Автор: Елена Волнухина,г.Москва

Отчет о походе 2 к.с. по Кавказу совершенном с 25 июля по 9 августа 2020 года

Общие сведения о походе

Основная идея похода была в том чтобы показать новичкам горы, и может, затащить их в турклуб. Изначально, в феврале, планировалась хорошая техничная горная двойка, но потом началась эпидемия, тренироваться в апреле и мае не вышло. Бонусом отстрелилось несколько опытных участников, поэтому техничность пришлось сокращать. Вот так и получилось что из 5 шт 1Б осталось только 2 шт, да и те руковод ходил в 2017 году.

В целом поход можно разбить на три логические части: занятия, часть 1 к.с. и часть 2 к.с. Так было сделано по нескольким причинам:

1. Поскольку участникам не хватало опыта, МКК поставило условиеперед частью 2к.с. сделать часть 1 к.с. с проходом через населенку откуда можно слить разочаровавшихся туристов.
  2. Так как, опять же, много новичков, велика вероятность внезапных приключений с горняшкой, собственным ощущением себя в походе и все такое. Поэтому народ постепенно привыкал к новым условиям не на маршруте, а на занятиях недалеко от а/л.

Пропуска основная часть команды получила по почте, два человека забирали у водителя. Никаких сложностей с этим не было, хотя пару человек жаловались что пограничники ругались на качество фотографии паспорта.

В район забрасывались на самолете, а затем и на автобусе. Один участник опоздал на самолет до Минвод, поэтому прилетел в Беслан пару часов спустя, откуда на такси за 3600 доехал до поворота на Адылсу, где через 7 минут встретил группу.

Автобус туда заказывали у Бориса Сорокуева, на 11 человек это стоило 14000. Обратно добирались маленькими группами самостоятельно, поскольку все уезжали в разное время.

Участники похода

Всего в поход пошло 11 человек, 4 женщины и 7 мужчин. Благодаря такому соотношению вес общественного снаряжения и еды на девочек рассчитывался с коэффициентом 0.7.

Данные об участниках

Месснер

расходный участник

Планируемая нитка маршрута

а/л Джантуган-л.Джанкуат-а/лДжантуган-л.Кашкаташ-а/л Джантуган-пос.Тырныауз- д.р. Тырныауз-пер.Тырныауз (1А,3400)-пер. Суарык (1А, 3200)- д.р.Зугулла-д.р.Кыртык-пос.Верхний Баксан-д.р. Адырсу- база МЧСд.р.Джаловчат- пер.Джаловчат(3666)- пер.Курмычи(3801)-в.Узловая(3970)-в.Курмычи (4045)-пер.ВЦСПС (1Б, 3693)-а/л Джантуган- д.р.Адылсу-пос.Эльбрус-д.р. Ирикчат- пер.Терсколак (1Б, 3527)- д.р.Терскол- пос.Терскол Фактическая нитка маршрута а/л Джантуган-л.Джанкуат-а/л Джантуган-л.Кашкаташ-а/л Джантуган-пос.Тырныауз- д.р. Тырныауз-пер.Тырныауз (1А,3400)-пер. Суарык (1А, 3200)- д.р.Зугулла-д.р.Кыртык-пос.Верхний Баксан-д.р. Адырсу- база МЧС-д.р.Джаловчат- пер.Джаловчат(3666)- пер.Курмычи(1Б, 3801)-а/л Джантуган-д.р.Адылсу-пос.Эльбрус- д.р. Ирикчат- пер.Терсколак (1Б, 3527)- д.р.Терсколпос.Терскол

Причины изменения

Было решено отказаться от траверса пер.Курмычи-пер.ВЦСПС, поскольку за ночь до этого группа пурговала и вымоталась, также несколько участников чувствовали себя не очень хорошо из-за горной болезни. В итоге группа воспользовалась запасным вариантом пути.

Планируемый график движения представлен в таблице 2.

Фактический график движения группы представлен в таблице 3. Длина пути указана по треку, без учета коэффициента 1.2.

