Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Антон Шаробайко, г.Санкт-Петербург

Отчет о горном маршруте 1 к.с. совершенном в период с 13 по 25 июля 2020г

Справочные сведения (паспорт спортивного похода)

Проводящая организация

Межрегиональная молодежная спортивная общественная организация «Петроградский клуб туристов» (ММСОО «ПКТ»), г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр., д. 42, ДК им. Ленсовета, комната 39.

Место проведения Россия, Центральный Кавказ, Суганский хребет.

Общие справочные сведения о маршруте

Вид туризма

Категория сложности похода

Протяженность активной части, км

Продолжительность, дней

Сроки проведения

Общая

Ходовых

Горный

первая

100*1.2=120

13

13

13.07.2020 - 25.07.2020

Подробная нитка маршрута

Заявленный маршрут:

пос. Верхняя Балкария - перевал Курноят (н/к, 2174 м, тр) - д.р. Псыгансу - перевал Элион (1А, 3754 м, сн-ос) - д.р. Хазныдон - [ перевал Столетия (1А, 3722 м, сн-ос) + перевал Трёх Гномов (1А, 3722 м, сн-ос) ] - вершина Белягихох Южная (1А, 3971 м, рад) - д.р. Белягидон - перевал Белаг Южный (1А, 3507 м, сн-ск) - д.р. Харесидон - д.р. Орсдон - перевал Солдат (1А, 3709 м, сн-ос) - д.р. Ахсу - д.р. Карасу

Пройденный маршрут:

пос. Верхняя Балкария - перевал Курноят (н/к, 2174 м, тр) - д.р. Псыгансу - перевал Элион (1А, 3754 м, сн-ос) - д.р. Хазныдон - [ перевал Столетия (1А, 3722 м, сн-ос) + перевал Трёх Гномов (1А, 3722 м, сн-ос) ] - д.р. Белягидон - село Ахсау - д.р. Харесидон - д.р. Орсдон - перевал Солдат (1А, 3709 м, сн-ос) - д.р. Ахсу - д.р. Карасу

Определяющие препятствия маршрута

Вид препятс твия

Название

Категория трудности

Высота, м

Характеристи

ка препятствия

Направление прохождения

перевал

Курноят

н/к

2174

травянистый

из д.р. Черек

Балкарский в д.р. Псыгансу

перевал

Элион

3754

снежно-осып ной

из д.р. Псыгансу в д.р. Хазныдон

связка перевал ов

Столетия +Трёх Гномов

3722

снежно-осып ной

из д.р. Хазныдон в д.р. Белягидон

перевал

Солдат

3709

осыпной

из д.р. Орсдон в д.р. Ахсу

Состав группы

ФИО

Туристский опыт

Должность

1

Шаробайко Антон Владимирович

5ГУ (Памир)

Руководитель

2

Баев Александр Викторович*

ПВД

Штурман

3

Баева Олеся Александровна*

ПВД

Казначей

4

Кузнецов Данил Константинович

ПВД

Реммастер

5

Мункуева Арюна Эдуардовна

ПВД

Летописец- хронометрист

6

Полховский Павел Романович

ПВД

Снаряженец- весовщик

7

Смирнова Светлана Викторовна

ПВД

Помощник руководителя

8

Соколова Светлана Юрьевна

2ПУ (Архыз)

Завхоз

9

Чуракина Дарья Владимировна

ПВД

Медик

* Сошли с маршрута утром 23 июля, на 10 день похода, в альплагере Комы-Арт.

Местонахождение отчета

Отчет хранится в библиотеке Петроградского клуба туристов (г. Санкт-Петербург).

МКК, рассмотревшая отчет

Поход рассмотрен МКК Петроградского клуба туристов (шифр 178-16-124-000-000).

Везде в тексте отчёта слова правый и левый следует трактовать орографически, если не оговорено иное.

Чистое ходовое время - время собственно движения, без учёта привалов и обедов.

Длительность одного перехода обычно составляла 45 минут, время отдыха - 15 минут. В отчёте использованы фотографии Дарьи Чуракиной и Антона Шаробайко.

Общая идея похода

Целью мероприятия было проведение учебно-тренировочного похода для слушателей школы НУ Петроградского клуба туристов, что и обусловило выбор района - Кавказ является для жителей Санкт-Петербурга самым доступным районом с перевалами высотой выше 2500м (т.е. уже высокогорными), заезд возможен практически в любую долину (что облегчает организацию забросок и возможную экстренную эвакуацию).

Основной идеей было получение опыта прохождения препятствий различного характера, поэтому первые перевалы были выбраны осыпными, последующие - снежными (по крайней мере планировались таковыми, но тёплая бесснежная зима оказала на них существенное влияние).

Вторичной идеей был осмотр Суганского хребта с обеих сторон.

Варианты подъезда и отъезда, логистика и страховка

Подъезд

Поезд 049А из Санкт-Петербурга (отправление с Московского вокзала в 13:32 11 июля) до станции Минеральные Воды (прибытие в 07:18 13 июля). Стоимость билета в плацкартном вагоне составила 4747 руб 50 коп.

Трансфер (газель вместимостью до 9 человек) от станции Минеральные Воды до села Верхняя Балкария (08:00 - 11:00). Об организации этого трансфера заранее договаривались с фирмой ТАУ-Сервис (Борис Саракуев, +7(928) 950-38-68, bezonec@list.ru) , стоимость составила 8500 рублей.

Отъезд

Трансфер (газель вместимостью до 9 человек) из долины реки Кара-Су до Кисловодска также организовали через Бориса Саракуева.

Поезд 049Ч из Кисловодска до Санкт-Петербурга. Стоимость билета в плацкартном вагоне составила 5081 руб 80 коп. Кисловодск был выбран отправной точкой на обратном пути, т.к. планировалось осмотреть его достопримечательности.

Также есть возможность лететь самолётом до/из Минеральных Вод (прямой рейс из Санкт-Петербурга), чем и воспользовалась часть группы на обратном пути.

Погранзона

Маршрут проходил через погранзоны сразу двух субъектов федерации - Республики Северная Осетия и Кабардино-Балкарской Республики. Пропуска заказывали через фирму «ТАУ-Сервис» Бориса Саракуева (150 рублей/чел на КБР, 250 рублей/чел на РСО).

Заповедники

Маршрут проходил по территории Кабардино-Балкарского государственного высокогорного заповедника и по территории Национального парка «Алания». Пропуска заказывали через фирму «ТАУ-Сервис» Бориса Саракуева (100 рублей/чел в КБГВЗ, 150 рублей/чел в национальный парк «Алания»).

МЧС

Группа регистрировалась в МЧС с помощью сайта https://forms.mchs.ru/registration_tourist_groups - необходимо заполнить и выслать (не позднее, чем за 2 недели до похода) форму, содержащую основную информацию о группе. Перед выходом на маршрут и после его завершения необходимо уведомить об этом МЧС, позвонив (для точки старта, КБР) по телефону +7(8662) 74-06-05.

