Автор: Сергей Мукаилов, г.Москвы

Отчёт о горноv маршруте 5 к.с. по Ц.Тянь-Шаню (Южный Иныльчек), совершённом группой горного турклуба МГУ (г. Москва) с 24 июля по 21 августа 2021 года. Часть 2

Перевал Канджайляу-1

3-6.08.21

с северо-запада на юго-восток

снята записка

Тур на перевале не найден

расчёт ходового времени

участок пути

характер рельефа

ЧХВ/ГХВ

Подход до выхода на открытый ледник Канджайляу

Пологие моренные валы, зачехленный ледник

1:29/2:12

Подъем по леднику Канджайляу под вершину 5001

Пологий открытый, затем закрытый ледник, зоны трещин

5:16/8:20

Снежно-ледовый склон до 40 градусов, 2 веревки

2:35/2:35

Спуск до начала ледопада

Пологий закрытый, затем открытый ледник, зоны трещин

2:39/3:18

Спуск по ледопаду

Зона открытых трещин постепенно увеличивающейся крутизны, затем ступень отвесного льда высотой около 30 метров

3:13/3:13

Спуск до ледника Каинды

Зачехленный рандклюфт до 35 градусов, затем моренные валы до 30 градусов

2:45/3:27

Полное ходовое время

19:35/26:39

необходимое снаряжение:

личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, спусковое устройство, карабины не менее 4 на человека

групповое: основная верёвка 1 на 2-3 человек, карабины 4-6 на верёвку, петли/кордалеты 1-2 на верёвку, ледобуры не менее 3 на веревку, бур-самосброс.

Выводы и рекомендации

Перевал Канджайляу-1 единственный пройденный перевал, соединяющий верховья одноименного ледника с долиной Каинды.

Подъем на него с севера напрямую опасен из-за необходимости прохождения протяженного лавиноопасного склона, поэтому обычно на седловину выходят траверсом гребня узловой вершины, ведущего к перевалу Путеводный. Имевшиеся у нас отчеты описывали длинный траверс от седловины перевала Путеводный под вершиной Купол 5001, мы же поднялись на гребень примерно на полпути между 5001 и седловиной перевала Канджайляу-1. Веревок на этом участке не вешали, но в целом этот вариант требует от группы уровня личной техники и тактических решений, соответствующих походу 5 к.с.

Спуск на юг с седловины в зависимости от точки его начала и уровня снега может потребовать провешивания от 1 до 3 веревок, у нас получилось 2. Ключевым техническим элементом при прохождении всего перевала является нижний ледопад ледника N 20. Более часто встречающимся вариантом является обход по скальному ребру правого склона, на котором организуют до трех веревок перил. Мы же спустились по центру ледопада, повесив четыре веревки на этом участке и еще одну ниже на крутом льду вдоль рандклюфта.

В целом, на наш взгляд, категория перевала соответствует стандартной 3А. С пути прохождения открываются красивые виды на северную и южную часть района. Рекомендуется для прохождения в походах от 5 к.с.

Путевые точки:

2,8 км

260 м

0 м

Погода: переменная облачность, тепло.

С утра сделали полудневку. Отдыхали, подъедали запасы из раскладки, стирались, сушились, просматривали пройденный вчера маршрут Фото 3.68. После распределения продуктов стартовый вес рюкзаков на втором кольце для мужчин получился от 33 до 37, женщин примерно 28. В первой половине дня в ручье около лагеря вода была чистой, грязь потекла только после 13. Главным вопросом было состояние ноги Миши после вчерашней травмы. Оценив состояние опухшего голеностопа и уровень болевых ощущений, пострадавший решил, что готов начать второе кольцо, оценив возможность движения под рюкзаком с полным грузом после первых переходов под перевал.

Для облегчения движения по морене до обеда сделали разведку оптимального пути до зоны открытого льда, параллельно занеся общественный груз Миши. Движение в одну сторону заняло примерно полчаса, связь с лагерем поддерживали по рации.

Всей группой вышли в 14:18. За переход поднялись на ближайшие к лагерю моренные бугры и вышли на сравнительно плоский чехол ледника Фото 4.1. К 15:21 дошли до открытого льда, забрали занесенные сюда вещи и продукты. Дальше продолжили движение по осыпному чехлу по границе льда и осыпи, чтобы не выходить не ледник, образовывавший здесь крупные бугры с промоинами между ними. За 2,5 перехода к 16:30 дошли до впадения справа по ходу ледопада из цирка перевала Челнинский Фото 4.2. Решили дальше не идти, так как ровный отрезок зачехленного ледника на этом уровне заканчивался, выше предположительно пришлось бы стоять на открытом льду. Долго искали минимально приемлемые места под палатки, затем более получаса выравнивали их. Высота 3660. На леднике под вечер есть чистая вода в многочисленных ручьях. Весь день переменная облачность, без осадков.

4 августа, день 11

4:01

6:43

6,1 км

745 м

0 м

Погода: ясно, во второй половине дня пасмурно. Снег после 16:30.

Подъем дежурного в 5:00, общий в 5:30. Выход в 7:02. У границы осыпи и льда надели кошки. Выше места нашего лагеря крупные промоины на Канджайляу сошли на нет, поэтому с самого утра шли по леднику Фото 4.3. За три перехода к 8:40 подошли к повороту на юго-восток и впадению северного притока из-под пика Нансена Фото 4.4. В этом месте ледник пологий, открытый, без трещин. Еще за 3,5 перехода к 10:49 дошли до поворота Канджайляу на восток чуть выше впадения ледопада из под пика 5302 Фото 4.5. Высота 4140. Здесь основной ледник становится закрытым и образует небольшую ступень, пересеченную трещинами. На этом месте сделали обед. Вода нашлась в небольшой трещине ниже.

