Автор: Сергей Остапенко, г. Воронеж

Отчёт о пешем походе 2 к.с. по З.Кавказу в районе Адыгеи, Краснодарского края и Карачаево-Черкесии совершённом в период с 30 апреля по 12 мая 2021 года

Справочные сведения о походе

Проводящая организация: Федерация спортивного туризма Воронежской области. Воронежский городской клуб активного туризма и альпинизма.

Место проведения похода: Западный Кавказ, Адыгея - Краснодарский край - Карачаево-Черкесия. Общие справочные сведения о маршруте:

Вид туризма

Степень (категория) сложности похода

Протяжённость активной части похода, (км)

Продолжительность

30.04.2021-12.05.2021

Пройдено препятствий:

• 4 переправ (н\к ) на р. Сахрай и мал. Сахрай, 5 переправ (1А) на р. бол. Блыб
  • траверс г. Агиге (1А), г. мал. Маккопидж (н\к)
  • г. Большой Тхач (н\к), г. зап. Ачешбок (1А), г. Сундуки (н\к), вершина г. 2646 (н\к)
  • пер. Асбестный (н\к), пер. Чертовы ворота (н\к), пер. Блыбский (н\к)

Суммарный перепад высот маршрута (подъем + спуск) составил 17395 метров.

Подробная нитка маршрута

Пройденный маршрут:

Пос. Новопрохладное - г. Б. Тхач - пер. Чертовы Ворота - хр. Агиге - хр. Мал. Бамбак - пос. Никитино - г. Голая - г. Хацавита - г. Маккопидж - пер. Блыбский - р. Бол. Лаба - хр. Хантацара - р. Бол. Лаба - пос. Рожкао.

Запланированный маршрут пройден с не большими изменениями:

Пос. Новопрохладное - г. Б. Тхач - г. Мал. Тхач - пер. Чертовы Ворота - хр. Агиге - хр. Мал. Бамбак - пос. Никитино - г. Голая - г. Хацавита - г. Маккопидж - пер. Блыбский - р. Бол. Лаба - хр. Хантацара - г. Семиколенка - ур. Тамское - пос. Азиатский.

Высотный график похода

Мязин Дмитрий Сергеевич

ПВД

Адрес хранения отчёта:

г. Воронеж, (копии в электронном виде у руководителя и на сайте федерации спортивного туризма Воронежской области poxod36.ru).

Какой организацией, МКК рассмотрен поход: поход рассмотрен Воронежской ЗМКК.

Характеристика района похода

Республика Адыгея - республика в составе Российской Федерации, входит в состав Южного федерального округа.

Географическое положение. Северная часть республики - равнина, южная - предгорья и горы Большого Кавказа. Около 40 территории занимают леса, в основном широколиственные (бук, дуб, граб, клён). Климат республики характеризуется как умеренно тёплый, со средней температурой января 2 °C, июля +28 °C. Осадков около 700 мм в год. Основные реки: Кубань, Лаба, Белая.

Климат. В республике мягкий умеренный климат. 15 февраля 2010 года зафиксирован абсолютный максимум для зимних месяцев - в столице республики, городе Майкопе температура была плюс 23,4 °С.

Территория республики относится к зоне смешанного туризма. Она обладает значительными охотничьими ресурсами. В Адыгее создано несколько природоохранных зон. Это Кавказский государственный биосферный заповедник, расположенный на территориях Республики Адыгея и Краснодарского края, ряд уникальных природных памятников и национальный природный парк «Горная Адыгея». Большой популярностью пользуются пешеходные горные и конные маршруты. Базы и лагеря отдыха могут одновременно принять более 1500 отдыхающих.

Архыз - село в Зеленчукском районе Карачаево-Черкесии. Административный центр Архызского сельского поселения.

Находится в бассейне Большой Зеленчук. В понятие «Архыз» включают территорию от посёлка Даусуз на севере и до цепи Главного Кавказского хребта на юге. «Горный район Архыз» включает верхнюю часть ущелья Большого Зеленчука и его притоков, посёлки Архыз и Нижний Архыз. Посёлок расположен на дне большой котловины и на речных террасах (1450 - 1500 м).

Географическое положение. Этот горный район расположен на Западном Кавказе между отрогами Главного хребта. С севера и северо-запада он ограничен длинным хребтом Абишира-Ахуба, отделяющим его от бассейна рек Чилик, Уруп и Кяфар. С востока возвышается хребет Ужум, который является водоразделом между реками Маруха и Кизгыч.

На юге район Архыза замыкает Главный Кавказский хребет со скалистыми вершинами и значительными ледниками. Крупнейшими из них являются Софийский, Большой Кизгычский и Псышский. Между истоками рек Кизгыч и Псыш, к северу от Главного хребта, ответвляются отроги с господствующей над окружающими горами вершиной Софией, считающейся символом Архыза. Круто обрывающийся к северу её гребень образует Софийскую седловину и соединяется с хребтом Чегет-Чат водоразделом между реками София и Кизгыч. К северо-западу от Софии, параллельно хребту Чегет-Чат, ответвляется Софийский хребет со скалистыми вершинами КараДзяш-Кая (3354 м) и Куш-Кая (3226 м). Рядом с Софией расположены горы Вера. С юго-запада и запада район ограничен хребтом Аркасара с вершиной Закзан-Сырт (3096 м). Он соединяется невысокой перемычкой с хребтом Абишир-Ахуба, образуя перевал Пхия. Хребет Аркасара является водоразделом между бассейнами Большого Зеленчука и Большой Лабы. Южнее перевала Дукка от хребта Аркасара к северу ответвляется короткий хребет Габулу-Чат. Его высшая точка - Скала Горячева (3045 м). Высшей точкой района Архыз является вершина Пшиш (3790 м). Главной водной артерией является Большой Зеленчук, протяжённостью около 170 километров (от слияния рек Псыш и Кизгыч до впадения в Кубань). Самым многоводным притоком Большого Зеленчука является Псыш со своими притоками София, Аманауз, Белая, Кызыл-су, Кошевая. В реку Архыз впадают притоки Речепста, Дукка. Последняя принимает воды

