Материал подготовленMountain.RU Фото из архива Дмитрия Павленко
По версии Mountain.RU ГИД ГОДА Дмитрий Павленко
От редакции: Традиционно в конце года мы подводим итоги, отмечая людей, восхождения, маршруты, результаты, выбивающиеся на фоне родной песочницы, поднимающих планку, ломающих стандарты и позволяющих заглянуть за горизонт.
За время работы гидом Дмитрий Павленко совершил 195 восхождений, больше половины из них по маршрутам четвёртой и пятой категорий сложности.
Просто вдумайтесь: 195 восхождений с клиентами в настоящих горах.
Этот путь не для каждого, Дима — уникальный человек в своей профессии, сильный альпинист - дважды лауреат премии Piolet d’Or, продолжающий ходить крутые маршруты и заряжающий своей любовью к горам.
Итак...
ГИД
Уходящий год получился фееричным в профессиональном плане.
Столько заряженных людей ко мне ещё ни разу не приезжало.
Накопилась куча наблюдений и поводов для анализа и размышлений.
Радует, что ко мне люди едут осмысленно, а не по принципу — кого нашёл, к тому и поехал.
И это накладывает на меня дополнительную ответственность с одной стороны и служит серьёзным стимулом для постоянного самосовершенствования с другой.
Я довольно поздно позволил себе начать профессиональную карьеру, ибо считал свой восходительский опыт недостаточным для того, чтобы брать на себя ответственность за жизнь людей, которые мне ещё и денег заплатили.
Было отчасти обидно, поскольку для промоушена имелись две мировые награды, но внутренний голос при этом безапелляционно утверждал, что на наградах в Горах не выедешь, тем более с подопечными.
Первое, с чем я столкнулся, это неимоверное расширение круга ответственности и количества задач, которые надо решать в условиях реального восхождения максимально быстро и желательно без ошибок.
Мало того, что надо самому как-то не убиться, дак ещё надо компенсировать своими действиями все пробелы в опыте и подготовке подопечных.
При этом остаться в рамках корректного поведения, одновременно постоянно поддерживая максимальный уровень концентрации. А его далеко не всегда легко поддерживать без "добрых и ласковых" слов.
Особенно в напряжённых ситуациях.
К сожалению, не обо всех своих трудах я могу вспомнить с гордостью. Но это опять-таки является для меня дополнительным серьёзным стимулом в постоянной работе над собой.
Получается, что психологическая составляющая процесса не менее важна чем техническая.
Ибо понятно, что излишнее напряжение не только уменьшает получаемое удовольствие, но и может привести к техническим ошибкам.
Так получилось, что практически одновременно с началом профессиональной деятельности, я попал в школу гидов UIAGM.
Обучение и параллельная наработка восходительского и профессионального опыта привели меня к выводу, что я вижу процесс гидовства иначе, нежели западные коллеги, и я покинул школу на этапе заключительных экзаменов.
Наш шеф Адольф Шлюнеггер сокрушался на тему того, что прочил меня в преподаватели, но я не могу преподавать то, во что не верю. Не верю именно на основании собственного опыта. А просто ради денег неинтересно.
Вообще кромешная коммерциализация зачастую больше приносит вреда, чем пользы.
Гидовство пытаются запихнуть в прокрустово ложе некоего производственного процесса.
Типа строительства или ещё чего.
Нагромождая один регламент на другой, люди пытаются нивелировать процессы, происходящие в искусственной, рукотворной среде и в среде, где правит абсолютно непредсказуемая стихия.
При этом получается, что всё новые регламенты и запреты направлены не на обеспечение надёжности для клиентов, а для юридического прикрытия гидов.
При этом потенциальных клиентов уверяют, что всё делается исключительно для их блага.
Весьма сомнительный с этической точки зрения маркетинговый ход.
Гид должен быть творцом. Причём более, чем кто-либо из восходителей. Потому что клиент всецело зависит от его действий.
И гид, как никто, должен уметь импровизировать с учётом всех возникающих нюансов.
И опять мы упираемся в пресловутый восходительский опыт. Ибо только он позволяет повышать уровень возможной импровизации, выходящей за пределы жёсткой регламентации.
И здесь как раз и кроется краеугольный камень гидовского профессионализма.
Заставить себя расти. Ходить на восхождения не только ради зарабатывания денег, но и для тренировки и поддержания, а лучше повышения собственного уровня.
Для меня это единственный реальный критерий профессионализма.
И здесь я стараюсь предъявлять к себе максимально возможные требования.
Мне везёт на подопечных.
Тьфу тьфу тьфу!
Практически все готовы тренироваться, что есть сил ради того, чтобы познать настоящий кайф на интересных восхождениях.
При этом я не требую от них приобретения серьёзного опыта, поскольку прекрасно понимаю, что им это не надо.
Когда я вижу, что человек начинает считать себя полноценным напарником и принимать решения, я прекращаю сотрудничество.
Однозначно очень полезно когда клиент имеет определённые навыки.
Но надо чётко понимать, что для того чтобы стать самодостаточным восходителем на тех маршрутах, где я работаю, а это в основном хорошие четвёрки и пятерки, надо находить очень серьезный восходительский опыт и рисковать гораздо больше, чем в связке с гидом.
Зачем это самодостаточным людям, многого добившимся в жизни?
Однозначно незачем.
Именно поэтому я с искренним уважением отношусь к людям, которые честно заявляют, что хотят просто получать удовольствие от прохождения интересных маршрутов и восхождений на сложные вершины.
При этом зачастую их уровень, как напарников превосходит уровень типа настоящих альпинистов. И всё отличие состоит только в том, что они и я прекрасно понимаем, что в случае ЧС с гидом, им придётся очень не сладко, поскольку спасработы на реальном маршруте требуют прежде всего именно максимально восходительского опыта, которого у них нет в силу абсолютно объективных причин.
Получается, каким бы подготовленным ни был клиент, на гиде палюбасу лежит двести процентов ответственности за свои действия, ибо он просто не имеет права на ошибку.
И тут мы опять упираемся в проклятое профессиональное отношение к делу, ибо только постоянные тренировки, связанные с нагрузками и риском, могут обеспечить гиду необходимую форму.
Да, я сейчас рассуждаю о гидовстве топового уровня.
Но на самом деле такие же требования предъявляют Горы на всех уровнях, просто с другими переменными.
Элементарный пример - Эльбрус.
Чтобы водить на него, не надо уметь 90 процентов из того, что должен уметь гид на технических маршрутах.
Но исходя из специфики контингента, надо быть гораздо более сильным психологом и просто сильной личностью, ибо развернуть одного-двух и развернуть двадцать человек, если это станет необходимо, оой большая разница.
Плюс на том же Эльбрусе гораздо важнее становится умение ходить в непогоду, при плохой видимости и т.д., ибо никто не застрахован от внезапных изменений погоды, какими бы точными сейчас ни были прогнозы.
Поэтому и получается, что на самом деле вроде бы стройная система подготовки гидов трещит по швам, разрываемая реальностью.
Да, гид полного цикла - идеальный вариант.
Но попробуйте представить, сколько сил, времени и здоровья эти гиды должны тратить на постоянное поддержание уровня по всем направлениям! Соответственно и стоимость услуг такого гида будет однозначно выше.
Причём далеко не факт, что высококвалифицированный гид будет иметь именно необходимый минимум для того же Эльбруса.
Как много вопросов, как мало ответов.
Но для себя я однозначно вижу гида творцом, а не ремесленником.
Творцом осознанным и увлеченным в первую очередь Горами, а не получением прибыли.
Ибо только по-настоящему увлечённые люди способны заставить себя трудиться и рисковать ради того, чтобы люди, доверившие им свои жизни, могли иметь максимально возможной уровень надёжности на любом восхождении.