далеко от открытого льда. Движение не очень удобное, осыпь неровная, местами лежащая на льду. Изредка попадались вешки Аксай-Трэвел, но на достаточно большом расстоянии, не позволявшем надежно ориентироваться по ним.

Через три с половиной перехода к 9:25 дошли до двух крупных камней, являющихся ориентиром для точки оптимального выхода на лед Фото 7.7. У левого борта на леднике здесь были большие мульды, через которые не сразу смогли найти оптимальный путь. Сначала попробовали пройти по гребню, но уперлись в крутой ледовый склон, на котором пришлось бы надевать кошки. Затем нашли чуть выше спуск на дно неглубокого ручья, перебродив который поднялись на пологую часть ледника ближе к его центру.

Выйдя на лед, попробовали сразу уйти под правый борт долины, но уперлись в неудобную зону трещин. Распутывать ее нам не хотелось, поэтому переход прошли вверх по леднику. Дальше сделали еще одну попытку сместиться влево по ходу, там опять попадались трещины, и мы пошли вверх. Так сделали еще 2,5 перехода, понемногу постепенно смещаясь под правый борт и поднимаясь. Идти было не то, чтобы сложно, но судя по описанию казалось, что где-то должна быть тропа и будет проще, и мы тратили время на попытки найти оптимальный путь. Ну и в целом в этот день скорость движения была невысокой, после отдыха было тяжело себя заставить вернуться в походный ритм, да и торопиться было некуда.

К 11:03 дошли до места, где ледник стал закрытым. Слой снега был тонким, трещины читались, но иногда надежность мостов казалась сомнительной. На привале связались. Прошли мимо ледопад правого борта, вытекающий из непройденного цирка под пиком Чапаева Фото 7.8. Шли по закрытому практически плоскому леднику, на котором иногда попадались читающиеся под снегом узкие трещины Фото 7.9. Понемногу смещались влево по ходу, чтобы выйти на морену у поворота на ледник Семеновского, где должен был находиться лагерь 1. По пути попалось две крупные продольные промоины с мощными ручьями. Одну перешли по снежному мосту Фото 7.10, вторую перешагнули, дойдя вверх до места, где ее оба борта перестали быть высокими.

На моренный чехол в месте лагеря 1 пришли в 13:20. Высота 4285. Здесь уже было несколько палаток Аксай-Трэвел без проживающих в них. Некоторое время выбирали удобные готовые площадки. В целом, их было много, но они были разбросаны и больше подходили для небольших палаток на 1-2 человек. После установки лагеря начали готовить обед. Воду брали в крупной ледниковой луже на морене. Чуть выше на привал пришла группа Сальникова из Новосибирска, спустившаяся с радиального выхода в верховья ледника Южный Иныльчек. Пообщались с ними, обменялись впечатлениями о походах.

Сразу после обеда погода резко испортилась. Снизу из долины пришло большое облако, пошел сильный снег. Руководитель по морене сходил вверх на короткую разведку, чтобы просмотреть поворот на ледник Семеновского, но видимость была уже очень плохой, и пользы от этого оказалось немного. После этого до вечера отсиживались в палатках, снег прекратился только к ночи.

17 августа, день 24

ЧХВ

10:02

ГХВ

12:52

пройденное расстояние

7,2 км

набор высоты

1515 м

сброс высоты

0 м

Погода: с утра ясно, после обеда сильный снег, ветер, ограниченная видимость.

Общий подъем в 1:30. Все было завалено свежевыпавшим слоем снега глубиной около 15 сантиметров. Выход в связках в 3:20, совсем темно, шли с фонарями. С морены спустились на полосу льда под правым бортом долины, приходящую с ледника Семеновского. На выходе на нее была промоина, в которую нужно было слезть по короткому склону на три такта и вылезти на другую сторону. Как выяснилось на спуске, недалеко был мост, но в темноте мы его не нашли. Дальше по небольшой дуге начали подъем на ледник, приходящий из широкого бокового цирка. Совсем под его правым бортом была зона более широких разломов, шли, стараясь держаться в нескольких метрах от нее. Уклон ледника здесь 10-15 градусов, иногда попадались трещины, читающиеся под снегом. Старались идти быстро, несмотря на то, что направление движения при свете фонарика читалось только на коротком протяжении. Переходы делали по 30 минут.

