Автор: Дарья Вениаминова, г.Чебоксары

Отчет о прохождении пешеходным маршруте 2 к.с. по Алтаю (Южно-Чуйский и Северо-Чуйский хребты), совершенного группой туристов в период с 23 июля по 03 августа 2021 г.

Список сокращений:

Лд. - ледовый

Ос. - осыпной Сн. - снежный

Примечания:

Временные рамки по тексту указаны с учетом привалов.

В тексте использованы показания навигаторов OsmAnd и Maps.me

Справочные сведения о маршруте

Общие справочные сведения о маршруте

Проводящая организация: туристический клуб «Ковчег». Адрес: г. Коломна, пр. Кирова 58Г. Тел. 89165982094

Выпускающая организация: ФСТ Московской области

Маршрутная книжка: 1/3-212

Район: Российская Федерация, Республика Алтай, Центральный Алтай, Южно-Чуйский и Северо-Чуйский хребты

Вид туризма: горный

Категория сложности: 2 (вторая)

Сроки проведения: 23.07-03.08.2021 года

Продолжительность активной части: 14 дней (12 ходовых) Протяженность маршрута: 117,5 км (141 с коэф. 1,2)

Подробная нитка маршрута

Нитка маршрута заявленная: г. Москва - г. Горно-Алтайск - п. Бельтир - д.р. Талдура - пер. Некрасова (рад.) - пер. 8 Марта (1Б) - д.р. Аккол - оз. Аккуль - пер. Теусан (1А) - д.р. Джело - в. Купол трех озер (рад.) - связка пер. Эренбурга +Кызылкая (Томич) (1А) - д.р. Левый Карагем - д.р. Правый Карагем - пер. Абыл-Оюк (1Б*) - Шавлинские озера - пер. Шавлинский Нижний (1Б) - д.р. Маашей - оз. Каракабак (рад.) - д.р. Чуя - п. Чибит - г. Горно-Алтайск - г. Москва

Нитка маршрута пройденная: г. Москва - г. Горно-Алтайск - п. Бельтир - д.р. Талдура - пер. 8 Марта (рад.) - д.р. Талдура - д.р. Джело - в. Купол трех озер (1Б, рад.) - связка пер. Эренбурга + Кызылкая (Томич) (1А) - д.р. Левый Карагем - д.р. Правый Карагем - пер. Абыл-Оюк (1Б*) - Шавлинские озера - пер. Шавлинский Нижний (1Б) - д.р. Маашей - Слияние рек Маашей и Чуя - п. Чибит - г. Горно-Алтайск - г. Москва

Пройдено локальных препятствий: 4

Из них перевалов 1А - 1 шт., 1Б - 2 шт., вершин 1Б - 1 шт.

Максимальная высота маршрута - пик Купол трех озер (3556 м), максимальная высота ночевки - 2800 м (озеро под ледником Некрасова)

Перепад высот: + 5035 м, - 5865 м

Обзорная карта региона с указанием маршрута

Название, высота, категория трудности

Общая характеристика

Способ преодоления

В. Купол трех озер, 3556 м, 1Б

Соединяет р. Тюте, р. Актру и руч. Тураоюк (приток р. Джело). Ск-лд, до 25°.

Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы.

Вершина - широкое каменистое плато

Подъем: с юга, брод р. Джело, далее по левому (ор.) берегу р. Тураоюк. Травянисто-осыпной склон до 25°, тропа. Перед входом в ущелье переходим на правую сторону ручья. От стоянки до входа в ущелье - 3 часа. При входе в ущелье крутой подъем 50 метров по крупной осыпи, плотной группой. Далее траверсом склона по мелкой пластинчатой осыпи, тропа отмечена турами. В сторону вершины подъем по мелкой пластинчатой осыпи до 30°, перед вершиной ледник - проходим в кошках, связавшись в тренировочных целях (можно пройти просто в кошках). От входа в ущелье до вершины дошли за 2 часа 46 минут.

Спуск: по пути подъема

Связка пер. Эренбурга+Кызылкая (Томич), 3089 м, 1А

Ориентация: з-в.

Прохождение: с востока. Соединяет р.Джело и р. Паспалагачиоюк. Снежно-осыпной, до 40°. Необходимое снаряжение: каски.

Седловина - широкое каменистое плато

Подъем: с востока, от р. Джело в сторону озера в висячей долине по травянисто-осыпному склону до 30°. Озеро обходим справа по ходу, далее по моренным валам до 20° до перевального взлета. До взлета от стоянки - 2 часа. Перевальный взлет - осыпное ущелье, средняя осыпь до 30°, в верхней части - снежник 50 метров до 40°, вырубаем ступени. На перевальный взлет ушло 2 часа.

Спуск: по плато в сторону перевала Кызылкая (Томич)

Ориентация: з-в.

Прохождение с востока на запад.

Соединяет левый приток р. Левый Карагем и р.

Паспалагачиоюк. Осыпной, до 35°. Необходимое снаряжение: каски.

Седловина: осыпная площадка на гребне около 10 метров шириной.

Подъем: с плато перевала Эренбурга поднимаемся по осыпному склону до 30° в сторону вершины, разделяющей эти два перевала. Не доходя вершины, выходим налево на гребень в сторону седловины (ее хорошо видно). На гребне тропа. От перевала Эренбурга до седловины перевала Кызылкая (Томич) дошли за 1,5 часа ЧХВ.

Спуск: в сторону левого притока р. Левый Карагем по мелкой осыпи до 35°, около 300 метров. Спуск плотной группой. Спустились до истоков ручья за 1 час. До стоянок еще через 1 час.

Пер. Абыл-Оюк, 3220 м, 1Б*

Ориентация: с-з - ю-в. Прохождение с ю-в на с-з. Соединяет оз. Верхнее Шавлинское и р. Правый Карагем. Сн-ос, до 40°. Необходимое снаряжение: каски, кошки, ледорубы, веревка основная, расходная веревка,

Подъем: от разливов в верховьях Правого Карагема по травянистому плато, далее по моренным валам до выхода на ледник. От стоянок до ледника - 1,5 часа. Ледник пологий, открытый - проходим в кошках, в одной связке, с ледорубами. Трещины в средней части ледника, мы держимся левой по ходу стороны. Ледник прошли за час. Перевальный взлет - осыпной кулуар 200 м, крутизной до 40°, со снежником в средней части. До снежника поднимаемся по осыпи плотной группой. Снежник раскисший после дождя - делаем ступени. Выше снежника провешиваем перила - около

Определяющие локальные препятствия маршрута

страховочные системы, спусковое и подъемное устройство. Седловина: осыпная площадка на гребне около 10 метров шириной.

45 метров за скальный зуб, расположенный на седловине. Первый участник поднимается налегке с нижней страховкой, придерживаясь за старую веревку, которая висит вдоль правой по ходу стороны кулуара вдоль скал. Остальные участники поднимаются по одному, с жумаром, подстраховываясь прусиком. Первый участник спускается за рюкзаком и поднимается на перевал с верхней страховкой. Время прохождения взлета - 1 час 47 минут

Спуск: с седловины до скального выступа немного ниже перевала. От скального выступа - влево по ходу спуска по крутым полочкам, вешаем веревку 50 метров за скальный зуб. Спускаемся по одному, используя спусковое устройство, подстраховка прусиком. Последний участник спускается по сдвоенной веревке, на станции оставляем петлю. Далее спускаемся еще на 50 метров без веревки, плотной группой по полочкам до кулуара. Кулуар уходит вправо в сторону осыпного склона. В кулуаре вешаем веревку 50 метров за петлю на скальном зубе. Применяем технику, описанную выше. Выходим по снежнику на осыпной склон около 30°, далее спускаемся без страховки, плотной группой. Время спуска от седловины до ледника - 3 часа.

Пер. Нижний Шавлинский, 3171 м, 1Б

Ориентация: с-з - ю-в. Прохождение с с-з на ю-в. Соединяет р. Шавла и р. Маашей. Сн-ос, до 35° Необходимое снаряжение: каски (возможно потребуются кошки и провешивание перил). Седловина: осыпная площадка на гребне около 15 метров шириной. С ю-в стороны - снежный карниз

Подъем: от места ночлега по тропе, отмеченной турами до ледника. Ближе к леднику выходим на правобережную морену, далее идем траверсом по средней и крупной осыпи около 500 метров и спускаемся на ледник. Время, затраченное от озера до ледника - 4 часа. По леднику - 30 минут до перевального взлета без кошек.

Ледник пологий и открытый, не требует применения специального снаряжения. Перевальный взлет осыпной склон около 200 м, крутизной до 35°, со снежником посередине. Поднимаемся справа от снежника, по средней и мелкой осыпи плотной группой. Перед выходом на перевал - по мелкой осыпи, крутизна склона в верхней части до 40°. Время прохождения взлета - 1 час 10 минут

Спуск начинается слева от карниза, по мелкой осыпи плотной группой в сторону ледника Маашей левый. Время спуска до ледника - 23 минуты. Проходим пологий ледник без кошек за 30 минут.

Состав группы

Покентелица Леся Олеговна

Эколог

Трекинг, Непал

• Адрес хранения отчета, наличие фото- и видео- материалов
  • Сведения о МКК, рассмотревшей отчет с указанием кода-шифра

Общая смысловая идея похода

Идея похода - пройти маршрут второй категории сложности по новому для всех району - Южно-Чуйскому и Северо-Чуйскому хребтам Алтая, охватив при этом красивейшие места (Талдуринский ледник с вершинами, вершина Купол, марсианские пейзажи и озеро Паспалагачиоюк с перевала Казылкая, Шавлинскеи озера, погибшее озеро Маашей).

