Автор: Отто Чхетиани, г. Москва

Китай - 2003. Путевые заметки

Отчет о горном туристском походе 6 к.с. по Китайскому Памиру (Кашгарские горы), 2003 г., Лебедев Андрей, г. Москва
30.07.

С утра появляются Миша с Татьяной. Я как раз разбирал швейную машинку, и она отказалась после работать. Миша пошутил, что это его персональный эффект, поскольку дома у него машина вышла из строя.

Последний выход на рынок и в магазины. На полу груда вещей и тут ведь еще не все продукты. Позвонили попрощаться Никитин и Хапаев. К 18.15 мне удается закончить все сборы. Заходит Боря (брат) и Оля сооружает легкий стол. Вскоре звонит диспетчер такси – машина внизу у подъезда. Спускаемся. Усаживаемся в синий Ситроен. Прощаюсь с Борей и Олей и отправляемся.

Едем по Рублевке. Забитость умеренная. За 50 минут добираемся до Шереметьево. Наши уже там. Мы покупаем кассеты с русской попсой для Саши. Подъезжают и альпинисты. Рейс оказывается заполненным на три четверти. Летят в основном китайцы. И небольшое количество русских. Телевизионная программа оказалась довольно унылой и состояла из многократных повторов фрагментов из жизни хип-хоп исполнителей и постаревших голливудских звезд.

31.07.

Садимся уже на рассвете. В Урумчи около 15 градусов. Высота 630 метров. Груз получаем очень быстро и без особых проблем пересекаем границу. Таможенники не копаются в рюкзаках. Нас встречают прошлогодний китайский Миша (Гу) и его 2 приятеля – Саша и Коля, также изучающие русский язык. Коля изучает язык 2 года, но выговор очень чистый. Нам надо перебраться в новое здание аэропорта, стоящее в сотне метров от международного терминала. Оно внушительных размеров и облицовано серым полированным камнем. Перед входом стоят колонны квадратного сечения, увенчанные перевернутыми усеченными пирамидами. Стекло, свет, гладкие полы, большие внутренние пространства. Множество стоек для регистрации, толпы людей. Здесь приходится заплатить по 50 юаней аэропортовского сбора. Обмена валюты, как и банкоматов в аэропорту не оказалось. Возникла заминка. Миша (Гу), однако, быстро договорился с продавщицей сувенирной лаки. На контроле у Андрея изъяли одноразовый бритвенный станок.

Летим в Кашгар на Боинге 777. Он полностью заполнен. В воздухе стоит легкая дымка. Взлетаем после длинного разбега. Сразу открывается вид на массив Богдо-Улы, сильно возвышающийся над окружающими горами. Местность под нами довольно интересная. Складки местности переходят в безлесные острова леса. Затем появляются снег, ледники, потом горы прерываются опять равнинами. Мы пересекаем продолжение Джунгарского хребта – хребет Боро-Хоро, а впереди уже цепи Тянь-Шаня. Здесь горы уже индивидуальны и узнаваемы. Вначале массив горы Снежного Лотоса (Сюэ Лян), расположенный к востоку от Музартского прохода. Затем пошли прошлогодние знакомые. Устрашающий южный склон пика Военных Топографов с парой мощных южных контрфорсов. За ним выглядывает пирамида Хан-Тенгри. Глубокая седловина перевала Чон-Терен и Победа. Отсюда она смотрится несколько иначе, чем с ледника Чон-Терен. С него ее масштаб несколько скрадывается. Отсюда же с высоты 10 км и удалении 150-200 км ее белая трапеция возвышается и доминирует над всем районом. Из гор западнее выделяется пирамида пика Нансена. Нам повезло с этой панорамой. К Кашгару подлетаем уже в пыльной буре. Поэтому в городе не очень жарко. Пыльная буря внизу стоит неделю, а в горах в районе Каракуля уже месяц как стоит хорошая и сухая погода.

Альпинисты обнаруживают, что один из своих многочисленных рюкзаков остался в аэропорту Урумчи. Вскоре Саша дозвонился в Урумчи. Рюкзак найден и будет доставлен вечерним рейсом.

Мы немного передохнули и отправились прогуляться в город. Здесь опять стройка и снесен старый район с торговыми улицами рядом с главной мечетью. Все обнесено забором и планируется сделать большую площадь. Походили по рынку. День не базарный, но много интересных восточных товаров из Пакистана и Индии. Остались еще старые кварталы на холме над Кашгардарьей, правда, за вход сюда берут с иностранцев деньги. Я ищу проволоку для прикручивания антиподлипной платформы к кошкам. Ее находим без большого труда в хозяйственных рядах. Вечером ужинаем в китайском ресторане рядом с гостиницей. Потом до глубокой ночи возимся с распределением продуктов.

01.08.

В результате разбора продуктов спали 5 часов. С утра у входа в офис крупной фирмы наблюдаем утреннюю гимнастику служащих в униформе. Говорят, что они еще кричат о любви к своей работе.

Выехали в 11 утра по пекинскому времени. Незаметно доехали до погранпоста в Гезе (заправились бензином в Упале). Прохождение его было формальным. Пограничники коротко глянули на паспорта и пропустили. На окраине Геза с правой стороны от дороги в “ресторане” киргиза по имени Абас Саша договорился оставить нашу заброску. Шоссе в этом году хорошее. Завалов не было. Вспоминается заезд 1998 года, когда нам приходилось то и дело выходить из машины. Проезжаем мимо песков, проглядывающих сквозь дымку. А вот и старые знакомые массивы вершин хребта Конгур-Таг. Они видны уже получше. Теперь въезд на территорию базы у озера Каракуль украшен аркой - воротами в китайском стиле с иероглифической надписью. За “посмотр” озера, как говорит Саша, теперь берут 30 юаней. Саша предлагает ехать сразу до конца. Мы убеждаем его переночевать здесь. Так удобней и альпинистам. Им ведь завтра выходить с караваном наверх и надо набрать 1000 метров до базового лагеря. Мы отъезжаем назад и стаем на берегу озера Малый Каракуль. К вечеру горы затягиваются. Вскоре появляются киргизы и пытаются скачать деньги. Саша отбивает их попытки. Эта территория не охвачена постановлением местного совета. Среди киргизов есть и наш старый знакомец от 200 года Мухуй. Он заматерел, и блеск любопытства в глазах уже потух. Меня он не узнал.

02.08.

На рассвете в сумерках пришли погонщики с верблюдами за ребятами Хохлова. Мы еще дремлем. Я выскакиваю из палатки и вдогонку прошу передать привет Юре.

Музтаг-Ата
К 10 часам по пекинскому времени подходит наш автобус, ночевавший на Большом Каракуле. Погрузились и покатили. Гладкий асфальт. Набираем высоту на перевал к Таш-Кургану. Слева разворачивается западными склонами Музтаг-Ата. Сама местность в районе перевала это холмы с выгоревшей травой. Начинаются первые кишлаки. Тут уже растут деревья. В основном это тополя. И какие-то кусты. Саша заезжает в ближайший кишлак в надежде уточнить дорогу. Впрочем, мы и сами разобрались и показываем Саше, куда нам надо ехать. Дорога к Таш-Кургану ныне идет прямо вдоль реки Тагарма, не так, как это было на советской 5-ке, выпущенной в начале 80-х годов. Поворот дороги на восток в 10 км перед Таш-Курганом. С асфальта мы свернули на широкое полотно грунтовки, видимо, подготавливаемой к асфальтированию. Сама река, прорезающая горы в восточном направлении подпружена. Похоже, что впереди электростанция. Это вскоре и подтвердилось. Плотина, впрочем, невысокая – метров 12-15. Ущелье узкое, а вода – грязная. Все время едем по левому (северному) борту долины. Это один из традиционных путей в Яркенд из Пакистана/Индии. За 5 км до кишлака Шинди хорошая дорога кончается. Впереди бульдозера и бригады дорожных рабочих. Местами проезд узковат для нашего автобуса. Но наш водитель китаец непроницаем. Через 3 часа мы въехали в таджикский кишлак Шинди, расположенный на широкой террасе конуса выноса.