За три перехода к 5:08 дошли до выполаживания в верхней части широкого цирка, откуда начинался уход в «горловину» - узкий участок ледника с крупными разломами в левой части и опасностью лавин и ледовых обвалов в правой Фото 7.11. Желательно стараться проскочить его до того, как склоны пика Чапаева начнет освещать солнце. Темнота в это время сменилась плотными сумерками, постепенно начинало рассветать. На леднике здесь была серия продольных крупных трещин с пологими буграми между ними. Шли ближе к левому борту ледника, но на некотором расстоянии от нижней части ледопада, заканчивающейся там Фото 7.12. Периодически попадались и поперечные трещины, которые перешагивали или переходили по снежным мостам, причем их количество постепенно возрастало Фото 7.13. В какой-то момент навстречу нам из верхних лагерей спустился одиночный альпинист, по крайней мере обозначив возможную траекторию движения. Это ускорило поиск пути, но практически не сказалось на сложности постепенно начинавшейся тропежки.

За три перехода к 7:16 дошли до сужения ледника основного участка горловины Фото 7.14. Под левым бортом к этому моменту уже некоторое время продолжалась зона крупных разломов, которая постепенно становилась все шире и монументальней. Выше она перекрывала почти весь ледник, пришлось уходить под правый борт. Склон над ним в этот момент постепенно начинало освещать солнце Фото 7.15. Примерно в 8:20 вошли в самое узкое место и пошли траверсом правого борта Фото 7.16. Тропежка стала тяжелой, особенно в конце. Здесь нужно было подняться на короткий склон крутизной около 30 градусов, заваленный большим количеством снега. Рыли траншею примерно по грудь, пройдя 10 метров лидер уставал и сменялся. К 9:18 выползли к окончанию этого участка и траверсом вправо по ходу по снежно-ледовому склону крутизной около 15 градусов вышли на расширение ледника Фото 7.17. Здесь было уже безопасно.

За время нашего подъема со склонов ничего не сходило, хотя ветром со скал сверху иногда сдувало небольшие струйки свежего снега в стороне. Лучше стараться проскакивать этот участок еще раньше, но при отсутствии набитой тропы и большом количестве снега это под силу только очень спортивной группе. Возможно имеет смысл вставать на ночевку на пару переходов выше лагеря 1 в стороне от склонов пика Чапаева, но не выше, так как лавины с него могут быть крайне мощными. Если же тропа на этом участке не заметена, то предполагаем, что пройти этот участок до 8 утра можно без проблем. Мы много времени потеряли здесь на поиск оптимальных путей движения и тяжелую тропежку.

После отдыха прошли еще один короткий переход и вышли на плоский широкий ледник. Здесь в 9:46 встали на второй завтрак, который сделали из найденных в МАЛе сублиматов. Высота 5220. С момента раннего выхода прошло уже много времени, нужно было отдохнуть.

Дальше продолжили подниматься в 11:34. Шли по широкому почти плоскому леднику чуть ближе к его правому краю Фото 7.18. На этом участке была тропа, которую протоптала группа, ходившая по леднику между лагерями для акклиматизации. Через три перехода к 13:07 дошли до лагеря 2 в широкой ложбине Фото 7.19. Высота 5390. Погода еще была хорошая, но с тенденцией к ухудшению и ветром, который поземкой сдувал свежий снег.

Выше пошли в направлении перегиба склона под правым бортом ледника. Тропу к этому моменту почти полностью замело, направление движения прочитать было можно, но тропежку она не облегчала Фото 7.20. За три перехода примерно к 15:00 дошли до перегиба, с которого на минуту успели увидеть палатки лагеря 3 в ледниковом отколе под гребнем Хан-Тенгри. После этого погода, которая постепенно ухудшалась последние пару часов, окончательно испортилась. Начался сильный снег, видимость упала до 30-50 метров с редкими локальными просветами. Тропу выше перегиба замело полностью. Некоторое время решали, не стоит ли вернуться в лагерь 2, но решили попробовать все-таки дойти сегодня с учетом просмотренного наверх пути.