Район Чуйских белков был выбран не случайно:

• район немноголюдный
  • хорошо описан в отчетах
  • просто организовать заброску
  • интерес группы в отработке прохождения технических препятствий с помощью специального снаряжения (ледники, снежники, скальные и осыпные участки, броды) - посещение красивейших мест Чуйских белков.

Большая часть группы - участники горного похода по Архызу 1-ой категории в 2020 году. В этом году планировался поход по Центральному Тянь-Шаню, но решили отказаться от этой идеи из-за пандемии коронавируса (побоялись, что будут проблемы с пересечением границы). Отложили поход в Киргизию на 2022 год.

Цель похода - повышение уровня технической подготовленности и схоженности группы для прохождения маршрутов более высокой категории.

Подготовка к походу проводилась в течение зимы и весны. Зимой проводились снежно-ледовые занятия на склонах реки Коломенка (хождение в кошках по льду, зарубание ледорубом, станции на ледобурах и ледорубах, срывы). Весной и летом проводились контрольные выходы на склоны реки Осетр, где отрабатывали технику работы с веревкой, проверяли снаряжение и тестировали новые пункты меню. Также в течение года проводились встречи и лекции в помещении турклуба Ковчег (г. Коломна).

Почитав отчеты и послушав рекомендации опытных друзей-туристов, решили составить маршрут из двух колец через наиболее популярные перевалы и сделать заброску для более плавной акклиматизации в первые дни.

Транспорт, связь, регистрация в МЧС

Билеты на самолет были куплены за два месяца до похода. Через компанию «Аэрофлот» билеты с багажом (23 кг) Москва-Горно-Алтайск в обе стороны обошлись в 17000 рублей.

Трансфер заказывали за месяц до похода в фирме Биалтур. (+79609391155-Иван).

Там же заказали газ (450 граммовый баллон марки «Следопыт» за 490 рублей). От ГорноАлтайска до п. Ортолык ехали на автомобиле Газель (+79831012413-Михаил). Михаил очень приветливый человек, останавливался в хороших кафе, на рынках и везде, где мы пожелаем по пути. Дорога от Горно-Алтайска до Ортолыка стоила нам 23000 рублей (на 9 человек). От Чуйского тракта до поселка Бельтир и выше по долине реки Талдура нас сопровождал Виктор на проходимом автомобиле ГАЗ-66. Он проживает в Бельтире, у него же мы останавливались на ночлег в первый день. (+79136913596-Виктор). За ночевку в доме заплатили по 100 рублей с человека.

За заброску вверх по Талдуре заплатили 14000 рублей. Виктор помог нам договориться с местными жителями, живущими в зимовье на реке Талдура недалеко от устья реки Джело о том, чтобы оставить заброску (местные жители плохо говорят порусски).

Маршрут мы закончили у Мажойского моста на реке Чуя, оттуда нас забирал автомобиль УАЗ, заказывали его через туристическую базу Сартакпай. (+79136956627база отдыха Сартакпай). Выброска от Мажойского моста до турбазы обошлась нам в 6000 рублей. На этой же базе мы отдыхали после похода. Аренда двухэтажного дома - 500 р/чел, баня - 800 р/час, домашняя кухня - 300 р/чел за ужин. Дорога назад до ГорноАлтайска стоила нам 18000 рублей.

Со связью в районе дела крайне плохи. Контрольный звонок в МКК и МЧС в п. Чибит, дальше со связью могут быть проблемы. На выходе с маршрута поймали сигнал (Билайн) в долине реки Маашей, недалеко от Мажойского моста. На маршруте поймали сигнал на вершине Купол трех озер (Мегафон).

Регистрировались в МЧС по республике Алтай на сайте МЧС (сайт 04.mchs.gov.ru) в разделе регистрация туристских групп. (+73882223124-МЧС республика Алтай). Регистрировались за 10 дней до похода, получили регистрационный номер. Контрольный звонок в МЧС в начале и конце маршрута.

Аварийные выходы с маршрута

С перевалов Некрасова, 8 Марта и Теусан - по долинам рек Талдура и Аккол к поселку Бельтир.

С вершины Купол трех озер - к альплагерю Актру.

С южных склонов вершины Купол трех озер, перевалов Эренбурга и Томич - по долинам рек Джело и Талдура - к поселку Бельтир.

Из долин рек Левый и Правый Карагем и юго-восточного склона перевала Абыл-Оюк - через некатегорийный перевал Карагем - к поселку Бельтир.

С северо-западного склона перевала Абыл-Оюк, Шавлинских озер и перевала Нижний Шавлинский - по долинам рек Шавла и Маашей - к поселку Чибит и Чуйскому тракту.

Изменения в маршруте и их причины

Отказ от радиального подъема на перевал Некрасова. Водитель автомобиля ГАЗ66 обещал довезти нас до верхнего зимовья в ущелье Талдуры. Но, во-первых, с утра не заводилась машина, и пришлось выехать позже назначенного времени. Во-вторых, ввиду заболоченности берегов, он отказался ехать выше разлива реки Талдура. В итоге, он высадил нас недалеко от ущелья перевала Ленинградский, и мы в этот день не успели бы подняться на перевал Некрасова. Вместо этого провели тренировку по зарубанию на снежнике под ледником Некрасова.

Отказ от прохождения перевала 8 Марта и дальнейшего акклиматизационного кольца (долина р. Аккол, пер. Теусан 1А). В интернете не так много описаний перевала 8 Марта со стороны ледника Некрасова. В основном все ходят из долины реки Аккол. Хотелось обновить данные и пройти перевал именно с северо-западной стороны. По найденным описаниям было все понятно, не представлялось сложным прохождение перевала. После изучения седловины с ледника Некрасова группой был намечен логичный путь подъема. Но когда начали подъем, оказалось что мы вышли в соседний кулуар.

Времени и сил на подъеме ушло много, и было принято решение спускаться.

Акклиматизационное кольцо планировали пройти за 3 дня, продукты и газ взяли на 4 дня с запасом. В случае прохождения перевала 8 Марта на следующий день, при ухудшении погодных условий, у нас не осталось бы запасного дня для прохождения всего кольца. Было принято решение отказаться от первого кольца и использовать эти дни для восхождения на вершину Купол трех озер, это как раз был запасной вариант, в маршрутной книжке.

Использовали запасной вариант - радиальный выход на вершину Купол трех озер. Так как из-за неудачной попытки подъема на перевал 8 Марта появились лишние дни, решили сходить радиально на эту красивую обзорную вершину.

Отказ от подъема на Каракабакские озера. В последний день похода планировалась радиальная прогулка к Каракабакским озерам. Но на подходе к месту стоянки на ручье Каракабак появилась связь, и группа была проинформирована о затопленной бане на базе Сартапкай. Совместно было принято решение завершить маршрут и пойти в баню.

Техническое описание

Вылет из аэропорта Шереметьево в 2.15 ночи 21.07.2021 года. Время в Республике Алтай отличается от Московского (+4 часа). Прилетели в Горно-Алтайск 22 июля в 10.35 (по местному времени, далее по тексту время местное). В аэропорту нас уже ждал заранее заказанный транспорт, автомобиль Газель (водитель Михаил). По пути в поселке Чибит позвонили в МКК и МЧС о выходе на маршрут, так как побоялись, что дальше связи не будет.

В 20.40 доехали до поселка Ортолык, расположенного на Чуйском тракте. Тут пересели в автомобиль повышенной проходимости и пониженной удобности ГАЗ-66 (водитель Виктор). Через час доехали по грунтовой дороге до поселка Бельтир. Остановились в доме у Виктора, который оставшийся вечер рассказывал нам про жизнь и традиции его народности - теленгитов.

Утром 23 июля Виктор повез нас к началу маршрута - вверх по долине реки Талдура. Заброску оставили по пути в зимовье, немного выше слияния рек Джело и Талдура (договаривался с ними Виктор, так как местные плохо говорят по-русски). Планировали доехать до верхнего зимовья колхоза Кызыл-Мааны, но из-за разлива реки и заболоченности берегов Виктор высадил нас напротив ущелья перевала Ленинградский. Тут и начался наш поход.

Фото 1. Зимовье недалеко от слияния рек Джело и Талдура, где мы оставили заброску.

23 июля 2021 года

День 1

Метеоусловия:

Днем облачно, вечером и ночью гроза

Участок пути: д.р. Талдура - озеро под ледником Некрасова

ЧХВ: 6 часов

Перепад высот: 2350-2800

В первый день мы планировали доехать до верхнего зимовья в долине реки Талдура, но Виктор отказался везти нас выше разлива Талдуры из-за затопленности берега, по которому проходила дорога. В 9.20 вышли на маршрут недалеко от ущелья перевала Ленинградский, в этом месте Талдура разливается, образуя большое озеро. Часть плана на сегодня - радиальный подъем на перевал Некрасова, сразу откинули из-за нехватки времени, т.к. выехали с запозданием из-за неисправности машины с утра.

Решили просто подняться к леднику Некрасова и провести тренировку.

От места высадки идем вверх по левому (ор.) берегу реки Талдура. Настроение у группы прекрасное, погода хорошая - облачно, без осадков. Идти приятно, не жарко.

Фото 2. Высадка группы у разлива Талдуры. Начало маршрута.

Через час дошли до места, где дорога переходит на противоположный берег. Снимаем ботинки, готовимся к броду. Река в этом месте разливается, образуя 5-6 небольших потоков по колено глубиной. Переправляемся цепочкой, страхуясь палками против течения, лямки рюкзака у всех расстегнуты. Брод не представлял опасности, течение в этом месте слабое. Но вода холодная, ноги подмерзли, греемся немного и идем дальше по правому (ор.) берегу реки.

Фото 3. Брод реки Талдура.