Высота 2890. Кишлак зеленый – деревья, облепиха, в арыках бежит вода. Сама речка впрочем, почти сухая. Ослов искали недолго и сговорили 2 ишаков на 2 дня за 300 юаней. Нас поведет молодой таджик по имени Усман. В том же селе наткнулись на молодого американца, едущего из Кашгара в Кашгар через Каракорумское шоссе и Яркенд. Он удрученно возится с порванной велосипедной цепью.

Вышли мы из Шинди наверх в 10.05 московского времени. Мы устанавливаем декретное время, которое на 3 часа отличается от московского. Проходим кишлачные поля и втягиваемся в долину. Виды вокруг скорее памирские. Идем сначала по дороге вдоль арыка по левой стороне долины. Затем переходим на правую сторону. Воды мало. Через 2 часа оказываемся уже в 5.5 км от Шинди. Еще через 2 перехода останавливаемся на запланированном нами еще в Москве месте ночевки на высоте 3450 метров рядом с каменными постройками. Сейчас тут никого нет. Далее долина принимает притоки, как справа, так и слева. Ее борта сложены мягкими породами, и дальнейшее ее расширение напоминает глиняное корыто с зеленым дном. Время от времени встречаются саманные (глиняные) постройки. Сейчас они все пусты. Рядом с тропой расположен большой камень с выбитыми изображениями козлов. Я когда-то видел такой же в долине Муксу на правом берегу, рядом с мостом напротив к. Кандоу.

По пути несколько раз встречались со спускающимися сверху таджиками. Здороваются они, целуя друг другу тыльные стороны запястий. Руки при этом согнуты в локте, здороваются и приподняты на уровень лица. У старшего целуют в первую очередь. Сверстники целуют руки одновременно. Также женщина целует запястье мужчины, но не наоборот. На небольших делянках растут горох и ячмень.

Вечером верха затянуло, и закрапал слабый дождик.

Олег знает общепринятые киргизские слова и выражения и ведет неспешную беседу с погонщиком. Тот все время покашливает. Мы его пытаемся лечить. От ужина Усман отказался, но сладкий чай с лепешками и шербетом выпил. Ночует он в нашей палатке.

03.08.

Вышли в 08.20. Выйдя после притоков в троговую долину, начинаем забираться вверх по распадку, и выходим на широкие глинисто-каменные террасы, по которым тропа обходит каменистые развалы долины – 50 минут. После мы идем по склону долины в направлении перевала Кош-Муйнак. Тропа постепенно втягивается в боковую долину и хорошо набирает высоту. Трава, камни, глина. Мы вынуждены делать уже короткие переходы. К нашему счастью переваливать нам надо не перевал Кош-Муйнак, как отмечено на карте, а более близкую, но не более низкую седловину. Река Чикчиклык течет довольно далеко и глубоко. Тропа обходит каньон или узкое ущелье, которое река проделала, спускаясь с плато Чикчиклык. Впрочем, какие то тропы, скорее бараньи или коровьи видны и у самой реки. В 14.20 мы на седловине перевала 4515. Перед нами широкая котловина урочища Чикчиклык. Видимо раньше здесь лежал ледник. У поворота к перевалу Тарбашидаван с переметным ледником, ведущему на восток, видно большое озеро. Урочище травянистое, но пастбища в этом году довольно чахлые. Перевал Янги-Даван хорошо виден. Это самая правая (восточная) явная седловина в горной цепи, ограничивающей урочище с севера..

Наш погонщик немного занервничал. Стал говорить о деньгах. Мы ему сказали, что все нормально деньги будут и начали спуск вниз. Остановились у реки, немного не доходя до слияния 3-х притоков. Высота 4355. Естественно нас сразу окружили местные таджики. Среди них есть довольно симпатичные девушки. Еще несколько раз наблюдаем обряд приветствия с целованием запястий.

Небо в тучках. Дует ветер. В восточном борту долины виднеются снежные вершины с небольшими ледниками. Поставили лагерь. Таджики сидят вокруг палаток и смотрят на нас. Через полчаса все собираются и расходятся, оставив нас в покое. Рядом пасутся овцы и коровы.

За день пройдено три длинных перехода, четыре коротких и еще один длинный переход.

К вечеру ветер сменил направление, и с восточного перевала понеслись облака. Выглядит довольно красиво. Пытаемся договориться с местными за 100 юаней довезти груз на 2 ишаках до перевала Янги-даван. Туда, судя по всему, идет тропа. Место нашей ночевки довольно красивое. В речке прозрачная вода. Зелено.

04.08.

С утра приходят местные и начинают торговаться. Они хотят уже 200 юаней. Мы не согласились и стали собирать рюкзаки с полным грузом. Таджики только посмотрели на нас. Видимо, деньги не так уж им нужны. Погода сумеречная. Сыпет редкая снежная крупа. Справа открылся переметный ледник лежащий на плоскости просто так, безо всяких морен, уходящий через широкую седловину на восток. Такие вырожденные ледники последний раз я видел в Южном Джунгарском хребте 10 лет назад. Через него проходит основной караванный путь дальше на восток. Им проходил буддистский монах Сюань Цзан в 6 веке, принесший в Китай буддистские книги.

Выходим в 8.35. Первый переход, протяженностью 2.6 км, прошел практически по прямой и позволил набрать 30 метров (4385). Перевал Янги-даван пока скрывается в тумане. Прошли еще полный переход в сторону орографически левого склона долины, ведущей к перевалу. Перешли прозрачную речушку. После короткого перехода уже с более заметным набором высоты стало понятно, что Татьяну надо разгружать. К нам снизу быстрым шагом подошла группа женщин. Пригляделись, да это киргизки! Они сказали, что их стойбища в восточной долине Тарбашису. Ведут себя свободно и общаются более живо, чем таджички. Как нам стало ясно в этих верховьях проходит киргизско-таджикская граница. Окрестности перевала Тарбашидаван и Янгидаван это уже киргизские пастбища. Да и названия тут уже киргизские.

Еще один короткий переход и мы спустились в основную долину перевального ручья, сложенную рыхлыми осыпными отложениями. До этого мы шли чуть выше по склонам, обходя сверху многочисленные овраги и распадки, и значительную петлю ручья.

Пошел набор высоты, рюкзаки тяжелые и переходы стали довольно короткими. Таня с Мишей отстают. Впрочем, идем мы не быстро и не очень устаем. Тропа выходит на пологие осыпные склоны - тягуны. Идти тут утомительно, но при этом удачно обходится заваленное крупными камнями русло перевального ручья. Окружающие нас склоны не особо примечательны.

Навстречу нам спускается киргиз с мальчиком верхом на яке. Несколькими минутами позже сверху навстречу нам спускается уже целый караван – несколько яков, лошадь, осел. Один як белый, с черными подпалинами. Последний переход выводит нас по осыпному ригелю на прямую линию с перевалом. Седловина перегорожена каменной изгородью с воротами. Перевал – это широкое каменистое плато с ручьями. Вышли мы сюда в 14.40. (То есть поднимались около 6 часов). На спуск уходит тропа, отмеченная несколькими турами. Сначала уходит несколько вправо, пересекает осыпной бугор и затем спускается в долину северного перевального ручья, переходит его и по левому (ор.) склону (крутизна до 20 градусов) спускается в долину. У первого ручейка уже в расширении перевального склона обедаем.

На спуске почти сразу открывается озеро Янги-Кель внизу. Мы с Андреем посоветовались и решили вместо связки Мерке-давана и безымянной седловины в верховья Игебельсу пройти перевал в верховьях притока, впадающего у западного края озера. Это позволит немного выиграть время и будет более плавным по акклиматизации. Судя по карте – высота неизвестной седловины 4910. С той стороны ледник и сразу начинаются поля в верховьях реки Торбулунг.

Погода облачная. Дует южный ветер. На берегу озера цветут лютики и какие то красноватые цветочки. Общее время спуска с седловины чуть более одного часа. Небо немного очистилось и перед закатом стало подсвечивать солнце.

05.08.

Ночью сыпал снег. Прошло несколько небольших зарядов. К утру, вся живописная накануне поляна с красными пахучими цветами, как и все камни, покрыта слоем снега. Облака тянутся с запада.

Вышли в 08.40. За 50 минут обошли озеро по южному берегу и перешли по камням его исток. От западного края озера за переход 45 минут немного не дошли до характерного поворота долины притока на запад. За 40 минут уже втянулись в ущелье и вышли на уровень боковой морены из левого по ходу цирка. Высота 4800. Дует легкий ветер. Небо ясное с редкими облачками.

