Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Сергей Мукаилов, г.Москвы

Отчёт о горноv маршруте 5 к.с. по Ц.Тянь-Шаню (Южный Иныльчек), совершённом группой горного турклуба МГУ (г. Москва) с 24 июля по 21 августа 2021 года. Часть 1

Справочные сведения

Проводящая организация горный турклуб МГУ, г. Москва, http://www.geolink-group.com/tourclub/

Место проведения Республика Кыргызстан, Центральный Тянь-Шань, Южный Иныльчек

Общие сведения

Вид туризма

Горный

Категория сложности

Пятая

Протяженность

171 км (по GPS-треку, без повторно пройденных участков)

Продолжительность

общая 29 дней

ходовых дней 27 дней

Сроки проведения

24 июля 21 августа 2021 года

Максимальная высота 7010 (п. Хан-Тенгри)

Максимальная высота ночёвки 5830 (лагерь 3 под п.Хан-Тенгри)

Суммарный набор высоты 12560 м

Нитка маршрута: р. Атджайляу пер. Спокойный Восточный (2А, 4470) лед. Каинды траверс пика Российского флота до перевала СК КАМАЗ (вариант прохождения пер. Адмирала Макарова) (3А, 5005) лед. Канджайляу пер. Канджайляу-1 (3А, 4965) лед. Каинды пер. Арбат (3А, 5300) лед. Альпинист лед. Куюкап пер. Красной Армии (2Б, 5100) п. Красной Армии до высоты 5500 (2А, 5740, рад.) лед. Комсомолец лед. Южный Иныльчек МАЛ п. Хан-Тенгри через пер. Западное плечо Хан-Тенгри (3А, 7010, рад.) - МАЛ.

Пройдено локальных препятствий 7,

из них: 2А 2, 2Б 1, 3А 4

К отчёту прилагаются:

- альбом фотографий и карт, ссылки на них в квадратных скобках: [Фото 1.1]

- файлы треков и точек, ссылки на точки в фигурных скобках: {bridge Bashil» 1}

Выпускающая МКК:

Маршрут утверждён МКК ФСТ-ОТМ 177-00-56666252 в составе Ярошевский А.Э., Зеленцов Д. Ю., Кодыш В. Э. 23 июня 2021 года

Схема маршрута

См. 0.1 (фактический маршрут)

Высотный график

Состав группы

Фамилия, имя, Отчество

Туристская подготовка

Обязанности в группе

Мукаилов Сергей Ибрагимович

5 ГР (Центральный Памир)

Руководитель, завхоз, фотограф

Афанасьев Олег Ильич

4 ГУ (Матча), 2ГР (Кичик-Алай)

Снаряженец, хронометрист, финансист

Бирючева Екатерина Олеговна

4ГУ (Ю-З Памир),2ГР (Алтай)

Участник

Зыкин Михаил Александрович

4 с эл. 5 ГУ (Ц.Кавказ), 4 ГУ (Сев.Памир)

Штурман

Орлов Сергей Владимирович

5ГУ (Ц.Памир), 3ГР (Ц.Кавказ)

Реммастер

Румянцева Мария Андреевна

4ГУ (Ю-З Памир)

Медик

План-график заявленный и выполненный

Прилет в Бишкек. Переезд до Каракола

0

Сб

24

Прилет в Бишкек. Переезд до Каракола

Заезд до впадения Атджайляу в р. Иныльчек. Подъем до слияния р. Атджайляу и Канджайляу

1

Вс

25

Заезд до т/б Грибки. Подъем до слияния р. Атджайляу и Канджайляу

Занос заброски под ригель пер. СК КАМАЗ

2

Пн

26

Занос заброски под ригель пер. СК КАМАЗ

Подход под ледник под пер. Спокойный Восточный

3

Вт

27

Подход под ледник под пер. Спокойный Восточный

Пер. Спокойный Восточный (2А, 4420). Спуск до долины р. Каинды

4

Ср

28

Пер. Спокойный Восточный (2А, 4420). Спуск до конечных морен ледника

Подход по долине Каинды и подъем на плато под пер. Адмирала Макарова

5

Чт

29

Спуск до долины р. Каинды. Подъем по долине Каинды и подъем до полки у ручья из цирка пер. Адмирала Макарова

Подъем на ребро пика Рос.Флота

6

Пт

30

Подъем на плато под пер. Адмирала Макарова

Траверс пика Рос.Флота до пер. СК КАМАЗ и спуск с перевала (3А, 5040)

7

Сб

31

Подъем на ребро пика Рос.Флота

Спуск с ригеля пер. СК Камаз до ледника Канджайляу

8

Вс

1

Траверс пика Рос.Флота до пер. СК КАМАЗ и спуск с перевала (3А, 5040)

День запаса

9

Пн

2

Спуск с ригеля пер. СК Камаз до ледника Канджайляу

Дневка

10

Вт

3

Полудневка. Подход по леднику Канджайляу

Подъем под пер. Канджайляу-1

11

Ср

4

Подъем под пер. Канджайляу-1

Пер. Канджайляу-1 (3А, 5100)

12

Чт

5

Пер. Канджайляу-1 (3А, 5100)

Спуск на ледник Каинды

13

Пт

6

Спуск на ледник Каинды

Подъем по леднику Каинды

14

Сб

7

Подъем по леднику Каинды

Подъем под пер. Арбат

15

Вс

8

Подъем под пер. Арбат

Пер. Арбат (3А, 5300). Спуск до ледника Куюкап

16

Пн

9

Пер. Арбат (3А, 5300)

Подъем на пер. Красной Армии (3А, 5100)

17

Вт

10

Спуск до конечных морен лед. Альпинист

Рад. восхождение на п. Красной Армии (3А, 5740)

18

Ср

11

Подъем под пер. Красной Армии

Спуск на лед. Комсомолец

19

Чт

12

Подъем на пер. Красной Армии (3А, 5100). Рад. восхождение на п. Красной Армии до высоты 5500 (2А, 5500)

Спуск до лед. Южный Иныльчек. Подъем в МАЛ

20

Пт

13

Спуск на лед. Комсомолец

День запаса

21

Сб

14

Спуск до лед. Южный Иныльчек. Подъем в МАЛ

Подъем до морен ледника Семеновского до лагеря 1

22

Вс

15

Дневка в МАЛ

Подъем по леднику Семеновского до лагеря 2

23

Пн

16

Подъем до морен ледника Семеновского до лагеря 1

Подъем в штурмовой лагерь 3

24

Вт

17

Подъем в штурмовой лагерь 3

Рад. восхождение на п. Хан-Тенгри (3А, 7010)

25

Ср

18

Дневка

Спуск в МАЛ

26

Чт

19

Рад. восхождение на п. Хан-Тенгри (3А, 7010)

День запаса

27

Пт

20

Спуск в МАЛ

Вертолет МАЛ-Каркара. Переезд Каркара-Бишкек

28

Сб

21

Вертолет МАЛ-Каркара. Переезд Каркара-Бишкек

Вылет в Москву

29

Вс

22

Вылет в Москву

Отличия выполненного план-графика от заявленного и их причины

Заявленный маршрут совпадает с выполненным за исключением восхождения на п. Красной Армии. В день восхождения погода постепенно портилась, при сборе группы на высоте 5500 видимость упала до 20-30 метров со снегом и сильным ветром. В этих погодных условиях было принято решение от продолжения восхождения отказаться и вернуться в лагерь на перевале Красной Армии.

При прохождении маршрута дни запаса были потрачены по следующим причинам:

- На первом кольце день запаса был потрачен на компенсацию накопленного из-за плохой погоды 28 и 30 июля отставания от запланированного графика.

- На втором кольце заявленный при прохождении перевала Арбат план-график был слишком оптимистичным. С учетом крайне сложной тропежки в верхнем цирке ледника Каинды на подход под перевал Арбат от перевала Канджайляу-1 нужно закладывать минимум два дня. При прохождении перевала Арбат отдельный день нужно закладывать на прохождение нижнего ледопада ледника Альпинист. На этом отрезке мы заработали примерно 1,5 дневное отставание от исходного плана похода. Один день удалось отыграть при прохождении перевала Красной Армии, за счет раннего подъема совместив подъем на перевал и попытку восхождения на пик (которая, в любом случае, на этом отрезке маршрута была скрытым днем запаса).

- При восхождении на пик Хан-Тенгри в связи с сильной усталостью группы после сквозного прохождения от лагеря 1 до лагеря 3 с набором 1600 метров за день было решено день 18.08 потратить на отдых, подготовку и разведку начального отрезка восхождения, а попытку восхождения совершить в запасной день 19.08.