График движения планируемый

3.6

а/л Джантуган- переезд- п.Тырныауз- д.р.Тырныауз

9.6

д.р.Тырныауз- пер.Тырныауз (1А, 3400)- д.р.Суарык-пер.Суарык (1А,3200)- д.р.Зугулла

10.8

д.р.Зугулла-пос. Верхний Баксан-д.р.Адырсу

15.6

д.р. Адырсу-д.р.Джаловчат

4.8

д.р.Джаловчат- пер.Джаловчат(3570)пер. пер. Курмычи (3740)- в.Узловая (3970) (1Б)

3.6

д.р. Адырсу-д.р.Джаловчат

+1500

4.0

д.р.Джаловчатпер.Джаловчат(1Б,3570)подход под пер. пер. Курмычи (1Б,3740)

+730

Итого

+9080

-8130

С учетом коэффициента 1.2 было пройдено 138 км. Схема итогового пути на рис.1.

Рис. 1: Карта пройдённого маршрута

День -2

Рис. 2: Участок карты

а/л Джантуган-скальная лабораторияа/л Джантуган

3.2

+320/ -320

2.0

Скальные занятия

Поскольку заехали мы поздно ночью, подъем был не ранний. Вышли из Джана в 11.00, и возле бывших ворот попытались найти тропу. К сожалению, тропу в итоге потеряли, поэтому до скальной лаборатории добирались по хвойному лесу, держа примерное направление (рис.3).

Рис. 3: Альтернативный путь на скальную лабораторию

В 12.40 начали заниматься- для разминки повесили несколько коридоров под спуск/подъем, и ребята по очереди демонстрировали умение пользоваться репшнурами и ССУ. После, в качестве заключительной части, перевесили коридоры под лазанье с верхней страховкой (рис.4).

Рис. 4: Занятия на скальной лаборатории В 16.00 пошли обратно (уже по тропе), и в лагерь пришли в 16.50.

День -1

Рис. 5: Участок карты

а/л Джантуганл.Джанкуат- а/л Джантуган

+700

/ -700

Снежно-ледовые занятия

Утром вышли в 6.20 по знакомой дороге до Зеленой гостинницы. До Джанкуата ведет тропа, по низу долины, отмеченная редкими туриками. Раньше была возможность пройти по натоптанной тропе сразу на ледник по конгломератному выносу, но сейчас тропу скорее всего срезало (рис.8). За три перехода доходим до л.Джанкуат.

Поднимаемся по правой морене ледника рядом с его языком(рис.6), доходим до выполаживания, надеваем кошки, обедаем. Снега мы, разумеется, не нашли, поэтому начинаем тренировать разные ледовые техники (рис.7), и после того, как погода начинает активно портится, сбегаем вниз.

Рис. 6: Путь подъема на ледник

Рис. 7: Занятия на леднике

Рис. 8: Путь назад и остатки от тропы

Делаем крупную остановку в районе Башкаринских озер- если немного подняться, можно попасть в отличную обзорную точку.

В Джан приходим в 15.00, за два больших перехода.

По дороге обнаружили критичную поломку ботинок у участницы, поэтому 4 человека едут в Терскол искать новые ботинки. В итоге находим и ботинки, и кошки под них (всего за 4000 р.), в заведении "Культурмультур"(рядом с поворотом на чегет).
День 0

Рис. 9: Участок карты

а/л Джантугантропа на л.Кашкаташа/л Джантуган

+530

/ -530

Прогулка перед стартом

Поскольку вчера уже были занятия на льду, а погода начинает портится еще с утра, заменяем занятия на леднике Кашкаташ прогулкой до него.

Идем по стандартной тропе, ведущей на ледник и Турьи ночевки (рис.10). Поднимаимся в течении двух переходов.

Рис. 10: Путь на ледник

На верху погода стремительно портилась, поэтому до верховьев идти не стали. После обеда желающие полазили на камне Некантуй, что недалеко от а/л Джантуган (рис.11).

Рис. 11: Скалолазание на Некантуе

День 1

Рис. 12: Участок карты (голубой- факт., фиолетовый- план.)