Страхование

Участники покупали страховые полисы индивидуально. Рекомендовалось купить полис в СК «Согласие» и выбрать ассист-компанию «Savitar group»: это важно, т.к. эта ассист-компания имеет опыт взаимодействия с частной фирмой «HeliAction», осуществляющей эвакуацию вертолётом пакет "Спорт Экстрим", вид спорта - "альпинизм (восхождение до 4000 м)". Примерная (т.к. зависит от возраста страхуемого) стоимость составила 3500 рублей с человека.

Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты

Аварийным выходом являлся спуск по любой долине до дороги и населённых пунктов (не более 30 км из верховий любой долины).

Запасные варианты включали (помимо обхода по долинам):

  • вместо связки перевалов Столетия и Трёх Гномов (1А, 3722 м) - перевал Южный Сауцагат (1А, 3680 м)
  • вместо перевала Белаг Южный (1А, 3507 м) - перевал Дашивцек (н/к, 3375 м), либо обход под долинам через село Ахсау
  • вместо перевала Солдат (1А, 3709 м) - перевал Штулу (н/к, 3326 м)

Изменения маршрута и их причины

Отказались от восхождения на вершину Белягихох Южная для того, чтобы ликвидировать отставание от графика на один день из-за плохой погоды под перевалом Элион (полуднёвка по погоде) и медленного спуска на следующий день.

Отказались от прохождения перевала Белаг Южный из-за того, что его фактическая категория оказалась выше 1А.

График движения

Де нь

Дата

Участок маршрута

Протяж ённость, км (*1,2)

Переп ад высот, м

Высота ночёвки, м

Чистое ходовое время, ч

Определяющие препятствия

Метеоусловия

0

13/07

село Верхняя

Балкария - д.р. Курноятсу

7

+517

1717

2:10

-

солнечно

1

14/07

д.р. Курноятсу - перевал Курноят (н/к, 2174 м, тр) - д.р. Псыгансу

14,5

+457

-194

+333

2313

4:25

перевал Курноят (н/к, 2174 м)

пасмурно, после обеда небольшой дождь

2

15/07

д.р. Псыгансу - карман правобережной морены ледника Нахашбита

6,5

+392

2705

2:10

-

солнечно, после обеда пасмурно

3

16/07

карман правобережной морены ледника Нахашбита - цирк под перевалом Элион

2,5

+450

3155

2:25

-

солнечно, после обеда пасмурно

4

17/07

западный цирк перевала Элион - перевал Элион (1А, 3754 м) - восточный цирк перевала Элион

3,5

+609

-390

3364

5:10

перевал Элион (1А, 3754 м, ос)

утром дождь с градом, днём солнечно, вечером дождь с грозой

5

18/07

восточный цирк перевала Элион - д.р. Хазныдон

8,5

-1090

+120

2387

4:45

-

солнечно, вечером туман

6

19/07

д.р. Хазныдон - долина перевала

Столетия

5

+735

3122

3:30

-

солнечно

7

20/07

западный цирк перевала Столетия - перевал Столетия (1А, 3722 м) - перевал Трёх Гномов (1А, 3722 м) - ледник Биляги Южный

7

+596

-478

3240

8:00

связка перевалов Столетия (1А, 3722 м, ос) и перевала Трёх Гномов (1А, 3722 м, ос)

солнечно

8

21/07

ледник Биляги Южный - д.р. Билягидон

12

-1650

1600

6:10

-

утром ясно, после обеда дождь

9

22/07

д.р. Билягидон - д.р. Урух - д.р. Харесидон - альплагерь Комы-Арт

20

-350

+550

1850

6:20

-

солнечно

10

23/07

альплагерь Комы-Арт - д.р. Харесидон - д.р. Орсдон - верхние Суганские ночёвки

17

+1340

3192

5:55

-

утром солнечно, после обеда густой туман

11

24/07

верхние Суганские ночёвки - перевал Солдат (1А, 3709 м) - д.р. Ахсу - д.р.

Карасу

12

+519

-1339

2370

6:05

перевал Солдат (1А, 3709 м, ос)

утром дождь, во время обеда дождь, вечером дождь. остальное время - облачно с прояснениями

12

25/07

д.р. Карасу - конец автомобильной дороги

3,5

-120

-

1:00

-

солнечно

всего

120

+6618

-5611

58:05

1 x н/к + 3 x 1А

Высотный график

Схема маршрута

Краткая характеристика района путешествия

Суганский хребет расположен на территории Кабардино-Балкарии и Северной Осетии немного севернее Главного Кавказского хребта.

Протяжённость составляет примерно 30 км, хребет вытянут в широтном направлении. Характеризуется значительным оледенением (преимущественно с северной стороны) и высокой сложностью перевалов (2Б-3Б в центральной части), поэтому в походах начальных категорий его пересечение невозможно. Единственные относительно простые перевалы находятся в восточной части - Белаг Южный (1А) и Дашивцек (н/к). С северной стороны от Суганского хребта отходит множество боковых отрогов, являющихся более технически простыми и более низкими, чем основной хребет. С юга хребет ограничен долинами рек Орсдон и Харес (к востоку от Штульской перемычки) и долиной реки Карасу (к западу от Штульской перемычки).

Большая транспортная доступность позволяет начинать и заканчивать поход практически в любой долине.

Техническое описание маршрута

Полный трек доступен по ссылке https://tinyurl.com/y6prrrrt ( краткая версия для ссылки https://nakarte.me/m=12/43.00841/43.52062&l=Czt/NT5&nktl=q1t_KsquDLmgii7pUigTew).

День 0, подход под перевал Курноят

13.07.2020, понедельник

Участок маршрута: селение Верхняя Балкария - д.р. Курноятс у

Протяжённость: 6 км (в зачёт (*1,2) = 7 км)

Перепад высот: +517 м

Чистое ходовое время: 2 часа 10 минут

Высота ночёвки: 1717 м

Метеоусловия: ясно

Маршрут начинаем в селе Верхняя Балкария (43.10704 °N 43.43436°E) , расположенном на высоте 1200 м (время в пути от Минеральных Вод составляет ~ 2:45). Село находится в зоне покрытия оператора Мегафон, информируем о начале похода через обычный сотовый телефон. Некоторое время проводим в одном из придорожных кафе в конце села (хычины по 80 руб., шашлык по 360 руб.), осматриваем башню Абаевы х.

На маршрут выходим в 14:48. Дорога идёт среди огородов и сливается с продолжением улицы Геляева, превращаясь в довольно хорошо укатанную грунтовку, по которой ездят камазы (техническая дорога - строят новую ЛЭП к Верхнебалкарской ГЭ С) . Делаем небольшой переход в самом начале - через 15 минут от начала движения останавливаемся для подгонки рюкзаков и переодевания. Дальше за один переход пересекаем долину реки Турментсу и потом, через безымянный перевал бокового отрога Эркедыген, попадаем в долину реки Курноятсу к точке (43.11403 °N 43.45865°E) , с которой видны развалины древнего замка Курноя т. От села 3,5 км, 1:05 ч ЧХВ, +288 м высоты. К самому замку не ходили, ограничившись фотографированием издали (фото 0-1).

Хорошая дорога уходит дальше на север, пересекая Курноятсу вдоль ЛЭП, а мы двигаемся на восток в сторону перевала Курноят - лугами и мелкими тропами выходим на грунтовую дорогу, идущую по левому берегу реки Курноятсу в сторону перевала, и через ещё один переход (к 18:05) доходим до места ночёвки возле разрушенного коша (фото 0-2). Невдалеке ручей и родник (43.10335 °N 43.47984°E) . Высота 1717 м. От развалин замка 2,5 км, 1:05 ч ЧХВ, +229 м высоты.

Делаем дополнительный котёл чая на дровах из хвороста, которого вокруг довольно много.

Отбой в 22:00, но ещё долго не можем уснуть из-за коростели, которая своим пение м мешала спать.

Рекомендуемое место ночёвки - чуть выше, там где дорога пересекает ручей (43.10082 °N43.49022°E)

Если нет необходимости задерживаться в самом селе, то логично начинать маршрут по тропе (видна на спутниковых снимках), ведущей к развалинам по берегу реки Курноятсу от улицы Карданова (43.12139 °N 43.45791°E).

Фото 0-1. Вид на замок Курноят (фото с точки 43.11408°N 43.45874°E)

Фото 0-2. Путь к перевалу Курноят (фото с точки 43.11269°N 43.45973°E)

День 1, перевал Курноят

14.07.2020, вторник

Участок маршрута: д.р. Курноятсу - перевал Курноят (н/к, 2174 м, тр) - д.р. Псыганс у

Протяжённость: 12 км (в зачёт (*1,2) = 14,5 км)

Перепад высот: +457м -194м +333м

Чистое ходовое время: 4 часа 25 минут

Высота ночёвки: 2313 м

Метеоусловия: пасмурно, после обеда небольшой дождь

Просыпаемся все вместе (и дежурные и остальные участники) в 5:00, выходим в 7:25 (целью было тратить 2 часа на еду и утренние сборы, но этого не всегда получалось достичь). Через 15 минут дорога переходит на правый берег Курноятсу (там было бы удобнее ночевать). За два перехода, к 9:20, по старой грунтовой дороге и тропе (теряется незадолго до перевала, дальше - пологий травянистый склон) доходим до перевала Курноят (н/к, 2174 м). Туман.

От точки ночёвки 3,5 км, 1:35 ч ЧХВ, +457 м высоты. Седловина перевала широкая, травянистая. В густом тумане не видно, есть ли мост через Псыгансу - в 9:45 начинаем спуск в сторону коша на другом берегу реки, рассчитывая на мост непосредственно возле него. Через 20 минут спускаемся к реке, но мост не находим и идём вниз вдоль берега по грунтовой дороге.

Ещё через 20 минут видим крепкий мост (43.09421 °N 43.52477°E) и переходим через Псыгансу (фото 1-1). Высота 1980 м. Мост пешеходный, с автомобильной дороги (с обеих сторон) тропа к нему не ведёт, поэтому его легко пропустить. От перевала Курноят 2 км, 0:45 ч ЧХВ, -194 м высоты.

Далее идём по грунтовой дороге по правому берегу (заметили ещё один мост из пары брёвнышек (43.09033 °N 43.51951°E) , который пропустили на пути вниз), и через один переход, в 11:28, встаём на обед. Небольшой дождь, потом ненадолго проясняется. Мимо скачут охотники с ружьями (как выяснилось позже, это были сотрудники заповедника, но наш пропуск их не интересовал).

Выходим в 14:10, снова идёт небольшой дождь. За пару переходов (к 15:58) доходим до охранной зоны Кабардино-Балкарского высокогорного заповедника и, т.к. найденный мост избавил нас от необходимости делать крюк в 4 км (в одну сторону) до автомобильного моста, задумываемся о ночлеге (на табличке написано, что устройство биваков запрещено вне специально отведённых мест, а где эти места - не очень понятно). К счастью, именно в этот момент мимо снова скачут сотрудники заповедника - советуют встать у родника неподалёку (43.04647 °N 43.49718°E) , что мы и делаем. Высота 2313 м. От моста 6,5 км, 2:05 ч ЧХВ, +333 м высоты. Отбой в 20:15.

Следует отметить, что по левому берегу реки Псыгансу идёт тропа - видимо от коша (видна с другого берега), поэтому, как оказалось, острой необходимости искать мост через Псыгансу не было, т.к. теоретически можно было дойти до верховий левым берегом и перейти там вброд (хотя это возможно привело бы к увеличению километража). Однако левый берег более крутой и поиск мест под стоянку на нём может быть затруднён (фото 1-2).

Плюс, учитывая то, что на обоих берегах есть коши, следует ожидать быстрого восстановления мостов после паводков - целесообразно ожидать, что будет возможность перейти реку где-то недалеко от коша и не закладывать крюк на обход через автомобильный мост между перевалами Курноят Северный и Хазнывцек, как это делали мы.

Фото 1-1. Хороший мост через Псыгансу (43.09421°N 43.52477°E)

Фото 1-2. Вид в сторону верховий долины реки Псыгансу

День 2, д.р. Псыгансу

15.07.2020, среда

Участок маршрута: д.р. Псыгансу - карман правобережной морены ледника Нахашбита

Протяжённость: 5,5 км (в зачёт (*1,2) = 6,5 км)

Перепад высот: +392м

Чистое ходовое время: 2 часа 10 минут

Высота ночёвки: 2705 м

Метеоусловия: солнечно, после обеда пасмурно

Просыпаемся, как обычно, в 5:00, выходим в 7:07, почти укладываясь в свой внутренний норматив. Идём по дороге заповедника до кордона. Интересно, что возле кордона долина перегорожена забором - видимо для того, что пасущийся в заповеднике скот не убежал вниз. После кордона дорога переходит в тропу и идёт по карману правобережной морены ледника Нахашбита (2535 м).

Далее вдоль ручья, текущего по карману, по той же скотопрогонной тропе (встречаем очередное стадо коров) доходим за один переход до места ночёвки (10:05, 2705 м) - в месте, где в карман стекает ручей из цирка перевала Элион. Дальше в этот день идти не хотим, чтобы не нарушать плавный график акклиматизации, который предусматривает увеличение высоты на ночлега на высоту на более 500м (для неосвоенной высоты, т.е. на которой ещё не было ночлега).

От предыдущей точки ночёвки 5,5 км, 2:10 ч ЧХВ, +392 м высоты.

После обеда погода портится - густой туман, мелкий дождь. Во время улучшения (как выяснилось позже, кратковременно), идём радиально до конца кармана и в просветы между клочьями тумана любуемся на Суганский хребет и его перевалы 3А-3Б к.т.