В 11.54 подошли к началу подъема к леднику Некрасова под моренный вынос. Тут же неподалеку находится верхнее зимовье, до которого мы планировали доехать на автомобиле. Не доходя до зимовья, начинаем подъем на морену.

Фото 4. Стрелкой указан путь подъема в сторону пер. 8 Марта.

Через полчаса поднялись на язык морены, морена обрывается в долину круто, но есть тропа. Можно подняться на морену по травяному склону справа по ходу движения от морены. Продолжаем движение по правому по ходу берегу морены, тропы нет. Под ногами крупная и средняя осыпь, ноги еще не привыкли, двигаемся медленно, аккуратно.

В 15.00 дошли до озера под ледником Некрасова, увидели выше озера зеленые площадки.

Озеро обходим справа по ходу, через 20 минут подошли к стоянке над озером.

Фото 5. Место лагеря под ледником Некрасова.

Площадки каменистые, ровные, можно поставить много палаток. Рядом ручей, вытекающий из ледника Некрасова. Отдыхаем, обедаем. В 18.00 вышли на снежник, расположенный немного выше, для тренировки. Отработали зарубание ледорубом в случае срыва. В 20.30 ужин, начал моросить мелкий дождь, позже началась гроза. Все железо отнесли на ночь подальше от лагеря.

24 июля 2021 года

День 2

Метеоусловия:

облачно, небольшой дождь после обеда

Участок пути: ледник Некрасова - неудачная попытка подъема на пер. 8 Марта - д.р. Талдура

Пройденное расстояние: 7 км

Перепад высот: 2800-3150-2350

Сегодня по плану перейти через перевал 8 Марта в долину реки Аккол. Мы стоим под перевалом, поэтому встаем в 7.00, спокойно завтракаем, и в 9.12 выходим из лагеря. Идем по центральной части морены в сторону ледника Некрасова. Морена ступенчатая - то подъем, то выполаживание. В 10.00 подошли к леднику, одеваем кошки. У многих ребят это первый ледник в жизни.

Фото 6. Район пер. 8 Марта, саму седловину не видно за гребнем.

Фото 7. Подъем в кошках по леднику Некрасова.

Ходить по оврагам это одно, а по настоящему горному льду идти куда приятнее. Через 20 минут ходьбы по леднику подошли под перевал 8 Марта, снизу просматривается седловина перевала, намечаем примерный путь подъема. В 10.45 начинаем подниматься по средней осыпи плотной группой. Под ногами много живых камней - идем очень аккуратно. Дошли до скального участка, разделяющего два кулуара, правый кулуар выглядел более безопасным и, по мнению группы, являлся логическим продолжением пути (тут мы допустили ошибку - нужно было начинать подъем ниже, смотреть фото 8).

Крутизна склона местами до 35°, много живых камней. В 13.00 подошли к снежнику, высота около 3000 метров, тут и поняли, что идем не по тому кулуару. Выше виден возможный выход в левый кулуар, предпринимаем попытку пройти намеченным путем. В 13.30 подходим к участку выше снежника, где крутизна склона резко увеличивается, начинаются участки мелкой осыпи - выглядит опасно.

Фото 8. Седловина пер. 8 Марта, вид с ледника, красным показан наш путь (неправильный!), желтым - предполагаемый правильный путь подъема

Принимаем решение возвращаться на ледник Некрасова. Спускаемся к леднику по пути подъема, плотной группой. Вниз идти значительно проще. В 15.20 спустились к леднику, обедаем. Снизу понимаем нашу ошибку, нужно было забирать левее относительно нашего пути подъема (см. фото 8). Так как было уже поздно, в этот день отказались от повторной попытки пройти перевал. Поразмыслив, решаем отказаться от прохождения перевала 8 Марта и на следующий день, так как продуктов, взятых из заброски, не хватило бы на прохождение всего акклиматизационного кольца в случае непогоды.

Проводим на леднике тренировку по организации станций на ледобурах, сбросу буров. В 17.00 выходим в сторону реки Талдура. Обходим озеро, у которого вчера ночевали, слева по ходу, дальше двигаемся по центральной части морены. Морена в центральной части слежавшаяся и удобна для перехода. Моросит небольшой дождь. Увидев травяной склон слева по ходу от морены, переходим на него, и продолжаем спуск к долине. Троп нет. Со склона замечаем ручей, впадающий в Талдуру. Решаем лагерь поставить на берегу этого ручья. В 20.28 дошли до места лагеря. Место очень хорошее - ровные травянистые площадки, чистая вода и красивый вид на Талдуринский ледник.

Фото 9. Вид на ледник Некрасова со склонов пер. 8 Марта.

Фото 9. Спуск по травянистому склону и место лагеря на берегу Талдуры.

25 июля 2021 года

День 3

облачно, без осадков

Участок пути: д.р. Талдура - место заброски

Пройденное расстояние: 13,5 км

Перепад высот: 2350-2200

Утро, переменная облачность, любуемся из палатки прекрасным видом на Талдуринский ледник и вершины Иикуту, Гребешок и Ольга.

Фото 10. Вид на Талдуринский ледник и вершины Икту, Гребешок и Ольга.

В 8.00 общий подъем, завтрак. В 10.00 выходим вниз по долине. Сегодня наш план - забрать заброску. Идем по правому (ор.) берегу Талдуры. Явной тропы на правом берегу нет, но идется хорошо. В некоторых местах встречаются заболоченные участки, и небольшие подъем на старые травянистые морены. Возможно, после сильных осадков проход по этой стороне реки может быть затруднен.

Фото 11. Идем по правому берегу реки Талдура, вниз по течению.

В 12.48 проходим ущелье перевала Ленинградский. В 14.45 остановились на обед на ручье, впадающем в Талдуру. Со склонов по правому (ор.) берегу Талдуры стекает много ручьев, вода в них чистая. В самой реке вода мутная. На обед ушло 2 часа времени. Во время обеда тучи сгущались, и кое-где гремел гром, но дождь так и не начался. В 17.30 проходим мимо моста (49.904461,87.834343), но мост не переходим, так как дороги по другой стороне нет. Продолжаем движение по правой стороне, но уже по автомобильной грунтовой дороге. В 18.00 прошли зимовье, людей там не было, встретили только кошку, проживающую на зимовье. В 18.30 подошли к месту автомобильного брода, тут дорога переходит на другую сторону реки.

Фото 12. Мост через реку Талдура.

Два участника пошли на разведку. Река в этом месте разливается на несколько протоков небольшой глубины. Нашли путь, но тут подъезжает УАЗ с местными охотниками, они как раз возвращались с охоты от верховьев реки. Недолго думая, за небольшую благодарность, переправляемся всей группой на другую сторону реки.

Фото 13. Переправляемся на УАЗе с местными жителями.

Далее идем по грунтовой дороге по левому (ор.) берегу Талдуры. По пути переходим несколько ручьев по камушкам. В 19.30 подошли к ручью Мохро-оюк. Поток узкий, но сильный, глубина не выше колена, решаем провесить перила для безопасности. Первый идет со страховкой, закрепляет веревку на противоположном берегу за большие камни. Остальные переправляются, придерживаясь за веревку. Страховочные системы решили не использовать, так как ситуация позволяла обойтись без них. В 20.30 подошли к зимовью, где оставили заброску, забираем продукты и газ. Оставляем детям сладости и немного денег. Ночуем на галечном берегу Талдуры, немного ниже по течению от зимовья. Место для стоянки хорошее, можно поставить много палаток, но до туалета далеко. Оставили мусор и пустые баллоны у проживающих в зимовье, попросив их его утилизировать, за небольшую плату.

Фото 14. Переправа через реку Мохро-оюк.

26 июля 2021 года

День 4

Метеоусловия:

переменная облачность, днем и вечером небольшой дождь

Участок пути: д.р. Талдура - д.р. Джело - ручей из-под пер. Эренбурга

Пройденное расстояние: 12 км

Перепад высот: 2200-2500

В 8.00 подъем, сегодня утром солнечно. Завтракаем, съедаем оставленные в заброске вкусняшки (консервированные персики и маракуйю) с кашей. В 10.00 выходим из лагеря. Через полчаса доходим до слияния рек Джело и Талдура. На месте слияния красивый каньон, около него можно набрать чистой воды, так как в долине Джело чистых ручьев мало. Тропа идет в обход каньона по правому берегу (ор.) реки Джело.

Тропа в начале ущелья Джело сразу круто забирает вверх, резкий набор высоты около 100 метров, далее - выполаживание. До пересечения с перевалом Карагем идет грунтовая автомобильная дорога. Недалеко от поворота на перевал есть аил, замечаем людей.

Фото 15. Синей стрелкой - по долине Талдуры, красной - подъем к долине Джело.

Фото 16. Ущелье Джело и вид на перевал Карагем (н/к).

Дальше продолжаем движение по тропе. В реке Джело вода мутная, набираем воду из ручьев, впадающих с правобережных склонов. В 13.55 проходим стойбище скота. Тут тоже есть домики пастухов. Продолжаем движение по тропе с небольшим подъемом, тропа упирается в каменное поле на берегу Джело. Остановка на обед в 15.00 у ручья за каменным полем.

Фото 17. Каменное поле и вид на место обеда.

Начинается дождь, пережидаем под тентом. В 17.00 продолжаем движение. Тропа проходит через заросли карликовой березы, постоянно теряется, иногда приходится продираться через заросли. В 18.00 остановились на ночлег у ручья, вытекающего водопадом из-под перевала Эренбурга. Очень живописное место - река, водопад, ледник Джело, красноватые вершины пика Джело, много травянистых площадок под палатки. Вечером собираем снаряжение для радиального выхода на вершину Купол. Одного из участников беспокоят головные боли, и он решает отказаться от восхождения завтра и остаться в лагере.

Фото 18. Треугольником обозначено место лагеря в верховьях реки Джело.

27 июля 2021 года

День 5

переменная облачность, днем дождь

Участок пути: м/н - в. Купол трех озер - м/н

Пройденное расстояние: 7 (14) км

Перепад высот: 2500-3556-2500

Общий подъем в 5.00. Все снаряжение и еду на обед собрали с вечера. Берем один рюкзак на двоих, системы и каски одеваем сразу, в рюкзаках - веревки, кошки, еда, горелки и газ. Завтракаем и в 7.00 выходим с легкими рюкзаками в сторону вершины Купол трех озер. Переходим вброд реку Джело немного выше слияния с ручьем из-под перевала Эренбурга, потратив на это полчаса времени. Утром вода низкая, переходим по одному, самостраховка палками. Бродовую обувь оставляем на берегу в камнях.

Фото 19. Утренний брод реки Джело.

На левом (ор.) берегу начинаем подниматься траверсом по травянистому склону с зарослями карликовой березы в сторону реки Тураоюк. Тут много троп, натоптанных животными. Через час подходим к каньону на реке Тураоюк, идем по левому (ор.) берегу реки.

Фото 20. Вершина Купол и путь подъема от реки Джело (вид со стороны перевала Эренбурга).

В 9.30 выходим в висячую долину, идем без набора высоты в сторону ущелья, река в долине образуется из двух ручьев, идем по левому (ор.) ее притоку. Переходим приток по камушкам, идем по правому (ор.) берегу левого притока реки Тураоюк. В 10.00 подошли к входу в ущелье.

Фото 21. Вид из висячей долины в сторону ущелья, по которому начинается подъем на вершину Купол

В начале ущелья небольшая скальная стенка, около 5 метров, проходим ее по очереди, держась за уступы. Далее перед нами осыпной склон, в начале подъема стоит тур. Поднимаемся по крупно осыпному склону (живая осыпь) до 35° крутизной около 50 метров. Идем плотной группой, так как есть опасность спустить камень при неосторожном движении.

Фото 22. Вход в ущелье, начало подъема на вершину Купол.

Далее идем траверсом по пластинчатой осыпи по правому (ор.) берегу левого притока Тураоюк. Тропа неявно выражена, но отмечена турами. В 10.40 подходим к леднику под перевалом Купол. Под ледником есть площадки под 1-2 палатки, рядом есть ручей.

Фото 23. Траверс склона. Видна тропа. Идем вверх, в сторону вершины Купол.

Отсюда уже видно вершину, продолжаем движение по осыпному склону до 30° в сторону вершины Купол. Осыпь ближе к вершине слежавшаяся, идти удобно.

Фото 24. Подъем на вершину Купол по леднику и направление подъема из ущелья.

В 12.00 выходим на ледник, надев кошки. Тренируемся ходить в связке с ледорубами (ледорубы через одного). Ледник пологий, можно даже его обойти, но так как есть время, мы проводим тренировку. В 12.46 вышли на вершину Купол трех озер (3556 метров). На вершине два тура, в одном из них оставляем записку. С вершины открываются прекрасные виды на окрестные горы и степи. У одного из участников появилась связь (мегафон). Контрольный звонок куратору похода, просим сообщить в МЧС и МКК, что у нас все в порядке. Сняли записку группы туристов из города Тула под руководством Фасхиевой Г.Р.

Фото 25. Группа на вершине Купол трех озер.

Со стороны Катунского хребта идут грозовые тучи. Делаем фотографии и в 13.20 начинаем спуск по пути подъема. По снежнику идем в кошках, но уже без связки. В конце снежника кошки снимаем, продолжаем движение по осыпной части склона. При входе в ущелье начинает моросить мелкий дождь. Идем дальше в дождевиках, плотной группой, камни не скользкие, идется хорошо. Принимаем решение без обеда дойти до лагеря. Перекусываем по пути орехами, сухофруктами и конфетами. В 14.30 вышли из ущелья в висячую долину. Переходим реку по камушкам и продолжаем движение по левому (ор.) берегу реки Тураоюк до каньона, от каньона начинаем забирать левее в сторону лагеря. Спускаемся траверсом по травянистому склону в сторону реки Джело. В 16.30 подошли к реке, после дождя течение сильное, требуется навеска перил. На противоположном берегу нас встречает участник, оставшийся в лагере по причине головной боли. К концу веревки привязываем 2 ледоруба, кидаем, крепим конец веревки за крупные камни на противоположном берегу. На исходном берегу организуем страховку. Переправляемся по одному в обвязке, надетой задом наперед, чтобы в случае срыва участника он оказался спиной к потоку, так как много неопытных участников. Каждого участника страхуем с исходного берега, переправляемся с расстегнутыми лямками рюкзака. Последний участник идет с двумя страховками, одна из них противомаятниковая. Переправа всей группы заняла 1,5 часа времени, в 18.00 вся группа уже собралась в лагере. Плотно кушаем, сначала съедаем сэкономленный обед, потом ужин. Весь оставшийся вечер моросит дождь, то заканчивается, то снова начинается.

Итоги после прохождения вершины Купол трех озер (1Б, 3556 метров, лд-ос). Вершина расположена на восточном окончании Северо-Чуйского хребта, далее на восток начинается Курайская степь. Соединяет долины рек Джело и Актру. Вершину и большую часть подъема видно с правобережных склонов р. Джело. Подъем на вершину со стороны р. Джело технически не сложный - по травянистому склону по паутине тропам от животных, далее по осыпному склону вдоль правого берега ущелья. Осыпные участки нужно проходить в касках, плотной группой. Ледник перед вершиной почти растаял, можно подняться без кошек. Ходовое время с учетом привалов от реки Джело до вершины на подъем - 4,5 часа, на спуск - 2 часа. Вершина представляет собой нагромождение пластинчатой породы. Лагерь лучше ставить под ледником перевала Купол, у истоков ручья Тураоюк, тут есть ровные площадки и вода. С вершины открывается панорамный вид Алтая - на Катунский, Южно-Чуйский хребты, степи и долины, ледники Актру. Рекомендуем для прохождения.

Фото 26. Вечерний брод реки Джело. Применяем перила и страховку.

28 июля 2021 года

День 6

Метеоусловия:

переменная облачность, днем дождь со снегом

Участок пути: м/н - связка пер. Эренбурга+Кызылкая (Томич) 1А

Пройденное расстояние: 8 км

Перепад высот: 2500-3089-2600

Общий подъем в 6.00, зарядка и завтрак. На небе облака. В 8.00 выходим из лагеря. Сразу начинаем подъем в сторону перевала Эренбурга. Поднимаемся по склону до 30°, заросшему карликовой березой. Может где-то дальше есть тропа, но так короче.

Фото 27. Подъем от лагеря в сторону висячей долины под перевалом Эренбурга.

Через час доходим до озера в висячей долине, обходим его справа по ходу движения. Перевала не видно, правильно пишут в отчетах, если не знать что где-то тут перевал 1А - и не догадаешься. Явной тропы нет, идем по моренным валам, слева от нас течет ручей. Перед нами скальная стена, справа от нее ущелье - тут и начинается перевальный взлет.

Фото 28. Подъем от озера в висячей долине в сторону перевала Эренбурга.

Фото 29. Седловина перевала Эренбурга.

Становится видно седловину перевала. Дошли до взлета от места лагеря за 2 часа. Перевальный взлет представляет собой ущелье из мелкой и средней пластинчатой осыпи до 30°, тропы нет, в нижней и верхней части снежники. Двигаемся по центру ущелья, слева замечаем несколько камнепадов. Последний участок взлета перед перевалом крутой, до 40°, по центру снежник. Идем по левому краю снежника плотной группой, рубим ступени в снегу. Выше снежника траверсом по мелкой осыпи выходим на седловину перевала Эренбурга. Снимаем записку группы ДКРТ города Дмитров МО под руководством Романцова О.П.

Фото 30. Крутой подъем по снежнику перед выходом на седловину.

В 11.45 вся группа фотографируется с флагом у тура. Седловина перевала широкая, представляет собой каменистое плато. На плато растет много цветов, предположительно маков. На плато большой снежник, можно ставить лагерь и брать воду из ручья.

Фото 31. Группа на перевале Эренбурга (1А)

Идем по плато в сторону следующего нашего перевала - Кызылкая (Томич). Наш навигатор показывал название Кызылкая, но на некоторых картах и отчетах этот же перевал называется Томич. На плато нас настигает гроза, пережидаем в палатке, железо на всякий случай уносим подальше. Готовим и обедаем в палатке. Идет снег с дождем, гремит гром.

Фото 32. Пережидаем грозу в палатке на плато перевала Эренбурга.

В 13.30 появляется просвет, выходим в сторону перевала Кызылкая (Томич). От плато поднимаемся в сторону безымянной вершины 3355, разделяющей перевалы Эренбурга и Кызылкая (Томич). Не доходя до вершины, выходим налево на гребень в сторону седловины перевала Кызылкая (Томич), которую уже видно. Опять начинается дождь. На гребне заметная тропа. Виды на гребне очень живописные, слева - озеро Паспалагачиоюк, справа марсианского вида красный склон!

Фото 33. Красным отмечен путь траверсом вершины в сторону перевала Кызылкая (Томич)

Фото 34. Гребень и седловина перевала Кызылкая (Томич)

В 15.00 выходим на седловину перевала Кызылкая (Томич) 1А. Снимаем записку группы ФСТ города Дмитров под руководством Романцова О.П. В описаниях есть вариант подъема со стороны озера, по осыпному склону до 40°, но выглядит круто и страшно. Седловина перевала широкая, воды нет, но с южной стороны склона на седловине висит снежный карниз. В середине перевала большой тур, в котором лежит армейский котелок. В котелке книга пожеланий. Так как погода портится, не успеваем почитать книгу.

Фото 35. Группа на перевале Кызылкая (Томич) 1А.

Оставляем свою записку и начинаем спуск по мелкой осыпи до 30° в сторону ущелья Левый Карагем. Идем плотной группой, в нижней части склона - пологий снежник, садимся на рюкзаки и продолжаем спуск верхом на рюкзаках. В 16.00 спускаемся к ручью, впадающему в реку Левый Карагем.

Фото 36. Спуск с перевала Кызылкая (Томич) в сторону долины реки Левый Карагем

Идем по правому (ор.) берегу ручья и в 17.30 ставим лагерь на берегу ручья.

Вечером мимо проходят туристы туристического клуба Маячок из города Киров. Обмениваемся информацией по пройденным перевалам. Место для ночлега не очень удобное, высокая трава, ночью в палатках образуется конденсат. Лучше ночевать в верховьях ручья, там имеются ровные травянистые площадки под палатки и виды красивее (см. фото 37). Далее начинается высокая трава и заросли карликовой березы, места под палатки значительно хуже. Ребята из Кирова сказали, что вниз по реке вообще нет мест под палатки до слияния рек Левый и Правый Карагем, на следующий день мы убедились что мест для лагеря и правда нет.

Фото 37. Вид на седловину перевала и марсианские пейзажи снизу. Рекомендуемое место для стоянки после спуска с перевала.

Итоги после прохождения связки перевалов Эренбурга+Кызылкая(Томич) (1А, 3100 м, сн-ос). Перевалы расположены на хребте, соединяющем Южно-Чуйский и СевероЧуйский хребты. Соединяет долины рек Джело и Карагем. Седловина перевала Эренбурга со стороны реки Джело не видна до момента подхода под перевальный взлет (см. фото 29). Со стороны перевала Кызылкая (Томич) седловину видно хорошо, она расположена в центральной части каменистого плато. Седловину перевала Кызылкая (Томич) со стороны перевала Эренбурга становится видно только при подъеме в сторону вершины 3355. Она расположена на юго-западном гребне, отходящем от этой вершины. Со стороны долины реки Левый Карагем седловину становится видно у верховьев реки. Ориентиром могут служить красноватые марсианские склоны, седловина находится справа от них на хребте. Подъем на перевал Эренбурга со стороны р. Джело сложен только в верхней части, непосредственно перед выходом на седло - крутой снежник 50 метров. Остальная часть подъема от реки - сначала по травянистому, далее по осыпному склону. Переход на седловину перевала Кызылкая (Томич) не сложен, при выходе на гребне очень красивые виды! Спуск в долину реки Левый Карагем также не представляет труда, нужно двигаться плотной группой на мелко осыпном склоне. Ходовое время с учетом привалов от реки Джело до истоков реки Карагем - 8 часов (многовато для перевала 1А). Седловина перевала Эренбурга представляет собой большое каменистое плато, со снежниками. Можно ставить лагерь. Седловина перевала Кызылкая (Томич) - небольшая площадка на гребне. Стоянку лучше организовать на спуске, у истоков реки Левый Карагем. С перевала Кызылкая (Томич) открываются потрясающие виды на озеро Паспалагачиоюк на юг и на марсианского вида красноватые склоны и долину реки Левый Карагем на север. Рекомендуем связку перевалов для прохождения.

29 июля 2021 года

День 7

Метеоусловия ясно

Участок пути: д.р. Левый Карагем - место слияния Левого и Правого Карагема

Перепад высот: 2600-1950

В 7.00 подъем, завтрак. В 9.00 выходим из лагеря, перейдя на левую (ор.) сторону ручья. Вчера ребята из Кирова шли по правой стороне, и не рекомендовали нам идти их путем. По левой стороне есть пропадающая тропа, проходящая через заросли карликовой березы. Находим тропу, но ее очень плохо видно и путь нам это облегчило не сильно - идем очень медленно, прибираясь через кусты. В 10.50 подошли к пересохшему ручью, дальше тропу не нашли и по рельефу показалось логичным спуститься к реке. Далее вдоль реки тропы также не наблюдаем.

Фото 38. Идем по тропе вдоль левого берега ручья, впадающего в реку Левый Карагем

Фото 39. Периодически тропа пропадает и идем просто сквозь кусты.

В 11.37 переходим на правую (ор.) сторону левого притока реки Левый Карагем.

Тут тоже тропу не обнаружили, идем по крупным камням прямо вдоль береговой линии. Нам это показалось лучше, нежели пробираться через кустарник. В 12.30 перешли на левый берег реки, тут обнаружили стоянку - значит тут все-таки ходят люди.

Фото 40. Идем вдоль ручья, переходя с одного берега на другой.

Идем через кедрово-сосновый лес, с густым подлеском, много поваленных деревьев по пути. Проходим слияние притока и реки Левый Карагем. Наконец-то выходим на тропу вдоль левого (ор.) берега реки Левый Карагем. В 13.40 выходим на открытый галечный участок реки, доходим до пересечения с тропой (49.962198,87.617844) в сторону озера Абыл-Оюк, и переходим реку вброд. Течение слабое, река разливается на несколько потоков, глубина ниже колена. Брод не вызвал ни у кого затруднений.

Фото 41. Брод реки Левый Карагем недалеко от слияния с рекой Правый Карагем.

На правом (ор.) берегу реки Левый Карагем ставим лагерь на галечном берегу, устраиваем полудневку. Лагерь располагается недалеко от слияния рек Левый и Правый Карагем. Место живописное - видно верховья реки правый Карагем, на противоположном берегу водопад. По берегам много топляка, разжигаем костер. Если есть пленка, можно устроить неплохую баньку. Мы даже сложили печку, сушили на горячих камнях иван-чай и грелись после купания в ледяной воде.

Фото 42. Лагерь недалеко от слияния рек Левый и Правый Карагем.

После обеда сходили налегке разведать тропу. За зарослями ивы - Карагемская поляна, на ее противоположной стороне большой камень с мемориальной табличкой погибшему альпинисту. Тут и проходит тропа в сторону озера Абыл-Оюк. Остаток дня солнечная погода, стираем и сушим вещи, отдыхаем. Ночью много звезд, некоторые ребята спят на улице и любуются звездопадом.

30 июля 2021 года

День 8

переменная облачность, вечером дождь

Участок пути: д.р. Правый Карагем - оз. Абыл-Оюк - площадки под ледником

Пройденное расстояние: 9,5 км

ЧХВ: 6,5 часов

Перепад высот: 1950-2600

Подъем в 6.00. В 8.00 выходим из лагеря. Проходим через заросли ивы на правом берегу реки Левый Карагем, выходим на Карагемскую поляну, переходим ее в направлении камня с мемориальной табличкой. Находим табличку, тут же проходит тропа. Идем дальше левому (ор.) берегу реки Правый Карагем. Тропа хорошо заметна, проходит по хвойным лесам. Набор высоты плавный. В 9.30 переходим ручей, впадающий в реку, по бревну. По бревну идем по одному, натянув веревку для поддержания равновесия.

Фото 43. Группа на Карагемской поляне у слияния рек Левый и Правый Карагем.

Фото 44. Переходим ручей, впадающий в реку Правый Карагем по бревну.

В 11.00 дошли до стоянок на левом берегу р. Правый Карагем, ниже озера АбылОюк (50.012339, 87.581422), тут стоит остов бани. Следует иметь ввиду, что следующие хорошие стоянки будут только после озера Абыл-Оюк. Собираем по пути иван-чай, листья смородины и жимолость. Ягоды смородины пока зеленые. Постепенно выходим из зоны леса, начинается курумник, тропа отмечена турами. В 12.50 после небольшого взлета выходим к озеру Абыл-Оюк, обедаем и купаемся. На озере хороших мест для лагеря нет, и до перевала Абыл-Оюк отсюда слишком далеко. Решаем подойти ближе к перевалу. По пути встречаем двоих туристов, спустившихся с перевала Абыл-Оюк. Они рассказали про состояние склонов перевала и сказали также, что выше есть хорошие места для палаток.

Фото 45. Взлет в сторону озера по курумнику.

В 14.50 продолжаем движение по тропе, отмеченной турами вдоль левого (ор.) берега. В 16.00 выходим к разливам реки Правый Карагем у ее истоков, переходим по камням на противоположный берег. В 16.40 останавливаемся в долинке, поросшей цветами, недалеко от ледника. Место для лагеря очень хорошее - это ближайшее удобное место для лагеря вблизи перевала Абыл-Оюк, удобные травянистые площадки под палатки, рядом протекает чистый ручей. Виды тут очень живописные. Начинается дождь, ужинаем и ложимся спать в 20.00. Засыпаем под шум дождя.

Фото 46. Озеро Абыл-Оюк. Видно район перевала Абыл-Оюк и место нашего лагеря.

Фото 47. Лагерь под перевалом Абыл-Оюк, видно озеро Абыл-Оюк

31 июля 2021 года

День 9

Метеоусловия:

переменная облачность, днем дождь, туман

Участок пути: м/н - пер. Абыл-Оюк 1Б* - оз. Верхнее Шавлинское

Пройденное расстояние: 8,5 км

ЧХВ: 10 часов

Перепад высот: 2600-3220-2150

Ранний подъем в 5.00, завтрак. На вершинах висят облака, но дождя нет. Собираемся, системы одеваем на себя, и в 7.17 выходим из лагеря. Идем сначала по травянистому склону, далее по моренным валам в сторону ледника. Тропы нет, путь логичен. По пути переходим небольшой ручей по камушкам.

Фото 48. Группа готова к штурму перевала Абыл-Оюк.

