Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчет о прохождении горного маршрута 5 к.с.по Центральному Алтаю (Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты), совершённом в период с 1.08.2021 по 21.08.2021
СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О МАРШРУТЕ ПАСПОРТ МАРШРУТА Район похода: Центральный Алтай, Северо-Чуйский и Южно-Чуйский хребты. Заявленный маршрут: пос. Бельтир - р. Джело - пер. Карагем (н/к) - р. Иолдоайры - р. Атбажи - пер. Переметный (1Б) - лед. Бол. Талдура - связка (2Б, рад.): [пер. Турист + в. Ольга Зап. + в. Ольга Вост. + пер. Сибстрин] - связка (3А): [пер. Плечо Иикту + в. Иикту (рад.)] - лед. Оштуайры - пер. Анитим (1Б) - р. Калынагач - р. Карагем - ур. Карагемская поляна - р. Лев. Карагем - лед. Лев. Карагем - пер. Латвийский (3А) - лед. Маашей - лед. Лев. Маашей - связка (3А): [пер. Маашей-Абылоюк + в. Маашей-Баши (рад.) + пер. Школьник] - оз. Шавлинское - р. Шавла - пер. Орой (н/к) - пос. Чибит Пройденный маршрут: пос. Бельтир - р. Джело - пер. Карагем (н/к) - р. Иолдоайры - р. Атбажи - пер. Переметный (1Б) - лед. Бол. Талдура - пер. Плечо Иикту (3А) - лед. Оштуайры - пер. Анитим (1Б) - р. Калынагач - р. Карагем - ур. Карагемская поляна - р. Лев. Карагем - лед. Лев. Карагем - пер. Латвийский (3А) - лед. Маашей - лед. Лев. Маашей - пер. Маашей-Абылоюк (3А) - лед. Университетский - седловина пер. Школьник (рад.) - связка (2Б) [пер. Надежда + пер. Эйнштейна] - оз. Шавлинское - р. Шавла - пер. Орой (н/к) - пос. Чибит
Отказ от кольцевого выхода (2Б) пер. Турист + в. Ольга Зап. + в. Ольга Вост. + пер. Сибстрин из-за непогоды. Отказ от радиального восхождения на в. Иикту и Маашей-Баши из-за нестабильной погоды. Отказ от прохождения пер. Школьник после его разведки (из-за камнеопасности), замена на заявленный запасной вариант - связку (2Б) пер. Надежда + пер. Эйнштейна. Прочие сведения: Маршрут рассмотрен МКК Свердловской области СТК г. Екатеринбурга. Маршрутная книжка № 45/21. Адрес хранения отчёта: http://turist-club.ru Штамп (полномочия) МКК, рассмотревшей маршрут: 166-00-565655551. Сведения о страховой компании Группа была застрахована в страховой компании «Зетта-Страхование»: http://zettains.ru/. ОБЗОРНАЯ СХЕМА МАРШРУТА
Карта 1. Общая схема района, маршрута. ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
СОСТАВ ГРУППЫ СОКРАЩЕНИЯ И УМОЛЧАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ОТЧЁТЕ Понятие «левый» и «правый» употребляется в тексте в орографическом смысле (от истока вниз), если это не оговорено специально. Под временем прохождения по умолчанию подразумевается грязное ходовое время в формате ЧЧ:ММ. Время везде указывается местное. В скобках после названия притока может указываться название основной реки. ОБЩАЯ СМЫСЛОВАЯ ИДЕЯ МАРШРУТА Чуйский хребет Алтая - популярное место проведения спортивных туристских маршрутов, был выбран неслучайно - из-за пандемии коронавируса был ограничен выезд за границу, поэтому Тянь-Шань был недоступен. Из отечественного высокогорья оставался только Кавказ и Алтай. Мы выбрали Алтай, поскольку он был для нас более знакомым. Запланированный маршрут позволял увидеть популярный район, интересные, красивые места, пройти достаточно интересные перевалы района и повысить своё спортивное мастерство. Мы ставили как исследовательские цели, так и спортивные, и познавательные. Все они были достигнуты. ПОДЪЕЗДЫ, ВЫЕЗДЫ И ПРОЧАЯ ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Заезд в район обычно делают из Барнаула или Бийска, куда можно приехать на поезде или прилететь самолётом. Кроме того, можно лететь до ГорноАлтайска, это ещё быстрее, хоть и дороже. Часть участников прибыла на поезде в Барнаул, откуда был заказан трансфер до посёлка Бельтир. По пути подобрали двух участников, которые прибыли на самолёте в Горно-Алтайск. В целом, дорога от Барнаула до Бельтира занимает ок. 10 часов. Трансфер заказывали у проверенной компании Бийск-Алтай-Тур (Иван Замчалов +7-960939-1155, https://vk.com/id13807684), цены у них выше рынка, зато надёжно. Транспорт среднего уровня комфорта. Заброска для нашей группы БарнаулБельтир стоила 27000 руб., выброска Чибит-Барнаул 26000 руб. От посёлка Бельтир можно воспользоваться заброской на Карагемский перевал, сократив 30 км пешего пути. Мы воспользовались услугами местного бельтирского водителя Виктора 8-913-691-35-96, стоимость 10000 руб. Он также предоставляет место ночлега перед заброской. Есть возможность проехать дальше вплоть до Карагемской поляны, стоимость нужно уточнять. В этом районе можно также заказать конную заброску грузов на Шавлинские озёра (например, такую услугу оказывает туркомплекс «Кочевник», kochevnyk@yandex.ru, сайт http://eco-kochevnik.ru/). На территории Бельтира, Чибита сотовая связь МТС, Билайн, Теле2, дальше в горах связи нет, необходимо использовать спутниковый телефон. В районе перевала Орой ловит Билайн. Газ и бензин можно купить в Барнауле. Мы же взяли бензин-калошу ещё в Екатеринбурге и разлили по приготовленной таре, провезли в поезде. Проблем с горелками не наблюдалось. Расход бензина с автоклавом - около 75 мл/чел в день. На трансферы, продукты и общественные нужды (ремнабор, аптечка, страховка), т.е. на поход в целом, каждым участником было затрачено по 16821 руб. без учёта билетов на поезд. Порядок регистрации в МЧС Регистрация группы в МЧС производится через сайт https://forms.mchs.ru/registration_tourist_groups. После заполнения формы, на почту составителя заявки приходит номер заявки. Это не является фактом, что группу зарегистрировали. При регистрации группе присваивается номер, а также на почту высылают памятки для туристов и прогноз погоды на ближайшую неделю. Лучше на следующий день позвонить и убедиться, что группа зарегистрирована. Присвоенный номер называли, когда отзванивались МЧС о выходе на/с маршрута, а также в местном ПСО. Алтайский ПСО (388-22) 5-11-06 факс 5-11-06 ЦУКС ГУ МЧС России по Респ. Алтай (388-22) 2-37-58, 2-31-24 Видеоматериалы Видео доступно по ссылке: https://youtu.be/2RRqZrCy25s Видео с дрона в виде плейлиста: https://www.youtube.com/playlist?list=PLzoDfjidyqjaaEoqT3EWjHY_FkLL8xDby ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ДЕНЬ 0 (01.08.2021): ТРАНСФЕР ДО ПОС. БЕЛЬТИР До Барнаула добираемся поездом. Далее нас встречает предварительно заказанный трансфер с прицепом. Загружаемся. Едем в Бельтир. По пути подсаживаем двух участников в Горно-Алтайске, которые прилетели самолётом. На своротке с трассы в Бельтир нас ожидает вахтовка. Дорога дальше идёт плохая, на обычном трансфере не подъехать, это надо учитывать. Вахтовка отвозит нас в Бельтир, где мы селимся в домике у водителя. Разбираем вещи, отдыхаем после переездов. ДЕНЬ 1 (02.08.2021): ТРАНСФЕР ОТ ПОС. БЕЛЬТИР НА ПЕР. КАРАГЕМ - Р. ЙОЛДОАЙРЫ - УСТЬЕ Р. АТБАЖИ Километраж: 12,9 км Перепад высот: -850 м ГХВ 4:40 Высота стартовой точки: 2890 м Высота ночевки: 2050 м Подъем группы в 05:30. Ближе к 06:00 приходит водитель вахтовки, мы быстро грузимся и выезжаем в сторону Карагемского перевала (н/к) (N 49.97198° E 87.76617°). На Карагемский перевал ведет грунтовая дорога, проложенная в советские годы для поддержания животноводческого хозяйства района. Дорога до перевала занимает около 3-х часов. В нашем случае была хорошая погода и с заброской проблем не возникло. На перевале ветрено. Водитель говорит, что заброску можно сделать и до самой поляны, однако за дополнительные 20 тыс. руб. Мы отказываемся, даже несмотря на то, что идти сегодня с максимальным весом рюкзаков, но зато все вниз.
Фото 1. На пер. Карагемский. Старт маршрута.
Фото 2. Спуск в долину Иолдоайры. Дорога хорошая, идти легко, уклон небольшой. Высоту сбрасывает плавно, петляя между камнями и разливами. Несколько раз нам приходится переходить вброд реку, переодевая обувь. Вброд мы прошли раза 4, потом дорога перешла на правый борт долины и уже не пересекала реку. К 13:00 выходим на место ночевки к слиянию с рекой Атбажи. Сбрасываем 30 метров по мелкой осыпи к реке, где стоит импровизированный мостик из 2-х бревен (N 49.95991° E 87.64287°).
Фото 3. Дорога и спуск с дороги к р. Иолдоайры. ДЕНЬ 2 (03.08.2021): Р. АТБАЖИ - ПОДХОД ПОД ЛЕД. ПЕР. ПЕРЕМЕТНЫЙ Километраж: 13,1 км Перепад высот: +750 м, ГХВ 7:20 Высота ночёвки: 2782 м Подъем группы в 05:00, выход на маршрут в 06:45. Утро прохладное, иней. Начинаем подъем по ПБ р. Атбажи от места ночёвки. Тропы периодически теряются, лес густой. После крутого подъема начинается берёзовый кустарник вперемешку с редким хвойным лесом. Через 2 часа лес заканчивается, и мы продолжаем путь по травяным полянам и моренам, иногда попадаются каменные туры, но это скорее исключение. К 12 часам выходим на озеро. Высота 2528. Там встаем на обед на южном берегу (49.89767 N 87.66530 E). В 13 часов выходим дальше. Путь начинается с подъема на несколько ступеней морены, которые переходят в каменно-цветочное плато. Здесь река разливается на много рукавов, которые мы обходим с востока. Далее плато снова упирается в моренные валы. Запускаем дрон, чтобы разведать местность. Кстати, очень удобная вещь, которая уже второй год у нас в списке общественного снаряжения. На морене четко вырисовывается турик, и видна еле различимая тропа. Виден каскад озёр, которых нет ни на карте, ни на спутниковых снимках. Можно продумать оптимальный путь передвижения и даже выбрать удобное место ночевки.
Фото 4. Вверх по долине р. Атбажи.
Фото 5. Озеро в верховьях р. Атбажи. Зайдя на морену, начинаем плавно набирать высоту. Метров через 150 по высоте появляются озера и отличные места для стоянок. На ночевку встали в 15:40 на берегу одного из них, почти у самого ледника (N 49.87422° E 87.65381°).
Фото 6. Долина р. Атбажи.
Фото 7. Место ночёвки у лед. Перемётный. ДЕНЬ 3 (04.08.2021): Р. АТБАЖИ - ПЕР. ПЕРЕМЕТНЫЙ (1Б) - ЛЕД. БОЛ. ТАЛДУРИНСКИЙ
Высота, по классификатору и GPS 3219 м (3217 м) Характер сн-лд Ориентация СЗ - ЮВ Номер в классификаторе № 2.2.3.12 Координаты по GPS N 49.85865° E 87.65493° Расположен: в северном отроге Ю.-Чуйского хребта, соединяет д.р.Талдура - д.р.Атбажи. Прохождение: От стоянок на озере в д.р. Атбажи до лед. Бол. Талдуринский. Снята записка группы туристов г. Санкт-Петербурга (т/к КТУ) от 03.08.2021 г., рук. Арефьев Д.В. Необходимое снаряжение для 7 чел.: каски, ледорубы, кошки, ИСС, основная веревка для движения в связках. Могут понадобиться ледобуры 4 шт, жумары. Личное мнение о перевале: перевал непрост для новичковых групп, много камней, для неуверенных новичков следует провесить 30м перил. Выход в 07:00. Идём по конечным моренам вверх. Два перехода вверх по правобережной морене до ледника пер. Переметный. Затем по льду 2 перехода по 40 минут. Перевальный взлёт представлен зоной ледовых разломов, зачехлённой осыпью слева по ходу. Подниматься по классике слева по ходу опасно - там полно камней и открытый лёд, поднимаемся ближе к центру, там нет камней и можно пройти пешком, распутав небольшую сеть трещин.
Фото 8. Начало лед. Перемётный.
Фото 9. Вид с ледника на место ночёвки.
Фото 10. Цирк пер. Перемётный с дрона.
Фото 11. Перевальный взлёт пер. Перемётный. Снег только в начале перевального взлета глубиной до 15 см. Надеваем кошки и поднимаемся вверх под бергшрунд. Обходим его справа по ходу и проходим 150 метров вверх на осыпную седловину перевала через ледовые трещины, которые просто распутываются. Самостраховка ледорубами. Менее опытным группам может потребоваться провеска одной веревки.
Фото 12. Начало подъёма на пер. Перемётный.
Фото 13. Подъём на пер. Перемётный. На перевале - тур, памятный знак. Снимаем записку группы из города Санкт-Петербург (т/к КТУ) от 03.08.2021 г., которая здесь же и ночевала. С перевала открывается вид на вершины Иикту и Ольга. Обе вершины в облаках.
Фото 14. На седловине пер. Перемётный. Влево по ходу спускаемся по краю ледника 50 метров и по рандклюфту вниз. Ледник открытый. Далее выходим в широкую долину левого притока реки Талдура. По моренным валам 2 перехода по часу до кармана левобережной древней морены главной долины. Есть ручей, площадки. Здесь же и встаем на обед (49.83939 N 87.69158 E). Во время обеда начался дождь, решили его переждать.
Фото 15. Место спуска с лед. Перемётный в сторону р. Талту.
Фото 16. Спуск из боковой долины к лед. Бол. Талдуринский.
Фото 17. Панорама верховьев долины р. Талту. Лед. Бол. Талдуринский.
Фото 18. Живописные места для бивака и вид на дальнейший маршрут. Через час, ближе к 15 часам дождь прекратился. Плавно сбрасывая высоту, продолжили движение в сторону ледника Бол. Талдуринский. Перед языком ледника имеется много хороших стоянок с чистой водой и стенками от ветра. Переход на тело языка возможен только через ручей, вытекающий из-под языка (N 49.82920° E 87.67652°). Ручей можно перейти по одному без каких-либо проблем.
Фото 19. Переход ручья у ледника. Ледник, открытый крутизной до 15-20°, трещины находятся в основном слева по ходу, имеет две ярко-выраженные ступени. Общий набор высоты до места ночевки до верха нунатака, на котором у нас будет ночёвка, составляет порядка 650 м. Время подъема на нунатак у нас составило около 2-х часов. На его вершине есть площадки под палатки (N 49.82369° E 87.65978°), вода на леднике. Ветрено, необходимо строить защитные стенки из камней. Ниже по нунатаку - остатки старого альплагеря - вещи, предметы. Тут живёт заяц.
Фото 20. Бивак на вершине нунатака. ДЕНЬ 4 (05.08.2021): ПОЛУДНЁВКА, ПОДХОД ПОД ПЕР. ПЛЕЧО ИИКТУ Километраж: 2,6 км Перепад высот: +400 м ГХВ 0:50 Высота ночёвки: 3465 м Утром идет дождь, все окружающие вершины затянуты облаками, идёт дождь, ни о каком прохождении траверса в. Ольга не может быть речи - не видно даже верхней части ледника. Отказываемся от разминочного кольца, группа схожена, к тому же все имеют достаточную акклиматизацию и опыт, поэтому на месте по анализу состояния группы кольцо можно пропустить. Ближе к 10 часам дождь прекратился. Часть группы ушла на разведку подхода под перевал Плечо Иикту. Другая занялась приготовлением пищи и обследованием нунатака. При обследовании выяснилось, что 100 метров восточнее имеются хорошие площадки, защищённые от ветра телом нунатака, но до воды оттуда идти гораздо дальше. После разведки решили, что не будем использовать имеющийся запасной день для того, чтобы пройти кольцо пер. Турист + в. Ольга Зап. + в. Ольга Вост. + пер. Сибстрин. Лучше попытаться подойти под Иикту и, если будет погодное окно, пройти. Если окна не будет - обойти через Талдуринский (1Б), не потеряв время. Поэтому остаток дня используем для подхода как можно ближе под перевал Плечо Иикту, разведка нашла удобный безопасный путь через зону разломов верхних двух ступеней ледника. Ледник открытый, крутизной до 20°. Много трещин. Они обходятся слева по ходу движения.
Фото 21. Путь под пер. Плечо Иикту через 2 ступени разломов ледника.
Фото 22. Верхняя ступень ледника.
Фото 23. Путь к месту ночёвки под перевальным взлётом.
Фото 24. Место ночёвки в мульде. После входа на вторую ступень ледник становится закрытым, здесь мы делаем связки и продолжаем движение под перевал на м/н (N 49.82317° E 87.63716°). Места для лагеря выбрали на краю мульды. В саму мульду не спускаемся, там трещина. Часть группы ушла на предпровеску перил. До берга - закрытый ледник, идется в связках. Берг местами засыпан снегом, имеются снежные мосты. ДЕНЬ 5 (06.08.2021): ПЕР. ПЛЕЧО ИИКТУ (3А) - СЕДЛОВИНА ПЕР. ЮВЕНТА Километраж: 1,6 км Перепад высот: +350 -170 м ГХВ 8:40 Высота ночёвки: 3650 м Перевал Плечо Иикту Категория сложности по классификатору 3А Высота, по классификатору и GPS 3704 м (3780 м) Характер сн-ск-лд Ориентация В - СЗ Номер в классификаторе № 2.2.3.13 Координаты по GPS N 49.82325° E 87.62761° Расположен: в северном отроге в. Иикту, соединяет лед. Оштуайры и лед. Бол. Талдуринский. Прохождение через седловину пер. Ювента. Прохождение: От лед. Бол. Талдуринский до лед. Оштуайры. Снята записка сборной группы туристов Томска, Северска и Кургана под руководством Шкитова Д.А. от 15.07.2019 г. Необходимое снаряжение для 7 чел.: системы, каски, кошки, айсбайли, спусковые устройства, жумары, основная веревка 3 шт. * 50 м, ледобуры 14 шт., тросик для сдёргивания, расходные петли 5 шт., крючья 10 шт. Личное мнение о перевале: по своей суммарной протяжённости (26 верёвок и 2 дня прохождения), на наш взгляд, перевал находится на верхней границе 3А к.т. или превышает её. Необходимо уточнить реальную сложность перевала в настоящее время (в ЦМКК). В целом, перевал очень интересен и достаточно безопасен для прохождения, нам он понравился, рекомендуем опытным группам. Выход группы на перевал в 05:20. Утром переменная облачность, перевал просматривается хорошо. Перевальный взлёт представлен снежно-ледовым склоном в обрамлении скал, верхняя часть взлёта - система скально-ледовых кулуаров, ведущая на гребень. Путь подъёма с правой по ходу части склона, по центру и далее - уходя в кулуар, выход на гребень.
Фото 25. Путь подъёма на пер. Плечо Иикту с лед. Бол. Талдуринский. Переменная облачность, облака то приходят, то уходят полностью. По вчерашним следам за 30 минут подходим под берг. И проходим провешенные вчера 3 верёвки. Далее, провешиваем 5.5 веревок по льду крутизной 40-500 под скалы. Все станции на ледобурах. Лидер идёт с нижней страховкой на 2 айсбайлях. В серединах перил делаем промежуточную точку жёсткого закрепления для ускорения подъёма. Далее 2 веревки по комбинированному ск-сн-лд рельефу вправо-вверх по ходу, станции на крупных скальных выходах, крутизна склона 50-550. Выход на гребень в 13:15 (N 49.82312° E 87.62750°). Отсюда возможно восхождение на в. Иикту с последующим траверсом западного гребня. А наш путь лежит по гребню на север, т.к. с запада путь спуска с пер. Плечо Иикту проходит через седловину соседнего пер. Ювента. У нас заявлено радиальное восхождение на пик Иикту, но поскольку погода весьма нестабильна (периодически приходят облака), и сильный ветер на гребне, то мы отказываемся от восхождения - лучше перестраховаться.
Фото 26. Подход под начало перил.
Фото 27. Подъём по ледовому склону, периодически налетает облако.
Фото 28. Окончание ледовой части, начало комбинированной ск-сн-лд части.
Фото 29. Первая верёвка комбинированного участка, облако уходит.
Фото 30. Вторая верёвка комбинированного участка. Движемся по сн-ск гребню в связках с попеременной (через ледоруб) страховкой на север до триангуляционного знака в виде треноги (N 49.82386° E 87.62875°), закреплённой цементом к скале. Под триангулятором - тур пер. Плечо Иикту. Сняли перевальную записку сборной группы туристов Томска, Северска и Кургана под руководством Шкитова Д.А. от 15.07.2019 г.
Фото 31. Движение по гребню к треноге, попеременная страховка через ледоруб.
Фото 32. Спуск на седловину пер. Ювента от геодезической треноги с туром. Спуск от триангулятора на седловину Ювенты представляет собой сн-лд склон 100 м с поясом скал 50 м в верхней его части. Провешиваем перила прямо от тура, вокруг которого крепим спусковую петлю первой верёвки. Следует спускаться аккуратно, чтобы ничего самому на себя не насыпать. Далее, по сн-лд склону крутизной 30-400 спускаемся ещё 2 верёвки. Далее спускаемся в связках ещё 100 м, склон пологий. Близко к краю обрыва справа по ходу спуска подходить не следует - там могут быть снежные карнизы. Седловина перевала широкая (N 49.82531° E 87.62766°), можно вырыть в снегу два места под палатку, тур на перевале Ювента не обнаружили, обыскали всё вокруг. Последний участник группы закончил спуск в 16:00. Ставим лагерь, делаем ветрозащитные стенки. ДЕНЬ 6 (07.08.2021): СЕДЛОВИНА ПЕР. ЮВЕНТА - ЛЕД. ОШТУАЙРЫ - ВЕРХОВЬЯ Р. ОШТУАЙРЫ Километраж: 6,1 км Перепад высот: -1040 +100 м ГХВ 11:20 Высота ночёвки: 2704 м Погода осталась, как и вчера, переменчивой - то налетает облако, то вновь ясное небо. Начинаем спуск с седловины пер. Ювента, где мы ночевали. Пройдя в связках на спуск 100 м, начинаем провешивать перила по широкому рандклюфту сбоку от основного тела ледника. Провесили 8 верёвок, крутизна склона 400. По пути встретились 2 узких горлышка в рандклюфте, после которых крутизна чуть возрастает. В рандклюфте течёт водопад, верёвки намокают. Восьмая верёвка спускается через второе узкое горлышко и скальную стенку на большую осыпную площадку-нос (N 49.82673° E 87.62364°). Оттуда начинается скальная часть маршрута - 5 верёвок. Примечание: Дальнейший спуск по рандклюфту невозможен ввиду камнеопасности и опасности ледовых обвалов, т.к. рядом начинается висячий ледник (это станет видно из обзорного фото перевального склона), поэтому маршрут спуска уходит на скальные полки, и по ним - в соседний сн-лд кулуар.