пос.Тырнауз - д.р.Тырнауз

+1800

/ -430

Долгий тягун, но долина необычная. Один раз можно и сходить

Сели в заказанное такси в 7.00 Пока доехали, пока разгрузились, было уже 8.00.

Пока ехали, было решено немного откорректировать маршрут- пойти не по тропам, а по дороге, и выйти на нужный трек- на горизонте появились облака, а автор отчета, по которому готовился этот участок пути указывал, что под дождем там не стоит ходить.

Рис. 13: Участники на старте в г.Тырныауз

Впрочем, дождя так и не случилось, и за исключением последних ходовых часов, весь день жарило солнце. Дорога от тырнауза до верховьев д.р.Тырныауз достаточно широкая (рис.14), с покрытием типа грунтовка, и весьма немалолюдная- за полдня на ней мы встретили около 5 машин.

Рис. 14: Дорога в низовьях долины

Воды в низовьях долины нет совсем, поэтому если группа планирует там пойти- лучше набрать с собой побольше. Через несколько часов пути, примерно в 11.30, мы встретили мужичка травника Володю, который подсказал нам что недалеко есть родник (который указан только на Ляпинке). Перед поворотом на родник мы при сделали привал-обед в 12.00, наиболее бойкая часть команды пошла на разведку, а потом и сходила за водой для всех.

После обеда мы подрезали планируемый трек, дорога стала прижиматься к левому пхд борту долины(рис.15) и мы пошли вдоль всяких разваленных шахт до старой морены (рис.16), посмотрели на запасной вариант ночевки возле шахт, дружно решили что оно нам не надо, и пошли дальше.

Рис. 15: Дорога в средней трети долины

Рис. 16: Морена возле запасного места ночевки

Поднялись по морене, вышли на еще одну грунтовку.

Рис. 17: Дорога в верхней части долины

К этому моменту стало чуть прохладнее, идти стало приятнее. В этой местности довольно обширная сеть дорог, проложенная шахтерами, но в плохой видимости она только немного путала, нежели чем помогала.

Рис. 18: Выполаживание в верхней части долины

Когда вышли на выполаживание (рис.18), сделали попытку найти ручей, который нарисован на картах,но мы так и не смогли его обнаружить(видимо пересох), и долго искали место ночевки. К счастью, один из участников нашел два микроозера возле дороги (которые тоже указаны на ляпинке, хоть и чуть дальше, чем фактитчески были). Там и остановильсь на ночевку в 19.00. Периодически, когда раздувало облака, мы видели разные дырки в горах- бывшие шахты, которых тут в избытке. Отличнная штука в качестве достопримечательности, особенно если послушать М.В. Расторгуева, который утверждал, что тут в нулевых мужики с автоматами бегали.

Приятный бонус этой ночевки: виден Тырныауз и Баксанская долина с необычного ракурса, ловит сеть (рис.19).

Рис. 19: Вид с места ночевки

День 2

Рис. 20: Участок карты

д.р. Тырнауз пер. Тырныауз (1А, 3400)- д.р. Суарык

4.5

+600

/ -340

Отличный первый вал, приятен на подъем.Воды нет.

переспуск и

Утром вышли в 8.00, виден район перевала (рис.21), хоть из-за него выглядывают облачка. Движемся сначала по еле заметным остаткам дорог, затем по старым моренам(рис.22), после этого выходим на выполаживание с обилием старых дорог(рис.23), с которого через некоторое время виден сам перевал (рис.24) . До перевала мы доходим в Тырныауз в 10.40, рис.25.

Рис. 21: Подъем до перевала Тырныауз,1А

Рис. 22: Подъем до перевала Тырныауз,1А

Рис. 23: Подъем до перевала Тырныауз,1А

Рис. 24: Подъем до перевала Тырныауз,1А

Рис. 25: Группа на пер.Тырныауз,1А

На перевале мерзкое облако, совершаем все ритуальные действия (запискафотка-шоколад), и бегом уходим оттуда. С подъемной стороны перевал не представляет никакой сложности даже в плохую погоду. Со спусковой- в целом тоже.