С места обеда вышли в 12:40 в связках. Выше ступени ледника зона трещин продолжилась Фото 4.6. Через полтора перехода тропежка стала тяжелой, надели снегоступы Фото 4.7. Шли практически посередине ледника между зонами крупных разломов под левым и правым бортом Фото 4.8, но отдельные трещины попадались и на нашей траектории.

За три перехода почти дошли до начала небольшого гребня, отходящего от вершины Купол 5001 и разделяющего верховья Канджайляу на северную и центральную ветви Фото 4.9. Путь движения в этой части ледника был крайне неочевиден. Погода в основном стала облачной, без солнца микрорельеф читался плохо. Под правым склоном центральной ветви было небольшое ледовое плато, прорезанное поперечными трещинами. Под левым бортом из-под нашего перевала подходил крупный продольный разлом, нижняя часть которого была замаскирована толстым слоем снега. Посередине ледник образовывал серию пологих бугров, за которыми читалась возможная крупная трещина Фото 4.11. Попробовав пройти по центру, мы поняли, что движение в это время полностью перестало быть эффективным. Снег сильно протаял, даже в снегоступах местами проваливались по колено. Снежные мосты на трещинах не держали. В этой ситуации мы к 15:36 ушли левее по ходу на полку на плато и, после усиленного зондирования, начали ставить лагерь между двумя крупными разломами Фото 4.10. Высота 4405. Жидкой воды нет, топили снег. После установки лагеря погода испортилась, началась метель с ветром, но к закату небо расчистилось.

5 августа, день 12

7:42

10:12

4,3 км

560 м

575 м

Погода: переменная облачность, в середине дня тепло.

Общий подъем в 3:00. Около 4:55 попытались выйти в связках и кошках по краю ледового плато, но очень быстро поняли, что даже в это время снег и мосты над трещинами держат плохо. Надели снегоступы, повторно начали движение в 5:18. Попытку пройти по плато закончили на первой же хорошо замаскированной трещине, в которую по пояс провалился лидер. После этого мы решили, что этот путь неэффективен, поэтому вышли на склон пологого ледового бугра правее по ходу. Трещины здесь тоже попадались, но они были не такими широкими, и в снегоступах держащие снежные мосты находились. За переход дошли до перегиба, с которого стала видна панорама верхнего цирка ледника Фото 4.12.

Основной идеей маршрута на перевал был выход на гребень между вершинами Купол 5001 и 5026 (узловая в главном хребте, отметка высоты по топокарте) в наиболее простом месте с дальнейшим траверсом до седловины. С обзорной точки просмотрели короткий склон с бергшрундом, выводящий на низшую точку. За три перехода к 7:45 почти подошли под него по пологим ступеням ледника с отдельными трещинами. С точки привала открывался вид на ребро, отходящее от Купола 5001 на запад и разделяющее две ветви Канджайляу, и начало подъема на пик Нансена с перевала Путеводный Фото 4.13. Тропежка в основном по-прежнему была достаточно тяжелая, но здесь склон стал круче, местами снег на нем был сдут и попадались участки льда. В связи с этим сняли снегоступы, дальше продолжили идти в связках и кошках.

За короткий переход поднялись по склону на нижний край бергшрунда, где еще раз оценили варианты дальнейшего движения. Наиболее очевидным было повесить перила для выхода на гребень левее по ходу, вероятно до перегиба хватило бы одной веревки (возможно, при наличии хорошего моста, мы могли бы вообще пройти в связках). Но у этого варианта было несколько минусов. Во-первых, снежные мосты через бергшрунд не выглядели надежными, вероятно нам пришлось бы некоторое время искать оптимальную точку перехода. Во-вторых, мы выходили на гребень ниже и дальше от седловины перевала, что удлиняло отрезок с возможной тяжелой тропежкой. В-третьих, на восточной стороне читались снежные карнизы плохо определяемого масштаба, а западный склон почти не выполаживался вверху, собраться и организовать станцию там могло оказаться неудобно. Приняв все это во внимание, решили попробовать найти точку выхода на гребень выше.

От места выхода под бергшрунд продолжили движение траверсом вправо по ходу по нижнему борту большого ледового откола Фото 4.14. Пройдя по нему около 200 метров, дошли до небольшого бугра, выше которого на гребень выводил ровный склон Фото 4.15. Вышли под него, лавируя в поиске надежных мостов через крупные трещины Фото 4.16. Всей группой собрались на площадке под склоном в 8:41. Первой мыслью было провесить здесь перила до выхода на гребень, но затем решили попробовать пройти связками на личной технике. Крутизна склона от 25 до 35 градусов, постепенно повышающаяся к верхней части. Состояние снега неравномерное, иногда тропежка по пояс, иногда жесткий фирн, в котором с трудом формировались ступени Фото 4.17. В целом, склон шелся на грани личной техники, в походах ниже 5 к.с. на нем точно потребовались бы перила. К 9:20 поднялись всей группой на гребень и сделали привал. Высота 4870. Погода в этот момент испортилась, село облако. Видимость периодически падала до нескольких десятков метров.

К седловине перевала продолжили движение в связках по гребню Фото 4.18. Постоянно держались в нескольких метрах от восточной стороны, на которую висели карнизы, поэтому шли скорее траверсом верхней части склона, чем по выполаживанию. В заключительной части подъем под узловой вершиной был перерезан крупным разломом Фото 4.19. Слева по ходу его стенка становилась частью основного гребня. В нескольких десятках метров ниже было место, с которого удалось оценить, что на этом участке карниз отсутствует. В связках обошли разлом по стенке и затем траверсом вправо по ходу к 10:29 поднялись на седловину перевала. Тропежка на гребне была средней сложности, изредка проваливались по колено, но в основном наст держал хорошо. Крутизна подъема на всем протяжении не превышала 20 градусов. На последнем переходе небо расчистилось и видимость стала стабильной.

Седловина перевала представляет собой широкое плоское поле, на юг переходящее в крутой снежно-ледовый склон Фото 4.20. Высота 4965. Чуть справа на гребне был небольшой осыпной выход, дошли до него в связках в надежде найти тур, но ничего не обнаружили. На седловине можно поставить любое количество палаток, но жидкой воды нет. Сделав групповое фото Фото 4.21 и съев шоколадку, одной связкой без рюкзаков вышли на разведку дальнейшего пути. В западной части южный склон до выполаживания был достаточно длинным, в восточной можно было пройти пологим траверсом, тем самым сократив количество веревок вниз Фото 4.22. Теоретически самым коротким был отрезок спуска с гребня от небольшой седловинки на полпути к перевалу Канджайляу-2. Но траверс к ней шел по уже достаточно крутой части склона, на котором также потребовалась бы организация перильной или попеременной страховки, поэтому решили, что большого выигрыша по времени мы не получим. Решили вешать спуск прямо вниз метров на 70 восточнее узловой вершины. После разведки вернулись к оставшейся части группы на седловине.

Все вместе вышли в связках в 11:08. В 11:20 сделали станцию на двух ледорубах и начали спуск от намеченной точки Фото 4.23. Снега было много, каждый из участников дотрапливал следы предыдущих, иногда прокапывая траншею. Крутизна склона около 40 градусов. Вторая станция также на ледорубах. Ее организация заняла много времени, так как первый спускавшийся долго искал место с более-менее держащим снегом. Внизу склон был подрезан бергом. Второй веревки немного не хватило до его дальнего края, поэтому перенесли верхнюю станцию чуть ниже, и на этот отрезок повесили самую длинную из наших веревок. Берг перешли по снежному мосту, перешагивая его самую ненадежную часть. Перила сдергивали ледорубным крестом. Внизу всей группой собрались в 13:20, сделали связки.

Склон ниже берга стал положе и перил не требовал, но слой снега на нем был очень глубоким и сильно протаявшим к этому времени. До пологой части ледника спускались крайне медленно. Часть группы на связке сьезжала на заднице, часть дотрапливала траншею местами по грудь. Хорошим вариантом оказалось идти без рюкзака, подтягивая его за собой на страховке. По пути был еще один берг метрах в 40 ниже основного, аккуратно проползли его. К 13:43 вышли на пологий ледник под взлетом Фото 4.24, встали на обед. Высота 4830. Жидкой воды не было, топили снег. К этому моменту небо заволокло тучами, но осадков не началось.

С обеда вышли в 14:53 в связках и снегоступах Фото 4.25. Слой снега глубокий, тропили по щиколотку. На леднике были читающиеся зоны трещин под левым и (чуть ниже) правым бортом. Шли в основном по центру. Отдельные трещины попадались и здесь, поэтому периодически приходилось лавировать в поисках надежных мостов Фото 4.26. Крутизна ледника в среднем около 10, локально до 20 градусов, плоских мест, где было бы удобно встать лагерем, вообще не попадалось. Идти по сильно протаявшему снегу с постоянным уклоном в снегоступах было неудобно. Ноги (особенно на участках траверса при лавировании) часто проскальзывали, местами делать свою тропу было удобнее, чем идти по следам. У нескольких участников снегоступы начали рваться и слетать, темп движения из-за этого замедлялся. Централизованный привал сделали один раз, в основном отдыхали связками в моменты таких вынужденных остановок.

Примерно в 16:00 дошли до плавного поворота ледника, с которого было видно впадение короткого левого притока и начало открытого ледопада Фото 4.27. Слой снега местами казался уже неглубоким, но попытка пройти даже локальный участок без снегоступов через несколько метров привела к тропежке выше пояса. К 16:40 дошли до впадения притока слева. Здесь ледник стал открытым и представлял собой отдельные блоки, разделенные поперечными и продольными трещинами с мостами между ними. Удобных мест для общей стоянки по-прежнему не было, но дальше идти мы не хотели, так как группа сильно устала за длинный день, а ниже начинался ледопад. Удалось найти две отдельных сравнительно ровных площадки под палатки на разных блоках льда, соединенных несколькими надежными ледовыми мостами Фото 4.28. Высота 4390. Воду вечером можно было набрать в небольшой луже в углублении ледника. Весь день переменная облачность, без осадков.

6 августа, день 13

7:19

8:11

3 км

715 м

Погода: переменная облачность, в середине дня тепло, без осадков.

Подъем дежурного в 5:00, общий в 5:50. Выход в связках в 7:39. Первые два перехода прошли по открытому леднику с большим количеством трещин, немного замаскированных тонким слоем снега Фото 4.29. Сначала двигались ближе к левому борту. Примерно через 300 метров там началась зона крупных разломов, поэтому по полке сместились траверсом правее Фото 4.30. По сравнительно ровной середине ледника прошли еще примерно столько же Фото 4.31. Темп движения был невысокий, так как приходилось постоянно лавировать для поиска надежных мостов, иногда слезать с коротких более крутых участков на три такта. В конце второго перехода уклон и количество трещин увеличились, фактически начался ледопад Фото 4.32. Первые несколько крупных разломов в нем нам удалось пройти, уйдя сначала вправо, затем по полке влево Фото 4.33. К 9:10 дошли до участка, который дальше ногами не шелся. Высота 4180.

Нижний ледопад ледника N20 по имевшейся у нас информации имел два варианта прохождения. Первый обход наиболее крутой части по скальному склону одного из бортов. К сожалению, у нас не было полноценного отчета, описывающего этот вариант, только очень краткое описание с одной фотографией и устный рассказ в Москве. На основе этой информации мы ошибочно считали, что обход должен проходить по левому борту, и во время спуска по пологой части искали возможность выхода на него. Такой путь не находился. Слева вдоль ледника шел протяженный крутой скально-осыпной склон, присыпанный тонким слоем снега и явно по длине превышающий ожидаемые три веревки на спуск. К тому же, для выхода на него потребовалось бы преодолеть зону крупных разрывов на границе льда и скал. Реально же скальное ребро, по которому был возможен спуск, начиналось справа от ледника примерно на уровне верха ледопада и выводило в небольшой цирк бокового притока. Это мы поняли только в Москве при написании отчета.