Дальше долина сложена крупным курумом и перемещение проходит довольно тяжело. За 4 перехода так и не дошли до седловины перевала. Мы решили уйти с узкого дна долины на зеленые полки на макушках курумных россыпей. Шли долго более часа. После чего вышли в маленькую грязевую чашку среди курумов, откуда небольшой набор вывел нас на край перевального плато. По нему минут 15 до перегиба. Это и есть перевал. Высота 4950. Слева виден плоский ледник. По пути к перегибу – глинисто-каменистая влажная равнина. Часто встречаются какие-то грибы, зелено-фиолетового цвета, похожие на куски студня. Прямо под перевалом замечательное озеро. Спустившись еще ниже, попадаем на очередное озеро. Здесь обедаем. Время 16.00. Вокруг стоят немного сглаженные вершины. Рядом на склонах прилеплены небольшие плоские ледники. Просидели здесь около 1.5 часов. Спустились после к следующему озеру. Идется легко. Глина, трава, галька. Уже 18.30. Мы ставим лагерь. Я дежурю. Народ уставший. Высота 4655.

06.08.

Утро ясное и с легким ветерком. Мы спускаемся дальше по пологим травянистым террасам. Незадолго до устья Кара-Джилги через 1 переход бродим реку на правый берег. Она мелкая. Вплоть до кишлака Торбулун – еще 3 перехода – идем по террасам правого берега. Скот встретился лишь в районе самого кишлака. Погода ясная. Мы в деталях рассматриваем цирк перевала Кара-даван. Хороший мы прошли перевал 3 года назад! Сидим, перекусываем. С другого берега лает собака. Снизу мальчик гонит стадо яков. Мальчиков оказалось 2. У каждого из них праща. Они метают камни и направляют яков. Аил Шинде (так они говорят) они знают. Один из них стреляет у Андрея сигарету. Подъезжает конный киргиз – более взрослый парень – и прогоняет ребят. Мы вскоре проходим их стойбище с загоном и палаткой. Народу в долине по сравнению с 2000 годом совсем немного. Наверху мы не видели никого. А тогда было довольно много стоянок. У последнего ручья перед началом обхода тропой устьевого каньона реки Торбулун обедаем (30 минут). Рядом с нами играет пара молодых киргизских собак. У них любовь. Погода ясная и мы любуемся видами вершин ледника Коксель при обходе каньона. Прекрасно смотрится и пик Туюк. Спускаемся в долину Кенгшиберсу и останавливаемся в устье сухого сая в паре километров от устья Игебельсу – 2 длинных перехода после обеда. Разглядеть начало тропы на обход каньона пока не удается. Вечером говорю с Олей. Воду берем у реки из профильтрованной маленькой прозрачной протоки. Вечером уже после захода солнца прямо через тропу потекли ручьи. Впрочем, наутро все опять было сухо.

07.08.

Утро ясное. Андрей “проспал” дежурство. Хотелось немного отдохнуть.

Вышли позже, чем обычно, на 1 час – в 09.40. Тропа идет по террасам над Кенгшиберсу. Под ногами мелкий серый песок. Хорошие места с травой и прозрачной водой оказались в 20 минутах ходу от нашего места ночевки. Впрочем, вчера часть группы была сильно уставшей, и этот переход был бы длиннее. На гальку мы спустились при приближении к броду через Игебельсу. Воды в этот раз много больше, чем 3 года назад. Туры указывают на место конной переправы – участки с относительно ровным дном. Но для нас тут глубоко и мы переправляемся чуть повыше в том месте, где река разливается на 2 протоки. Первым проходит Андрей. Первый заход ниже по течению был неудачным. Первая протока нестрашная. Вторую можно в принципе пройти без страховки, но при сегодняшней воде – это на грани. Основное направление движения – это через бочки после больших камней. Глубина – выше колена. Провозились около 2 часов. До самой переправы шли неполный переход. Немного вымочило Таню. Они с Мишей одели бахилы. Бахилы налились водой, раздулись и стали парусить под водой. В результате Таня упала, пройдя уже самый сложный участок.

Обсушились и в 13.00 пошли разыскивать подъем на тропу обхода каньона. Вроде от переправы отходит тропа. Проходим через замечательное место для бивака с ручейками и зеленой лужайкой и начинаем подниматься к скальному склону над долиной. Появившаяся тропинка вывела нас, не доходя до скал в распадок речушки слева по ходу (ниже по течению). Стали подниматься по ней вверх. Одна из идей, направивших нас сюда, предполагала, что выше по речке будет выход на склон над скальными сбросами. Однако очень скоро стало ясно, что нам сюда не надо. Справа отвесные скальные сбросы, а вдоль речушки пошел крупный курум. По нему впору уже и лезть. Мы вернулись назад и стали подниматься по осыпи к скалам к тому месту в центре сброса, где еще раньше снизу нам казалось, что тут также можно вылезти на травянистые полки уже над скальными сбросами. По осыпи угадывалась и тропа обхода (1 час от брода). В этом месте и в самом деле оказалась вполне битая тропа. Указательные туры были лишь на витках тропы. Ниже указаний на начало обхода нет. Тропа серпантином проходит по скальным полкам и уже по осыпному склону (до 40 градусов) выходит наверх.

Уже через час от начала подъема мы отдыхаем на уверенной тропе, траверсирующей правый борт долины Игебельсу над каньоном. Однако, похоже, что в этом году этой тропой не пользовались. Практически нет свежих следов копыт или отпечатков кед. Один участок оказался заваленным, и пришлось немного упражняться в лазании по осыпям. В 16.30 мы спустились к притоку, по которому мы будем подниматься на перевал в долину Тересазсу.

Солнечно, но временами дует сильный ветер. На противоположном борту основной долины красивые останцы из разрушенных пород. Ночуем мы на площадках нашего лагеря 2000 года.

08.08. Утро тихое. Ветра пока нет.

Начали подъем вверх по притоку вдоль воды по крупным камням. Через 1.5 перехода перешли в левый (ор.) карман. Андрей спугнул большую стаю уларов. Удобные участки подъема чередуются с курумами. Вода вскоре исчезла и появилась в маленьком исчезающем ручейке лишь через 4 с четвертью перехода, где мы и остановились на обед на высоте 4760.

Сзади эффектно смотрятся 2 вершины северной и главной Музтаг-Аты. С вершин срываются огромные снежные флаги. Сильный ветер достает и нас. Выходим с обеда в 16.00 Пройдя немного по куруму левого борта, вдоль которого мы шли до обеда, мы понимаем, что пора переходить к правому (ор.) борту. Воды почти нигде нет. Проходим отличные обширные плоские галечники при этом совершенно сухие. Поднимаемся по распадку рядом со склоном долины и становимся в 18.00 на галечных площадках с водой в этом кармане. Перевальная седловина пока прячется за каменными увалами. Через долину возвышается Музтаг-Ата со своими соседями по цирку ледника Коксель. Высота 4860.

09.08.

Ночью немного сыпал снег и прикрыл все камни. С утра туман. Поэтому после завтрака немного еще поспали. Рельеф впереди неровный с большими перепадами и лучше видеть путь.

Выходим в 11.00. Погода не очень хорошая. Хотя видимость на пару километров (вниз по долине) уже есть. Продолжаем подъем вверх по курумникам правого (ор.) борта пока через 2 перехода не выходим на большое озеро у борта ледника. Спуститься к нему удобно лишь у правого склона – западной оконечности озера. Озеро это находится, по всей видимости, в яме ледника, отмеченное на китайской карте высотой 4902. Наш прибор показывает 4922. Озеро подпирается мощным ледниковым бортом. До седловины перевала, которая начинает угадываться впереди, кажется еще 2 перехода. Однако, погода не улучшается, и мы решаем остановиться на берегу озера. Весь остаток дня сыпет мокрый снег. Видимость ограничена. Прямо напротив нас взлет на перевал 5180, более сложная седловина порядка 3А, выводящая на ледник Южный Чат к месту слияния с притоком, спускающимся с перевала Южный Чат. Справа от нее седловина, ведущая обратно в долину Игебельсу.

10.08.

С утра открываются просветы голубого. Снега за ночь выпало немного более 10 см. Открытая вчера вода на озере сегодня оказалась замерзшею.