Дальше шли по приборам. Справа по ходу был крупный ледовый разлом, держались чуть левее его. Периодически ледник пересекали трещины среднего размера, приходилось лавировать в поисках надежных мостов. Привалы делали редко, с учетом погоды хотелось дойти как можно быстрее. Примерно через два часа видимость стала улучшаться, иногда удавалось разглядеть людей в районе лагеря Фото 7.21. На последних переходах ушли чуть влево по ходу, поднявшись на невысокий гребень, который широкой дугой выводил на разлом. В конце не стали его полностью проходить, а, чуть приспустившись, поднялись к лагерю 3 по снежно-ледовому склону крутизной около 25 градусов. Все вместе финишировали около 18:00. В хорошую погоду и при наличии тропы этот отрезок можно пройти намного быстрее, но условия, которые были у нас, точно не являются чем-то редким для района, и на них нужно закладываться при планировании.

Лагерь 3 традиционно располагается в большом ледовом отколе расширении бергшрунда чуть ниже выхода на перевал Западное плечо Хан-Тенгри. Высота 5800. Ровный край бергшрунда при нас был заставлен стационарными палатками Аксай-Трэвел, поэтому мы спустились на его дно и, после проверки трещин и долгого откапывания снега, поставили наш лагерь там. Жидкой воды не было. Топили снег, с набором которого нужно было быть крайне аккуратным, так как повсюду был закопан мусор и следы жизнедеятельности людей. К вечеру небо постепенно расчистилось, снег прекратился.

На ужине обсудили наши дальнейшие планы. На следующий день по информации из базового лагеря и прогнозу, который мы получали из Москвы по спутниковому телефону, ожидался день идеальной погоды. На 19 и 20 августа прогноз был похуже, хотя и допускающий попытку восхождения. Но после длинного дня и долгого подъема в непогоду группа была сильно уставшей и замерзшей. К тому же, мы не до конца понимали, как устроен выход к началу маршрута, а разбираться с этим в темноте было не лучшим решением. Взвесив все за и против, решили потратить следующий день на отдых, разведку и акклиматизацию, а попытку восхождения сделать 19 августа, поднявшись как можно раньше и поймав окно нормальной погоды с утра.

18 августа, день 25

Погода: ясно, днем тепло.

Дневка. Погода идеальная, вниз открывался красивый вид на пик Победы Фото 7.22. С утра отдыхали и сушились. После обеда вышли на разведку. Гиды Аксая, стоявшие в лагере, попросили нас снять с седловины и спустить палатку альпиниста, пропавшего на восхождении несколько дней назад. По краю бергшрунда подошли под отрезок стационарных перил и зажумарили по снежно-ледовому склону крутизной около 45 градусов Фото 7.23, откуда по тропе траверсом вышли на седловину. Сразу выяснилась первая проблема на толстой немного заледеневшей веревке не работал один из двух имевшихся в группе жумаров Венто. С тропы вниз был хороший вид на лагерь 3 Фото 7.24.

Седловина перевала Западное седло Хан-Тенгри широкая и протяженная Фото 7.25. Можно поставить палатки на ней, но это может быть существенно менее комфортно, чем в лагере 3, из-за ветра. Тропа до начала перил была отмечена флажками, но они стояли на достаточно большом расстоянии друг от друга. На север висели небольшие карнизы. Сделали групповую фотографию с видом на пик Победы Фото 7.26, полюбовались ледником Северный Иныльчек Фото 7.27.

Дальше прошли траверс пологой части и поднялись выше по гребню до начала перил Фото 7.28. Первый отрезок был провешен на ледово-осыпном склоне крутизной около 25 градусов Фото 7.29. На наш взгляд, он не был обязателен, мы здесь с минимальными проблемами прошли на личной технике. Выше начинался более сложный участок, на котором страховка уже требовалась. Высота 6030. Отсюда открывался красивый вид на пик Чапаева Фото 7.30.