Стоит отметить, что на всем маршруте похода у нас с собой был запас продуктов и газа на дополнительный запасной день сверх заявленного план-графика на случай продолжительной непогоды в районе. Наличие такого резерва помогало планировать прохождение препятствий с дополнительным запасом прочности.

Общая идея похода.

При организации похода, наборе группы и составлении нитки маршрута мы руководствовались следующими пожеланиями:

- пройти сильную пятерку в высотном районе

- посмотреть на новый район, в котором ранее не был никто из участников

- сделать попытку восхождения на вершину около 7000 метров

- иметь возможность составить маршрут с большим количеством препятствий определяющей категории, для которых будут доступны более простые запасные варианты.

Изначально мы планировали маршрут на Язгулемский хребет Центрального Памира с попыткой восхождения на п. Революции. В марте, когда возможность перелетов в Таджикистан еще была закрыта из-за эпидемии COVID-19, мы договорились считать Иныльчек запасным вариантом района похода и начали постепенно прорабатывать маршрут. К маю стало понятно, что стоимость билетов из Таджикистана в Россию в этом году завышена в несколько раз из-за небольшого количества согласованных регулярных рейсов и ажиотажного спроса. К тому же, для сложившегося к тому моменту состава группы поход в Таджикистане приводил к дополнительным сложностям в логистике переездов: Кате нужно было за сутки организовать переезд Ош-Душанбе, для Маши оказалось проблематичным согласовать отпуск длительностью 4 недели. Поход по Иныльчеку позволял учесть все наши пожелания к маршруту, избежать описанных выше проблем и потратить деньги на понятные услуги при организации похода вместо простой переплаты за билеты. Учтя все это, в мае всей группой единогласно решили изменить район похода на Иныльчек.

Группа была набрана в начале 2020 года, активная фаза подготовки началась в начале 2021 года. При подготовке похода было проведено несколько совместных выездов и технических тренировок. В процессе подготовки от группы по личным причинам отвалились два сильных участника с опытом 5ГУ.

Сроки похода были ограничены двумя факторами руководством Катей походом 3 кс в Дугобе в первой половине июля и окончанием сезона в южном МАЛе на Иныльчеке в 20-х числах августа. Также при проработке маршрута ориентировались на запрошенный у Аксай-Трэвел график вертолетных рейсов из МАЛа. Нас полностью устраивало наличие рейса 21 августа, позволявшее нам успеть на обратный рейс Бишкек-Москва 22 августа и уложить весь поход в 4 рабочие недели. При этом для Маши, не собиравшейся участвовать в восхождении на Хан-Тенгри, удобного планового рейса в расписании не было, ей пришлось подстраивать планы на рейс 17 августа и вылет в Москву 18 августа (3,5 рабочие недели).

При планировании маршрута мы принимали в расчет следующие пожелания и ограничения:

- последняя неделя похода выделялась на попытку восхождения на Хан-Тенгри с днем запаса на случай непогоды/для дополнительной акклиматизации. Мы понимали, что при таком ограниченном времени вероятность успешного восхождения минимальна, но акцент в планировании изначально делался на насыщенную походную часть, а Хан-Тенгри рассматривался скорее как элемент обязательной культурной программы при посещении района

- группа была готова оплатить выброску вертолетом из МАЛа, но стоимость похода с двумя вертолетными рейсами уже превышала ожидаемую стоимость похода для многих

- в районе нам было интереснее посмотреть южную часть с крупнейшими долинными ледниками района (Южный Иныльчек, Каинды, Куюкап). Маршрут, в котором можно связать Северный Иныльчек, ледник Каинды и восхождение на Хан-Тенгри явно не укладывался с разумным запасом в имеющиеся 4 недели, поэтому от включения перевалов севернее Иныльчека мы быстро отказались.

Высшей точкой, до которой можно доехать на автотранспорте, было впадение р. Атджайляу в Иныльчек, соответственно мы пришли к следующей компоновке маршрута:

- заезд до долины Атджайляу, заброска продуктов на 3 кольцо в МАЛ вертолетом

- пешая организация заброски на 2 кольцо, совмещенная с акклиматизацией

- первое кольцо с возвращением за заброской в основную или боковые долины Иныльчека

- второе кольцо с окончанием в МАЛе

- неделя для попытки восхождения на Хан-Тенгри

- вертолетная выброска МАЛ-Каркара

Для завершения планирования оставалось наполнить походную часть препятствиями и запасными вариантами. Изначально мы прорабатывали вариант с заносом заброски по долине Иныльчека до ледника Путеводный, возвратом в долину Атджайляу и кольцом через ледник Каинды со спуском к заброске либо через связку перевалов Канджайляу-1 Путеводный, либо через пер. Подводников. Но в таком варианте на организацию заброски уходило три дня (без учета возможных сложностей с тропой/акклиматизацией), и на второе кольцо оставался минимум времени, за который можно было пройти только перевал Дикий. К тому же, при такой компоновке маршрута нам пришлось бы пройти ледник Южный Иныльчек на всем протяжении, что явно было трудоемко и не очень интересно. Выйти из ситуации помог совет Дениса Осина и Дмитрия Зеленцова организовать заброску под ригель перевала СК Камаз в долине Канджайляу и спуститься к ней, повторив траверс пика Российского флота из похода Дениса 2015 года. С учетом этого плана, остальные препятствия основной части похода оказалось несложно вписать в оставшиеся походные сроки.

Запасными вариантами к основной нитке были:

- перевалы Мощный(2Б) и Куюкап (3А) вместо пер. Арбат (3А), Красной Армии (3А) и радиального восхождения на п. Красной Армии. Воспользоваться этим вариантом мы собирались в случае, если запасные дни второго кольца после перевала Канджайляу-1 были бы потрачены, так как этот вариант прохождения позволял сэкономить минимум 1,5 ходовых дня и обойти одно из наименее предсказуемых технических препятствий похода - нижний ледопад ледника Альпинист

- пер. Каинды (2Б*) вместо пер. Арбат (3А), Красной Армии (3А) и радиального восхождения на п. Красной Армии. Воспользоваться этим вариантом мы собирались в случае существенного отставания от графика после пер. Канджайляу-1, так как он позволял сэкономить на втором кольце сразу 3 ходовых дня.

При такой организации похода проблемной частью выглядело начало второго кольца, на которое мы выходили с грузом продуктов на 13 дней. Фактический вес рюкзаков при этом варьировался в пределах 33-37 кг на мужчину (в зависимости от личного снаряжения) и 28-30 кг на женщину. В остальном, получившийся маршрут выглядел посильным для группы как с точки зрения нагрузок, так и с точки зрения акклиматизации.

Организация похода и заезд на маршрут.

Для организации документов, заезда и выезда мы работали с фирмой Аксай-Трэвел (https://ak-sai.com/), контактное лицо в компании Тимур Малахунов (adventure@ak-sai.com). Выбор этой компании обуславливался нашими планами восхождения на Хан-Тенгри и вертолетной выброски из МАЛа.

Договоренности включали в себя следующие пункты программы и цены:

- заезд Бишкек Каракол долина Атджайляу 390 USD с группы

- «малый пакет» обслуживания в МАЛе Южный Иныльчек, включающий в себя оформление погранпропусков в район, возможность установки палатки в МАЛ, возможность пользования перилами при восхождении на Хан-Тенгри, радиосвязь на маршруте восхождения 350 USD с человека

- вертолетная заброска рюкзака на 3 кольцо в МАЛ попутным рейсом 5 USD за кг веса, фактически 37 кг * 5 USD = 185 USD

- вертолетная выброска МАЛ Каркара 400 USD с человека

- выезд Каркара Бишкек 190 USD с группы.

Копии загранпаспортов участников для оформления погранпропусков мы выслали Тимуру за 1,5 месяца до начала похода, к нашему приезду все документы были готовы.

За пару месяцев до похода (параллельно с несколькими другими группами турклуба МГУ) начали разбираться с оформлением страховки. Первый опыт общения со страховыми был не очень удачным, цены на страховки были крайне высокими, что сразу выводило нас за ожидаемый бюджет похода. Так как основной целью оформления страховки для нас была возможность вызова вертолета в случае экстренных спасработ, параллельно уточнили у Аксая, можно ли работать через залог на подобный случай. Нам ответили, что схема очень редкая, но депозита в 10 тысяч USD должно с гарантией хватить на вылет вертолета в районе Иныльчека (для других районов сумма будет выше, так как вертолет базируется в Каркаре, и стоимость растет по мере увеличения расстояния). Внутри группы решили использовать вариант с депозитом, договорившись, что в случае любых спасработ фактические затраты равномерно делятся на всех участников группы вне зависимости от причины спасработ. Ближе к началу похода другие группы нашли варианты страховки, более приемлемые по цене, но мы решили уже не отходить от наших договоренностей. Депозит оставили в офисе Аксай-Трэвел на заезде, получили расписку о возможности его использования по согласованию с нами для экстренных спасработ. На выезде получили депозит обратно без каких-либо проблем.

Газ на поход заказали в мае через Юру Траченко (kgzadv@gmail.com). При расчете использовали норматив 45 грамм на человека в день без топки снега (с учетом наличия радиаторной кастрюли и джетбойла), на приемы пищи, в которые предполагалась топка снега, потребление умножали на 1,7. Получившийся результат округлили вверх и добавили один запасной баллон. Общий заказ был 18 больших резьбовых баллонов, общая стоимость 18 * 550 = 9900 рублей. По договоренности Юра доставил газ до нашего приезда в офис Аксая за дополнительные 220 рублей. Все баллоны были новыми, никаких проблем с ними не было. Расчет потребления оказался на удивление точным, к расходу относились достаточно расслабленно, при этом газа хватило ровно на весь поход. 21 августа в ожидании вертолета готовили завтрак на остатках газа в последнем баллоне.

В Бишкек летели тремя рейсами из Москвы (4 участника, Аэрофлот), Оша и Праги с пересадкой через Стамбул. Всю раскладку (кроме сыра, который для разнообразия питания в основном купили в Европе) везли из Москвы, у Аэрофлота заранее купили два дополнительных места багажа по 23 кг. Плюс один из участников летел бизнес-классом с двумя местами багажа по 32 кг. В такой резерв для перевозки багажа с трудом, но вписались. В Бишкек прилетели 24 июля, санитарный контроль (с проверкой ПЦР или сертификатов вакцинации) прошли без проблем, в 10:30 все участники получили багаж и собрались в аэропорту.

За время сборов связались с Тимуром, выяснилось, что отдельным пунктом встречу в аэропорту мы не обговаривали. На группу за 2000 сомов взяли на стоянке микроавтобус и к 11:40 доехали до офиса Аксая (ул. Ибраимова, 113/2). В офисе расплатились с Аксаем, забрали погранпропуска (оригиналы и несколько копий для раздачи на погранпостах), допаковали в специально взятый для этого рюкзак и оставили заброску в МАЛ на 3 кольцо с договоренностью забросить ее на место не позднее 13 августа. Часть участников оставило также городскую заброску с планом забрать ее при выезде. Депозит за вертолет оставили в сейфе, получив расписку об его использовании в случае экстренных спасработ вертолетом и возврате в случае отсутствия таковых. Все дела закончили к 13:00, после этого больше часа ждали машину. В 14:30 она пришла, мы загрузились и в 14:40 выехали в Каракол.

По пути в 18:20 сделали остановку для обеда в Чолпон-Ате. В большом популярном кафе «У рыбака» ждали, пока у нас примут заказ, 20 минут, после чего ушли в соседнее менее пафосное место «для своих», где быстро и недорого пообедали и в 19:15 выехали дальше. До Каракола доехали в 21:35, заселились в гостиницу Иссык-Куль, рекомендованную Аксаем (3200 сом за ночь за 2 комнаты на 2 и 4 человек). Примерно в километре от гостиницы есть круглосуточный магазин, в нем докупили недостающую мелочевку для похода. В Караколе оставили небольшую заброску с телефонами, передав ее представителю Аксая через администратора гостиницы.

25 июля машина от Аксая приехала за нами, как и договаривались, к 4:00. Мы ожидали вахтовку (это обсуждалось в переписке с Тимуром), по факту приехала Mitsubishi Delica, что нас более чем устроило. К 4:35 разместились в машине, часть груза привязали на багажник на крыше и выехали. Погранзаставу в долине реки Сарыджаз проехали в 7:30, проверка документов заняла 10 минут, у нас забрали ксерокопии погранпропусков. В 8:45 проехали погранпост в долине Иныльчека, оставив там еще одну копию погранпропусков. В 9:05 доехали до шлагбаума нацпарка Иныльчек, навстречу вышла женщина с детьми представители администрации. Плату за нахождение в нацпарке берут по количеству палаток в группе и количеству дней пребывания. Мы заплатили за 1 палатку за 15 дней похода 4900 сом, в целом эта сумма чисто предмет договоренностей на месте, так как никаких средств проверки дат у администрации нет. Примерно в 10:15 доехали до большой плоской поляны чуть выше базы Грибки, не доезжая около 2 км до долины Атджайляу Фото 0.2. О наличии дороги прямо до слияния нам известно не было, и, с учетом времени и желания поскорее начать ходовую часть похода, нас место выброски вполне устроило. Высота 2730. Оперативно разгрузились и отпустили водителя после того, как сделали групповое фото на месте начала похода Фото 0.1.

Техническое описание маршрута

При чтении технической части отчета следует принимать в расчет следующие особенности нашего движения:

- стандартный ритм переходов на маршруте (если не оговорено другое) 20/10, при этом группа крайне редко растягивалась более, чем на 1-2 минуты на переходе, то есть приведенное ЧХВ можно считать близким к ожидаемому для большинства участников 5 к.с.

- в ГХВ учтены привалы, отсидки из-за плохой погоды и разведки оптимальных путей на маршруте, но не учтены обеды

- в связи с количеством снега в районе и его постоянным обновлением скорость прохождения очень сильно зависела от времени прохождения участка маршрута и часто существенно падала к середине дня

- все веревки у нас были немного длиннее 50 метров, но мы не всегда вешали их на полную длину. В описаниях участков перил ниже мы стараемся указать реальную длину, на которой требовалась страховка.

Занос заброски под ригель перевала СК КАМАЗ

расчёт ходового времени

участок пути

характер рельефа

ЧХВ/ГХВ

Подъем до слияния Атджайляу и Канджайляу (занос груза челноком, время приведено для двух прохождений участка вверх и одного вниз)

Пологая травяная терраса, тропы

3:26/5:10

Подъем до начала кулуара

Тропа на пологом травяном гребне, затем траверс травянисто-осыпного склона, заросшего колючими кустами

1:08/1:29

Спуск по кулуару до р. Канджайляу

Осыпной кулуар с несколькими скально-осыпными ступенями

0:21/0:31

Подъем до места заброски под ригелем пер. СК КАМАЗ

Пологие моренные валы вдоль реки, затем чехол боковых притоков ледника Канджайляу

2:18/3:36

Спуск до кулуара

Чехол боковых притоков ледника Канджайляу, затем пологие моренные валы вдоль реки

1:43/1:58

Подъем по кулуару

Осыпной кулуар с несколькими скально-осыпными ступенями

0:20/0:30

Спуск до лагеря на слиянии Атджайляу и Канджайляу

Траверс травянисто-осыпного склона, заросшего колючими кустами, затем тропа на пологом травяном гребне

0:41/0:59

Полное ходовое время

10:01/14:13

Путевые точки:

N 42.142721° E 79.478733°{ноч1-2} Ночевка 1-2 день

N 42.143441° E 79.479045°{мост} Мост через Атджайляу на слиянии с Канджайляу

N 42.119331° E 79.534222°{забр} Точка заброски

25 июля, день 1

ЧХВ

3:26

ГХВ

5:10

пройденное расстояние

10,3 км

набор высоты

200 м

сброс высоты

100 м

Погода: ясно, жарко.

После отъезда завозившей нас машины поставили тент, убрали под него все вещи, в том числе продукты на 3 недели похода, и занялись их проверкой и распределением между участниками. Параллельно приготовили обед. В середине дня было жарко, никуда не торопились, чтобы сместить хотя бы часть челнока с заброской на более прохладное время ближе к вечеру.

В 13:40 впятером вышли с первой партией груза, оставив Машу под тентом присматривать за оставшимися вещами. Сначала поднялись на небольшой травяной бугор рядом со стартовой поляной Фото 1.1. На нем подловили остатки старой дороги, переходящей у растущих на склоне елочек в большое количество скотопрогонных троп, и пошли по ним траверсом с очень медленным набором высоты к долине Атджайляу Фото 1.2. За полтора перехода дошли до поворота в долину Фото 1.3, после которого траверсировали несколько бугров и по крутому травяному склону спустились к слиянию Атджайляу и Канджайляу Фото 1.4. В этом месте через Атджайляу переброшен надежный мост из нескольких бревен Фото 1.5, по которому мы перешли в 15:10 и начали искать место для стоянки. Хороших площадок для лагеря не оказалось, два места под палатки нашлись на неровной траве с разных сторон огромного камня в 100 метрах от моста выше по долине Атджайляу Фото 1.6. Чистой воды на месте лагеря не было, в обеих реках текла жидкая грязь. Высота 2830. Собрались здесь в 15:20 (три перехода от точки старта), выгрузили рюкзаки, оставили Катю ставить лагерь и присматривать за вещами и в 15:40 вышли обратно.

