Автор: Кирилл Спирин, г.Санкт-Петербург

Отчет о горном походе 5 к.с. по Северо-Восточному Памиру, совершенном с 24 июля по 20 августа 2021 года

Справочные сведения

Проводящая организация - Петроградский клуб туристов, г. Санкт-Петербург, Каменноостровский пр. 42 (ДК им. Ленсовета, комната 39).

Место проведения - Северо-Восточный Памир (Заалайский хребет).

Общие справочные сведения о маршруте.

Вид туризма

Пятая

183*

24.07.2021- 20.08.2021

*Выше приводится километраж, идущий в зачет (радиальные выходы засчитаны только в одну сторону). При этом, общий километраж (по данным GPS навигатора) составил 216 км, без применения коэффициента 1,2.

Подробная нитка маршрута:

Маршрут заявленный:

Д.р.Кызылсу - пер. Ячий (1А, 4181 м) - пер. Озерный (н/к, 4096 м) - пер. ВездеХод (3А, 4699 м) - сев. камера лед. Нура - пер. Нура Верхний (3А, 5050 м) - лед. Нура - пер. Предвершинный (2Б, 4817 м) - лед. Кызылсу Восточный - [пер. Четырех ледопадов (3А, 5585 м) + пер. Александра Зотова (3Б, 6015 м, радиально) = 3А] - д.р.Кичке-Суу - пер. Архар (2А, 5000 м) - д.р.Кызыл-Арт - д.р.Джанайдартака - д.р.Булаксу - пер. Запорожских Романтиков (2А, 4355 м) - лев. приток р. Джанайдартака - пер. Плечо Обручева (3А, 5320 м) - лед. Корженевского - лед. Перевальный - связка [пер. Мира Западный (2А, 4800 м) + пер. Золотой Телёнок (2Б, 4700 м) = 2А] - восточ.ветвь лед. Ленина - д.р. Ачикташ - а/л Ачик-Таш - радиально: [перевал Путешественников (4185м, н/к) + пик Раздельный (2Б, 6120м) + пик Ленина (7134м, 3А) = 3А].

Маршрут пройденный:

Д.р.Кызылсу - пер. Ячий (1А, 4181 м) - пер. Озерный (н/к, 4096 м) - пер. ВездеХод (3А, 4699 м) - сев. камера лед. Нура - пер. Нура Верхний (3А, 5050 м) - лед. Нура - пер. Предвершинный (2Б, 4817 м) - лед. Кызылсу Восточный - [пер. Четырех ледопадов (3А, 5585 м) + пер. Александра Зотова (3Б, 6073 м, радиально) = 3А] - д.р.Кичке-Суу - пер. Архар (2А, 4776 м) - д.р.Кызыл-Арт - д.р.Джанайдартака - д.р.Булаксу - пер. Запорожских Романтиков (2А, 4355 м) - лев. приток р. Джанайдартака - пер. Плечо Обручева (3А, 5320 м) - лед. Корженевского - лед. Перевальный - связка [пер. Мира Западный (2А, 4940 м) + пер. Золотой Телёнок (2Б, 4743 м) = 2А] - восточ.ветвь лед. Ленина - д.р. Ачикташ - а/л Ачик-Таш - радиально: [перевал Путешественников (4185м, н/к) + пик Раздельный (2Б, 6120м) + пик Ленина (7134м, 3А) = 3А].

Заявленный маршрут пройден без изменений в полном объеме.

Определяющие препятствия маршрута:

4х ледопадов

Снежно-скальноледовый

Александра Зотова

3Б (3А при радиальном подъеме с севера, в связке с пер. 4х ледопадов)

Плечо Обручева

Осыпной

Мира Западный

Золотой Теленок

2Б (2А, в связке с перевалом Мира Зап)

Ячий

Снежноосыпной

Итого: 3А - 5 (включая радиальное восхождение на пик Ленина) , 2Б - 1, 2А - 3, 1А - 1

Сведения об участниках.

№ п/ п

Фамилия, имя, отчество

Туристский опыт (у-участник, р-руководитель.)

Обязанности в группе

Спирин Кирилл Владимирович

6 г.у (Тянь-Шань), 5 г.р. (Кавказ)

Руководитель, фотограф

Бородзич Андрей Игоревич

6 г.у (Тянь-Шань), 1 г.р. (Кавказ)

Медик, финансист

Выдрин Антон Евгеньевич

5 г.у (Тянь-Шань, Кавказ), 1 л.р.

Штурман, хронометрист

Дерюгин Юрий Иванович

5 г.у (Кавказ), 1 г.р. (Кавказ)

Завхоз

Курбатов Антон Евгеньевич

6 г.у (Тянь-Шань), 1 п.р.

Ремонтник

Райтаровский Егор Сергеевич

4 г.у., Кавказ

Ответственный за снаряжение, весовщик

Все участники прошли маршрут в полном объеме, за исключением радиального восхождения на пик Ленина. На вершину пика Ленина поднялись Бородзич, Райтаровский и Спирин. Участники Выдрин и Дерюгин поднялись на пик Ленина до высоты 6800 метров, а участник Курбатов из-за плохого самочувствия остался ждать команду в лагере на 5780 метров.

Отчет в распечатанном виде хранится на руках у руководителя.

Электронная версия на сайтах: http://tlib.ru/

Поход рассмотрен МКК РСФСТ Санкт-Петербурга.

Шифр МКК: 178-00-556644530

Фотографии в отчете выполнены Спириным К.В, Курбатовым А.Е.

Везде далее по тексту: Указания правый и левый даны орографически, если это особо не оговорено.

Высоты указываются по показаниям имевшегося в группе прибора GPS, координаты даны в системе WGS-84

Сокращения:

л. - ледник, пер. - перевал, д.р - долина реки, вер. - вершина, закр. - закрытый, откр. - открытый, рад. - радиально, ЧХВ - чистое ходовое время.

Основные цели и задачи.

Прежде всего, хотелось посмотреть новый для всей команды район, повысить высотный опыт, пройти полноценную линейную «пятерку в больших горах среди больших снегов.

В качестве наиболее значимых препятствий изначально рассматривались два: перевал 4х ледопадов (наиболее трудозатратный и самый сложный технически перевал похода) и пик Ленина (представляющий интерес с точки зрения повышения высотного опыта участников). Остальная нитка маршрута строилась таким образом, чтобы плавно подвести группу к уверенному и безопасному прохождению этих препятствий. На первом кольце мы прошли два относительно невысоких (по памирским меркам) перевала 3А, чтобы размяться технически и получить необходимую акклиматизацию перед перевалом 4х ледопадов. Далее последовало, собственно, прохождение перевала 4х ледопадов. В целях лучшей акклиматизации перед пиком Ленина мы провели на седловине перевала 4х ледопадов 2 ночи, а с седловины сходили радиально на перевал Александра Зотова (6073 м). Последующая часть маршрута - это выход к пику Ленина через простые перевалы 2А, но для разнообразия мы включили в этот участок еще один технически интересный перевал 3А (Плечо Обручева), который привлекателен не только технически, но и с видовой точки зрения.

Организация похода.

До Оша добирались самолетом через Москву (авиакомпания «Аэрофлот, прибытие в Ош в 8 часов утра), обратно летели прямым рейсом «Аэрофлота в Санкт-Петербург.

Все продукты покупались и фасовались в Санкт-Петербурге заранее на весь поход (в самолет пришлось докупать 3 дополнительных места багажа по цене 3500 рублей за каждое). Это позволило в день прилета сразу же выехать в горы к точке старта (у нас была жесткая экономия по времени, и мы не могли себе позволить потратить в Оше лишний день на закупку продуктов).

Газ заказывали заранее (за три месяца до похода) через Юрия Траченко: https://kyrgyzadvent.com/

Наземные трансферы организовывали через турфирму «Ош Трэвел (Лада Хасанова, +996 777 19 67 87, WApp: +996 555 60 22 42, e-mail: oshtravel@rambler.ru ), услугами которой остались очень довольны: всё было организовано чётко и без накладок (чувствуется, что люди подходят к своему делу ответственно и с душой). Лада также помогла с оформлением пропусков в погранзону, с доставкой продуктовой заброски в базовый лагерь под пиком Ленина, с регистрацией группы в посольстве РФ и с получением регистрации по месту пребывания для тех участников, чей срок нахождения в Киргизии превышал 30 дней.

Кроме того, турфирма «Ош Трэвел располагает собственной небольшой гостиницей (Гостевой дом Жукова), рассчитанной на размещение небольших групп, 10-15 человек. Условия размещения - прекрасные. Просторные комнаты с кондиционерами и собственным санузлом, уютная закрытая внутренняя территория, тенистые беседки для вечерних посиделок, радушные отзывчивые хозяева - и все это за вполне приемлемые деньги (1200 рублей с человека по состоянию на 2021 год).

От Оша до точки старта доехали за 5,5 часов, успев при этом пообедать в Сары-Таше и завезти продуктовую заброску в Бордобу (в юрту перед погранзаставой). Автомобильная дорога на восток от Сары-Таша находится сейчас в хорошем состоянии и позволяет быстро добираться в восточные районы Заалая.

Обратно из Ачикташа до Оша доехали за 6 часов с остановкой на обед в Сары-Таше на 50 минут. Мы ехали на комфортном микроавтобусе «Мерседес-Спринтер, но надо учитывать, что в плохую погоду грунтовая дорога в верховьях может быть размыта дождями, и тогда потребуется более проходимый транспорт вроде ГАЗ-66 или что-то подобное (и время в пути, соответственно, увеличится). Всего было организовано 3 продуктовых заброски, что позволило разбить поход на участки по 9, 8, 5 и 5 ходовых дней, плюс 3 дневки для восстановления. Таким образом, вес рюкзаков оказался достаточно комфортным, и мы смогли быстро и безопасно преодолевать основные технические препятствия, зачастую на личной технике без навески перил. Первую заброску занесли самостоятельно в верховья долины Кызылсу, вторую заброску завезли в Бордобу на машине по пути к точке старта, а третью заброску без нашего участия доставила в Ачикташ принимающая турфирма, о которой писалось выше по тексту.

Погранпропуска у нас проверяли один раз в Бордобе.

Медико-транспортную страховку все участники оформляли в компании СОГАЗ, с покрытием рисков, связанных с альпинизмом и спортивным туризмом, включая поисково-спасательные работы. Полис легко оформляется онлайн: https://shop.sogaz.ru/travel/all_world/! - среди предложенных программ надо выбрать Программу В, либо С (это очень важно, т.к. программа А не покрывает поисковоспасательные работы).

Никаких проблем с заездом-выездом, местным населением и властями у нас не было.

Аварийные выходы с маршрута и его запасные варианты.

При необходимости аварийного схода с маршрута предполагается спускаться на север до ближайших автомобильных дорог - по долинам рек Нура, Кызылсу, Кичке-Суу, Кызыл-Арт, Ачикташ. С пика Ленина простейший выход через перевал Путешественников до лагеря Ачикташ, либо можно попросить о помощи в лагере 1 на левобережных моренах ледника Ленина.

У всех участников имелась хорошая медицинская страховка с покрытием услуг экстренной эвакуации вертолетом и поисково-спасательных работ (страховая компания «СОГАЗ). На аварийные случаи у группы имелись в наличии два спутниковых телефона, три рации и GPS- приемник для передачи своих координат.

Запасные варианты движения:

Даты

Дни пути

Участок маршрута

Км

Способ передвижения

28-29.07

4 - 5

Д.р.Кызылсу - пер. Ячий (1А, 4181) - пер.Янчик (2Б, 4780)

29.07.

Пер. Озерный (н/к, 4096) - пер. ВездеХод (3А, 4699) - сев.камера л. Нура

Сев. камера л. Нура - пер. Ворота Нуры (2А, 4800) - л. Кызылсу Восточный

03-05.08

11-1213

Л.Кызылсу Восточ. - пер. Транспортный (1А, 4200) - пер. Снежная Полоска (1А, 4160) - д.р.Курумды - д.р.Кичке-Суу

Л.Кызылсу Вост. - пер. Кызылсель (3А, 4900) - д.р.Курумды

9,5

08-09.08

16-17

Д.р.Кичке-Суу - д.р.Кызыл-Арт (в обход перевала Архар)

Д.р.Кызыл-Арт - д.р.Джанайдартака - л.Корженевского

пешком

Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден в полном объеме, без изменений.

Высотный график и график движения.

Высотный график с привязкой к расстоянию:

Высотный график с привязкой ко времени:

График движения:

Характер пути

Погода

24.07.21

Трасса ЭМ-02 (координаты точки старта: N 39.63709° E 73.72701°) - д.р.Кызылсу до высоты 3237 м

00:40

Набор 1

Сброс 185

Грунтовая дорога

Облачно, без осадков

25.07.21

Подъем по д.р.Кызылсу до высоты 3486м.

9,5

03:45

Набор 406

Сброс 94

Грунтовая дорога, тропа, травянистые террасы, каменистая пойма реки

Переменная облачность, без осадков

26.07.21

Подъем по д.р. Кызылсу до высоты 3572м, после чего радиально занесли заброску на лев.морену л. Кызылсу Восточный до высоты 4048м.

15,6

06:15

Набор 586 Сброс 512

Моренные нагромождения, травянистоосыпной карман морены

Ясно/ вторая половина дня облачно. Без осадков.

27.07.21

Д.р.Кызылсу - пер. Ячий (1А, 4181) - пер. Озерный (н/к, 4096)

14,7

07:40

Набор 1102 Сброс 583

Морены, зачехленный ледник, травянистоосыпные склоны до 30 градусов, осыпи и снежники до 30 градусов

Облачно. Вечером дождь

28.07.21

Пер. Озерный (н/к,4096) - пер. ВездеХод (3А, 4699) - сев.камера л. Нура

5,9

08:20

Набор 679 Сброс 628

Морены, открытый ледник, закрытый ледник, снежноледовый склон от 25 до 55 градусов с тремя засыпанными бергшрундами, на спуск крупная и средняя осыпь до 30 градусов, травянистые склоны до 25 градусов.

Переменная облачность, во второй половине дня - дожди, град и грозы

16.08.21

05:30

Набор 1050

Сброс 174

Грунтовая дорога, потом тропа по осыпным склонам и моренам

Переменная облачность

18.08.21

Л. Ленина - северовосточный гребень пика Раздельная до высоты 5780 м

7,4

05:40

Набор 1421

Сброс 58

Морены, открытый ледник, небольшой ледопад, снежноледовый склон до 30 градусов, широкий снежный гребень до 15 градусов

Ясно

19.08.21

5,9

11:30

Набор 1419

Сброс 1419

Снежные, снежно-ледовые и осыпные склоны до 30 градусов (с локальным коротким участком до 45 градусов)

Утром ясно, очень сильный ветер. После 11.00 ветер слабеет, переменная облачность.

Вечером снег.

20.08.21

Л. Ленина - пер. Путешественников (н/к, 4185м) - д.р.Ачикташ - а/л АчикТаш

06:30

Набор 235

Сброс 2452

широкий снежный гребень до 15 градусов, снежно-ледовый склон до 30 градусов, небольшой ледопад, открытый ледник, морены, тропа, грунтовая дорога

Переменная облачность, во второй половине дня небольшой снег

ВСЕГО:

216 км

Набор 15 415 Сброс 15 095

Краткая характеристика района путешествия.

Заалайский хребет, северная граница Памира, тянется на 240 км с запада на восток, от слияния рек Муксу и Кызылсу до пика Иркештам (Отчайло, 5820) на границе с Китаем и далее по китайской территории. Средняя высота хребта 5500 м, высшая точка - Пик Ленина(7134).

Весь Заалайский хребет можно разделить на три части. Восточная часть - это участок хребта восточнее перевала Кызыларт. От перевала Кызыларт и до перевала Алтынмазар тянется центральная часть Заалайского хребта, наиболее часто посещаемая, и поэтому наиболее изученная (высшая точка- п. Ленина). Далее на запад уходит западная часть с высшей точкой п. Сат, 5900.

Наш маршрут проходил через Восточную и Центральную часть Заалайского хребта.

Центральный Заалай - это наиболее высокая часть хребта. Здесь расположены высочайшие вершины района - пики Ленина (7134), Жукова (6842), Октябрьский (6780), Дзержинского (6717), Единства (6640), Кызылагын (6683). Хребет на этом участке слабо расчленен и выглядит, как непрерывная стена, формы рельефа на северных склонах сглажены. Перевалы здесь ледово-снежные, преимущественно 3А к.с. С южной стороны (которая осталась неохваченной в рамках нашего маршрута) Центральный Заалай орографически богаче. Здесь имеется ряд простирающихся к югу разветвлённых отрогов, что позволяет планировать разнообразные горные туристские маршруты от 3-й до 6-й категории сложности. Мощные реки Муксу и её приток Сауксай практически непреодолимы вброд, поэтому район Центрального Заалая изолирован от остальной части Памира. Лишь в верховьях Сауксая вблизи хребта Зулумарт и еще восточнее гарантируется относительно беспроблемный выход из района в центральные области Памира. В нижней части склонов и долин Центрального Заалая господствует горно-степная и горно-луговая (тундровая) растительность, выше - только камни, вечные снега и ледники.

Участок Восточного Заалая, который простирается на 52 км от перевала Кызыларт на восток до китайской границы, начал интенсивно осваиваться туристами и альпинистами лишь с развалом СССР. Раньше этому препятствовал жесткий пограничный режим. По характеру он близок к Центральному Заалаю, но отличается большей крутизной северных склонов и меньшими высотами. Здесь находятся вершины Курумды (6613) и Заря Востока (6349).

Для Центрального и Восточного Заалая (в отличие от Западного) характерны сильные ветра на гребне водораздельного хребта, которые могут послужить причиной несчастного случая. Основным определяющим погоду фактором в Заалае являются атлантические циклоны.

Заалайский хребет находится в зоне высокой сейсмической активности. Из-за гидратации, разбухания горных пород, эта горная цепь со скоростью около 2 сантиметров в год наступает на Алайскую долину. Заалайский хребет имеет мощное оледенение. Всего здесь 550 ледников общей площадью 1436 кв.км. Высота фирновой линии увеличивается с запада на восток на северных склонах от 4200 до 4500 м, а на южных склонах от 4500 до 5400 м. Наиболее крупные ледники хребта: Корженевского (21,5 км), Большая Саукдара (20,6 км), Октябрьский (19,0 км).

В техническом отношении перевалы Заалайского хребта и его северных отрогов в своем подавляющем большинстве не требуют провески многочисленных перильных веревок или сложной ледовой и скальной работы. Трудности определяются разорванными ледниками, лавиноопасными снежными склонами и большой высотой, требующей правильной акклиматизации.

Заалайский хребет в настоящее время считается наиболее доступным для проведения туристских походов районом Памира как по соображениям безопасности заездов (они осуществляются по территории Киргизской Республики, чуть ли не самой дружественной к российским туристам из среднеазиатских республик), так и по стоимости путешествия (не требующего вертолетных залетов и забросок).

Подъезды к Заалайскому хребту ведут из Оша на юг по Памирскому тракту через горы Алая (перевал Талдык) в поселок Сары-Таш. Здесь дороги расходятся. На запад по дороге вдоль Алайской долины можно заброситься на Луковую поляну у северного склона пика Ленина, под перевал Терсагар или ещё дальше в кишлак Шве на Западном Заалае. От Сары-Таша на восток уходит дорога в пропускной пункт Иркештам на китайской границе, туда идёт основной поток грузовых машин. По этой дороге можно заброситься в районы Восточного Заалая. Наконец на юг от Сары-Таша. по перевалу Кызыларт (4280 м) проходит автомобильный тракт Ош - Хорог (Восточный Памирский тракт). По Восточному Памирскому тракту можно заброситься к южным склонам Центрального Заалая в его восточной части (район ледника Октябрьского).