Мы собрались и вышли в 09.15. Просветы голубого неба очень скоро оказываются закрытыми. Последний раз выглянула северная Музтаг-Ата и скрылась за облаками. Движение проходит по засыпанным снегом камням. Идти очень скользко. Поднявшись на морену над озером, через 2.5 перехода мы вышли уже на ледник. Тропежка 15-25 см. Здесь связываемся в короткие (12-15 метров) связки и, поднявшись по короткому 15 градусному взлету, пересекаем перевальное плато. Плато обрывается на ледник Южный Чат карнизами, сходящими на нет в восточном и западном краях седловины. Сам перевал ограничен с обоих краев скальными вершинами. Особенно приметен западный скальный треугольной (острой пирамидальной) формы зуб. Посредине чуть ниже уже на южном склоне выходит скальный остров. В западной части перевального плато мы оказываемся в 12.30. Перевал решили назвать Тересаз-даваном. Эта седловина долго видна при спуске по долине Тересаз-су, выглядывая над разделительным отрогом между центральным и южным Чатом.

Начинаем спуск. Одеваем кошки. Спускаемся по фирно-ледовому склону к мульде у скального мыса. Крутизна до 35 градусов. Есть короткие участки 40 градусов. Здесь собираемся. Выпускаю Андрея до начала хорошего льда. Крутится первый бур. Ребята спускаются уже по нашей веревке. От бура повешено вниз 5 веревок. Последние 2 веревки я спускался последним на 3 такта. Склон – это лед крутизной 40-45 градусов, присыпанный 15 сантиметровым слоем снега. Ниже снег уже глубже. Мы спускаемся по 35-30 градусному склону уже без связок (без перил). Собрались внизу у подножия взлета в 16.40.

Снимаем кошки и продолжаем спуск по камням и курумным распадкам левого кармана ледника Южный Чат. Рельеф для движения тяжелый и сильно пересеченный. Все осложняется еще 10-15 сантиметровым слоем снега. К 18.30 мы спустились уже на травянистые площадки, прорезанные ручьями, расположенные под широкой седловиной в разделительном отроге между южной и центральной ветвями ледника Чат.

Красиво смотрится спуск с перевала Южный Чат, расположенный напротив, через ледник. Еще во время спуска снизу до нас из тумана доносилось мычание коров. Сейчас тихо. Вечером опять пошел снег. Впрочем, пасмурно было на протяжении всего спуска.

Олег где-то потерял планку от кошки. Примерно вспомнил, где это могло произойти, и поспешил на поиски. Через полчаса вернулся довольный, с планкой в руках.

11.08.

За ночь все завалило снегом сантиметров на 20. Утро солнечное. По небу быстро бегут тучи. Есть и перистые облака.

Вышли в 09.20. За переход вышли с Андреем на седловину 4604. Набор пологий. На ледник Центральный Чат седловина обрывается скальным поясом. Это угадывалось еще вчера при просмотре во время спуска с Тересаз-давана. Спуск имеется в левой части седловине. Похоже, нужно повесить неполную веревку в скально-осыпной кулуар, а дальше уже пешком. Весь район завален снегом. Ребята собирались долго, и подошли лишь через полчаса после нас. Мы подумали и решили не месить снег, а обойти все снизу через каньон Тересазсу и подняться по долине Чимгена.

За 2 часа прошли по заснеженным террасам, на которых паслись лошади и яки и спустились на тропу в левом кармане. Здесь мы встретились с несколькими киргизами. В стойбище с юртами и “красными” девицами, в котором мы были в 2000 году, решили не заходить, хоть его обитатели и высыпали на холм. Стали на обед в 13.00 у родников на зеленых лужайках чуть выше слияния притоков, стекающих с центрального и южного Чата. Несколько раз подходили киргизы. Все просят пластиковые бутылки. Потом подошла целая семья с 2 мальчиками. Попросили сфотографировать их. У женщины в ушах крупные серебряные серьги с камнями. 3 ряда бус из голубых камней и амулет в мешочке на шее. При фотографировании она стала навытяжку.

Воды в реке сейчас меньше чем в 2000 году. Наверх навстречу прошел одинокий верблюд. По долине идет хорошая тропа. На этот раз верхнюю часть долины мы прошли по конной тропе у реки. Затем поднялись на обычную тропу, которая идет ближе к склону. За 2 перехода дошли до места лагеря 2000 года. Здесь перекусили банкой горбуши и салом.

Долина сейчас достаточно оживленная. В кишлаке на улице стоит группа киргиз. Вниз проехала молодая пара на лошадях. На женщине шапка типа “кубанки”. Проехала наверх пара с ребенком и осликом. От нижнего кишлака отходит еще одна тропа куда-то вверх по склону. Местный парень говорит нам, что парой километров ниже по течению – глубокий брод. Как нам кажется, речь идет о броде через правый приток. Мы стали у реки на гальке в том месте, где тропа спускается временно к реке и проходит мимо характерного зеленого прямоугольного пятна какого то посева. Высота 3212. Тепло и уютно. Еще долгое время нас “сопровождал” в верховьях долины пройденный нами накануне перевал. Здесь уже чувствуется запах сероводорода.

12.08.

Утро пасмурное. Мы вышли в 08.30. Уже через 10 минут были у святого места – серных источников. Температура родников около 50 градусов. Дно родников покрыто белым налетом. Тряпок и тесемок на шестах стало больше. Обнаружилось и закрытое помещение с “ванной”. Вдоволь наснимавшись в этом замечательном месте, пошли дальше по тропе. Как и 3 года назад она производит впечатление своей набитостью. Ее состояние не ухудшилось. Лишь в одном месте приходится пролазить под низко наклоненной скалой. Брод через приток оказался простым. Вывалились в долину Чимгена в 11.40. Мосты повсюду были в хорошем состоянии.

Устроили перекус. Нас опять обступили киргизы. Общение было не особо интересным. Они сказали, что в Чимгене есть машина и дорога через горы на восток. Прошли вверх по долине еще 3.5 км и стали обедать у ручья-арыка на зеленой лужайке. Напротив кишлак Чимген со спутниковой тарелкой. Небо в тучах, изредка выглядывает солнце. На мгновение приоткрывается восточный гребень Конгура. Олег разговорился с киргизами-пастухами. Они сказали, что дорогу сделали в прошлом году. Она ведет через горы через перевал Кызыл-Бель в Янгигиссар. Протяженность дороги 150 км и машине требуется 9 часов. Как нам кажется, речь идет все же о дороге через поселок Чат и урочище Кызыл-Булак.

После обеда мы прошли фактически 2 перехода верх и стали на месте лагеря 2000 года на заросших моренах ледника Чимген. Окрестности вокруг не желтеют от облепихи, как тогда. Сухо, но вода есть чуть выше в виде выхода ручья на поверхность. Высота 3204. Верха затянуты. Изредка накрапывает дождь. Навстречу вниз в долину спустилось много киргизских семей. Миша готовит новую порцию настойки на собранной горсти ягод облепихи. Вечером дождь усилился и лил до утра.

13.08.

Как и 3 года назад с утра низко висят тучи, и идет дождик. С подъемом солнца он ослаб и, после завтрака мы стали собираться. Дождь моросит весь день. Движение киргиз по тропе, тем не менее, не прекращается. За 4 полных перехода дошли до места ночевки 2000 года в правом кармане. Высота 3890. Время от времени по тропе нас сопровождали киргизские мальчишки. Перед летовкой у поворота в долину Согато стоит маленький гидрогенератор электрического тока. Я поднялся на морену над лагерем. Путь на север не просматривается. Все наверху затянуто. За весь день никто из местного населения не приглашал нас и не угощал соответственно. Вечером у палаток опять появились киргизские дети. Заглядывают вовнутрь и тут же обсуждают увиденное. Угостили нас курутом из бараньего молока. Сыро и накрапывает дождь.

14.08.

Утром собираемся и поднимаемся на морену. На этот раз горы не прячутся. Любуемся Конгуром, Кокселем и Кезиселем. С востока идет фронт. Спускаемся по моренному валу минут 30 до открытия вида на 5975 и 5630. То, что мы увидели, оптимизма не внушало. Подъем довольно крутой и порядка 20 веревок (Так это и оказалось). Выходим после долгого разглядывания хребта в 10.00. За 2 перехода пересекаем в основном зачехленный ледник в месте слияния западных и северной ветвей, и попадаем в чудесный зеленый карман. В кармане спокойно и тихо. Неподалеку киргизские жилища и загоны для скота. Пройдя полперехода по тропе вверх и перейдя приток, выходим к красивому озеру. Рядом скалы, уходящие в воду. Склон порос терескеном. На нем пасется стадо коз. Здесь обедаем. Высота 3775. Верха опять закрылись.

Пройдя после обеда по хорошей тропе в кармане 1.5 перехода, подошли к очередному замечательному озеру на этот раз проточному. В него впадает и вытекает ручей. Далее карман начинает прерываться многочисленными саями и распадками. Мы решили обойти этот участок по леднику. Пересекли ледовый карман. Кошек не понадобилось, хотя и пришлось лезть вверх на сам ледник по ледовому склону. Дальше проходим по достаточно ровной поверхности 1.5 перехода и, уйдя с ледника, опять поднимаемся в карман, примыкающий уже к ледопадам, ведущим в интересующий нас цирк. В стороне остался распадок, выводящий к более восточному перевалу через хребет Агалистан. В кармане опять озеро с обрывающимися в него скалами, а ниже видны еще 3 озера! Тихо. Где-то кричат улары. Солей не смог нормально поговорить. Связь все время прерывалась.

15.08.

Ночь и утро было теплыми. Небо в облаках. В лучах восходящего солнца приоткрылся и скрылся Восточный Конгур. Собираемся. Улары стали переговариваться еще в темноте.

Стали подниматься по травянистому гребню в направлении перевального цирка. За 2 перехода подошли почти вплотную к рантклюфту левого орографически кармана. Еще через полперехода одели кошки. За переход вышли на ледник. Крутизна до 30 градусов, местами до 45. Неполный переход в связках по рваному леднику и мы в 13.30 на высоте 4620 ставим лагерь. Впереди короткий подход под взлет и подъём.

Вокруг постоянно грохочет то с Конгура, то с пика 5630. В правом кармане ледника Северный Чимген видно огромное озеро с айсбергами и над ним на террасе киргизский поселок. Неизвестно есть там люди сейчас или нет. Видна тропа, спускающаяся к поселку с морены. Небо в тучах. Поэтому то умеренно жарко, то прохладно.

16.08. Вышли в 08.40. Солнце еще не осветило склоны. Олег и Юра быстро протропили по конусу вверх к засыпанному бергшрунду. Отсюда началось вешание веревок.

Основная наша задача, как мы ее представили вчера после просмотра и наблюдения за склонами, быстро пройти желоба и уйти в левый кулуар к снежному ребру-контрфорсу, пересекая по пути еще один небольшой менее выраженный кулуар (распадок).

Первым повесил веревку Юра, затем вышел вперед Миша, потом Олег, потом опять Миша. Крутизна 40-45 градусов. Принципиальный участок захода в левый кулуар по скалам на повороте прошел аккуратно Андрей. Затем по крутому ледовому склону под ребро подошел Олег. На само ребро вышел Миша и прошел еще 2 веревки. Выше под небольшие карнизы на ребре подходит Андрей. Время около 19.00.

Весь день вовсю работают желоба. Небольшая порция снега, свалившись со скал, набирает массу и с ревом уходит вниз. Лавина сходит позже и в том небольшом распадке слева по ходу, который мы пересекаем перед тем, как свернуть в левый кулуар. Первоначально мы даже думали, не выйти ли нам на более низкие седловины к западу от п.5630. Грохот лавин был достаточным аргументом в пользу нашего ухода к гребню-контрфорсу.

Часть нижних веревок повешена на ледорубах. Всего было 16 перильных веревок. Крутизна от 40 до 55. После поворота налево к контрфорсу идет довольно жесткий лед. Сам гребень контрфорса довольно узкий. Уже вечер. Андрей начал формировать площадку. Работаем ледорубом и лопатой. Олег в это время, героически пристроясь под карнизом, топит воду. В результате удается поставить одну палатку вдоль гребня. Наклонно. Пропускаем сквозь палатку веревку, закрепив ее на ледобурах. Подпираем нижний край рюкзаками и всех и всё пристраховываем. Высота 5220.

17.08.

Спали вполне нормально. Ночь была теплая.

Сборы проводим по очереди. Первым вышел Андрей в 08.40 и провесил одну веревку по гребню вдоль карниза. Теперь можно выходить. Вторую веревку провешиваю я.

Гребень контрфорса заканчивается перед скальным отвесом. Его мы обходим слева и дальше угадывается подъем на основной гребень хребта. Жесткий траверс влево вбок по 55-60 градусному склону 30 метров проходит Юра. Остаток 20 метров проходит уже Миша.

Для выхода на основной гребень необходимо преодолеть скальный разрушенный пояс. Вверх выходит Миша и очень аккуратно, не сбросив ни одного камня, поднимается по скально-ледовому склону 50-60 градусов. Дальше в сторону гребня с уклоном вправо по жесткому и крутому 55-60 градусному льду опять выходит Миша. Под нами оставались кулуары, куда с шумом уходили лавины, вызванные снегом, сброшенным нами при движении.

Движение по гребню хребта более простое - 35-40 градусов. Взгляд назад удостоверяет в отсутствии плоских участков на всем гребне в сторону п.5630. Вторая веревка по гребню проходит рядом с карнизом, висящим на север. Везде лёд. Последняя на сегодня 8 веревка вывела к 18.30 на плато в.5436. Замечательные виды на Чакрагиль, Гез, Агалистан и другие окрестные горы.

С утра шел облачный фронт, и весь день было не жарко. Ночь звёздная. Краснеет Марс. На кашгарской равнине светятся крупные поселки.

18.08.

Утро слегка ветрено. Облака идут с запада. К Чакрагилю с ночи прилепилось облако.

Собрались и вышли в 09.40. Траверс этих полей оказался куда более спокойным, чем можно было ожидать при просмотре снизу с Чимгена. Намеченная нами линия движения по хребту идет к перемычке перед основной предвершиной 5975. Уже после скального треугольника, непосредственно перед седловиной, пошла тяжелая тропежка со сменой ведущего через 50 шагов. На саму седловину Андрей выходит без рюкзака по 25 метровому 60 градусному склону, покрытому сухим перекристализованным высотным снегом. Выход на сам склон проходит через бергшрунд в том месте, где можно перейти, сделав большой шаг. Всех остальных вместе с рюкзаком Андрея вытягиваем полиспастом. Эти перила заняли довольно много времени и наверху на перемычке все собрались в 16.00.

Здесь мы перекусываем. Я топлю воду. В это время Олег и Юра провесили еще 25 метров на гребень. По гребню мы подходим к 45 градусному склону, подрезанному бергшрундом. Я выхожу и провешиваю 40 метровые перила по обледенелому фирну. Дальше идет плоский участок гребня со спуском по снежному ребру в мульду, расположенную непосредственно перед взлетом на 5975. Здесь в мульде не дует. Этот последний переход мы шли уже с ветром. Высота 5805.

Крупная облачность. По-прежнему устрашающе смотрится восточное ребро Конгура. Дежурит Андрей. Тихо. Вспоминаем дневные пейзажи – впечатляющие полуторокилометровые сбросы на зачехленный северный ледник. В карманах ледника видна зеленка.

19.08.

Ночью немного сыпал снег и задувал ветер.

Вышли в 9.00. Утром переменная облачность. Временами наползает туман. Из-за этого при подходе к вершине случился мелкий конфликт. Юра и Олег, поднявшись вперед по гребню, так и не сказали ясно о том, есть ли у них выход к вершинному гребню или нет. После пререканий мы попробовали подняться левее, ближе к южным склонам. Там надо было вешать, и мы вернулись к месту первого выхода ребят. Тут и оказался удобный выход наверх. Вообще говоря, именно этот путь и просматривался вчера при начале траверса хребта. Так что ругань была дурацкая.