До стартовой поляны дошли по пути подъема за два перехода к 16:43. На месте быстро собрали оставшиеся вещи и продукты, залили во все имевшиеся бутылки чистую воду из родника в углу поляны и в 17:10 повторно вышли наверх. К вечеру жара спала, в долину опустилась тень, и идти стало существенно легче. В 18:48 всей группой собрались в лагере, довольные тем, что заезд прошел по плану и без неожиданностей. Весь день небо чистое, ни облачка, тепло.

26 июля, день 2

ЧХВ

6:30

ГХВ

9:00

пройденное расстояние

13,2 км

набор высоты

750 м

сброс высоты

750 м

Погода: ясно, жарко.

Подъем дежурного в 5:00, группы в 5:15. С собой взяли тент, одну веревку и обвязки, теплую одежду и продукты на 2 кольцо, получились нормальные походные рюкзаки. Катю (у которой была хорошая акклиматизация после предыдущего похода по Дугобе) оставили присматривать за лагерем, связь держали по рации. До лагеря, прикрытого склоном, сигнал не доходил. Для хорошего приема нужно было подниматься по тропе на травяной гребень. Оттуда рации добивали на расстояние около 5 километров. Вышли впятером в 6:30.

От лагеря вверх по долине Атджайляу идет тропа, первый переход прошли по ней. Сначала сделали несколько траверсов травяного склона с отдельными елками, затем вышли на пологий травяной гребень Фото 1.7, с которого было хорошо видно вчерашний подъем до слияния Фото 1.6. На следующий переход с тропой пришлось расстаться, углубившись в колючие кусты караганы гривастой, растущие выше по долине Канджайляу Фото 1.8]. Два перехода прошли по ним траверсом, кусты человеку по грудь, под ними неровный травяной склон с отдельными осыпными выходами Фото 1.18]. Путь крайне неудобен и неприятен, ногу приходится ставить наощупь, колючки цепляются за одежду и сильно раздражают. Обход ниже по долине невозможен из-за скального прижима у Канджайляу Фото 1.20]. Теоретически можно было бы попробовать обойти кусты существенно выше под скальными выходами на склоне, но неочевидно, что там не нашлось бы каких-то других неудобств плюс пришлось бы потерять значительное время на набор и сброс высоты. Примерно в середине зарослей есть ручей с чистой водой. К 8:00 прорвались через колючки и дошли до глубокой промоины на склоне. Спуск в нее нашелся чуть выше нашей траектории Фото 1.9, собрались на ее дне на привал. Высота 3070.

Из промоины читалось два возможных варианта движения вылезти на противоположный борт и продолжить траверсировать кусты или попробовать спуститься к реке в надежде, что каньон к этому месту закончится и можно будет пойти вдоль нее. Решили попробовать второй вариант. За переход к 8:30 спустились по кулуару, дно осыпное с несколькими небольшими скальными ступеньками с несложным лазанием Фото 1.10. На последних метрах вылезли на невысокий правый борт и сделали привал. Суммарно по кулуару сбросили 110 метров, высота 2960.

От окончания промоины пошли по осыпной полке вдоль реки Фото 1.11]. Иногда спускались прямо к основному руслу, чтобы обойти растущие на склонах кусты. Через переход дошли до морен ледника Канджайляу, дальше шли по локальным распадкам на них, не удаляясь далеко от реки Фото 1.12. Еще через переход начались отдельные сильно зачехленные бугры ледника Фото 1.13. К 11:20 дошли до места, где сливаются два больших истока Канджайляу Фото 1.14. Переправа через них выглядела проблематичной, поэтому поднялись по осыпному чехлу правее по ходу, выйдя на полку, с которой открылся обзорный вид на конечные морены ледника Фото 1.15. Отсюда наметили точку для заброски несколько больших камней на осыпном гребне у окончания притока ледника из-под перевала Юрия Гагарина. В 12:05 дошли до нее, спустившись с полки и пройдя еще несколько зачехленных бугров ледника, в одной из складок между которыми было небольшое красивое озеро. Высота 3360 Фото 1.16.

На месте заброски нашли широкую удобную щель между крупными камнями на гребне. Спрятали в нее наши сумки, хорошо их засыпав для защиты от дождя и животных. Обратно с сильно полегчавшими рюкзаками вышли в 12:48, за переход по пути подъема вернулись к озеру, у которого в 13:17 встали на обед Фото 1.17. Днем жарко, путь вверх получился энергозатратным, поэтому устроили небольшую сиесту, чтобы идти вниз в более прохладное время.

С обеда вышли в 15:22, спускались по пути подъема. Через 2 30-минутных перехода в 16:50 были у подножия кулуара, в 17:20 поднялись по нему до выхода на склон с кустами. За час прорвались через них и к 18:18 спустились в лагерь, по дороге набрав воды из чистого ручья на склоне. День получился достаточно тяжелым, но полезным для высотной и физической акклиматизации к походу. Погода весь день хорошая, в середине дня жарко.

Перевал Спокойный Восточный от слияния рек Атджайляу и Канджайляу до долины реки Каинды

соединяет

Долину реки Атджайляу (ледник № 3) с безымянным ледником притоком ледника Каинды к югу от вершины 5016

категория

Высота

4470

координаты

N 42.081516

E 79.466244

ориентация склонов

Северо-Запад Юго-Восток

характер склонов

На подъем открытый ледник, ледовая полка крутизной 35 градусов, затем закрытый пологий ледник. На спуск снежный, затем осыпной склон, чехол и конечные морены ледника

дата и направление прохождения

28.07.21

с северо-запада на юго-восток

снята записка

Тур на перевале не найден

расчёт ходового времени

участок пути

характер рельефа

ЧХВ/ГХВ

Подъем по долине реки Айтджайляу до начала ледника

Травянистые склоны и каменистые пляжи вдоль реки, местами тропа

4:07/5:48

Подъем на пологую часть ледника № 3

Левая боковая морена ледника, осыпь крутизной до 20 градусов

0:42/1:02

Пересечение ледника до подножия ледовой полки

Пологий открытый ледник, в конце пологие моренные валы правого борта ледника

0:54/1:47

Подъем в верхний цирк ледника № 3

Ледовая полка крутизной до 30 градусов, в верхней части слой снега глубиной до 10 см

2:03/2:45

Подъем на седловину перевала

Пологое снежное плато с глубоким слоем снега, в конце снежный склон крутизной до 20 градусов

2:22/3:40

Спуск с перевала до ледника

Снежный склон до 20 градусов, затем живая осыпь до 30 градусов

0:40/0:59

Спуск до начала травяных склонов

Осыпной чехол и осыпные склоны до 30 градусов, осыпное русло ручья, затем конгломератные склоны до 40 градусов

1:49/2:39

Спуск до долины Каинды

Травянистые склоны крутизной до 30 градусов

0:42/1:03

Полное ходовое время

13:19/19:43

необходимое снаряжение:

личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, снегоступы, карабины не менее 3 на человека, ледобур

групповое: основная верёвка 1 на 3 человек.

выводы и рекомендации

Перевал Спокойный Восточный самый простой перевал, позволяющий попасть из долины реки Иныльчек в долину реки Каинды. Сложность перевала 2А определяется прохождением ледовой полки для выхода в цирк перевала с севера. В зависимости от состояния склона и уверенности группы в своих силах при прохождении ледовых препятствий этот участок может быть как полностью пройден в связках на личной технике, так и потребовать провешивания до трех веревок перил по ледовому склону. При прохождении перевала вероятна сложная тропежка в северном цирке перевала. Виды с перевала ограничены узкими боковыми долинами. Рекомендуется для прохождения в походах от 3 к.с.

Путевые точки:

N 42.097452° E 79.456766°{ноч3} Ночевка 3

N 42.068680° E 79.483407°{ноч4} Ночевка 4

27 июля, день 3

ЧХВ

5:20

ГХВ

8:14

пройденное расстояние

8,4 км

набор высоты

1110 м

сброс высоты

0 м

Погода: с утра ясно, во второй половине дня переменная облачность.

Подъем дежурного в 4:30, общий в 4:45. Выход в 6:10. За первый переход поднялись по тропе на гребень, повторив вчерашний маршрут Фото 2.1. Дальше продолжили идти по пологим травяным террасам, периодически подлавливая на них тропу и опять теряя ее Фото 2.2. Через полтора перехода иногда начала попадаться чистая вода в ручьях со склона. За 5 переходов к 8:20 дошли до реки с ледника № 4 из цирка перевалов Майрониса и Пржевальского. Реку в это время можно было перейти в бродильной обуви, но мы, чтобы не терять высоту и не переобуваться, решили обойти ее по снежному мосту, лежащему в ложбине выше по склону Фото 2.3. Мост оказался скорее ледовым, чем снежным, достаточно надежным вероятно в этом месте он образуется каждый год и доживает до конца лета Фото 2.4. После моста опять подловили тропу и поднялись на перегиб травяного склона. Отсюда был хорошо виден перевал Майрониса Фото 2.5. Дальше за переход по тропе спустились к реке. Левый берег показался нам более удобным для движения, поэтому перешли реку по камням и продолжили путь по нему. Тропы не было, но по траве и каменным пляжам идти было удобно Фото 2.6. Через два перехода в 11:04 остановились на обед. Вода в реке была мутная, чистую воду можно было найти в небольших протоках впадающих боковых ручьев. На обеде жарко, хотя солнце иногда закрывало облаками, и очень много слепней. В центре тента, куда мы поставили ЦК, их собралось больше сотни, и они поодиночке устраивали на нас налеты. Из-за необходимости постоянно от них отбиваться отдых получился несколько беспокойным.

После обеда вышли в 13:00. Через переход долина повернула налево и стал виден ледник № 3, лежащий под перевалом Фото 2.7. Хорошо набитая конная тропа на повороте ушла направо на перевал Атджайляу (н/к). Мы продолжили идти галечными пляжами левого берега реки. Подойдя ближе к леднику, на снежнике под правым бортом долины увидели большое стадо яков, охлаждавшихся в жаркий день Фото 2.8. В 13:54 подошли к подножию ледника Фото 2.9. На его языке было много камней, которые в это время могли вытаивать и по которым было бы неудобно подниматься, поэтому решили выйти на пологую часть по морене левого борта. За два перехода по осыпным склонам крутизной не более 20 градусов к 14:56 поднялись до выполаживания Фото 2.10. Дальше за короткий 10-минутный переход пересекли открытый плоский ледник к его правому борту Фото 2.11 и устроили разведку для поиска удобного места для лагеря. Идеальных площадок не нашлось. На моренном валу, отделенном от склона правого борта большим распадком, нашли плоский участок, на котором можно было разровнять пару мест под палатки. К 16:20 собрались там всей группой. До ледовой полки, выводящей в верхний цирк перевала, отсюда оставался примерно переход по морене Фото 2.12. Высота 3940. Чистую воду можно было набрать либо на леднике, либо в ручье в распадке, до обоих мест было примерно 5 минут ходьбы. Во второй половине дня переменная облачность, к вечеру ясно.

28 июля, день 4

ЧХВ

6:41

ГХВ

9:30

пройденное расстояние

4,9 км

набор высоты

530 м

сброс высоты

500 м

Погода: облачно, регулярно сильный дождь.

Подъем дежурного 3:55, общий 4:15. В это время сильный дождь, пересидели его в палатках, параллельно позавтракав. Примерно к 5:30 лить закончило, вылезли и начали собираться. Выход в 6:32. За один переход по моренным валам правого борта подошли под начало снежно-ледового склона, связались и надели кошки. Дальше по пологому хорошо смерзшемуся снежнику дошли до полки, уходящей вправо Фото 2.13, по ней обошли разрывы под скальным склоном Фото 2.14. Попадались отдельные узкие трещины. На повороте к верхней части склона для удобства общего сбора сделали станцию и отдохнули. Оценив количество снега в верхней части подъема решили, что можем продолжить дальше идти в связках, формируя ступени. За длинный переход к 9:40 поднялись в верхний цирк ледника Фото 2.15. В самом конце подъема ушли правее по ходу, чтобы обойти трещины под правым бортом.

В момент нашего выхода на плато опять начался ливень, поставили тент и пересидели его. Выход после окончания дождя в 10:49. Слева оставили непройденную с виду логичную седловину, выводящую в верхний цирк западного склона перевала Великий почин (3Б) Фото 2.16. Вперед открылась панорама верхнего цирка ледника № 3 с перевалами Спокойный и Спокойный Восточный Фото 2.17. Через переход тропежка стала совсем утомительной, надели снегоступы. Дальше шли по дуге ближе к правому борту Фото 2.18. Сложность тропежки постепенно возрастала, даже в снегоступах лидер быстро уставал и требовалась его смена. Иногда попадались отдельные хорошо замаскированные трещины, в которые проваливались по пояс. Организованных привалов не делали, связки отдыхали по очереди после смены тропящего. Последний отрезок подъема на перевал склон крутизной до 20 градусов, шли медленно из-за непривычной еще высоты. На седловину всей группой вышли в 13:20.

Седловина перевала снежная, широкая. Высота в точке нашего выхода на нее 4470. Низшая точка гребня находится западней, ближе к небольшой снежной узловой вершине. Там же по отчетам должен быть тур, но искать его мы не пошли, так как в момент нашего выхода на перевал погода опять испортилась, и начался очередной дождь. На северной части седловины можно поставить лагерь, но жидкой воды нет. Начало спуска на юг просматривалось плохо Фото 2.19, так как на перегибе склона ледник ломался, образуя серию ложбин и полок с отдельными трещинами. Одной из связок сделали короткую разведку дальнейшего пути, нашли выход на ровный снежный склон левее.

С перевала вышли в 13:30. По небольшому снежному гребню обошли неровности ледника Фото 2.20, вышли на снежный склон и к 13:46 спустились по нему к скальному жандарму у начала осыпи Фото 2.21. На небольшой площадке сняли кошки и разобрали связки. Дождь в это время продолжал идти. В 14:05 начали спуск плотной группой по средней и мелкой осыпи. Местами удавалось быстро съезжать по лифту, но затем характер осыпи менялся, под ней попадались отдельные скальные выходы. Приходилось лавировать по склону в разные стороны для поиска локальных более удобных участков для спуска. К 14:29 спустились до начала ледника, отошли вдоль него чуть левее и встали на обед на пологой осыпи под склоном Фото 2.22. Высота 4220. Воду брали из небольшого ручья на снежнике. После установки тента дождь сразу закончился, выглянуло солнце, за время обеда удалось немного подсушиться.

В 16:05 продолжили спуск. По имевшимся отчетам в долине нужно было уходить под левый борт и спускаться по ручью, текущему под ним. Чтобы не пропустить место выхода в нужную ложбину, пошли по зачехленным гребням, оставив основное тело ледника правее Фото 2.23. Вероятно, такой путь не является оптимальным, и существенно быстрее в кошках спуститься по открытому леднику, а затем уже уходить под левый борт. На нашем пути пришлось идти по тонкому слою осыпи, лежащему на льду, который уезжал под ногами Фото 2.24. После того, как первые два участника, вышедшие на этот участок, поскользнулись и проехали пару метров по осыпи, вся группа надела кошки. Через переход лед закончился, дальше шли по осыпным гребням боковой морены. Еще через переход к 17:11 под слабым дождем дошли до начала реки из-под ледника Фото 2.25. Вода мутная, удобных мест для стоянки нет.

От реки опять ушли левее Фото 2.26. Через 15 ходовых минут к 17:38 вышли на плоскую террасу, где встали на привал и организовали разведку для поиска хорошего места лагеря. Чистая вода нашлась в большой луже в складке осыпного склона минутах в 8 ходьбы. Готовых удобных площадок под палатку не было, сложность выравнивания осыпи была примерно везде одинаковой, поэтому с учетом усталости группы решили дальше не идти. Высота 3970. Вечером переменная облачность, без дождя.

29 июля, день 5

ЧХВ

6:06

ГХВ

8:02

пройденное расстояние

10,5 км

набор высоты

400 м

сброс высоты

800 м

Погода: переменная облачность, без осадков.

Подъем дежурного 4:00, общий 4:20. Выход в 6:00. За переход по пологой осыпной террасе ушли под левый борт долины, где начинался ручей Фото 2.27. По его руслу прошли чуть больше перехода, периодически меняя берег и иногда слезая с каменистых ступенек высотой до 1,5 метров Фото 2.28. После этого ручей начал уходить в каньон, а слева на террасе появился травяной склон. Для подъема на него вылезли по конгломератному борту Фото 2.29. За счет того, что после вчерашних дождей он был мокрым, в нем формировалось некоторое подобие ступеней, но движение с рюкзаками было трудоемким и медленным. В 7:34 собрались на привале на травянистом гребне Фото 2.30. Высота 3600. С утра внизу висело облако, но к этому моменту оно ушло и открылся красивый вид на долину Каинды до начала ледника Фото 2.31.