Цели идти выше в этот день у нас не было, поэтому развернулись и по пути подъема вернулись в лагерь. На седловине раскопали и, вытряхнув кучу снега, уже частично превратившегося в лед, сняли и спустили в лагерь 3 палатку пропавшего альпиниста. На дюльфере поняли, что на этих перилах также не работают корзинки, и стоит рассчитывать спускаться на УИАА. К вечеру в лагерь пришло много коммерческих групп, на следующий день все собирались на восхождение. Легли спать рано. Погода весь день была отличная, чистое небо, почти без ветра.

19 августа, день 26

ЧХВ

13:30*

ГХВ

13:30*

пройденное расстояние

4,6 км

набор высоты

1200 м

сброс высоты

1200 м

* - приведены приблизительные данные для основной части группы. ЧХВ = ГХВ, так как шли в своем темпе без организованных привалов

Погода: с утра ясно, после обеда снег, ветер, ограниченная видимость.

Общий подъем в 1:00. Выход по готовности с 2:35. До нас успела начать подъем одна небольшая группа с гидом, но мы их обогнали на траверсе до начала перил. Дальше шли первыми, за исключением Кати, которую на всем протяжении восхождения отделяло от нас несколько человек и веревок. Связь держали по рации как внутри группы, так и с базовым лагерем. Время ниже приведено для основной части группы, в который шли два Сереги и Миша.

Детально описывать все восхождение большого смысла не имеет. Весь маршрут от высоты 6030, до которой мы сделали разведку в предыдущий день, провешен перилами. Отметим отрезки и примерное время их прохождения основной частью нашей группы:

- скально-снежно-осыпной гребень до высоты 6540 Фото 7.31,Фото 7.32-7.33. Перила в основном идут по его правой по ходу стороне, хотя в нескольких местах на коротком отрезке выходят на склон в сторону Северного Иныльчека. Средняя крутизна 30-35 градусов, почти на каждой веревке есть короткие более крутые участки. Примерно на половине отрезков, в основном внизу, висят одиночные перила. В верхней части чаще есть по две-три альтернативных веревки. На высоте 6400, которую мы прошли примерно в 5:50, находится так называемый лагерь 3,5 небольшая плоская полка на 3-4 палатки. Это место можно использовать в качестве штурмового лагеря. На скале рядом прибиты несколько мемориальных табличек. Участок прошли примерно к 7:00.

- траверс вправо по ходу до начала кулуара Фото 7.34. Две веревки по снежно-скальному склону крутизной около 30 градусов почти без набора высоты. Участок прошли к 7:50.

- подъем по снежно-скальному кулуару и выход на гребень на высоте 6790 справа по ходу Фото 7.35,Фото 7.36. Перила по центру кулуара. В конце две веревки вправо по ходу, выводящие на гребень. Крутизна склона от 35 до 45 градусов, на многих веревках есть короткие, метров по 4-5 высотой, почти вертикальные скальные ступени. Почти на всех отрезках веревки дублированы, висит по два-три параллельных коридора. Участок прошли примерно к 9:10.

- отрезок снежно-ледового гребня, выводящий на предвершинное плато Фото 7.37]. Все перила задублированы. Две веревки по неширокому гребню, выводящие на снежно-ледовый склон с выходами скал крутизной до 40 градусов, по которому еще две веревки.

- выход на вершину. Несколько веревок по более пологому снежному склону крутизной до 25 градусов. Теоретически на этом отрезке можно идти без страховки или на скользящем карабине, но из-за высоты делать это не очень хотелось.

На вершину по очереди вышли втроем примерно в 11:10 Фото 7.38]. Точка отмечена небольшим крестом и треногой. GPS здесь показывал высоту 6990. Выше с небольшим набором высоты уходило снежное плато, но на нем читались крупные трещины. По информации, которую мы слышали в МАЛе, кто-то из альпинистов в этом году уже в них проваливался и с трудом выбрался. Примерно в 10:00, за час до нашего выхода на вершину, погода испортилась снег, сильный ветер, периодически ограниченная видимость. Долго находиться здесь было некомфортно, вместе не собирались, почти сразу после подъема поворачивали назад. В момент нахождения на вершине связались с Катей, она была примерно на высоте 6800 в точке выхода на гребень, и, с учетом погоды, приняла решение возвращаться.