Фото 2-1. Вид на место стоянки второго дня (43.00499°N 43.49341°E)

Фото 2-2. Маршрут радиальной прогулки (фото сделано на третий день похода)

День 3, подход под перевал Элион

16.07.2020, четверг

Участок маршрута: карман правобережной морены ледника Нахашбита - цирк по д перевалом Элион

Протяжённость: 2 км (в зачёт (*1,2) = 2,5 км)

Перепад высот: +450 м

Чистое ходовое время: 2 часа 25 минут

Высота ночёвки: 3155 м

Метеоусловия: солнечно, после обеда пасмурно

Подъём в 5:00, выход в 7:34. Идём по правому берегу ручья, стекающего из цирка перевала Элион, но уже через полперехода (3020м) переходим на левый берег (на правом - сбросы) (фото 3-1).

Продолжаем движение по левому берегу (средняя и крупная осыпь) и за 3,5 перехода достигаем последней точки, где ещё есть вода и удобные травянистые площадки под палатки.

Встаём на обед и ночёвку в 11:04 (3155 м). От точки ночёвки - 2 км, 2:25 ч ЧХВ, +450 м высоты. После обеда погода немного ухудшается - всё заволакивает сильным туманом, поэтому никаких радиальных выходов решаем не совершать.

Фото 3-1. Маршрут подхода под перевал Элион (фото с точки 43.00666°N 43.49511°E)

Фото 3-2. Маршрут подхода под перевал Элион (фото с точки 43.00372°N 43.49931°E)

День 4, перевал Элион

17.07.2020, пятница

Участок маршрута: западный цирк перевала Элион - перевал Элион (1А, 3754 м, ос) - восточный цирк перевала Элион

Протяжённость: 3 км (в зачёт (*1,2) = 3,5 км)

Перепад высот: +609 м -390 м

Чистое ходовое время: 5 часов 10 минут

Высота ночёвки: 3364 м

Метеоусловия: утром дождь с градом, днём солнечно, вечером дождь с грозой

Встаём в 5:00, и неожиданно быстро, уже в 6, завтракаем и собираемся выходить, но в 6:30 лёгкий дождь переходит в сильный - растягиваем тент и садимся пережидать непогоду. Ждём до 10:20 - лишь потом дождь и ветер утихают и становится ясно.

Выходим в 11:10. На подъём средняя подвижная (может являться для начинающих туристов существенным препятствием) и крупная осыпь. Уклон 20-25 градусов. Воды выше нашей точки ночёвки нет (возле перевала тёк ручей из свежевыпавшего снега, но ниже он терялся в камнях), обед заменяем перекусом. Погода солнечная, но дует довольно сильный ветер.

Под сам перевал двигаемся в целом вдоль линии падения воды, но после пролетевшего возле группы камня (вероятно вызванного свежевыпавшим снегом и последовавшим ручьём) смещаемся левее по ходу движения. Позднее видим ещё несколько камней, скатывающихся в русло временного ручья.

Под перевалом уклон увеличивается до 25-30 градусов.

Идём на разведку на седловину (43.00125 °N 43.52257°E) , отмеченную как перевал на схеме Ляпина (севернее истинной, отделена от неё скальным жандармом) - тура нет, но есть хорошо набитая звериная тропа. Спуск вниз не просматривается, т.к. идёт узким изгибающимся кулуаром (так что может быть ближе к 1Б). Траверсируем под скальным жандармом направо по ходу движения на истинную седловину (координаты перевального тура на ней - 43.00041 °N 43.52258°E) - выходим на неё в 17:01 (Фото 4-1). Высота по GPS 3764 м. От точки ночёвки 1,5 км, 4:10 ч ЧХВ, +609 м высоты. Сняли записку группы из Самары и Нижнего Новгорода (руководитель - Александр Буслаев) от 15.08.2015. Туман, небольшой снег.

Спуск - мелкая и средняя осыпь, уклон до 30 градусов в районе перевального взлёта. Есть пара небольших снежников, но их можно легко обойти. Далее склон выполаживается, а осыпь становится несколько крупнее.

В 18:30 встаём на ночёвку (3364 м) на крупной осыпи - расчищаем места под палатки в нескольких удалённых друг от друга местах с песком/мелкой осыпью. От перевала 1,5 км, 60 минут ЧХВ, -400 м высоты. Как только поставились, начался сильный дождь с грозой, который утих только к 21:00

Фото 4-1. Маршрут подъёма на перевал Элион (фото с точки ночёвки - 43.00126°N 43.50721°E)

Фото 4-2. Группа на перевале Элион, вид на юго-запад (слева долина реки Псыгансу)

День 5, д.р. Хазныдон

18.07.2020, суббота

Участок маршрута: восточный цирк перевала Элион - д.р. Хазныдо н

Протяжённость: 7 км (в зачёт (*1,2) = 8,5 км)

Перепад высот: -1090 м +120 м

Чистое ходовое время: 4 часа 45 минут

Высота ночёвки: 2387 м

Метеоусловия: солнечно, вечером туман

В 5 просыпаемся, выходим в 7:55. На спуске крупная осыпь (фото 5-1), идём медленно. Через переход, в 8:45, решаем выслать передовую группу на кордон заповедника для встречи машины с заброской (сделать заброску в кош/на кордон не получилось, турфирма предложила вариант с машиной, которая подъезжает к нашему приходу - о нашей готовности сообщили по спутниковому телефону днём ранее).

Передовая группа спустилась за полтора часа. Основная часть группы спускается к кордону к 13:20 (2274 м), за 4 перехода (крупная осыпь, средняя осыпь, трава) (фото 5-2). От точки ночёвки - 4,5 км, 3:40 ч ЧХВ, -1090 м высоты. В этом месте впервые проверяют пропуск в заповедник.

Реку Хазныдон переходим по мосту у кордона (достаточно широкий, но на правом берегу дороги нет).

В 14:05 садимся обедать, женская часть группы помылась тёплой водой (для подогрева воды включали дополнительный бензин в раскладку из расчёта как на ещё одну едку).

В 16:30 выходим и за полтора перехода (к 18:05) доходим до места ночёвки (2387 м) на травянистом острове в реке Хазныдон. Дальше на правом берегу находится старый селевой вынос, поиск ровного места под палатки на нём может быть затруднён, да и тропа, по которой мы запланировали движение на следующий день, видна рядом, так что выше идти нет смысла. От моста - 2,5 км, 1:05 ч ЧХВ, +113 м высоты.

Неподалёку от места ночёвки есть родник (42.99315 °N 43.56242°E) , так что мутную воду из реки можно не брать.

Вечером на левом берегу, примерно напротив нашего места ночёвки, замечаем УАЗик и людей с палатками - так что по крайней мере до точки (42.99427 °N 43.55785°E) можно доехать на полноприводной машине (цена проезда по территории заповедника нам неизвестна - фирма «ТАУ-Сервис» Бориса Саракуева, которая организовала нам заброску, может обеспечить проезд только до кордона).