Второй вариант (который мы и считали основным) спуск напрямую по ледопаду. С точки нашего сбора читалось, что полностью ногами разрывы не обходятся. Под правым бортом ледопад образовывал серию крупных разрывов со следами обвалов между ними, движение там было явно опасным. Прямо же под нами чуть левее центра просматривалась высокая ступень, под которой ледник становился более пологим и менее разорванным. Явных следов лавин и обвалов льда здесь не было. Начали спуск в этой части.

Делая станции на бурах, повесили два отрезка перил примерно по 20 метров длиной через крупные разломы с короткими отвесными стенками. На второй веревке Маша, шедшая первой, выбрала неоптимальный путь перехода через трещину, и ей пришлось некоторое время вылезать из нее с жумаром Фото 4.34. Для ускорения разведки повесили дублирующую веревку, руководитель дошел по ней вниз по ЛПВ до перегиба. Дальше перила с этой точки вешать не захотелось. Склон ниже имел отрицательный уклон, и по ощущениям даже самой длинной нашей веревки могло не хватить до пологого участка.

Вылезшую к этому моменту из трещины Машу направили просмотреть возможность спуска с предыдущей ледовой полки направо. Там нашелся намного более простой вариант дюльфер с вертикального склона высотой около 30 метров с небольшой ступенькой посередине Фото 4.35. Повешенная здесь веревка выводила на большое плоское плато по центру ледопада. Вокруг были огромные сераки, но прямой опасности обвалов не было. Сделав здесь станцию на бурах, повесили четвертую веревку к выполаживанию под правым бортом, откуда был возможен выход на ровный ледник Фото 4.36. Длина этого отрезка перил была около 30 метров с 15-метровым участком крутизной около 70 градусов Фото 4.37. На дне большого разлома, куда выводила веревка, лежали ледовые блоки, отвалившихся со склона, и читались отдельные трещины. К этому моменту стало тепло, ледник начал ощутимо таять. Явно нависающих над разломом сераков не было, но чтобы не находиться лишнее время в ледопаде, по мере спуска максимально оперативно делали связки-двойки и уходили ими под левый борт до выполаживания Фото 4.38. Все веревки, кроме второй, сдергивали с бура-самосброса кевларом, вторую с ледовой проушины. Последнюю сняли в 12:23. В 12:34 всей группой собрались на привале ниже ледопада, связки разобрали.

На спуск вышли по слабо зачехленному леднику вдоль левого борта Фото 4.39. Буквально через несколько десятков метров уперлись в более крутой участок льда, по которому провесили еще один отрезок перил Фото 4.40. Внизу веревка заканчивалась в коротком зачехленном рандклюфте, по которому можно было без страховки выйти на невысокую боковую морену Фото 4.41. Всей группой спустились к 13:53 и встали здесь на обед. Высота 4060. Вода стекала с крутого ледового лба рядом. Погода в это время облачная, без осадков.

После обеда вышли в 14:53 Фото 4.42. Первый переход прошли по пологому чехлу под правым бортом основного ледника Фото 4.43,Фото 4.44. На следующем вышли на боковую морену Фото 4.45, по которой спустились до площадки над более крутым участком склона. Начался очень слабый моросящий дождь. Дальше спускались плотной группой по живой осыпи. В нижней части она перешла в 30-градусный конгломератный склон, здесь разошлись по 2-3 участника по разным кулуарам Фото 4.46. В 16:29 всей группой собрались под языком ледника N 20. Отсюда сделали еще пол-перехода траверсом осыпного склона и в 16:50 встали лагерем на плоских песчаных площадках правого борта Каинды, чуть выше впадения ручья из долины нашего перевала Фото 4.47. Место удобное, но немного грязное. Высота 3675. Воду после разведки нашли в небольшом озере в складке чехла на леднике чуть выше стоянки. К моменту постановки палаток дождь прекратился, вечером небо расчистилось.

Перевал Арбат

участок пути

характер рельефа

ЧХВ/ГХВ

Подъем по леднику Каинды до открытого льда

Пологие моренные валы, чехол ледника

1:19/1:52

Подъем по леднику Каинды до начала подъема в верхний цирк

Пологий открытый ледник с мульдами

5:00/7:07

Подъем под перевальный взлет

Закрытый ледник с мульдами, зонами трещин

5:31/7:20

Подъем на перевал

Закрытый ледник крутизной до 35 градусов, зоны трещин с ледовыми мостами

4:50/6:33

Спуск с перевала

Снежно-ледовый склон крутизной до 40 градусов с отдельными выходами крутого льда, 6 веревок

5:50/6:24

Спуск до начала ледопада ледника Альпинист

Закрытый ледник крутизной до 15 градусов. Зона трещин над ледопадом с локальными ледовыми стенками до 60 градусов

2:37/3:33

Спуск до боковой морены ниже ледопада

Осыпной склон до 25 градусов, затем скально-осыпные кулуары до 35 градусов, затем скально-ледовый рандклюфт крутизной до 80 градусов

3:55/4:31

Спуск до слияния с долиной Куюкап

Пологий открытый ледник, затем пологая боковая морена

1:15/2:51

Полное ходовое время

30:17/40:11

необходимое снаряжение:

выводы и рекомендации

Перевал Арбат единственный достоверно пройденный перевал, соединяющий верховья ледника Каинды с ледником Альпинист. Данных о прохождении второго Тысячелетия крещения Руси при подготовке похода обнаружить не удалось.

Подъем на перевал с севера идет по «пандусу» - сравнительно ровному снежно-ледовому склону, на отдельных отрезках которого в зависимости от уровня личной техники участников группы, количества снега и состояния ледовых разломов может потребоваться провешивание до трех веревок. У нас все сложилось максимально удачно, и мы прошли весь путь полностью в связках. Стоит отметить, что к середине дня снег на северной стороне сильно раскисает, и скорость прохождения критически зависит от максимально раннего выхода группы.

