Автор: Иоанн Чечнев, Томск

Миф, который стал реальностью.

Восхождение Рустама Набиева на Манаслу — первое в истории восхождение человека без ног на одних руках на высоту более 8000 метров

Отчет руководителя экспедиции Иоанна Чечнева

Цель этой статьи — сделать небольшой отчет, который, надеюсь, будет интересен читателю. Все более детальные подробности проекта я планирую раскрыть в книге, которая выйдет осенью 2022 года.

Даты экспедиции на Манаслу: 1 сентября - 6 октября 2021.
Финальный штурм вершины занял 5 дней, спуск в БЛ: 1,5 дня или 11 часов 40 минут.

Факты:

Рустам совершил более 30 000 ударов ледорубом при восхождении на Эльбрус и более 105 000 ударов при штурме Манаслу. Рустам поднялся на Эльбрус и Манаслу используя только собственную силу рук, никакие технические приспособления не использовались. Роль сопровождающих: установка высотных лагерей, организация точек страховки и заброска снаряжения.

Команда экспедиции:

8. Dawa Tenjin Sherpa — альпинист
  9. Kilu Sherpa — альпинист
  10. Pemba Tenzing Sherpa — альпинист
  11. Thundu Sherpa — альпинист.

Компания-организатор экспедиции: Alpwww
Предисловие

2 октября 2021 года в 10.00 по Непальскому времени наша команда в количестве 8 человек стояла на вершине Манаслу — одной из 14 высочайших вершин мира. Еще каких-то 10 часов назад, проснувшись в 4-м лагере на высоте 7400 м я не мог открыть глаза, не ответив себе на главный вопрос «Неужели этот миф стал реальностью?». Даже мне, автору и организатору экспедиции, было непросто принять реальность: рядом со мной спал человек без ног, который, преодолевая невероятные мучения, на одних руках шел к вершине восьмитысячника (по прибытии в Россию выяснилось, что Рустам совершил восхождение при серьезной травме плеча — разрыв суставной губы).

Через 600 метров набора нас ожидал выход в «Зону смерти».

Я открыл глаза и начал будить команду. Трое из пяти шерпов спали на улице без палатки (высота 7400 м) - это стало следствием одной из непредвиденных ситуаций, но даже она меркнет по сравнению со всеми остальными трудностями, которые встретились на нашем пути.
История проекта
В 2019 году мне в инстаграм пришло письмо от человека, который изъявил желание взойти на Эльбрус с командой Alpwww. Это сообщение не отличалось от сотни других писем, но, когда я перешел в его профиль, то понял, в чем дело - у Рустама отсутствовали ноги. «Нет, я сейчас не готов взяться за эту идею!» - моя первая реакция, после чего я закрыл его профиль и более чем на год забыл об этом письме, оставив его без ответа.

Спустя довольно продолжительное время я вспомнил о Рустаме и решил с ним связаться и выяснить, осталась ли у него мечта взойти на Эльбрус. И уже в сентябре 2020 года мы совершили первое восхождение на Эльбрус в рамках проекта. Важно заметить, что у Рустама до этого не было горного опыта, и он никогда не был на высотах свыше 2000 м. На Эльбрусе Рустам впервые в жизни взял ледоруб и удар за ударом стал отрабатывать технику подъема. План был разбить промежуточные лагеря и, разделив маршрут на части, дойти в три этапа: Приют 11 - Скалы Пастухова — Седловина (приют на 5300 м.) - Вершина. Первый выход на штурм был затруднен сильным шквалистым ветром, и при попытке установить палатку на Скалах Пастухова она попросту сломалась. Получив акклиматизацию, мы спустились на отдых на поляну Азау и уже со второй попыки успешно выполнили поставленную цель. На 12 день экспедиции, спустя два дня штурма и практически холодной ночевки на высоте 5300 метров, мы стояли на Западной вершине Эльбруса. Видео последних метров подъема Рустама стало вирусным и разлетелось по интернету, а фильм "30 000 ударов" взял десятки международных наград, в том числе, Золотого дельфина на Международном Каннском фестивале документального кино. Нашей командой был получен, в том числе, колоссальный опыт создания и продюсирования документального фильма на международном уровне.