Спуск с перевала представляет собой мелкую осыпь с чуть видной тропой (рис.26, 27, 28). В 12.10 спускаемся на зеленые поляны рядом с ручьем, обедаем.

Рис. 26: Спуск с пер.Тырныауз,1А

Рис. 27: Спуск с пер.Тырныауз,1А

Рис. 28: Спуск с пер.Тырныауз,1А

Пока идёт обед, замечаю, что наш следующий перевал на сегодня окутан недружелюбным облаком, которое скоро припозает к нам. Облако начинает протекать, мы ставим тенты палаток и сидим так час. Дальше становится ясно, что сегодня мы не пойдем перевал - с него все еще тянет дождевое облако, а в описании четко указано- в дождь это гадость полная. Поэтому мы переносим палатки на площадки в 50 метрах ниже, и встаем на ночевку в 16.00. Ночевки неплохие- есть подобие ветрозащитных стенок, вода недалеко.

День 3

Рис. 29: Участок карты (голубой- факт., фиолетовый- план.)

ЧХВ

д.р. Суарык пер.Суарык (1А, 3200) - д.р.Зугулла -пос.Верхний Баксан - д.р.Адырсу

+800

/ -

Перевал простой, д.р. Зугулла неинтересная, все остальное хожено-перехожено

Вышли с ночевки в сторону пер.Суарык 7.00, начали движение по моренам, затем вышли на приятную траву (рис.30, 31).

Рис. 30: Обзор пути от пер.Тырныауз 1А до пер.Суарык 1А

Рис. 31: Взлет пер.Суарык 1А

На перевал Суарыкк вышли в 8.15 (рис.32). На перевале красивый вид, видно и Эльбрус, и наш предстоящий перевал Джаловчат.

Рис. 32: Группа на пер.Суарык 1А

Спуск с перевала начинается с едва заметной тропы по мелкой сыпухе, периодически тропа пропадает (рис.33).

Рис. 33: Спуск с пер.Суарык 1А

В итоге мы попали в приятную зеленую долину (рис.34), там можно поставить палатки- приятно, вода есть, коров нет. К сожалению, мы сбились с тропы (к слову, ее там и не видно было), поэтому далее просто траверсировали склоны слева ручья ПХД держась примерно трека, но на 50м выше.

Рис. 34: Спуск с пер.Суарык 1А

Мы шли то по травяным полям(рис.35), то по козьим тропам, то форсировали приятный хвойный лес. Когда мы оказались над местом где надо переходить реку, начали спускаться вниз, и все таки увидели тропу.

Рис. 35: Спуск с пер.Суарык 1А

Перешли ручей, и начали двигаться по правому борту ручья ПХД.

Вышли в д.р. Кыртык на знакомую дорогу. За пару часов добежали до Верхнего Баксана (вышли в 13.30), где у нас была заброска. К сожалению, из-за некоторого недопонимания между руководителем и ответственным за заброску, сделали лишний крюк.

После потрошения заброски пошли в долину Адырсу прихватив с собой пса Месснера (рис.36).

Рис. 36: Фатальная встреча в В.Баксане

Долина Адырсу хорошо хожена, поэтому в тщательном описании не нуждается. В 17.00 дошли до пограничников, после соблюдения всех формальностей встали на ночевке сразу за ними- на хорошо оборудованной площадке.

К этому моменту мы отставали от графика на 1-2 перехода.

День 4

Рис. 37: Участок карты

д.р.Адырсу д.р.Джаловчат

+1500/ -0

Красиво, несложно, но немного нудно

В этот день нам предстоял подъем до ночевок под пер.Джаловчат. Двигались от м.н. до д.р.Джаловчат по хорошей дороге. От будок идет хорошая дорога (рис.38), которая доводит до старых подъемников, где начинается набитая тропа вверх (рис.39).