Туристическая инфраструктура представлена только в базовом лагере пика Ленина: там можно при желании остановиться в юртах, заказать питание в столовых многочисленных турфирм, организовать помывку в бане, зарядить электронные устройства (сюда проведено электричество снизу). Остальные ущелья Заалая - совершенно дикие (в некоторых долинах можно встретить юрты киргизских пастухов и купить у них лепешки и молочную продукцию: айран, кумыс, курут).

Погода в районе не очень стабильная. Осадки выпадают часто и могут носить затяжной характер до 3 и более дней. На протяжении нашего похода дневные температуры на высотах от 4 до 5 тысяч метров держались, в среднем, в диапазоне от +5 до +15 градусов Цельсия. Ночью на этих высотах было от 0 до -8, в среднем. На высотах выше 5500 метров ночные температуры опускались ниже -10 (максимум -15), а дневные - изменялись от -5 до +15 на солнце в безветренную погоду. Наиболее жесткие погодные условия были в день восхождения на пик Ленина (ветер 40 км/ч с порывами до 60 км/ч, температура -15 ранним утром).

Техническое описание маршрута.

Перевал Ячий (1А, 4181 м).

Координаты: 39.55142104, 73.68191603

Район: северо-восточный Памир, северные отроги Заалайского хребта

Соединяет правый приток р.Кызылсу Вост. и ур.Минбулак (правый приток р.Кызылсу Вост.). Характер препятствия: осыпной.

Пройден с запада на восток.

Описание дается от д.р.Кызылсу Вост. до озера у седловины перевала Озерный. Необходимое снаряжение: каски, горные ботинки.

День первый, 24 июля 2021 (Трасса ЭМ-02 (координаты точки старта: N 39.63709° E 73.72701°) - д.р.Кызылсу до высоты 3200 м).

24 июля 2021 в 08.30 группа прилетела в Ош. Желающие приобрели прямо в аэропорту местные симкарты (оператор Билайн, стоимость 300 сом с подключенным безлимитным интернетом на месяц). Получили багаж и к 10.00 на заказанном заранее транспорте приехали в «Гостевой дом Жукова в Оше, где нас ожидали представители принимающей турфирмы («Ош Трэвел). Здесь мы позавтракали, забрали ожидающий нас газ (который заказывали заранее за 2 месяца до похода), перепаковали вещи по рюкзакам и по заброскам. Лишние городские вещи оставили на хранение в офисе принимающей турфирмы. Закончив с этими делами, в 11.50 погрузились в микроавтобус и выехали из Оша. За 2 часа 50 минут доехали до Сары-Таша, где остановились на обед в кафе. Обед занял 40 минут. После обеда съездили в Бордобу, где в юрте у киргизов (не доезжая 1 км до погранзаставы) оставили заброску № 2. Решив вопрос с заброской, вернулись в Сары-Таш (дорога туда-обратно заняла чуть больше 1 часа) и свернули на трассу, ведущую на восток в Иркештам к китайской границе. В 17.30 водитель высадил нас в точке старта: 39.63721703, 73.72783. В этом месте с основной трассы в долину реки Кызылсу имеется отворот по грунтовой дороге.

Надо заметить, что традиционно, начиная маршруты по д.р.Кызылсу, туристские группы высаживаются выше, не доезжая до нашего места, и спускаются к реке по травянистому склону. В результате, в первую же ночь люди ночуют на высоте 3500 - 3600 метров. Руководствуясь соображениями более плавной акклиматизации, мы решили стартовать ниже по долине, заночевав на высоте 3200 м. По ощущениям, это себя оправдало: сравнивая с другими отчетами, у нас не было вынужденных дневок в первые дни похода, вызванных недомоганием участников и необходимостью привыкнуть к высоте. Кроме того, из нашей точки старта можно очень удобно спуститься вниз в долину по грунтовой дороге.

Высадившись из машины (фото 1), мы за 40 минут спустились по грунтовой дороге на травянистую террасу на левом берегу реки Кызылсу (не доходя около 1 км до юрт выше по течению реки) и в 18.40 встали лагерем на высоте 3237 м (39.62564003, 73.71647201) - см. фото 2.

Место ночлега ровное и очень приятное, но имеется одна важная деталь: поблизости нет чистой питьевой воды, только красно-бурые потоки из основной речки и ее рукавов. Мы предвидели такой вариант, поэтому заранее в Оше купили с собой 10-литровую бутыль воды (после использования отдали ее пастухам в юрте), а также каждый взял себе дополнительно по бутылке 1,5 литра (эти емкости мы впоследствии использовали для набора воды на ледниках в процессе похода). Запасов воды как раз хватило, чтобы приготовить ужин и завтрак. Выше по долине чистые ручьи встречаются, но не так часто, как хотелось бы.

Чистое ходовое время: 00 часов 40 минут.

Километраж: 2 км. Перепад высот (в метрах): +1 / - 185.

Высота ночевки: 3237 м (координаты: 39.62564003, 73.71647201)

Фото 1. Группа на старте. Вид на юго-запад вверх по д.р.Кызылсу.

Фото 2. Спуск от точки старта к месту ночлега. Вид на юго-запад вверх по д.р.Кызылсу.

День второй, 25 июля 2021 (Подъем по д.р.Кызылсу до высоты 3486 м).

Подъем в 08.00, выход в 10.20. Движемся вверх по д.р.Кызылсу с плавным набором высоты, по травянистым террасам левого берега реки: сначала по грунтовой дороге (через полчаса выводящей к пастушьим юртам), потом по тропе, временами теряющейся. Рюкзаки тяжелые (несем продукты и газ на 18 дней), отсутствие акклиматизации тоже сказывается, поэтому сегодня не торопимся. За 2 часа 15 минут ЧХВ дошли до ручья с чистой водой на высоте 3400 м, где остановились на обед (с 13.15 до 14.45). Через 10-15 минут хода после обеда есть еще один ручей с чистой водой и хорошие места под стоянки.

После обеда продолжили путь вверх по травянистым террасам левого берега реки Кызылсу. Через 2 перехода по 30 минут спустились по тропе в русло реки Кызылсу (фото 3). Здесь по левому краю долины текут ручьи с чистой водой, есть родники. Мы прошли еще 30 минут вверх по долине (по каменисто-травяному руслу реки) и в 16.50 остановились на ночлег, разбив лагерь на левом берегу реки Кызылсу (фото 4).

Сегодня прошли чуть больше, чем планировалось - с тем, чтобы подойти к месту потенциальной переправы через реку Кызылсу и на следующий день попробовать перебродить ее как можно раньше с утра. За несколько дней до нашего похода в районе прошли сильные снегопады, в результате чего уровень воды в реках значительно поднялся и внушал серьезные опасения. Во второй половине дня река Кызылсу показалась нам совершенно не подходящей для переправы вброд. Но мы надеялись, что утром уровень воды значительно спадет, как это обычно бывает в горах.

Чистое ходовое время: 03 часа 45 минут.

Километраж: 9,5 км. Перепад высот (в метрах): +406 / - 94.

Высота ночевки: 3486 м (координаты: 39.57955196, 73.64179303)

Фото 3. Верховья д.р.Кызылсу, вид на юго-запад. Пунктиром обозначен спуск с травянистых террас в русло реки и дальнейший путь к перевалу Ячий. Треугольники - места ночевок 25 и 26 июля 2021.

Фото 4. Лагерь в д.р.Кызылсу (25 июля 2021), вид на юго-запад.

День третий, 26 июля 2021 (Подъем по д.р.Кызылсу до высоты 3575 м и радиально занос заброски на лев.морены ледника Кызылсу Восточный до высоты 4050 м)

Вышли в 05.50 без завтрака, за 5 минут подошли к реке Кызылсу. В планах было перебродить реку, разбить лагерь на другом берегу и отнести заброску вверх по правому берегу реки. Но по каким-то необъяснимым причинам уровень воды в реке за ночь совсем не убавился. Мы оценили переправу в таких условиях как достаточно рискованное мероприятие. Из отчетов других групп у нас имелась информация, что ледник Кызылсу Восточный можно легко пересечь в его нижней части. Поэтому приняли решение занести заброску не по правому, а по левому борту долины (для наших дальнейших планов это было совершенно не принципиально), а заодно разведать путь прохода по леднику Кызылсу Восточный с левого борта на правый - на случай, если завтра уровень воды в реке опять не спадёт и переправа на правый берег вновь окажется затруднительной.

Лагерь из стратегических соображений решили перенести чуть выше по долине: на высоте 3570 метров также имелось потенциальное место для переправы вброд (разведанное нами накануне), а в случае отказа от переправы мы тем самым сокращали для себя альтернативный путь обхода по верховьям долины.

50 минут поднимались вдоль левого берега реки Кызылсу (на этом участке уже начинается моренный рельеф, и приходится пробираться травянисто-осыпными коридорами среди крупноблочной осыпи), после чего разбили лагерь на высоте 3575 м и позавтракали.

После завтрака отнесли заброску на левобережную морену ледника Кызылсу Восточный (до высоты 4050 м). Путь наверх занял 3 часа 25 минут ЧХВ. Поднимались по карману левобережной морены ледника Кызылсу: местами крупноблочная осыпь, местами ровные травянисто-осыпные участки, иногда даже появлялась тропа. Пообедали наверху, путь вниз по пути подъема занял налегке 1 час 55 минут ЧХВ. На обратном пути сделали разведку и наметили потенциальную линию пересечения ледника Кызылсу Восточный с левого борта на правый в его нижней части (фото 6).

Чистое ходовое время: 06 часов 15 минут.

Километраж (общий / в зачет): 15,6 / 9,3 км. Перепад высот (в метрах): +586 / - 512. Высота ночевки: 3575 м (координаты: 39.56170396, 73.64199797)

Фото 5. Группа заносит заброску по левобережным моренам ледника Кызылсу Восточный. Вид на северо-восток вниз по долине Кызылсу.

День четвертый, 27 июля 2021 (Д.р.Кызылсу - пер. Ячий (1А, 4181) - пер. Озерный (н/к, 4096)

Подъем 05.00, выход в 06.30.

Уровень воды в реке Кызылсу за ночь опять почти не убавился, поэтому мы решили не искать приключений в начале похода и потратить лишние пару часов на обход по верховьям долины через нижнюю часть ледника (Фото 3 и 6). Путь был разведан и намечен накануне. За два перехода (30+40 минут) поднялись по травянисто-осыпному карману левобережной морены лед.Кызылсу Восточный до высоты 4750 метров, после чего свернули налево по ходу по поросшим травой моренным полям и спустились на зачехленный ледник Кызылсу Восточный, который за 40 минут пересекли с левого борта на правый (ниже того места, где основной поток реки Кызылсу вырывается из ледника, а потом снова уходит под ледник).

Далее за 20 минут по моренам правого борта дошли до правого притока реки Кызылсу, перешли его по камням и за 10 минут поднялись на травянистую террасу (фото 6), по которой очень удобно передвигаться. По этой террасе за 3 перехода (25+30+20 минут) спустились к ручью, стекающему с перевала Ячий, миновав по пути 3 боковых отрожка и красивое небольшое озеро (фото 7). Пытались траверсировать склоны над озером, не теряя высоты, но уперлись в скальные сбросы и были вынуждены вновь спуститься на травянистую террасу (по которой, к слову сказать, проходит пастушья тропа).

Далее поднимались вверх вдоль ручья, стекающего с перевала Ячий (фото 8). Шли то по правому, то по левому берегу этого ручья, который легко переходится вброд или по камням. За 2 часа ЧХВ поднялись на перевал Ячий (1А, 4181 м), время 13.05. Последние 40 минут подъема (фото 9) проходят по границе черной и рыжей мелкой осыпи на стыке двух склонов, местами по узкому снежнику. Средняя крутизна подъема 10-15 градусов, в верхней части - до 20 градусов.

С перевала Ячий сняли записку группы Ильи Овчинникова от 21.07.2021

С перевала на восток спустились за 10 минут по мелкоосыпному склону крутизной 15-20 градусов (фото 11) и остановились на обед (с 13.30 до 14.35). Воду брали из ручейка, стекающего с перевала Ячий.

Наш дальнейший путь лежал к перевалу Озерный. Между перевалами Ячий и Озерный пролегают поля моренных нагромождений, которые гораздо «дешевле не пересекать напрямую, а обойти понизу (фото 12), не поленившись сбросить 250 метров высоты. Именно так мы и поступили: сначала вдоль ручья (фото 13), а потом по травянистым террасам мимо мутного озерца за 40 минут спустились до высоты 3860 метров, обойдя моренные нагромождения слева, после чего начали подъем к перевалу Озерный по правому травянистому моренному карману (фото 14) и еще за два перехода (40+30 минут), плавно набирая высоту, поднялись на перевал Озерный (н/к, 4096 м). Время 16.30, тура на седловине не нашли, свой тоже складывать не стали.

В 250 метрах к востоку от перевальной седловины находится небольшое озеро (фото 15), на берегу которого мы остановились на ночлег. Время 17.00, высота 4072 м.

Чистое ходовое время: 07 часов 40 минут.

Километраж: 14,7 км. Перепад высот (в метрах): +1102 / - 583

Высота ночевки: 4072 м (координаты: 39.55629998, 73.71431602)

Фото 6. Путь перехода через ледник Кызылсу Восточный с левого борта на правый, а также дальнейший путь по зеленым террасам правого борта долины Кызылсу до поворота к перевалу Ячий

Фото 7. Озеро по правому борту долины Кызылсу. Вид на север вниз по долине.

Фото 8. Группа поднимается к перевалу Ячий с западной стороны - вдоль ручья, стекающего с перевала.

Фото 9. Группа поднимается к перевалу Ячий с западной стороны.

Фото 10. Группа на перевале Ячий. Вид на восток.

Фото 11. Спуск с перевала Ячий на восток.

Фото 12. Путь обхода моренных отложений на пути от перевала Ячий к перевалу Озерный.

Фото 13. Спуск с перевала Ячий на северо-восток.

Фото 14. Группа поднимается к перевалу Озерный по моренному карману с западной стороны.

Фото 15. Группа на перевале Озерный с видом на запад, на перевал Вездеход. Красным пунктиром показан путь подхода под перевал Вездеход по моренам. Красный треугольник - место ночевки.

Перевал Вездеход (3А, 4699 м).

Координаты: 39.54469599 , 73.73517699

Район: северо-восточный Памир, северные отроги Заалайского хребта

Соединяет: р.Кальтабулак (прав. приток р. Кызылсу Вост.) и лев. приток р. Нура.

Характер препятствия: снежно-ледово-осыпной.

Пройден с севера на юг.

Описание дается от перевала Озерный до северной камеры ледника Нура.

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, основные веревки, ледобуры, карабины, станционные петли, лавинные датчики, лавинные зонды, лавинные лопаты.

День пятый, 28 июля 2021 (Пер. Озерный (н/к, 4096) - пер. ВездеХод (3А, 4699) - сев.камера л. Нура)

Подъем в 04.30, выход в 06.15. У всех участников включены заранее лавинные датчики. Лопаты и лавинные щупы разделены поровну по двум связкам.

Перевал Вездеход хорошо виден от места ночлега у озера под перевалом Озерный (фото 15). За 30 минут мы прошли моренные завалы и подошли под открытый ледник (фото 16). За 10 минут поднялись по частично зачехленному склону (20 градусов) на пологую часть открытого ледника. Надели кошки и системы. Высота 4165 м.

10 минут прошли по открытому льду (фото 17), дальше начался закрытый ледник, пришлось связаться. Высота 4210 м.

Дальнейшее движение в связках одновременно. За 10 минут подошли по пологому закрытому леднику под перевальный взлет. Далее с 7.50 до 09.40 поднимались по снежно-ледовому склону между выходами открытого льда (фото 17-19). Склон от 20 градусов внизу до 40 градусов в наиболее крутой части. Крутой участок - протяженностью около 70 метров (на нем под 10-сантиметровым слоем снега сразу лед, поэтому здесь мы закрутили 6 промежуточных буров, продолжая двигаться в связках одновременно). В остальной части склона, напротив, очень глубокий снег (лидер, двигаясь с облегченным рюкзаком, местами проваливается по пояс).

Достигнув выполаживания в 20 градусов, устроили привал на 15 минут. Далее с 09.55 до 11.15 продолжили одновременное движение в связках вверх по снежному склону 25-30 градусов, придерживаясь направления на характерный скальный треугольник на гребне (фото 20-21). Очень глубокий снег, тяжелая тропежка по колено, а местами по бедро. После снегопадов, прошедших около 10 дней назад, снег успел хорошо слежаться и лавинной опасности не представлял (по крайней мере, на этом пологом участке подъема).

Снова привал на 15 минут, и в 11.30 продолжили подъем, обходя скальный треугольник снизу вправо по ходу. На уровне скального треугольника склон стал круче (около 40 метров крутизной 50-55 градусов, потом до самого верха - от 45 до 40 градусов). Начали вешать перила справа по ходу от скал (фото 21-23). До перевального гребня получилось 3 веревки по 50 метров. Опасаясь схода поверхностных микролавин, все станции крепили на ледобурах. Несмотря на значительную крутизну склона на этом участке, снежный покров был глубоким и до льда приходилось докапываться по полметра. Тропежка тоже давалась нелегко, сказывался недостаток акклиматизации в начале похода. Промежуточные точки страховки не делали (т.к. это было бы очень трудозатратно на данном рельефе), лидера страховали динамической веревкой, будучи готовыми к протравливанию через страховочный карабин в случае срыва.

Лидер поднялся на перевал в 14.30, замыкающий участник - в 15.10. Сняли записку первопроходцев от 04.08.2018 (группа Валерия Попова).

Надо заметить, что в отчете первопроходцев перевальная седловина на фотографиях обозначена неточно. Мы сначала ориентировались на фотографии, но потом стали замечать, что по навигатору перевальная точка находится восточнее того места на гребне, куда мы изначально держали курс (руководствуясь фотографиями с обозначением перевала). Решили отдать предпочтение координатам. Их первопроходцы указали без ошибок: по навигатору мы поднялись точно к перевальному туру. Приводим фотографию из отчета В.Попова за 2018 год (зеленым цветом обозначена наша линия подъема с севера, а также фактическое правильное месторасположение перевала):

Также у нас сложилось впечатление, что можно сэкономить как минимум одну перильную веревку и пересечь гребень еще восточнее и ниже, но в этом случае придется сначала вылезти на боковой отрог выше скального треугольника (см. зеленую линию на фото 20), а потом траверсировать около 50 метров по скально-осыпной полке на основной водораздельный гребень, в котором находится перевал Вездеход (зеленый пунктир на фото 27). Этот вариант прохождения перевала мы разглядели уже сверху, от перевального тура. Рекомендуем его попробовать тем, кто будет проходить перевал после нас.

Спуск на юг (фото 26) начали в 16.00. По подвижной средней и крупной осыпи (крутизна около 30 градусов, фото 28) за 10 минут спустились до выполаживания, где остановились на обед у снежника.

В 17.00 после позднего обеда продолжили спуск: сначала по правому карману морены (частично по снежникам, частично по осыпи), потом свернули налево на саму морену и по удобной слежавшейся осыпи к 17.50 дошли до очередного выполаживания с разливами ручьев (высота 4270 м), где при желании можно стать лагерем на камнях. Но мы за 20 минут спустились еще ниже на ровные зеленые террасы на высоте 4100 м (фото 29), где в 18.30 остановились на ночлег. До воды пришлось ходить чуть выше по ложбине, около 70 метров по высоте (на самих террасах воды нет, т.к. ручьи сверху уходят под землю).

Чистое ходовое время: 08 часов 20 минут.