После восхождения на Эльбрус я предложил Рустаму рассмотреть на 2021 год более сложную вершину и выбор очевидно сначала упал на Пик Ленина. Но спустя две недели я позвонил и озвучил идею подъема на восьмитысячник Чо-Ойю или Манаслу. Первые месяцы мы привыкали к этой невероятной идее и только весной всерьез заговорили о возможности ее реализации. Ближе к лету вариант Чо-Ойю был исключен, гора была закрыта — мы остановились на варианте Манаслу.

Мое убеждение было в том, что, если в жизни есть такой человек, кому под силу эта задача, учитывая вводные данные, то этим человеком является Рустам. Я чувствовал себя режиссером захватывающего фильма, который нашел героя, и верил в него как никто другой.

За месяц до выезда в Непал нами была проведена тренировка на Эльбрусе, где вопреки погодным условиям Рустам совершил повторное восхождение, но в этот раз и на Восточную вершину.

Проект восхождения на Манаслу был также интересен своей медиасоставляющей — в процессе всех 36 дней экспедиции мы снимали профессиональное документальное кино, с прямыми трансляциями на всю страну через федеральные каналы. Весь фронт этой работы контролировал спецкор ВГТРК и по совместительству автор фильма Анна Афанасьева и видеооператор Александр Антонов. Высотную съемку при штурме вершины я взял на себя.
Сложности проекта
Неизвестность — базовая сложность проекта, о которой важно рассказать. Не было возможности где-то «подглядеть» - не существовало прецедента, когда человек на одних руках восходит на такие высоты. Даже наше восхождение с Рустамом на Эльбрус (вначале на Западную, а затем и на Восточную вершину) также являлась первым успешным проектом в истории. Идея взойти на восьмитысячник и вовсе была мифом! Неизвестность сформировала большой перечень вопросов:

• Как будет вести себя организм на большой высоте? Кровообращение Рустама имеет свои особенности!
  • Как Рустам будет использовать кислородное оборудование? Вес одного баллона 4 кг! А если баллон будет нести рядом идущий альпинист, то какое оптимальное расстояние шланга должно было бы быть между людьми и как в такой связке проходить опасные участки (расстояние между Рустамом и сопровождающим составило всего 1,5 метра). Любое повреждение кислородного шланга может стать роковым.
  • Что делать, если темп Рустама в зоне смерти сильно замедлится и возрастет в 2-3 раза от темпа среднестатистического восходителя? Баллоны ничего не решат… Каждому из 7 сопровождающих понадобится также в 2 и 3 раза больше кислорода и как такое количество кислорода занести на высоту? Предсказать стратегию использования кислорода при таких данных и уровне всех возможных рисков крайне сложно.
  • Как сохранить корпус и руки от промокания и замерзания? Рустам постоянно соприкасается со снегом.
  • Хватит ли у Рустама сил? Восхождение в любой момент легко может перерасти в сложную спасательную операцию….
  • И многое другое
  • Подготовка, основные аспекты

Хочу начать с того, что этот проект, по мнению ста процентов наблюдателей, не имел шансов на успех. Я благодарен Рустаму за доверие, которое очень дорого стоит в таких экстремальных условиях. Несмотря на мнение выдающихся альпинистов, многие из которых с мировым именем, нам удалось сделать невозможное. Что говорить, если за 3 дня до штурма основная команда шерпов, которые были с нами с первого дня экспедиции, отказались от участия в проекте, свернули палатки и вопреки контракту ушли вниз! И это те шерпы, которые видели состояние Рустама на склоне, видели его уровень подготовки и волю к победе. Но и они не могли поверить в реализацию проекта… (и эти и другие подробности будут описаны в книге)

Организацию экспедиции я полностью взял под свою ответственность, самостоятельно установив базовый лагерь под Манаслу, перед этим наняв персонал БЛ и шерпов в Катманду и забросив 1500 тонны груза. Все, начиная от иголки до палаток мы привезли с собой в Самагаон из России и Катманду. Возможно у читателя будет вопрос о том, зачем я выбрал столь сложное решение и почему не воспользовался пакетным предложением непальских фирм. Более подробно я отвечу на этот вопрос в книге, но если быть кратким — именно в проекте с Рустамом это стало одним из ключевых стратегически правильных решений, которое дало гибкость проекту и предоставило возможность его реализовать, исключив негативные риски влияния на проект со стороны той или иной непальской компании.