Рис. 38: Подъем по д.р. Джаловчат

Рис. 39: Подъем по д.р. Джаловчат

Далее двигались по набитой тропе в д.р.Джаловчат. Преодолев несколько ступеней (рис.40, 41, 42), В 13.30 пришли на хорошие ночевки в бывшем озере, не дойдя до планируемых 1 переход. Жаркое солнце немного вымотало людей, поэтому решили встать на ночевке прямо тут, на месте бывшего озера (рис.43).

Рис. 40: Подъем по д.р. Джаловчат

Рис. 41: Подъем по д.р. Джаловчат

Рис. 42: Подъем по д.р. Джаловчат

Рис. 43: Ночевки в д.р. Джаловчат

День 5

Рис. 44: Участок карты

Путь,

Км

ЧХВ

д.р.Джаловчатпер.Джаловчат(1Б, 3570) -подход под пер.Курмычи (1Б,3740)

4.4

+730

/ -80

Отличный и интересный перевал. В бесснежный год чутьсложнее

Вышли с ночевки в 6.35, и начали двигаться слегка забирая вправо вверх ПХД по старой морене ледника (рис.45). За 40 минут дошли до планируемого места ночевки. Там становится ясно, что год очень малоснежныйснежник, который обычно идет до большого камня перед подъемом на Джаловчат почти весь вытаял (рис.46). Далее идем плотной группой. За 1 маленький переход доходим до начала основного подъема на Джаловчат, начаинабщегося у каменной гряды, рис. 47 (ориентир-большой камень, который и в снежный год выглядывает).

Рис. 45: Начало подъема от м.н. до пер.Джаловчат

Рис. 46: Подъем на пер.Джаловчат

Рис. 47: Подъем на пер.Джаловчат

После отдыха начинаем подниматься выше по некрутым скалам, выбирая наиболее безопасный путь (рис.48). Спустя 20 минут движения выходим на турики, впрочем, быстро их теряем, и двигаясь по курумнику, доходим до пер.Джаловчат (рис. 49).

Рис. 48: Подъем на пер.Джаловчат

Рис. 49: Группа на пер.Джаловчат

Начинаем надевать системы и кошки, вешаем одну полную веревку вниз (рис.50). На леднике Курмычи снега почти нет, а там где он есть, он очень не глубокий(см 15-20). Дюльферяем вниз по очереди, после дюльфера все идут на личной технике вниз до небольшого островка с камнями, где мы и собираемся (рис.51). Снежная обстановка позволяет не связываться.

Рис. 50: Спуск с пер.Джаловчат

Рис. 51: Спуск с пер.Джаловчат

Последним уходит Чаплыгин, и выманивает за собой собаку- та отказалась ввязываться в импровизированную систему, и бегала на вольном выпасе. В итоге героический пес спустился на личной технике, и довольный убежал к основной части команды. Всего дюльфер занял 2 часа.

Далее за 40 минут дошли до планируемого места ночевки нагнав график. Сначала шли по открытому леднику, затем по камушкам и снегу(рис.52). Ночевали в уютном кармане под перевалом Курмычи(рис.53).

Рис. 52: Подход под м.н.

Рис. 53: Место ночевки под пер.Курмычи

День 6

Утром проснулись в 4.00, увидели что на улице очень плохая погода, и решили отложить подъем до 8.00. Чуда не случилось, в итоге мы отсиживались весь день, то играя в «Нечто», то сжигая всякие горелки.

День 7

Рис. 54: Участок карты (голубой- факт., фиолетовый- план.

пер.Курмычи (1Б, 3740)- д.р.Адылсу- а/л Джантуган

+160/-1630

Отличный и интересный перевал.

Опять встаем в 4 утра, погода хороша, поэтому начинаем собираться. В 6.20 выходим, идем по средней и крупной сыпухе (рис.55), в 6.42 приходим на пер.Курмычи(рис.56 ). Одну девочку горнит, помимо этого вся группа была уставшей после внезапной «дневки», и мы решаем пойти запасным путем.