Километраж: 5,9 км. Перепад высот (в метрах): +679 / - 628

Высота ночевки: 4100 м (координаты: 39.52303598, 73.74515003)

Общее впечатление от перевала Вездеход: нам показалось, что перевал переоценен на полкатегории. Основная часть подъема - снежно-ледовый склон до 30 градусов, а участки 40-55 градусов составляют в сумме не более 250 метров. Это простая «разминочная 2Б, не более того. Собственно, это «читалось по фотографиям и подтвердилось по факту. Не имея достаточной акклиматизации (на четвертый полноценный ходовой день, если не считать день заезда), мы прошли этот перевал от «зеленки до «зеленки, с учетом очень тяжелой снежной тропежки. По сути, глубокая тропежка - единственная сложность, с которой мы здесь столкнулись. Еще считаем необходимым упомянуть, что перевал может быть сильно лавиноопасным. В нашем случае лавинная опасность была минимальная, но при другом состоянии снега риск может быть запредельно высоким, поэтому, планируя прохождение перевала Вездеход, надо обязательно иметь запасные варианты. Свою линию прохождения считаем близкой к оптимальной, последователям советуем лишь пересечь перевальный гребень на 50-70 метров восточнее, как это предложено выше по тексту (тогда, возможно, категория перевала технически будет ближе к 2А).

Фото 16. Путь подъема на пер.Вездеход с севера.

Фото 17. Путь подъема на пер.Вездеход с севера. Красный пунктир - движение в связках. Зеленый пунктир - движение в связках с одновременной страховкой через промежуточные буры. Зеленая сплошная линия - участок перил.

Фото 18. Подъем на пер. Вездеход с севера. Подошли к первой крутой ступени перевального взлета.

Фото 19. Подъем на пер. Вездеход с севера. Вторая связка выходит на выполаживание выше первой крутой ступени перевального взлета. Вид на юг, на путь подхода от перевала Озерный.

Фото 20. Подъем на пер. Вездеход с севера. Средняя и верхняя часть подъема. Красный пунктир - движение в связках, сплошная красная линия - участок перил. Зеленая линия - предлагаемый нами альтернативный вариант прохода.

Фото 21. Подъем на пер. Вездеход с севера. Верхняя часть подъема. Красная линия - участок перил.

Фото 22. Подъем на пер. Вездеход с севера. Лидер провешивает вторую веревку перил с нижней страховкой через станцию на ледобурах. Слева обозначена альтернативная точка в боковом отроге, через которую можно попробовать выйти траверсом осыпного склона на основной хребет и спуститься в долину левого притока реки Нура.

Фото 23. Подъем на пер. Вездеход с севера. Выход на перевальную седловину по перилам.

Фото 24. Группа на седловине перевала Вездеход, вид на запад.

Фото 25. Группа на седловине перевала Вездеход, вид на юг в долину левого притока реки Нура.

Фото 26. Путь спуска с перевала Вездеход на юг по долине левого притока реки Нура.

Фото 27. Панорама 180 градусов, снятая с перевала Вездеход. Слева на фото - подъем на перевал с севера, справа - спуск на юг. Зеленым пунктиром обозначен предлагаемый нами альтернативный путь траверса с бокового отрога на основной хребет по скально-осыпной полке к востоку от перевальной седловины.

Фото 28. Путь спуска с перевала Вездеход на юг.

Фото 29. Место ночевки в долине левого притока реки Нура и нижняя часть спуска с перевала Вездеход на юг.

Перевал Нура Верхний (3А, 5103 м).

Координаты: 39.51020, 73.68903

Район: северо-восточный Памир, северные отроги Заалайского хребта Соединяет: ледник Нура и северную камеру ледника Нура Характер препятствия: снежно-ледовый.

Пройден с северо-востока на юго-запад.

Описание дается от северной камеры ледника Нура до ледника Нура.

День шестой, 29 июля 2021 (Сев. камера л. Нура, подход под пер.Нура Верхний до высоты 4355 м)

Сегодня по плану рекреационно-восстановительный день. Проснулись в 07.30, просушились, вышли в

11.15. Задача - подойти под ледопад перевала Нура Верхний.

Из цирков перевалов Нура Верхний, Нура и Янчик сливаются 3 ледника, заканчивающиеся внизу общей фронтальной мореной. Поэтому, чтобы подойти с востока под любой из этих трех перевалов, надо сначала подняться на фронтальную морену. Судя по отчетам других групп, на морену чаще всего поднимаются в ее центральной части, вдоль грязного коричневого ручья. Но мы не хотели сбрасывать высоту, поэтому поднялись на морену в ее крайней левой части (фото 30): от места ночевки траверсировали пологие травянистые склоны левого борта долины, затем поднялись около 150 метров по осыпному желобу на стыке конгломератного склона и моренных завалов, после чего свернули из желоба вверх налево по ходу и за 5 минут по крупноблочной осыпи (фото 31) вышли на выполаживание. Весь этот переход в сумме занял 40 минут.

Далее на восток тянется протяженное моренное плато, состоящее из крупноблочных каменных завалов. Пересекая его, мы забирали налево по ходу (фото 32) - с тем, чтобы выйти с серой осыпи на желтую осыпь (мелкую, хорошо слежавшуюся и более удобную для передвижения). Этот переход занял еще 50 минут.

По желтой осыпи мы за 40 минут дошли до открытого ледника, стекающего с перевала Нура Верхний (фото 33). По пути миновали ледниковое озеро, которое обошли слева по ходу.

По леднику тянется небольшой моренный гребешок (фото 33), вдоль которого мы за 30 минут подошли под ледопад перевала Нура Верхний (поднимались слева по ходу от моренного гребешка). Рельеф: пологий ледник крутизной до 20 градусов (кошки не потребовались).

В 15.30 встали лагерем прямо на льду (фото 34), не доходя около 250 метров до ледопада (вода из ледниковых ручейков). К этому времени погода испортилась, пошел дождь, но в просветах удалось разглядеть ледопад и наметить предварительный путь прохода.

Чистое ходовое время: 02 часа 40 минут.

Километраж: 3,7 км. Перепад высот (в метрах): +303 / - 40

Высота ночевки: 4350 м (координаты: 39.51533997, 73.71450998)

Фото 30. Вид на район перевала Нура Верхний с востока, от места ночевки в долине левого притока реки Нура.

Фото 31. Подход к перевалу Нура Верхний с востока. Группа забирается на фронтальную морену северной камеры ледника Нура.

Фото 32. Путь подхода к перевалу Нура Верхний с востока. Красным пунктиром обозначена линия прохода через мореные поля и нижнюю ступень ледопада. Красный треугольник - место ночевки.

Фото 33. Путь подхода к перевалу Нура Верхний с востока. Красным пунктиром обозначена линия прохода через мореные поля и нижнюю ступень ледопада. Красный треугольник - место ночевки.

Фото 34. Лагерь под ледопадом перевала Нура Верхний (с восточной стороны перевала).

День седьмой, 30 июля 2021 (Прохождение ледопада перевала Нура Верхний и подход под перевальный взлет Нура Верхний (до высоты 4780 м))

Подъем в 04.00, выход в 06.00 со включенными лавинными датчиками. За 5 минут подошли под ледопад в его центральной части и далее за 1 час 15 минут распутали основную ступень разрывов, постепенно смещаясь от центра к орографически правому борту ледопада (фото 34, 35, 37). Движение одновременное в связках, промежуточные точки страховки на данном участке не потребовались.

У правого борта ледопада, дойдя до высоты 4460 м, уперлись в большой разлом между ледопадом и правым склоном цирка. Чтобы обойти разлом (справа по ходу), провесили 15 метров перил на серак (фото 39,40): сначала узкая ледовая перемычка шириной 40-50 см и длиной полтора метра (через трещину), потом лед крутизной 60-70 градусов. Крепление перил наверху - на горизонтально закопанном в фирн ледорубе. Лидер пролез этот участок налегке с одним ледорубом, за рюкзаком пришлось возвращаться. На организацию и прохождение перил ушло 40 минут.

Далее по снежным мостам нашли проход между разломами (фото 41, 42) и продолжили одновременное движение в связках вдоль правого борта ледопада (фото 43), стараясь держаться на безопасном расстоянии от склонов правого борта долины (но 2 раза пришлось к ним все-таки прижаться на короткое время: 50 метров по краю лавинного конуса, и потом еще около 150 метров траверса снежного склона, чтобы избежать движения по опасному обвалами ледовому желобу - оба этих участка потенциально опасны лавинами и обвалами со склонов правого борта, поэтому проходить их старались максимально быстро, каждая связка по отдельности, с наблюдением и включенными лавинными датчиками). За 1 час 40 минут ЧХВ дошли до высоты 4580 метров. На этом участке закрутили 7 промежуточных буров, пару раз переходя на попеременную страховку при преодолении ледовых разломов.

После привала стали забирать правее по ходу (фото 44) и за 1 час ЧХВ вышли к центру ледника до высоты 4660 метров, распутывая несложные трещины (этот участок полностью безопасен от лавин и ледовых обвалов).

Далее начинается выполаживание (закрытый ледник, трещины!). Мы сместились еще чуть правее по ходу и за 1 час 10 минут ЧХВ дошли до места ночлега на высоте 4780 метров, не доходя 400 метров до перевального взлета перевала Нура Верхний. При преодолении широкого ледового разлома закрутили еще 2 промежуточных бура (фото 45, попеременная страховка).

В 13.20 разбили лагерь (фото 47), т.к. из соображений безопасности планировали прохождение перевала рано утром на следующий день (перевал Нура Верхний считается лавиноопасным, особенно с юго-западной стороны). Воды нет, топили снег.

Чистое ходовое время: 05 часов 50 минут.

Километраж: 2,5 км. Перепад высот (в метрах): +428 / - 21

Высота ночевки: 4780 м (координаты: 39.51203196, 73.696522)

Фото 35. Путь прохода через ледопад перевала Нура Верхний (с восточной стороны перевала). Красный треугольник - место ночевки под ледопадом. Зеленая линия - участок перил.

Фото 36. Группа на фоне ледопада перевала Нура Верхний (с восточной стороны перевала).

Фото 37. В нижней ступени ледопада перевала Нура Верхний (с восточной стороны перевала, вид на запад).

Фото 38. В нижней ступени ледопада перевала Нура Верхний (с восточной стороны перевала, у правого борта ледопада).

Фото 39. Лидер провешивает перила в ледопаде перевала Нура Верхний (с восточной стороны перевала).

Фото 40. Подъем по перилам в ледопаде перевала Нура Верхний (с восточной стороны перевала).

Фото 41. Группа на подходе к перевалу Нура Верхний с востока (вид назад на восток). Движение по правому борту ледопада. Зеленой линией обозначен пройденный участок перил.

Фото 42. Группа на подходе к перевалу Нура Верхний с востока (вид назад на восток). Движение по правому борту ледопада. Зеленой линией обозначен пройденный участок перил.

Фото 43. Группа на подходе к перевалу Нура Верхний с востока (вид назад на восток). Путь прохода по правому борту ледопада Нура Верхний выше нижней ступени ледопада.

Фото 44. Группа на подходе к перевалу Нура Верхний с востока (вид на запад). Путь прохода через верхнюю ступень ледопада.

Фото 45. На подходе к перевалу Нура Верхний с востока. Движение со страховкой через промежуточные ледобуры.

Фото 46. Группа подходит под перевальный взлет перевала Нура Верхний с востока.

Фото 47. Лагерь с восточной стороны перевала Нура Верхний. Зеленым пунктиром обозначен участок пути, где крутили промежуточные ледобуры для одновременной страховки.

День восьмой, 31 июля 2021 (Сев. камера л. Нура - пер. Нура Верхний (3А, 5103) - л. Нура.)

Подъем в 04.00, выход в 05.40 со включенными лавинными датчиками.

За 10 минут по пологому закрытому леднику в связках подошли под начало перевального взлета. Рано утром наст держит хорошо. Трещины есть, но плотно засыпаны снегом.

Перевальный взлет перевала Нура Верхний с северо-восточной стороны (фото 47) - это простой снежно-ледовый склон крутизной от 20 до 25 градусов в нижней части (фото 48) и от 30 до 40 градусов в верхней части (участок 40 градусов - лишь последние 30 метров подъема, фото 49). Основную часть подъема мы прошли в связках одновременно. На последних 70 метрах подъема склон становится круче, а слой фирна - тоньше (под которым - лед), поэтому здесь закрутили 5 промежуточных буров (сохраняя одновременную страховку). Наверху небольшой снежный карниз. В северной части седловины он становится меньше, и склон там тоже менее крутой, поэтому мы вылезли на перевальную седловину именно в северной части, несмотря на то, что к югу седловина ниже на 20-30 метров. Лидер поднялся на перевал в 08.20, вся группа собралась на перевале в 08.30 (фото 50).

Перевальный гребень очень узкий, преимущественно снежный, хотя местами есть выходы скал. Передвигаться по нему без страховки не стоит. Поставить палатки будет крайне проблематично. Перевального тура в месте нашего подъема и в пределах видимости мы не обнаружили, искать дальше по гребню не стали. Свой тур тоже не складывали, т.к. идти до скал сочли нецелесообразным: надо было как можно скорее спускаться на юго-запад, пока солнце не осветило участок спуска.

В 08.40 начали спуск на юго-запад (фото 52-55). Провесили две 50-метровых веревки перил по 40градусному снежному склону (первая веревка крепилась на мешке, набитом снегом вторая - на горизонтально закопанном ледорубе). Замыкающий спускался сначала по сдвоенной веревке со сдергиванием, потом - на 3 такта с нижней страховкой.

После двух веревок перил спускались в связках одновременно (местами - на три такта) по снежноледовому склону от 25 до 35 градусов, обходя слева ледовые сбросы. Преимущественно снег, пару раз встречались короткие участки жесткого фирна и открытого льда. В нижней части спуска шли по стыку лавинных выносов. В 10.40 группа собралась в безопасном месте на пологом открытом леднике (высота 4670 м, фото 56).

Развязались и отключили биперы, прошли еще 10 минут, ледник стал зачехленным. Сняли кошки.

Далее сместились правее и по осыпи среднего размера (склон от 20 до 30 градусов - фото 57) за 30 минут спустились до поворота к перевалу Предвершинный (фото 58). До слияния ледников спускаться не стали, а, достигнув высоты 4460 метров, стали траверсировать 30-градусный осыпной склон на югозапад (фото 59), через 20 минут выйдя в итоге в карман левобережной морены ледника Нура.

По моренному карману поднимались еще 20 минут, потом перевалили через морену налево по ходу и спустились к леднику Нура (фото 60). Время 13.10, высота 4480 метров. Остановились на обед с 13.10 до 14.30.

После обеда прошли еще 50 минут в направлении перевала Предвершинный по открытому леднику, придерживаясь его левого борта, и в 15.20 встали лагерем на высоте 4590 м (палатки поставили прямо на льду, вода из ледниковых ручейков - фото 61).

Чистое ходовое время: 06 часов 05 минут.

Километраж: 4,9 км. Перепад высот (в метрах): +480 / - 673 Высота ночевки: 4591 м (координаты: 39.49767401, 73.66965699)

Общее впечатление от перевала Нура Верхний: технически простой, но потенциально лавиноопасный перевал 3А. Основная техническая сложность - в распутывании ледопада северной камеры ледника Нура (нам это удалось достаточно легко, но ледопады меняются год от года). При прохождении ледопада не стоит сильно прижиматься к его правому борту (опасность ледовых обвалов со склонов правого борта перевального цирка). Перевальный взлет может быть сильно лавиноопасным, особенно с юго-западной стороны. В нашем случае основная масса снега успела сойти (вся нижняя часть перевального цирка с юго-запада была перекрыта лавинными конусами), риски были минимальны.

Фото 48. Группа поднимается на пер. Нура Верхний с восточной стороны. Вид назад на восток.

Фото 49. Одновременное движение в связках со страховкой через промежуточные ледобуры при подъеме на пер. Нура Верхний с востока. Последние метры подъема.

Фото 50. Группа на перевале Нура Верхний. Вид на юго-восток.

Фото 51. Закапываем мешок, набитый снегом, для организации станции для спуска с перевала Нура Верхний на юго-запад.

Фото 52. Линия спуска с перевала Нура Верхний на юго-запад. Зеленая линия - участок перил.

Фото 53. Первая веревка перил при спуске с перевала Нура Верхний на юго-запад. Вид сверху.

Фото 54. Спуск с перевала Нура Верхний на юго-запад. Первая тройка, пройдя 2 веревки перил, продолжает движение в связке одновременно.

Фото 55. Движение на 3 такта в обход ледосброса при спуске с перевала Нура Верхний на юго-запад.

Фото 56. Группа на фоне пройденного перевала Нура Верхний, с юго-западной стороны.

Фото 57. Движение по осыпному склону при спуске с перевала Нура Верхний на юго-запад.

Фото 58. Поворот к перевалу Предвершинный после спуска с перевала Нура Верхний на юго-запад.

Фото 59. Группа на подходе к перевалу Предвершинный с востока.

Фото 60. Группа на подходе к перевалу Предвершинный с востока.

Фото 61. Лагерь с восточной стороны перевала Предвершинный.

Перевал Предвершинный (2Б, 4825 м).

Координаты: 39.49351802, 73.65523098

Район: северо-восточный Памир, северные отроги Заалайского хребта Соединяет: ледник Нура и ледник Кызылсу Восточный Характер препятствия: снежно-ледово-осыпной.

Пройден с востока на запад.

Описание дается от ледника Нура до левобережной морены ледника Кызылсу Восточный. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, основные веревки, ледобуры, карабины. Могут потребоваться станционные петли и скальные крючья, в зависимости от состояния склона и выбранной линии прохождения перевала.

День девятый, 1 августа 2021 (Л. Нура - пер. Предвершинный (2Б, 4825) - л. Кызылсу Восточ.)

Подъем в 04.00, выход в 05.55. Лавинные датчики заранее включены.

От места ночлега движение одновременное в связках. За 40 минут подошли по закрытому леднику под взлет перевала Предвершинный (фото 62, 63), придерживаясь правого борта ледника Нура (ледник на этом участке «спокойный, практически без трещин). Перевальный взлет преодолели также за 40 минут (ледовый склон, слегка покрытый пятисантиметровым слоем снега: около 20 градусов внизу, до 30 градусов в наиболее крутой средней части, с выполаживанием до 15-20 градусов ближе к перевальной седловине). Промежуточные точки страховки не ставили, все легко идется ногами.

Группа собралась на перевале в 07.15 (фото 64). Седловина достаточно широкая, осыпная. Тур находится в южной части седловины. Сняли записку Ильи Овчинникова от 30.07.2021.

Убрали связочные веревки, оставив лишь каски и кошки, и в 07.30 начали спуск на запад: сначала по коричневой смерзшейся мелкой осыпи крутизной 30-35 градусов (фото 65, 66), потом по снежному узкому галстуку, переходящему в узкий фирново-осыпной кулуар, местами обледенелый (крутизна 3035 градусов). По кулуару спускались на 3 такта (фото 67). Ранним утром камни были вмерзшие, ничего не сыпало. Ближе к концу спуска ушли чуть левее, перевалив гребешок из серой осыпи, пересекли налево еще один узкий обледенелый кулуар (фото 68) и вылезли на небольшой гребешок из красной мелкой осыпи, по которому спустились до выполаживания на леднике. Последние 10 метров спуска - крутой конгломератный участок 45 градусов (фото 69). Перила не вешали, всё прошли на 3 такта на личной технике.

В 08.30 собрались на леднике. Ледник закрытый, есть трещины, и довольно большие. Связались, и далее двигались от центра к правому борту ледника (фото 73), а потом налево в обход верхнего ледопада (ледопад обошли слева: пришлось пересечь короткий опасный участок под ледосбросами - фото 74). Через 50 минут отдохнули в безопасном месте, потом прошли еще 20 минут и вышли на открытый ледник.

Развязались и далее за 1 час спустились до слияния правого притока ледника Кызылсу Восточный (идущего от перевала Предвершинный) с основным телом ледника. Двигались сначала по левому борту в обход нижнего ледопада, а потом по центру ледника до самого низа, найдя удобную «дорожку открытого льда посреди зачехленных ледовых полей (фото 76).