Фото 5-1. Путь спуска с перевала Элион в д.р. Хазныдон (фото с точки 43.00203°N 43.54150°E)

Фото 5-2. Путь спуска с перевала Элион в д.р. Хазныдон (фото с точки 42.99988°N 43.56113°E).

День 6, подход под перевал Столетия

19.07.2020, воскресенье

Участок маршрута: д.р. Хазныдон - долина перевала Столети я

Протяжённость: 4 км (в зачёт (*1,2) = 5 км)

Перепад высот: +735 м

Чистое ходовое время: 3 часа 30 минут

Высота ночёвки: 3122 м

Метеоусловия: солнечно

Просыпаемся в 5, выходим в 7:45. Тропа начинается на склоне (ниже её найти не удалось) неподалёку от точки ночёвки, в точке (42.98772 °N 43.56020°E) . Она хоть и подзаросла, но всё ещё существует и даже видна снизу.

Идём по тропе, траверсируя травянистый склон и за 2,5 перехода (к 9:57) выходим на старую автомобильную дорогу (2780 м). От места ночёвки 2 км, 1:45 ч ЧХВ, +393 м высоты. Местами дорога завалена крупными камнями, проезд невозможен - но для пешего путника она очень удобна и весьма живописна, т.к. уже давно успела зарасти травой и порасти цветами (фото 6-1).

Ещё через переход (10:46) доходим до каменных развалин дома возле входа в шахту (также посещаем, но ничего интересного не обнаруживаем - глухой завал уже через 10 метров от входа).

Через переход (в середине дорога поворачивает в сторону Геологического перевала, а мы продолжаем дальше по тропе) доходим (к 11:04) до планируемого места стоянки (42.97745 °N 43.57575°E, 3084 м): ровные площадки, груды ржавых банок, но нет воды - возможно сказалось жаркое лето. От выхода на дорогу 1,5 км, 1:25 ч ЧХВ, +304 м высоты.

Разведка показывает, что до стоянки с водой ещё один небольшой переход в юго-восточном направлении. В 12:30 доходим до этой стоянки и встаём на обед(42.97400 °N 43.57820°E, 3122 м). От стоянок без воды 0,5 км, 20 минут ЧХВ, +38м высоты. Пока дежурные готовят, разведывательная группа (руководитель и заместитель) идёт на разведку в сторону перевала Столетия - под ледником обнаруживается относительно ровное место с водой (42.97077 °N 43.58814°E, 3470 м), где можно встать (у нас уже была ночёвка на высоте выше 3300м, так что проблем с акклиматизацией не возникло бы), но там всё-таки нужно выравнивать площадки, да и место это существенно менее приятное (уже нет травы), поэтому выше решаем в этот день не подниматься.

Коротаем время до вечера, занимаясь стиркой/помывкой и улучшением стоянки (сложили каменные «стулья» вокруг каменного стола), складыванием очага и добычей дров для вечернего костра (доски - остатки шахтных сооружений). На дровах снова делаем дополнительный котёл чая.

Фото 6-1. Дорога, ведущая в сторону перевала Столетия (когда-то вела на Геологический перевал (42.98192 °N 43.57259°E) в боковом отроге Белагского отрога) (фото с точки 42.98008°N 43.56258°E).

День 7, связка перевалов Столетия и Трёх Гномов

20.07.2020, понедельник

Участок маршрута: западный цирк перевала Столетия - связка перевала Столетия (1А ,3722 м, ос) и перевала Трёх Гномов (1А, 3722 м, ос) - ледник Биляги Южный

Протяжённость: 6 км (в зачёт (*1,2) = 7 км)

Перепад высот: +596 м -478 м

Чистое ходовое время: 8 часов

Высота ночёвки: 3240 м

Метеоусловия: солнечно

В 5 просыпаемся, в 7:05 выходим. За переход доходим до ледника Геологов (фото 7-1). Ещё за два перехода (к 10:08) проходим по открытому леднику Геологов под перевальный взлёт, высота 3570 м (от точки стоянки 1,5 км, 2:30 ч ЧХВ, +448 м высоты). Проводим снежные занятия - спуск/подъём по снежному склону, траверс, движение на 3 такта.

В 10:30 продолжаем движение. Изначально, во избежание движения по осыпному склону, руководитель принимает решение подняться по предполагаемому снежнику (основной массив ледника Геологов был справа по ходу движения - стекал с вершины Белягихох Южная). После выхода на указанную снежную полосу становится видно, что это тоже часть ледника - внизу была довольно широкая трещина соответственно сходим на осыпь слева по ходу движения и продолжаем подъём по ней (фото 7-2).

Осыпь средняя, подвижная, уклон до 30 градусов - двигаемся плотной группой, хотя большая часть скатывающихся камней останавливается на склоне.

На перевал выходим в 12:06 (фото 7-3). От точки, где проводили занятия - 0,5 км, 1:30 ч ЧХВ, +135 м высоты. Координаты - 42.96707 °N 43.59252°E (летний тур южной седловины), высота по GPS - 3705 м. Снимаем записку группы Петроградского клуба туристов (г. Санкт-Петербург) от 29.06.2018 (руководитель - Дрожжина А.А.) из весеннего (верхнего) тура (42.96716 °N 43.59267°E) и записку группы турклуба «Ковчег» (г. Ростов-на-Дону) от 03.09.2018 (руководитель - Болдовский Е.А.) из нижнего тура, который расположен на седловине (которая всё ещё засыпана снегом в конце июня). Проверяем также вторую (северную) седловину (отделена от южной небольшим скальным жандармом - простые скалы): тур есть (42.96738 °N 43.59295°E) , но там ничего не находим.

Внизу в долине со стороны Билягидона видим группу туристов (первый и последний раз за поход).

В 13:05 выходим траверсом в сторону перевала Трёх Гномов - характер склона такой же: средняя и довольно подвижная осыпь (фото 7-4 и 7-5), уклон 25 градусов, идём довольно медленно.

В 14:20 достигаем «перевала» Трёх Гномов (высота по GPS 3718 м) - от перевала Столетия 0,5 км, 1:15 ч ЧХВ, +13 м высоты. Характер рельефа в этом месте таков, что с северной стороны (т.е. со стороны перевала Столетия) находится осыпной склон, на который в целом можно подняться в произвольном месте (хотя дальше в юго-восточном направлении начинаются многочисленные скальные выходы - там это будет сделать сложнее). Перевальная седловина, как и сам гребень, отсутствуют - на юг простирается довольно обширное плато, которое постепенно (лишь с одной небольшой скальной ступенью) снижается к подножию ледника Северный Белаг. Тура нет, записку не оставляем.

Просматриваем возможный путь восхождения на вершину Белягихох Южная с перевала Трёх Гномов по гребню - начало н/к-1А, траверс гребня 1А-1Б (фото 7-6).