Рис. 55: Подъем с м.н. на пер.Курмычи

Рис. 56: Группа на пер.Курмычи

Спускались по мелкой осыпи, которая сначала была приятно подморожена(рис.57). Шли плотнй группой, сыпоха хоть и мелкая, но когда начинает ехать, тащит средние камни (рис.58). Кажется что есть тропа, но возможно это плод фантазий. В итоге в 9 часов доходим до травы (рис.59, 60, 61), и дальше идем вниз, до знакомой тропы с Зеленой гостиницы. Спуск вниз сложностей не представляет, и в 11 часов мы выходим к началу прижимов в долине Адылсу. Там приваливаемся, и дальше парами доходим до поста пограничников- несмотря на индивидуальные пропуска, выпускать людей без руководителя дежурный отказался.

Рис. 57: Спуск с пер.Курмычи

Рис. 58: Спуск с пер.Курмычи

Рис. 59: Спуск с пер.Курмычи

Рис. 60: Спуск с пер.Курмычи

Рис. 61: Спуск с пер.Курмычи

В 12.00 мы были в лагере Джантуган. Поляна рядом с очагом забита полностью, поэтому ночуем на левой стороне реки (орогр.).День 8

Рис. 62: Участок карты (голубой- факт., фиолетовый- план.

День 8

а/л Джантуган-пос.Эльбрусд.р.Ирик

+740

/ -670

Легкий треккинг по популярным долинам.

8:00 - вышли из Джан-Тугана. По асфальтированной дороге за два перехода дошли до трассы А-158. По дороге встретили противолавинную пушку. 9:40 - пришли в село Эльбрус, пообедали.

12:00 - вышли на крутую песчаную тропу «Песчаные замки», идущую вдоль реки Ирек. Одним переходом дошли до Нарзана по хорошей грунтовке, вскоре после которого дорога стала пологой (рис.63). Ещё за два перехода по хорошей лесной тропе (рис.64) дошли до места стоянки (14:08, рис.65), недалеко от небольшого бревенчатого моста через реку Ирек.

Рис. 63: Дорога в долине Ириков

Рис. 64: Тропа в долине Ириков

Рис. 65: Места ночевки

День 9

Рис. 66: Участок карты

д.р.Ирик -пер.Терсколак(1Б, 3600)- ночевки под Терсколаком

9.5

+1200/-330

6.0

Неприятный тягун на подъем, перевал хорош.

Выходим с места ночевки в 6.15, через 20 минут бродим реку (рис.67) в описаниях было указано что выше это делать неудобно и опасно. Правда, в этом году выше можно было перейти достаточно спокойно- уровень воды был невелик.

Рис. 67: Брод

Идем несколько переходов до подъема на перевал с небольшим набором, но по неприятному рельефу- какие-то поля и временами средние камни в кустарниках(рис.68). От места ночевки до первой ступени- примерно 5 км.

Рис. 68: Брод

Подъем на Терсколак представляет собой несколько ступеней. Подъем на первую из них -самый неприятный и крутой. Начинаем подъем по крутому склону периодически переходя с конгломерата на камни в руслах пересохших ручьев (рис.69). В итоге, за час поднимаемся на небольшое выполаживание и отдыхаем там. Тропы нет.

Рис. 69: Ступень 1

На вторую ступень поднимаемся за два перехода, обходя водопад слева ПХД(рис.70).

Рис. 70: Ступень 2

Третья ступень преодолевается по старому выносу, и у его основания уже видна тропа (рис.71).

Рис. 71: Ступень 3

После третьей ступени начинает виднется подобие тропы, иногда встречаются турики (рис.72). Последняя ступень идется по бараньим лбам, курумнику и, временами, мелкой сыпухе.

Рис. 72: После подъема на ступень 3

Перевальный взлет в этом году совершенно бесснежный, и мы просто по среднего размера камням заходим на перевал (рис.73).

Рис. 73: Взлет пер.Терсколак,1Б

Седловина тоже бесснежная, но с нее открывается чудесный вид. Группа была на перевале в 12.52 (рис.74) В итоге на перевал мы поднялись за 5 часов ЧХВ.