На спуске попали в траффик коммерческих альпинистов, которые в это время еще продолжали подъем Фото 7.39. Сильно это не мешало, но иногда приходилось ждать или выбирать из двух-трех висящих параллельно перил более битые или менее удобные. Достаточно быстро собрались вчетвером и шли на расстоянии веревки друг от друга Фото 7.40]. Часть отрезков на пологих склонах с хорошей тропой проходили на скользящем карабине. Примерно к 15:00 спустились к окончанию перил. Видимость, которая все время была переменной, к этому моменту упала до 50-60 метров, что не позволяло от одной вешки видеть соседнюю. Тропу занесло ветром. На плато ориентироваться было сложно, сильно помогало общее понимание местности по результатам вчерашней разведки. В лагерь спустились к 16:00, в МАЛ передали информацию об успешном восхождении.

Для Олега, который лидировал весь маршрут от начала перил, раскладка времени восхождения была следующей: 2:36 выход, 8:28 вершина, 11:28 возвращение в лагерь.

С точки зрения акклиматизации группа перенесла восхождение почти идеально. Явных симптомов горной болезни ни у кого не было. Можно отметить западение скорости на финальном относительно простом отрезке выше 6850, хотя по результатам обсуждения кажется, что здесь большую роль сыграла усталость от длительной непрерывной работы. Ну и, как для любого протяженного восхождения, стоит рекомендовать оставлять достаточный запас сил на спуск. К моменту выхода на вершину у всех стерлось, сколько отрезков перил еще придется пройти обратно. На спуске пришлось заново осознавать протяженность и трудоемкость всего маршрута, психологически, особенно с учетом плохой погоды, это было даже тяжелее, чем на подъеме.

Отдельно стоит описать качество веревок и станций. В среднем, оно очень плохое. На веревках постоянно попадаются битости, отрезки длиной до 15 метров с отсутствующей оплеткой, наглухо вмороженные в лед участки. Иногда перестежка приходится на вертикальные выходы скал, нужно быть к этому готовым. Некоторые веревки висят внатяг, встегнуть в них спусковое устройство проблематично. Оценить качество перил от их точек крепления невозможно, так как даже с виду новые веревки за перегибом могут быть связаны со старыми хвостами через сомнительные узлы. Станции также не всегда идеальны. Например, на одной из них две веревки висело на одном не до конца вбитом крюке. Аксай-Трэвел каждый год перевешивает часть перил, но старые не снимают, а кое-где это уже и невозможно. Восхождение в целом, наверное, можно считать безопасным за счет того, что все отрезки последовательно много раз застрахованы друг на друга практически без провиса, но в целом все это производит негативное впечатление и по-своему выматывает.

После возвращения уточнили планы на следующий день с гидами, договорились синхронизировать время выхода, чтобы помочь друг другу с тропежкой. Дальше отдыхали, обменивались впечатлениями о восхождении. К вечеру облачность подняло, но даже в лагере, прикрытом склоном, дул сильный порывистый ветер.

20 августа, день 27

ЧХВ

6:12

ГХВ

8:55

пройденное расстояние

13,8 км

набор высоты

0 м

сброс высоты

1735 м

Погода: с утра ясно, после обеда переменная облачность.

Общий подъем в 1:45. Обгонять гидов и тропить в одиночку не хотелось, поэтому собирались небыстро. Выход в 4:00 после двух стартовавших ранее связок. После первого привала сменили лидеров и к 5:10 протропили до лагеря 2. Здесь нас обогнало еще несколько связок, которые на большой скорости ушли вниз.

Дальше шли все время по хорошей тропе, что существенно облегчало движение. В 6:01 вошли в горловину. Примерно к 7:00 проскочили ее узкую часть Фото 7.41. Около 6:30, практически сразу после того, как склоны пика Чапаева начало освещать солнце, с бокового склона ниже сошла мощная лавина. До тропы она не дошла, уйдя в ложбину под склоном, но показала нам, почему этот путь восхождения может быть опасным в любое время. К 8:12 вышли из зоны трещин ниже ледопада Фото 7.42, в 8:48 были в лагере 1.

