Mountain.RU
главная новости горы мира полезное люди и горы фото карта/поиск english форум
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека
Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)
Автор: Андрей Мамонтов, г. Новосибирск

Отчёт
о горном походе V к.с. по Центральному Памиру (верховья ледника Федченко),
август-сентябрь 2005 года
Содержание

Очень краткая характеристика района похода. Идея похода
Справочные сведения о группе и маршруте
Материальное обеспечение группы
Техническое описание перевалов и путей их прохождения
Дневник.
Выводы и рекомендации.
Приложения

Выводы и рекомендации.

Таким образом, нами пройден маршрут по Центральному Памиру в районе стыка хребтов Академии Наук, Ванчского и Язгулемского. Интерес к этому редко посещаемому району вполне понятен, и мы постарались реализовать его для себя в полной мере. Мы побывали там, где берёт начало знаменитый ледник Федченко – крупнейший горный ледник мира. Прошли также и по верховьям Грумм-Гржимайло – второго по величине памирского ледника. Проникли в узел Ракзоу – место, где сливаются шесть больших ледников, куда только через троечный перевал можно попасть и только через троечный перевал выйти. К сожалению, неблагоприятная погода не пустила нас сделать попытку восхождения на высшую точку Центрального Памира – пик Революции, но наш маршрут почти описал кольцо вокруг этой вершины, так что мы имели возможность увидеть её со всех сторон. Надо отметить, что район верховьев Федченко, пиков Революции и Ракзоу привлекает не только своей суровой красотой и величественностью. Он весьма интересен и в спортивном отношении. Наш маршрут включил в себя прохождение десяти категорийных перевалов: 1Б – два, 2А – два, 2Б – два, 3А – четыре. Навешено в общей сложности 46 верёвок (2200 м перил), большая часть из которых – на подъём. И технически сложные перевалы, и труднопроходимые ледопады – все препятствия преодолевались группой грамотно, очень надёжно и безопасно. А в заключительной, культурно-познавательной части похода нам посчастливилось посетить жемчужину Памира – легендарное Сарезское озеро.

Читатель может обратить внимание, что наш маршрут, хоть и проходит по заявленным вариантам, отличается от первоначально запланированного. Тому есть ряд веских причин. Одна из них – это то, что мы потеряли непредвиденно много времени (в сумме целых пять дней) из-за разных административных препон и из-за нехарактерной, прямо скажем, для Памира неустойчивой погоды. Возможно, нам не следовало бы изначально планировать такой насыщенный маршрут, а правильнее было бы заложить несколько запасных дней на случай неблагоприятных обстоятельств. Многие так поступают, и в нашей группе этот подход обсуждался на этапе подготовки. Однако, мы предпочли заложить в маршрут не запасные дни (которые пришлось бы бездарно просиживать в Душанбе в ожидании обратного авиарейса, пройди всё по плану). Вместо этого мы подготовили для себя широкий ассортимент различных запасных вариантов, так что практически из любой точки группа имела возможность сократить или упростить часть отдельных элементов маршрута, ни в коей мере не жертвуя при этом всем походом как целым. Нам трудно безапелляционно судить, какой именно подход: запасные дни или запасные варианты имеет большее право называться верным. Как бы то ни было, мы избрали в данном случае запасные варианты, и, так или иначе, это себя в полной мере оправдало. И то, что несмотря на массу различных проблем, маршрут пятой категории пройден, и не просто некий эталонный, минимальный вариант, но поход «с запасом», включающий в себя четыре определяющих и два предопределяющих перевала, лишний раз это демонстрирует.

Центральный Памир – это высокогорный район, даже по сравнению с другими частями Памира, не говоря уже о среднегорье. Для Центрального Памира характерны не только большие абсолютные высоты перевальных седловин и не только большие перепады высот перевальных взлётов и подходов из долины. Группа, попавшая в верховья Федченко, Грумм-Гржимайло или Язгулемдары сразу замечает здесь непривычно высокий, так сказать, «уровень пола», необходимость много дней подряд ходить, не спускаясь ниже 5000 м. У нас, например, на маршруте было десять ночёвок выше 5000 м, в том числе пять подряд, самая высокая ночёвка – 5960, а максимальная высота перевала – 6150 м. А ведь там приходится не только ночевать, надо ещё и проходить длинные километры по большим, часто сильно разорванным ледникам, с приличным рюкзаком лазить по верёвкам на технически сложных перевалах. Такая напряженность похода предъявляет особенно серьёзные требования к физической подготовке участников, к тщательной проработке высотной акклиматизации. К сожалению, при всей аккуратности активной «пилообразной» акклиматизации на нашем маршруте, не все оказались способны по своей физической форме легко переносить большую высоту. Как говорят, высотная форма окончательно проверяется только высотой. В результате двое участников вынуждены были сойти с маршрута после первой, спортивно-акклиматизационной части. Наверное, акклиматизация сама по себе была бы для них легче, если бы акклиматизационное кольцо было коротким (3-5 дней) и включало бы в себя только прохождение несложных перевалов под легким рюкзаком. И во время подготовки маршрута мы об этом думали. Но короткое акклиматизационное кольцо в этом районе никак не получалось. От того, что основная высотная часть тогда ни в какие разумные рамки не укладывалась: ни по дням, ни по весу рюкзаков, да и акклиматизации, которую можно за 3-5 дней получить, для перевалов в верховьях Федченко всё равно не хватает. Так что наше длинное акклиматизационное кольцо, совмещенное со спортивной частью, было вполне продуманным выбором. Тем более, что к проработке самого этого кольца мы подошли со всей ответственностью: были предусмотрены и «пилообразный» набор высоты, и многочисленные запасные варианты. И необходимый запас прочности в группе, несомненно, был. Это подтверждает хотя бы даже и тот факт, что сход с маршрута участников, плохо переносящих большую высоту, происходил не в режиме аварийной ситуации, а полностью контролировано, и не повлиял на продолжение похода основной частью группы. С другой стороны, опять же нет худа без добра. Ведь даже те двое участников, которые сошли с маршрута, всё равно набрали необходимое для зачета «пятерки» количество перевалов, а вот хватило ли бы у них физической формы, если бы им стало плохо на основной части маршрута, уже после первой акклиматизации – ещё неизвестно...

Рекомендации по прохождению отдельных перевалов, по которым мы собрали информацию, в двух словах можно сформулировать так: перевалы хорошие. Более детальные рекомендации были даны в отчете при описании прохождения каждого перевала. Лишний раз хочется обратить внимание только на некоторые моменты. Следует «смотреть в оба» при прохождении перевала БЕГ в направлении с запада на восток: если поспешить и слишком рано свернуть вправо, на вполне канонического вида седловину «Ложного БЕГа» - там будет не до смеха... Где находится и куда ведёт каждая из этих седловин, мы, наконец-то, разобрались, и соответствующие схемы в отчёте представлены. Нужно иметь в виду, что ледники бассейна Язгулемдары могут быть год от года совершенно разными – планируйте для них запас времени. Орография ледников Язгулемдары такова, что допускает варианты перехода с одного рукава на другой, этим иногда можно воспользоваться, если разломы окажутся вовсе непроходимыми, и в нашем отчёте это описано. Нельзя небрежно относиться к перевалу Ребро. В силу его потенциальной камнеопасности этот перевал не допускает «самодеятельности». Нетрудно предположить возможный спусковой механизм аварийной ситуации, например, такой: поздно вышли, не подготовили заранее снаряжение, потеряли время, как подошли к «горловине» - начались интенсивные камнепады, а тут ещё туман какой-нибудь налетел. Дальше что? Либо соваться под камнепад при ограниченной видимости, либо останавливаться на сидячую ночёвку в небезопасном месте, куда всё равно шальной камешек может залететь – и то, и другое суть превышение уровня опасности до неприемлемого, критическая ситуация налицо. А не дай бог, кому-то «прилетело» - устроить там спасработы очень непросто. И действительно, известно, что аварии, в том числе и с летальным исходом, в туристских группах на перевале Ребро были. Наша группа отнеслась к прохождению этого перевала со всей ответственностью. Перевал был пройден «на скорости», без задержек, в результате все камнеопасные участки к началу интенсивных камнепадов были уже позади, и группе засветло удалось выйти к месту, где возможна комфортная и безопасная ночёвка. В результате ни ночных хождений, ни сидячих ночёвок, ни опасных «соплей» при организации страховки – но ценой длинного и очень напряженного трудового дня.

После обильных снегопадов можно ожидать, что перевалы Одесса, БЕГ, Ребро, Бартанг станут лавиноопасными. Перевал БЕГ, наверное, станет камнеопасным, если растают гигантские кальгаспоры на его перевальном взлете, мешающие камням разгоняться. На перевальных взлетах Верхнего Хурджина и перевала Омара Хайяма реально была сформировавшаяся снежная доска во время нашего прохождения. Однако, лавинная опасность на них была незначительной и существенной проблемы не представляла: склоны не протяженные, глубина снега всё-таки небольшая. Тем не менее, на перевале Омара Хайяма мы решили перестраховаться: отказались от подъема на него во второй половине дня, сделали полудневку, и проходили рано утром по смерзшемуся насту.

Следует ещё обратить внимание, что заехать на машине в район пика Революции со стороны Оша или Мургаба, как это делали во времена СССР, теперь нельзя. Дорога от Памирского тракта по реке Кударе уже лет десять не поддерживается в проезжем состоянии. Зато теперь можно заезжать в верхние бартангские кишлаки со стороны Душанбе: по Памирскому тракту до кишлака Рушан, и далее вверх по Бартангу. В том числе можно заехать на машине и в кишлак Барчадив: новый мост через Бартанг в Нисуре теперь автомобильный.

Благодарности.

Мы благодарим всех, кто помог нам осуществить поход.

В первую очередь это наша родная альма матерь, на базе которой организован поход - секция горного туризма спортклуба Новосибирского Государственного Университета.

Всех тех кто снабжал нас информацией по району: Вильяма Соколенко, Виктора Манжалея, Аркадия Мустаева, Вольдемара Карстена, Андрея Лебедева.

Авиакомпанию Сибирь (S7) и её Коммерческого директора Антона Ерёмина за особый льготный перелёт из Новосибирска в Душанбе и обратно.

Директора Р-Сервиса (душанбинский партнер S7) Равшана Ходжиева за приём и проводы в аэропорту Душанбе.

Олега и Андрея Пилькевичей – заместителя и начальника управления «Центроспас» МЧС Республики Таджикистан, за помощь в оформлении документов и приём на базе в Лучобе.

Заместителя директора ГУП по туризму «Сайёх» Бегматова Музафара за оформление документов в ГБАО.

Просто людей из долин рек Ванч и Бартанг за ночлег, встречи и беседы.

Использованная информация.

1. Отчёт о горном туристском путешествии VI к. с., совершённом на Центральном Памире с 23 июля по 24 августа 1979 года. Руководитель Соколенко В. А. (г. Красноярск),
нитка маршрута:
к. Бачор – оз. Зарошкуль – пер. Ахба (1Б) – р. Бардара – пер. Садмид (2А) – р.Бизангов – оз. Сарезское – пер. Марджанайский (1А) – р. Бартанг – к. Барчадив – к. Рошорв – пер. Рошорв (3А) – к. Рошорв – р. Язгулемдара – лед. Язгулемдара – первопрохождение пер. Дорофеева-Горбунова (3Б) – лед. Федченко – ГМС – лед. Метеорологический – пер. Красноярский (3Б) – лед. Военных Топографов – пер. Большой Фонтан (3Б) – лед. Бивачный – пер. Бивачный (3А) – лед. Вавилова – лед. Гармо – лед Ванчдара – пер. Пулковский-II (1Б) – р. Дара-и-Поймазар – к. Ван-Ван
Шифр: 3445 Библиотека МГЦТК, г. Москвы, ул. Б. Коммунистическая д.17

2. Отчёт о горном туристском путешествии V к. с. по Центральному Памиру, совершённом с 31 июля по 23 августа 1985 года. Руководитель Новиков В. М. (г. Омск), нитка маршрута:
поляна РГО – пер. Шаугадо сев. (2А) – поляна РГО – пер. Кашал-Аяк (2А) – пер. Академии Наук (1Б) - лед. Медвежий – пер. Шумный (2Б) - лед. Абдукагор – пер. Абдукагор (2А) – лед Федченко – Южная Мульда – пер. Хурджин Верхний (3А) – лед. Язгулемдара – пер. Шипка (3А) – лед. Хабарвив-Хац – р. Хабарвив-Хац – к. Савноб Отчет в библиотеке НКТ, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая д.3
Шумный, Абдукагор, Верхний Хурджин, Шипка

3. Отчёт о горном туристском путешествии V к. с., проведённом на Центральном Памире в период с 11 июля по 7 августа 1986 года. Руководитель Мельников М. В., нитка маршрута:
к. Поймазар – лед. РГО – лед. Комсомолец – пер. Гармо-дара(2Б) – р. Гармо-дара – пер.Дарвазский(3Б) – лед. РГО – лед. Красноармейский – пер. Красноармейский (3А) + пер. Академии Наук(1Б) – лед. Медвежий – пер. Шумный (2Б) – лед. Абдукагор – пер. Ребро (3А) – лед. Федченко – пер. Язгулемский (2А) – лед. Язгулемский – р. Мазар-дара – р. Дараи-Гуджава-сай - пер. Лянгар – р. Ванч – к. Ванч
Отчет в библиотеке НКТ, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая д.3
Шумный, Ребро, р. Хабарвив-Хац

4. Отчёт о горном туристском путешествии VI категории сложности по Центральному Памиру, совершенном с 17 июля по 15 августа 1990 года. Руководитель Лебедев А. А., нитка маршрута:
пос. Ванч – р. Дустироз – пер. Дустироз (4650, 2А) – лед. Язгулемский – пер. Одесса (5280,ЗА) – лед. Ракзоу – пер. Плечо Ракзоу (6150, ЗБ, первопрохождение) + рад. выход на г. Ракзоу (6251, первовосхождение) – лед. Язгулемский – пер. Язгулемский (5201, 2Б) – лед. Федченко- пер. Революции (6300, ЗБ) + рад. выход на пик Революции (6974) – лед. Грумм-Гржимайло – пер. Юбилейный (через восточное плечо пика Омара Хайяма (6200,2Б) – пер. Омара Хайяма (6100,2Б)- лед. Федченко – пер. Кашалаяк (4330,2А) – с. Поймазар – пос. Ванч
Шифр: 5345 Библиотека МГЦТК, г. Москвы, ул. Б. Коммунистическая 17 или
http://www.turclubmai.ru/heading/papers/978/

5. Отчёт о горном туристском путешествии VI категории сложности по Центральному и Северному Памиру, совершенном с 16.07 по 22.08.1999. Руководитель Лебедев А. А., нитка маршрута:
Лет. Уручбулак - р. Танымас - л. С. Танымас - пер. Арал (4810,2А) – лед. Федченко - пер. Лонжерон (5092,3Б) - лед. РГО - р. Дустироз - пер. Дустироз (4615,2А) - пер. Язгулемский (5295,2Б) - пер. Омара Хайяма + пер. Юбилейный (6174,3А) – лед. Грумм-Гржимайло - рад. пик Революции (6974,3Б) - пер. Луговой (4150,1А,п.п.) - р. Танымас – лед. С. Танымас - пер. Ю.Джайляу (п.п.) + пер. Джайляу (5186,1Б) – р. Беляндкиик - р. З. Караджилга - пер. Вымпелком (5400,3А,п.п.) - лед. Сев. Зулумарт – лед. Дзержинского - пер. Раздельный (6140,3Б) - рад. пик Ленина (7134) - лед. Ленина - пер. Путешественников (4128,1А) - а.л. Ачикташ.
Шифр: 5627 Библиотека МГЦТК г. Москвы, ул. Б. Коммунистическая 17 или
http://www.mountain.ru/mkk/biblio/pamir/lebedev/99/

6. «Высокогорные перевалы», Москва 2001 г., Издательство «Прест».

7. Спутниковые снимки: The WMS Global Mosaic, a High Resolution, Global Coverage, Landsat 7 mosaic. http://onearth.jpl.nasa.gov/

8. Топографическая карта масштаба 1:100000, лист J-43-49. Состояние местности на 1975-79гг. Издание 1985г.

9. Схемы Вадима Ляпина Центрального Памира
http://www.turclubmai.ru/heading/papers/593/

10. Отчёт о горном туристском путешествии V категории сложности по Центральному Памиру, совершенном в июле/августе 1981. Руководитель Нестеров В., нитка маршрута:
к. Кудара – к. Савноб – р. Язгулем-Дара – лед. Язгулем-Дара – пер. Шипка – пер. Д. Пащенко + пер. Траверсный – лед. Рокзоу – пер. Выгодный + пер. Бег II – лед. Ракзоу - пер. Бег – лед. Язгулем-Дара – пер. Верх.Хурджин - лед. Федченко – пер. Омара Хайяма – верш. Юбилейная + пер. Зимовщиков – лед. Грумм-Гржимайло - пер. Бартанг – лед. Башурв Зап. + пер. Советских железнодорожников – лед. Хабарвив-Хац – р. Хабарвив-Хац – к. Савноб – к. Кудара
Шифр: 4227 Библиотека МГЦТК г. Москвы, ул. Б. Коммунистическая 17
http://www.tlib.ru/

11. Устная информация от участников/руководителей походов по Центральному Памиру:
август 1984 г., рук. Виктор Манжалей, г. Новосибирск – по перевалам Бартанг, Оптимальный
август 1985 г., рук. Аркадий Мустаев, г. Новосибирск – по перевалам Верхний Хурджин, Язгулемский, Абдукагор
август 1986 г., рук. Аркадий Мустаев, г. Новосибирск – по перевалам Одесса, БЕГ («ложный»).

Словарь терминов.
Только редко используемые.

Дашты – высокие старые речные террасы, обычно поросшие травой, кустарником если растет на этой высоте, часто, если есть поблизости вода, засеянные какими-либо сельскохозяйственными культурами.

Мульда – 1. выделенная, ограниченная хребтами или вершинами небольшая часть ледника. 2. небольших размеров углубление на леднике, в снегу или на склоне (например, снежный выдув). Значения 1 или 2 зависят от контекста.

Сыпуха или сыпушный склон – осыпной склон, осыпь.

Карты – схемы.

Схемы отрисованы на спутниковых снимках [-7-] по схемам Вадима Ляпина [-9-], отметки вершин на них взяты из схем [-9-] и отчётов [-4, 5-].

Памир. Общая схема, снимок из космоса.

1 Ледник Федченко (86км)
2 Пик Коммунизма (7495)
3 Пик Революции (6974)
4 Пик Ленина (7134)
5 · · · · Памирский тракт (1255км)
6 Река Ванч
7 Река Бартанг
8 Река Кудара
9 Река Мургаб
10 Река Танымас
11 Озеро Каракуль
12 Озеро Сарезское
13 Озеро Зарошкуль
14 Озеро Яшилькуль

Хребтовка 1: Система ледников Ракзоу.

О2 – пер. Одесса-2
О – пер. Одесса (3А)
В – пер. Выгодный (1Б*)
СХ – пер. Средний Хурджин (3А)
Б – пер. БЕГ (3А)
ЛБ – пер. Ложный БЕГ (3Б)

Система ледников Ракзоу:
Р1 – западная ветка
Р2 – северо-западная ветка
Р3 – центральная(северная) ветка
Р4 – малая северо-восточная ветка
Р5 – северо-восточная (большая) ветка
∆ – место ночёвки

Хребтовка 2: Система ледников Язгулемдара.

Обозначения ветвей ледника Я1, Я2, Я3 расположены на местах расположения ледопадов.

В – пер. Выгодный
ВХ – пер. Верхний Хурджин
СХ – пер. Средний Хурджин
Б – пер. БЕГ
ЛБ – пер. Ложный БЕГ
ДГ – пер. Дорофеева-Горбунова
С,Ю,Ц – соответственно северная, южная и центральная вершины
∆ – место ночёвки

Ветви лед. Язгулемдара:
я1 – западная
я2 – северо-западная
я3 – северная
я4 – северо-восточная
я5 – восточная

Хребтовка 3: Узел ледников Абдукагор, Федченко.

П – стоянки под перевалом
∆ – место ночёвки

Хребтовка 4: Узел ледников Федченко, Витковского и Грумм-Гржимайло.

ОХ – перевал Омара Хайяма
Ю – перевал Юбилейный
З – перевал Зимовщиков

Хребтовка 5: Узел ледников Грумм-Гржимайло, Башурв и Хабарвив-Хац.

Ш – пер. Шипка (3А)
Ж – пер. Железнодорожник (1Б)
СГ – пер. Седло Ганцевича (3А)

Б – пер. Бартанг (2Б)
О – пер. Оптимальный (1Б)
∆ – место ночёвки

© 1999-2024Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru