Автор: Михаил Голубев, Москва

Краткий отчёт о восхождении на г. Мехтыген с севера и радиальном выходе на л. Нахашбита в июле 2021

В начале июля 2021 г., а именно 3-7 июля, мы с друзьями погуляли немного по горам Центрального Кавказа: сходили на вершину Мехтыген* от Верхних Голубых озёр (с севера), а затем в оставшееся время сходили на ледник Нахашбита, что в верховье р. Псыгансу*.

* В отчете приводятся устоявшиеся названия, взятые с "генштабовских" карт. Более правильные названия, принятые у балкарцев - соответственно Метеген и Сукан-суу.

Состав группы:

• Борзенков Геннадий
  • Голубев Михаил
  • Жангуразов Мухаммад
  • Клюшниченко Андрей
  • Красноперов Руслан
  • На ледник Нахашбита Геннадий и Мухаммад не ходили.

Часть 1. Мехтыген

3 июля
    На машине по хорошей асфальтированной дороге поднимаемся из долины Черека Балкарского (от нижних Голубых озёр) почти до Верхних озёр, не доезжая метров 400-500. Находим не очень заметное ответвление грунтовой дороги вправо по ходу (на юг) в лес, и по этой дороге доезжаем до коша на большой поляне (Фото ниже).

Путь на машине от Нижних Голубых озёр к кошу к северу от Мехтыгена

В сторону вершины выше коша грунтовая дорога продолжается, но с довольно большим уклоном на многих участках - нашу "Ниву" с пятью людьми на борту и пятью рюкзаками жалко, так что оставляем её у коша. Выгружаемся, набираем в роднике у коша много воды - т.к. скорее всего ночёвка будет без источника воды (так и оказалось), и около 13 ч начинаем подъем по продолжающейся грунтовой дороге (Фото ниже).

Начало подъема от коша в сторону Мехтыгена

• Приведем сразу трек пути от коша к месту ночевки
  • (в меню справа можно переключать различные слои)
    Длина пути около 8,5 км, с набором высоты 1350 м: от 1250 до 2600 м.

Первая часть подъёма - очевидная дорога, обозначенная на OpenStreetMap и хорошо читающаяся на космоснимках. Она выводит к мелкому мутному озерцу (скорее, большой луже) (Фото ниже), питающейся слабым ручейком. Тут водопой для коров и лошадей, исток ручья в сплошном навозе, так что питьевой воды тут нет. Скоро дорога сворачивает влево (на восток), траверсируя пологие склоны массива Мехтыген. Поскольку дорога больше не по пути, уходим с нее на гребень водораздела (Фото ниже).

Путь от коша к месту ночевки на Google Earth

Дорога на склоне Мехтыгена в районе озерца

Место схода с дороги на водораздел

По пологому, в основном широкому гребню водораздела идём в поисках ближайшего места под наши две палатки. На самом гребне очень ветрено, да и встреченные площадки были не особо ровные. И вот на высоте около 2600 м (точное место - южный край приведённого выше трека) находим отличную полянку в стороне от гребня, в слабовыраженной ложбинке, где нет сильного ветра. Ставимся. Место уютное, очень обзорное, при необходимости можно поставить больше палаток, но идеально ровных мест было только два.

Место ночевки на северном склоне Мехтыгена

Путь от коша занял около 5,5 часов общего времени - с учётом того, что до озерца рюкзаки нам подвёз чабан на "Ниве-Шевроле" (не пытайтесь повторить - машина поднялась чудом выше предела своих возможностей, дорога всё-таки для очень продвинутых 4х4).
    4 июля
    Ранний подъём, выход в 5:20 утра.
    По простому широкому гребню водораздела, с участками осыпей, продолжаем подъём в южном направлении в сторону вершины. Через час достигаем отметки 2893 м по карте генштаба. Открывается вид на вершину Мехтыгена (фото ниже).

Выход с водораздела под вершину

Найдя пролаз в скалах, немного спускаемся влево по ходу (на восток) к траверсирующим склон коровьим тропам (Фото ниже).

Путь с водораздела в слабовыраженный цирк под вершину

По одной из параллельных троп выходим в слабовыраженный пологий травянистый цирк между самим Мехтыгеном и вершиной к западу от него и выходим на перемычку между указанными вершинами (с юга обрывы) (первое фото ниже).

По пути находим воду - слабый родничок. Координаты: 43.12845 43.52649 , рядом есть много площадок под палатки. С перемычки по крутому (около 30-35 град.) среднеосыпному склону наискосок влево-вверх идет слабовыраженная тропа (второе фото ниже). По ней, затем вверх по склону, выходим на гребень, разделяющий осыпи и скальный обрыв с обратной стороны. По гребню, обходя справа выходы скал, выходим на высшую точку - вершину Мехтыген (третье фото ниже).

Выход на вершину

На вершине Мехтыгена, вид на юго-восток

На юг и восток вершина обрывается крутыми стенами. Прекрасный обзор во все стороны. От места ночевки поднимались около 2 часов. Путь совершенно пеший, веревки и т.д. не нужны.

• Трек от ночевки до вершины
  • К палаткам (Фото ниже) вернулись по пути подъёма за 1,5 часа неспешного хода (можно уложиться в час).

Место ночевки, по возвращении

Собрав палатки и рюкзаки, за 2-2,5 часа по вчерашнему пути возвращаемся к машине и уезжаем в гости к Мухаммаду в Бабугент. Вечером ездим на горячие источники Аушигер, чтобы отдохнуть после почти 2-км сброса высоты, из которых большая часть с грузом. Поход выходного дня удался! Провожаем Геннадия - ему нужно домой.