Ниже также шли по тропе, протоптанной прошедшими до нас группами. В 10:51 дошли до зоны открытого льда около валов под левым бортом ледника. Разобрали связки. К 11:29 вышли на осыпь рядом с теми же двумя примечательными крупными камнями Фото 7.43]. В этот день снег тропу не маскировал, дальше до МАЛа шли по ней, изредка ее теряя и через короткое время находя заново. В лагере были в 12:55. При использовании нашего трека лучше ориентироваться именно на спусковую его часть, она намного оптимальней, чем подъемная.

Выезд с маршрута.

Спустившись в МАЛ, сразу же пошли в палатку администрации лагеря. После того, как отдали рацию и рассказали о нашем восхождении, попробовали заявиться на вертолет на завтра 21.08. В этот день по расписанию был плановый рейс, на который мы рассчитывали еще с момента изначального планирования похода. Первой реакцией было, что борт уже заполнен и мест нет, на что мы не согласились со ссылкой на то, что у нас билеты на самолеты, на которые мы иначе уже не успеем. Вероятно, на такой случай полезно иметь с собой распечатки для дополнительного подтверждения. Также упирали на то, что при каждом сеансе связи мы настойчиво старались заявиться на этот рейс. Все это сработало, Греков пообещал вписать нас на борт на следующий день. В целом, нам показалось, что вылет можно было организовать без больших проблем, но Аксай старался распределить людей по разным дням, чтобы можно было постепенно вывозить уже сворачивающийся после окончания сезона МАЛ.

В лагере сняли две стационарные палатки, пообедали, желающие сходили в «баню». Сделали групповое фото после окончания похода Фото 8.1. По спутниковому телефону позвонили Тимуру в офис Аксая, попросили привезти нам на следующий день заброску из Каракола к вертолету и договорились о получении вещей и возврате залога в Бишкеке. Через пару часов к нам подошла группа взволнованных альпинистов из Киева с информацией, что вероятно на следующий день вертолета не будет и предложением попробовать дружно надавить на администрацию, чтобы все-таки его организовать. Мы согласились их поддержать, но еще через час ситуация разрешилась сама собой, рейсы окончательно подтвердили.

На ужин сходили в местную столовую, стоимость 20 USD с человека. Кормили хорошо, особенно понравился салат из свежих овощей, первый за месяц. Во время ужина нам вручили сертификаты об успешном восхождении на Хан-Тенгри, в этом году мы были 46-49 человеком, у которых это получилось. По словам Грекова, еще несколько альпинистов планировало попытку на следующий день. На Победу за сезон сходило 16 человек и еще четверо были на горе к этому моменту.

Вечером в одной из палаток подвели итоги всего похода. Во второй половине дня переменная облачность, без осадков.

21.08 встали в 5:30, приготовили завтрак. К 7:00 собрались и перенесли все рюкзаки на посадочную площадку выше МАЛа на морене. В 7:18 вертолет прилетел, во время его посадки нужно быть аккуратным из-за сильного воздушного потока, сбивающего с ног и поднимающего мелкую осыпь Фото 8.2. Из-за того, что место для приземления неровное, и с него нельзя взлетать с полным грузом, погрузка происходила в два этапа. Сначала вертолет забрал почти всех людей и отвез их на плоский ледник в километре от МАЛа, после чего вернулся. Оставшиеся 6 человек погрузили в него вещи, вылетели снова, подобрали высаженных ранее пассажиров и уже окончательно стартовали Фото 8.3.

Полет сначала проходил над Южным Иныльчеком до его слияния с Северным. Последовательно пролетели МАЛ Фото 8.4, впадение ледников Дикий Фото 8.5, Пролетарский Турист Фото 8.6 и Комсомолец Фото 8.7] Дальше обошли отрог, разделяющий ветви Иныльчека Фото 8.8. После ложа озера Мерцбахера Фото 8.9 вертолет набрал высоту и перевалил через хребет Северный Иныльчек. После этого летели над постепенно уменьшающимися и переходящими в широкие долины горами. Приземлились в Каркаре примерно в 8:05, суммарно весь полет занял около 50 минут. Впечатления очень сильные, можно увидеть весь район совсем с другого ракурса, рекомендуем стараться вписать в маршрут именно такой способ выброски. У вертолета сделали еще одно групповое фото Фото 8.10.