В 8.30 выходим на ледник, одев кошки и связавшись. Начало подъема на ледник крутое, далее до седловины ледник пологий. Ледник открытый, видно трещины в центральной части ледника, по которым стекают потоки воды. Мы поднимаемся по левой по ходу стороне ледника, где более полого. С ледника видно седловину перевала АбылОюк. На вершинах так и висят небольшие облака, но седловина просматривается хорошо, и осадков нет. Снег на леднике раскис после вчерашнего дождя, ноги начинают промокать.

В 10.00 подошли под перевальный взлет. Снимаем кошки, развязываемся. Перевальный взлет представляет собой осыпной кулуар до 40° крутизной, со снежником в средней части. Начинаем подъем сначала по средней осыпи, в левой части кулуара. По снежнику поднимаемся также плотной группой. Снег раскис, ступени рубятся хорошо. Тропим по очереди. По описаниям на снежнике вешают перила (2-3 веревки), когда снег плотный и ступени плохо рубятся. Без затруднений проходим снежную часть склона без провешивания перил. Над перевалом висит туман, но видимость нормальная, седловина просматривается хорошо.

Фото 49. Идем в связке по леднику в сторону перевала Абыл-Оюк.

Фото 50. Подъем по снежнику в сторону седловины перевала Абыл-Оюк.

После снежника начинается участок мелкой и средней скользкой осыпи. Тут висит старая веревка вдоль скал по правой по ходу части кулуара. Первый участник поднимается налегке, придерживаясь за эту веревку, с нижней страховкой. Вешаем перила за скальный зуб, расположенный прямо на седловине (около 45 метров перил).

Поднимаемся по одному с жумаром, подстраховка прусиком. Первый участник спускается за рюкзаком и поднимается на перевал с верхней страховкой.

Фото 51. Подъем по перилам на перевал Абыл-Оюк.

В 11.47 вся группа выходит на седловину перевала Абыл-Оюк 1Б*. Тучи сгущаются, начинает моросить мелкий дождь.

Фото 52. Группа на седловине перевала Абыл-Оюк (1Б*)

Записку в туре не обнаружили, оставляем свою и начинаем спуск. Спускаемся до скального выступа немного ниже перевала. От скального выступа - налево. Дальше спуск по крутым полочкам, вешаем веревку 50 метров за скальный выступ. Спускаемся по одному со спусковым устройством, подстраховка прусиком. Спустившиеся участники собираются за скалами, так как есть опасность падения камней из-под ног спускающихся участников. Последний участник спускается по сдвоенной веревке, на станции оставляем петлю.

Фото 53. Первая веревка на спуске с перевала Абыл-Оюк.

Далее спускаемся еще на 50 метров без веревки, плотной группой по полочкам до кулуара. Кулуар уходит вправо и выводит на осыпной склон (см. фото 54-57).

В кулуаре вешаем еще одну веревку 50 метров. Станцию организуем на петле на скальном зубе. Спускаемся по одному, применяя технику, описанную выше. Далее по снежнику выходим на осыпной склон около 30° и спускаемся по мелко осыпному склону без страховки, плотной группой.

Фото 54. Спуск по полочкам до кулуара. Кулуар (отмечен стрелкой) выводит вправо на осыпной склон.

Фото 55. Вторая веревка на спуск в кулуаре.

Спуск до ледника Мечта занял около 3 часов. Во время спуска периодически моросил мелкий дождь. Продолжаем движение по правой по ходу стороне ледника, далее по правобережной морене до конца ледника. В 16.00 останавливаемся на обеда. Далее идем по моренным валам, постепенно выходя на зеленку. По пути встречаются места под палатки, но источников воды поблизости мы не заметили. На валах тропа отмечена турами. Спуск к озеру Шавлинское Верхнее - по крутому травянисто-осыпному склону. В 18.50 доходим до стоянок на северном берегу озера и ставим лагерь. Тут несколько групп - непривычно видеть людей. Стоянка в лесной зоне, мест под палатки много, есть дрова. Рядом течет речка.

Фото 56. Спуск по осыпному склону в сторону ледника.

Фото 57. Группа после спуска с перевала Абыл-Оюк. Красным отмечен путь спуска.

Фото 58. Вид на Верхнее Шавлинское озеро.

Итоги после прохождения перевала Абыл-Оюк (1Б*, 3220 м, сн-ос). Перевал расположен на Северо-Чуйском хребте, между Чуйским и Шавлинским отрогами. Соединяет долины рек Карагем и Шавла. Седловина перевала видна только при выходе на ледник с южной стороны перевала (см. фото 49). Со стороны Шавлы седловина скрыта за скальным массивом. Подъем на перевал со стороны оз. Абыл-Оюк до ледника по травянистому склону и простым моренным валам. Подъем на ледник от морены до 30°, далее ледник выполаживается. На леднике имеются трещины в центральной его части, нужно двигаться ближе к слону, по левой по ходу стороне ледника. Мы прошли ледник в связке, но нужно смотреть по ситуации и погодным условиям. По описаниям при разных погодных условиях требуется навеска от 1 до 3 веревок. В нашем случае снежник раскис из-за продолжающихся несколько дней дождей и часть подъема до конца снежника мы прошли без страховки, вырубая ступени в раскисшем снегу. В верхней части кулуара осыпь скользкая, опасная. Провесили одну веревку (50 метров). Спускаться в сторону Шавлы по разным описаниям можно слева и справа от скального выступа, немного ниже седловины. В нашем случаем был туман, и спуск влево по осыпным полочкам показался более приветливым. На спуск провесили одну веревку сразу от скального выступа, далее спустились еще на 50 метров по полочкам без страховки и провесили еще одну веревку по кулуару до осыпного склона. На всем протяжении спуска есть опасность падения камней, нужно прятаться за скалами, а при спуске без страховки передвигаться плотной группой. Прохождение ледника Мечта не представляет сложности, нужно двигаться по правой стороне, либо по правобережной морене. Далее до Верхнего Шавлинского озера идти, ориентируясь на туры. Ходовое время с учетом привалов от травянистых площадок под ледником Абыл-Оюк до седловины - 4,5 часа, спуск до Верхнего Шавлинского озера - 6 часов. Седловина представляет собой небольшую площадку на гребне, воды нет. Удобные места для лагеря с юга - выше озера Абыл-Оюк на травянистых площадках или на морене под ледником, с севера - на морене ниже ледника Мечта или на Верхнем Шавлинском озере. Перевал является самым простым путем перехода с долины реки Карагем в сторону Шавлинских озер.

Рекомендуем перевал для прохождения.

1 августа 2021 года

День 10

ясно

Участок пути: оз. Верхнее Шавлинское - оз. Нижнее Шавлинское - оз. под пер. Нижний

Шавлинский

Перепад высот: 2150-2300

В 7.00 подъем, завтрак. Солнечно. Сушим снаряжение, вещи и ботинки, промокшие вчера. Пролетает несколько вертолетов в сторону главного хребта. В 11.00 выходим в сторону Нижнего Шавлинского озера. Верхнее озеро обходим справа по ходу движения. Идем сначала по заболоченному берегу озера, затем по курумнику, тропа отмечена турами. Идти сложно, местами приходится применять элементы скалолазания.

Фото 59. Группа на южной стороне верхнего Шавлинского озера. Видно валуны на западной стороне озера.

Фото 60. Группа на западной стоянке Нижнего Шавлинского озера.

Восточный берег выглядит проще, возможно там есть нормальная тропа. В 12.36 вышли на южную сторону озера, дальше тропы соединяются в одну набитую. Тропа проходит через хвойный лес по правому (ор.) берегу реки Шавла. В 14.20 вышли на стоянку на западной стороне озера Нижнее Шавлинское. Встаем на обед, купаемся. Рядом проходит тропа в сторону перевала Нижний Шавлинский.

На озере много палаток, на южной стороне даже есть баня и домик, куда алтайцы могут привезти продукты на заказ (отдыхающих тут очень много, поэтому заказ принимают только на следующий день). В 16.20 выходим по тропе в сторону перевала Нижний Шавлинский. Тропа от озера крутая, уклон до 40° по травянисто-осыпному склону, после дождя, скорее всего, труднопроходима. В 17.55 останавливаемся на стоянке у безымянного озера, высота 2300. Дальше по описаниям хороших стоянок нет, принимаем решение ставить лагерь. Место удобное, можно поставить много палаток, рядом течет ручей. Ужинаем в 20.00 и ложимся спать. Ночью ясно, много звезд. Некоторые участники спят на улице, на траве.

Фото 61. Стоянка на озере по пути на перевал Нижний Шавлинский.

2 августа 2021 года

День 11

ясно

Участок пути: м/н - пер. Нижний Шавлинский 1Б - озеро в верхрвьях д.р. Маашей

Пройденное расстояние: 12 км

Перепад высот: 2300-3170-2400

Общий подъем в 5.00, завтрак. В 7.00 выходим в сторону перевала Нижний Шавлинский. Тропа отмечена турами, проходит по средней осыпи. Идется легко, набор высоты плавный.

Фото 62. Вид на седловину перевала Нижний Шавлинский из ущелья.

Стоянки, отмеченные на картах в навигаторе, замечаем, но воды там не видно. Не жалеем, что вчера остались на безымянном озере. Ближе к леднику выходим на правобережную морену, дальше идем по ней траверсом около 500 метров. Туров тут нет. В 11.00 спускаемся на ледник.

Фото 63. Идем траверсом по правобережной морене.

Ледник пологий и открытый, не требует применения специального снаряжения. Устраиваем перекус на леднике, мажемся кремом от загара. Седловина перевала хорошо просматривается на всем протяжении пути. В 12.00 подошли к перевальному взлету.

Фото 64. Красным отмечен путь подъема на перевал Нижний Шавлинский

Перевальный взлет представляет собой осыпной склон до 35° со снежником посередине. Можно пройти слева или справа от снежника. Мы идем справа, по средней и мелкой осыпи плотной группой. Перед выходом на перевал висит старая веревка. Используем ее как ориентир, не применяя в качестве опоры. Поднимаемся плотной группой вдоль веревки по мелкой осыпи, крутизна склона в верхней части до 40°, идти сложно, шаг вверх, пол шага вниз.

Фото 65, 66. Подъем на перевал Нижний Шавлинский.

Фото 67. Выход на седловину и путь подъема (красным).

В 13.30 вся группа вышла на перевал Нижний Шавлинский 1Б. Седловина представляет собой небольшую площадку около 7 метров шириной, на юго-восточной стороне висит снежный карниз. Сняли записку группы туристов из города Бийск и Белокурихи под руководством Миронова В.В. Погода хорошая, крайний перевал похода, не хочется идти вниз. Один из участников принимает поздравления в честь дня ВДВ. Оставляем записку и флаг «За ВДВ» в перевальном туре.

Фото 68. Группа на седловине перевала Нижний Шавлинский.

В 14.00 начинаем спуск слева по ходу от карниза по мелкой осыпи плотной группой в сторону ледника Маашей Левый. В нижней части перевального взлета проходим небольшой участок снежника. В 14.23 выходим на ледник, проходим по нему без кошек. На краю ледника встаем на обед в 14.45. В 16.05 продолжаем спускаться в сторону реки Маашей.

Фото 69. Группа на спуске с перевала Нижний Шавлинский.

Фото 70. Путь спуска в сторону ущелья Маашей.

Идем по центральной части морены, тропы нет, туров тоже не видим. Встречаем небольшое моренное озерцо, обходим его слева по ходу движения прямо вдоль береговой линии. Тропа скорее всего проходит выше и левее озера, по верхней части морены. После озера появляются туры, кое-где заметна тропа.

Фото 71. Путь спуска в сторону ущелья Маашей.

В 18.15 выходим к небольшому озеру в верховьях реки Маашей, обходим его справа по ходу движения, ставим лагерь на восточной стороне озера. Недалеко от озера замечаем стадо горных козлов. Озеро от реки Маашей и ледника отделено моренным валом, если забраться на него - открываются потрясающие виды на Северо-Чуйский хребет. Недалеко белоснежный язык ледника Маашей. Место для лагеря удобное, но уже встречается большое количество мусора в костровищах, озеро не рекомендуется для купания - дно илистое.

Фото 72. Фото лагеря на озере.

Итоги после прохождения перевала Нижний Шавлинский (1Б, 3170 м, сн-ос). Перевал расположен на Чуйском отроге Северо-Чуйского хребта. Соединяет долины рек Шавла и Маашей. Седловина перевала видна на большей части подъема со стороны Шавлинских озер. Со стороны Маашей седловина становится видна при выходе в цирк ледника Маашей Левый. Подъем на перевал со стороны Шавлинских озер по тропе, обозначенной турами. Главное - не потерять из виду тур, иначе простой переход может превратиться в плутание среди осыпи. При подходе к леднику удобнее всего перейти на правобережную морену, пройти по ней траверсом до удобного спуска на ледник. Ледник пологий, не требует применения специального снаряжения. Подъем на седловину со стороны Шавлинских озер возможен слева и справа от снежника, расположенного в центральной части перевального взлета. По описаниям иногда вешают веревку в верхней части взлета. Мы поднялись без навески перил, плотной группой справа от снежника. У перевала две седловины. Спуск с них в сторону Маашей не представляет сложности - по мелкой и средней осыпи плотной группой. Ледник Маашей Левый пологий, проходится легко. Спускаемся в сторону реки Маашей от ледника по моренным валам - по разным описаниям проход по центральной или по левой по ходу части морены. Мы шли по центральной части, по средней осыпи, туров нет. Ходовое время с учетом привалов от маленького озерца до седловины - около 5 часов, спуск до долины Маашей - 3 часа. Седловина представляет собой небольшую площадку на гребне, на восточной стороне снежный карниз. Удобные места для лагеря со стороны Шавлинских озер - выше Нижнего Шавлинского озера по тропе на маленьком безымянном озерце, (далее до перевального взлета мы не встретили воду), со стороны Маашей - на морене ниже ледника Маашей Левый или в долине реки Маашей. Рекомендуем перевал для прохождения.

3 августа 2021 года

День 12

Метеоусловия переменная облачность, днем небольшой дождь

Участок пути: д.р. Маашей

Пройденное расстояние: 18 км

Перепад высот: 2400-1500

В 7.30 подъем. В 9.45 выходим из лагеря. Идем вдоль правого по ходу берегу ручья, вытекающего из озера, тропа. Через час доходим до реки Маашей, находим тропу, отмеченную турами, идущую по левому (ор.) берегу реки Маашей.

Фото 73. Вид на вершины Северо-Чуйского хребта в верховьях реки Маашей.

Тропа в верхней части проходит через заросли ивы, далее - по хвойному лесу. В лесной зоне встречаем много оборудованных стоянок. В 13.30 выходим к погибшему озеру Маашей. Обходим озера слева по ходу движения по крупной осыпи.

Фото 74. Погибшее озеро Маашей.

В 14.30 встаем на обед на берегу чистого ручья, немного ниже озера Маашей. Вода в реке Маашей мутная, не хочется на такой воде готовить. В 16.00 продолжаем движение по левому (ор.) берегу. Появилась связь билайн. Позвонив на туристическую бару Сартапкай, мы получили информацию о затопленной бане и готовности принять нас сегодня. Вдохновившись этим предложением, решаем завершить маршрут. В 17.00 выходим к домику местных жителей. Тут есть баня, можно устроиться на ночлег в домиках, есть вариант выброски на автомобиле ГАЗ-66. Покупаем у хозяйки лепешки с молоком, останавливаемся на перекус. Стоимость лепешки - 100 рублей, литр молока - 250 рублей.

Фото 75. Перекус лепешками и молоком у местных жителей.

Немного моросит. В 18.30 выходим к Мажойскому мосту, тут нас уже ожидает водитель с турбазы Сартыкпай на Уазике.

Фото 76. Мажойский мост через реку Чуя.

Едем на туристическую базу вдоль реки Чуя - 5 человек в салоне, 4 человека в кузове с рюкзаками. Высота 1500, красивые пейзажи по берегам Чуи. А в горах начинается гроза. Через час доехали до Туристической базы Сартыпкай. Тут очень приветливые хозяева, уже затопили для нас баню и приготовили домик. Пока мы отмывались в бане, хозяйка приготовила нам еду. На этой позитивной ноте мы завершаем наш маршрут.

Выводы и рекомендации.

Маршрут получился красивый и интересный, насыщенный различными препятствиями (снежно-ледовые и осыпные перевалы, броды, ледники).

Цели похода выполнены, группа отработала технические приемы на различных участках.

Перед прохождением перевала 8 Марта нужно ознакомиться со всеми имеющими материалами и ориентироваться по навигатору.

Связка перевалов Эренбурга и Томич показалась нам сложнее, чем 1А. Время прохождения всей связки - около 8 часов. С вершиной Купол, перевалом Абыл-Оюк и Нижний Шавлинский не возникло проблем.

Большую часть похода погода была дождливая, и в целом, погода в районе очень переменчивая и непредсказуемая. Нужно закладывать больше дней для пережидания непогоды.

Один из туристов, встретившихся нам по пути, рассказал, что заблудился на спуске с перевала Нижний Шавлинский в сторону Шавлинских озер, рекомендовал идти строго по турам.

Спуск вдоль левого притока реки Левый Карагем проходит по труднопроходимому участку - тропа теряется в зарослях карликовой березы, а так же проходит через бурелом хвойного леса. Возможно, есть более удобная и легкая для прохождения тропа.

Отдать приоритет сублиматам на завтрак в дни прохождения перевалов с целью экономии времени и газа.

Часть членов группы были привиты от клещевого энцефалита, в течение дня проводили осмотр тела на наличие клещей. Но за весь поход мы не встретили ни одного клеща.

Потенциально опасные участки маршрута.

Пер. 8 Марта, средняя осыпь на склоне до 40°, очень подвижная. Движение строго плотной группой. Изучить подробно описание перевала и сверяться с показаниями навигатора.

В. Купол трех озер. Небольшой осыпной участок на входе в ущелье. Средняя осыпь очень подвижна - движение строго плотной группой. Траверс склона по мелкой и средней осыпи - опасность соскальзывания в ущелье.

Пер. Эренбурга - перевальный взлет крутой, до 40°. Подъем по снежнику после заморозков скорее всего будет затруднен - плохо рубятся ступени, потребуется применение специального снаряжения.

Пер. Кызылкая(Томич) движение по гребню в сторону перевала опасно падением вниз по склону.

Спуск с пер. Кызылкая(Томич) по мелкой и средней осыпи - опасность сбрасывания камней на нижних участников - обязательно движение плотной группой.

Пер. Абыл-Оюк. После снегопадов трещины в средней части ледника могут быть спрятаны под снежными мостами. Перевальный взлет после снегопада может быть лавиноопасен. После заморозков вырубание ступеней в снежнике может быть затруднено, необходима навеска перил на подъем (2-3 веревки).

Спуск с пер. Абыл-Оюк. Предположительно, спуск с перевала по правую сторону скального выступа легче, но из-за тумана путь через скальные полки нам показался легче. Необходима навеска перил (2-3 веревки), опасность падения камней из-под ног верхних участников.

Пер. Нижний Шавлинский. Подъем по мелкой и средней осыпи может быть опасен падением камней из-под ног впередиидущих участников. Движение строго плотной группой. Веревки, висящие по обе стороны перевала, не внушают доверия, их лучше не нагружать.

Спуск с пер. Нижний Шавлинский. При спуске с перевала возможен сход снежного карниза, висящего на перевале. В нашем случае снег был плотный и карниз толстый и надежный. Возможен спуск с перевала с другой седловины, расположенной немного севернее (там установлен флаг).

Осыпные склоны на подходах и отходах перевалов. Двигаться нужно аккуратно, встречаются живые камни, нога может соскользнуть.

Броды рек. Во многих ручьях после обеда поднимается вода и требуется навеска перил и переправа со страховкой.

Перечень наиболее интересных природных, исторических и др. объектов на маршруте

Талдуринский ледник с вершинами Икту, Гребешок и Ольги - один из крупнейших в регионе ледников.

Народность теленгитов - субэтнос алтайцев, потомки древних тюркоязычных телесских племен. Стараются сохранять и следовать своим древним традициям, язычники. Растительность: цветы и травы - большое количество краснокнижных и лечебных растений.

Каньон в устье реки Джело

Вершина Купол трех озер - простая и красивая обзорная вершина района.

Гребень перевала Кызылкая(Томич) - уникальные виды: с юга на озеро Паспалагачиоюк, с севера на ландшафты, напоминающие своим цветом марс из-за большого содержания ртути в породе.

Шавлинские озера с вершинами Мечта, сказка и Красивица - визитная карточка Алтая

Погибшее озеро Маашей - до 2012 года большое горное озеро, которое погибло в результате прорыва дамбы.

Дополнительные сведения

Общая характеристика района

Алтайские горы - горная система на юге Сибири и в Центральной Азии, расположенная на границе России, Монголии, Китая и Казахстана. Систему принято делить на Южный,

Северный, Восточный и Центральный Алтай. Центральный Алтай - самая высокая часть Алтая, включающая в себя Южно-Чуйский, Северо-Чуйский и Катунский хребты. Наш маршрут проходил по республике Алтай, по Южно-Чуйскому и Северо-Чуйскому хребтам, именуемыми также Чуйскими белками. Северо-Чуйский хребет простирается с северо-запада на юго-восток на 140 км, границей района служат долины рек Карагем и Чаган-Узун. Наибольшей высоты хребет достигает в центральной части (в. Маашей-Баши - 4173 м.). Категории трудности перевалов - до 3Б, высота снеговой линии - 2900 м на северных склонах, 3100 м - на южных. Орография хребта представляет собой несколько параллельных хребтов - Чуйский, Шавлинский, Карагемский. Восточную оконечность хребта замыкает вершина Купол трех озер, за ней начинается Курайская степь. Максимальное оледенение Северо-Чуйского хребта - в верховьях рек Ак-Тру, Маашей, Шавла, Джело, Карагем. Южно-Чуйский хребет отделен от Северо-Чуйского хребта долиной реки Карагем и протянулся с запада на восток на 120 км. Наибольшей высоты достигает в центральной части (в. Икту 3941 м и Ирбисту 3967 м). Тут расположен самый крупный ледник Алтая - большой Талдуринский площадью 28,2 км2. Оба хребта имеют общие особенности: южные склоны круче северных и имеют более короткие отроги, оледенение больше на северной части склонов, скалы сильно разрушены, взлеты имею террасную особенность, заросли карликовой березы в долинах рек, окраины граничат с плоскогорьями и степями. Южно-Чуйских хребет беден древесной растительностью, но климат там суше, чем на Северо-Чуйском. Южно-Чуйский хребет более сложен в плане заброски и поэтому менее популярен и малолюден. Обильные осадки на севере, в противовес ураганным ветрам на юге. Туристские возможности от 1 до 6 к.с. Однако, нужно учесть, что большую часть интересных мест в походе 1 к.с. вы скорее всего не увидите и перевалы 1А являются достаточно сложными. Рекомендуем приезжать для прохождения маршрутов от 2 к.с. Имеются неисследованные участки. В районе имеется альпинистский лагерь - Актру. Самые удобные подъезды к району от Чуйского тракта - маршрту может начинаться от альплагеря Актру, от поселков Бельтир, Акташ, Чибит. На территории Алтайского края есть несколько городов, являющихся весьма удобными точками для заброски к началу маршрута - Барнаул, Горно-Алтайск и Бийск. Между городами и поселками хорошее автобусное сообщение, но удобнее всего заказывать трансфер через проверенные турфирмы. Район в летние месяцы богат травами, если изучить подробнее описание и применение некоторых из них - можно сэкономить на чае. Район является эндемичным по клещевому вирусному энцефалиту.

Список общественного снаряжения

0,5

Котел 3 литра

0,6

Котлы с радиатором позволили экономичнее расходовать газ - не

более 40 гр/ чел в день

10 м

0,3

Перечень индивидуального снаряжения

Рюкзак, в комплекте с защитной накидкой

Спальный мешок

Коврик пенополиуретановый либо самонадувающийся

Палки трекинговые телескопические

Дождевик

Аптечка личная

Куртка теплая

Комплект ходовой одежды (ветрозащита)

Ботинки ходовые, ботинки для брода

Комплект термобелья

Утепление (флис)

Носки тонкие и толстые, перчатки

Шапка, балаклава

Спусковое устройство

Итого: максимальная нагрузка на одного мужчину - 26 кг, на женщину - 22 кг

Состав аптечки:

Иньекции: дексаметазон, супрасин, кеторол, кордиамин, новокаин, шприцы, спиртовые салфетки

Перевязка: марлевые салфетки стерильные, ватные диски, гемостатическая губка, клей БФ-6, липкий бинт, пластырь в рулончике, фурацилин, марганцовка, гидроперит, зеленка, хлоргекседин

Мази: пантенол спрей, быструм+вольтарен

ЖКТ: лоперамид, церукал, фестал, гевискон, уголь активированный, смекта

Обезболивающее: кетанов, ибупрофен, но-шпа

Аллергия: зодак, ксимелин (спрей), альбуцид

ОРЗ: стрепсилс, парацетамол

Горная болезнь: диакарб, дексаметазон

Сердце: нитроглицерин

Разное: нашатырные салфетки, крем солнцезащитный, пинцет, ножницы, клещевый эктсрактор

Состав личной аптечки: эластичный бинт с булавкой, бинт 7*14, пластырь рулонный и бактерицидный, спиртовые салфетки, уголь активированный, бора плюс или другой крем

от трещин, аскорбинка с глюкозой, терафлю, репеллент от клещей В воду добавляли изотоник: около 20 гр на человека в день

Отчет медика: в аэропорту травмировался один из участников (упал на разбитое стекло).

В аэропорту были докуплены дополнительные перевязочные средства. По прилету в

Горно-Алтайск заехали в местную республиканскую больницу, где пострадавшему были наложены два шва в области ладони. Противопоказаний к походу не было, в группе был опытный медик. Взяли рекомендации врачей по обработке ран и снятию швов. Каждый день обрабатывали раны, делали перевязки, швы сняли в крайний день похода. Больше травм в течение похода не было, лишь небольшие ушибы - использовали вольтарен и мозоли - использовали лейкопластырь. У двоих участников были небольшие расстройства желудка, что связано было с использованием сублимированных супов - использовали мезим. Симптомы ОРЗ во второй половине похода были замечены у двух человек - использовали терафлю, африн, парацетамол, фурацилин для полоскания горла. Также наблюдалась головная боль у одного из участников в первой половине похода, связанная, скорее всего с акклиматизацией. Не хватало в аптечке лекарств, понижающих давление. В личной аптечке не хватило мази бора плюс, эластичных бинтов, аскорбинки с глюкозой.

Питание:

Все продукты были закуплены и расфасованы по дням в Коломне. На продукты потратили около 5000 с человека.

Раскладка 500 грамм на человека в день. На завтрак готовили крупу (70 грамм) с добавлением сухого молока или масла. Крупы (гречка, рис, булгур, кус-кус, овсянка) чередовали на завтрак и ужин. К каждому приему пищи выдавалось сладкое (печенье, шоколад, конфеты, халва, щербет, пастила) по 50 грамм. Каждый участник брал на себя сухари, общественных сухарей не было. Это оказалось недостатком, так как сухари были съедены в первой половине похода и пришлось ходить попрошайничать на Шавлинских озерах.

Вместе с завтраком выдавалось карманное питание (около 50 грамм) - орехи, сухофрукты, конфеты.

На обед готовили сублимированные супы (35 гр на человека) - весит не много, готовится быстро (2-3 минуты). В обед добавляли сало, колбасу или карпачо по 30 грамм. На ужин готовили крупу (80 грамм). На обед и ужин добавляли тушенку собственного приготовления (мясо вываренное в жиру без добавления воды в течение 5 часов). Способ проверенный годами, мясо не портится. Упаковывали мясо в упаковки из-под сока (тетрапак).

В группе одна из участниц - вегетарианец. Вместо мяса она ела сыр в вакуумной упаковке.

Также для разнообразия добавляли сублимированные ягоды и овощи.

Во второй половине похода начали замечать, что кушать хочется всегда и пастилу хотелось заменить на печеньку - сказался недостаток сухарей.

Для чая использовали травы, растущие под ногами - иван-чай (главное уметь его правильно ферментировать), бадан, шалфей, чабрец.

Сублимированных продуктов нужно закладывать больше в целях экономии веса и времени.

Ремнабор

Состав: мультитул, армированный скотч, простой скотч толстый, репшнур, нитки капроновые, шило, иголки для шитья тонкие и толстые, проволока, заплатки, клей, трубки для ремонта дуг, стяжки, фастексы. Вес набор около 700 грамм.

Отчет ремонтника: использовали все кроме проволоки и фастексов, решили что армированного скотча нужно брать больше, им починить можно все.

Фотографии перевальных записок и копия маршрутной книжки