Итого за двухдневный радиальный выход 25 км, набор (и сброс) высоты почти 2 км.
    5 июля
    Утром Мухаммад подвозит нас на автомобильный перевал Курноят (Северный), что у подножия стен Мехтыгена (Фото ниже). Дорога после дождя непростая, и для легковых машин не рекомендуется. На Ниве же без особых проблем. Пешком от Верхней Балкарии (1150 м) до перевала (около 2150 м) - километр набора высоты по довольно однообразной по видам дороге, так что пешком идти смысла не было.

Путь на машине от Бабугента до пер. Северный Курноят

С перевала продолжаем путь втроём. Цель - крупный долинный ледник Нахашбита в верховье долины Псыгансу, у четырёхтысячников Суганского хребта. С перевала Курноят в долину Псыгансу ведет дорога, но в ненужную нам сторону, потому срезаем путь по пологим травянистым склонам к мосту через бурную реку (Фото ниже):

Спуск с пер. С.Курноят в дол. Псыгансу

От перевала до моста - 20-25 минут, 1 км, сброс высоты 180 м.

От моста идем по грунтовой дороге, местами размытой паводками, орографически правого берега реки около 8-9 км (первое фото ниже), 500 м набора высоты, 3 часа общего времени, до домика (второе фото ниже) кордона заповедника (пропуск оформляется в администрации в пос. Кашхатау). По пути несколько чистых ручьев, у которых есть площадки.

Путь по долине Псыгансу

У кордона

Новый домик закрыт, а старый деревянный открыт, крыша целая, есть 3 спальных места. Родниковый ручей чуть выше по долине. Есть места для палаток. В этом месте основная река разливается на несколько рукавов, течение приемлемо для брода без страховки (в отличие от реки ниже по течению).

От домиков далее вверх по долине идёт хорошая тропа. В районе ручья из цирка перевалов Элион и Зюзина тропа теряется (где-то пропустили основную тропу на эти перевалы). Перепрыгнув ручей, идем по пологим травянистым (много удобных площадок, но вода только в мутной реке с ледника), затем осыпным подвижным среднеосыпным склонам к окончанию (гроту) языка ледника Нахашбита (два фото ниже). От домиков - около 3 км, +200 м набора, около 2 часов с остановками.

Подход к леднику Нахашбита

Выход на ледник

Ближе к леднику осыпи очень "живые", идти надо очень аккуратно. На ледник выходим по зачехленной части ледника между ледовыми склонами, не приближаясь к ним (камнепад). Год от года обстановка меняется, идти по зачехленной нижней части ледника стоит сообразуясь со здравым смыслом. Около 2 км идем по сплошному моренному чехлу ледника, пока не появляются открытые участки льда, и выделяется срединная морена. Время уже 19 часов, но не встречается ни одного места, пригодного для выравнивания площадки под палатку - на всех встреченных более-менее ровных площадках слой песка/гравия до льда очень тонкий, а в основном морена средне- и крупноблочная. Наконец, пройдя два огромных камня (хороший ориентир) (Фото ниже), находим более-менее ровное место (координаты 42.98786 43.49126, высота 2978 м по навигатору), где не без труда выравниваем площадки (для комфорта взяли с собой 2 палатки) (Фото ниже). Вода - в ручейках на ближайшем открытом льду. От грота ледника 2 км, набор высоты 350 м.

По зачехленному леднику

Ночевка на срединной морене л. Нахашбита

Надо сказать, что ночевка, конечно, не очень комфортная - не очень ровно, и холодно. На последних травянистых лужайках перед ледником было бы гораздо комфортнее, зато на утро идти до цели (максимально высоко по открытому льду, под ледопады) гораздо ближе, и потому больше шансов застать ясную погоду.
    6 июля
    Рано утром налегке гуляем в верховья ледника - где по морене, где по открытому пологому льду (без кошек), как удобнее:

Начало радиального выхода

Маршрут радиального выхода

Пейзажные снимки из этой радиалки, как и из предыдущих дней путешествия, здесь, в техническом отчете, не привожу - это, как обычно, будет в отдельном фотоальбоме.

Прогулка заняла, не спеша, 3 часа. Километраж около 5 км, набор-сброс высоты +300, -300 м.
    Собрав палатки и рюкзаки, возвращаемся за 2 часа по описанному выше пути к домикам. Время лишь 12 часов, но у нас есть неизрасходованный день запаса, потому решаем остаться здесь на полудневку, благо деревянный домик открыт, вполне комфортен, а вокруг очень красиво. В цивилизацию уж спустимся завтра.
    7 июля
    По позавчерашнему пути возвращаемся к мосту под перевалом Сев. Курноят. Перейдя реку Псыгансу, идем по грунтовой дороге левого берега долины. По длинному ущелью, прорезавшему Скалистый хребет между массивами Мехтыгена и Хазнибаши, уже под сильным дождем, доходим почти до с. Ташлы-Тала. Последние 2-3 км нас подвозит попутный УАЗик. Всего от моста прошли около 17 км, сброс высоты около 1 км. В Ташлы-Тала путешествие завершено.

В каньоне Скалистого хребта вдоль р. Псыгансу

Итоговые данные о пройденном маршруте:

• Расстояние - примерно 75 км,
  • Набор высоты - около 3,5 км,
  • Сброс высоты - около 4,5 км.
  • Хорошая разминка перед предстоящим 170-километровым походом-экспедицией по Дагестану через 10 перевалов и бессчетное количество ущелий...