С 11.30 до 13.00 обед, вода из ледового ручейка.

После обеда за один час пересекли зачехленный ледник Кызылсу Восточный с правого борта на левый (фото 77), перевалив через несколько моренных валов и перейдя через ручей в ледовом желобе. Поднялись в зеленый карман левобережной морены и за 10 минут спустились к мутному маленькому озеру на высоте 4000 метров (фото 78), неподалеку от которого была спрятана наша заброска. В 14.10 встали лагерем рядом с озером. Завтра по плану дневка. Место для нее очень удачное: трава, места под палатки, озеро для купания, небольшой чистый ручей. Во второй половине дня сходили за заброской, уложились в 40 минут туда-обратно.

Чистое ходовое время: 05 часов 40 минут.

Километраж: 8,4 км. Перепад высот (в метрах): +313 / - 860

Высота ночевки: 4013 м (координаты: 39.51667302, 73.60975203)

Общее впечатление от перевала Предвершинный: технически перевал скорее ближе к 2А, чем к 2Б, но очень неприятный с западной стороны и требует от участников хорошей личной техники по преодолению крутых осыпных и конгломератных склонов (иначе придется вешать перила, как это делают многие группы). Западный склон следует проходить рано утром, после 10 часов он становится камнеопасным. При большом количестве снега перевал будет проще технически, но может быть лавиноопасным с западной стороны.

Фото 62. Перевальный взлет перевала Предвершинный с востока.

Фото 63. Группа на подъеме на перевал Предвершинный с востока.

Фото 64. Группа на перевале Предвершинный. Вид на запад.

Фото 65. Линия спуска с пер. Предвершинный на запад.

Фото 66. Группа на спуске с пер. Предвершинный на запад. Верхняя часть перевального взлета.

Фото 67. Группа на спуске с пер. Предвершинный на запад. Средняя часть перевального взлета.

Фото 68. Группа на спуске с пер. Предвершинный на запад. Нижняя часть перевального взлета.

Фото 69. Группа на спуске с пер. Предвершинный на запад. Нижняя часть перевального взлета.

Фото 70. Группа на спуске с пер. Предвершинный на запад. Нижняя часть перевального взлета.

Фото 71. Путь спуска с перевала Предвершинный на запад. Видны нижняя и средняя части перевального взлета.

Фото 72. Путь спуска с перевала Предвершинный на запад.

Фото 73. Путь прохода по правому притоку ледника Восточный Кызылсу в его верхней части, после спуска с перевала Предвершинный на запад.

Фото 74. Путь прохода через верхний ледопад правого притока ледника Восточный Кызылсу, после спуска с перевала Предвершинный на запад.

Фото 75. Путь прохода по правому притоку ледника Восточный Кызылсу в его средней части, после спуска с перевала Предвершинный на запад и прохождения верхнего ледопада

Фото 76. Группа спускается по правому притоку ледника Восточный Кызылсу в его нижней части, после спуска с перевала Предвершинный на запад. Пунктиром показан также путь пересечения ледника Восточный Кызылсу с правого борта на левый и дальнейший подход к перевалу Четырех ледопадов.

Фото 77. Группа пересекает ледник Восточный Кызылсу с правого борта на левый.

Фото 78. Озеро на высоте 4000 метров в кармане левобережной морены ледника Восточный Кызылсу, на берегу которого группа провела первую дневку.

Перевал Четырех Ледопадов (3А, 5562 м) + радиально перевал Александра Зотова (3Б, 6073 м) = 3А

Перевал Четырех Ледопадов (3А, 5562 м)

Координаты: 39.48097, 73.51867

Район: северо-восточный Памир, северные отроги Заалайского хребта

Соединяет: ледник Кызылсу Восточный и ледник Кичкесу Правый (ледник № 120) Характер препятствия: снежно-ледово-скальный.

Пройден с востока на запад.

Описание дается от левобережной морены ледника Кызылсу Восточный до левобережной морены ледника Кичкесу Правый

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, основные веревки, ледобуры, карабины, станционные петли, скальные крючья, лавинные датчики, лавинные зонды, лавинные лопаты, расходный репшнур.

Радиальное восхождение на перевал Александра Зотова с севера (3А радиально с севера, 6073 м)

Координаты: 39.47363799, 73.51522696

Район: северо-восточный Памир, Заалайский хребет

Соединяет ледники Кызылсу Восточный и Кичкесу Правый с ледником № 2 (правый приток ледника Курумды)

Характер препятствия: снежно-ледовый.

Пройден радиально с северной стороны, с седловины перевала Четырех Ледопадов.

Описание дается от седловины перевала Четырех Ледопадов до седловины перевала Александра Зотова.

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, основные веревки, ледобуры, карабины, станционные петли, лавинные датчики, лавинные зонды, лавинные лопаты, расходный репшнур.

День десятый, 2 августа 2021 (Карман левобережной морены ледника Кызылсу Восточный)

Дневка.

День одиннадцатый, 3 августа 2021 (Подъем по левому притоку л. Кызылсу Восточный до высоты 4604 м. Подход под пер. Четырех ледопадов, прохождение первого ледопада.)

Подъем в 04.00, выход в 06.20.

2 часа ЧХВ поднимались вдоль левого борта ледника Кызылсу Восточный: сначала по зеленому карману левобережной морены (фото 79), потом около 10 минут по левому ранклюфту (фото 80), потом ушли из ранклюфта направо по ходу на зеленые террасы левого борта долины. В верховьях долины травянистые террасы левого борта сменились осыпными склонами - мы траверсировали их около 20 минут, после чего спустились в левый ранклюфт и вышли на ледник.

Далее за 40 минут по открытому пологому леднику подошли под ледовую ступень крутизной 25 градусов, выше которой ледник поворачивает на запад к первому нижнему ледопаду.

По ледовой ступени за 40 минут поднялись до ледового плато перед первым ледопадом. Кошки не надевали, т.к. есть возможность подняться по зачехленному «коридору по центру ледового склона.

Первый ледопад обходится по осыпным склонам слева от него (фото 81, 82). Для этого надо спуститься в левый ранклюфт (фото 82), и это единственная техническая трудность (пришлось прыгать с полутораметровой высоты, рюкзаки передавали отдельно с рук на руки). Далее по мелкой пологой осыпи надо подняться на широкую осыпную полку над скалами слева от ледопада, дальнейший путь по осыпному склону логично выводит на ледник выше первого ледопада (фото 83). Местами даже встречаются каменные туры (не мы первые разглядели этот вариант прохода). Обход первого ледопада занял у нас еще 40 минут.

Далее по закрытому леднику шли 50 минут в связках (много засыпанных снегом трещин), сначала держась ближе к левому борту ледника, а потом взяв курс на нижнюю часть скального отрога, примыкающего слева ко второму ледопаду (фото 84). К этому времени погода испортилась, видимость снизилась и пошел мелкий снег. Остановились на обед и одновременно провели разведку подхода под второй ледопад, по результатам которой решили после обеда пройти вперед еще 400 метров и встать лагерем в более безопасном месте (подальше от зоны трещин), а прохождение второго ледопада отложить на следующий день, как и было запланировано изначально.

Лагерь установили в 15.00 на высоте 4580 метров напротив перевала Кызылсель, не доходя 400 метров до второго ледопада (фото 85).

Чистое ходовое время: 05 часов 00 минут.

Километраж: 7,1 км. Перепад высот (в метрах): +717 / - 91

Высота ночевки: 4580 м (координаты: 39.49748, 73.54488)

Фото 79. На подходе к перевалу Четырех ледопадов по карману левой морены ледника Кызылсу Восточный. Вид на северо-восток.

Фото 80. На подходе к перевалу Четырех ледопадов по левой морене ледника Кызылсу Восточный. Вид на запад.

Фото 81. Ледник Кызылсу Восточный. Линия обхода первого и второго ледопадов при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока.

Фото 82. Спуск в левый ранклюфт ледника Кызылсу Восточный. Линия обхода первого ледопада при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока.

Фото 83. Линия обхода первого ледопада ледника Кызылсу Восточный при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока.

Фото 84. Ледник Кызылсу Восточный. Линия обхода второго ледопада через скальный отрог при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока. Красный пунктир - одновременное движение в связках. Зеленая линия - участок перил.

Фото 85. Лагерь на леднике Кызылсу Восточный. Красная линия - наш вариант обхода второго ледопада через скальный отрог при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока. Зеленым цветом обозначен участок провешенных нами перил. Голубая и фиолетовая линия - альтернативные пути подъема других групп.

День двенадцатый, 4 августа 2021 (Прохождение 2го и 3го ледопадов левой ветви л. Кызылсу Восточный, до высоты 5330 м).

Подъем в 04.00, выход в 05.50. с включенными лавинными датчиками.

Традиционно, при прохождении перевала Четырех ледопадов, второй из ледопадов этого перевала (если считать снизу с восточной стороны) обходят через скальный отрог, отделяющий этот ледопад от другого ледопада, впадающего в ледник Кызылсу Восточный со стороны перевала Кызылсель (фото 84, 85, 86). Проходить второй ледопад непосредственно в лоб, пытаясь найти проход среди нависающих сераков - технически возможно, но идея представляется достаточно опасной из-за риска ледовых обвалов.

Мы пошли традиционным путем через скальный отрог, лишь слегка изменив распространенную линию подъема на него. От места ночлега за 30 минут подошли в связках по закрытому леднику (множество трещин!) к нижней части скального отрога (фото 85, 86) и быстро (каждая связка по отдельности, с наблюдением) пересекли направо по ходу короткий участок под ледосбросами второго ледопада (фото 87), попав таким образом в забитый лавинами правый ранклюфт примыкающего ледопада (впадающего в основное тело ледника со стороны перевала Кызылсель). По этому ранклюфту поднимались 1 час 30 минут ЧХВ на северо-запад (фото 88) вдоль нужного нам скального отрога (характер подъема: местами осыпь, местами снег со льдом, средняя крутизна 25 градусов). Целью этого маневра было набрать высоту и выйти к началу удобных скально-осыпных полок, по которым можно было начать подъем непосредственно на скальный отрог.

Достигнув высоты 4790 метров, резко сменили направление на юго-юго-запад и восходящим траверсом по скально-осыпным полкам (фото 89) за 15 минут вышли к средней части узкого снежного галстука (этот снежник находится орографически левее от более широкого снежного галстука, по которому традиционно поднимаются на скальный отрог большинство туристских групп). На этом участке поставили 4 промежуточных точки (2 закладки, один скальный крюк и скальный выступ - движение одновременное в связках).

Далее провесили 20 метров перил по разрушенным скалам (фото 90) левее от узкого снежного галстука (крутизна 45-50 градусов, станция на скальном выступе). Выше сместились со скал на снежно-ледовый галстук левее по ходу, провесили еще 50 метров перил прямо-вверх по снежно-ледовому склону 45 градусов (станция на ледобурах, фото 92). Следующие 50 метров перил - сначала также прямо вверх по снежно-ледовому галстуку 40-45 градусов, потом налево по ходу через небольшой скальный контрфорс, отделяющий левый узкий снежный галстук от правого, более широкого (станция на скальном выступе). Последние 50 метров перил - восходящим траверсом налево по ходу по снежноледовому склону 40 градусов (фото 93) - с выходом на верх скального гребня (станция на ледобурах). Всего получилось 4 перильных веревки: 20 + 50 + 50 + 50 метров. Начали вешать перила в 08.35, собрались наверху в 10.40. Высота 4908 метров. Таким образом, мы оказались на уровне снежно-ледового плато выше второго ледопада.

Пройденная нами линия подъема на скальный отрог немного отличается от общепринятой. Традиционно на скальный отрог поднимаются в лоб по самому широкому снежному галстуку (см. голубую линию на фото 85) либо в лоб по скалам вдоль этого снежного галстука (орографически слева от него, фиолетовая линия на фото 85). Мы же прошли вдоль скального отрога по ранклюфту еще выше и левее от снежного галстука, тем самым сократив крутой участок подъема (заложив протяженный пологий серпантин: сначала по засыпанному ранклюфту, потом в обратном направлении по скальноосыпным полкам, выйдя в итоге к верхней части вышеупомянутого снежного галстука). Такая линия подъема упрощает путь (как физически, так и технически), а также существенно уменьшает камнеопасность, т.к. участники не находятся друг под другом и не спускают камни на нижеидущих (скалы там сильно разрушенные, подниматься в лоб - камнеопасно, а нижняя часть снежного галстука пробивается вытаивающими камнями).

Поднявшись на скальный отрог, мы обошли пару разломов и вышли на закрытый ледник выше второго ледопада, по которому продолжили движение в направлении третьего ледопада, придерживаясь левого борта ледника (фото 94). Снег глубокий, после 11.00 начал раскисать. Тропежка по колено, но лидеры часто проваливаются по бедро или по пояс. Погода тоже испортилась: наползли густые облака, и видимость почти исчезла. Через 1 час 10 минут ЧХВ остановились на обед (с 12.30 до 13.30) на высоте 5012 метров, попутно пытаясь разглядеть в редких просветах пути прохода через третий ледопад. Сначала казалось, что его лучше обойти орографически справа, но когда мы разглядели среди облаков нависающие ледосбросы правого борта, то отказались от этой идеи и решили пойти по левому краю ледопада (фото 95). Забегая вперед, скажем, что интуиция и здравый смысл нас не подвели: через пару часов мы стали свидетелями грандиозного ледового обвала, перекрывшего почти всю правую часть ледника (пылевое облако протянулось до центра ледника).

Обедать закончили в 13.30, но еще час до 14.30 ждали прояснения. В 14.30 выдвинулись в связках к третьему ледопаду. По левому борту ледника пересекли по глубокому снегу протяженное плато и подошли под начало снежно-ледового склона (крутизной около 20-25 градусов) слева от основной центральной зоны разломов третьего ледопада. Скорость очень медленная, снег раскисший, проваливаемся по бедро через каждые три шага.

К 18.00 поднялись под верхний бергшрунд третьего ледопада, в преодолении которого заключается основная техническая сложность на данном участке (до этого момента всё легко шлось ногами, если вынести за скобки снежную тропежку). Мы рассматривали два варианта подъема через бергшрунд: 1. короткая трехметровая стенка 90 градусов ближе к центру 2) более пологая (60-75 градусов), но более протяженная (около 12-15 м) стенка чуть левее. Решили отдать предпочтение второму варианту, но тут интуиция подвела руководителя: лидер пролез стенку (фото 96) и сообщил, что выше надо вешать перила, причем одной веревки не хватит (хотя снизу казалось, что выше бергшрунда сразу идет выполаживание). Связке лидеров пришлось спускаться обратно (со сдергиванием веревки через проушину), а вторая связка параллельно приступила к провеске перил по первому варианту, через трехметровую вертикальную стенку бергшрунда (фото 97). Этот вариант оказался более удачным: за вертикалью сразу следовал участок выполаживания, и, найдя проход через пару разломов, мы, наконец, нашли ровный участок между двух трещин для установки лагеря (примерно через 100 метров после бергшрунда). Площадки под палатки утаптывали в поздних сумерках. Группа собралась наверху в 19.45. Все манипуляции с разведками и навешиванием перил проходили в условиях плохой видимости, при внезапно начавшемся шквальном ветре и снежной метели. Сильно замерзли.

Чистое ходовое время: 10 часов 20 минут.

Километраж: 3,5 км. Перепад высот (в метрах): +745 / - 23

Высота ночевки: 5320 м (координаты: 39.48427504, 73.52447002)

Фото 86. Ледник Кызылсу Восточный. Линия обхода второго ледопада через скальный отрог при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока.

Фото 87. Группа пересекает участок под ледосбросами 2го ледопада (при подъеме на пер. 4х ледопадов с востока)

Фото 88. Группа обходит второй ледопад перевала 4х ледопадов, поднимаясь по карману между скальным отрогом (слева от 2го ледопада) и боковым примыкающим ледопадом ледника Кызылсу Восточный, впадающим в основное тело ледника со стороны перевала Кызылсель.

Фото 89. Подъем на скальный отрог в обход второго ледопада ледника Кызылсу Восточный при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока. Движение по скально-осыпной полке. Кружком обведено место первой станции. Сплошная красная линия - перила.

Фото 90. Подъем на скальный отрог в обход второго ледопада ледника Кызылсу Восточный при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока. Первая веревка перил.

Фото 92. Подъем на скальный отрог в обход второго ледопада ледника Кызылсу Восточный при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока. Вторая веревка перил.

Фото 93. Подъем на скальный отрог в обход второго ледопада ледника Кызылсу Восточный при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока. Четвертая веревка перил.

Фото 94. Группа подходит к третьему ледопаду ледника Кызылсу Восточный при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока.

Фото 95. Линия прохода через третий ледопад ледника Кызылсу Восточный при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока. Зеленым цветом обозначен участок перил через бергшрунд.

Фото 96. Рабочие моменты. Неудачная разведка через бергшрунд в третьем ледопаде ледника Кызылсу Восточный при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока.

Фото 97. Лидер поднимается с нижней страховкой через бергшрунд в третьем ледопаде ледника Кызылсу Восточный при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока.

День тринадцатый, 5 августа 2021 (Подъем на пер. Четырех Ледопадов (3А, 5562 м)).

Подъем в 06.30, выход в 09.00.

После вчерашней вечерней пурги, утром на удивление ясная и спокойная погода.

Придерживаясь левого борта ледника, пересекли небольшое плато между третьим и четвертым ледопадами (закрытый ледник, связки). Трещины есть, но легко преодолеваются по снежным мостам.

Четвертый ледопад обошли слева по снежному склону крутизной 25-30 градусов, далее следует пологий (15-20 градусов) выход на седловину перевала Четырех Ледопадов.

От места ночлега до перевальной седловины мы дошли за 3 перехода (40 + 40 + 25 минут). Время 11.10.

Седловина перевала Четырех Ледопадов - широкая и снежная, можно поставить сотню палаток. Тур находится на осыпном островке в северной части седловины. Сняли записку турклуба «Глобус из Киева от 18.08.2019 (руководитель Грабец Б.Б.).

По плану в этот же день мы должны были радиально сходить на перевал Александра Зотова (6073 м). В целом, времени было достаточно, и погода позволяла, но мы решили отложить перевал А.Зотова на следующий день по нескольким причинам:

1. Вчерашний день выдался достаточно напряженный из-за сложной тропежки и непростых погодных условий во второй половине дня. Не хотелось «перерабатывать два дня подряд, а глубокий сухой снег на перевале не обещал легкого подъема.
  2. К середине похода стало понятно, что группа идет по маршруту с большим запасом прочности, значительно опережая расчетное запланированное время, поэтому мы могли себе позволить потратить на радиальный выход лишний день, будучи уверенными в том, что сумеем наверстать график в последующие три дня и выйти к очередной заброске в запланированную дату.
  3. Из стратегических соображений, ставя одной из значимых целей восхождение на пик Ленина в конце маршрута, нам представлялось совершенно не лишним провести на седловине перевала Четырех Ледопадов (5562 м) две ночи, чтобы закрепить акклиматизацию на этих высотах.

Поставили лагерь на седловине перевала. Чтобы потратить остаток дня с пользой и лучше акклиматизироваться, после обеда протропили налегке значительную часть подъема на А.Зотова (до высоты 5830 метров). Вернулись в лагерь в 16.00. К этому времени погода опять испортилась, подул сильный ветер, пошел мелкий снег.

ЧХВ: 01 часов 45 мин (не считая времени предварительной тропежки под пер. А.Зотова)

Километраж в зачет: 0,9 км. Перепад высот (в метрах): +255 / - 0

Высота ночевки: 5562 м (координаты: 39.48109, 73.51868)

Фото 98. Ледник Кызылсу Восточный. Лагерь выше третьего ледопада и линия обхода четвертого ледопада при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока

Фото 99. Ледник Кызылсу Восточный. Первая связка движется в обход четвертого ледопада при подъеме на перевал 4х ледопадов с востока.

День четырнадцатый, 6 августа 2021 (Радиальный подъем на пер. А.Зотова (6073м, 3Б по Классификатору, 3А при радиальном подъеме с севера)).

Проснулись в 04.00, но погоды нет (отсутствие видимости и сильный ветер), поэтому отложили побудку до 05.00. К этому времени ветер не стих, но видимость стала улучшаться.

Вышли в 07.40. Лавинные датчики стали неотъемлемым атрибутом нашего снаряжения в последние дни, и сегодня не исключение. Идем налегке, с собой взяли только перекусы, лавинные лопаты и зонды, аварийную аптечку, горелку и газ. Вся теплая одежда на себе.

За ночь ветер напрочь замёл наши вчерашние следы. Приходится тропить заново. Ветер не унимается, лица сечет сдуваемой со склона снежной крупой. Стараемся придерживаться не явно выраженной выпуклой части склона и подниматься прямо в лоб, чтобы не подрезать склон. Снег высотный, сухой и рассыпчатый. Тропежка, по сути, сводится к прорыванию сплошной снежной траншеи - глубиной где-то по полметра, где-то по бедро. Ступени не держатся. Тропим по очереди, разбившись на связки по два человека: каждый проходит лидером 15-20 метров и отходит в сторону, пропуская вперед другие связки, а потом и напарника. Это наиболее эффективная рабочая тактика при такой снежной обстановке. В равной мере задействована вся группа, работать получается на полную мощь, т.к. остается достаточно времени для отдыха.

Трещин немного, но они есть и, даже забитые снегом, угадываются. Проходим их по снежным мостам.

Крутизна склона в среднем 30 градусов: внизу более полого, в средней и верхней части есть короткие «лбы по 40-45 градусов.

К 11.00 подошли под верхний бергшрунд под перевальной седловиной А.Зотова. Через бергшрунд провесили 30 метров перил (фото 103, 104): внизу 2 метра 70-градусного льда, потом 10 метров льда 50 градусов, далее выполаживание от 50 до 20 градусов по фирну. Лидер поднялся с одним ледорубом, со страховкой через промежуточные ледобуры. Перила наверху закрепили на горизонтально зарытом ледорубе (в жестком фирне он держит достаточно надежно). В 11.30 группа собралась на перевале А.Зотова.

Седловина перевала А.Зотова - широкая снежная. Но если ставить палатки, то надо капитально окапываться, т.к. может сдуть. Тур мы искали, прошли около 300 метров по гребню на восток, но ничего не нашли. Сложили свой тур на одном из осыпных островков (высота 6073 м, 39.47363799,

73.51522696) и оставили в нем записку.

В 12.30 начали спуск. Перила для спуска (через бергшрунд) закрепили на мешке, набитом снегом. Замыкающий участник спускался по сдвоенной веревке с последующим сдергиванием.

Спускались по пути подъема, часто прибегая к помощи навигатора, т.к. прорытую нами траншею успело замести ветром, а видимость к этому времени почти пропала. Тем не менее, вниз - не вверх, и в 13.50 мы вернулись в лагерь на седловине перевала Четырех Ледопадов. Остаток дня провели в палатках, укрываясь от непогоды (штормовой ветер, снег).

Чистое ходовое время: 05 часов 50 мин

Километраж в зачет: 1,4 км. Перепад высот (в метрах): +525 / - 525 Высота ночевки: 5562 м (координаты: 39.48109, 73.51868)

Фото 100. Лагерь на седловине перевала 4х ледопадов и путь подъема на перевал А.Зотова с севера. Зеленым цветом обозначен участок перил.

Фото 101. Подъем на пер. А.Зотова с севера. Внизу видны палатки на седловине перевала 4х ледопадов.

Фото 102. Подъем на пер. А.Зотова с севера.

Фото 103. Подъем на пер. А.Зотова с севера. Лидер выходит с нижней страховкой на перевальную седловину.

Фото 104. Подъем на пер. А.Зотова с севера. Выход по перилам на перевальную седловину А.Зотова. Вид на север.

Фото 105. Седловина перевала А.Зотова. Вид на восток.

Фото 106. Группа на седловине перевала А.Зотова, у перевального тура. Вид на запад.

День пятнадцатый, 7 августа 2021 (Пер. Четырех ледопадов - л. Кичкесу Прав. (лед. № 120) до высоты 3940 м).

Подъем в 04.30, выход в 06.30 со включенными лавинными датчиками. Две связки по 3 человека.

Западный склон перевала Четырех Ледопадов внушал опасения на предмет лавиноопасности. Утешало лишь то, что в последние 3 дня стабильно дул сильный западный ветер, перенося снег через седловину на восточную сторону.

От места ночлега мы прошли 200 метров по перевальной седловине на север, потом немного приспустились вниз на запад и аккуратно стали передвигаться нисходящим траверсом направо (фото 107), зондируя состояние снега. Крутизна склона постепенно увеличивалась от 20 до 35 градусов по мере спуска. Состояние снега оказалось приемлемым, поверхностной «доски не было. Пройдя траверсом около 300 метров, мы стали спускаться на 3 такта прямо вниз (фото 108). В 07.30 достигли выполаживания, преодолев по пути засыпанный снегом бергшрунд.

Далее ушли по снежному плато направо (фото 109, 110) в направлении скального отрога, преодолевая трещины по снежным мостам (в отдельных местах потребовалась попеременная страховка через ледоруб, пару раз переползали по не вызывающим доверия мостам). Через 40 минут достигли скального отрога. Заглянули вниз, сделали небольшую разведку. Слева - мощный ледопад (пятый по счету, при прохождении перевала Четырех Ледопадов с востока на запад). Прямо вниз - крутые разрушенные скалы. Наиболее оптимальным вариантом показалось спускаться по ледовому кулуару справа от ледопада и слева от скал (фото 114).

Пройдя около 50 метров по снегу в верхней более пологой части кулуара (фото 111), с высоты 5170 метров (координаты: 39.486785, 73.51411896) в 08.30 начали вешать перила (фото 112, 113), т.к. дальше начинался более крутой снежно-ледовый склон средней крутизной 40 градусов с отдельными локальными ступенями открытого льда 60-70 градусов протяженностью по 5-8 метров. Провесили 4 веревки по 50 метров. Первая станция на ледобурах, вторая - на фирновых крючьях, дальше сместились правее к скалам, закрепив третью и четвертую веревку на скальных выступах. Замыкающий участник везде спускался по сдвоенной веревке со сдергиванием (первую веревку сдергивали через ледовую проушину, на второй станции оставили фирновый крюк, на третьей и четвертой - расходный репшнур вокруг скальных выступов). Склон очень неприятный: слой снега 20-30 см, под которым ледовая подложка, а между снегом и льдом сочится вода. Спускаться нужно было как можно быстрей, пока на склон не вышло солнце и снежная масса не поехала. Буры можно было надежно закрутить только в верхней части кулуара, ниже - либо тонкий слой льда на скалах, либо мокрый рыхлый лед, в котором ледобуры не будут держаться.

Пройдя 4 перильных веревки, разбились на 3 связки по 2 человека и стали спускаться на 3 такта с попеременной страховкой через ледорубы (снежно-ледовый склон 40 градусов, фото 114). Внизу перед выполаживанием - два бергшрунда подряд, их аккуратно переползли по снежным мостам. В 12.20 группа собралась на выполаживании ниже пятого ледопада (высота 4800 метров). Первая связка спустилась на час раньше, но долго ждали последнюю связку, т.к. парни боялись спустить камни на идущих ниже участников и долго не решались сдергивать четвертую веревку.

Мы успели спуститься до начала вытаивания камней. Если проходить этот участок позже, то камнеопасность существенно повысится.

Ниже пятого ледопада почти сразу начинается шестой ледопад. Проходить его следует по центру (фото 116), там наиболее «спокойный ровный участок, хотя и с многочисленными трещинами. В 12.50 мы продолжили движение в связках, распутывая трещины шестого ледопада. С виду казалось, что там все просто, но трещины (хотя и узкие) буквально на каждом шагу. Зондировать палками приходилось едва ли не каждый метр, передвигались сложными зигзагами, лавируя по снежным мостам. Выпавший накануне свежий снег усложнял поиск оптимального пути. Средняя крутизна склона - 25-30 градусов. Через час мы достигли выполаживания ниже шестого ледопада (высота 4580 м).

Дальше по описаниям должен был начаться открытый ледник, но в нашем случае он был в снегу. Прошли по нему в связках еще 20 минут и встали на обед у первой лужи с водой (высота 4520 метров).

После обеда за 5 минут сошли направо на морену (117, 118), перейдя через ранклюфт. Развязались, сняли кошки.

По правобережным моренам (фото 119) за полчаса спустились до высоты 4280 метров. Здесь хорошее потенциальное место для стоянки (напротив скал с водопадами), есть ручей с чистой водой. Координаты: 39.50045203, 73.47933196.

От этого места ушли налево в ранклюфт и, пройдя по нему 50 метров, снова вышли на ледник, т.к. дальнейшее продвижение по моренам выглядело неудобным. 30 минут спускались по правому борту ледника, лавируя среди трещин. Потом после разведки ушли налево (лучше бы это сделать раньше), перевалив через красную срединную морену. Слева от этой морены тянется белый ледовый язык без трещин (фото 120, 121), передвижение по которому быстро и удобно. По этому ледовому языку спускались еще 30 минут, затем перевалили через левую морену налево, пересекли ранклюфт и по конгломератно-осыпному склону поднялись на травянистую террасу левого борта долины (ориентиром для подъема может служить заметный издалека ручей, стекающий сверху на террасу). Из отчета Валерия Попова за 2018 год мы знали, что там имеются хорошие стоянки. Спасибо ему за наводку, стоянки действительно отличные: 39.50281899, 73.43517601, высота 3940 м. На ночлег остановились в 18.30.

Чистое ходовое время: 09 часов 15 мин

Километраж: 10,6 км. Перепад высот (в метрах): +90 / - 1740 Высота ночевки: 3940 м (координаты: 39.50281899, 73.43517601)

Общее впечатление и рекомендации по связке перевалов Четырех Ледопадов и Александра Зотова: без сомнения, это самое сложное техническое препятствие нашего похода, и самое трудозатратное физически. Даже в идеальных погодных условиях, при благоприятной снежно-ледовой обстановке и с очень сильной группой вряд ли получится пройти перевал Четырех Ледопадов быстрее, чем за 3 дня. С радиальным подъемом на перевал А.Зотова следует закладывать минимум 4 дня (речь идет только про техническую часть, не считая подходов). Радиальный подъем на пер. А.Зотова с северной стороны технически соответствует категории 2А-2Б и вполне может быть включен в нитку маршрутов 5 к.с. (при условии построения грамотной предварительной акклиматизации). При изучении нашего описания другими группами с целью планирования походов следует критически относиться к указанному количеству перильных веревок: возможно, в зависимости от состава группы, потребуется провешивать гораздо больше перил (очень многие сложные участки были нами пройдены одновременно или попеременно на личной технике, чему в немалой степени способствовала благоприятная снежно-ледовая обстановка).

Фото 107. Начало спуска с перевала 4х ледопадов на запад.

Фото 108. Начало спуска с перевала 4х ледопадов на запад.

Фото 109. Начало спуска с перевала 4х ледопадов на запад.

Фото 110. Лед. Кичкесу Правый. Линия спуска с перевала 4х ледопадов на запад в обход 5го ледопада. Вид вниз на запад.

Фото 111. Начало спускового кулуара справа от 5го ледопада при спуске с перевала 4х ледопадов на запад.

Фото 112. Верхняя часть спускового кулуара справа от 5го ледопада при спуске с перевала 4х ледопадов на запад. Первая перильная веревка. Вид вверх.

Фото 113. Спусковой кулуар справа от 5го ледопада при спуске с перевала 4х ледопадов на запад. Вторая перильная веревка. Вид вверх.

Фото 114. Линия спуска с перевала 4х ледопадов на запад, участок справа от 5го ледопада. Сплошные линии - перила. Пунктир - движение в связках на 3 такта с попеременной страховкой.

Фото 115. Линия спуска с перевала 4х ледопадов на запад, участок справа от 5го ледопада. Сплошная зеленая линия - перила. Пунктир - движение в связках.

Фото 116. Линия спуска с перевала 4х ледопадов на запад. Сплошная зеленая линия - перила. Пунктир

- движение в связках.

Фото 117. Линия спуска с перевала 4х ледопадов на запад, по правой морене ледника Кичкесу Правый. Вид вниз на запад.

Фото 118. Линия спуска с перевала 4х ледопадов на запад, по правой морене ледника Кичкесу Правый. Вид вверх на восток.

Фото 119. Линия спуска с перевала 4х ледопадов на запад, по правой морене ледника Кичкесу Правый. Вид вниз на запад.

Фото 120. Спуск с перевала 4х ледопадов на запад, по нижнему языку ледника Кичкесу Правый. Вид вниз на запад.

Фото 121. Линия спуска с перевала 4х ледопадов на запад. Зеленым цветом обозначен участок перил.

Фото 122. Место лагеря на террасе левого борта ледника Кичкесу Правый. Линия спуска с перевала 4х ледопадов на запад. Зеленым цветом обозначен участок перил.

Перевал Архар (2А, 4776 м)

Координаты: 39.47639999, 73.32950897

Район: северо-восточный Памир, северные отроги Заалайского хребта

Соединяет: ледник № 127 и левый приток реки Кичкесу с ледником Бардобо, рекой Бардобо и рекой Кызыл-Арт

Пройден с востока на запад.

Описание дается от левобережной морены ледника Кичкесу Правый до д.р. Кызыл-Арт Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, основные веревки

День шестнадцатый, 8 августа 2021 (Л. Кичкесу Прав. - д.р.Кичке-Суу - подход под перевал Архар до высоты 3870 м).

Подъем в 07.30, выход в 09.45.

45 минут спускались по травянистым террасам левого борта долины, потом за 15 минут спустились по конгломератному склону к реке Кичке-Суу и еще 45 минут шли по ее каменистому руслу (по левому берегу) до впадения в реку ее левого притока (стекающего с ледника Кичкесу Левый). Легко перебродили этот приток с правого берега на левый (простой брод ниже колена по камням), после чего сбросили еще немного высоты до 3600 метров, затем приподнялись на травянистые террасы левого борта долины Кичке-Суу (фото 124) и по ним обогнули отрог, отделяющий основное русло реки КичкеСуу от ее левого притока, стекающего с ледника Пограничников. За отрогом повернули на юго-запад и далее поднимались по правому берегу этого притока. Поднявшись до высоты 3700 метров, остановились на обед у чистого ручья (координаты 39.51850598, 73.374643).

После обеда продолжили подъем по травянистым террасам правого берега левого притока реки КичкеСуу, стекающего с ледника Пограничников. За 1 час 10 минут дошли до моренного вала (фото 125, 126). Отсюда уже виден поворот к леднику №127 на другом берегу, стекающему с перевала Архар. В имеющемся у нас описании Андрея Лебедева рекомендовалось перейти через моренный вал, и лишь после этого спускаться к притоку и бродить через него, т.к. более ранний спуск к реке может быть опасен камнепадами. Мы последовали совету. За 20 минут перевалили через морену и спустились к реке. Время (16.00) позволяло идти дальше, но брод через реку в этот час показался нам нецелесообразным, к тому же пошел дождь, как бы намекая, что следует быть более благоразумными. Брод решили отложить на следующий день рано утром. В 16.15. поставили лагерь, найдя подходящие песчаные площадки среди каменистого русла (фото 127). Основной поток реки - мутный, но рядом протекает чистый ручеек с водой, пригодной для питья.

Чистое ходовое время: 04 часа 30 мин

Километраж: 9,9 км. Перепад высот (в метрах): +414 / - 441 Высота ночевки: 3873 м (координаты: 39.49582002, 73.36163504)

Фото 123. Группа спускается по левому берегу реки Кичке-Суу после спуска с перевала 4х ледопадов.

Фото 124. Поворот к левому притоку реки Кичке-Суу и к перевалу Архар из д.р. Кичке-Суу.

Фото 125. Долина левого притока реки Кичке-Суу, стекающего с ледника Пограничников. Вид на юг вверх по долине.

Фото 126. Долина левого притока реки Кичке-Суу, стекающего с ледника Пограничников. Поворот к леднику № 127, стекающему с перевала Архар.

Фото 127. Путь подъема к перевалу Архар по конечной морене ледника № 127. Красный треугольник - место ночевки на прав. берегу лев. притока реки Кичке-Суу, стекающего с ледника Пограничников.

День семнадцатый, 9 августа 2021 (Левый приток реки Кичке-Суу - пер. Архар (2А, 4776 м) - д.р.Кызыл-Арт).

Подъем в 04.00, выход в 06.00.

Рано утром уровень воды в реке заметно спал (фото 128), за 5 минут перешли ее по камням (следует соблюдать осторожность, т.к. в нашем случае камни были частично обледенелыми).

После брода начали подъем по конечной морене ледника № 127 (осыпной склон 25-30 градусов, местами поросший травой). Мы поднимались по центральной части склона между двумя ручьями (фото 127): слева грязный ручей, справа - чистый (на фотографии его не видно), возле которого при желании можно построить на камнях площадки (есть локальные выполаживания). За два перехода (35 + 40 минут) поднялись до начала ледника (высота 4200 метров).

Вышли на открытый пологий ледник, за 40 минут обогнули справа по ходу первый небольшой ледопад (фото 129) и подошли под второй, выйдя с правого борта ледника на левый. Высота 4370 м.

Далее начинается закрытый ледник. Связались и за 45 минут обошли второй ледопад слева по ходу, поднявшись до высоты 4540 м и вновь перейдя к правому борту ледника (фото 130). Трещин мало, они легко проходятся по мостам или перепрыгиваются. Ледник пологий, уклон около 10-15 градусов.

Далее сместились ближе к центру ледника и за 40 минут дошли до поворота на запад к перевалу Архар. Подъем на перевал занял еще 40 минут. Перевальный взлет снежный и короткий, крутизна около 25 градусов (фото 132). Наверху небольшой снежный карниз, поэтому последние 10 метров подъема проходят по каменной осыпи слева.

Группа собралась на перевале в 11.00. Седловина узкая, тур на скалах в северной части. Сняли записку группы туристов ГС МФТИ от 09.08.2019 (руководитель Байдин Д.Ф, г. Долгопрудный).

В 11.30 начали спуск на запад. За 10 минут спустились по снежному 30-градусному склону до выполаживания, потом за 15 минут дошли по снежно-ледовому плато до начала небольшого ледопада.

Ледопад проходили справа, в верхней части пришлось немного распутать трещины. Этот участок занял 20 минут, после чего прошли еще 5 минут по ровному открытому леднику к серым моренам правого борта и с 12.30 до 14.00 остановились на обед (высота 4390 м). Есть ровные места, при желании можно поставить палатки.

После обеда за полчаса спустились до высоты 4130 метров: сначала по серой правобережной морене, потом по правому карману ледника. Отсюда по карману ледника начинается ручей, последующие 15 минут мы спускались по его руслу (фото 139), а затем поднялись 20 метров на травянистые террасы правого борта долины в точке 39.48608 73.29266 (высота 4050 м).

Далее по зеленым террасам (фото 140) за 15 минут дошли до ручья с чистой водой. Высота 3890 метров, отличное место для ночлега. Координаты: 39.48971 73.28806

От ручья за 15 минут дошли до начала тропы, которая сворачивает направо в зеленую ложбину, отделенную от основной долины Кызыл-Арт небольшим холмистым хребтом (фото 140). По тропе за полчаса дошли до маленького озера (тропа местами теряется), а потом повернули вниз налево, огибая справа дальнюю вершинку в хребтике, и за 20 минут спустились к автомобильной дороге.

По дороге повернули на юг и через 400 метров дошли до вагончиков, где ранее у киргизов оставляли свою заброску. Время 16.30. Поговорили с хозяевами, они разрешили поставить палатки рядом со своими вагончиками и выставили угощение: чай, кумыс, лепешки, каймак. Завтра нас ждала заслуженная дневка.

Чистое ходовое время: 07 часов 25 мин

Километраж: 13,4 км. Перепад высот (в метрах): +904 / - 1320

Высота ночевки: 3450 м (координаты: 39.51565, 73.26823)

Общее впечатление от перевала Архар: приятный безопасный перевал, достаточно простой для своей категории (2А).

Фото 128. Брод левого притока реки Кичке-Суу, стекающего с ледника Пограничников.

Фото 129. Ледник № 127. Группа поднимается к перевалу Архар с востока.

Фото 130. Ледник № 127. Группа поднимается к перевалу Архар с востока.

Фото 131. Ледник № 127. Группа поднимается к перевалу Архар с востока.

Фото 132. Перевал Архар, вид с востока.

Фото 133. Группа на пер. Архар. Вид на восток в сторону ледника № 127.

Фото 134. Начало спуска с перевала Архар на запад.

Фото 135. Перевал Архар, вид с запада.

Фото 136. Группа после спуска с перевала Архар на запад.

Фото 137. Спуск с перевала Архар на запад.

Фото 138. Спуск с перевала Архар в д.р.Кызыл-Арт. Вид на запад.

Фото 139. Спуск с перевала Архар в д.р.Кызыл-Арт. Вид назад на восток.

Фото 140. Спуск с перевала Архар в д.р.Кызыл-Арт. Вид на запад. Нижняя часть спуска по травянистым террасам.

Фото 141. Долина реки Кызыл-Арт, вагончики пастухов и автодорога к погранзаставе Бордоба.

Перевал Запорожских романтиков (2А, 4348 м)

Координаты: 39.47166899, 73.15382998

Район: северо-восточный Памир, северные отроги Заалайского хребта Соединяет: левый приток реки Булаксу и левый приток реки Джанайдартака Характер препятствия: осыпной.

Пройден с севера на юг.

Описание дается от д.р. Кызыл-Арт до верховий левого притока реки Джанайдартака Необходимое снаряжение: каски, ледорубы или треккинговые палки

День восемнадцатый, 10 августа 2021.

Дневка.

Из полезной информации: если чуть приподняться на соседний холм над вагончиками пастухов, то начинает ловить мобильная связь.

День девятнадцатый, 11 августа 2021 (Д.р.Кызыл-Арт - д.р.Джанайдартака - д.р.Булаксу).

Подъем в 06.00, выход в 08.00.

Во избежание проблем с пограничниками, решили пройти через погранзаставу и предъявить пропуска. За 10 минут дошли по автодороге до погранзаставы. Пограничники долго пытались выяснять друг у друга, что делать с нами и нашими документами. В результате нам вернули неотмеченные пропуска и отпустили с миром, со строгим напутствием «не переходить через границу в Таджикистан. Сложилось ощущение, что можно было к ним и не заходить.

Реки Кызыл-Арт и Джанайдартака отделены друг от друга небольшим холмистым хребтом, который в одном месте прерывается левым рукавом реки Кызыл-Арт, впадающим в Джанайдартаку. Этот «разрыв в хребте находится как раз напротив погранзаставы. Река Кызыл-Арт в дополуденное время почти пересыхает, ее русло наполняется лишь к вечеру, когда вниз доходит вода с тающих ледников. Поэтому утром мы этой реки, можно сказать, не заметили, без проблем пересекая пересохшие русла ее многочисленных рукавов. От погранзаставы за 2 перехода по 30 минут дошли до реки Джанайдартака и за 5 минут перебродили ее в месте, где река разливается на многочисленные рукава (39.50356, 73.22907). Джанайдартака полноводна даже в утренние часы, поэтому сильно затягивать с ее бродом не стоит.

После брода мы около 10 минут прошли вниз по левому берегу реки Джанайдартака до начала зеленого склона слева по ходу. В 100 метрах от этого склона течет чистый ручей. По склону (30 градусов) мы за 5 минут поднялись на травянистую террасу левого борта долины, прошли по ней 10 минут, потом за 15 минут поднялись на более высокую террасу уровнем выше и, двигаясь по ней на северо-запад, за 50 минут дошли до чистого ручья, где остановились на обед с 12.00 до 13.30 (высота 3460 метров, 39.51930, 73.18886).

После обеда стали заворачивать на запад, а потом на юго-запад по широкой травянистой террасе, и за 40 минут дошли до левого притока реки Булаксу, стекающего из-под перевала Запорожских Романтиков. Повернули на юг вверх по его течению. Далее поднимались вдоль этого притока, в основном придерживаясь правого берега, иногда на прижимах переходя на левый берег. Средняя крутизна пути 10-15 градусов.

Вода в низовьях речки чистая, но - интересная особенность! - после высоты 3550 метров река исчезает. В одном месте потом родник выходил наружу, спустя примерно 10 минут хода после пересыхания реки. Второй раз вода выходила наружу на высоте 3690 метров. В 15.30 неожиданно сверху потек ручей с мутной водой. Этот поток устремился вниз, наполняя пересохшее русло и становясь с каждой минутой все более полноводным. Такова особенность многих рек и ручьев в этом районе: пересыхающие в первой половине дня русла к вечеру наполняются водой, зачастую довольно бурной.

За 4 перехода (20 + 40 + 40 + 30 минут) мы поднялись по руслу до высоты 3900 метров, где в основной мутный поток слева впадает тонкий чистый ручеек, местами теряющийся. По руслу этого левого притока за 20 минут поднялись до высоты 3960 м, где при желании можно ночевать. Этот участок подъёма уже более крутой, 20-25 градусов. Потом ещё 15 минут крутого подъёма 30 градусов до высоты 4020 метров, где есть более ровные места на моренном гребешке, поросшем травой. Встали здесь на ночлег в 17.30.

Чистое ходовое время: 06 часов 10 мин

Километраж: 15,2 км. Перепад высот (в метрах): +807 / - 194

Высота ночевки: 4020 м (координаты: 39.47824996, 73.15691602)

Фото 142. Д.р. Джанайдартака. Вид на запад со стороны погранзаставы Бордоба.

Фото 143. Брод через реку Джанайдартака. Вид на юг.

Фото 144. Путь к перевалу Запорожских Романтиков по д.р. Джанайдартака от погранзаставы Бордоба.

Фото 145. Путь по террасам левого борта д.р.Джанайдартака к перевалу Запорожских романтиков. Вид назад на юго-восток.

Фото 146. Поворот в д.р. Булаксу к перевалу Запорожских Романтиков из д.р. Джанайдартака.

Фото 147. Д.р. Булаксу и пер. Запорожских Романтиков. Вид на юг.

Фото 148. Путь подхода к перевалу Запорожских Романтиков по д.р. Булаксу и линия подъема на перевал. Треугольник - место ночевки.

Фото 149. Лагерь в д.р. Булаксу под перевалом Запорожских Романтиков.

День двадцатый, 12 августа 2021 (Д.р.Булаксу - пер. Запорожских Романтиков (2А, 4355) - лев. приток р. Джанайдартака - лед. №170 до высоты 5010 м).

Подъем в 05.00, выход в 07.05.

По конгломератно-осыпному склону 20-25 градусов за полчаса подошли под перевальный взлет перевала Запорожских Романтиков.

За 40 минут поднялись на перевал по мелкой осыпи крутизной 30 градусов, слева от ледового склона. Осыпь неприятная на подъем, «едет под ногами. Поднимались серпантином. Вышли на перевал в 08.25.

Седловина узкая, осыпная. Тур в центральной части. Сняли записку турклуба «Вестра от 03.08.2021 (руководитель Макаров А.В.).

В 08.50 начали спуск. За 5 минут спустились на юг до выполаживания по мелкой осыпи (30 градусов). С южной стороны перевала - озеро, но мы к нему не подходили, а сразу ушли по моренам в направлении ледника № 170, т.к. наш дальнейший путь лежал к перевалу Плечо Обручева.

Дальнейшее описание этого дня приводится в разделе 7.8 настоящего Отчета («Перевал Плечо Обручева).

Общее впечатление от перевала Запорожских Романтиков: нам показалось, что категория перевала в Классификаторе завышена и соответствует скорее 1Б, чем 2А.

Фото 150. Перевал Запорожских Романтиков, вид с севера.

Фото 151. Д.р. Булаксу, вид на север с подъема на перевал Запорожских Романтиков.

Фото 152. Группа на перевале Запорожских Романтиков. Вид на восток и линия спуска с перевала на юг.

Фото 153. Перевал Запорожских Романтиков, вид с юга.

Перевал Плечо Обручева (3А, 5320 м)

Координаты: 39.45708599, 73.11265103

Район: северо-восточный Памир, северные отроги Заалайского хребта

Соединяет: ледник в долине левого притока реки Джанайдартака, стекающий из-под восточного склона пика Обручева (на востоке) и отступивший приток ледника Корженевского, вытекающий из цирка югозападнее пика Обручева (на западе).

Пройден с востока на запад.

Описание дается от левых морен ледника № 170 до ледника Корженевского.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, карабины, связочные веревки, лавинные датчики, лавинные лопаты, лавинные зонды. В зависимости от снежно-ледовой обстановки, могут потребоваться ледобуры, станционные петли и расходный репшнур в большом количестве.

Начало описания этого дня приводится в разделе 7.7 настоящего Отчета («Перевал Запорожских Романтиков - см. выше).

Спустившись с перевала Запорожских Романтиков, мы по моренным валам через 55 минут ЧХВ вышли на ледник № 170. В нижней части ледник открытый - хотя и разорванный, но «зализанный. Судя по отчетам других групп, в нижней и средней части этот ледник обычно обходят по моренам и осыпным склонам левого борта, но мы вышли на ледник на высоте около 4400 метров и дальше в течение 45 минут двигались прямо по его центральной части до высоты 4560 метров (где в 11.30 остановились на обед на плато перед крутой разорванной ступенью). Проход среди трещин нашли без особого труда, местами пришлось преодолевать локальные участки крутизной до 50 градусов. Шли в кошках, но не связывались.

После обеда включили лавинные датчики и в 13.15 продолжили движение, но уже в связках, т.к. ледник дальше становится закрытым. Ледовую ступень обошли за 40 минут, уйдя к правому борту ледника. Выше этой ступени ледник ровный и пологий. Сместились к центру ледника и за 2 перехода (40 + 50 минут) дошли до высоты 4900 метров. Снег к этому времени раскис, опять столкнулись с непростой тропежкой по колено.

На перевал Плечо Обручева обычно поднимаются не «в лоб, а по восточному отрогу южного гребня Пика Обручева. Мы не стали отходить от традиций и, поднявшись за 45 минут на этот отрог (чуть западнее перевала Обручева Восточный), остановились на ночевку на высоте 5010 метров. Последний участок подъема - снежный склон крутизной 35 градусов (при неблагоприятной снежной обстановке может быть лавиноопасен).

Чистое ходовое время: 05 часов 50 мин

Километраж: 6,7 км. Перепад высот (в метрах): +1108 / - 123

Высота ночевки: 5010 м (координаты: 39.455449, 73.11936602)

Фото 154. Озеро с южной стороны перевала Запорожских Романтиков и путь к леднику № 170.

Фото 155. Группа на подходе к перевалу Плечо Обручева. Ледник № 170, вид назад на восток.

Фото 156. Группа на леднике № 170, на подходе к перевалу Плечо Обручева. Вид на запад.

Фото 157. На леднике № 170, на подходе к перевалу Плечо Обручева. Вид на запад.

Фото 158. Перевал Плечо Обручева, вид с востока.

Фото 159. Путь прохода по нижней части ледника № 170, при подъеме к перевалу Плечо Обручева с востока.

Фото 160. Перевал Плечо Обручева, вид с востока. Треугольник - место ночевки.

Фото 161. Группа на фоне перевала Плечо Обручева, вид с востока.

Фото 162. Перевал Плечо Обручева, вид с востока. Треугольник - место ночевки.

День двадцать первый, 13 августа 2021 (Лед. № 170 - пер. Плечо Обручева (3А, 5320) - л. Корженевского).

Подъем в 04.00, выход в 05.50. со включенными лавинными датчиками. Две связки по три человека.

От места ночевки движемся на запад по восточному отрогу южного гребня Пика Обручева. Крутизна склона на этом участке от 20 до 35 градусов. Утренний наст держит хорошо, не проваливаемся. За полчаса поднялись под основной взлёт до высоты 5170 метров.

Далее - «зачищенный сошедшими лавинами крутой участок фирнового склона (крутизна постепенно увеличивается от 30 до 45 градусов). Наверху небольшой снежный карниз, уменьшающийся к югу. По этому склону за 40 минут поднялись на перевал. Движение в связках одновременно, промежуточные точки страховки не понадобились. Первый поднялся на перевал в 07.40, последний - в 07.50. Высота перевала 5320 метров.

На перевальной седловине 2 тура (один в южной части на скалах, другой в 100 метрах севернее). В каждом - по перевальной записке: Записка группы Олега Шипунова от 15.08.2019 (Витебск, Минск, СПб) 2. Записка турклуба «Вестра от 09.08.2021 (руководитель Алексей Макаров).

В 08.30 начали спуск. Согласно описаниям, обычно при спуске с перевала Плечо Обручева на запад провешивают от 12 до 16 перильных веревок. В нашем случае склон был зафирнован (без выходов открытого льда), и, поскольку группа подобралась очень сильная физически и технически, мы спустились до самого низа без перил, передвигаясь одновременно в связках на 3 такта:

1. Сначала за 20 минут по 30-35 градусному фирновому склону спустились до скального островка на высоте 5120 метров, где собрались всей группой и немного отдохнули перед основным участком спуска.
  2. Далее сместились от скального островка чуть правее и за 50 минут спустились до выполаживания (высота 4750 м) по фирновому склону крутизной от 35 до 45 градусов. В нижней части склон пересечен бергшрундом, который мы перешли по лавинному конусу, сместившись для этой цели чуть левее по ходу.

Далее прошли 15 минут по снежно-ледовому плато до морен правого борта. Время 10.05, высота 4580 метров. Развязались, сняли обвязки и кошки.

За 20 минут по карману правобережной морены дошли до начала конгломератно-осыпного сброса. Высота 4425 метров.

Далее за полчаса спустились до высоты 4150 метров: сначала по руслу пересохшего ручья, потом по конгломератному валу слева от него. Крутизна склона на этом участке от 20 до 30 градусов.

Далее конгломератный вал круто обрывается в ранклюфт ледника Корженевского. По обеим сторонам вала - конгломератные каньоны со скальными выходами. По отчету Андрея Лебедева 2015 года его группа сместилась левее в этом месте, но, судя по их фотографиям, тогда левый каньон не был настолько глубоким и размытым, как в нашем случае. Мы приняли решение спуститься в правый каньон. Спуск в него очень неприятный и камнеопасный: около 40 метров по крутому 35-40 градусному конгломерату - но все же это выглядело гораздо лучше, чем вариант ухода в левый каньон. Спускались по одному, чтобы не спустить друг на друга камни.

Дальнейший спуск до ранклюфта по самому каньону не долог (10-15 минут) и относительно прост, не считая короткой пятиметровой скальной ступеньки (крутизной около 50 градусов), где для не очень техничной группы могут потребоваться перила, но мы все спустились на личной технике. В 12.30 остановились в ранклюфте на обед, выбрав безопасный пятачок. Высота 4100 метров.

Мы раздумывали о том, что, возможно, изначально совершили ошибку, начав спуск до ранклюфта (с последующим выходом на ледник Корженевского), вместо того чтобы уйти траверсом на запад по осыпным склонам слева от ледника Корженевского и далее по его левобережным моренам. Но, просмотрев потом с ледника этот потенциальный вариант пути, увидели, что при таком варианте пришлось бы переходить через множество саев, да и морены левого борта не выглядели слишком привлекательными. Так что, пожалуй, лучше все-таки сразу спуститься к леднику Корженевского, как это сделали мы.

После обеда в 14.15 продолжили движение. За 10 минут в кошках поднялись из ранклюфта на ледник Корженевского (в нижней части - 10-метровый крутой участок 45-градусного льда, далее полого по ледовым полкам).

Выйдя на зачехленную ровную часть ледника, сняли кошки и 30 минут шли по леднику на запад, держась ближе к его левому борту, пока не уперлись в ледовую речку. Пришлось надевать кошки, а после перехода через речку снова снимать.

Далее за 15 минут сместились к центру ледника и потом 40 минут шли по срединной серой морене до высоты 4260. Передвигаться по ней очень удобно, а при желании можно найти и ровные места под палатки рядом с чистыми ледовыми ручейками. Но мы из отчета Валерия Попова за 2018 год знали, что чуть дальше есть хорошие травянисто-осыпные площадки на террасах левого борта, поэтому продолжили движение, пройдя еще немного по срединной серой морене, а потом сместившись налево по леднику и выйдя на левые морены.

Перевалив через черный моренный вал, спустились в красный моренный карман и по нему дошли до грязного ручья, стекающего с севера на юг напротив ледника Спартакиада. По левому берегу этого ручья в течение 30 минут поднимались на север по камням, потом перешли ручей на правый берег и, пройдя около 100 метров на запад, вышли к указанным в отчете В.Попова ночевкам на высоте 4390 метров. Место прекрасное: ровные площадки со скудной, но все-таки травой. Рядом родник с чистой водой (он впадает в упоминавшийся ранее грязный ручей). Время 17.40, остановились на ночлег.

Чистое ходовое время: 07 часов 20 мин

Километраж: 9,2 км. Перепад высот (в метрах): +665 / - 1323

Высота ночевки: 4390 м (координаты: 39.42827898, 73.05128301)

Общее впечатление и рекомендации по перевалу Плечо Обручева: полагаем, что нам сильно повезло с состоянием склона, который, вопреки обыкновению, был не чисто ледовым, а зафирнованным, что позволило нашей группе уверенно и безопасно спуститься на личной технике без перил. Однако, более слабая группа даже при таком состоянии склона могла бы провесить на спуск как минимум 10 веревок (с западной стороны на протяжении 800 метров склон имеет крутизну от 35 до 45 градусов). Поэтому полагаем, что указанная в Классификаторе категория 3А присвоена перевалу обоснованно, а при менее благоприятных обстоятельствах этот перевал может стать достаточно серьезным техническим препятствием.

Фото 163. Лагерь на восточном отроге южного гребня пика Обручева. Путь подъема на перевал Плечо Обручева с востока.

Фото 164. Подъем на перевал Плечо Обручева с востока. Вид назад на восток и на ледник № 170.

Фото 165. Заключительная часть подъема на пер. Плечо Обручева с востока.

Фото 166. Подъем на перевал Плечо Обручева с востока. Выход лидера на перевальную седловину.

Фото 167. Перевальная седловина Плечо Обручева. Вид на север. Лидер принимает напарника по связке с верхней страховкой через петлю на скальном выступе.

Фото 168. Группа на перевале Плечо Обручева. Вид на юго-запад.

Фото 169. Начало спуска с перевала Плечо Обручева на юго-запад.

Фото 170. Верхняя часть спуска с перевала Плечо Обручева на юго-запад. Движение в связках одновременно.

Фото 171. Средняя часть спуска с перевала Плечо Обручева на юго-запад.

Фото 172. Перевал Плечо Обручева, вид с юго-запада. Первая связка спустилась, вторая связка проходит нижний бергшрунд.

Фото 173. Путь вниз на ледник Корженевского после спуска с перевала Плечо Обручева.

Фото 174. Перевал Плечо Обручева, вид с юга-запада.

Фото 175. Спуск на ледник Корженевского после спуска с перевала Плечо Обручева.

Фото 176. Конгломератные сбросы перед выходом на ледник Корженевского после спуска с перевала Плечо Обручева.

Фото 177. Выход на ледник Корженевского после спуска с перевала Плечо Обручева (красный пунктир справа на фото) и линия дальнейшего подъема к леднику Перевальный по леднику Корженевского (красный пунктир слева на фото).

Фото 178. Путь подхода под перевал Мира Западный по леднику Корженевского.

Фото 179. Поворот к леднику Перевальный с ледника Корженевского. Красный треугольник - место ночевки на террасе левого борта ледника Корженевского.

Связка перевалов Мира Западный (2А, 4940 м) + Ачикташ (2Б, 4743 м) = 2А

Перевал Мира Западный (2А, 4940 м)

Координаты: 39.43525901, 72.99326104

Район: северо-восточный Памир, северные отроги Заалайского хребта Соединяет: ледник Перевальный и ледник № 188 Характер препятствия: снежно-ледовый.

Пройден с юга на север

Описание дается от ледника Корженевского до альплагеря «Ачикташ.

Перевал Ачикташ (Золотой Теленок) (2Б, 4743 м)

Координаты: 39.44028899, 72.99297698

Район: северо-восточный Памир, северные отроги Заалайского хребта.

Соединяет: ледник № 188 и ледник № 197 Характер препятствия: снежно-ледовый.

Пройден с востока на запад.

Описание дается от ледника Корженевского до альплагеря «Ачикташ. Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, карабины, связочные веревки.

День двадцать второй, 14 августа 2021 (Л. Корженевского - л. Перевальный - связка [пер. Мира Западный (2А, 4940) + пер. Золотой Телёнок (2Б, 4743) = 2А] - ледник № 197).

Подъем в 06.00, выход в 08.00.

Двигаясь на юго-запад по каменистым террасам над левобережными моренами ледника Корженевского, за 40 минут дошли до высоты 4470 м (поворот на ледник Перевальный). Повернув на северо-запад вдоль левого борта ледника Перевальный, за 10 минут перешли через сай и вышли на мелкоосыпное плато с чистым ручьём, высота 4490 м (хорошие стоянки).

Продолжая плавно подниматься по левобережным моренам ледника Перевальный, за 40 минут дошли до перехода в ранклюфт. Высота 4570 м. Время 10.00.

За 15 минут пересекли левый ранклюфт ледника Перевальный и поднялись на ледник.

Ледник Перевальный на этом участке закрытый, поэтому связались. Погода испортилась: пошел снег и подул очень сильный ветер - но среди облачности и метели иногда проступали просветы, к тому же мы заранее успели разглядеть путь до нашего основного ориентира - большого нунатака посреди ледника. Продолжили движение, держась ближе к левому борту ледника. Много трещин, зачастую достаточно широких, по 10-12 м. Расстояния между участниками в связке - 20-22 метра (растянулись на всю длину веревок). Непогода и плохая видимость затрудняли ориентирование в этом лабиринте, приходилось много лавировать. Шли в постоянном напряжении, стараясь держать связочные веревки внатяг, иногда прибегая к попеременной страховке. В итоге, медленно, но верно, за 2 перехода по 40 минут подошли под нунатак (высота 4720 метров).

Нунатак следует обходить слева, т.к. справа от него ледопад с большими разломами. Для этого надо преодолеть снежно-ледовую ступень крутизной 30-35 градусов, и лучше не прижиматься в кулуар, непосредственно примыкающий к нунатаку, а пройти серпантином орографически левее (там склон положе). За 30 минут мы обогнули нунатак и поднялись на снежно-ледовое плато над ним (высота 4800 м).

По этому плато повернули на запад и, мимо перевала Мира Восточный, дошли через 45 минут до начала перевального взлета Мира Западный. Трещин на этом участке почти не наблюдалось, и единственное, что затрудняло передвижение - плохая видимость и ветер, достигающий иногда ураганных порывов.

Подъем на перевал Мира Западный с южной стороны проходит по простому склону крутизной около 25 градусов. В нашем случае склон был снежным, хотя, судя по другим отчетам, он часто обнажается до каменной осыпи. За 15 минут мы поднялись на перевал. Время 14.10, высота 4940 метров. Снег к этому времени прекратился, небо стало расчищаться, и даже ветер заметно ослаб, чему мы были несказанно рады.

Для тех, кто пользуется сервисом nakarte.me, необходимо заметить, что расположение перевала Мира Западный на этом ресурсе обозначено неправильно. Следует ориентироваться на координаты, указанные в официальном Классификаторе.

Седловина перевала Мира Западный - снежная и широкая. Тура мы не обнаружили (его там не из чего складывать). В 14.20 начали спуск на север и за 30 минут, минуя зону трещин, по снежно-ледовому склону крутизной до 30 градусов спустились на седловину перевала Ачикташ (Золотой Теленок). С 14.50 до 16.15 остановились на обед.

На седловине перевала Ачикташ (высота 4743 м) тура также не обнаружили. Сложили свой (в 20 метрах западнее перевальной седловины, в понижении на осыпи) и оставили в нем перевальную записку.

В 16.15 начали спуск на запад. Прошли немного по правому краю ледника № 197 до начала камнеопасного конгломератно-осыпного кулуара справа от ледника. Развязались, по одному спустились по кулуару (крутизна 30-35 градусов). Кошки не снимали, т.к. есть обледенелые участки, надо быть крайне осторожными. Через 35 минут вышли в карман правобережной морены.

Еще 30 минут - спуск до конца ледника. Удобней сразу выйти на ледник и двигаться по его правому краю (лед открытый, трещин нет), но мы сначала ошибочно пошли по осыпному склону правого борта. Вовремя осознав, что это не очень рационально, перешли через ранклюфт и вышли на ледник. Дойдя до начала ледовых сбросов перед окончанием ледника, ушли направо на осыпные склоны правого борта и по ним спустились до осыпного выполаживания (высота 4340 м). Отсюда еще 30 минут хода по моренам правого борта до ручья, стекающего с перевала Туюксу Западный. На берегу этого ручья (высота 4180 метров) остановились на ночлег. Прекрасные ровные стоянки, чистая вода. Время 18.10.

Чистое ходовое время: 07 часов 05 мин

Километраж: 10,5 км. Перепад высот (в метрах): +611 / - 817

Высота ночевки: 4180 м (координаты: 39.43737502, 72.96122801)

Фото 180. Лагерь на террасе левого борта ледника Корженевского и поворот к леднику Перевальный.

Фото 181. Слияние ледников Перевальный и Корженевского. На подходе к перевалу Мира Западный.

Фото 182. Линия обхода нунатака на леднике Перевальный при подъеме на перевал Мира Западный.

Фото 183. Перевальный взлет перевала Мира Западный, вид с юга.

Фото 184. Группа на перевале Мира Западный, вид на север.

Фото 185. Спуск на север с перевала Мира Западный.

Фото 186. Перевал Мира Западный, вид с севера.

Фото 187. Линия спуска с перевала Мира Западный на седловину перевала Ачикташ.

Фото 188. Группа спускается на седловину перевала Ачикташ после спуска с перевала Мира Западный. Вид на восток.

Фото 189. Группа на седловине перевала Ачикташ (вид на запад).

Фото 190. Линия спуска с перевала Ачикташ на запад по правому борту ледника № 197.

Фото 191. Верхняя часть спуска с перевала Ачикташ на запад по правому борту ледника № 197.

Фото 192. Линия спуска с перевала Ачикташ на запад по моренам правого борта ледника № 197.

День двадцать третий, 15 августа 2021 (лед. № 197 - д.р. Ачикташ - а/л «Ачик-Таш).

Сегодня нам предстоит небольшой и несложный переход, поэтому проснулись в 07.00, вышли в 09.35.

За два перехода (40 + 30 минут) спустились до высоты 3780 метров: сначала по правобережной морене ледника № 197, потом по каменистому руслу ручья.

Дальше существует два варианта пути до альплагеря «Ачикташ:

1. Через Луковую поляну. Этим вариантом пользуется большинство групп (возможно, не зная о существовании моста через реку Ачикташ чуть ниже альплагеря). Данный вариант сопряжен с пересечением моренных полей восточной ветви ледника Ленина, потом с переходом через ледник Ленина в его нижней части (или же бродом реки Ачикташ в ее верховьях) и далее с подъемом на Луковую поляну по крутым конгломератным склонам левого берега реки Ачикташ.
  2. По тропе по правому берегу реки Ачикташ до моста, затем по мосту на левый берег реки Ачикташ, и далее полтора километра вверх в обратном направлении по левому берегу реки Ачикташ до альплагеря.

Как нам кажется, второй вариант гораздо более удобный, при этом, несмотря на больший километраж, по времени получается примерно так же, если не быстрее. Соответственно, мы пошли по тропе. Тропа начинается в этой точке: 39.44738704, 72.93040196 (высота 3780 метров). Сначала она поднимается по конгломератному склону из русла ручья на травянистые террасы, потом идет на север по этим террасам, местами пересекая саи по конгломератным склонам. В точке 39.46805 72.92079 (в месте впадения в реку Ачикташ ее правого притока) тропа спускается непосредственно к реке. Здесь с 11.50 до 12.50 мы устроили обед. В этом же месте при желании можно заночевать (высота 3630 метров), но лучше это сделать, не доходя до этого места 400-500 метров (там более удобные травянистые лужайки).

От места обеда тропа вновь поднимается направо-вверх на травянистые террасы и далее выводит к грунтовой дороге, идущей от озера Турпаркель. Но мы до дороги доходить не стали, чтобы не делать лишний крюк, а срезали путь до моста через Ачикташ, спустившись к нему напрямую по травянистому склону крутизной 25-30 градусов. Координаты моста: 39.49388 72.92508 (высота 3500 метров). От места обеда мы дошли до моста за 1 час.

По мосту перешли на левый берег реки Ачикташ и за 30 минут по хорошей тропе дошли до альплагеря «Ачикташ, но в самом альплагере останавливаться не стали, а спустились чуть ниже к группе небольших озер, отделенных от альплагеря невысокими холмиками. В 14.30 поставили палатки на берегу одного из этих озер (высота 3590 м). Уединенное место удивительной красоты с видом на пик Ленина. Вокруг никого, до альплагеря (со всеми его благами)10 минут хода.

В полной мере насладиться всеми красотами не удалось, т.к. после 15 часов пошел дождь, к вечеру перешедший в снегопад.

Чистое ходовое время: 03 часов 25 мин

Километраж: 10,7 км. Перепад высот (в метрах): +225 / - 825

Высота ночевки: 3590 м (координаты: 39.48706202, 72.91424601).

Общее впечатление от связки перевалов Мира Западный + Ачикташ: красивая и логичная связка перевалов, полностью соответствующая указанной в Классификаторе категории (2А). Самый простой и безопасный вариант перехода с ледника Корженевского на ледник Ленина.

Фото 193. Спуск с перевала Ачикташ в долину реки Ачикташ.

Фото 194. Начало тропы по террасам правого берега реки Ачикташ. Вид на север.

Фото 195. Тропа по террасам правого берега реки Ачикташ. Вид на север, после спуска с перевала Ачикташ.

Фото 196. Тропа по правому берегу реки Ачикташ. Вид на север.

Фото 197. Тропа по правому берегу реки Ачикташ. Вид на север.

Фото 198. Линия спуска к мосту через реку Ачикташ. Вид на север вниз по долине.

Фото 199. Переход по мосту через реку Ачикташ с правого берега на левый. Вид на юг вверх по долине.

Фото 200. Лагерь на озерах по левому берегу реки Ачикташ ниже альплагеря «Ачикташ. Вид на юг в сторону пика Ленина.

Пик Ленина с севера через вершину Раздельная (3А, 7134 м)

Координаты: 39.34697, 72.87919

Район: северо-восточный Памир, Заалайский хребет.

Находится в главном Заалайском хребте.

Характер препятствия: снежно-ледовый.

Пройден радиально с севера через вершину Раздельная.

Описание дается от альплагеря «Ачикташ.

Необходимое снаряжение: каски, ледорубы, кошки, обвязки, карабины, связочные веревки, лавинные датчики, лавинные лопаты и лавинные зонды. Могут потребоваться ледобуры.

День двадцать четвертый, 16 августа 2021.

Дневка. Ходим отъедаться в столовую турфирмы «Central Asia Travel (обеды и ужины по 10 долларов с человека - дороговато, но еда очень вкусная и подается в количестве, достаточном для полного удовлетворения чувства голода у взрослого мужчины, проведшего 3 недели в автономном горном походе). Там же забрали свою заброску.

Из дополнительной полезной информации:

1. В лагере «Central Asia Travel есть хороший магазин, где можно купить большой ассортимент продуктов, газ, одежду и альпинистское снаряжение.
  2. В лагере этой же турфирмы можно принять душ или договориться о бане (расценки мы забыли записать, к сожалению).
  3. Похожие услуги (питание в столовой, проживание в больших комфортных палатках с кроватями или в юртах, баня, душ, магазин, хранение забросок, платный вай-фай) предлагают и другие турфирмы, расположившиеся на территории альплагеря «Ачикташ.
  4. На территории альплагеря ловит мобильная связь, но мобильный интернет при этом не работает.

День двадцать пятый, 17 августа 2021 (Д.р. Ачикташ - пер. Путешественников (н/к, 4135 м) - л. Ленина до высоты 4417 м).

Подъем в 06.00, выход в 08.00.

За 20 минут дошли до лагеря турфирмы «Central Asia Travel, где оставили на хранение ненужные на восхождении вещи (две из четырех имеющихся веревок, ледовые инструменты и т.п).

От альплагеря «Ачикташ в направлении перевала Путешественников идет грунтовая автомобильная дорога. Она доходит до конца Луковой поляны, под начало скального пояса. За 60 минут мы дошли по этой дороге до конца Луковой поляны.

За 25 минут преодолели по тропе скальную ступень и поднялись на травянистую террасу над водопадом. Время 10.10, высота 3880 м.

За 35 минут дошли по тропе до высоты 4010 м. Дальше начинается серпантин на перевал Путешественников.

По серпантину за 25 минут поднялись на перевал Путешественников. Время 11.40. Высота 4135 м.

Спуск начали в 11.50. За 10 минут скинули 100 метров высоты, далее тропа поворачивает на юго-запад и идёт восходящим траверсом осыпного склона слева от ледника Ленина.

Траверсом по тропе за 20 минут дошли до ручья на высоте 4100 м. Здесь с 12.15 до 13.30 остановились на обед.

Потом еще 60 минут траверса осыпного склона по тропе, до спуска в карман левобережной морены ледника Ленина.

Далее тропа поднимается на морены левого борта ледника Ленина. Через 50 минут - развилка троп, уводящих к лагерям разных турфирм (мы свернули налево по ходу), еще через 5 минут - переход через ручей, и еще 20 минут хода до лагеря 1. Время 15.30, высота 4417 метров. Здесь на моренах расположилось несколько палаточных лагерей разных турфирм. Если стоять на их территории, то за постановку палаток требуют деньги. Мы остановились чуть в стороне: 39.40712 72.86366.

Чистое ходовое время: 05 часов 30 мин

Километраж: 11,4 км. Перепад высот (в метрах): +1050 / - 174

Высота ночевки: 4417 м (координаты: 39.40712, 72.86366)

Фото 201. Луковая Поляна. Группа на пути из альплагеря «Ачикташ к перевалу Путешественников.

Фото 202. Вид на перевал Путешественников с севера от Луковой Поляны.

Фото 203. Группа на перевале Путешественников. Вид на юго-запад.

Фото 204. Группа на пути от перевала Путешественников к лагерю 1 на леднике Ленина. Движение по осыпным склонам слева от ледника Ленина. Вид на юг.

Фото 205. Линия прохода по левым моренам ледника Ленина к лагерю-1. Вид на юг.

Фото 206. Лагерь 1 на леднике Ленина, вид на юг. Пунктиром обозначена линия дальнейшего подъема к лагерю 2 пика Ленина.

День двадцать шестой, 18 августа 2021 (Л. Ленина - северо-восточный гребень пика Раздельная до высоты 5780 м).

Подъем в 05.30, выход в 07.30.

За 30 минут по моренам дошли до открытого ледника сразу за лагерем турфирмы «Central Asia Travel.

По пологому открытому леднику за 30 минут дошли до начала ледопада на высоте 4500 м. Связались, включили лавинные датчики.

Далее 20 минут по склону 20-25 градусов справа от ледопада. Потом выполаживание 10-15 градусов, по нему еще 20 минут до основного ледопада. Высота 4700 м, время 10.00.

Через основной ледопад провешены стационарные перила, но мы ими не пользовались, т.к. тропа проложена достаточно безопасно по ледовой полке. Есть короткий двухметровый участок около 60 градусов, который без проблем преодолевается на личной технике. За 20 минут мы поднялись выше ледопада.

Далее идет снежный склон крутизной от 20 до 30 градусов, по нему за 50 минут поднялись до высоты 5020 м.

Дальше склон выполаживается до 15-20 градусов. По нему за 45 минут поднялись до высоты 5230 м.

Дальнейший путь проходит по снежному плато, именуемому в народе «сковородкой. По этому плато (Широкие трещины! Расстояние между участниками в связке рекомендуется не менее 15 метров) за 50 минут дошли в лагерь 2, который приютился на высоте 5400 метров на границе скал и левого борта ледника Ленина. Здесь остановились на обед с 14.00 до 15.20.

Изначально в планах у нас было ночевать в лагере 2, а на следующий день перейти в лагерь 3 на вершине Раздельная. Но согласно прогнозам погоды, которые мы получали в последние два дня, обещалось ухудшение погоды (снегопады и штормовой ветер) в период с 20 по 22 августа. Если следовать запланированному графику, то получалось, что день нашего восхождения на пик Ленина приходится как раз на 20 августа и совпадает с началом прогнозируемого циклона. 24 августа нам надо было вернуться в Ош, чтобы успеть на обратный рейс. Пережидать затяжную трехдневную непогоду мы не имели резервного времени, к тому же после такого циклона могла существенно повыситься лавинная опасность.

Необходимо было принимать решение: возвращаться назад ни с чем, либо попытаться совершить восхождение досрочно. Мы выбрали второе, поэтому сегодня решили не оставаться в лагере 2, а подняться выше, насколько возможно - с тем, чтобы на следующий день предпринять попытку штурма.

После обеда за 50 минут по 30-градусному снежному склону поднялись от лагеря 2 на северовосточный снежный гребень вершины Раздельная, до высоты 5580 м. Гребень снежный и широкий, практически в любом месте можно ставить палатки, но надо учитывать, что тут возможны очень сильные ветра. По этому гребню мы прошли еще 40 минут на юг в направлении вершины Раздельная и в 17.10 остановились на ночлег (высота 5780 м).

Готовясь к надвигающейся непогоде (значительное усиление ветра обещалось уже со следующего дня), палатки вкапывали в снег на метровую глубину и дополнительно строили ветрозащитную стенку из снежных кирпичей. Эти работы заняли более часа.

Чистое ходовое время: 05 часов 40 мин

Километраж: 7,4 км. Перепад высот (в метрах): +1421 / - 58

Высота ночевки: 5780 м (координаты: 39.37044402, 72.838599)

Фото 207. Группа на леднике Ленина перед началом подъема из лагеря 1 в лагерь 2 пика Ленина. Вид на юг.

Фото 208. Ледопад на леднике Ленина, на пути из лагеря 1 в лагерь 2 пика Ленина.

Фото 209. Ледник Ленина. Заключительный участок пути в лагерь 2 пика Ленина по «Сковородке и дальнейший подъем на северо-восточный гребень пика Раздельная.

Фото 210. Наш лагерь 5780 м на северо-восточном гребне вершины Раздельная. Вид с севера на вершину Раздельная и перевал Раздельный.

День двадцать седьмой, 19 августа 2021 (Радиальный подъем на пик Ленина (3А, 7134) через пик Раздельная из лагеря на высоте 5780 м).

Подъем в 03.00, выход в 04.20.

