Автор: Михаил Голубев, Москва

Отчёт о походе по горам и башенным комплексам Ингушетии в сентябре 2021 г.

В последней декаде сентября 2021 г. мы прошли с рюкзаком и палаткой красивейший поход по осенним горам Ингушетии, посетив 42 башенных комплекса, включая почти все самые значимые и впечатляющие, такие как Цори, Меллер, Ний, Пялинг, Коали, Таргим, Вовнушки, Эгикал, Хяни, Эрзи и многие другие. Поход длился 10 дней, но из них один пришлось просидеть на месте, пережидая дождь, а другой день был насыщенным, но с передвижением преимущественно на машине, т.к. это было логично. Однако за остальные 8 дней пешего пути мы заглянули местами в уголки, куда редко кто заходит, и прошли под рюкзаками суммарно около 90 км, набрав и сбросив по 5,5 км высоты. Наряду с походом "20 озёр Гвандры" этот поход, безусловно, красивейший у меня в этом году! В этом отчете будут приведены лишь немногие, некоторые основные фото посещенных башенных комплексов, а больше фоток выложу потом в фотоальбомах.

В качестве разведки весной этого года я прошел большой разведывательный соло-поход примерно в тех же местах (ссылка): посмотрел, где какие тропы, дороги, ручьи, родники и т.д., и на осень было готово вот такое приглашение в треккинг-тур по горам и башням Ингушетии: Приглашение в уникальный треккинг-тур по стране башен и гор — горной Ингушетии!
Изначально откликнулось около 10 человек, но из-за коронавируса, будь он неладен, из-за проблем по работе, и т.д., в итоге нас осталось трое. Что ж, получилась компактная боевая мобильная команда с одной трёхместной палаткой.
Состав группы:

Голубев Михаил (до -5 и до 4000 м почти всегда в шортах)

Гешелев Андрей

Головченко Андрей

Обзорная схема маршрута (включая автопереезды в середине путешествия)

График похода

Детальные треки по дням будут в описании соответствующих ходовых дней. А все треки вместе на nakarte.me

21 сентября

Логистика заезда в горную Ингушетию, особенности заповедника Эрзи, дорога до Цори и прочие детали - описаны в отчете о весеннем походе по ссылке выше (повторю).

Собравшись утром 21 сентября во Владикавказе (на вокзале), выезжаем в 10:20 на заранее заказанной машине (Георгий, +7 918 822 32 75 whatsapp - трансферы на 5-местной Ниве по Северной Осетии и Ингушетии). В 14:20 по красивейшей дороге доезжаем почти до Цори. Учитывая неблагоприятный прогноз погоды на завтра, заселяемся в пустующем коше недалеко от родника над башнями Оасег:

Кош в районе Оасег

Сегодня - отличная, солнечная и даже жаркая погода. Бросаем вещи, и идём налегке посмотреть первые башенные комплексы похода: Оасег, Цори и Аршауг.

Маршрут радиального выхода

Информацию по архитектурным и географическим достопримечательностям горной Ингушетии, причем практически всем, можно посмотреть на карте капитального сайта Тимура Агирова

Оасег

Аршауг

Цори

22 сентября
Маршрут этого дня

По грунтовой дороге, по которой вчера приехали, идём в обратном направлении. Кош, в котором я ночевал весной, ещё обитаем, выпасается большая отара овец под охраной собак. Чтобы не рисковать, отказываемся от радиального кольца через Агутыр, Кашети и Дахкли и идём далее по дороге до начала спуска в Мусиево и Меллер:

Путь по дороге и начало спуска в Меллер

По слабонаклонным лугам, минуя Мусиево, затем по водоразделу текущих в глубоких балках ручьёв, спускаемся к башням Меллер:

Спуск дороги к Меллеру и месту ночевки, радиалка к башне Керби

Мусиево

В Меллере проводим некоторое время - уж очень тут красиво.

Меллер. Место ночевки и башня Керби

На другой стороне балки с чистым ручьём видим отличную полянку среди красочных осенних деревьев. Решаем там и заночевать, сделав полуднёвку, в течение которой сходить к башне Керби. Кстати, Меллер - большой комплекс из нескольких башен и склепов. На Фото 13 только одна из башен. Как отмечено на этом фото (и Фото 17), спускаемся ниже по водоразделу ручьёв, пересекаем правый из них и по тропке на крутом тр.-ос. склоне выходим на целевую поляну.

Место ночевки между комплексами Меллер и Керби

И хорошо что успели поставить палатку: погода нестабильная, иногда дождь. В паузе между дождями гуляем к башне Керби, откуда любуемся также расположенным ниже комплексом Мяшхи.

Керби

Мяшхи

Вернувшись, залез на небольшое возвышение недалеко от палатки, откуда хороший вид на часть пути от Меллера к месту ночевки по водоразделу:

23 сентября
Маршрут дневного перехода

С самого утра туман, но дождя нет, так что идём дальше. По навигатору, по травянистым склонам средней крутизны поднимаемся к комплексу Цхаралте, откуда по тропе на пологих склонах, частично через волшебный сосновый лес выходим к домику (внутри грязновато, но хорошее укрытие в случае непогоды) над мощным кристальным родником - недалеко от комплекса Нийкоте. От домика выходим на основную дорогу, по которой заезжали.

Путь через Цхаралте к Нийкоте

В Цхаралте

По пути от Цхаралте к Нийкоте

В районе Нийкоте поднялись выше тумана (облаков):

Нийкоте

Далее идем по дороге далее на запад в сторону комплекса Ний. По пути поднимаемся на небольшой кругозор, откуда отличный вид на Ний:

Комплекс Ний и вдали - вершина Гайкомд

По дороге спускаемся в Ний. Это крупный, один из самых значимых, башенный комплекс горной Ингушетии.

Ний

От Ния продолжаем идти на запад по дороге. По пути спускаемся влево к ручью, где оставляем рюкзаки и ходим радиально на хребет с хорошим обзором на две башни, стоящие на крутом обрывистом гребне - башни Двух жен:

Подъем на кругозор по пути от Ния в Пялинг

Башни Двух жен

Вернулись к рюкзакам и по дороге, мимо родника (см. трек), приходим в Пялинг - еще один крупный башенный комплекс.

Пялинг с кругозора

Пялинг

В восточной части комплекса есть ровная полянка. Хотя времени всего 14 ч, срочно ставим палатку: с запада быстро приближается тёмно-серый сплошной облачный фронт, видимо тот же самый, что вызвал небывалую катастрофическую бурю на Эльбрусе в эти дни.

Место двух ночёвок у башенного комплекса Пялинг

Но у нас высота не 5600 м, а на 4 км ниже, поэтому просто дождь - в оставшуюся часть дня и весь следующий день.
24 сентября
Дождь. Днёвка.
25 сентября
Маршрут этого дня

Следующая достопримечательность по плану - Барах, в частности средневековый склеп на хребте с отличным обзором. Пройти туда можно двумя способами: "нижним" и "верхним":

Пути к Бараху - нижний (синим) и верхний

Верхний несколько физически труднее, зато виды по пути великолепные, поэтому идём именно этим путём.

Участок верхнего пути

Вид с верхней точки верхнего пути на вершину Гайкомд и башенный комплекс Эгикал далеко внизу

Склеп в Барахе

Далее по пути, указанному на Фото 33, выходим в Таргимскую котловину, посещая по пути Коали, Гериты, Таргим, Исмаил-Ков:

Путь от Бараха в Таргимскую котловину

Коали

Гериты (внизу вдали основной комплекс)

Таргим

Исмаил-Ков

По правому (ор.) берегу Ассы идем вверх по долине, и мимо базы пограничников выходим к древнему храму Тхаба-Ерды, а оттуда, перейдя р. Гулойхи по пешеходному мостику, доходим до комплекса Нижний Пуй:

Путь мимо храма Тхаба-Ерды в Ниж. Пуй

От Тхаба-Ерды проход напрямую к р. Гулойхи крутоват - лучше обойти по дорогам понизу.

Тхаба-Ерды

Башня в комплексе Нижний Пуй. Вдали башни Верхний Пуй на фоне г. Гайкомд. Фото на следующее утро
26 сентября
Такие важные башенные комплексы, как Вовнушки, Хамхи, Эгикал, расположены в близкой транспортной доступности от автодороги и при этом значительно удалены друг от друга. Поэтому логично было посетить их, перемещаясь на машине. Мы еще во Владикавказе оставили Георгию заброску продуктов и газовый баллон на вторую часть похода, а накануне позвонили и попросили привезти заброску, а также свозить нас сначала в Вовнушки, оттуда назад и в Хамхи, и далее в Эгикал.

Схематично маршрут переездов обозначен на треке этого дня

Утром в назначенное время возвращаемся к дороге вдоль р. Гулойхи, встречаемся с Георгием и едем в Вовнушки - "попсовый", но тем не менее "must see" башенный комплекс. Погуляв среди башен, уезжаем в Хамхи. Дорога к комплексу закрыта на шлагбаум, но от основной дороги идти недалеко. Далее переезжаем в Эгикал - столицу средневекового государства в этих местах - целому башенному городу. После этого, проехав мимо башен Оздик, заезжаем в долину Тетрицкали к башням Кхарт, где и заканчиваем сегодняшнее автопутешествие. Получился такой день отдыха от рюкзаков.
Лишь некоторые фото этого дня:

Вовнушки

Башня в Хамхи

Эгикал

В Эгикале

Одна из башен Оздик

Вид из долины Тетрицкали на вершину Гайкомд

Кхарт
У башен Кхарт стоит пастуший домик современной архитектуры :-) (Фото 49). На случай ночной непогоды заселились там. Внутри удобные деревянные настилы, нет ветра и тратить время на палатку не надо.

Пастуший домик у комплекса Кхарт
27 сентября
Продолжаем пеший маршрут. Трек дня
Также пройденный за день путь схематично изображен на космоснимках Фото 50, 51:

Первая часть пути 27 сентября

Вторая часть пути 27 сентября

От Кхарта, минуя комплекс Дошхакле, выходим в верховья Тетрицкали, находим в лесу старую грунтовую дорогу и по ней выходим на современную, асфальтовую дорогу - здесь приходится немного пройти по асфальту. Набрав воды в считающемся целебным серебряном роднике Хьорхаст, проходим еще немного по асфальту и сворачиваем вниз в ущелье к ближайшему комплексу Кязи. Далее еще ниже по ущелью и выходим на тропу, затем грунтовую дорогу правого борта ущелья. По этой дороге минуем Лялах, проходим сверху Хяни, любуемся дальними комплексами Гу и Салги и поднимаемся мимо башни-убежища Магой-Джел обратно на асфальтовую дорогу. Здесь снова нужно немного пройти по асфальту до верхних домов села Гули, где сворачиваем вправо и по обширным лугам идём в сторону безымянного перевала, расположенного восточнее вершины Гиряг. Находим хороший родник и площадку неподалеку, ставимся. Фото достопримечательностей дня:

Башня Дошхакле

Лялах

Хяни. Вдали Салги и Гу.

Магой-Джел
28 сентября
По плану путешествия в этот день планировалось обойти вершину Гиряг кольцом через расположенный к востоку от неё перевал (условно Герчеч Восточный) и сам перевал Герчеч, после чего через ур. Кейрах выйти в Эрзи. Но погода накануне с вечера испортилась, налетел густой туман, заморосил дождь. К сожалению, и с утра был туман, поэтому идти через перевалы не было смысла - у нас же цель не просто ходить, а любоваться и фотографировать красивые виды. Поэтому пошли запасным вариантом - под стенами хребта напрямую в сторону спуска в Эрзи. Был шанс, что распогодится - и действительно позже туман (облака) немного раздуло, но на перевалах и вершине все равно весь день была плотная облачность, и делать там было бы нечего. Поэтому в этот день маршрут получился следующий

Путь от места ночевки до Эрзи

Путь от Эрзи через Морч в Гарак

Ключевой участок пути из Морч в Гарак

В Гараке ниже старых башен - некое строение с дверью, которая оказалась открыта. С учетом ухудшающейся погоды крыша над головой очень кстати. Пол бетонный, но есть ковры и вспененные полиуретановые подстилки, на которых и ставим палатку. Два проема для окон - пустые. Баррикадируем их на всякий случай - вдруг какой медведь. Вокруг очень дикие места.

Гарак и строение, в котором заночевали
Достопримечательности, которые посмотрели в течение дня:

Дзауркьонги-Джел

Эрзи

Морч

Фалхан

Башни Гарак

Одна из башен Гарак
29 сентября
По тропе мимо комплекса Мецхал, затем за перемычкой в гребне - по грунтовой дороге, набрав много воды в роднике Жижиг-хаст, по пути, указанному на треке, поднимаемся на хребет Столовой горы по крутому серпантину. На хребте сворачиваем влево и по тропе на широком хребте приходим к постройке храма Мят-сели. Подробно данный путь описан в весеннем отчете.

Погода с утра - сплошной туман, так что шли по навигатору. На хребте ветрено, потому кое-как втискиваем нашу палатку в дальней от входа части постройки. И ждём погоду. Есть мобильный интернет, так что смотрим прогноз: на несколько дней вперед дожди, мокрый снег, туман. Всё же надеемся поймать утром "окно" в погоде, чтобы сходить на Столовую гору. На неё можно сходить и в тумане по навигатору, но без видов смысла нет.

Храм Мят-Сели
30 сентября
Не дождавшись прояснения в погоде, и посмотрев прогноз, что и завтра (и еще несколько дней вперед) такое же сплошное "молоко", уходим на финиш похода. По пути, указанному на треке (трек огрублен, более детальный в обратном направлении - про 29 сентября), спускаемся в село Бейни, откуда нас забирает Георгий во Владикавказ.
Выводы по маршруту
К сожалению, не всё из задуманного удалось реализовать.
Не смогли пройти кольцо через Агутыр-Кашети-Дахкли, опасаясь собак.
Не пошли кольцо через перевалы Герчеч Вост. и Герчеч (+радиально вершина Герчеч), т.к. из-за отсутствия видимости не было смысла.
Не пошли на Столовую гору по той же причине.

Погода была неустойчивая, и мы выхватили каждую минуту, когда что-то было видно: солнечно ли, или с игрой облаков и тумана. Однако пасмурная погода для Кавказа, тем более Восточного, не характерна в данные даты. Обычно наоборот солнечно и ясно много дней подряд. Так что при нормальной погоде за 10 дней вполне можно успеть всё вышеперечисленное не пройденное.

Но даже учитывая, что мы так и не полюбовались Казбеком как с вершины Герчеч, так и со Столовой, не посмотрели на города и поля на далекой равнине на севере, не встретили рассвет и не проводили закат на Мят-Сели, всё равно поход получился очень ярким и запоминающимся. Постоянно вокруг было красиво и интересно. А уж если немного больше повезет с погодой, то это будет просто сказка!