В 14:47 выходим дальше в юго-западном направлении. Путь идёт по моренным валам ледника Северный Белаг, с которого стекают многочисленные ручьи. Довольно много мест для стоянок. Виден спусковой кулуар, по которому на вершину Белягихох Южная ведёт маршрут 1А (с ледника Северный Белаг) (фото 7-7).

Из-за отставания от графика на один день решаем отказаться от восхождения на вершину по запланированному маршруту 1А на следующий день и принимаем решение идти к перевалу Белаг Южный.

За четыре перехода, к 18:15 доходим до места впадения небольшого ручья в реку Белягидон, берущую своё начало с ледника Белаг Южный. Высота 3240 м. От перевала Трёх Гномов - 3,5 км, 2:45 ч ЧХВ, -478 м высоты).

Для выравнивания площадок на песке пригодилась бы лавинная лопата - пожалели, что не взяли.

Предварительный просмотр перевала Белаг Южный показывает, что характер маршрута сильно изменился - снега нет, льда почти не осталось. Принимаем решение выйти утром на разведку небольшой передовой группой для обработки перевала.

Фото 7-1. Варианты подъёма к леднику Геологов от места ночёвки: красный - по осыпям и вдоль ручья на каменный уступ (путь разведывательной группы) синий - по гребням моренных валов и в лоб на каменный уступ (простейшее лазание, путь всей группы) (фото с места стоянки - 42.97393°N 43.57814°E)

Фото 7-2. Пути движения на перевал Столетия: красный - путь движения группы синий - рекомендованный путь движения (фото с точки 42.96824 °N 43.59134°E)

Фото 7-3. Группа на перевале Столетия, вид в сторону д.р. Хазныдон

Фото 7-4. Перевал Столетия с перевала Трёх Гномов (42.96118 °N 43.59117°E) и путь траверса

Фото 7-5. Вид на перевал Трёх Гномов с траверса со стороны перевала Столетия (фото с точки 42.96368°N 43.59094°E)

Фото 7-6. Возможный путь подъёма на вершину Белягихох Южная с перевала Трёх Гномов

(42.96118°N 43.59117°E)

Фото 7-7.Возможный вариант подъёма на вершину Белягихох Южная. Вид с морен ледника Белаг Северный на маршрут 1А по спусковому кулуару (фото с точки 42.95812°N 43.58594°E)

День 8, д.р. Билягидон

21.07.2020, вторник

Участок маршрута: ледник Биляги Южный - д.р. Билягидо н

Протяжённость: 10 км (в зачёт (*1,2) = 12 км)

Перепад высот: -1650 м

Чистое ходовое время: 6 часов 10 минут

Высота ночёвки: 1600 м

Метеоусловия: утром ясно, после обеда дождь

Передовая группа (руководитель, заместитель и медик) выходит в сторону перевала Белаг Южный с рассветом, в 04:00. За полтора часа (морены, открытый ледник) достигает точки начала маршрута (фото 8-1).

Первая станция (R0) на ледобурах. Дальше маршрут ведёт косой щелью (конгломерат,

лёд, уклон до 35 градусов) на травянистую полку (длина участка R0..R1 - 50 метров).

Дальше с полки - ещё одна верёвка по узкому кулуару (лёд, скалы, примерно 30-35 градусов уклон) на перевальную седловину (фото 8-2). Вторую станцию (R1) следует организовывать в скальной стенке слева по ходу движения. На полке на единственном выступающем камне лежит дюльферная петля, но форма камня такова, что это решение не внушает уверенности.

По нашей оценке, категория трудности перевала превышает 1А и ориентировочно соответствует 1Б. В связи с этим принимаем решение отказаться от прохождения перевала.

В 7:40 передовая группа возвращается в лагерь. Вся группа выходит в 8:30 - движемся вниз по долине реки Белягидон, обдумывая по пути, какой из запасных вариантов выбрать: перевал Дашивцек (н/к) или обход по долинам через село Ахсау.

За три перехода доходим до трёх водопадов. По нашим описаниям спускаться нужно вдоль самого северного. Ошибочно приняв за него водопад, стекающий с западного склона долины (таким образом, это четвёртый водопад в этом месте), траверсируем до него (травянистый склон - не очень приятный во время начинающегося дождя).

Следовало двигаться вдоль третьего водопада (42.95167 °N 43.61603°E) (фото 8-4).

Высота 2496 м. От точки стоянки 4 км, 3:10 ч ЧХВ, -744 м высоты.

Просматриваем путь подъёма на перевал Дашивцек (н/к, 3375 м) - воды нет, нужно набрать свыше тысячи метров после обеда для того, чтобы его пройти, а нового опыта он не даст (везде сыпуха) - принимаем решение обойти по долинам.

Обедаем с 12:37 до 14:50, пережидая дождь. Дальше идём по тропе, которая через переход превращается в грунтовую дорогу. Ещё за 4 перехода доходим до точки стоянки - ровной площадки возле недостроенного двухэтажного дома. Вода из ручья рядом. Высота 1600 м, дождь. От точки под водопадами 8,5 км, 3:00 ч ЧХВ, -896 м высоты.

Фото 8-1. Путь движения к перевалу Белаг Южный

Фото 8-2. Путь движения на перевал Белаг Южный с севера (фото с точки 42.93633 °N 43.58785°E) красный - фактический, до полки синий, в кулуаре - оставшаяся верёвка до седловины

Фото 8-3. Вид на перевал Белаг Южный в 2011 году (Фото Аси Ивановой) - для сравнения

Фото 8-4. Красный - путь движения группы Синий - рекомендованный путь движения (вид с точки 42.95246 °N 43.62215°E)

День 9, д.р. Урух

22.07.2020, среда

Участок маршрута: д.р. Билягидон - д.р. Урух - д.р. Харесидон - альплагерь Комы-Ар т

Протяжённость: 16,5 км (в зачёт (*1,2) = 20 км)

Перепад высот: -350 м +550 м

Чистое ходовое время: 6 часов 20 минут

Высота ночёвки: 1850 м

Метеоусловия: солнечно

Подъём в 5, выход в 7:20. По пути попадаются стоянки возле реки (но они расположены совсем близко к дороге, поэтому не жалели о том, что не дошли). Через переход, к 8:20, выходим в село Ахсау. От точки ночёвки 3 км (в зачёт 2,5 км), 1:30 ч ЧХВ, -350 м высоты. Дальше идём по дороге в сторону турбазы Ростсельмаш. Дорога проезжая, но количество машин минимально. По сторонам есть, на что посмотреть - старые осетинские могилы, православная часовня, памятники погибшим в Великую Отечественную Войну.

К 13:30, через 6 переходов (откладывали обед, надеясь на какие-нибудь яства на турбазе) достигаем турбазы Ростсельмаш (42.89921 °N 43.60473°E) , снимаем заброску.

Разместиться в палатках на территории базы нам не дают, в целом ведут себя не очень доброжелательно (судя по отчётам прошлых лет, это, к сожалению, норма для этой турбазы). Рекомендуем делать заброски на другие туристические объекты, которых здесь достаточно много.