На спуске с седловины перевала на юг требуется провешивание от 5 до 8 веревок (в нашем варианте 6) в зависимости от траектории и точки окончания перил. При выборе пути и времени движения требуется аккуратная оценка лавинной опасности как склона в целом, так и отдельных его участков.

Отдельным и, возможно, ключевым техническим участком при прохождении перевала является спуск с нижнего ледопада ледника Альпинист. Есть отчеты, по которым его проходили на подъем напрямую по центру, но в наш год этот вариант не выглядел реализуемым. Альтернативой, которой мы и воспользовались, является обход по кулуарам левого борта. Спуск по ним требует либо провешивания перил по камнеопасным склонам, либо высокой уверенности при хождении и лазании по разрушенным скалам. В зависимости от состояния снежных мостов на выходе на пологую часть ледника также может потребоваться веревка вдоль рандклюфта с вылезанием на разломы.

Категория перевала хорошая 3А. С подъема на севере и седловины открываются красивые виды на верховья ледника Каинды, ледник Альпинист и хребет Кокшаал-Тау. Рекомендуется для прохождения в походах от 5 к.с.

Путевые точки:

13,3 км

575 м

0 м

Погода: утром солнечно. Днем сильный снег, ограниченная видимость. Вечером переменная облачность.

Подъем дежурного в 4:00, общий в 4:15. Ночью был дождь, все палатки мокрые. Выход в 6:03. Первые 3 перехода прошли по буграм ледникового чехла под правым бортом Каинды Фото 5.1. Идти было неудобно, иногда разделялись на две подгруппы в поисках лучшей траектории. После этого по центру ледника началась полоса чистого льда. Ушли правее по ходу и еще за переход к 7:55 дошли до нее Фото 5.2. Высота 3750.

На границе осыпи и льда надели кошки и продолжили движение по льду. Сначала шли вдоль моренного чехла, иногда выходя на него Фото 5.3. Прошли впадение ледника Академика Фрумкина с одноименным перевалом в верховьях по левому борту Каинды Фото 5.4 и цирк перевала Дружба по правому Фото 5.5. Один раз попробовали уйти ближе к средней части открытого льда, но уперлись там в крупные промоины и вернулись обратно Фото 5.6. Через 5 переходов в 11:00 встали на обед на осыпном чехле в промоине ручья, немного не дойдя до впадения ледника из-под перевала Мощный Фото 5.7. Ниже по долине в это время постепенно натягивало плотные тучи, но нам удалось поймать еще час солнца и просушиться.

После обеда вышли в 12:52. Прошли впадение ледника из-под перевала Подводников на правом борту долины Фото 5.8. Еще переход нам удавалось убегать от дождя, но затем тучи догнали нас. Правый моренный чехол выше ледника Мощный закончился, движение по центру ледника стало очень неудобным из-за огромного количества мульд и глубоких промоин между ними. Сместились на полосу открытого льда под левым бортом Каинды. Погода к этому моменту испортилась, снег, сильный ветер, видимость около 50 метров. После двух переходов выше стала читаться зона трещин, начинающаяся на впадении ледника из тупикового цирка под пиком 5784. Ушли левее по ходу на центр, обойдя мульды по пологим ледовым гребням Фото 5.9.

На полосу открытого ровного льда вышли примерно напротив цирка перевала Ракетчиков Фото 5.10. Снег в это время прекратился и видимость восстановилась. На хорошей скорости прошли мимо впадений ледников из-под перевалов Российской экспедиции Фото 5.11 и Заслонова Фото 5.12. Полоса открытого льда постепенно уходила под левый борт ледника к впадению притока под перевалами 30-летия Победы и Тысячелетия крещения Руси. Под правым бортом на Каинды было нагромождение мульд и крупных промоин. Посередине началась неширокая полоса ровного моренного чехла, вышли на нее Фото 5.13. Через переход в 16:54 встали на ночевку Фото 5.14. Высота 4250. Площадки под палатки на морене были почти ровными и требовали минимального строительства. Воду брали в ручьях на леднике. Под вечер переменная облачность, ночью шел снег.

8 августа, день 15

5:31

7:20

4,6 км

375 м

0 м

Погода: ясно, днем жарко.

Подъём дежурного в 3:30, общий в 4:00. Выход в связках в 6:15. Для подъема в верхний цирк начали пересекать Каинды под его правый борт. Ледник здесь представляет собой хаос из большого количества мульд, между которыми приходится лавировать по разделяющим их гребням Фото 5.15. Слой снега неглубокий, но достаточный, чтобы замаскировать возможные трещины. Сзади оставляем пик 5784 Фото 5.16, ледник к перевалу 30-летия Победы Фото 5.17 и небольшой непройденный цирк, восточный склон которого выводит на плато перевала Арбат Фото 5.18.

За два перехода подошли под правый борт ледника Каинды. Для обхода продолжающихся мульд поднялись на пологие полки нижней части бокового ледопада из-под перевала Барьер Фото 5.19. Попробовали пройти по ним траверсом, но путь был осложнен поперечными разломами и частыми замаскированными снегом трещинами Фото 5.20. Некоторое время набирали высоту, пробуя найти непрерывную полку выше нашей траектории движения, затем поняли, что уже малополезно теряем на этом время, по сути распутывая боковой ледопад. После 3 переходов хождения по полкам к 9:15 спустились обратно под правый борт Каинды по боковому склону одного из ледовых бугров Фото 5.21. Пройдя таким образом, мы оказались там, где нужно под ступенью ледопада, ведущего в верхний цирк. Вероятно, наша траектория не была оптимальной, и проще было все время идти по основному леднику по гребням между мульдами.