Вылазим на широкий гребень (5930). Вершина находится чуть впереди. На нее выходим в 11.30. Прибор подтверждает ее топографическую отметку – 5975. Посоветовавшись, решили назвать ее пиком Николаева – в честь известного туриста и конструктора снаряжения, пропавшего более 10 лет назад на леднике Звёздочка. В 12.00 начали спуск. Видимость временами исчезает. Прошли по гребню немного (100 метров) на север и решаем обойти часть сбросов гребня (а они уже видны, и угадываются и дальше) по ледопаду перевала Восточный Конгур. Для этого поворачиваем влево и, пройдя немного траверсом по западному склону пика, вешаем веревку по фирну через небольшой сброс. Верхний конец закрепляем на проушине. Видимость резко уменьшается. Мы спускаемся по линии падения. Глубокий снег. Чуть не залазим в мощный ледниковый котёл. Олег вовремя остановился и вылез с обрыва назад. Уходим траверсом налево почти к седловине Восточный Конгур. Отсюда уже вертикально вниз и далее направо через 25-30 градусные склоны с глубоким снегом (он сегодня холодный и не липнет) к плечу 5565 в северном гребне 5975.

С ледовых обрывов чуть в стороне от нашего движения сходит лавина. Грохочет и где-то внизу ближе к северным склонам вершины Восточный Конгур. Ледопад еще сохраняет спокойное течение, но уже заметно, что он становится круче. Обрыв ледопада пока не виден.

Вскорости после постановок палаток на плато 5565 – 16.00 начинается крайне сильный ветер со стороны Конгура. Стойки нашей полубочки норовят сложиться, и мы поддерживаем заднюю стенку спинами. Погода разгулялась по всему району. Все при этом происходит при ясной видимости. К 7 вечера порывы ветра стихли и, даже стало пригревать солнышко. Впечатляют жандармы и северные ребра Конгура. Нам надо завтра сбрасывать вниз по гребню, а потом перейти на ледник.

20.08.

С утра туман. Сыпет мелкий снежок.

Начинаем спуск по гребню 8 09.20. Первая веревка вешается на снежной косынке. Спускается первым Олег. Склон вначале градусов 45, потом 50. Я прошел вниз вторым и сделал ледовую проушину. Дальше следующая веревка 50 градусов. Нижний конец на проушине. Выхожу на гребень. Здесь приходится даже немного его оседлать.

Собираемся на маленькой площадке перед сбросом со скального жандарма после 4 с половиной веревок спуска. Здесь находим кусок синей 8-ки. Видимо, это остатки от японской экспедиции на Восточный Конгур в 1980 году.

Погода туманная и спуск плохо просматривается. Решаем обойти жандарм по левому западному. Веревка проходит через скальный отвес. Под ним точка закрепления. Здесь же обнаруживается пара вбитых ржавых стальных крючьев, видимо тех же времен (1980). Рядом небольшой грот, залитый натечным льдом. Сюда мы временно загоняем Таню. В гроте можно скрючившись просто посидеть и не упираться передними зубьям кошек в склон. Сам лед под скалой довольно жесткий. Я прохожу мимо вправо по ходу в сторону гребня и вижу на жандарме еще остатки синих перил. Идем параллельно линии гребня. Крутизна 45 с участками 50 градусов и метровым ледовым сбросом. Лед довольно жесткий и уже 11 и 12 веревка вешается с некоторым напряжением. Приходится траверсировать 50 градусные склоны с жестким льдом.

Погода ухудшается, начинает сыпать уже не мелкий снег. В редком прояснении угадывается линия гребня с карнизами в районе седловины Караташ и больше ничего. Зато хорошо видны сбросы левее от линии движения.

На конце 12 веревки собираемся уже всей группой и в сумерках решаем идти по линии падения воды. Ледник внизу как-то приоткрывался. Первая ночная веревка проходит через пояс разрушенных скал (60 градусов, внизу участок 70 градусов), и ее прохождение для группы оказалось довольно долгим. Для ускорения движения мы пускаем Таню по второй веревке с незакрепленным концом. При спуске Таня ушла в сторону от линии движения вышедшего на эту веревку первым Олега. Эта веревка шла немного вбок (вправо). Таня спустилась ниже скал и много времени затратила на воссоединение с группой.

Я простоял наверху около часа. Даже несколько раз задремывал. Уже стемнело. Сыпет снег. Пошли мелкие сухие лавинки. Крик снизу. Таня на точке! Наконец, можно идти. Готовлю сбрасывание и иду по сдвоенной веревке уже в темноте. Внизу зажигаются фонарики. Главное – двигаться. Здесь под скалами с ребятами уже веселей. На нас ссыпалось еще несколько лавинок. Забираю фонарик у Миши. Теперь я иду последним, а Андрей первым. Все веревки ледовые. Средняя крутизна 13,14 и 15-й верёвки - 50 градусов, потом 45. Уже начинает выступать из темноты рельеф ледника, подсвечиваемый взошедшей луной. Снег прекратился. Последняя - 24-я веревка 40 градусов. Дальше глубокий снег 30 градусов. На 20 градусном склоне ледника, противоположном нашему спуску останавливаемся в 6 часов утра и быстро вытаптываем площадки под палатки.

Высота 4910. Теперь поспать!

21.08.

Утро тихое. Огромным массивом стоит над нами Восточный Конгур и в отдалении на западе Конгур-Тюбе. Очень тихо вокруг. Даже не грохочут лавины. Днем отдыхаем. Видимость исчезла и не появлялась до ночи. Было жарко. У меня болит отмороженный палец.

Под вечер собрались и поднялись за переход, минуя большие трещины к плато под седловиной 5130 в отроге, отходящем на запад от п. Караташ и разделяющего притоки Западного Караяйляка. Путь прямо вниз по узкому ледопаду под обстрелом лавин с Восточного Конгура нам показался опасным.

Высота 5003. Опять идет снег.

22.08.

Ночью отлично спалось. Палатка наутро оказалась вся обмерзшая. Несмотря на рано осветившее нас солнце, собираться было очень холодно.

Вышли в 10.00. За переход поднялись на плато перевала в отроге Караташа. Слева панорамный купол 5135. Отсюда видно, что прямо с седловины вниз на север идет крутой и протяженный ледовый склон с разрывами. На запад же от купола 5135 к следующей седловине идет простой гребень, по которому мы сбросим часть перепада, а с седловины начнем спуск.

Наш позавчерашний спуск с пика Николаева полностью открылся. Видно, что довольно круто. Видны и большие разрывы в ледопаде под склонами Восточного Конгура.

Налюбовавшись, начали спуск по гребню. Лед со слоем снега. Участки разрушенных скал. Идется поначалу легко. Снег не подлипает. На спуске к седловине 4880 потребовалось повесить 5 веревок перила через взлеты гребня.

Внизу ледник Восточный Караяйляк и его карманы с островками зелени. Виды на Конгур, Конгур-Тюбе и Аклангам. Легкая облачность.

От седловины можно пройти и дальше по гребню через участок скал к следующей более низкой седловине. Спуск с нее был бы немного короче. Однако, скалы, как нам показалось, требуют провешивания, и мы начинаем спуск.

Первая веревка с седловины 4880 закреплена на снежной косынке. Она проходит через небольшой 2 метровый сброс. Крутизна 50 градусов. Линия спуска идет немного наискосок вправо по ходу в направлении разлома, выше характерного скального хицана. В конечном итоге вешаем 12 веревок. Крутизна 2-й, 3-й и 4-й веревок – 50, 45 и 45 градусов. 5-я и 6-я – 40. Эти 2 веревки подходят траверсом к ребру над хицаном и выходят в цирк, чуть правее (восточнее) цирка под седловиной. 7-я верёвка, 35 град., снег, пересекает это ребро и выводит в широкий кулуар, восточнее цирка под седловиной. Последний же прерывается большим ледовым сбросом. 8-я верёвка, 50 градусов, это спуск с ребра в кулуар. 9,10,11 и 12 веревки - лёд в кулуаре 40 град. Везде хороший лед, практически без снега.

Видимость постепенно портится, и опускающийся туман начинает закрывать верха. Мы все же спускаемся быстрее тумана. Путь ниже нас просматривается полностью.

Остаток спуска проходит уже по лавинному конусу – 30-35 градусов. Выйдя на заснеженные осыпи, уходим немного влево с крутых скользких лбов и спускаемся в моренные карманы с ручьями на дне – 19.30. Высота 4220. Здесь неплохо и даже уютно. Поют птицы. К вечеру туман сгущается и здесь. Начинает крапать дождик.

23.08.

Утро морозное, ясное. Камни присыпаны тонким слоем снега. Над массивом Чакрагиля через долину Гездарьи висит облако.

Собираемся и в 9 утра выходим. Идти поначалу немного скользко. За 50 минут по травянистым моренным холмам мы сбросили 400 метров и оказались в зеленом левом кармане ледника Караяйляк. Видно, как вываливается обойденный нами через Западный Караташ ледопад. Здесь травка, мелкая галька и течет прозрачная речушка. Старые следы яков. Ярко светит солнце. Здесь мы переодеваемся, чистим зубы. В это время с Восточного Конгура сходит мощная лавина. Чуть ниже по карману, на широких луговинах видны киргизские каменные строения – целая деревня. Подошли к ним поближе – пусто. Тут возникла дискуссия о выборе пути – пересекать ледник к другому борту, где от альпинистов экспедиции Ю.Хохлова прошлого года нам известно, что есть хорошая тропа или идти по карману, как говорит Олег. Вроде, в конце кармана, где уже начинается прижим, видна тропа. Действительно, что-то похожее на тропу есть, но отсюда без бинокля не разглядишь. Сунулись из кармана на тропу по его внешнему склону над ледником – пройдя немного вниз по течению ледника, она исчезла. Мы вернулись в карман и обнаружили уже хорошую битую тропу. Она идет вдоль красивого ручья, стекающего с кармана. Удивительно, что все многочисленные потоки воды, стекающие в карман, превратились в этот небольшой ручей. В сужении кармана переходим ручей. Ручей начинает падать ступенями. Тут устроены даже нехитрые препятствия для скота. Мощная тропа траверсирует склоны прижима левого борта ледника. Оглядываюсь на пройденный нами накануне перевал. Он неплохо смотрится. Весь день мы оглядываемся назад и любуемся панорамой Конгура и его соседей.

На леднике внизу видим 2-х девочек, бегущих видимо навстречу нам со стороны противоположного кармана ледника. Прижим кончается, и мы спускаемся в широкий и зеленый карман. Появляется арча. Девочки обгоняют нас и идут впереди, оборачиваясь и смеясь.

Пройдя по живописной тропе мимо киргизских летовок и пересохших притоков стекающих со склонов пика Гез, обедаем на фоне впечатляющей стены Конгура у ручья, протекающего по карману. Сейчас он почти сухой, но мы нашли воду в нескольких проточных ямах. Тихо солнечно. Высота 3370.

Выходим после обеда в 14.40. Тропа постепенно становится хуже – сказывается близость языка ледника. Она по-прежнему идет вдоль ручья. Карман сузился, и тропа идет уже по склону морены. За спиной маячит грозное северное ребро Конгур-Тюбе.

К 17.30 вываливаемся в долину Гез-Дарьи у летовки Акгель. Сюда же поворачивает, видимо древний моренный вал ледника Караяйляк. Вода исчезает. Мы ее находим, за перегибом морены в ручье. Здесь на площадке среди кустов становимся лагерем.

24.08.

Сегодня до ночи разбираем заброску. В небе дымка. К вечеру в горах гремит гроза. Задувает порывами сильный ветер, но сюда долетают лишь отдельные капли. Договорились с Абасом о заброске до Кош-Таша на 2-х ослах. Вечером разговаривал с Олей. Она где-то собрала 70 белых и столько же подосиновиков.

25.08.

Утр ясное, но по небу движутся облака.

Вышли в 10.30. Загрузили часть груза на ослов. Черные длинноногие ишаки оказались так называемыми кашгарскими ослами. Может их ближайшие родственники – тибетские кианги? Перейдя ручей, переваливаем очередной моренный уступ и выходим на склон долины Караяйляка. По дну несется большая река, вытекающая из зачехленного ледника. По склону же вьется арык. Путь наверх проходит вдоль его русла. Арык забетонирован. Про него Абас сказал что-то вроде того, что киргизы строили, а уйгуры пользуются. Не доходя начала арыка рядом с языком ледника, тропа уходит влево и поднимается по правому распадку под высокими конгломератными обрывами. После начинает пересекать ледник в направлении левой морены. Я выступаю в роли проводника ослов, ведя первого осла в поводу. Иногда тропа плохо различима среди камней, но в целом, вполне хорошая. В 12.30 мы поднимаемся на гребень левой морены. Высота 3015. Тут оказалось много верблюдов, перегоняемых вниз. Хребет по-прежнему закрыт облаками. Дует северный ветер.

Этот карман ледника восточной экспозиции и по сравнению с противоположным представляет собой здесь сухую полынную пустыню с редкими деревьями арчи. Подъем до Кош-Таша занял около 2 часов. Изредка долетают капли дождя. В новых ракурсах открываются пик Караташ и пик Николаева. Постепенно появляется вода. Карман суживается и тропа, перейдя на склон, выводит в урочище Кош-Таш, где у большого камня киргизское стойбище с каменными хижинами. Высота 3475. 15.00.

Погода облачная и ветреная. Расплатились с Абасом. Сфотографировались. Обедаем. Рядом дети поймали силком сурка. Он кричит, но, видимо, уже обречен.

От Кош-Таша за переход по тропе в кармане и дальше по склону вышли в следующий распадок. Видимо, тропа раньше шла по гребню морены, но была разрушена селем и сейчас пробита в этом месте по склону. Высота 3620.

Киргизское стойбище пустует. Вечером после захода солнца начал крапать дождь и идет всю ночь.

26.08.

Утро пасмурное. Вышли в 9 утра. По тропе за 1 час выходим в приятный зеленый распадок с прозрачными ручьями. Здесь можно спуститься на основную ветвь Западного Караяйляка и перейти под бастионы северного гребня Конгур-Тюбе. Свернув направо вдоль кармана левого притока, продолжили подъем. Конгур Таг очищается от туч. Аклангам пока закрыт. Высота 3830. 30 минут от лагеря.

По кулуару правого борта притока сходит последовательно 2 мощных камнепада. Грохот гулко отражается от склонов долины.

Через 200 метров карман кончается. Мы спускаемся к карманам у самого ледника. Потом по карманам и после, выйдя на травянисто-каменистые склоны, за 2 часа выходим на покатый луг с чистым ручьем. По пути сюда пересекаем глубокий ручей. Встречаются каменные турики. Луг зарос растением, похожим на горошек. Здесь обедаем. Высота 4110.

После обеда переходим широкий распадок с ручьем и последующим подъемом по мягкому конгломератному склону и продолжаем подъем траверсом склонов над ледником. Встречаем множество козьих троп. Есть пара приличных зеленых лужаек. Напротив мощный ледопад. Начинается более крутой набор высоты уже по крупным каменным россыпям. Спустя 3 часа от обеда останавливаемся, чуть не дойдя до взлета перевала. Высота 4565.

Площадки срываем в галечнике. Рядом вода в камнях. По ледопаду сходят мощные лавины. Весь день переменная облачность. Из живности встречали лишь галок да вездесущих паучков. Множество следов коз.

27.08.

Ночью пошел мокрый снег. Насыпало 10 см. Затем все стихло. Утром снег продолжился. С ледопада громко сходят лавины. К 10 утра снег прекратился. Видимость улучшилась, и мы собираемся к выходу на седловину. Время от времени она открывается в просветах тумана. Погода в целом облачная.

Выходим в 11.30. За 45 минут по осыпям подошли под основание взлета. Верха закрыты облаками. Высота 4708. Начинаем набирать высоту по снежным склонам в сторону ледника, спускающегося с перевала. Пересекаем многочисленные лавинные конуса. Все осыпи, видимые нами вчера, засыпаны рыхлым снегом. Крутизна 30 градусов, далее 35. Идем по ступеням. Вскорости связались - пошли полузасыпанные трещины. Траверсом вышли в перевальный распадок и стали подниматься вдоль его борта. Мы уже прошли более половины подъема по кулуару, когда в разрывах облаков стала открываться временами седловина с карнизом. Участки глубокого снега перемежаются со льдом и жестким фирном. Идем в кошках. Крутизна 40 градусов, отдельные участки протяженностью 2-3 метра >=45 градусов. Перед седловиной переходим через засыпанный бергшрунд и по короткому 10 метровому ледовому взлету 50 градусов выходим на гребень. 18.30. Карниз в нижней точке седловины сходит на нет.