Важно! Если вы едете на восьмитысячник в формате индивидуального восхождения без каких либо сложных форматов, конечно, используйте только пакетные предложения и учтите самое главное: компания и даже, более того, шерпы, с кем вы пойдете на гору, должны быть обязательно вами проверены в других совместных восхождениях, пусть и на более малые высоты. И это, без преувеличения, вопрос безопасности и жизни. Очевидно, скажете вы? Увы, на практике, чтобы отправиться в крайне опасное восхождение, многим людям хватает рекомендаций знакомых и отзывов в интернете. Безответственность многих участников и шерпов и трагические ситуации на восьмитысячниках тому пример.
    Шерпы
    Есть большая проблема — большинство, а примерно, по моим оценкам, 80 процентов предложений на рынке Непала идут от ненадежных и малоквалифицированных команд.

Мой опыт и рекомендации: самой надежной командой, с которой я познакомился уже на Манаслу была команда Imagine Nepal - ее я и привлек в помощь на финальный пяти дневный штурм Манаслу. Двое из пяти наших шерпов были на вершине зимнего К2!

Отдельное спасибо Чатуру Тамангу (компания Сhatours) который оказал важную консультационную помощь проекту, сделал пермиты, предоставил землю для установки базового лагеря и помог с дополнительными баллонами кислорода.
    Маршрут до деревни Самагаон (3600 м)
    До Самагаон (3600 м) — деревни, от которой начинается подъем в БЛ, можно добраться двумя путями: пройти 3-дневный треккинг или долететь на вертолете. В нашем случае наша команда разделилась на две группы: основная команда пошла пешком, мы же с Рустамом сделали 3 рейса вертолетом, забросив в Самагаон (3600 м) всю провизию экспедиции.
    Треккинг
    Из Катманду до деревни Бесисахар (760 м) лучше добираться на джипах. Оттуда и начинается треккинг до деревни Самагаон (3600 м), который, в зависимости от подготовки группы, занимает 4-5 дня. На треккинге есть возможность арендовать вьючных животных для переноски грузов. Сам маршрут не представляет технической сложности.

Идеальный вариант: основные вещи до Самагаона отправить вертолетом из Катманду, взяв с собой на треккинг только самое необходимое.

Маршрут треккинга: Бесисахар (760 м) - Дхарапани (1860 м) - Тилидже (2300 м) - Бимтанг (3700 м) - Перевал Ларке Пасс (5160 м) - Самдо (3800 м) - Самагаон (3600 м). На протяжении всего пути у вас есть возможность ночевать в лоджи, брать с собой палатки совершенно нет смысла.

Также важно учесть наличие перевала в 5160 м, где вас может накрыть снегопад.
    Вертолетная заброска
    Есть два варианта вертолетной заброски до деревни Самагаон (3600 м), более дорогой и более бюджетный. Первый вариант лететь напрямую из Катманду в Самагаон. Второй — сначала доехать на автомобиле до деревни Аругат и оттуда сделать вертолетную заброску до Самагаон. Но, как нам сообщил вертолетчик, в зависимости от сезона могут быть и дополнительные варианты логистики.

В деревне Самагаон много лоджи, проблемы с размещением вряд ли бывают. Но лучше заранее забронировать приемлемый для вас вариант. Наша команда останавливалась в одноименном лоджи Самагаон, которая, как я понял, принадлежит главе местной общины. В деревне есть небольшой продуктовый магазин, кафе и Wi-Fi.

Маршрут от Самагаона до БЛ: хороший несложный шестичасовой треккинг, единственный момент в том, что после дождей очень грязная тропа, утопаешь в трясине по щиколотку.
    Маршрут восхождения, общие впечатления
    Подробное описание всех участков восхождения на Манаслу могу предоставить при личном общении. В этой статье хотел бы поделиться общей картиной.

Ледопады: самый неприятный участок между Лагерем 1 и Лагерем 2. Днем периодически на тропу падают куски льда и снега. Плюс на этом участке минимум три стенки с углом наклона до 90 градусов, которые проходятся на жумаре. Высота стенок примерно до 20 метров.