Дальше продолжили набирать высоту по небольшой ложбине между зонами разломов под правым бортом и по центру ледопада. Трещин здесь также было немало, но лавированием удавалось найти проходы или мосты через них. Через полтора перехода к 10:20 слой снега стал глубже и сильно раскис, надели снегоступы. Ледопад здесь был более пологим, но попытки уйти правее по ходу под перевальный взлет все время упирались в широкие трещины Фото 5.22. Через два перехода к 11:37 все-таки смогли немного сместиться к центру на дно широкой ложбины Фото 5.23. К этому моменту продолжать движение стало совсем тяжело выматывающая тропежка, частые трещины и сильная жара. Встали на длинный обед, на котором поставили тент и устроили сиесту в попытке дождаться хоть какой-то облачности или просто более прохладной погоды во второй половине дня. Жидкой воды не было, топили снег.

С обеда вышли в 14:12 в связках и снегоступах. Старались идти максимально напрямую под перевал, чтобы сократить суммарную сложность оставшейся на этот день тропежки. Сначала из ложбины поднялись на склон левее по ходу от крупных трещин верхней части ледопада, аккуратно проверяя снежные мосты Фото 5.24. Дальше вышли на пологое плато ледника Фото 5.25. Отсюда открылся отличный вид на перевалы Арбат и Каинды Фото 5.26. Пройдя суммарно 3 перехода после обеда к 16:10 дошли до окончания плоского ледника под началом перевального взлета. Место под лагерь выбрали так, чтобы до него не доходили следы лавин и обвалов с висящих в цирке отколов льда. Высота 4625. Воды в жидком виде не было, топили снег. Под вечер иногда наносило облака, но в основном погода была хорошей.

9 августа, день 16

10:40

13:50

3,5 км

675 м

430 м

Погода: ясно, днем тепло. Поздно вечером снег.

Общий подъем в 3:00. Выход в связках в 5:00. Первые два перехода шли по снежно-ледовому склону постепенно возрастающей крутизны, до 20 градусов в верхней части Фото 5.27. Тропежка неравномерная, по большей части удавалось пройти по насту, но местами проваливались по колено. Дальше путь подъема был пересечен крупным ледовым разломом. Первая связка попробовала обойти его слева по ходу по засыпанному толстым слоем снега склону крутизной около 40 градусов. Пройдя около 15 метров, начали тропить по грудь, причем ступени практически не формировались. С этой точки удалось просмотреть альтернативный путь через ледовый мост, куда направили вторую связку и, после успешного прохождения, поднялись по ее следам Фото 5.28.

Выше разлома вышли на ровный склон под левым бортом цирка Фото 5.29. Через полперехода дошли до следующего откола ледника. По имевшимся у нас отчетам в менее снежные годы в этом месте приходилось вешать веревку по небольшой полке на ледовом склоне левее по ходу. Нам же удалось пройти в связках, поднявшись между границей откола и бортом цирка Фото 5.30. В середине дня такая траектория может быть опасной из-за возможного схода лавин с бокового хребта, но у нас солнце осветило этот склон за 10 минут до нашего прихода, и снег еще был хорошо смерзшимся. Всей группой собрались выше откола в 7:48. Назад открывался красивый вид на пик Шокальского Фото 5.31.

Дальнейший путь шел по «пандусу», за который перевал и получил свое название широкому плато под левым бортом, выводящему на седловину Фото 5.32. Тропежка в среднем по щиколотку, сложность ее постепенно возрастала, но мы успели пройти до того, как снег окончательно раскис Фото 5.33. В некоторые годы по отчетам требовалось провешивание веревки через ледовый разлом в верхней части пандуса. У нас трещина была плотно забита снегом, и мы прошли лавированием по пологим полкам в связках. За 5,5 переходов к 11:02 поднялись на верхнее плато перевала Фото 5.34. Высшая точка и начало спуска находились примерно в 600 метрах восточнее и в 100 метрах выше. Еще за переход к 11:33 дошли до нее.

Седловина перевала представляет собой снежное поле размером примерно 1 км * 200 м, с уклоном не более 5 градусов повышающееся на восток. Есть отдельные трещины. Высота 5300. Теоретически спуск отсюда возможен в 4 направлениях в верхний (север) и левый боковой (запад) цирк ледника Каинды, на приток ледника Комсомолец (восток) и на ледник Альпинист (юг), но из-за потенциальной лавиноопасности остальных пройдены только первый и последний варианты. Тура (да и в целом мест, где его можно сделать) нет. Жидкой воды нет. На перевале отдохнули, сделали перекус и групповую фотографию Фото 5.35.

Для оценки пути спуска сделали разведку одной связкой, пройдя еще около 200 метров траверсом на восток с небольшой потерей высоты. Отсюда открылся красивый вид на ледник Альпинист и хребет Кокшаал-Тау за долиной Куюкап Фото 5.37. Прямо вниз от точки сбора группы на привале плато резко обрывалось ледовым сбросом с большим карнизом и сосульками. Дальше на восток продолжение траверса выводило на ровный длинный снежно-ледовый склон, подрезанный ниже двумя крупными разломами. Спуск здесь казался более прямолинейным, но крайне лавиноопасным из-за большой протяженности участка. В точке же окончания разведки был выход на ровный крутой снежно-ледовый склон крутизной около 30 градусов в верхней части с небольшой ступенькой, ниже разделенный на независимые участки отдельно стоящими сераками. За счет этого можно было выбирать траекторию спуска, избегая возможности схода крупной лавины. Снег на пути разведки был протаявшим, но равномерно на всю глубину, без слабого слоя. Оценив эти факторы, решили, что при правильном выборе пути склон можно признать почти безопасным, и решили начать спуск сегодня. После разведки вернулись к основной части группы.

С привала вышли в 12:26. На траектории траверса под третьим участником неожиданно нашлась глубокая трещина, в которую он провалился по шею, пробив снежный мост Фото 5.36. Первую веревку повесили в 13:00, станция на двух ледорубах. Крутизна склона на ней постепенно нарастала до 60 градусов, внизу выводя на короткий отвесный ледовый откол Фото 5.39. Веревку сдергивали ледорубным крестом. Вторую станцию сделали на бурах, страховка с нее в висе. На этом отрезке спуск на полную длину по ровному снежно-ледовому склону крутизной около 35 градусов Фото 5.38. Нижняя станция на ледорубах в глубоком рыхлом плохо держащем снегу. Перила сдергивали с бура-самосброса кевларом.