С гребня спускались траверсом травяных склонов. Постепенно забирали левее, чтобы выйти выше по долине и не обходить окончание отрога. Трава к этому моменту почти высохла, спуск был неудобным, но безопасным. За два перехода к 8:37 спустились до долины Каинды Фото 2.32. Высота 3170. У места спуска большое количество следов коров, рядом паслось небольшое стадо.

Траверс пика Российского флота до перевала СК КАМАЗ (вариант прохождения пер. Адмирала Макарова) от долины Каинды под пер. Спокойный Восточный до ледника Канджайляу

соединяет

Ледник Каинды лд. Канджайляу

категория

Высота

5005 п. Российского Флота

4620 пер. КАМАЗ

координаты

N 42.09895

E 79.57630 (п. Российского Флота)

N 42.107378

E 79.569579 (пер. КАМАЗ)

ориентация склонов

Ю-С

характер склонов

Снежно-ледово-скальный

дата и направление прохождения

01.08.21

с юга на север

снята записка

Туры на маршруте не обнаружены

расчёт ходового времени

участок пути

характер рельефа

ЧХВ/ГХВ

Подъем по долине Каинды

Тропа по пологой травяной долине вдоль реки

1:40/2:22

Подъем до полки над ручьем из долины пер. Адмирала Макарова

Конгломератно-осыпной склон крутизной до 30 градусов

2:30/2:52

Подъем до снежного плато под ребром пика

Конгломератно-осыпной склон крутизной до 30 градусов, затем конечные морены ледника и пологий открытый ледник

2:33/6:07

Подъем до бергшрунда под гребнем пика

Снежно-ледовый склон до 20 градусов, затем снежно-ледовое ребро до 25 градусов с зоной трещин

5:04/9:37

Выход на гребень пика

Бергшрунд со снежной стенкой крутизной около 50 градусов, затем подъем по снежному склону крутизной до 30 градусов

1:07/1:07

Подъем по снежно-ледовому гребню

Снежно-ледовый гребень крутизной до 35 градусов

2:01/2:10

Спуск на полку под бергшрундом

Снежно-ледовый склон крутизной более 35 градусов с отвесным участком бергшрунда более 15 метров, 1 веревка

1:17/1:17

Радиальный выход на пик Российского флота

Подъем, затем спуск по снежно-ледовому склону крутизной до 35 градусов, 1 веревка

2:00/2:00

Траверс гребня до перевала СК КАМАЗ

Снежно-ледовое ребро средней крутизной 20 градусов с короткими участками отвесного льда

4:00/4:28

Спуск до ледника под перевалом СК КАМАЗ

Ледовый склон до 25 градусов

0:45/0:55

Спуск до начала ригеля над ледопадом

Открытый пологий ледник с зонами трещин

1:17/1:49

Подъем на ригель

Живой конгломератно-осыпной склон крутизной до 35 градусов

0:32/0:57

Спуск до окончания ригеля

Конгломератно-осыпной склон крутизной до 35 градусов с отдельными выходами скал и скальными полками

3:24/3:40

Спуск до площадки на конечной морене ледника Канджайляу

Моренные валы из средней, мелкой осыпи и конгломерата крутизной до 30 градусов, участки зачехленного ледника

1:06/1:12

Радиальный выход за заброской

Моренные валы из средней и мелкой осыпи крутизной до 20 градусов, участки зачехленного ледника

0:50/0:50

Полное ходовое время

30:06/41:23

необходимое снаряжение:

личное: каска, ледоруб, кошки, обвязка, спусковое устройство, подъёмное устройство, карабины не менее 4 на человека

групповое: основная верёвка 1 на 2-3 человек, карабины 4-6 на верёвку, петли/кордалеты 1-2 на верёвку, ледобуры не менее 3 на веревку.

выводы и рекомендации

Траверс пика Российского Флота интересное и разнообразное препятствие, позволяющее попасть из низовий ледника Каинды под ледник Канджайляу. Альтернативными вариантами являются классические пути через перевал Адмирала Макарова или перевал Челнинский, но они оба подразумевают необходимость прохождения протяженных участков с повышенной лавиноопасностью. Сложность траверса можно оценить как 3А по совокупности всех технических элементов. Суммарно нами было повешено 8 веревок перил, плюс многие отрезки были пройдены в связках за счет личной техники участников группы, соответствующей походу 5 к.с. Интересной особенностью препятствия является то, что на нем есть сложные отрезки со всеми видами рельефа снег, лед, скалы, осыпь, конгломерат. С гребня и вершины пика открываются отличные виды на хребты вокруг нижней части ледников Иныльчек и Каинды.

Рекомендуется для прохождения в походах от 5 к.с.

Путевые точки:

N 42.077859° E 79.573245°{ноч5} Ночевка 5

N 42.089310° E 79.566807°{ноч6} Ночевка 6

N 42.094349° E 79.573578°{ноч7} Ночевка 7

N 42.105744° E 79.563878°{ноч8} Ночевка 8

N 42.119324° E 79.539204°{ноч9} Ночевка 9

В 8:50 начали подъем по долине Каинды. Недалеко от окончания нашего спуска нашлась тропа, пошли по ней. Местами в долине растет та же карагана гривастая, что и на заносе заброски, но ее заросли не сплошные и обходятся Фото 3.1. Через переход слева оставили впадение конечных моренных валов ледника под цирком перевалов Пржевальского, Лушникова и СКТО Спартак Фото 3.2. На середине второго перехода тропа подошла к реке и стала слабо читаемой. Отсюда пошли по каменистым пляжам вдоль русла Фото 3.3. В 10:07 остановились на ранний обед у ручья из ранее не пройденного цирка между перевалами Олимпийский и СК МВТУ им.Баумана. В этом месте следов пасущихся животных уже почти не было, воду в ручье признали безопасной. На обеде вышло солнце, смогли просушить палатки и вещи после вчерашних дождей.

После обеда вышли в 12:40. За два перехода дошли до начала ледника Каинды Фото 3.4. Высота 3270. Язык ледника под левым бортом долины образует ледовый мост, под которым протекает основное русло реки. В 13:43 начали подъем на него по осыпному чехлу, при движении требовалась аккуратность, так как отдельные камни уезжали из-под ног Фото 3.6. После подъема вышли на осыпные склоны правого борта долины Фото 3.5. Попытка пройти дальше без потери высоты не удалась, так как уперлись в глубокий каньон реки из-под перевала Адмирала Макарова, поэтому пришлось спуститься к основному руслу. Приток перебродили по камням недалеко от впадения.

Боковая долина из-под перевала обрывается в основную впечатляющей конгломератной стеной высотой несколько сотен метров. Подъем на нее напрямую невозможен. В 14:46 продолжили движение по моренным валам, полого поднимающимся к долине бокового ручья, стекающего из той же долины Фото 3.7. Первый переход был несложен, но затем крутизна склона возросла. Характер рельефа живой конгломерат с отдельными крупными и средними камнями Фото 3.8, крутизна склона на локальных отрезках достигает 30 градусов. За три перехода дошли до осыпного гребня, отделяющего нас от русла ручья. На всем протяжении этого отрезка воды не было, и ходовой день получился уже достаточно тяжелым, поэтому стали искать место для лагеря. С гребня просмотрели возможность спуска к ручью. Почти на всем протяжении он течет в конгломератном каньоне с высокими отвесными стенами, но чуть выше точки нашего привала нашлась небольшая травяная полка с камнями, с которой в ее верхней части был возможен спуск к воде. За короткий переход к 16:35 дошли до нее и встали на ночевку Фото 3.9. Площадки под палатки строили долго, при этом у каждой остался значительный уклон. Высота 3570. Во второй половине дня облачно, небольшой дождь начался после постановки лагеря.

30 июля, день 6

ЧХВ

2:33

ГХВ

6:07

пройденное расстояние

2,9 км

набор высоты

640 м

сброс высоты

0 м

Погода: дождь переменной мощности с короткими перерывами, затем мокрый снег, туман.

Подъем дежурного в 4:40, общий в 5:00. В это время на улице шел сильный дождь, после завтрака пережидали его в палатках. Примерно в 6:15 дождь ослаб до моросящего, собрали лагерь и вышли в 7:10. С полки вернулись на гребень правого борта ручья. Через переход осыпь на нем закончилась, шли по траве Фото 3.10. На следующем переходе дождь опять перешел в ливень, в его конце в 8:04 поставили тент и сели дожидаться следующего окна погоды. Было очень холодно и мокро, для согревания вскипятили чай на горелках.