Фото 33. Начало спуска по рандклюфту (с дрона).
Фото 34. Спуск по рандклюфту, периодически налетает облако.
Фото 35. Нижняя часть спуска по рандклюфту перед горлышком.
Фото 36. Вид вверх на путь спуска.
Фото 37. Прохождение горлышка, ниже - скальная стенка.
Фото 38. Скальная стенка ниже горлышка, текущий ручей, и скальная полка-нос.
Фото 39. Первая и вторая верёвки по скальным полкам от осыпной полки-носа.
Фото 40. Схема спуска по скальному участку (с дрона). 1-ая верёвка с осыпной полки (петля на камне) на север на небольшую полочку в кулуаре (станция на швеллерах). 2-ая верёвка траверсом через кулуар на широкую горизонтальную полку, и по ней - до поворота (станция - петля на камне). 3-я верёвка уходит за поворот стены по пологим ск-ос полкам траверсом, и на второй своей части спускается на небольшую осыпную полочку (станция на крючьях). 4-ая верёвка спускается по диагональной пологой осыпной полке до её конца (станция на крючьях). И наконец, 5-ая верёвка спускается отвесно 30 м с полки на сн-лд склон. Внимание! Точка крепления 5-ой верёвки расположена в 20 м выше по склону, чем предыдущая станция - там есть крупный скальный выход, на котором удобнее разместить спусковую петлю, нежели на полке, из соображений камнебезопасности. При спуске по 5-ой верёвке следует быть осторожными, чтобы не спустить камень на нижнюю станцию, которую следует сделать в сторонке. Далее спускаемся по простому сн-лд склону 3 верёвки, станции на ледобурах, крутизна склона 400 в верхней части, затем выполаживается. Внизу склона небольшой берг 1.5 м, он виден.
Фото 41. Общий вид на спуск с пер. Плечо Иикту на лед. Оштуайры. Далее спускаемся пешком по открытому леднику до его конца и начинаем траверсировать обширные моренные поля, плавно заходя в долину пер. Анитим. На плоских моренах левого орографически борта долины встречаются травянистые поляны с ручьями и травой. Там останавливаемся на ночёвку (N 49.84249° E 87.59579°), сушимся, отдыхаем.
Фото 42. Группа после спуска с перевала Плечо Иикту
Фото 43. Дальнейший спуск с лед. Оштуайры.
Фото 44. Нижняя часть ледника Оштуайры.
Фото 45. Спуск с лед. Оштуайры и заход в боковую долину к пер. Анитим.
Фото 46. Характер местности на левом борту долины. Есть ручьи и места для ночёвки. ДЕНЬ 7 (08.08.2021): ВЕРХОВЬЯ Р. ОШТУАЙРЫ - ПЕР. АНИТИМ (1Б) - ВЕРХОВЬЯ Р. КАЛЫНАГАЧ
Прохождение: От верховьев р. Оштуайры до р. Калынагач. Снята записка группы туристов клуба ТАКТ, Томск под рук. Ламонова И.А. от 3.08.21 Необходимое снаряжение для 7 чел.: каски, ледорубы, кошки. Личное мнение о перевале: перевал на подъём с Оштуайры довольно неприятен, но на спуск в Калынагач весьма интересен, требует внимательности и знания хитрого пути спуска. Продолжаем движение вверх по долине к пер. Анитим. По пути рассматриваем перевал Обходной, который по описаниям позволяет срезать путь из цирка Иикту сразу сюда, где мы идём. Как видно по фото, он сильно протаял и весьма камнеопасен.
Фото 47. Перевал Обходной - лучше обойти стороной. Протяжённые участки плоских конечных морен приводят нас к леднику. Заход на язык пологий, пешком. Рядом идёт группа из Санкт-Петербурга, записку которых мы сняли с пер. Перемётный. Договорились подниматься на Анитим друг в стороне от друга, чтобы не посыпать камнями. Поднимаемся по средней живой осыпи предельной крутизны на западную седловину пер. Анитим. Питерцы поднимаются на восточную седловину. Осыпь живая, очень неприятная, соблюдаем максимальную осторожность.
Фото 48. Пер. Анитим со стороны р. Оштуайры.
Фото 49. Вид с пер. Анитим на ледник в долине р. Оштуайры.
Фото 50. Подъём на пер. Анитим со стороны долину р. Оштуайры.
Фото 51. Группа на западной седловине пер. Анитим. Седловина широкая, соединена пешим гребнем с восточной. Далее спуск просматриваем с помощью дрона. Необходимо спускаться сначала по ложбине со снежником, а далее уходить над сбросами влево на осыпной склон и с постепенным сбросом высоты спускаться на пологую часть долины. Так и делаем. По снежнику идут старые следы, которые серпантинами спускаются до осыпи и переходят в тропинку. По ней идём траверсом мелкоосыпного склона крутизной 250, постепенно сбрасывая высоту. Спустившись с перевала наблюдаем, как группа Питерцев пытается найти спуск с восточной седловины, которая протаяла, и там голый лёд с камнями.
Фото 52. Верхний снежник на спуске с Анитима.
Фото 53. Нижний снежник, от которого надо уходить на боковой склон.
Фото 54. Уход траверсом вдоль склона за перегиб.
Фото 55. Небольшой спуск за перегибом склона.
Фото 56. Схема спуска с пер. Анитим (вид с дрона).
Фото 57. Дальнейший спуск на морены с постепенным сбросом высоты.
Фото 58. Общий вид снизу на спуск с западной седловины пер. Анитим.
Фото 59. Вид на седловины перевала Анитим со стороны Калынагача. Продолжаем спуск в долину Калынагача по обширным моренным полям, придерживаясь правого борта долины. По пути делаем обед. После обеда достигаем начала полей карликовой берёзки и на поляне между рукавами речки находим ровные места для ночевки, на которых останавливаемся лагерем (N 49.91973° E 87.59948°). Ближе к вечеру приходит Питерская группа.
Фото 60. Верховья р. Калынагач. Много мест для ночёвки.
Фото 61. Спуск вниз по долине Калынагача. Начинаются морены.
Фото 62. Бесконечные конечные морены в долине Калынагача. ДЕНЬ 8 (09.08.2021): СПУСК ПО Р. КАЛЫНАГАЧ - Р. КАРАГЕМ - УР. КАРАГЕМСКАЯ ПОЛЯНА Километраж: 7,8 км Перепад высот: -360 м ГХВ 2:45 Высота ночёвки: 1950 м
Фото 63. Выход к Карагемской поляне. Отоспались. Вышли в 11:10. Начали спуск по правому берегу реки Калынагач. Тропа появилась не сразу. В лесной зоне, она идет почти у самой кромки воды, периодически петляя в лес. Ближе к месту впадения нашей реки в р. Карагем, тропа уходит наверх в лес вправо по ходу. Потом она спускается к реке и в долине Карагема теряется. В лесу на склоне много голубики. Долина Карагема заболочена. Вдоль реки идет старая полузаросшая автомобильная дорога. По ней местами течет ручей. Постепенно выходим на неё. Дорога выводит нас к броду через Иолдоайры. Течение несильное, позволяет проходить по одному, воды по колено. Через 50 метров выходим на поляну (N 49.96274° E 87.61749°). Здесь есть домик местного алтайца - по прозвищу Чечен, баня, костровище, деревянный туалет на поляне(!). Стоянка платная. Поставить палатку стоит 200 руб/ночь. Дрова 150руб., их привозит алтаец. Баня 450 руб./человеко-час. Также за деньги можно заказать поездку на лошадях, перевозку вещей и людей через реку, растопку бани, и прочий стандартный набор. Место очень хорошее, поэтому платить за это не жалко. Контактные телефоны арендаторов поляны: 8-913-699-45-07, 8-906-939-51-14 Бесплатные дрова есть в 2 км выше по течению р. Лев. Карагем, но проще купить у Алтайца. Он их привозит на огромном квадроцикле. На стоянку встали в 14:00.
Фото 64. Прелести Карагемской поляны. ДЕНЬ 9 (10.08.2021): ДНЕВКА Высота ночёвки: 1950 м Отсыпаемся. Отъедаемся. Гуляем по поляне. Есть съедобные грибы. Немножко пожарили. Встретили группу из Москвы и группу из СанктПетербурга. ДЕНЬ 10 (11.08.2021): ПОДЪЁМ ПО Р. ЛЕВ. КАРАГЕМ В ВЕРХОВЬЯ Километраж: 12,3 км Перепад высот: -340 м ГХВ 4:50 Высота ночёвки: 2290 м
Фото 65. Вверх по Левому Карагему. Вышли в 7:20. Пошли по левому орогр. берегу р. Карагем. Дорога местами заболочена, в конце поляны местами уходит в лес, но недалеко. Лес горелый. До слияния левого и правого Карагемов шли 3,7 км за два перехода. Чуть выше слияния переходим р. Лев. Карагем вброд. Воды ниже колена. Далее продолжаем подниматься по правому берегу. Тропа неявная, слабая. Сначала уходит круто вверх на склон, проходит по лесу над прижимами и каньоном. Уже над границей леса снова выходит к воде.
Фото 66. Бараньи лбы и подъём на ледник Лев. Карагем вверху долины. У границы леса на крупной осыпи встречаются заросли крыжовника и смородины (N 49.99893° E 87.64338°). Поднимаемся вдоль реки до широких разливов на повороте у бараньих лбов под ледником Лев. Карагем. Река разливается на множество рукавов. На одном из больших островов находим ровные площадки под лагерь (N 50.03842° E 87.65763°). Дров здесь нет. Есть живой кустарник. Много редких цветов. Место очень живописное. Оборудованных мест для ночёвки нет. Люди здесь ходят и стоят редко. Встали лагерем в 13:30. ДЕНЬ 11 (12.08.2021): Р. ЛЕВ. КАРАГЕМ - ЛЕД. ЛЕВ. КАРАГЕМ - СЕДЛОВИНА ПЕР. ЛАТВИЙСКИЙ Километраж: 5,3 км Перепад высот: +1200 ГХВ 5:20 Высота ночёвки: 3480 м Утром выходим к бараньим лбам по правому орогр. берегу ручья, поднимаемся по осыпям и заглаженным древним ледником монолитам правого борта долины к леднику. По пути встречаются площадки для стоянок, примерно на середине подъёма, рядом вода. Можно было подняться вчера до них, если б знали координаты (N 50.04804° E 87.65785°).
Фото 67. Начало подъёма сбоку от бараньих лбов.
Фото 68. Начало подъёма сбоку от бараньих лбов, вид с дрона.
Фото 69. Схема подъёма на бараньи лбы. Варианты. Вид с дрона.
Фото 70. Подъём рядом с бараньими лбами.
Фото 71. Подъём рядом с бараньими лбами.
Фото 72. Подъём вдоль ручья по бараньим лбам. Заход на ледник пологий, поднимаемся на правый орогр. язык ледника Лев. Карагем и движемся по открытому, а далее - по закрытому леднику к седловине пер. Латвийский. Седловина снежная, тур на восточной части на осыпи. Свежий. Сняли записку группы туристов сборной МО под рук. Фефелова А.П. от 18.07.21. Ставим палатки, строим ветрозащитные стенки, отдыхаем до утра.
Фото 73. Панорама лед. Лев. Карагем.
Фото 74. Подъём по лед. Левый Карагем к пер. Латвийский.
Фото 75. Подъём по лед. Левый Карагем к пер. Латвийский.
Фото 76. Выход на седловину пер. Латвийский. ДЕНЬ 12 (13.08.2021): ПЕР. ЛАТВИЙСКИЙ (3А) - ЛЕД. МААШЕЙ - Р. ЛЕВ. МААШЕЙ Километраж: 8,4 км Перепад высот: -1070 +90 м ГХВ 9:15 Высота ночёвки: 2500 м Перевал Латвийский Категория сложности по классификатору 3А Высота, по классификатору и GPS 3460 м (3485 м) Характер сн-лд Ориентация Ю - С Номер в классификаторе № 1.1.23 Координаты по GPS N 50.06978° E 87.64579° Расположен: в главном хребте Северо-Чуйского хребта между в. Карагем и в. Барс (3633), Соединяет лед. Бол. Маашей - лед. Лев. Карагем. Прохождение: От р. Лев. Карагем до лед. Бол. Маашей. Снята записка группы туристов сборной МО под рук. Фефелова А.П. от 18.07.21. Необходимое снаряжение для 7 чел.: системы, каски, кошки, айсбайли, спусковые устройства, жумары, основная веревка 3 шт., ледобуры 14 шт., тросик для сдёргивания. Личное мнение о перевале: перевал сильно протаял и продолжает таять, становясь всё более камнеопасным. Не рекомендуем его к прохождению в будущем. С рассветом начинаем спуск. Выход в 5:20. Склон северо-западной экспозиции, поэтому у нас есть небольшая фора по времени. Верхняя верёвка начинается через перегиб, в 50 м от перевального тура. По центру седловины, как в некоторых отчётах, спускаться не надо - там отвесный сброс, который протаял до скалы в некоторых местах. Поэтому верхние верёвки обходят этот сброс по льду положительной крутизны. Карниза на перегибе нет, просто крутой участок 700.
Фото 77. Первые верёвки спуска с пер. Латвийский.
Фото 78. Вид на перегиб с первой верёвки спуска.
Фото 79. Середина спуска с пер. Латвийский.
Фото 80. Вид вверх на линию спуска. На второй верёвке склон начинает выполаживаться до 600. Провешиваем чуть по диагонали, то в одну, то в другую сторону, чтобы сдёргивание сразу же расправлялось вдоль следующей верёвки. В средней части склона есть локальное выполаживание до 400, но прекращать перила там не надо, ибо далее крутизна снова растёт. Провешиваем в общей сумме 14 верёвок по льду средней крутизны 550. Лёд открытый, станции на ледобурах, сдёргивание самовыкрутом. Последняя верёвка проходит через бергшрунд. Далее - спуск пешком по снегу. В обход нижних бергшрундов. Перевал нам не понравился, при определённых условиях может быть камнеопасен, ибо сильно протаял, это вызывает беспокойство. Траектория спуска по левой части ледового склона, не прижимаясь к левому рандклюфту - там могут летать камни. Средняя скорость спуска составила 18 мин/верёвка. Особых трудностей спуск не вызывает, тут главное - быстрая слаженная работа участников по сдёргиванию и перегону верёвок вниз. Спуск занял чуть более 4 часов ГХВ. Выходим на ледник Маашей. Обедаем.
Фото 81. Общая схема спуска с пер. Латвийский на ледник Бол. Маашей. Далее идем по ровному, частично покрытому камнями леднику. Уклон - примерно 5-100. Держимся ближе к правому борту долины, спускаемся на конечные морены. Далее движемся по правобережной боковой морене, которая постепенно переходит в острый вал и продолжается после слияния с ледопадом 60 лет Октября. Там, где вал упирается в скальные сбросы впереди мы находим наиболее пологое место (N 50.09291° E 87.60673°) и спускаемся с вала к леднику. Заход на бок ледника пологий, пересекаем ледник на левый борт и поднимаемся по каменным турам в боковую долину к тропе на пер. Нижнешавлинский. По тропе заходим до травянистого моренного кармана под пер. Влюблённых. Останавливаемся там лагерем (N 50.09822° E 87.57888°). Воду нужно здесь брать на каменном поле в 50 м к северу - там большим каменным туром обозначено место - раскопана яма в камнях до чистого прозрачного ручья.
Фото 82. Спуск по лед. Бол. Маашей.
Фото 83. Путь с ледника Бол. Маашей.