На третьей веревке ушли чуть левее под небольшой ледовый выход, чтобы уменьшить лавиноопасность непрерывного участка и попытаться организовать более надежную станцию Фото 5.40. Длина этого участка перил около 30 метров. Хороший лед пришлось долго искать и чистить ледорубом, но в конце концов 2 бура удалось закрутить. Под отколом след старой лавины, поэтому слой снега здесь был меньше и хорошо слежавшимся. Еще три веревки повесили на этом участке по примерно 35-градусному склону, смещаясь немного левее, чтобы обойти приходящие справа читавшиеся трещины Фото 5.41. Третью, четвертую и пятую веревки снимали с нижней страховкой. Шестую станцию вешали и снимали с ледорубного креста. На последнем участке на нижней части перил был выход льда крутизной 45-50 градусов. К 17:10 спустились и сдернули все веревки.

У точки окончания перил склон стал чуть более пологим, крутизна около 30 градусов, глубокий снег. Можно было продолжать вешать веревки, но для экономии времени решили пойти дальше в связках. Вышли сначала пологим траверсом налево в обход крупной трещины Фото 5.42, затем вниз с небольшим уклоном вправо. На траектории движения попадались крупные трещины с ненадежными снежными мостами Фото 5.43. Сложность спуска была достаточно высокой, попадались как участки глубокого снега с тяжелой тропежкой, так и участки почти чистого льда, которые проходили на три такта. Из-за этого скорость движения была невысокой.

Примерно к 18:10 спустились до выполаживания у окончания перевального взлета Фото 5.44. Группа к этому моменту сильно устала, день получился крайне длинным и с постоянной технической работой под рюкзаками. Безопасного места для лагеря прямо под взлетом не было. Первые пара сотен метров была перекрыта крупным лавинным выносом с правого борта долины, причем читалось, что подобные сходы могут повторяться. Дальше этот след упирался в остатки крупного ледового обвала, вероятно сошедшего слева или по центру цирка. Спуск прямо вниз приводил к зоне трещин под правым бортом цирка. Оценив все это, ушли по диагонали налево к пологой площадке ниже следов обвала. Общих привалов не делали, отдыхали на смене тропящей связки. Снег на лавинном выносе держал неплохо, но на ледовом обвале движение совсем замедлилось. Рельеф здесь плохо читался, ледовые блоки держали хорошо, но, наступив рядом с ними, можно было провалиться по грудь и глубже.

К 18:50 дошли до площадки у окончания следов обвала и встали на ночь Фото 5.45. Высота 4870. Ледник здесь имел уклон около 5 градусов, для выравнивания мест под палатки пришлось долго закапываться. Жидкой воды не было, топили снег. После установки лагеря погода испортилась и начался сильный снег.

10 августа, день 17

7:12

8:53

4,4 км

870 м

Погода: рано утром снег, затем переменная облачность, без осадков.

Подъем дежурного в 5:00, общий в 5:30. С утра шел снег и была плохая видимость, дожидались улучшения погоды в палатках. Выход в связках в 8:21. На первом переходе спустились с небольшой ступени и ушли на центр практически плоского закрытого ледника Фото 5.46. Тропежка здесь стала более трудоемкой, надели снегоступы. За три перехода к 10:47 дошли до открытого льда у начала нижнего ледопада Фото 5.47, Фото 5.48. Справа оставили склон, предположительно выводящий на перевал Тысячелетия крещения Руси Фото 5.49. На привале сняли снегоступы.

По имевшимся у нас отчетам прохождение ледопада напрямую в некоторые годы было возможно, но представляло собой крайне сложное и не абсолютно безопасное мероприятие. Альтернативным вариантом был обход его крутой части по осыпному склону и кулуарам левого борта. Перейти туда выше начала ледопада было невозможно из-за зоны крупных разрывов на леднике, стекающем из небольшого бокового цирка Фото 5.50. С учетом этого, прошли еще один длинный переход, постепенно смещаясь к левому краю. Ледник здесь был еще пологим, но с большим количеством поперечных широких трещин, которые обходили лавированием. К 11:37 дошли до места, с которого стал виден снежный, ниже переходящий в осыпной, склон, похожий на описанный в отчетах. Логичного выхода на него выше мы не видели. Высота 4350. Ниже на леднике начиналась зона монументальных разломов, идущих по всей его ширине. Выход на левый борт от нас был отделен ледовым бугром, состоящим из отдельных блоков с крупными трещинами между ними. Очевидного пути движения по нему не читалось.

На месте привала решили сделать обед, и одной из связок за время его приготовления провести разведку. Сначала попробовали найти переход на левый борт ниже по леднику. Здесь уже начинались монументальные разломы, но сверху казалось, что в них есть полка, доходящая до нужного нам склона Фото 5.51. Разведка показала, что по ледовым мостам можно было почти перейти на левый борт, но в конце мы упирались в непроходимые участки. Сделав три такие попытки в разных местах вернулись на место привала. Отсюда попробовали пройти напрямую через небольшой бугор из отдельных ледовых блоков и полок Фото 5.52. Эта разведка оказалась успешной. На пути до снежного склона пришлось слезть с двух ступенек высотой 3-4 метра и крутизной до 60 градусов, в остальном прошли по надежным мостам Фото 5.53. Выйдя на склон, оказавшийся ледовым с тонким слоем снега, прошли по нему траверсом до видимости места выхода на осыпь, затем вернулись к группе.