Рис. 74: Группа на пер.Терсколак,1Б

После традиционной возни на седловине спускаемся на 10 метров на ровные площадки (до 2-3 палаток) недалеко от озера(рис.75), и делаем наш первый горячий обед. Тратим на это 2 часа.

Рис. 75: Озеро рядом с пер.Терсколак,1Б

После обеда начинаем спускаться с перевала. Сначала идем по камушкам, а потом выползаем на остатки снежника (рис.76). Далее спускаемся до небольшого выполаживания, где начинает виднется тропа (рис.77,78). Дальше по ней доходим до ночевок с видом на ледник Семерка . Всего спуск занял 1.5 перехода, на ночевку пришли в 17.20 (рис.79).

Рис. 76: Спуск с пер.Терсколак,1Б

Рис. 77: Спуск с пер.Терсколак,1Б

Рис. 78: Спуск с пер.Терсколак,1Б

Рис. 79: Ночевки под пер.Терсколак,1Б

День 10. Финал

Рис. 80: Участок карты

День 10

д.р.Терсколпос.Терскол

5.8

+0 / -1000

Легкий треккинг по популярным долинам.

Утром выходим в 9.15, и начинаем спускаться по бараньим лбам. От ночевок до терскола есть хорошая и часто ходимая тропа (рис.81).

Рис. 81: Спуск в Терскол

За 1 переход доходим до начала бараньих лбов (рис.82, 83). Далее два перехода идем сначала по хорошей тропе (рис.84), а потом и по грунтовке до пос.Терскол (рис.85)- у первых бараков поход официально завершен.

Рис. 82: Спуск c бараньих лбов

Рис. 83: Спуск c бараньих лбов

Рис. 84: Спуск в Терскол

Рис. 85: Спуск в Терскол

Снаряжение, продукты, аптека

Личное снаряжение

Средний вес всего личного снаряжения (вклюяая специальное, ботинки и рюкзак) был 11.540 Кг. Список личного специального снаряжения:

1.Карабины с муфтой, 5-6 шт

8.Кошки

9.Пруссик+2 кордалета.

Общественное снаряжение

Распределение веса общественного снаряжения рассчитывался с коэффициентом 0.7 на девочку.

Вес на мужчину : 4508

Вес на женщину : 3156.

За время похода было испорчено следующее снаряжение:

-порвана юбка у палатки

-сожжен шланг у мультитопливной горелки -оплавлена внешняя часть Джетбойла.

Аптека

От обычного состава аптеки наша отличалась наличием небольшой складной капельницы и некоторого количества физраствора- в группе был практикующий медик, который смог бы при большой кровопотери у участника поставить ее.

Раскладка

Из-за наличия двух забросок вес еды в рюкзаке не превышал 1.4 кг у женщин, и 2 кг у мужчин.

Удачными решениями при составлении раскладки были:

• почти полностью избавиться от горячих обедов: они были только на легких ходовых днях, где потеря времени не критична.
  • добавить в сладкие каши корицу, сухофрукты и сахар.

-добавить в карпюр и кус-кус сухое молоко: это положительно повлияло на их сытность.

Ошибочными решениями было:

• использовать чайные пакетики, а не рассыпчатый чай: нередко завтраки/обеды затягивались, потому что кто-то пил N-ю кружку чая.
  • брать в качестве продуктов на запасные дни сублиматы: как оказалось, не все новички понимают, что надо брать с собой все выданное и/или не сжирать в один заход дневную норму.
  • сушеное мясо на каждый обед: надо было чередовать с другими видами мяса.

Выводы и рекомендации

Участникам удалось в небольших дозах почуствовать все грани горного туризма- были и сложные метеоусловия (дождь, гроза, метель, отрицательные температуры и палящее солнце), и разнообразный рельеф (от грунтовок до льда крутизной 25 градусов), а так же участники применили некоторые навыки горной техники- во время брода реки, на занятиях и во время прохождения пер.Джаловчат.

Поход соответствует 2 категории сложности, и может быть зачтен всем участникам. Все определяющие препятствия пройдены в хороших погодных условиях, при соблюдении требований ТБ.