Фото 84. Ночёвка на тропе в моренном кармане. ДЕНЬ 13 (14.08.2021): ПОЛУДНЁВКА, ПОДХОД ПОД ПЕР. МААШЕЙАБЫЛОЮК Километраж: 4,5 км Перепад высот: +450 м ГХВ 2:20 Высота ночёвки: 2952 м
Фото 85. Путь на лед. Лев. Маашей. С утра устраиваем отдых, сушимся, загораем, отъедаемся. Идти нам сегодня 2-3 перехода, поэтому можем никуда не торопиться. По общей тропе к перевалу Нижнешавлинский доходим по моренам до сворота к пер. Маашей-Абылоюк. Кстати, перевал Верхне-Шавлинский выглядит весьма камнеопасно, сильно протаял, лучше его не ходить. Аккуратно спускаемся с моренного вала, камни живые, к большому моренному озеру, рядом куча площадок под палатки (N 50.08589° E 87.55807°), каменные стенки и пирамиды. Мы же продолжаем движение на ледник и подходим по открытому леднику под перевальный взлёт Маашей-Абылоюка. Ставим лагерь (N 50.07402° E 87.55343°) и делаем предпровеску первых трёх верёвок от нижнего берга. Перевал протаял, теперь его взлёт представляет собой сн-лд склон с каменным островом, с которого возможны камнепады - поэтому классическая траектория подъёма справа по ходу от острова, на наш взгляд, может быть опасной. Мы решили подниматься слева от острова по ледовому склону, где нет следов от камней. Лёд там на 5-100 покруче, но зато безопаснее.
Фото 86. Путь по моренам к пер. Маашей-Абылоюк.
Фото 87. Цирк ледника Лев. Маашей.
Фото 88. Общая схема подъёма на пер. Маашей-Абылоюк.
Фото 89. Вид на пер. Маашей-Абылоюк с дрона.
Фото 90. Протаявший участок на пер. Маашей-Абылоюк. Вид с дрона. ДЕНЬ 14 (15.08.2021): ПЕР. МААШЕЙ-АБЫЛОЮК (3А) - ВЕРХНЕЕ ПЛАТО ЛЕД. УНИВЕРСИТЕТСКИЙ Километраж: 5,4 км Перепад высот: +640 -300 м ГХВ 8:40 Высота ночёвки: 3284 м
Расположен: в главном хребте Северо-Чуйского хребта. Соединяет лед. Лев. Маашей и вост. ветвь лед.Университетский. Прохождение: От лед. Лев. Маашей до лед. Университетский. Записка не была обнаружена, оставляем свою в характерном камне-туре. Необходимое снаряжение для 7 чел.: системы, каски, кошки, айсбайли, спусковые устройства, жумары, основная веревка 3 шт * 50м, ледобуры 14 шт. Личное мнение о перевале: перевал протаял, появились зоны камнепадов, однако есть безопасные пути прохождения. Несложная 3А из 9 верёвок, рекомендуем. С рассветом проходим предпровешенные верёвки. Выход в 5:30. На склоне 2 берга: нижний, от которого начинаются перила, и следующий, который обходится перилами. Провешиваем ещё 6 верёвок по сн-лд склону крутизной 500. Станции на бурах. В сумме на подъём было провешено 9 верёвок по 50 м.
Фото 91. Второй берг на склоне в начале подъёма.
Фото 92. Нижняя часть подъёма на пер. Маашей-Абылоюк.
Фото 93. Подъём на пер. Маашей-Абылоюк.
Фото 94. Путь по гребню к туру пер. Маашей-Абылоюк, налетело облако. Далее идёт глубокий старый снег на склоне, поэтому верхнюю станцию делаем на снежном щите - до льда не докопаться. Далее склон снежный, крутизна не более 300 внизу, и далее быстро уменьшается до 200. Идём в связках, страховка ледорубами. Налетает облако, идём вверх, постепенно поворачивая вправо по ходу подъёма - там, где уклон наименьший, чтобы гарантированно выйти на простой участок гребня. И далее проходим на юг до перевального тура, чтобы снять записку. Записки в туре не найдено. Пишем свою. В условиях налетающей облачности нет смысла в восхождении на МаашейБаши, поэтому отказываемся от восхождения.
Фото 95. Тур перевала Маашей-Абылоюк.
Фото 96. Путь движения по леднику Университетский. Далее спуск с перевала идёт по пологой осыпи и закрытому разорванному леднику. Спускаемся в связках, держась правого борта цирка. Выходим на лед. Университетский и направляемся к седловине пер. Школьник, который у нас в дальнейших планах. Часть группы готовит обед на леднике, а часть идёт на разведку перевала. Седловина пер. Школьник (N 50.06862° E 87.52352°) расположена в самом западном углу верхнего цирка лед. Университетский. Перевальный взлёт с юга представлен снежным склоном, переходящим в камнеопасный скальный кулуар с живыми камнями. Для подъёма необходимо провесить 30 м перил по разрушенным скалам. Седловина узкая, мест под палатку нет.
Фото 97. Положение седловины пер. Школьник в гребне.
Фото 98. Пер. Школьник с лед. Университетский.
Фото 99. Кулуар Школьника с дрона.
Фото 100. Схема подъёма на седловину Школьника по разрушенным скальным полкам.
Фото 101. Подъёмный кулуар на пер. Школьник с лед. Университетский.
Фото 102. Седловина пер. Школьник.
Фото 103. Разведка спускового склона пер. Школьник. Просматриваем спусковой склон при помощи дрона и понимаем, что спуск здесь объективно опасен - скалы, обрамляющие лёд сильно разрушены, на льду коричневые дорожки от камнепадов, а на выкате - лёд просто чёрный от камней. Судя по высотометру дрона, перепад высоты от седловины до нижнего берга составляет ~500 м, что при горизонтальной протяжённости ~300 м составляет порядка 600 крутизны при длине склона 580 м.
Фото 104. Вид вниз по спусковому склону пер. Школьник.
Фото 105. Вид вниз по спусковому склону пер. Школьник.
Фото 106. Седловина Школьника, вид с дрона.
Фото 107. Седловина Школьника, вид с дрона.
Фото 108. Общий вид на пер. Школьник с дрона. Склон идёт не чисто вниз, а чуть по диагонали, поэтому камнепады с верхних скал будут перекрывать его полностью. На подъём этот склон может и можно пройти, проскочив затемно нижнюю часть, где самая мясорубка, а вот на спуске можно попасть под камни, нижняя часть придётся как раз на рассвет и прогрев солнцем, в это время начнутся камнепады. Решаем отказаться от прохождения этого перевала. Спускаемся обратно с седловины, стараясь ничего на себя не спустить - вокруг всё живое.
Фото 109. Нижняя часть перевального взлёта Школьника, с дрона.
Фото 110. Спуск с седловины пер. Школьник по кулуару обратно на лед. Университетский. Обедаем, решаем далее идти запасным вариантом из маршрутной книжки через связку перевалов Надежда + Эйнштейна. Звоним по спутниковому телефону в МКК, уведомляем о своём решении. По леднику Университетский проходим под перевальный взлёт Надежды и останавливаемся на ночёвку (N 50.06928° E 87.53743°) на пологой части открытого ледника. ДЕНЬ 15 (16.08.2021): СВЯЗКА (2Б): ПЕР. НАДЕЖДА + ЭЙНШТЕЙНА - Р. ШАВЛА Километраж: 8,2 км Перепад высот: +200 -1020 м ГХВ 10:00 Высота ночёвки: 2463 м Перевал Надежда Категория сложности по классификатору 2Б Высота, по классификатору и GPS 3400 м (3404 м) Характер сн-лд-ос Ориентация СВ - ЮЗ Номер в классификаторе № 1.1.33 Координаты по GPS N 50.07146° E 87.54009° Расположен: в северном отроге Северо-Чуйского хребта, соединяет лед. Лев. Маашей и лед. Университетский. Прохождение: по неопределяющему склону 1Б к.т. От лед. Университетский и далее в связке с пер. Эйнштейна. Снята записка группы Удмуртии, г. Ижевск под рук. Стрельника А.В. от 11.08.2021 (Надежда 2Б) и записка группы т/к МАИ под рук. Доронина А.В. от 16.07.2020 (Надежда Зап. 2Б) Необходимое снаряжение для 7 чел. (неопределяющий склон): каски, ледорубы, кошки. Личное мнение о перевале: подъём по неопределяющему склону вполне приятен и быстр. На спуск не ходили, ничего сказать не можем. Перевал Эйнштейна (Надежда Зап.) Категория сложности по классификатору 2Б Высота, по классификатору и GPS 3500 м (3463 м) Характер сн-лд Ориентация ЮВ - СЗ Номер в классификаторе № 1.1.56 Координаты по GPS N 50.07691° E 87.53344° Расположен: в северном отроге Северо-Чуйского хребта, соединяет седловину пер. Надежда и ручей в истоках оз. Верхнее Шавлинское. Спуска на лед. Лев. Маашей нет, перевал односторонний. Прохождение: От седловины пер. Надежда до оз. Верхнее Шавлинское. Снята записка группы Необходимое снаряжение для 7 чел.: системы, каски, кошки, айсбайли, спусковые устройства, жумары, основная веревка 3 шт * 50м, ледобуры 14 шт, тросик для сдёргивания. Личное мнение о перевале: простой и приятный перевал. Обход жандарма доставляет удовольствие. Можно радиально сходить на одноимённую вершину. Спуск по рандклюфту тоже довольно прост. Перевал является безопасным путём на Шавлинские озёра с перевалов в гребне Маашея. С утра поднимаемся на пер. Надежда по среднеосыпному склону, осыпь подвижная, идём широкими серпантинами между бортами подъёмного кулуара. Седловина осыпная с местом на 1-2 палатки, озерцом с водой и снежной мульдой, защищающей от ветра. Сняли записку группы туристов Удмуртии, г. Ижевск под рук. Стрельника А.В. от 11.08.2021.
Фото 111. Подъём на пер. Надежда.
Фото 112. На подъёме на пер. Надежда.
Фото 113. Седловина пер. Надежда. Продолжаем движение по гребню на северо-запад к жандарму. Обход жандарма справа по ходу - с востока. Спускаемся 30 м вдоль скал пешком в кошках, далее провешиваем перила для траверса вдоль скал - 1 верёвка. Станции на ледобурах. И отсюда провешиваем ещё 3 верёвки по диагонали вверх на снежно-ледовое плато. Станции на ледобурах, крутизна склона до 400, в серединах верёвок промежуточная точка с жёстким закреплением для ускорения подъёма.
Фото 114. Дальнейший путь на пер. Эйнштейна.
Фото 115. Перила в обход жандарма, первая верёвка.
Фото 116. Подъём на пер. Эйнштейна 2-4 верёвки. В сумме на подъём провесили 4 верёвки перил по 50 м.
Фото 117. Вид сверху на подъём на пер. Эйнштейна.
Фото 118. Снежное плато на седловине пер. Эйнштейна.
Фото 119. Вид на пер. Эйнштейна-Надежды с дрона.
Фото 120. Перевальный тур и место спуска с пер. Эйнштейна в сторону Шавлинских озёр. По плато уходим на север до ск-ос вершинки, под ней - перевальный тур Эйнштейна на большом камне. Снимаем записку группы т/к МАИ под рук. Доронина А.В. от 16.07.2020. От тура начинается спуск в долину Шавлинских озёр. Спуск проходит по рандклюфту с ледовыми трещинами, крутизна склона здесь 35-400. Приходится для подстраховки провесить 4 верёвки перил на спуск. Станции на ледобурах. Далее спуск в связках по снежному склону 250 на закрытый ледник.
Фото 121. Вид на спуск по рандклюфту с пер. Эйнштейна.
Фото 122. Спуск по рандклюфту.
Фото 123. Вид снизу на спуск по рандклюфту. Конец ледника довольно крут на спуск, поэтому обходим по осыпям правого борта и спускаемся в долину. Отсюда виден ледовый склон пер. Школьник. Убеждаемся ещё раз в его камнеопасности. Перспективным выглядит седловина к западу от Школьника - на ней нет камней, сложность её, по нашим оценкам, соответствует 3А-3Б. Возможно это вторая 3Б на Северо-Чуйском хребте.
Фото 124. Спуск с ледника.
Фото 125. Общий вид на спуск с пер. Эйнштейна-Надежды.
Фото 126. Вид на перевал Школьник.
Фото 127. Район седловины пер. Школьник.
Фото 128. Перевал Школьник, камнеопасен. Долгий муторный спуск по бесконечным моренам вниз по долине приводит нас к озерцу на травянистых полянах. Здесь мы останавливаемся лагерем (N 50.07832° E 87.46782°). Отдыхаем, сушимся, техническая часть маршрута закончена.
Фото 129. Спуск по долине к Шавлинским озёрам.
Фото 130. Место ночёвки у озера в верхней долине над Шавлинскими озёрами. ДЕНЬ 16 (17.08.2021): СПУСК К ОЗ. ШАВЛИНСКОЕ Километраж: 7,3 км Перепад высот: -500 м ГХВ 3:00 Высота ночёвки: 1975 м Продолжаем спуск в основную долину Шавлинского озера, по средним и крупным осыпям спускаемся на набитую тропу и по ней уже спускаемся к Нижнему Шавлинскому озеру. Останавливаемся лагерем на берегу (N 50.10830° E 87.42362°), там, где отходит тропа на в. Пирамида. Место называется Поляна Идолов. Отдыхаем, полуднёвка. Здесь многолюдно, постоянно приходят группы. Попутно нас подкармливают из соседских биваков, видимо вид у нас слегка уставший. На полдник бог послал, например, фунчозу с соевым соусом...
Фото 131. Спуск к Шавлинским озёрам.
Фото 132. Спуск к Нижнему Шавлинскому озеру.
Фото 133. Нижнее Шавлинское озеро. ДЕНЬ 17 (18.08.2021): ОЗ. ШАВЛИНСКОЕ - Р. ШАВЛА Километраж: 12,1 км Перепад высот: -300 м ГХВ 3:15 Высота ночёвки: 1673 м Проходим по долине Шавлы вниз почти до поворота на Ештыкол. Тропа хорошая, набитая, встречается много групп и всадников на лошадях. Координаты ночевки - N 50.17423° E 87.35315° ДЕНЬ 18 (19.08.2021): Р. ШАВЛА - Р. ЕШТЫКОЛ - ПЕР. ОРОЙ (Н/К) Километраж: 17,1 км Перепад высот: -70 +630 -60 м ГХВ 4:50 Высота ночёвки: 2170 м Продолжаем движение по тропе - уже вверх по р. Ештыкол. Тропа поднимается в верховья реки на одноимённое плато. Далее переходим н/к перевал Орой и останавливаемся лагерем (N 50.24300° E 87.48726°) возле домика молочника на поляне под кедрами. Здесь все проходящие группы покупают молоко и лепёшки. Так же поступаем и мы. ДЕНЬ 19 (20.08.2021): Р. ОРОЙ - ПОС. ЧИБИТ Километраж: 13,3 км Перепад высот: -1000 м ГХВ 3:20 Высота финиша: 1170 м По хорошей набитой тропе за 4 перехода спускаемся до Чибитского моста. За проход по мосту местные берут по 150 рублей. Далее по дороге выходим в пос. Чибит, где нас уже ожидает трансфер. Едем в Барнаул, по пути высаживаем 2 участников в аэропорту Горно-Алтайска. Из Барнаула на поезде прибываем в Екатеринбург. Поход окончен.
Фото 134. Мост через Чую возле Чибита.