Малой Дукки и Темир-Кулака. В Кизгыч впадают Малый Кизгыч, Бугой-Чат, Чигордали и др. В дальних окрестностях Архыза имеется более 75 озер. Они сосредоточены в высокогорной зоне на высоте от 2300 до 2850 метров над уровнем моря. В урочище Морг-Сырт 13 озер, в бассейнах Кизгыча - 15, Софии - 7, Псыша - 17, Дукки - 18, Речепсты - 3. Непосредственно поселок Архыз расположен на левом берегу Большого Зеленчука на высоте 1470 метров над уровнем моря.

Климат. Высоты хребта Абишира-Ахуба, закрывающие Архыз от холодных ветров, делают климат Архыза мягким и исключительно благоприятным. По характеристикам климата Архыз превосходит большинство зарубежных и отечественных горных курортов. Среднегодовая температура равна +5 градусам, средняя температура июля равна +15 градусам, января - 5,5 градусам. Зима, многоснежная и мягкая, длится четыре месяца, первый снег выпадает обычно в середине ноября. Лето в Архызе не жаркое, летней духоты нет, благодаря свежему горному воздуху. Осень - сухая и яркая, красочная. Число солнечных дней в году достигает трёхсот. Наибольшее количество осадков выпадает в мае. Число пасмурных дней со сплошной облачностью по сезонам приблизительно такое: весной - 31, летом - 13, осенью - 20, зимой - 21. Благодаря направлению долины с востока на запад летом она на редкость долго освещена солнцем - с 6 утра до 19 часов вечера.

Наша задача при планировании данного маршрута состояла в ознакомлении с природой и достопримечательностями Адыгее и Архыза, единению с природой и пребыванию в отдалении от городского шума и забот.

Пополнять продуктовый запас можно было в нескольких поселках, которые мы проходили по маршруту (Никитино, Пхия и Архыз). Все основные продукты там имелись в наличии.

Были не большие проблемы с водой, когда мы выходили на высокогорье.

Приходилось набирать заранее воду и растягивать её на целый день. На стоянке около Блыбского перевала приходилось топить снег. На стоянке около телескопов был не большой ручей из-под снежника. В низовьях часто приходилось выбирать откуда набирать воду т.к. вокруг нас были скотоводческие луга или проселочные дороги.

Что касается мобильной связи, то она появлялась только на верховьях и в прямой видимости поселков.

Со спортивно-туристской точки зрения район уверенно позволяет проводить пешие походы до 6 категории сложности. Мы запланировали и прошли сложный и очень интересный маршрут, который нас испытывал на прочность не стабильными погодными условиями и большими перепадами высот.

Основные естественные препятствия, встречающиеся на маршруте:

• крутые склоны - заросший лес
  • каменно-осыпные участки, по которым приходилось идти очень осторожно изза скользких и «живых» камней
  • снежники на перевалах, скользкие и с большой крутизной

С экскурсионно-познавательной точки зрения маршрут очень интересен, т.к. по пути следования попадаешь в горные районы Кавказа, наслаждаешься альпийскими лугами, снежниками и множеством красивейших горный рек.

Из неприятного для туристов соседства нечего замечено не было.

Транспортная инфраструктура Адыгее и Архыза представляет собой тупиковые асфальтовые дороги, подходящие к главному Кавказскому хребту, практически в каждом ущелье есть грунтовка, которая через несколько десятков км выходит на асфальт и в цивилизацию.

В качестве вариантов аварийного схода с маршрута, находясь в Адыгее около гор Бол. и Мал. Тхач лучше всего возвращаться в пос. Никитино или выходить к пос. Хамышки у реки Белая. От пер. Чертовы Ворота и далее на восток выходить лучше всего на пос. Никитино. Далее в районе пер. Блыбский выход идет на проселочную дорогу, ведущую к пос. Рожкао. В районе Архыза аварийные выходы возможны с любого ущелья на север к пос. Архыз.

Финансовые расходы

Дорога туда:

• Поезд г. Воронеж - г. Армавир 2200 руб.
  • Заброска г. Армавир - пос. Новопрохладное 600 руб.

Дорога обратно:

• Выброска пос. Рожкао - г. Армавир 1000 руб.
  • Поезд г. Армавир - г. Воронеж 1800 руб.

Расходы на еду: примерно по 3000 рублей.

Общие расходы на одного участника похода составили около 9000 рублей.

Общественное снаряжение группы

Вид снаряжения

Вес

Описание

палатка

2,2 + 2,5 + 2,6

Три двухместных палатки.

горелка газ с защ. экраном

Три газовых горелки.

зап. горелка Track газ

0,2

Запасная газовая горелка.

котел

0,2 + 0,2 + 0,2

Три алю котелка объемом около 1 л.

половник

расходная веревка

основная веревка 40 м

2,4

9 мм 40 м статика, не пригодилась.

фотоаппарат

0,8

Компактный цифровой.

тент 3х3

0,7

Использовали один раз, практически не пригодился.

солнечная батарея

0,3

Использовали несколько раз, пригодилась.

Средний вес общественного снаряжения на палатку - 6,7 кг.

Средний вес общественных продуктов на палатку - 11 кг.

Вес общественных продуктов на человека в день составил 450 гр.