Дует сильный ветер. Вниз на запад уходит 35 градусный склон. Потом немного круче и виден выход на морены извивающегося ледника на западном склоне.

Мы продолжаем движение по гребню вверх. Тут оказался рыхлый, практически не утаптываемый переносной снег. У линии гребня потверже, но на восток свисают 1.5- 2 метровые карнизы. Мы надеемся выйти на плато, показавшееся на мгновение из облаков. Изнурительная тропежка затянулась. Видимость упала до 200 метров.

В 20.00 после крайнего ухудшения видимости мы стали делать площадку на куполе гребня перед спуском на седловину, после которой следует подъем с перилами и, наверное, после выход на плато. Срыли площадку под обе палатки. Здесь мы прикрыты от ветра, который усилился и видно, как он переносит снег через седловину. Высота 5395.

28.08.

Ночью порывами дул ветер. Спустились в связках одновременно на седловинку. Места под палатку здесь очевидно нет. Сразу начинается склон, который круто начинает уходить вниз. На восток – карнизы. Здесь по-прежнему сильно дует с востока. После вешаем 2 веревки перил по острому гребешку с карнизами. В конце надо преодолеть заснеженные скалы. Тут очень аккуратно проходит Андрей. Дальше сыпучий снег 40 градусов - и через час, перевалив через купол, выходим на плато 5405.

Перед нами взлет на северное плечо Аклангама 6200. Сам пик уже скрылся за перегибом. Внизу видно Каракорумское шоссе и даже машины, хотя перепад высоты туда 2.5 км. Солнечно. Хорошие виды на запад. Кажется, виден кусок советского Памира.

От плато начинаем набирать высоту по снежному склону с отдельными полузасыпанными разрывами. Меняемся на тропежке. Крутизна 25-30 градусов. За 1.5 часа поднимаемся на 5560. Дальше склон становится круче – 40 градусов, взлеты под 45-50 градусов. Есть участки открытого льда. Пошли трещины, видимо связанные с ледопадом, сваливающимся на восточную сторону гребня. Идем долго. Аккуратно переходим через 2 трещины, уходящие куда-то далеко вглубь склона.

Через 2 с лишним часа мы подходим к мульде у бергшрунда, подрезающего склон и начинаем срывать площадки под палатки. Высота 5700. Примеченная нами еще раньше скала на гребне, к которой мы хотели выйти к обеду, так и осталась недоступной. Дальше до 6200 уютных мест не видно.

Постоянно дует ветер. Временами правда стихает. Внизу по-прежнему видно Каракорумское шоссе.

29.08.

Ночью пошел снег. С перерывами идет и с утра. Видимости нет. После завтрака собрались. Подождав часа полтора и не дождавшись улучшения, залегли в спальники. Снег валит весь день. Стихло лишь к 5 часам вечера. Вокруг полное молоко. После захода солнца опять пошел снег.

30.08.

Снег шел до 02.30. Утром тихо. Видимость переменная до 200 метров. Собираемся к спуску вниз. Нам уже не успеть перевалить через хребет и Аклангам на юг к Кенгшиберсу.

Выходим в 09.15. В сильном тумане за 1 час спускаемся на плато по колено в снегу. Решили не траверсировать карнизный гребень в тумане и спускаться прямо с плато на восток к моренным полям левого борта притока Караяйляка. Возможность спуска была видна еще снизу.

Спускаемся по леднику. Крутизна 25-30 градусов. Много трещин. Пониже снега поменьше и одеваем кошки. Не доходя до перегиба ледника, уходим влево в кулуар между левым бортом ледника и скальным контрфорсом, отделяющим нас от кулуара, спускающегося с седловины, на которую мы поднимались 2 днями раньше. Здесь открытый лед перемежается с фирном. Есть разломы. Крутизна 40 градусов, на лбах 45-50. 2 веревки перил с выходом в кулуар. На перегибе более 50 градусов. В кулуаре еще 3 веревки по льду. 40-45 градусов. Здесь мы вылазим на контрфорс и проходим влево по ходу по осыпным полкам, придерживаясь руками за выходы скал. В разрывах туч видим характерный хицан в левой части перевального склона. Подходим траверсом под перевальный кулуар. Собираемся у подъемного желоба. Андрей отвязывается, снимает кошки и уходит вниз. Я выхожу в кулуар и начинаю спускаться. Ребята кричат – Лавина! И впрямь – сверху накатывается лавина! Ухожу на склон желоба. Лавина прокатывается рядом. Один комок ударил по правому запястью. Спуск продолжаем по осыпным ребрам в стороне от желоба. С шумом сходит еще пара лавин. Пройдя ниже, переходим на левый борт. Я пока иду в кошках.

В 13.45 собрались на моренных площадках под взлетом на высоте 4700. Здесь у ручейка через снежник обедаем. Сыпет снег. Верха в тумане.

После обеда за 1.5 часа спуска по заснеженному куруму и осыпям спустились на приятную травянисто-осыпную площадку у огромного камня. Из-под камня течет ручей. Множество следов птиц и копытных. Несколько раз открылся и сам пик Аклангам. У камня остатки ветровой стенки.

Здесь так хорошо, как всегда бывает после спуска из плохих условий. Вырвались… Высота 4214. Мы сбросили почти 1.5 километра. По ледопаду идут лавины.

31.08.

Ночью шел снег. К утру затих. После восхода солнца по палатке опять забарабанили снежные хлопья. Перед началом дежурства земля была еще не покрыта снегом. С 6 до 8 утра все было засыпано.

В 8.45 мы опять вышли в зиму. Движемся траверсом склонов, не спускаясь в карман ледника. За 3.5 часа аккуратно без падений на скользких заснеженных камнях вышли к настоящей траве. Последний переход был медленный по живым крупным камням. Мы решили не спускаться к леднику, а выйти в зеленый карман траверсом склона.

Наконец чуть выглянуло и снова спряталось солнце. Здесь перекусили. Нежарко, но безветренно. На востоке видны просветы голубого неба.

Примерно за переход выходим из снежной зоны. Собирались пройти мимо Кош-Таша, но нас зазвали присесть женщины. Верховодит тут крупная киргизка, которую мы видели на пути вверх, расчесывающей длинные черные волосы. На землю положили ковер. Принесли 2 чашки ячьего айрана, 2 сладкие лепешки. Женщины ведут себя свободно. Мужчин в окрестности не видно. Нас разглядывают. Мишу с его усами и длинными волосами определяют французом, а меня выходцем из Пакистана или Хиндустана. Общаться с ними было приятно. Мы пробыли тут более получаса. Подарили веревку и перчатки. На дорогу нам дали курут.

День сегодня холодный и речка, стекающая из урочища Кош-Таш, оказалась сухой. На наше счастье оказался живым ручей бывшим сухим при нашем подъеме несколько дней назад. Сюда 45 минут от Кош-Таша. Рядом поросшие арчой и кустарником крупные камни и загон для скота с хижиной. Верха в облаках.

От ручья за 45 минут дошли до начала перехода тропы через ледник. Временами накрапывает дождик. В этот раз переход был легче. Перешли за 1 час. Еще через полчаса, пройдя вдоль русла сухого сегодня арыка из-под Караяйляка, вышли к ручью перед летовкой Ак-Гель. Стали на площадках перед ручьем. Рядом кусты облепихи без ягод.

Хозяйке этого милого места Дильнар любительнице игры на дутаре 32 года. У нее мальчик 10 лет и девочка 7 лет. Муж на сенокосе. Мы сидим в каменном доме. Размер внутреннего помещения 5 на 5 метров. Каменные стены, одно окно. Чуть поднимающийся кверху свод сложен из бревен и поддерживается 4-мя прямыми столбами из арчи, как нам сказала хозяйка. В центре – печка. Нас кормят лапшой с бараниной и лепешками. Потом мы пили чай уже в нашей палатке. Дильнар с любопытством осматривала внутренности нашей палатки, пробовала пеммикан, кос-халву, шербет.

Легли поздно. Ночью накрапывал дождик.

01.09.

Утро ясное. Высвечивается ребро Конгур-Тюбе. Чакрагиль как всегда скрыт в огромной туче. Попрощались с Дильнар и ее детьми и уходим вниз к заставе Гез….