На восхождение вышли впятером. Антон Курбатов остался караулить лагерь. На дневке в Ачикташе он не успел полноценно восстановиться после достаточно тяжелой основной части маршрута, поэтому, трезво оценив свои силы, принял решение отказаться от восхождения в форсированном режиме. Руководитель отнесся к этому с пониманием и уважением. Мы все понимали, что для подъема на 7000 метров у нас еще недостаточно акклиматизации, а стартовая точка для штурма находится слишком низко. Оставалось полагаться главным образом на здоровье и на здравый смысл, чтобы вовремя повернуть при появлении первых тревожных признаков.

Ветер начался еще в полночь. У нас не было измерительных приборов. По прогнозу в этот день обещалось 30-40 км/ч с порывами до 60 км/ч. По ощущениям, примерно так и было: очень холодно и не комфортно, но при соответствующей экипировке можно идти без ущерба для безопасности. Радовало, что ночь при этом была ясная: небо светилось россыпью звезд.

За 1 час 20 минут мы поднялись в лагерь-3 под вершиной Раздельная. Этот участок подъема проходит по 30-35 градусному снежному склону. Лагерь-3 расположен на высоте 6120 метров. Поскольку ветер дул с юга, то на основном хребте он ощущался еще сильнее, чем в месте нашей ночевки.

Встретили четверых альпинистов, возвращающихся в лагерь-3 сверху. Они предприняли попытку штурма, но пройдя полчаса выше перевала Раздельный, повернули обратно из-за ветра. Больше в этот день на вершину никто не пошел. Все отсиживались в палатках по высотным лагерям, пережидая ветер, либо ушли вниз еще вчера, получив неутешительный прогноз погоды.

Мы посовещались и приняли решение продолжить восхождение. По нашим представлениям, сила ветра была приемлемой. Она, конечно, существенно усложняла подъем, но не ставила под угрозу безопасность. Погода продолжала оставаться ясной, без каких-либо признаков ухудшения, и, в целом, соответствовала полученному накануне прогнозу.

За 10 минут мы спустились на перевал Раздельный, сбросив 80 метров высоты.

Дальше начался основной подъем. На удивление, тропу не замело снегом. Она поднимается серпантином по западному гребню пика Ленина. Во многих местах снег сдут сильными ветрами, обнажены выходы скал и участки осыпного склона. Средний уклон 25 градусов.

За полтора часа мы поднялись от перевала Раздельный до высоты 6400 метров, пройдя первую крутую ступень подъема. В этом месте иногда тоже ставят палатки и ночуют, есть готовые площадки.

Ветер не усиливался, но и не ослабевал. На протяжении всего пути с ним приходилось бороться. Сделали вид, что отдохнули (попили чай из термосов, но не особо согрелись), и поспешили продолжить подъем, чтобы не мерзнуть на месте.

В 10.30, порядком вымотанные, подошли под начало следующей крутой ступени, высота 6650 метров. Этот участок в народе получил название «нож. Гребень здесь действительно становится более узким по сравнению с остальной частью подъема. Крутизна склона локально достигает 50 градусов, но этот участок непродолжительный, около 30 метров. Имеются стационарные перила. Мы ими воспользовались (жумары не брали в целях облегчения веса, страховались схватывающими узлами из репшнура).

В 11.00. поднялись выше «ножа. Высота 6700 метров. На удивление, к этому времени ветер стал стихать. Но стало натягивать облака.

Далее до самой вершины идет пологий подъем. Тропа идет чуть ниже гребня (к северу от него), а потом выходит на заснеженное предвершинное холмистое плато.

Достигнув высоты 6800 метров, мы были вынуждены разделиться. Трое участников (Бородзич, Райтаровский, Спирин) продолжили подъем и в 13.40 достигли вершины пика Ленина. Участники Выдрин и Дерюгин с высоты 6800 повернули вниз, т.к. выше 6500 скорость у них заметно упала и стало понятно, что продолжать восхождение для них небезопасно (можно не успеть вернуться до темноты). Связь поддерживалась по рации (у нас было 3 рации: одна осталась у Курбатова, две другие мы взяли на восхождение, разделив по связкам).

К сожалению, к моменту подъема на вершину все окрестные горы затянуло облаками. Посмотреть на Памир сверху у нас не получилось. Получилось только сфотографироваться с бюстом Ленина, натопить снег и утолить жажду.

В 14.20 тройка Бородзич-Райтаровский-Спирин приступила к спуску с вершины. Спуск проходил по пути подъема. В 17.00 мы спустились на перевал Раздельный. В 17.20 поднялись в лагерь-3. В 17.50 вернулись в свой лагерь на высоте 5780 метров, где нас ждали друзья.

Это был очень тяжелый и длинный день. Вечером после 19.00 пошел снег.

Чистое ходовое время: 11 часов 30 мин

Километраж (общий/в зачет): 11,8 / 5,9 км. Перепад высот (в метрах): +1419 / - 1419 Высота ночевки: 5780 м (координаты: 39.37044402, 72.838599)

Фото 211. Подъем на пик Ленина по западному гребню. Вид назад на запад на перевал Раздельный и вершину Раздельная.

Фото 212. Подъем на пик Ленина по западному гребню. Вид на восток. Крутая ступень подъема к востоку от перевала Раздельный.

Фото 213. Подъем на пик Ленина по западному гребню. Вид назад на запад. Участник находится на высоте около 6500 м.

Фото 214. Подъем на пик Ленина по западному гребню. На подходе к «Ножу, вид на восток. Зеленая линия - участок перил на «Ноже, на высоте 6700 м.

Фото 215. Подъем на пик Ленина по западному гребню. Движение по перилам на «Ноже, на высоте 6700 м.

Фото 216. Предвершинное плато пика Ленина, высота около 7000 м. Вид на восток в направлении вершины.

Фото 217. Участники Бородзич (справа) и Райтаровский (слева) на вершине пика Ленина.

Фото 218. Руководитель на вершине пика Ленина.

День двадцать восьмой, 20 августа 2021 (Л. Ленина - пер. Путешественников (н/к, 4185м) - д.р. Ачикташ - а/л Ачик-Таш).

Ночью дул сильный ветер, но утром, вопреки прогнозам, он утих, а небо было безоблачным и чистым. Это было довольно обидно (если бы знали, то не форсировали график, а спокойно поднялись на вершину в полном составе), но жизнь не терпит сослагательных наклонений.

Проснулись в 07.00, вышли в 09.30.

Спускались по пути подъема, и довольно бодро.

За 35 минут спустились в лагерь-2 на высоте 5400 метров.

Далее за 2 перехода (45 + 50 минут) спустились до выполаживания на высоте 4470 метров ниже ледопада.

За 20 минут дошли по открытому леднику до лагеря-1 на моренах, где остановились на обед.

После обеда за 2 часа 20 минут ЧХВ дошли до перевала Путешественников.

С перевала Путешественников 50 минут спуска до Луковой поляны, и еще 50 минут до альплагеря «Ачикташ.

Таким образом, мы финишировали на один день ранее запланированного срока, а два резервных дня остались неизрасходованными.

На следующий день в 11.00 на заказанном заранее микроавтобусе мы уехали в Ош, куда прибыли в 17.30 (с остановкой на обед в Сары-Таше на 50 минут).

Чистое ходовое время: 06 часов 30 мин

Километраж (общий/в зачет): 19 / 0 км. Перепад высот (в метрах): +235 / - 2452 Высота ночевки: 3590 м (координаты: 39.48706202, 72.91424601).

Общее впечатление и рекомендации по восхождению на пик Ленина: с технической точки зрения классический маршрут восхождения на пик Ленина совсем не сложен и вряд ли тянет даже на 2Б. Успех мероприятия зависит от грамотной акклиматизации, индивидуальной переносимости высоты и погодных условий. В хорошую погоду и в сезон тропа протоптана по всему маршруту, дополнительно маркирована вешками. Потенциальные опасности - трещины, лавины, внезапные ухудшения погодных условий, пренебрежение правилами акклиматизации. От начала закрытого ледника и как минимум до высоты 5550 м (северо-восточный гребень вершины Раздельная) следует идти в связках, причем расстояние между участниками в связке рекомендуется делать не менее 15 метров (встречаются широкие трещины). Выше на горе принято ходить без связок, но это применимо лишь для хорошей погоды, когда отчетливо видно тропу. В районе лагеря-3 под вершиной Раздельная тоже имеются трещины. При прохождении «ножа на западном гребне пика Ленина не следует пренебрегать провешенными перилами, а при их отсутствии лучше не полениться и организовать собственную страховку: падать там есть куда, и случаи срыва людей на этом участке имели место не один раз за последние 20 лет. И, конечно же, в процессе подготовки нельзя забывать, что восхождение на пик Ленина - это прежде всего тяжелая физическая работа. От уровня физической подготовки зависит очень многое, поэтому систематичные длительные аэробные нагрузки (в идеале, бег от 15 км и более) обязательно следует включать в тренировочный цикл, и делать это сильно заблаговременно, а не за месяц перед походом.

Итоги, выводы, рекомендации.

За 28 дней (три из которых были потрачены на дневку, а один - на заезд к месту старта) нами пройдено 10 категорийных препятствий (5 х 3А, 1 х 2Б, 3 х 2А и 1 х 1А, включая восхождение на семитысячник) и 2 некатегорийных перевала.

Длина пройденного маршрута составила 183 км, без учета повторно пройденных участков пути. Суммарный перепад высот: 30 510 м (подъемы/спуски: 15 415 м / 15 095 м). Максимальная высота - 7134 м. Максимальная высота ночевки - 5780 м.

Все это в совокупности позволяет расценивать маршрут как достаточно сложный и напряженный. В отдельные дни показатели чистого ходового времени достигали 10 - 12 часов, а набор высоты - от 1000 до 1400 метров в день.

Хочется отметить хорошую физическую и техническую подготовку каждого участника в отдельности и слаженную работу группы в целом. Это была самая сильная команда, с которой доводилось ходить руководителю, что позволило проходить многие сложные участки быстро и безопасно на личной технике, без провешивания перил.

Наиболее «техничное и трудозатратное препятствие из пройденных в этом походе - связка перевалов Четырех ледопадов и Александра Зотова. Оно планировалось как основное украшение маршрута и полностью оправдало наши ожидания.

Но самое сложное в подобных памирских мероприятиях - длительное пребывание на больших высотах, без возможности полноценного восстановления даже на дневках. Дневки в лучшем случае удается проводить на высоте 3500 - 4000 метров.

Оценивая поход с точки зрения новизны маршрута, надо сразу сказать, что, отправляясь в район первый раз, мы не планировали первопрохождений, но тем не менее элементы новизны в нашем походе присутствуют. Речь идет про второе после первопроходцев прохождение перевала Вездеход (3А) по принципиально другой линии подъема. Правда, по результатам своего прохождения мы предлагаем понизить категорию этого перевала до 2Б, т.к. наш вариант подъема значительно проще и короче.

Немного про лавинную обстановку. Нам очень повезло с состоянием снега. Обильные снегопады в районе удачно закончились за неделю до нашего старта, все лишнее успело сойти со склонов (засыпав при этом трещины), а все то, что осталось, успело слежаться и структурироваться в монолитный прочный слой. Сухой сыпучий снег начинался только ближе к 6000 метрам (с ним мы столкнулись на перевале А.Зотова), но, в целом, там тоже все было в рамках приличий, и мы не побоялись совершить подъем. Ветра тоже работали в нашу пользу, сдувая свежевыпавший снег в нужную сторону. Но, глядя на окружающее нас снежное великолепие, мы отчетливо понимали, насколько опасными могут стать эти склоны, сложись все менее благоприятно. Поэтому, в качестве рекомендаций: отправляясь на Заалай, берите с собой лавинные датчики на всех участников, просыпайтесь и выходите как можно раньше, тщательно прорабатывайте маршрут на предмет возможных запасных вариантов и не стесняйтесь их использовать, если основные перевалы становятся лавиноопасными.

В целом, мы остались очень довольны. Поход получился красивым и насыщенным. Основные цели и задачи выполнены. На погоду жаловаться не будем, а скажем ей спасибо за то, что позволила пройти всё запланированное.

Финансовые расходы.

Закупка снаряжения 13 т.р.

Газ 9,3 т.р.

Спутниковая связь 6,58 т.р.

Закупка продовольствия 88,5 т.р.

Питание в Оше, на дневках (в т.ч. в базовом лагере) 15,675 т.р.

Билеты на самолет С-Пб - Москва - Ош и Ош-С-Пб 23,5 т.р. (на каждого пассажира).

Доп. багаж (3 места) 10,58 т.р.

Страховка 11,5 т.р. (на каждого участника).

Расходы на турфирму (всего 48,4 т.р.):

• пропуска в погранзону 6 т.р.
  • заброска в БЛ 6 т.р.
  • трансфер аэропорт-Ош 2 т.р.
  • трансфер Ош-Бордоба-Нура 14,3 т.р. - трансфер БЛ-Ош 13 т.р.
  • НДС + агентские 7,1 т.р.

Итого на одного человека: 67 т.р.

Дополнительные сведения

Специальное снаряжение

Групповое

Личное

Наименование

количество

наименование

Веревка основная

4 по 50 м (одна из них - динамика)

Обвязка (верх+низ+блокировка)

Страх.-спуск.устр-во

Фирновые крючья

Жумар

Мешки для страховки на снегу

Прусс короткий 60 см

Лавинные зонды

Лавинный датчик

Лопата лавинная

Оттяжки (петля дайнима 60 см + 2 карабина без муфты)

Снегоступы мы не брали, и не пожалели об этом. С большим количеством снега пришлось столкнуться, но, во-первых, не везде, а во-вторых, проблема легко решалась ранними подъемами и ранними выходами. В 5.30 уже светало, а до 11 наст держал еще вполне приемлемо, и в этот промежуток мы старались проходить львиную долю дневного плана.

Из неспециального снаряжения следует упомянуть про комбинацию MSR Reactor + автоклав. В реакторе вода кипятилась быстро даже на сильном ветру, потом переливалась в автоклав, где под давлением и с минимальным расходом газа полноценно разваривались даже такие крупы, как рис и булгур. Автоклав, конечно, выводит походное питание на качественно новый уровень. В высотных мероприятиях, на наш взгляд, это совершенно необходимый элемент снаряжения. Помимо реактора, брали еще обычную газовую горелку с выносным шлангом, под автоклав.

Для газовых баллонов, чтобы они не замерзали на морозе, мы использовали в качестве подставки пластмассовые контейнеры с теплой водой (вес каждого - 30 грамм). Это тоже здорово помогало на большой высоте. Контейнеры дотянули до конца похода и треснули лишь за день до финиша. При отсутствии отдельных контейнеров можно использовать миски участников, но это менее удобно.

В целом, хорошо себя зарекомендовала четырехместная палатка «Камчатка 4 Si/PU от фирмы «Normal. Это модель без юбки. Юбку мы пришивали самостоятельно. Есть, конечно, мелкие недочеты вроде не очень продуманных вентиляционных отверстий (конденсат скапливается избыточно) и не очень качественных молний, но жить в ней вчетвером очень просторно, ветроустойчивость выше всяких похвал, а объемные тамбуры позволяют не только размещать все вещи, но и с комфортом готовить еду во время пургования. Вторая палатка была двухместная, бюджетная модель от фирмы «Red Fox: у нее дважды за поход ломались дуги, рекомендовать ее никак не можем (у нас просто не было других альтернатив).

Также нам сослужили добрую службу общие конденсатники (на четверых и на двоих), сшитые самостоятельно.

Ремнабор

• мультитул
  • небольшой напильник
  • надфиль
  • шило
  • ножовочное полотно по металлу
  • ключ шестигранник
  • набор игл с наперстком
  • нитки капроновые толстые
  • нитки капроновые тонкие
  • булавки
  • заплатки толстые и тонкие
  • сменные фастексы и пряжки для рюкзака, включая одну большую поясную пряжку-самосброс - армированный скотч
  • репшнур 2 мм и 3 мм
  • мелкие шурупы
  • липучки
  • пуговицы
  • трубки-шины для ремонта дуг палатки
  • зип для горелок, включая приспособление для чистки форсунки
  • запасная ложка

Вес ремнабора - 0,9 кг.

Продукты и газ.

Раскладка на поход была составлена и собрана из расчета 500 г на человека в день в первые 7 дней похода, 550 грамм в последующие 7 дней и 600 грамм на оставшуюся часть. Упор делался на крупы и мясо, крупы закладывалось по 100 - 110 грамм на один прием пищи на человека, и это было хорошо. Хотя на будущее для подобных мероприятий мы бы довели норму крупы до 120 грамм на человека на ужин и до 110 на завтрак, начиная с 15-17го дня похода.

Из сублиматов брали только мясо и супы «Гала-Гала, и ягоды для компотов того же производителя. Благодаря автоклаву, завтраки и ужины варили полноценные: в ход шли гречка, макароны, булгур, рис, пшеничка, чечевица. Реже - кус-кус, овсянка и другие крупы. Обеды каждый день (кроме дня восхождения на пик Ленина) делали горячими: в ход шли сублимированные супы гала-гала, в которые в качестве загустителей добавлялись сублимированное мясо и кус-кус или вермишель.

Газ брали из расчета 50 грамм на человека в день. Его хватило с небольшим запасом. При этом, благодаря реактору и автоклаву, мы не экономили расход топлива: чай пили по 5 раз в день в неограниченных объемах, а на высоте топили воду для питья из снега по литру в день на каждого. На участках, где снег не топили, расход составлял около 37 грамм чел/день. На высоте в снегах - 53-54 грамм чел/день.

Аптечка

Аптечка была собрана, в целом, стандартная для горных походов.

На случай горной болезни брали диакарб и коринфар ретард в таблетках и дексаметазон в ампулах, а также фуросемид. Из обезболивающих препаратов - диклофенак (в ампулах) и кетанов (в ампулах и таблетках).

Из того, что пришлось использовать:

• цитромон и нурофен в таблетках (при головных болях в период акклиматизации)
  • амоксиклав (у одного из участников отлетела пломба на зубе и начался процесс воспаления).

Использованная литература

http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=9062 - отчет 5 к.с. 2018, Валерий Попов

http://static.turclubmai.ru/papers/2347/ - отчет 3 к.с. 2018, Андрей Лебедев

http://rtss.by/index.php/gornye-pokhody/647-severnyj-pamir-2019 - отчет 5 к.с. 2019, Олег Шипунов

http://mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=4148 - отчет 5 к.с. 2009, Сергей Ганаховский

http://static.turclubmai.ru/papers/2265/ - отчет 2013, 5 к.с, Р. Бикчурин

http://static.turclubmai.ru/papers/2135_Lebedev_2015/ - отчет 5 к.с., 2015, Андрей Лебедев

http://static.turclubmai.ru/papers/2167/0.html - отчет о горном походе н/к с элементами 6 к.с, 2008, Андрей Лебедев

http://static.turclubmai.ru/papers/2116/ - отчет о горном походе н/к с элементами 5 к.с, 2013, Андрей Лебедев

https://www.tkg.org.ua/files/5pmr14id.pdf - отчет 5 к.с, 2014, Дерибас И.Н.

http://static.turclubmai.ru/papers/2247/ - отчет 6 к.с., 2007, Ворожищев М.Г.

Фотографии перевальных записок.

С перевала Ячий.

С перевала Вездеход.

С перевала Предвершинный.

С перевала Четырех ледопадов.

С перевала Архар.

С перевала Запорожских Романтиков.

С перевала Плечо Обручева, группа Олега Шипунова, 2019.

С перевала Плечо Обручева, группа Алексея Макарова, 2021 Приложение 2. Карта-схема района с пройденным маршрутом.

На карте розовым цветом обозначен фактически пройденный маршрут. Бирюзовым цветом обозначены участки, пройденные радиально.

Файлы с записанными треками в форматах gpx и kml также прилагаются.