Также брали личные продукты по 50-100 гр. в день. Средняя нагрузка на человека составила 8,5 кг.

Изменения маршрута и их причины

• По плану третьего ходового дня мы должны были сходить радиально на г. Мал. Тхач, но решили этого не делать т.к. в ночь со второго на третий день сопровождали пострадавшего участника группы к МЧС и вернулись в лагерь только под утро. В связи с этим вышли поздно и сильно устали.
  • Во время десятого ходового дня мы поднимались к хр. Хантацара. Погода была не очень, шел дождь, который после обеда перешел в сильный снег и начал заваливать долину. Мы укрылись в КОШе на поляне отрога хребта и пережидали непогоду. На утро все горы и долину засыпало снегом на 30 см, было ветрено и холодно. Решили на хребет не лезть т.к. это слишком опасно и тяжело в таких условиях и пошли вниз к реке Бол. Лаба. Выйдя к реке направились к пос. Рожкао, вышли на связь и переночевали у реки. На утро погода опять испортилась, было холодно очень ветрено, моросил дождь. Решили заканчивать поход и выезжать в г. Армавир.

Фактический график движения

Данные

Дни

Ходовые дни

Км

Способ передвижения

ЧХВ

Погодные условия

Поезд г. Воронеж - г. Армавир Заброска г. Армавир - пос. Новопрохладное (180 км \ 3 часа)

Пос. Новопрохладное - р. Сахрай - р. Мал. Сахрай

3,2

ПО - облачно дождь

+15+20

р. Мал. Сахрай - пол. Фирсова - г. 2161 - г. 2246 - г. Б. Тхач - пер. Тхачский

5,5

ПО - ясно +10+15+20

пер. Тхачский - г. Асбестная - пер. Чертовы Ворота - г. З. Ачежбок - истоки р. Шиша

13,5

5,3

+15+20

истоки р. Шиша - г. 2227,1 - хр. Агиге - г. 2066 - г. Агиге - г. Сундуки - хр. Мал. Бамбак

облачно

дождь, снег +10

хр. Мал. Бамбак - балка Капустина - водопад Капустинский - пос. Никитино - приток р. Мал. Лаба

ПО - ясно +15+20+25

приток р. Мал. Лаба - г. Голая - хр. Голый - г.1853 - г. 1916 - г. Хацавита - приют Хацавита - р. Хацавита

+20+25

5,2

ПО

+15+10

истоки руч. Бексек - пер. Блыбский - р. Бол. Блыб - р. Бол. Лаба - ур. Ниж. Соленовский мост

5,3

+10+20

ур. Ниж. Соленовский мост - ур. Соленое - КОШ у отрога хр. Хантацара

7,3

2,2

облачно

дождь - снег

+10 +5

КОШ у отрога хр. Хантацара - ур. Соленое - ур. Ниж. Соленовский мост - р. Бол. Лаба - пос. Рожкао - р. Рожкао

3,2

ясно - ПО +5 +15

Выброска пос. Рожкао - г. Армавир (170 км \ 2 часа) Поезд г. Армавир - г. Воронеж

Всего 155,8 км.

47,9

Техническое описание маршрута

Первый день (1.05.2021)

Пос. Новопрохладное - р. Сахрай - р. Мал. Сахрай.

Ночлег (N44°05'53,6552" E40°23'45,8595") на высоте 920 метров около ручья Балка Михеевская.

Пройдено за день 13 км. Подъем - 391 м. Спуск - 172 м.

В том числе: по грунтовой дороге 13 км.

Грязное ходовое время - 4,2 часа. Чистое ходовое время - 3,2 часа.

Фото 1. Карта первого ходового дня (ГШ 500м).

Приехав на поезде в г. Армавир, мы загрузились в заказной микроавтобус и направились в горы Кавказа, проехали 180 км за 3 часа, стоимость вышла 4000 руб. за 8 местный микроавтобус.

В пос. Новопрохладное ведет гравийная дорога, которая начинается сразу после поселка Даховская, это необходимо учитывать, если ехать на низкой машине. Также в пос. Новопрохладное нет мобильной связи.

Выходим на маршрут в 14 часов и направляемся к реке Сахрай, вдоль которой нам предстоит идти весь день. Я приходил этот маршрут во второй раз и буду сравнивать условия, которые были в мае 2016 года с маем 2021 года. В начале через русло реки натянуты два пешеходных моста, но далее грунтовая дорога периодически пересекает русло, глубина бродов от 20 до 40 см, ширина 5-8 метров, течение умеренное. В мае 2016 года глубина бродов была всего 5-15 см и мы, не снимая обуви смогли по камушкам и бревнам всё преодолеть.

Постепенно набираем высоту двигаясь по наезженной грунтовке, нас несколько раз обгоняют грузовики с туристами, которых забрасывают на поляну Тайвань к слиянию рек Малый и Большой Сахрай.

Переходим русло реки Малый Сахрай и у ручья Балка Михеевская ставим лагерь к 18:30.

Фото 2. Группа на старте маршрута в пос. Новопрохладное.

Фото 3. Переходим реку Сахрай по мосту.

Фото 4. Переходим реку Сахрай в брод.

Второй день (2.05.2021)

Р. Мал. Сахрай - пол. Фирсова - г. 2161 - г. 2246 - г. Б. Тхач - пер. Тхачский.

Ночлег (N44°02'17,1441" E40°25'47,8755") на высоте 1990 метров на пер. Тхачский.

Пройдено за день 13 км. Подъем - 1614 м. Спуск - 803 м.

В том числе: по туристической тропе 13 км.

Грязное ходовое время - 7 часов. Чистое ходовое время - 5,5 часов.

Фото 5. Карта второго ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 6, вышли в 8 утра. ПО - ясно +10+15+20.

Начало похода, организм еще не адаптировался к нагрузкам, рюкзаки еще тяжелые и ко всему этому длительный подъем. Этот день получился тяжелым и долгим. Начинаем плавный подъем к горе Большой Тхач по разбитой грунтовой дороге, сюда уже не ездят грузовики, следы только от мотоциклов, квадрациклов и гусениц. Постоянный подъем заставляет нас двигаться медленно и тяжело, стараемся не забивать ноги и экономить силы. Большой перепад высоты во второй ходовой день на этом маршруте неизбежен т.к. выход к Тхачу возможен только по этой тропе.

Поднявшись на 1300 метров выходим на Фирсову поляну, есть место для лагеря, но без воды. Далее направляемся к Княжеской поляне на высоте 1700 метров. Чуть ниже неё находится ручеек, в котором пополняем запасы воды (N44°04'07,1859" E40°24'54,0549").

Выходим к обрывам горы Большой Тхач, здесь тропа идет то вверх то вниз огибая скальные вершины. Проходим снежные участки по пробитым следам. Постоянный микрорельеф выматывает после набора высоты в 1000 метров.

Выходим на вершину горы Большой Тхач к 14 часам, вокруг отличный вид на долину и все окрестные горы Кавказа. С погодой нам однозначно повезло, в мае 2016 года, когда я был первый раз на этой вершине мы двигались в облаке и нечего не увидели.

Налюбовавшись красотами и передохнув начинаем плавный спуск по снежнику к скальным обрывам и тропе между ними. На тур. тропе после снежника подскользнулся Никита и не удачно выставил руки назад, в результате выбил плечо и не смог дальше нести рюкзак. Мы были вынуждены его полностью разгрузить и сопровождать до места стоянки на пер. Тхачский. Добравшись до места стоянки боль не утихала, а становилось только хуже, решили вызывать МЧС и вести Никиту к Колокольням где его должны забрать МЧС и вывозить в больницу.

После отдыха и ужина собрались и пошли к Колокольням, вели Никиту очень медленно и часто останавливалась. Вышли в 19, пришли на место к 24 преодолев 4,5 км. Поставили палатку и набрали воды, оставили Никиту и Диму ждать МЧС, которые уже вышли к ребятам от поляны Тайвань, сами пошли обратно в лагерь. Были на месте к 3 утра. Как выяснили позже к ребятам вышли сотрудники МЧС и вывели их к поляне Тайвань, где погрузили на вездеход и вывезли в больницу. Руку Никите вправили, и он восстанавливается.

Фото 6. На подходе к горе Большой Тхач.

Фото 7. Вершина горы Большой Тхач.

Третий день (3.05.2021)

Пер. Тхачский - г. Асбестная - пер. Чертовы Ворота - г. З. Ачежбок - истоки р.Шиша.

Ночлег (N43°58'19,1612" E40°28'12,5614") на высоте 2070 метров у истоков р. Шиша.

Пройдено за день 13,5 км. Подъем - 836 м. Спуск - 822 м.

В том числе: по туристической тропе 13,5 км.

Грязное ходовое время - 7 часов. Чистое ходовое время - 5,3 часов.

Фото 8. Карта третьего ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 8, вышли в 10 утра. Ясно +15+20.

После короткого отдыха ночью пришлось встать позже и выходить без запаса по времени, так же решили отменить радиальное восхождение на г. Малый Тхач т.к. не было сил после ночного перехода.

От места стоянки прошли через родник и начали спуск к притоку реки Тхач. Далее поднимались к отрогу горы Малый Тхач, на этом участке было много снега и траверсов над крутыми склонами.

Выходим на хребет и по набитой тропе движемся в сторону горы Асбестная, путь периодически преграждают снежники, страхуемся трек. палками выходим к перевалу Чертовы ворота.

Решаем совершить радиальное восхождение на гору З. Ачежбок, прячем рюкзаки чуть выше тропы и начинаем подъем по осыпному и скальному склону. Крутизна подъема от 30 до 60 градусов, вверх удобнее лезть по скальному участку, а спускаться по мелкой сыпухе. Выбираемся к скальному зубцу горы, дальше лезть не стали т.к. опасно. На спуске посещаем скальный грот с двумя красивыми провалами.

Возвращаемся к рюкзакам и спускаемся с перевала к истокам реки Шиша, где не находим воды и решаем подниматься выше на поляну без воды. На месте стоянки были в 17 часов. Топим снег и любуемся видами на перевал и хр. Солонцовый.

Фото 9. Вид на гору Большой Тхач от места стоянки.

Фото 10. Траверсируем склон на подходе к перевалу Чертовы Ворота.

Фото 11. Траектория спуска и подъем к горе З. Ачежбок.

Четвертый день (4.05.2021)

Истоки р. Шиша - г. 2227,1 - хр. Агиге - г. 2066 - г. Агиге - г. Сундуки - хр. Мал. Бамбак.

Ночлег (N43°57'04,7623" E40°37'54,6237") на высоте 1640 метров около ручья Бугунж.

Пройдено за день 20 км. Подъем - 750 м. Спуск - 1200 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 20 км.

Грязное ходовое время - 8,5 часов. Чистое ходовое время - 7 часов.

Фото 12. Карта четвертого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 6, вышли в 8 утра. Облачно, дождь, снег +10.

Проснувшись, обнаружили, что погода испортилась, видимости нет и вокруг много дождевых облаков. Решили, не смотря на погоду собираться и выдвигаться. От места стоянки прошли всего 10 минут и нас накрывает дождь, пережидаем его в лесу под дождевиками. К нам прибивается пёсик, который убежал от хозяина и не знает куда идти. Он маленький, сильный и очень милый, решаем его не прогонять, а идти вместе.

Переждав дождь поднимаемся на хребет и видим диких оленей, которые бегают по склону, наш пёс погнался за ними, но вскоре вернулся. На хребте дует сильный ветер, видимость от 100 до 500 метров, идет не большой дождь.

Решаем обходить вершину горы В. Ачежбок т.к. по такой погоде там делать нечего. Условия видимости меняются каждый 5-10 минут, мы то в облаке и ищем тропу, то любуемся окрестными долинами и мощными грозовыми облаками.

Стараемся двигаться быстро, не хочется застрять и замерзнуть на хребте под проливным дождем или снегом. Проходим снежные участки, которые очень скользкие, приходится бить ступени и держаться трек. палками. Встречаем по пути туристов, которые оказались не готовы к изменившимся погодным условиях и находятся в небольшом шоке.

Доходим до г. Агиге, где нам предстоит пройти самый сложный и опасный участок в этом дневном переходе - крутой снежный траверс. Погода окончательно портится, начинается сильный дождь, ветер и видимость падает до 50 м. Решаем, что траверс по опасному слону в таких условиях - это жесть и идем в обход по травянистым склонам горы накручивая петлю.

На участке обхода идем в начале по травянистому склону крутизной 30 градусов, далее переходим через первый отрог горы и попадаем на крутой скально-травяной склон крутизной 30-50 градусов, где, лавируя между снежниками и обрывами находим козью тропу по которой выходим ко второму отрогу горы с скальным склоном крутизной 50 градусов, аккуратно преодолеваем его и выходим на безопасный участок. Проходить таким обходным путем долго, но изначальный траверс снежника горы Агиге в наших погодных условиях был очень опасен. Выбираемся на основную тропу и попадаем по очередной шквал не погоды, сильный ветер, дождь и снег вынуждают нас искать укрытие, но его вокруг нет. Быстро ставим палатки на открытом месте и прячемся внутри.

Ходовые вещи и обувь мокрые, на улице сыпет снег, а мы прошли только половину дневного перехода. Становиться на ночевку в этом месте очень не стоит т.к. нет воды и удобной площадки для установки палаток.

Переждав около часа непогоду тучи опускаются в долину и мы начинаем собираться, быстро укладываем рюкзаки и продолжаем переход по свежему снегу, нам необходимо пройти еще 10 км по хребту и добраться до реки.

Пройдя около 3 км по тропе, участок где выпал снег заканчивается, мы снова возвращаемся в более комфортные условия пребывания. Но вскоре всё опять затягивает тучами и мы движемся в плотном облаке, влажность 100, видимость 10-20 ветров. Добирается до ручья Бугунж к 19 часам, ставим палатки при видимости в облаке не более 5 метров.

Фото 13. Выходим из леса около места стоянки.

Фото 14. Спускаемся с хребта около г. Сундуки.

Пятый день (5.05.2021)

Хр. Мал. Бамбак - балка Капустина - водопад Капустинский - пос. Никитино - приток р. Мал. Лаба.

Ночлег (N43°57'10,7052" E40°42'15,8626") на высоте 1030 метров около притока р.Малая Лаба.

Пройдено за день 18 км. Подъем - 497 м. Спуск - 1296 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 18 км.

Грязное ходовое время - 6,5 часов. Чистое ходовое время - 5 часов.

Фото 15. Карта пятого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 6, вышли в 8 утра. ПО - ясно +15+20+25.

На утро погода наладилась, облака наконец-то отступили и выглянуло солнце. По раскисшей грунтовой дороге начинаем спуск в пос. Никитино, основная грунтовка идет вокруг, а мы сворачиваем с неё и по тур. тропе двигаемся к балке Капустиной. Спускаемся в ущелье и проходим ручей Капустинка с красивыми дикими водопадами. Далее тропа выходит к основной грунтовке, которая ведет к главному водопаду Капустинскому высотой около 50 метров. Мы оставляем рюкзаки на второстепенной тропе и радиально идем к водопаду. Чтобы добраться до самого водопада необходимо пролезть по крупным валунам, завалам и подняться по крутой тропе под водопад. Водопад очень красивый и мощный, находится в уединенном и тихом природном месте. Около водопада в закутке решили освежиться и окунулись в мощном потоке.

Вернулись к рюкзакам и вышли по тропе к реке Малая Лаба, направились к пешеходному мосту у пос. Никитино, где перекусили и продолжили маршрут. От поселка поднялись по грунтовке к хребту Голый и разбили лагерь у притока Лабы, были на месте к 15 часам. Решили устроить полу днёвку в хорошем месте, передохнуть, искупаться и постираться. Окончена первая часть маршрута.

В этот поход мы решили пойти в формате самообеспечения т.е. группа разбивается по палаткам со своей кухней и питанием. В начале похода нас было 6 чел. и три палатки, каждая со своим рационом, после травмы Никиты на горе Большой Тхач нас осталось 4 чел. Такой формат похода убирает не нужные должности дежурных, не заставляет всех участников подстраиваться под общий рацион и время еды. Обитатели каждой палатки сами решают, что, когда и как кушать. Могут при необходимости покинуть группу, и остальные участники не будут вынуждены нести лишнее.

Общим снаряжением в группе являлась веревка, тент и солнечная батарея. Рем набор и аптечка были у каждой палатки свои - это так же облегчает подготовку к походу и увеличивает навыки и самостоятельность всех участников похода.

Сейчас изобилие лёгкого и удобного снаряжения, у большинства туристов уже есть свой индивидуальный комплект для ПВД с ночевками, формат походов на самообеспечении удобен и прост, он учит всех участников группы самостоятельности, ответственности, планированию и освоению походных должностей.

Фото 16. Спускаемся по тур. тропе к балке Капустиной.

Фото 17. Проходим приток реки Капустинка.

Фото 18. Место лагеря на подходе к хребту Голый.

Шестой день (6.05.2021)

Приток р. Мал. Лаба - г. Голая - хр. Голый - г.1853 - г. 1916 - г. Хацавита - приют Хацавита - р. Хацавита.

Ночлег (N43°53'45,2726" E40°47'28,6831") на высоте 1410 метров около реки Хацавита.

Пройдено за день 22 км. Подъем - 1185 м. Спуск - 1031 м. В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 22 км.

Грязное ходовое время - 8 часов. Чистое ходовое время - 6 часов.

Фото 19. Карта шестого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 6, вышли в 8 утра. Ясно +20+25.

Отлично отдохнув в тёплом и сухом лесу отправились дальше в горы на хребет Голый, поднимались по грунтовой дороге, которая ведет к тур. базе с подъемниками и вагончиком.

Наш пушистик, который прошел с нами уже два дня, которого мы кормили своим рационом решил сбежать за неведомой зверушкой в лес и не возвращался. Пришлось дальше идти без него. Пока мы шли своим ходом по грунтовке нас обгонял УАЗик груженный тур. рюкзаками, видимо другой группе не захотелось тащить на себе вещи и они заказали заброску.

Добрались до приюта и подъемников, тут заканчивается грунтовая дорога и начинается тур. тропа по хребту. Мобильная связь на пройденном маршруте ловила только в районе горы Бол. Тхач, далее по маршруту мы не могли подключиться к операторам, выводилось сообщение «Не зарегистрирован в сети» хотя палочки были.

Пройдя по хребту до г. 1853 м. основная тропинка уходит ниже и начинает крутить по склону серпантином, мы вовремя определили, что нам спускаться с хребта не надо и начали поиски нужной тропы. Нужная тропа на поляне почти не заметна и появляется только в лесу, она не набита и с расстояния десятка метров её не видно. По дикой тропинке проходим несколько не больших вершин на хребте Голый и выходим к грунтовой дороге, идущей от горы Хацавита, на вершине горы стоят антенны и ловят почти все операторы мобильной связи, но подключиться не выходит.

Спускаемся в долину реки Хацавита по грунтовой дороге, встречаем егерей на мотоциклах, узнаем у них, что связь должна ловить, но не сразу, мы ждали около 30 минут, но безрезультатно.

Входим к бывшему приюту Хацатива, где я был в 2016 году, тогда мы укрылись от сильного дождя в домике с печкой, натопили его и радовались жизни. Сейчас этот домик в очень печальном состоянии, останавливаться там я бы не стал. Чуть ниже расположился приют егерей с несколькими домиками и табуном лошадей.

Проходим все постройки и у реки Хацавита ставим лагерь в тихом месте. Были на стоянке к 16 часам.

Фото 20. Вышли на хр. Голый, чуть дальше базы с подъемниками.

Фото 21. Движемся по хр. Голый.

Фото 23. Вид на приют егерей у реки Хацавита.

Седьмой день (7.05.2021)

р. Хацавита - г. 1947 - траверс г. мал. Маккопидж - г. 1966 - г. 2084,5 - вагончик - г. 2223 - г. 2013 - истоки руч. Бексек.

Ночлег (N43°48'21,7035" E40°45'37,1351") на высоте 2250 метров под пер. Блыбский. Пройдено за день 15 км. Подъем - 1373 м. Спуск - 663 м.

В том числе: по туристической тропе 15 км.

Грязное ходовое время - 7 часов. Чистое ходовое время - 5,2 часов.

Фото 24. Карта седьмого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 6, вышли в 8 утра.

ПО +15+10

Прекрасно отдохнули в лесной зоне у реки Хацавита, ночью было тепло и сухо. Рюкзаки уже достаточно легкие, чтобы без лишних остановок двигаться по рельефу.

Надо искать и тестировать легкое снаряжение, не тащить лишнего, продукты брать только сухие и без тяжелых упаковок. С легкими и компактными рюкзаками будет возможность идти дальше, лезть выше и больше уделять внимания природе и группе. Переходим русло реки Хацавита и начинаем подъем к горе Маркопидж, двигаемся по старой лесовозной дороге, сейчас она превратилась в тропу с множеством лошадиных следов. Набрав высоту до отметки 1800 м проходим развилку и выходим на хребет ведущий к горе Маркопидж, около горы появляются палочки мобильной связи, но при попытке звонка выводится сообщение «Не зарегистрирован в сети».

Проходим траверсом вдоль крутого обрыва горы Маркопидж и начинаем спускаться серпантином в лесную зону. Далее тропа идет по хребту опять набирая высоту и выходя из леса. На этом участки замечаем движения в лесу и видим медведя, который идет за крупным оленем. Оба зверя остановились и заметили нас, олень решил быстро убежать по хребту, а медведь немного помедлив исчез в зарослях.

Далее тропа разделяется, мы пошли правее и вышли к закрытому вагончику - базе егерей, она пока не действовала т.к. еще холодно и вокруг лежит снег, но ближе к концу мая сюда уже заведут скор и на базе будут люди. Около базы течет ручей и есть гостевой открытый вагончик для туристов.

Двигаемся дальше и выходим на хребет, основная тропа идет ниже, огибая хребет с запада. Далее можно двигаться несколькими путями, первый - это спуск в долину к старому домику, а второй траверс под скальной грядой и выход под перевал. Мы не хотели спускаться к домику и терять высоту, но пришлось т.к. траверс проходил по крутому снежному участку и был опасен.