Через два часа дождь на время закончился, собрались и в 10:28 продолжили подъем по гребню. Вскоре из травяного склон опять стал осыпным. В 11:29 после двух переходов вышли на выполаживание на слиянии верхних цирков ледников из-под перевалов Адмирала Макарова и Фрунзе. Погода к этому моменту опять ухудшилась, пошел мокрый снег и видимость упала до нескольких десятков метров. Повторно поставили тент, и втроем пошли на разведку дальнейшего пути. По каменистому распадку между валами ушли правее по ходу, повернув в нужную нам восточную ветвь долины, и вылезли на невысокую осыпную ступень. Отсюда удалось просмотреть ледник и начало полки, выводящей на траверс пика Российского флота Фото 3.11. Вода в основном ручье была грязной, но удалось найти чистую в небольшом водопаде, стекавшем с ледового лобика. После разведки всей группой подошли под ледник и в 12:20 остановились на обед. Мокрый снег шел примерно до 13:30, после этого осадки закончились и облачность чуть поднялась.

После обеда вышли в 14:08. На первом переходе подошли под правый борт долины, по осыпи, засыпанной снегом, поднялись на пологий зачехленный бугор ледника Фото 3.12 и по нему сделали траверс вправо по ходу до открытого льда. Дойдя до него, надели кошки и к 15:05 прошли еще переход до плоского плато у начала подъема на ребро. С учетом очень плохой погоды и полностью вымокшей группы решили выше в тот день не подниматься и вставать здесь лагерем. Высота 4210. Жидкая вода во второй половине дня есть в лужах в небольших углублениях на леднике. После установки лагеря погода неожиданно резко наладилась, облачность сдуло и вышло солнце Фото 3.13. С места стоянки удалось просмотреть весь маршрут подъема до гребня пика Российского флота Фото 3.14. До вечера успели просушиться и немного отдохнуть.

31 июля, день 7

ЧХВ

5:04

ГХВ

5:24

пройденное расстояние

1,1 км

набор высоты

480 м

сброс высоты

0 м

Погода: ясно, после выхода солнца тепло.

Подъем дежурного в 3:00, общий в 3:15. Выход в связках в 5:23. За переход к 5:59 поднялись по снежно-ледовому склону крутизной около 20 градусов до седловины на ребре. Отсюда был хорошо виден весь дальнейший путь до гребня Фото 3.15. Следующий переход поднимались по широкому снежному ребру в лоб с несложной тропежкой Фото 3.16. Дальше в левой по ходу части подъема начались широкие трещины. Мы ушли на склон правее Фото 3.17. Обойдя зону трещин, приходящих слева, мы по снежно-ледовому склону крутизной до 30 градусов поднялись на следующее выполаживание на ребре Фото 3.18. К этому моменту наш путь уже некоторое время был освещен солнцем, и тропежка постепенно становилась все сложнее. Вершина склона оказалась снежно-ледовым ребром над большой трещиной, уходящим правее по ходу Фото 3.19. Пошли по нему, стараясь не выходить на самый край, образовывавший небольшие карнизы. Иногда попадались неширокие поперечные трещины.

Через переход ребро закончилось в месте, где можно было продолжить подъем между двумя крупными отколами льда Фото 3.20. По полке между ними вышли на дно крупного разлома Фото 3.22. Тропежка стала совсем тяжелой, местами по колено. Под снегом читались трещины, иногда проваливались одной ногой, но в основном мосты держали. Из разлома налево выводила снежная полка, по ней поднялись на нижний край следующего разлома, перерезающего почти весь склон Фото 3.23. Ушли вдоль его края влево до места, где он практически сходил на нет. Дальше по снежному склону к 10:47 поднялись на нижний край бергшрунда под снежным склоном, выводящим на гребень пика. На последнем переходе склон начал ощущаться как лавиноопасный, шли с разрывом между связками и выставленным наблюдателем.

На нижнем краю берга устроили обед, за время которого обдумали наши дальнейшие действия. Склон выше явно выглядел лавиноопасным, и уже сильно подтаявшим к этому времени. Возможным читавшимся вариантом было провесить веревку по диагонали влево под выходы скал, но сложность подъема там была явно выше, чем в лоб над бергом. К тому же движение по такой траектории также предполагало бы пересечение лавиноопасного склона, пусть и на коротком участке. Второй проблемой была необходимость организации ночевки на гребне пика на непривычной для нас высоте и с возможным сильным ветром. Приняв это во внимание, мы решили не рисковать. С учетом ожидавшейся хорошей погоды без свежего снега оценили, что с раннего утра пройти смерзшийся склон в лоб над бергом будет достаточно безопасно. За время обеда провесили одну веревку в обход трещины (фактическая длина участка перил около 15 метров), после чего спустились обратно на полку в большом разрыве ледника на пол-перехода ниже. После длинного аккуратного зондирования в связках встали в ней лагерем, строительство и установку закончили в 15:00 Фото 3.22. Высота 4690. Жидкой воды в окрестностях не было, топили снег. Погода весь день отличная, солнце, тепло.

1 августа, день 8

ЧХВ

12:10

ГХВ

13:05

пройденное расстояние

3,15 км

набор высоты

315 м

сброс высоты

665 м

Погода: ясно, после выхода солнца тепло.

Общий подъем в 3:00. Выход в 4:53 по готовности связок. По вчерашним следам подошли под бергшрунд, и, не разбирая связок, по очереди по перилам поднялись над ним. Дальше тропили в лоб снежный склон до выхода на гребень пика. Верхний слой снега держал нестабильно. На некоторых отрезках можно было пройти по нему, не проваливаясь, на некоторых приходилось прокапывать траншею по пояс глубиной. Снег был слоистый, со слабыми слоями, подъем здесь в любое время, кроме раннего утра, был лавиноопасен. Крутизна склона в среднем 30 градусов, местами до 35. Иногда возникала идея повесить перила, но находиться здесь дольше необходимого не хотелось, поэтому шли с максимальной скоростью, даже не сменяя тропящего. Первая связка на гребень вышла в 6:05, вторая примерно в 6:30. С места подъема был хорошо виден ледник под перевалом СК КАМАЗ Фото 3.24 и западная часть района за седловиной перевала Адмирала Макарова Фото 3.25.

На пологом участке сделали станцию на ледорубах и провесили участок подъема с коротким отвесным ледовым отколом по гребню в направлении вершины Фото 3.26, Фото 3.27. На верху веревки до льда докопаться не удалось. Станцию также сделали на ледорубах. Дальше гребень становился положе, в снегу формировались неглубокие ступени, поэтому, сняв перила в 8:01, пошли в связках, не приближаясь на несколько метров к правому по ходу краю с читающимися карнизами Фото 3.28. В 8:25 сделали привал на склоне под локальной высшей точкой гребня. Отсюда стал виден весь путь траверса до перевала СК КАМАЗ Фото 3.29.

Дальше попробовали продолжить путь вдоль гребня. Высота предвершины, на которую мы вышли, всего на 10 метров ниже, чем сам пик Российского флота. Карнизы, висящие на юг, на этом участке сошли на нет, но ширина гребня резко уменьшилась, а крутизна увеличилась Фото 3.30. Хорошего места для организации надежной станции не было. Под гребнем просматривалась пологая полка, решили спуститься на нее. Сделали переход обратно по следам и начали спуск, суммарно пройдя не более 100 метров. Дальше крутизна склона, ведущего вниз, резко возрастала, судя по перепаду высоты читалось наличие отвесного участка. Сделали станцию на 2 ледорубах, в 9:10 начали спуск. До полки хватило одной веревки. Характер спуска - крутой снежно-ледовый склон, переходящий метрах в 20 ниже станции в вертикальный ледовый откол высотой около 15 метров, за ним еще короткий участок склона и плотно засыпанный бергшрунд Фото 3.31. Последние метры веревки выводили на небольшой снежный гребень, с которого в направлении спуска к перевалу СК КАМАЗ и начиналась пологая полка. Для спуска последнего организовали ледорубный крест. К 10:27 сдернули перила и всей группой собрались на полке.

В 10:35 вчетвером в связках вышли в радиальное восхождение на вершину. Серега Орлов и Маша по собственному желанию остались готовить обед на площадке у места окончания перил. По полке подошли под снежно-ледовый склон крутизной около 40 градусов с засыпанным бергшрундом, провесили через него веревку Фото 3.32. Верхняя станция на бурах. Дальше, пройдя около 100 метров в связках, в 11:51 дошли до высшей точки гребня, держась в нескольких метрах левее него, чтобы не оказаться на читающемся карнизе Фото 3.33. Отсюда открылся красивый вид на пик Нансена Фото 3.34. Высота по GPS 5005 метров. На вершине сделали групповую фотографию Фото 3.35. К 12:35 по пути подъема спустились к месту обеда Фото 3.36. Перила сняли лазанием с нижней страховкой.