Обедаем чуть в стороне от турбазы и в 16:10 выходим в сторону альплагеря Комы-Арт. До него доходим в 16:50. Высота 1850 м. От села Ахсау 16,5 км, 4:50 ч ЧХВ, +550 м высоты.

Место под палатку стоит 250 рублей за ночь. В эту стоимость входит душ, но не входит Wi-Fi.

Персонал очень доброжелательный - стоило сразу ориентироваться на этот вариант для ночлега.

День 10, подход под перевал Солдат

23.07.2020, четверг

Участок маршрута: альплагерь Комы-Арт - д.р. Харесидон - д.р. Орсдон - верхние Суганские ночёвки

Протяжённость: 14 км (в зачёт (*1,2) = 17 км)

Перепад высот: +1340 м

Чистое ходовое время: 5 часов 55 минуты

Высота ночёвки: 3192 м

Метеоусловия: утром солнечно, после обеда густой туман

Утром встаём как обычно, в 5. Два участника объявляют о своём решении сойти с маршрута - сообщаем МКК, потом связываемся с Борисом Саракуевым для организации трансфера, т.к. общественный транспорт в Мадзаску (ближайший населённый пункт в д.р. Урух) не ходит. Отдаём часть едок и снаряжения.

Выходим только в 08:38. Вдоль левого берега реки Харесидон идёт хорошая грунтовая дорога до водопада Галдоридон (Жемчужина), до которого мы доходим за два перехода, к 10:24.

Прямо за водопадом (42.91095 °N 43.55025°E) находится аншлаг, информирующий о начале пограничной зоны (в которую гражданам РФ можно входить по паспорту), а сразу за ним, в паре метров, второй - информирующий о начале 5 км зоны (в которую нужны пропуска).

Принимаем решение идти в этот же день, отказавшись от горячего обеда, сразу на Суганские ночёвки.

Болото Чефандзар обоходим, двигаясь траверсом северного борта долины (фото 10-1).

Иногда попадаются скотопрогонные тропы.

По долине Орсдон идём левым берегом (также идёт периодически теряющаяся тропа). Переходим через Орсдон уже почти у стоянок, в том месте, где она сливается из многочисленных ручьёв.

К 18:28 выходим к стоянкам (высота 3192 м). От точки ночёвки 14,5 км (в зачёт 14 км), 5:55 ч ЧХВ, +1340 м высоты.

Фото 10-1. Вид на перевал Солдат из долины реки Харесидон (фото с точки 42.91674 °N43.52045°E)

День 11, перевал Солдат

24.07.2020, пятница

Участок маршрута: верхние Суганские ночёвки - перевал Солдат (1А, 3709 м, ос) - д.р .Ахсу - д.р. Карасу

Протяжённость: 10 км (в зачёт (*1,2) = 12 км

Перепад высот: +519 м -1339 м

Чистое ходовое время: 6 часов 5 минут

Высота ночёвки: 2370 м

Метеоусловия: утром дождь, во время обеда дождь, вечером дождь остальное время - облачно с прояснениями

Встаём в 5, хотим выйти в 7, но начинается дождь - выходим только в 7:45. Идём по моренным валам ледника Доппах и за 2 перехода (к 09:35) подходим под перевал Солдат.

Прямо под перевалом находится небольшая каменная ступень, которую можно обойти справа по ходу по каменной полке (под склоном пика Солдат) или слева по ходу по сыпухе. Решаем, что сыпухи в этом походе было уже достаточно, и выбираем первый вариант (фото 11-1).

За полтора перехода (средняя осыпь и небольшой снежник, уклон до 25 градусов), к 11:20 выходим на перевал Солдат (координаты тура - 42.95246 °N 43.42966°E) . От точки ночёвки 3 км, 2:40 минут ЧХВ, +519 м высоты. Снимаем записку группы туристов МГТУ им. Баумана (г. Москва) от 25.07.2018 (руководитель - Семерикова Мария).

В 12:00 начинаем спуск - мелкая осыпь, никакого снега, уклон до 30 градусов (таким образом, в этом сезоне фактическая категория этого перевала составила, по нашим оценкам, 1А).

На спуске сначала идём плотной группой, слегка траверсируя вправо по ходу движения. Под конец, когда это стало неудобно, проходим пару последних участков поочерёдно, группами из 2-3 человек (фото 11-3).

В 12:40 спускаемся с перевала и встаём на обед на моренных валах у ближайшего ручья. В 13:00 начинается дождь с градом, заканчивается лишь к 15:00. В 15:13 продолжаем движение, двигаясь по тропе, идущей по гребню срединной морены (фото 11-4).

За переход (к 16:00) переходим на правый берег Ахсу (даже в столь поздний час воды было не очень много и все ручьи, которые образуют Ахсу, легко переходились вброд).

Ещё за пару переходов (к 18:05) доходим до точки слияния Ахсу и Карасу, где и встаём на ночёвку. Через 15 минут начинается сильный дождь. Высота 2370 м. От перевала Солдат 7 км, 3:25 ч ЧХВ, -1339 м высоты.

Фото 11-1. Красный - путь движения группы. Синий - возможный путь движения (фото с точки 42.95112 °N 43.43577°E)

Фото 11-2. Группа на перевале Солдат, вид в сторону д.р. Орсдон/Урух

Фото 11-3. Спуск с перевала Солдат в долину реки Ахсу

Фото 11-4. Вид на тропу, ведущую с перевала Солдат в долину реки Ахсу (фото с точки 42.95582°N 43.40874°E)

День 12, д.р. Карасу

25.07.2020, суббота

Участок маршрута: д.р. Карасу - начало автомобильной дорог и

Протяжённость: 3 км (в зачёт (*1,2) = 3,5км)

Перепад высот: -120 м

Чистое ходовое время: 1 час

Метеоусловия: солнечно

Встаём в 5, выходим в 7. К 8 подходим к началу хорошей грунтовой дороги (фото 12-1), где нас уже ждёт микроавтобус.

Фото 12-1. Начало автомобильной дороги, ведущей в Верхнюю Балкарию (42.95413 °N 43.34574°E)

Список снаряжения

Личное снаряжение

Участникам предлагалось взять достаточно стандартный набор личных вещей. Исключением являлось специальное снаряжение - с одной стороны в походы первой категории часто не берут даже ледорубы ради экономии веса, с другой стороны, для прохождения перевала Белаг Южный, на котором предполагалось провешивание одной перильной верёвки, нам потребовалось бы обвязки. Вышли из положения тем, что на каждого брали верхнюю обвязку, прусик для блокировки и один карабин. В таком варианте прусик представляет собой одновременно и блокировку верхней обвязки (любым узлом с незатягивающейся петлёй, например восьмёркой), ус самостраховки с карабином (ввязывается в середину узлом баррел/половина грейпвайна) и то, чем можно пристраховаться к перильной верёвке схватывающим узлом (узел Блейк а) . Для навесной переправы эта схема не очень подходит, поэтому все переходы рек тщательно планировались (либо мост либо возможность перейти вброд).

Фото 8.1.1-1. Вариант использования личного снаряжения в условиях необходимости экономить вес

В электронном виде приведённая ниже таблица доступна по адресу https://tinyurl.com/y6lutfmd (короткая ссылка для https://docs.google.com/spreadsheets/d/e/2PACX-1vRUs87C0bEShzUrRxLPgwfEGOniX2RIFa vxz3vIxdn4natEgxiAFBuC-dOk7vYYIIO-8ul18oHKyEb_/pubhtml)

название

вес, г

количество

общий вес, г

(общее)

рюкзак

2285

1

2285

(спальное)

коврик

332

1

332

спальник

1435

1

1435

герма для спальника

35

1

35

сидушка

60

1

60

(посуда)

фляга/бутылка 0,5л для воды

212

1

212

кружка

65

0

0

ложка

17

1

17

миска

127

1

127

мешок-жорик

35

0

0

(разное)

наручные часы

45

1

45

налобный фонарик

63

1

63

комплект батареек для фонарика

15

1

15

треккинговые палки, пара

514

1

514

(личная гигиена)

зубная щётка

21

1

21

зубная паста

75

1

75

мыло

15

1

15

туалетная бумага

80

1

80

(на случай НС/отделения от группы)

нож

145

1

145

зажигалка, обмотанная серебристым скотчем

15

1

15

(личная аптечка)

перевязочный пакет либо бинт

25

1

25

спасательное одеяло

110

1

110

название

вес, г

количество

общий вес, г

рулонный пластырь

23

1

23

глюкоза в таблетках

45

1

45

эластичные наколенники/бинт

200

0

0

личные таблетки

50

0

0

(личный ремнабор)

катушка чёрных ниток

10

1

10

иголки

5

1

5

запасная пряжка-фастекс для пояса рюкзака

5

1

5

(от солнца)

солнцезащитные очки (фактор защиты 3 или 4)

133

1

133

солнцезащитный крем (sfp 50)

112

1

112

солнцезащитная помада (sfp 50)

13

1

13

(документы)

герма для документов

64

1

64

паспорт

134

1

134

ксерокопия паспорта

10

3

30

пропуск в погранзону

10

2

20

пропуск в нац парк

10

2

20

медицинская страховка

10

1

10

(вещи, которые не нужны в походе, но которые не оставить в заброске)

ключи от дома

30

1

30

деньги

156

1

156

телефон

212

1

212

(специальное)

верхняя обвязка

112

1

112

карабин

60

1

60

прусик 6мм 2м

75

1

75

каска

281

1

281

страховочные перчатки, пара

31

1

31

(обувь)

ботинки "горные", пара

2192

1

2192

кроссовки, пара

728

1

728

пластиковый мешок для ботинок, пара

70

1

70

название

вес, г

количество

общий вес, г

(одежда)

анорак/куртка ходовая, ветрозащитная

552

1

552

штаны ходовые, ветрозащитные

490

1

490

футболка

105

1

105

футболка с длинным рукавом и воротником

243

1

243

подшлемник/бафф

31

2

62

панамка/кепка

130

1

130

перчатки, пара

133

1

133

тёплая куртка или жилетка

246

1

246

тёплое термобельё - верх

238

1

238

тёплое термобельё - низ

168

0

0

тёплая шапка

37

0

0

гамаши, пара

212

1

212

трусы

46

2

92

тонкие носки, пара

57

2

114

толстые носки, пара

90

2

180

герма для одежды

107

1

107

всего

13101

Групповое снаряжение

В электронном виде приведённая ниже таблица доступна по адресу https://tinyurl.com/y4bwyt5m (короткая ссылка для

https://docs.google.com/spreadsheets/d/e/2PACX-1vSosutDuO2IAO55pzbjsX-tt0A9VChK_MMn Cji9myKehmn9OtBt24LWvqtEZzDorBYVza18A1GxIhG5/pubhtml)

название

вес, г

(бивачное)

4-местная палатка (сухая 3560, мокрая 4670)

4670

каркас 4-местной палатки

1330

2-местная палатка (сухая 2800, мокрая 3360)

3360

3-местная палатка (сухая 4300, мокрая 5030)

5030

тент для шатра мокрый (сухой 2700, мокрый 3240)

3240

(кухонное)

примус мультитопливный

499

насос

106

баллон

190

примус мультитопливный

499

насос

106

баллон

190

примус мультитопливный

1180

насос

баллон

котёл 7,5л

685

мешок для котла

46

котёл 6,5л

540

мешок для котла

46

ветрозащита

59

стеклоткань

208

(хознабор)

мешок завхоза (поварёшка, щётка для посуды, металлическая губка, разделочная доска, скатерть, зажигалка, варежка)

2200

(навигация и связь)

gps в телефоне

150

название

вес, г

часы с gps

100

powerbank/батарейки для gps

150

спутниковый телефон в герме и доп аккумы

444

компас

47

хребтовка

209

карты

200

описания препятствий

200

(специальное)

кошки, пара

1032

статическая верёвка 9 мм 50 м, синяя, tendon

2680

ледобуры, 6шт

1014

ледоруб

480

станционная петля 175 см

115

станционная петля 120 см

91

(остальное)

солнечная панель

80

фотоаппарат

1150

видеокамера/gopro

230

ремнабор

1300

основная аптечка

1300

оперативная аптечка

250

тетрадь и ручка

30

электронный безмен

90

флаг ПКТ

16

бинокль 8x42

920

термометр уличный

19

всего

36481

В качестве группового тента использовался тент от шатра Зима - довольно удобно, т.к. он сшит в форме купола. Впрочем, вариант, у которого стенки достают до земли (типи), был бы более приятен при косом ветре и дожде. ЦК вязали из палок, но удобнее брать родной разборный алюминиевый кол - быстрее ставить, надёжнее (палки сгибаются при сильном ветре).

Для зарядки различной электроники использовалась солнечная панель - китайская безродная без буферного аккумулятора, купленная за ~2000 рублей через интернет. Панель крепилась на клапан рюкзака английскими булавками, заряжаемое устройство переносилось в кармане клапана.

Отсутствие буферного аккумулятора создало определённые трудности с заряжанием некоторых смартфонов: после прохода облака над панелью (что приводило к пропаданию питания), смартфон прекращал заряжание - для того, чтобы он снова начал заряжаться, нужно было переподключить usb кабель. Проблему решили использованием power bank&rsquoов - сначала заряжали power bank, а уже от него - смартфон.

Фото 8.1.2-1 Солнечная панель на клапане рюкзака

Доработки и самодельные элементы снаряжения

Для приготовления пищи использовались титановые котлы от фирмы «Роза ветров». Их преимуществом является низкий вес (охождения перевала Солдат

  • http://kmvline.ru/lib/circle/15.php - описание перевала Столетия (В.И. Ленина)
  • Копии снятых перевальных записок

    © 1999-2024Mountain.RU
    Пишите нам: info@mountain.ru