Спустившись в долину перепрыгнули речку и начали подъем поближе к перевалу Блыбский. Под перевал лезть не стали т.к. там открытая зона и нет воды, стали у притока реки Бескес на ровном и частично закрытом участке. Были на месте к 15.

Под вечер погода начала портиться, горы затянуло дождевыми облаками и шел не большой дождик. Мы гадали, что будет завтра и получиться ли нам пройти перевал.

По приготовлению еды мы разделили питание по палаткам и питались по вдвоем. Брали газовую горелку с предварительным подогревом топлива и отдельно стоящую. Котел на 1 литр из анодированного алюминия с радиатором. Экран из тонкого алюминия, который почти полностью укрывает горелку и котел при готовке. Такой комплект максимально эффективен и экономичен. Так же была запасная горелка.

Фото 25. Траверс горы Маркопидж.

Фото 26. Траектория движения к пер. Блыбский.

Восьмой день (8.05.2021)

Истоки руч. Бексек - пер. Блыбский - р. Бол. Блыб - р. Бол. Лаба - ур. Ниж.Соленовский мост.

Ночлег (N43°46'42,2721" E40°52'45,7168") на высоте 1160 метров около ур. Ниж.Соленовский мост.

Пройдено за день 19 км. Подъем - 532 м. Спуск - 1793 м.

В том числе: по туристической тропе и грунтовой дороге 19 км.

Грязное ходовое время - 8 часов. Чистое ходовое время - 5,3 часов.

Фото 27. Карта восьмого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 6, вышли в 8 утра. Ясно +10+20.

На утро выглянули из палатки и приятно были удивлены чистому небу и яркому солнцу. Пока собирались рядом прошла группа туристов, которые встали еще раньше и что мы видим, с этой группой бежит наш песик, который потерялся два дня назад. Он присоединился к новой группе и решил продолжить вместе с ними путешествовать. Пробегая рядом он узнал нас и очень обрадовался, но продолжил путь с другими ребятами. Мы этому немного расстроились, но куда его потом было девать? Ему лучше жить на природе, чем в большом городе.

Выходим к перевалу, на пути несколько снежников, снег очень твердый и скользкий, придерживаемся трек. палками и набиваем ступени. Выше к перевалу набита хорошая тропа по которой выходим наверх. С перевала опять проверили мобильную связь, палочки операторов есть, а подключения нет.

Спуск с перевала идет по юго-западному склону, там хорошо набитая тропа, которая обходит крутые сбросы. Тропа выходит на выполаживание в долину с множеством снежников и ручьев между ними. Основной путь с перевала идет траверсом на восток и переваливает хребет, мы же двигаемся вниз к руслу реки Большой Блыб, чтобы выйти к Большой Лабе и перейти её по мосту.

На этом участке спуска тропы то появляются, то теряются, сильно пересеченная местность и мощные горные потоки преграждают нам путь. Необходимо выйти ниже на лесовозную дорогу, которая идет вдоль русла реки Большой Блыб, найти эту дорогу получается не сразу, приходиться немного поплутать в зарослях и на рельефе. В итоге в начале натыкаемся на второстепенную лесовозку 43.77393° N, 40.80378° E, далее выходим на основную дорогу 43.77366° N, 40.81119° E, которая упирается в мощный поток, который разрушил мост 43.76595° N, 40.81661° E.

Выбравшись на основную грунтовку и преодолев первый мощный поток перепрыгнув русло с камня на бревно экипируемся в неопреновые носки и сандалии\галоши и начинаем спускаться дальше. На пути проходим 5 бродов, ширина русла от 5 до 8 метров, глубина брода от 40 до 60 см, скорость течения быстрая. Бродить местами опасно, но реально с трек. палками и двигаясь очень аккуратно. Летом такого потока не будет и перейти русло не составит труда.

Выходим к основной дороге, идущей вдоль Большой Лабы, тут ездит много полноприводных машин, стоят лагеря водников и гуляют отдыхающие. Движемся ниже по течению до моста, переходим на ту сторону и начинаем третью часть маршрута. Ставим лагерь на поляне около ур. Ниж. Соленовский мост, были на месте к 16 часам.

Фото 28. Траектория подъем на пер. Блыбский.

Фото 29. Траектория спуска с пер. Блыбский.

Фото 30. Брод на р. Большой Блыб.

Девятый день (9.05.2021)

Ур. Ниж. Соленовский мост - ур. Соленое - КОШ у отрога хр. Хантацара. Ночлег (N43°44'24,6051" E40°52'41,1904") на высоте 2010 метров в КОШе у отрога хр. Хантацара.

Пройдено за день 7,3 км. Подъем - 911 м. Спуск - 47 м.

В том числе: по грунтовой дороге 7,3 км.

Грязное ходовое время - 3,5 часа. Чистое ходовое время - 2,2 часа.

Фото 31. Карта девятого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 6, вышли в 8 утра.

Облачно, дождь - снег +10 +5.

С утра всю долину затянуло дождевыми облаками и моросил дождик. Пока дождь был не сильным мы двигались по лесовозной дороге к отрогам хребта Шантацара, далее дождь начал лить активнее, укрылись под мощной кроной дерева, развели костер и пережидали.

Пересидев около часа под деревом дождь начал утихать и мы продолжили путь наверх. Прошли около получаса и опять дождь активизировался, решили идти дальше не смотря на промокание. На верху становилось холоднее и задувал сильный ветер, дождь усиливался и я уже думал разбивать лагерь под деревьями, но решил, что надо дойти до поляны и КОШа где можно укрыться. Были на месте к 12.

Добрались до КОШа, он оказался открытым и свободным, прошлые обитатели оставили много мусора к сожалению. Пока прибирались в КОШе погода окончательно испортилась, пошел сильный снег и видимость упала до 100 метров. Решили оставаться в КОШе и пережидать не погоду. Рядом располагался второй КОШ, в котором оказались два лесоруба, взяли у них топор и накололи дров для обогрева нашего горного приюта. К вечеру погода не поменялась, снега уже выпало около 20 см.

Планируемое на следующий день восхождение на хребет Шантацара решили отменить т.к. в сугробах и по морозу там бродить не хотелось.

Фото 32. Пережидаем дождь под кроной дерева.

Фото 33. Поднимаемся к отрогу хребта Шантацара.

Фото 34. Готовим дрова в КОШе.

Десятый день (10.05.2021)

КОШ у отрога хр. Хантацара - ур. Соленое - ур. Ниж. Соленовский мост - р. Бол.Лаба - пос. Рожкао - р. Рожкао.

Ночлег (N43°49'07,9438" E40°54'11,5376") на высоте 1030 метров около р. Рожкао.

Пройдено за день 15 км. Подъем - 127 м. Спуск - 1352 м.

В том числе: по грунтовой дороге 15 км.

Грязное ходовое время - 4,5 часа. Чистое ходовое время - 3,2 часа.

Фото 35. Карта десятого ходового дня (ГШ 500 м).

Встали в 6, вышли в 8 утра. Ясно - ПО +5 +15.

Проснулись утром и обнаружили, что оказались в зиме, снега выпало около 30 см, на улице около -5 и дул ветер. Подтверждаем решение о спуске в долину к Большой Лабе, с таким количеством снега на хребте Хантацара делать нечего.

Выдвигаемся вниз по заметенной грунтовой дороге, одеваем на всякий случай неопреновые носки, если ботинки промокнут, чтобы ноги не мерзли. К 9 утра солнце начинает жарить, снег раскисает и превращается в мокрое месиво. Снежный покров лежал до высоты 1500 метров, далее только небольшие шапки на деревьях.

Спустились до места прошлой ночевки у ур. Ниж. Соленовский мост, тут тепло и сухо, высота 1100 метров. Выходим к мосту через Лабу и решаем выходить в пос. Рожкао, который располагается ниже по течению реки на 6 км.

Пока идем до поселка любуемся заснеженным лесом по верхам и мощным потоком воды. Большая Лаба была в почти паводковом состоянии, валы и бочки очень мощные и опасные.

Добираемся до поселка, узнаем, что и тут нет мобильной связи, можно позвонить только со спутникового телефона на тур. базе. Выходим на связь с МКК и родными и решаем завершать поход. На след. день договариваемся с тур. базой о выброске в г. Армавир за 1000 руб. с чел. на легковой машине. Были на месте к 13.

Отходим от поселка вдоль реки Рожкао и ставим лагерь на полянке. Отдыхаем, сушимся и чистимся, готовимся к выезду в город. Активная часть поход завершена. Вечером гуляем по окрестным холмам и вдоль реки по ущелью с водопадами.

Решение о завершении похода было принято т.к. в горах на высотах более 2000 м. лежит свежий снег, лезть куда-либо и искать варианты продолжить маршрут опасны и могут закончиться блужданиями по сугробам на хребтах.

Фото 36. Вид из КОШа на долину.

Фото 37. Спускаемся к Большой Лабе.

Фото 38. Идем вдоль Большой Лабы к пос. Рожкао.

Одиннадцатый день (11.05.2021)

От места стоянки на реке Рожкао мы вышли в поселок и около 11 выехали в г. Армавир с хозяином местной тур. базы, нам повезло т.к. в этот день они вывозили своих постояльцев после праздников и смогли нас взять с собой.

В Армавир добрались к 14 часам, поменяли билеты и в 16 часов выехали в Воронеж. Билеты взяли в одном вагоне и рядом.

Фото 39. Вид на реку Рожкао.

Карта пройденного маршрута.

Выводы и рекомендации

За 10 ходовых дней мы полазили по хребтам и вершинам, преодолели бурные горные реки, побывали на жаре под палящим солнцем и на морозе в сугробах.

В течении двух дней снами шла собачка, которая не знала к кому прибиться на туристической тропе, мы её грели и по возможности кормили. Далее она сбежала в следующую группу где было больше еды.

Прошли интересный и очень красивый весенний поход, который дал много опыта и впечатлений. Подготовились к предстоящему летнему более сложному и автономному походу.

На маршруте личное и общественное снаряжение не подвело, всё оказалось достаточно надежным и прочным, при это легким. Облегченный рацион питания, собранный из всего сухого, оказался очень сытным и питательным, вес на чел. в день составил всего 450 гр.

К сожалению не все участники смогли дойти до конца маршрута, травмы случаются, надо быть к ним готовыми и сразу выбираться в цивилизацию и проходить лечение. Пострадавший Никита в течении месяца носит бандаж и ждет, когда можно будет разрабатывать руку.

Этот маршрут пройден мной во второй раз, оба прохождения совершены в мае с разницей в 5 лет. Могу сказать, что в этот раз было больше снега на высотах более 2000 метров и выше уровень рек. Температуры такие же, днем 20-25 на солнце, ночью около нуля, чаще плюс. Количество тропинок и обитаемость регионов увеличились, видно, что ходит много туристов и местных жителей.

Местные жители, которых мы встречали на маршруте приветливы, подсказывали и помогали нам.

Близость, доступность и простота пройденных регионов дают прекрасную возможность к развитию в них туризма, сети маршрутов и приютов.

Отчет составил Остапенко С.Ю. Фото Остапенко С.Ю.

Приложения

В качестве приложений к отчету прикладывается:

• Карта общая.
  • Карта подробная.
  • Диск с отчетом в электронном виде и фотографиями по дням.