Лавиноопасность: основным лавиноопасным участком считается Лагерь 2 и его окрестности, в котором и случилась трагедия 2012 года. Общее правило там — не останавливаться после первой акклиматизации, и во время второго акклиматизационного выхода переходить из Лагеря 1 сразу в Лагерь 3.

Трещины: больше всего трещин между Лагерем 1 и Лагерем 2. В целом по горе практически весь маршрут провешен и не представляет трудностей. На своем пути встретили 3 лестницы.

Самый сложный переход: между Лагерем 3 и Лагерем 4, сказывается протяженность пути и довольно быстрый набор.

Тайминг между лагерями при финальном штурме (час/мин) и спуске! Это темп Рустама и соответственно всей команды!

БЛ - Лагерь 1: 7:30
    Лагерь 1 - Лагерь 2: 6:20
    Лагерь 2 - Лагерь 3: 4:00
    Лагерь 3 - Лагерь 4: 8:00
    Лагерь 4 - Вершина: 8:30
    Вершина - Лагерь 3: 5:00
    Лагерь 3 - БЛ: 6:40

Штурм вершины:

Личное снаряжение для восхождения на восьмитысячник
    Думаю, список необходимого снаряжение на Манаслу практически ничем не отличается от того перечня, который должен быть при восхождении на любой восьмитысячник по классическому маршруту в теплое время года. Бытует мнение, что на Манаслу нет смысла брать комбинезон, его высказывали и некоторые члены нашей команды. Мое мнение, что нам повезло с погодой и, действительно, в этот раз в нем было жарко. Комбинезон — обязательная вещь при восхождении на такие высоты, даже если вам приходится его тащить за спиной до крайних лагерей.

Одежда в альпинизме это не только про удобство, но и про безопасность! Большой риск переохлаждения/обморожения мог быть у Рустама — он постоянно соприкасался с холодной поверхностью. Для него наши друзья — компания BASK, разработала не только индивидуальные пуховые комплекты одежды, но и специальный «кокон», который защищал от промокания основных слоев одежды. С руками дело обстояло сложнее, руки постоянно промокали и для Рустама в моем рюкзаке было 8 пар запасных перчаток, скорость смены которых иногда была каждые два часа.

В случае с остальными участниками экспедиции было проще, комплект одежды был классическим для таких восхождений. Список одежды и экипировки я приведу ниже по тексту, но основное внимание хотел бы уделить запасным комплектам пуховых перчаток, очков и правильно подобранной обуви. Только в нашей команде потерянных и сломанных очков было четыре пары.

Список того, что было у каждого члена высотной команды (все пуховые вещи были исключительно бренда BASK)

1. Кепка
    7. Каска
    8. Тонкое термобелье, 2 комплекта
    9. Толстое термобелье, 2 комплект
    10. Флисовые перчатки, 2 комплекта.
    11. Флисовые штаны
    21. Тонкая пуховая куртка/свитер
    22. Теплая пуховая куртка
    23. Пуховой комбинезон
    24. Пуховые рукавицы, 2 комплекта.
    25. Резиновые тапки
    49. Крем от загара, не менее 100-процентной защиты
    50. Губная помада гигиеническая
    51. Крем увлажняющий для рук
    52. Влажные салфетки (3 больших пачки)
    53. Личная аптечка
    54. Нож
    55. Комплекс витаминов
    56. Напиток изотонический SIS в таблетках, не менее двух пачек
    57. Баул 140 л.
    58. Рюкзак не менее 70 л.
    59. Документы (виза, загран паспорт, персональная страховка)
    60. Часы
    61. Power Bank
    62. Аптечка персональная
    63. Рем.комплект

Команда проекта выражает благодарность партнёрам:

Туристической компании Alpwww, ПАО Татнефть, Ассоциации Северный Десант, ООО «НПФ БАСК». Информационному партнеру: ВГТРК. Техническим партнёрам:Спорт-марафон, День Сурка, Vento, Аргут, Thermos, Bergans, Ultramaxcell, Bite.

Друзьям экспедиции:

• Роману Абилдаеву
  • Сергею Белкину

• Читайте на Mountain.RU:

Рустам Набиев ещё немного о восхождении на Манаслу и о своей команде

Рустам Набиев о восхождении на Манаслу

Рустам Набиев спустился в базовый лагерь