После обеда в связках вышли в 13:24. По ответвлению полки, уходящему ниже, чем путь нашего подъема на вершину, обошли крупный ледовый откол и вышли на гребень, спускающийся к перевалу СК КАМАЗ Фото 3.37. Тропежка местами по колено. За переход дошли до широкого снежного склона на гребне и продолжили спуск по нему Фото 3.38. В 14:27 спустились до ледового откола на более крутом участке, через который провесили перила Фото 3.39. Станцию сделали на ледорубах, сдернули ледорубным крестом Фото 3.40.

В 15:05 первая связка вышла на разведку склона ниже, к 15:21 дошла до следующего крутого участка гребня Фото 3.41,Фото 3.42. Здесь повесили две веревки на ледорубах через серию глубоких трещин со снежно-ледовыми мостами, снимали их с нижней страховкой Фото 3.43, Фото 3.44. В 17:05 первая связка ушла на разведку и тропежку дальнейшего пути к перевалу СК КАМАЗ, до седловины дошла в 17:28. В 17:25 остальные участники спустились к нижней станции, сняли перила и продолжили движение. На перевале всей группой собрались в 17:52. На последнем отрезке ледовые отколы удалось обойти левее по ходу Фото 3.45.

На протяжении всего спуска по гребню тропежка была переменной глубины от по поясдо участков наста, который держал даже в это время суток при хорошей солнечной погоде. При выборе пути старались не подходить к перегибу на восток, так как с него местами свисали карнизы плохо читающейся ширины или ледовые отколы. Обход сложных участков по западному склону без провешивания перил также был затруднен, так как крутизна его быстро возрастала, и на нем попадались отдельные трещины. В целом, просмотрев траекторию нашего спуска после его окончания считаем, что прошли его оптимальным способом.

Седловина перевала СК КАМАЗ широкая, снежная Фото 3.46. Высота 4620. На восток висит небольшой карниз, под которым спуск продолжается по почти чистому ледовому склону крутизной около 40 градусов, подрезанному снизу бергшрундом. Дальнейший путь читается плохо из-за складок снежно-ледового склона. Тур на перевале не обнаружили. Теоретически на месте нашего сбора можно поставить несколько палаток, но уклон склона значительный и ночевка будет некомфортной. Воды в жидком виде нет. На восток открывается красивый вид цирка с перевалом Челнинский и пиком 5010 Фото 3.47.

С перевала начали спуск на запад в связках в 18:02. По небольшому снежно-ледовому гребню крутизной около 25 градусов спустились под скальную стену справа Фото 3.48. Попадались отдельные узкие трещины. Дальше лед стал практически открытым, местами с тонким чехлом. Справа под скалами то начинался, то сходил на нет осыпной склон. Крутизна неравномерная, попадались короткие отрезки с большим уклоном, промоины и узкие трещины. Идти на этом участке было неудобно, спуск был на грани того, что нам позволяла личная техника. Иногда подстраховывали друг друга в связках. В нижней части склон стал немного выполаживаться Фото 3.49. К 18:48 спустились до плоских площадок на леднике Фото 3.50. Высота 4340. Палатки поставили на льду, тент натянули над неровным осыпным чехлом Фото 3.52. Воду нашли чуть ниже в ручье в складке осыпи. На закате был очень красивый вид на перевал Адмирала Макарова и пик Российского флота Фото 3.51. Погода весь день хорошая.

2 августа, день 9

ЧХВ

7:09

ГХВ

8:03

пройденное расстояние

4,85 км

набор высоты

40 м

сброс высоты

980 м

Погода: переменная облачность, без осадков, тепло.

Подъем дежурного в 5:30, общий в 5:45. Выход в связках в 7:46. Ниже лагеря вышли на пологий ледник, закрытый тонким слоем снега Фото 3.53. Отдельные трещины хорошо читались, но для перехода через них требовалось широко лавировать в поиске надежных мостов. За переход дошли до зоны открытого льда Фото 3.54. Трещины здесь расширились, по отдельным ледовым полкам пришлось уходить сначала влево почти под склон, затем возвращаться назад Фото 3.55. Двигаясь таким образом, вышли на пологий участок над ледопадом Фото 3.56. Отсюда по мостам между отдельными ледовыми блоками к 9:10 подошли под осыпной склон ригеля Фото 3.57. Последние метры подхода шли по тонкому чехлу, лежащему на неровном леднике с промоинами, и требовали повышенной аккуратности. Разобрали связки, сняли кошки. Высота 4060.

В 9:35 начали подъем на ригель по живому конгломератно-осыпному склону. Шли плотной группой, в верхней, самой неприятной, части подъема разошлись на две подгруппы по параллельным кулуарам. Из-под ног уходило много камней. Несколько мест проходились лазанием среднего уровня с ненадежными зацепками под руки. На гребень ригеля поднялись в 10:07 Фото 3.58. Высота 4095. На месте подъема на небольших площадках можно поставить пару палаток, но в целом для лагеря место неудобное.

Спуск по ригелю начали в 10:13 Фото 3.59. Держась левой части гребня по разрушенным скальным выходам подошли к верхнему поясу скал, где вышли на косую полку за жандармом Фото 3.60. Спустились по ней, дальше по крутому осыпному склону с элементами лазания к 11:19 подошли к следующему поясу Фото 3.61. Здесь также нашли вариант спуска по полке лазанием среднего уровня Фото 3.62, показавшийся нам допустимым для нашего уровня личной техники. Дальше прошли еще участок склона и к 12:00 дошли до нижнего пояса скал. На всем протяжении гребня движение осуществлялось плотной группой, много времени тратилось на поиски пути.

Нижний скальный пояс на личной технике был непроходим, поэтому провесили через него перила на крупном камне, отмеченном чьей-то старой петлей Фото 3.63. Спуск представлял собой два отрезка вертикальных скал высотой примерно 12 и 15 метров, между которыми была небольшая пологая полка Фото 3.64. Внизу перила выводили на относительно пологий осыпной склон, по которому можно было уйти левее в безопасную не простреливающуюся сверху зону. При спуске на пологих участках из-под ног уходило большое количество камней, из-за этого сильно перебили веревку. Последний к 13:47 спустился по сдвоенным перилам, без проблем их сдернули, что также вызвало небольшой камнепад. Высота места окончания спуска 3810.

В 13:50 продолжили спуск по осыпи, уйдя с гребня левее на склон над ледником с перевалов Гагарина и Олимпийский Фото 3.65. За переход по крайне неприятному живому осыпному склону вышли на гребень морены под окончанием ригеля Фото 3.66, по которому еще за переход к 14:56 спустились до сравнительно плоской осыпи под языком ледника и встали тут на обед. Местами с одного локального гребня на другой приходилось переходить по твердому конгломерату с отдельными плохо державшимися в нем камнями. За 100 метров до окончания второго перехода на таком рельефе Миша поскользнулся и упал, сильно потянув ногу.

На обеде (который мы и планировали сделать, как только дойдем до минимально пологого места) осмотрели травму. Нога в голеностопе сильно опухла, вероятно произошел частичный разрыв связок. К травме приложили холод, затем намазали мазью и наложили тейп. Чистой воды рядом с местом обеда не оказалось. На леднике в ручьях удалось набрать жидкость с мутно-белой взвесью, которая была в любом случае лучше, чем текущая вдоль осыпи коричневая грязь. За время обеда устроили разведку для поиска места для лагеря и полудневки. Хороший вариант нашелся на расстоянии короткого перехода в складках конечной морены под ледником Канджайляу.

После обеда вышли в 16:32. Сначала пересекли направо два небольших моренных вала и спустились к слиянию рек из-под ледника Канджайляу и ледопада с перевала СК КАМАЗ, где перебродили их по камням. В боковом ручье, вытекающем здесь же из-под осыпи, была чистая вода, набрали ее в бутылки. Дальше поднялись на два следующих моренных бугра и к 16:45 вышли на плоскую площадку, хорошо защищенную от ветра Фото 3.67. Высота 3400. По краю осыпи вдоль лагеря тек ручей, но вода во второй половине дня в нем была грязная.

После установки палаток в 17:10 вчетвером вышли за заброской. По показаниям GPS до нее было 400 метров по прямой. Сначала по моренным валам спустились до реки из-под ледника Канджайляу, перешли ее и поднялись на следующий моренный вал. Переправа ниже может быть проблематичной, так как мощность потока после впадения боковых ручьев быстро возрастает. Дальше в неудобном месте вылезли на небольшой зачехленный горб ледника и по нему вышли к месту заброски. Все наши сумки были на месте. В лагерь по тому же пути вернулись к 18:00. Весь день переменная облачность, слабый дождь поздно вечером.

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru