Подсказка | ||
При вводе Логина и Пароля, обратите внимание на используемый Вами регистр клавиатуры! |
||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отчёт
о горном походе V к.с. по Центральному Памиру (верховья ледника Федченко), август-сентябрь 2005 года Заезд Из Новосибирска в Душанбе добирались самолётом авиакомпании «Сибирь» (S7). Благодаря коммерческому директору S7 Антону Ерёмину, о нас позаботились как в Новосибирске, так и в Душанбе - огромное СПАСИБО. В Душанбе по прилёту нас встретил у самолета представитель компании Р-Сервис (душанбинский партнер S7) и проводил на перевалочную базу МЧС Лучоб. При вылете генеральный директор Р-Сервиса Равшанмурод Давлятович Ходжиев забрал с базы МЧС, накормил праздничным ужином и посадил в самолёт. Оформление документов в Душанбе. Запрос на подготовку документов мы послали из Новосибирска за пару недель до выезда. К сожалению, визовые отметки и пропуска в ГБАО – аналог пропуска в погранзону советских времен – делаются в течение 3-х суток в министерстве безопасности по оригиналам загранпаспортов, причем правила оформления все время меняются – «Восток дело тонкое..». Оформлением занялось ГУП по туризму «Сайёх» в лице Бегматова Музафара на второй день по прилёту. В результате мы просидели в Душанбе со вторника по субботу включительно (5 дней). Всё это время мы жили в Лучобе на базе МЧС, за что отдельное спасибо Олегу и Андрею Пилькевичам – заместителю и начальнику управления «Центроспас» МЧС Республики Таджикистан, мастерам спорта РТ, классным туристам и альпинистам. Пропуск на оз. Сарез оформить практически невозможно, нам посоветовали обратиться к нач. управления «Усой» МЧС РТ Маскаеву, но его не оказалось в Душанбе. Заручившись письмом от ГУП «Сайех» и отметкой в маршрутке от Центроспаса МЧС, выехали в надежде оформить пропуск на Сарез в Барчадиве – и напрасно, в результате на озеро мы попали чудом, спасибо добрым людям: Маскаеву-старшему, братьям Пилькевичам, сотрудникам управления «Усой». Как можно попасть в ГБАО? C перевалочной станции ГБАО в Душанбе ходит ГаЗ-66(кунг), без расписания, по заполнению, примерно раз в неделю, там же много УаЗ-иков с которыми можно договориться. Эта станция - важное место для всех, кто хочет попасть на Памир, она находится прямо у аэропорта. ГБАО – Горно-Бадахшанская Автономная Область, в ней расположен весь Таджикский Памир. Из Душанбе летает самолет в кишлак Ванч, и для местных он стоит в 2 раза дороже, чем на машине по тракту, для всех остальных примерно в 10 раз дороже. Впрочем, эта информация из третьих рук. Есть самолет в город Харог. Дневник (Часть 1)
Шестое - седьмое Августа. Маршрут наш начинался в долине р. Ванч, и добирались мы туда по великой дороге, называемой Памирским Трактом (Общая схема Памира). Памирский Тракт соединяет города Душанбе, Хорог, Мургаб и Ош. На этой дороге сразу понимаешь, куда попал, реки, горы и каньоны поражают своими масштабами и грандиозностью. Но не менее поражают человеческие усилия, затрачиваемые на строительство и поддержание дороги в рабочем состоянии. Во многих местах дорогу приходится восстанавливать по нескольку раз в год и по сей день, а что там творится зимой, я даже не предполагаю. УаЗ - "Таблетка". Машина хорошая, идет уверенно и надёжно. Никаких мыслей о поломке или о чём-нибудь подобном. Пыль из-под колес впереди идущих машин. Закрываются форточки. Дышишь через рукав. Жара. Вполне переносима. Но штаны закатаны по колено... Дорога. Каменистая, оживлённая, тихая, опасная, живописная - в общем, разнообразная, скучать не даёт. Слева скала, справа пропасть или неистовая река, или просто завораживающий вид. Мы. Немного вымотанные городом (дорогой - не в счёт, это по душе), но полные надежд и мыслей о предстоящем. Люди - Памирцы. Гордые, доброжелательные, весёлые, обходительные.
Уже поздно вечером пересекли перевал Хабурабад (3252) и ночью приехали в шахрак Калай-Хумб, что стоит на р. Пяндж. Все дастарханы заняты, спать негде, но нашли в саду свободные под яблонями, похрустели зеленью, и спать. Спали недолго - начался дождь. Соскочили и в кромешной тьме, которая бывает только в южных широтах, пошли искать нашу машину. В устье р. Ванч пограничники нас попросили показать паспорта, пропуска и переписали всех в журнал. Кроме этого, нам было велено отметиться в милиции и в гос. безопасности в Ванче, что мы и сделали, попутно вдоволь наевшись зрелой вишни перед зданием КГБ :). На всё это у нас ушло 2 часа, плюс час мы ждали, пока водители сменят баллон. Долина р. Ванч широкая и богатая, хоть и врезается глубоко в горы. Кишлаков в долине много, и, чтобы проехать через них и не упираться постоянно в тупики улиц, наши водители некоторое время искали провожатых. Наша цель - кишлак Поймазор, это самый верхний населенный пункт. Выше когда-то был поселок геологов Хрустальный, до которого есть дорога, но теперь она не везде проходима для машины.
Дорога оказалась непростой: машина глохла каждые 10 минут, поднимали кабину и ремонтировались, слетал какой-то ремень... В результате: выехав из Душанбе после обеда 6-го, вечером 7-го мы были на слиянии ледника РГО с рекой Абдукагор, на мосту через Абдукагор.
Восьмое Августа.
Вова и Денис В. болеют, но идут, хотя и медленно, впрочем, мы никуда не торопимся.
Девятое Августа.
Дальше шли вдоль реки, преодолевая скальные и конгломератные прижимы, но всё быстро - с ходу (Фото 10, 11).
Горняшка, под перевалом. Брод закончили в 6:20 (Фото 12), через две ходки влезли на стену морены бокового ледника, который перегораживает долину. Сверху нам открылись ледники Правого Дустироза (Фото 13). Морена высокая и крутая, видно далеко, и стоим мы высоко! Красота! За мореной широченный разлив реки (Фото 13), и дальше снова морены. Пройдя это всё, забравшись на ледник, встали на обед, 12:00. Продолжили путь в 14:00 по левой стороне ледника и постепенно начали его пересекать, двигаясь к перевалу. Ледник слабо изрезан трещинами (Панорама фото 14), но закрыт, и мы впервые достали снаряжение. Двигались медленно: сказывалась горная болезнь, все-таки забрались на 4500. На ровной площадке вблизи перевала (Фото 15) поставили палатку, 18:00. Все, кроме троих, отказались есть: «так похлебали жижки, почайковали и спать».
Одиннадцатое.
Седловина удобная (Фото 18), можно ставить палатки, журчит вода на южном склоне, с видом на долину реки Мазардара (Фото 19).
После обеда спустились слева от ледника по конгломератам и выпали в правый моренный карман Язгулемского ледника, по нему прошли вверх и, как только он закончился, пересекли Язгулемский ледник. В 18:00 встали на ночевку на песчаном пляже озера (Фото 21) в кармане между ледниками Захарченко и Язгулемский (Фото 23). Вечер прошел под весёлый свист сусликов. Утром решили спать, сколько захочется - нужно было отдохнуть.
Двенадцатое. Утром встали, когда солнце позолотило конёк палатки. Поели, искупались. И отправились к следующему перевалу. От озера начинается удобный «зелёный» подъём по моренному карману, который вскоре вывел нас на звериную тропу по гребню морены.
Тринадцатое.
После обеда повесили еще 6 верёвок (Фото 29), уже необходимых, и вылезли в мульду (Фото 30) перед северной седловиной перевала. В ней и решили ставить палатку, но всё же провесили верёвку на седловину. С этой верёвки и начнётся наш завтрашний день. С седловины хорошая панорама на Северо-Западный Памир: пики Москва, Россия, Коммунизма (Панорама фото 32). В противоположную сторону видим часть ледников системы Ракзоу, пик Ляп-Назар (Панорама фото 33).
Четырнадцатое. Утро морозное, ветер. Поднялись на седловину - всё стихло, перешли через вершинку и спустились на южную седловину, с неё вниз. Смотрим спуск - отвесный карниз 5 метров (Фото 34, 35), дальше пологий склон и ледник, все закрыто снегом. Жора пробил карниз, забил снегосброс, первый пошёл, второй... Внизу оказалось, что на спуске с карниза почти все приземлялись на спину (на рюкзак), понятно – позабыли, как по верёвке спускаться! Мокрый снег, солнце палит, и ярко, очень ярко! Связались, пошли, пробежали ледник, вышли на гребень, чтобы с него спуститься в обход ледопада. Разведали спуск, не то чтобы уж совсем лучше ледопада, но и смысла возвращаться нет. Спускаемся, и дошли до ключевого участка - узкая горловина с глиной и сыпухой на скалах, протяженность 5 метров, дальше снежник, под ним лёд. Повесили веревку, надели обвязки, каски, т. к. камушки постреливать начали. Пока одевались, Ира упустила кофр с фотокамерой, и он поскакал в соседний кулуар: «может, ещё что найдем...» Спуск прошёл благополучно, но долго, т. к. спускались по одному, чтоб не насыпать камней. Первые выбрали место для обеда (Фото 36). Камера нашлась, и на ней ни царапинки, а вот объектив вдребезги, что ж, хорошо, что не голова!
Пятнадцатое. Сунулись мы поутру (7:00) на бараньи лбы левее левого (орографически) рандклюфта ледопада (Фото 37), т. к. 20 лет назад Жора здесь проходил. Конечно заранее одели сбрую (Фото 39). Но на скалах нам не понравилось, пробовали и по самим лбам, и по кулуару между ними, всё очень опасно. Над кулуарами висят ледовые сераки, на лбах скользко, и камни летят, полки узкие.
Ледник закрыт слежавшимся снегом, по нему идти к перевалу БЕГ (Фото 45). За четыре ходки подошли под перевал БЕГ. На этом пологом подъёме Вова тяжело дышал и плохо шёл. Перед самим перевалом открытые трещины, не стали распутывать, встали на ночёвку, 18:00.
Шестнадцатое.
С перевала видна седловина пер. Дорофеева-Горбунова, пик 26 Бакинских Комиссаров, пик Революции и пик Шипка (Фото 48). На спуск повесили три веревки: первая с седловины по ледку и снегу, вторая наискось в обход бергшрунда, третья до кальгаспоров (Фото 51). Дальше по кальгаспорам пешком, по ним же перепрыгнули пару небольших бергшрундов в нижней части склона.
Вышли в 15:20 и, поплутав по открытому и сильно изрезанному, не то слово, изломанному трещинами леднику, встали на постановку лагеря. Андрей и Саша пошли на разведку прохода по леднику. Палатка была поставлена на вершине большого и надёжного серака (Фото 59). А разведка принесла: что необходимо вернуться на половину ходки назад, идти по центру ледника, спуститься в "Гранд Каньон" ледника (огромный разлом вдоль ледника), пройти по его дну (Фото 61) и затем выйти из него уже в правый рандклюфт ледника, а там вроде всё просматривается...
Семнадцатое. Утро, погода улучшилась, небо совсем ясное. Вышли в 6:40, за ходку прошли по разведанному пути до рандклюфта (Фото 61). Огромные сераки и маленькие тли - мы, связанные волосинкой-верёвкой - таковы масштабы Памирских ледников. Еще ходка, и мы на повороте, т. е., в общем рандклюфте двух ветвей ледника, небольшая разведка, страшные и опасные сераки, и вот мы снова наверху "ровного" ледника. Здесь отдохнули, съели по конфетке и пошли прыгать через небольшие трещины, в общем-то участок действительно простой по сравнению с "гранд каньонами" предыдущего ледника. Вова болеет, идёт плохо, тяжело дышит, кашель. «Впрочем, все свои походы, что я ходил с Вовой, он тяжело и постоянно кашляет, и по кашлю о нём судить нельзя, а вот все остальные признаки – факт. На стоянках себя чувствует нормально, т. е. общается, ругается, снимает на видео. Денис Воробьёв тоже не в форме, но держится молодцом.» Андрей И все же здесь не все так просто! Прошли мы чуть меньше ходки, и нам снова нужно было идти в разведку (Фото 63), а тут еще погода испортилась, налетел невесть откуда ветерок и мокрый снег с собой притащил. Разведка показала, что проход есть, только нужно пройти одну изюминку - глубокая наклонная трещина под 50° (с красивым изумрудным льдом), причем наш край ниже на метр, и ширина трещины 1,5-2 метра. В общем, подошли мы к этой самой изюминке и решили пообедать, 13:00.
Переправа. Натянули веревку, переправили рюкзаки, а потом и сами перепрыгнули.
Но мы решаем не идти этот перевал, а воспользоваться запасным вариантом: пер. Верхний Хурджин. Печально, но что поделаешь, Вова хандрит. То, что кашляет - ерунда, он у нас в походах постоянно «трясёт горы» своим кашлем, а вот то, что перестал идти - это уже нехорошо, такая высота, видимо, не для него.
Рассуждаем: На основной вариант нам нужно еще 4 дня. Сегодня закончился 10-й ходовой день (по плану у нас кольцо: 12 дней + запасной день). На запасной уйдет 3 дня. И это, если все здоровы, но у нас явно больной. В общем, однозначно, идем на пер. Верхний Хурджин, попутно собираем информацию для будущих походов. Проходим полторы ходки, сильная связка впереди, ослабленная позади, связки по 4 человека. И вдруг слышим: "Срыв!". А наша связка (первая) обездвижена – «Что за чёрт!». Первый, Дима, перепрыгнул трещину и балансирует в неудобном месте, короче, пока он вернулся обратно, прошло пару минут. Затем мы подбегаем к провалившемуся - Вова в трещине, его держат за связочную верёвку, связка немного в ступоре. Отправляю Сашу и Иру ставить палатку, сами уже вытаскиваем. Плавает в воде! Голова наверху, живой и сопротивляется - хорошо. Вытащили, приподняли из воды, мешает рюкзак, сняли и вытащили рюкзак, теперь Вову. Вытаскивали 5 минут. Надеваем поверх него пуховку и теплые штаны, даём спирт и быстро идем к палатке, Вова идёт сам (без рюкзака, конечно). На месте происшествия склон - палатку не поставишь, до неё 200 метров ниже по склону, и её уже почти поставили. Вову в палатку - переодеваться и отогревать. Подходили, снимали верхние вещи и в палатку, на это еще 5 минут. Время 17:00. Ночёвка. Меньше, чем за 15 минут, Вову привели в норму, и он уже рассказывал, что и как было. Не смог перешагнуть трещину со снежным карнизом и угодил сразу двумя ногами в трещину. Плавал, нашёл какую-то приступочку, на ней и стоял. Ледоруб не помнит, как отпустил. Сознания не терял, но шок испытал. Отогрели парочкой уколов компламина, вкололи кордиамин, дали ещё спирта. У дежурных уже ужин на подходе, ещё бы, вода ведь в трещинах! Завтра посмотрим, что и как дальше пойдёт.
Восемнадцатое. Утро. Вова собирается, как обычно, где-то поругивается: «Где то? Где это? Почему рубашка не отдирается? А ну её...» Решаем продолжать движение по запасному варианту, вниз спускаться нет острой необходимости. Прошли по тому же пути, воды в трещине уже нет, ледоруба тоже не видно. Вова идёт плохо, разгрузили его до пустого рюкзака, но в общем больших опасений за него нет, на стоянках говорит, возится, ругается, что быстро идём, в общем, проявляет себя живым человеком. Погода хорошая, но жарко на леднике. Обедаем под самым перевалом, готовим чай на «горыныче» и топим воду на крышке от котла, всем очень хочется пить. 14:00. На подъёме спускаем неопасную лавинку и вылазим на седловину (Фото 68, 69, 70).
Записка, шоколадка, и бегом вниз по переметному леднику. Погода портится, затягивает небо, начинается снег. Вечером видимости почти совсем нет. На ночёвку встали почти на перевале Язгулемский, вернее, на выходе из верховьев ледника Язгулемский.
Девятнадцатое.
Ходка за ходкой продвигаемся по леднику. Непростое решение - отказ от пер. Ребро на спуск, всё-таки с больными нужно побыстрей и надёжней спуститься вниз. Тем более, сроки нас поджимают, об изменении линейной части маршрута уже тоже всерьёз задумываемся. Вова идет тяжело.
На ночёвку встали на спуске, когда солнце зашло за гребень, и начались трещины, в которые мы начали проваливаться.
Двадцатое.
До обеда бежали вдоль речки в моренном кармане, обедали на ручье Шумный в 14:00. Дальше спустились в рандклюфт и шли по нему, туда же шла неясная слабо-заметная тропа. От языка ледника начинается старая местами разрушенная дорога, кое-где даже стоят столбы с оборванными проводами (Фото 78). Затем дорога уходит на правый склон, там она в лучшем состоянии. Ледник Медвежий пересекли с последними лучами солнца. Дошли до Хрустального уже по сумеркам и сразу забрали заброску, т. к. еды уже не осталось на полноценный ужин. Тяжелый день. Вова оклемался и бежал - «будь здоров». |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||