Рядом с местом приземления у Аксая есть туристическая база. Сюда заезжают коммерческие альпинисты и тратят пару дней на акклиматизацию, гуляя по невысоким окрестным вершинам. Высота около 2200. После выгрузки нас встретил представитель компании, у которого мы уточнили, привезли ли нам городскую заброску. Сначала была информация, что через 5 минут ее доставят сюда же, через некоторое время выяснилось, что мы ее получим после выезда где-то по дороге. Коммерческих альпинистов с полным пакетом обслуживания накормили завтраком, мы попили чай или кофе. В небольшом магазинчике можно было купить футболки за 10 USD и другие сувениры с логотипами МАЛа и Хан-Тенгри.

Примерно в 9:15 вместе с другими группами загрузились в микроавтобус и выехали. С собой каждому дали неплохой индивидуальный набор продуктов и воду. Заброску из Каракола нам передали в дороге, хотя и пришлось прождать ее около 25 минут на каком-то перекрестке. Пообедали в большом кафе после Иссык-Куля. В Бишкек приехали примерно в 15:30.

Офис Аксая в субботу не работал, но о нас предупредили охранника, у которого мы без проблем получили заброску и возврат залога за вертолет под расписку. Воспользовавшись местным Wi-Fi, через сайт бронирования нашли квартиру рядом за 2500 сом за ночь. После ее осмотра заселились и перенесли туда вещи. Вечером забронировали большой стол в ресторане, встретились там с группами Резонтова и Храбровой Фото 8.11, обсудили итоги походов.

Рано утром собрались, доехали до аэропорта на такси и без проблем вылетели обратно.

Выводы и рекомендации

Запланированный в Москве маршрут похода был пройден почти полностью за исключением подъема на пик Красной Армии, куда нас не пустила погода. Удалось выполнить все цели, которые изначально ставились при его составлении пройти поход 5 к.с. с превышением к стандартному для категории набором препятствий, посмотреть на крупнейшие ледники района, совершить восхождение на пик Хан-Тенгри, существенно подняв планку максимальной высоты для большинства участников группы.

Изначально заявленный план-график, как выяснилось на маршруте, был излишне оптимистичен на отрезке прохождения перевала Арбат. При этом у нас имелось достаточное количество явных и скрытых дней запаса, которые позволяли на месте адаптировать план к погоде и состоянию группы. При составлении маршрутов в районе рекомендуем иметь много заявленных вариантов, чтобы по ходу подстраиваться под возникающие условия и ограничения. Стоит также отметить, что мы использовали возможности участников и погоды по максимуму, до МАЛа у нас был минимум полудневок и ненапряженных дней.

С технической точки зрения в походной части маршрута мы прошли три перевала 3А, которые требовали хорошего уровня групповой работы. Все эти препятствия носили протяженный характер. На прохождение каждого было потрачено по 4 дня, из которых 3 работа на рельефе, подразумевающем как минимум одновременную страховку. Максимальное количество участков мы старались проходить на личной технике. Группа получила хороший опыт гребневых маршрутов и распутывания ледопадов. Отрезки, где мы провешивали перила, не подразумевали возможности прохождения на личной технике и обычно были сильно распределены по маршруту прохождения препятствий. К минусам можно отнести небольшое количество веревок на подъем, что отчасти также объясняется высоким уровнем личной подготовки и уверенности в ней всех участников.

Весь район Иныльчека в целом редко посещается туристическими группами. В среднем проводятся 1-2 похода 5-6 категории сложности в год. По всем препятствиям, которые мы проходили, была информация по прохождениям после 2000 года, но ее качество сильно различалось. Траверс пика Российского флота и перевал Канджайляу-1 были описаны в мини-отчете группы Осина, но с невысокой детализацией. По перевалу Арбат мы опирались сразу на несколько достаточно подробных отчетов Мансурова. Как выяснилось при прохождении, заявленные в них ориентиры были крайне неочевидны, и описание давало только весьма приблизительное представление о выборе пути. Также мы не нашли ни одного качественного GPS-трека по этому району, за исключением восхождения на Хан-Тенгри. В связи со всем этим мы надеемся, что наш отчет окажется полезен для новых групп, планирующих поход по Иныльчеку.