Фото 135. Группа на финише в пос. Чибит. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ
Итого: 161 км. Суммарный набор высоты: 6490 м. Суммарный сброс высоты: 8220 м. Высотный график маршрута
Рисунок 3. Высотный график маршрута. 5. ИТОГИ МАРШРУТА, ВЫВОДЫ Если кратко, то маршрут по факту оказался адекватным тому, что ожидалось в теории при разработке, по верхнему пределу планов. Опыта группы хватило вровень без превышения для прохождения всех сложных участков. Могли уверенно спрогнозировать ситуацию, оценить сложность того, что проходим и грамотно распорядиться своими ресурсами. Да, в угоду погоде пришлось пожертвовать колечком через Ольгу, и это было правильным решением, позволившим сохранить время и силы. А теперь подробнее. Целью маршрута было прохождение горной пятёрки по уже частично знакомым местам и с добавлением ещё не известных нам препятствий. Район был известен по походу 2011 года, поэтому можно было спланировать тактику и график маршрута уже с учётом собственных прошлых впечатлений о характере района. Про район Район непростой, особенно с учётом того, что он сильно протаял за последние 10 лет. Подавляющее большинство перевалов усложнилось, часть - даже на полкатегории. Значительно увеличилась камнепадная опасность в районе, и этот фактор накладывает серьёзные требования к новичковым группам, идущим в этот район. Перевалы 1Б к.т. теперь нередко требуют навески участка перил, при этом требуя от руководителей и участников групп тактические и технические навыки близкие к навыкам для препятствий 2А к.т. Для групп, которые здесь впервые проходят новую для себя категорию сложности, на наш взгляд, необходимо брать минимальный набор определяющих ЛП и только те перевалы, по которым есть свежая информация (1-2 летней давности). Остальные перевалы могут оказаться на полкатегории сложнее, и это надо учитывать на этапе планирования. Погода была обычная Алтайская, с дождями. Обычно в этом районе необходимо закладывать, помимо днёвок, минимум по 1 запасному дню в неделю на непогоду. Нельзя просто так взять и пробежать маршрут в этом районе, погода всегда внесёт свои коррективы в любые оптимистичные планы. Из плюсов можно отметить простой заезд от Бельтира на Карагемскую поляну или хотя бы на Карагемский перевал. Можно переехать вброд Карагем на квадроцикле Чечена. Есть баня на Карагемской поляне. Возможна конная заброска на Шавлинские озёра лишнего груза. Техника прохождения Для ускорения подъёма мы использовали промежуточную точку на ледобуре с жёстким закреплением верёвки на точке. Это позволило ускорить прохождение перил, за счёт того, что следующий участник мог приступить к подъёму, когда предыдущий перешёл на вторую половину. Станции на льду организовывали на ледобурах - по 2-3 бура на станцию (где лёд мягкий и больше 2 участников на станции - не менее 3 буров). Лидер провешивал лёд, поднимаясь на 2 айсбайлях. Длина перил по факту получалась 45-50 м. На спуске использовали ледобур-самовыкрут 2шт со специальными подвижными серьгами, для удобства использования. Сдёргивание производилось с помощью ламинированного стального тросика диаметром 3мм, это позволило освободить одну верёвку на спуске от использования в сдёргивании. Несколько раз использовали снежный щит для организации станции на склоне, где до льда не докопаться. Щит изготовлен из дюралевого сплава АМГ6 толщиной 3 мм по чертежам Сальникова (Новосибирск). Снаряжение Набора снаряжения было достаточно для прохождения маршрута. Очень понравилось разведывать дроном препятствия. Например, можно найти оптимальный путь в ледопаде, оценить наилучший путь движения по долине, места ночёвок. Осмотреть перевальный взлёт, осмотреть спуск, ещё не поднявшись на перевал - это позволяет избежать неожиданностей. Но необходимо помнить, что никакой дрон не заменит собственной головы на плечах. Заряжали дрон от солнечной батареи - с ней не повезло, она барахлила, приходилось чинить. В целом даже на Алтае можно вполне себе заряжать электронику от солнца. Верёвок 3 штуки хватило, потому что брали ещё ламинированный тонкий тросик для сдёргивания. У тросика недостаток - он норовит запутаться, обращаться аккуратно. Ледобуров взяли с запасом, и это оказалось правильно - повысилась скорость прохождения. Бензина брали 10 литров, из расчёта 50гр/чел в день. Хватило. ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ МАРШРУТА Если вкратце - то весь Алтай стал очень камнеопасным, и это главная проблема последних лет. Там, где раньше были белоснежные ледники, сейчас чернеют камнепадные конуса. На маршруте можно выделить несколько опасных мест. пер. Перемётный может быть камнеопасен с севера, если идти по классике вдоль правого борта. скальная часть на спуске с Плеча Иикту представляет собой разрушенные скалы, само ничего не падает, но есть риск спустить камни своим движением. восточная седловина пер. Анитим протаяла до открытого льда и камнеопасна, больше соответствует 2А. Рекомендуем ходить через западную седловину, по нашему треку и описанию. пер. Латвийский протаял и может быть камнеопасным с севера пер Маашей-Абылоюк протаял, на нём появился скальный остров, с которого сходят камнепады, перекрывающие классический путь подъёма пер. Школьник крайне камнеопасен с обеих сторон. Не рекомендуем данный перевал к прохождению ПЕРЕЧЕНЬ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНЫХ ОБЪЕКТОВ НА МАРШРУТЕ В этом походе упор был именно на технические препятствия, однако ничто человеческое нам не чуждо. Маршрут проходит по местности богатой природными достопримечательностями. Стоит отметить следующие природные объекты: Большой Талдуринский ледник и пик Иикту - масштабное зрелище и технически очень интересное место. Поляна с цветами под ледником очень живописна. Красивое каровое озеро-чаша у окончания лед. Оштуайры Карагемская поляна - отличное место для отдыха групп Шавлинские озёра - культовые места, куда ходят основные массы туристов. Отсюда открывается вид на вершины Красавица, Сказка, Мечта Мощный Карагемский ледник с его множеством ветвей. ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ ПОХОДА В поход мы брали квадрокоптер для пробы и камеру GoPro. По итогам похода мы сделали два видеоролика из отснятых материалов, по ним можно более точно посмотреть некоторые технические участки, а также составить общее впечатление о районе. В приложении к отчёту приведены фотографии некоторых окрестных перевалов, которых мы не нашли в отчётах других руководителей при подготовке к этому походу. Возможно, эти фотоматериалы будут полезны будущим руководителям. Кроме того, есть полное видео съёмок с дрона, которое мы можем предоставить всем желающим по запросу. Видеоролик о походе доступен по ссылке: https://youtu.be/2RRqZrCy25s Видео с дрона в виде плейлиста: https://www.youtube.com/playlist?list=PLzoDfjidyqjaaEoqT3EWjHY_FkLL8xDby
ФОТО ПРОЧИХ ПЕРЕВАЛОВ РАЙОНА Перевал Талдура (2Б) (вид с востока)
Фото 136. Перевал Талдура с ледника Талдуринский.
Фото 137. Пер. Талдура с лед. Оштуайры.
Фото 138. Седловина пер. Талдура со стороны лед. Оштуайры с дрона.
Фото 139. Седловина пер. Талдура, вид сверху, с дрона. Перевал Ювента (3Б) (вид с востока)
Озеро и пер. Влюблённых. Вид с дрона
Пер. Верхне-Шавлинский
Индивидуальная экстренная аптечка Каждый участник постоянно имел при себе индивидуальную аптечку: Бинт средней ширины - 1 шт. Салфетки стерильные - 3-4 шт. Кетанов - 2 амп. + вскрыватель для ампул Шприц 3 мл - 1 шт. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ Перечень классифицированных высокогорных перевалов https://tssr.ru/mountain/pereval/ Каталог перевалов «Вестра» и ссылки на отчёты с него http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=7863 - Шумилин, 6 к.с., 2014 http://www.mountain.ru/expeditions/altay/shafigullin/altai_99.htm - Шафигуллин/Мансуров, 1999 https://web.archive.org/web/20160827102300/http://takt.tomsk.ru/t/lib/mount/altay/2005/V_Smolin2005.pdf - Смолин, 2005 http://amazonki.tpu.ru/hike/view/id/92 - Неудахин, 2010 отчёт Моянской о пешем походе Григорий Львов, два отчёта по Северо-Чуйскому хребту 4 и 5 к.с. КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАПИСКИ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||