Всей группой после обеда вышли в 13:08. По разведанным мостам и ледовому склону к 13:25 дошли до осыпи Фото 5.54. На ее границе сняли кошки и разобрали связки Фото 5.56. Дальше по осыпному склону крутизной около 25 градусов плотной группой к 13:49 спустились до полки над началом кулуаров Фото 5.55. Высота 4270.

За время привала сделали разведку вариантов дальнейшего спуска. Имевшееся у нас описание этого участка из отчета Мансурова 2019 года местности соответствовало с большой натяжкой. Фактически с полки вниз уходило три параллельных кулуара, разделенных невысокими сильно разрушенными скальными гребнями. Также в самой левой части спуска была теоретическая возможность выйти на ровный осыпной склон. Чтобы попасть туда, потребовалось бы пройти траверсом крутого скального склона, что не выглядело возможным без организации перил. К тому же, этот вариант выглядел камнеопасным на всем своем протяжении. Все кулуары же были примерно одинаковой сложности, но первые метры спуска по самому правому казались чуть проще. Также он был немного шире двух других. Это больше соответствовало описанию «большого» кулуара из отчета, поэтому решили начать спуск по нему. Перила вешать не стали, так как веревка сдергивала бы огромное количество камней, что казалось опасней, чем прохождение на личной технике.

В 14:00 вышли с привала. Шли максимально плотной группой. Характер спуска конгломератно-осыпной склон крутизной в среднем 30, местами до 45, градусов с отдельными выходами скал и небольшими гребнями Фото 5.57. На некоторых участках лазание было достаточно непростым, приходилось искать зацепки для рук и ступеньки под ноги. По кулуару спустились почти до самого низа Фото 5.58. Ледник здесь еще был сильно разорванным, и для выхода на него потребовалось бы провесить высокую скальную ступень. После короткой разведки ушли траверсом влево Фото 5.59. По небольшим полкам пересекли три скальных гребня, разделяющих кулуары Фото 5.60 и дошли до нижней части осыпного склона под левым бортом цирка Фото 5.61, по которому к 15:40 спустились к леднику Фото 5.6], Фото 5.63.

Ледопад на этом уровне уже почти закончился, и, выйдя на лед, можно было бы обойти последние крупные разломы и выйти на пологую часть. Проблемой оказалось найти точку перехода. На границе льда и осыпи был рандклюфт глубиной 2-3 метра, перекрытый снежными мостами, засыпанными черной пылью. Попытка выйти на такой мост показала, что снег на нем крайне рыхлый и протаявший, практически не держащий никакой нагрузки. Даже при организации перил движение здесь могло быть травмоопасным, так как срыв приводил к удару о скалы на борту рандклюфта. Возможно, с раннего утра мосты были бы более смерзшимися и надежными (после нас здесь смогла успешно пройти на подъем группа Резонтова), но организовать адекватную ночевку на этом склоне было нереально.

Оценив это, стали искать другие варианты продолжения спуска. Дойдя до ограничивающего склон слева гребня, просмотрели возможный путь вдоль рандклюфта прямо вниз. Для организации перил сделали станцию на трех крючьях на скальном выходе Фото 5.64. Первый участник прошел эту веревку примерно за 30 минут. Связь держали по рации, уже через несколько метров какая-либо слышимость пропадала. Спуск был сложным. Сначала нужно было пройти 8-10 метров скального склона крутизной до 70 градусов, дальше, после небольшой полки, начинался отвесный ледовый склон высотой около 10 метров Фото 5.65. Внизу спуск заканчивался в глубокой трещине шириной 1-1,5 метра, для прохождения которой нужно было перевеситься на ее дальний край и вылезти на узкий ледовый гребень, с которого еще на 3-4 метра спуститься до пологой полки. На этом участке лежал тонкий слой скользкой черной грязи, которая дополнительно усложняла движение. Дальше веревка около 15 метров шла по узкому коридору на дне рандклюфта, выходя в конце на 2 ступени ледового склона примерно по 4 метра высотой и крутизной около 50 градусов Фото 5.66. Нижняя станция была на бурах в безопасной зоне, от нее можно было продолжать идти по леднику. Спуск каждого из участников занимал от 20 до 30 минут, повесили вторую веревку для ускорения, разнося время выхода участников, чтобы избежать камнеопасности на начальном участке. Последний дюльферял по двойной закольцованной веревке, после чего ее сдернули с петли на станции. Всей группой собрались внизу в 17:56. Высота 4160.

Ледник на месте выхода из ледопада был открытым, под левым бортом зачехленным Фото 5.67. Надели кошки. Теоретически можно было идти поодиночке, но зоны разломов еще были большими, поэтому решили для подстраховки связаться. В 18:10 вышли, сначала по полке ушли правее на открытый лед, затем, подлавливая локальные более пологие участки, спускались вниз. Местами приходилось слезать с коротких стеночек на три такта Фото 5.68. В конце перехода ледник стал пологим, вдоль его края начались продольные глубокие промоины. Обойдя одну из них, вышли на чехол. Связки разобрали. После короткого перехода к 18:45 дошли до плоского участка. Сделали несколько разведок в разные стороны, но хороших площадок не нашлось, поэтому решили вставать лагерем на месте привала. Высота 4000. Вода была в ручьях на леднике. Долго выравнивали места под палатки. Чехол был очень тонкий, подрубали лед. Весь день переменная облачность, без значительных осадков.

11 августа, день 18

5:00

8:11

7,4 км

745 м

110 м

Погода: ясно, днем жарко.

Подъем дежурного в 4:00, общий в 4:20. Выход в 6:13. Продолжили спускаться по моренному чехлу вдоль левого борта долины ледника Альпинист Фото 5.69. Через два перехода вышли на лагерь группы Резонтова в распадке недалеко от поворота в долину Куюкап. На длинном привале обменялись новостями и информацией по пройденным перевалам. Сделали совместную групповую фотографию Фото 5.70. Сразу за местом лагеря сместились левее под борт долины и в 7:55 начали набирать высоту в распадок правого борта ледника Куюкап Фото 5.71. Высота 3890.