Взаимодействие с Аксай-Трэвел по всем вопросам можно признать вполне успешным, рекомендуем фирму для организации походов именно в этом районе. К минусам можно отнести два момента. Во-первых, для нас цена «малого пакета» в 350 USD кажется завышенной, так как услугами МАЛа мы пользовались по минимуму. Фактически это сбор за оформление пропусков, пользование перилами на маршруте и связь с базлагом во время восхождения на Хан-Тенгри. К сожалению, другого варианта оплаты именно этих услуг нам не предложили, сославшись на политику компании. Во-вторых, процесс заявки на конкретный рейс вертолета крайне непрозрачен, хотелось бы иметь возможность делать это заранее и менять не по инициативе группы только в случае невозможности вылета из-за погоды. В остальном, за исключением небольших задержек не более часа, все было сделано четко согласно договоренностям. Стоит отметить, что если закладывать в маршрут восхождение на Хан-Тенгри и не пытаться как-то избежать законного использования перил, то работа через Аксай-Трэвел становится безальтернативной.

В заключение мы бы хотели привести ряд наблюдений, которые могут оказаться полезны для других групп при планировании походов именно в этом районе:

Часто рядом с местом лагеря источника чистой воды не попадалось. В верховьях ледников на их закрытой части приходилось топить снег. В ручьях в долинах, особенно во второй половине дня, вода бывала мутной. С заезда у нас оставался большой запас пустых пластиковых бутылок (примерно по 3,5 литра на человека), которым мы пользовались для того, чтобы при наличии сил набирать воду заранее и приносить ее с собой на место лагеря. Это также хорошо работало для создания запаса жидкости на утренний завтрак и на маршрут на следующий день.

Район очень снежный, причем с учетом погоды этот снег практически всегда свежий. Снегоступы для верховий ледников обязательное снаряжение, причем нужно обратить особое внимание на надежность их конструкции при длительном использовании. Все швы должны быть максимально усилены, слабые места прошиты. В длинных походах и сомнениях в качестве снегоступов, возможно, есть смысл в заброску кидать запасную пару без трубок.

Группа должна быть готова к очень ранним подъемам и быстрым сборам с утра. Час задержки при выходе может привести к увеличению длительности прохождения участка на несколько часов и росту опасности лавин и ледовых обвалов. Также стоит иметь в виду, что выпадение 10-15 сантиметров свежего снега ожидаемая практически ежедневная погода. В связи с этим прохождение всех препятствий нужно планировать с учетом того, что придется их идти после умеренного снегопада, очень аккуратно оценивая уровень лавинной опасности.

При организации станций их часто приходилось делать на ледорубах и сдергивать крестом, в том числе несколько подряд. Участки лазания по чистому льду могут попадаться скорее в ледопадах низовий ледников. В связи с этим при подборе снаряжения не рекомендуем увлекаться изогнутыми полноценными и полу-инструментами. Наиболее востребованы будут именно прямые длинные ледорубы, либо требуется продумывать другие варианты организации станций на снегу.

Снаряжение в нашем походе в целом достаточно сильно страдало, постоянно что-то ломалось, стиралось и рвалось. Как нам кажется, это обусловлено сложными погодными условиями с комбинацией высокой влажности с сильными перепадами температуры. Работы у реммастера было много, расход ремнабора был повышенным по сравнению даже с другими высотными районами.

С точки зрения раскладки весь поход был перерасход соли, причем ее активно употребляли все участники. Даже при достаточно высокой норме в 3 грамма/чел/прием пищи она закончилась за 2 дня до окончания маршрута. Похоже, что к этому приводила комбинация высоты и физической нагрузки. Рекомендуем учитывать это и иметь больший запас.

Над отчетом работали: Мукаилов С.И. (основной текст), Бирючева Е.О., Афанасьев О.И.(обработка фото), Зыкин Михаил (путевые точки и высотный график).


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100