23 сентября 2021-го года попрощались с Владимиром Дмитриевичем Кавуненко. Пришедших было много. Спартаковцы Москвы и Подмосковья пришли проводить в последний путь своего кумира. Были и тренеры-спасатели МАЛ — Е. Устюжанин, Р. Смирнов, П. Чочиа, Б. Коршунов. Пришли и кавалеры ордена Эдельвейс, среди которых был гроссмейстер С. Маркин.
Много было сказано хороших слов со слезами на глазах. Ирина Карасаева рассказала о том, что вся альпинистская жизнь спартаковцев была связана с Кавуненко. Что лично для неё Владимир Дмитриевич это всё.
В.Н. Шатаев, ходивший в связке с Володей, сказал, что тот всегда очень внимательно относился к страховке и много сделал для развития спартаковского альпинизма.
Спасатель 076 и председатель совета ветеранов альпинизма А.В. Краснов, который не мог пропустить прощание с Владимиром, второго октября дал прекрасное интервью "Спасателей много, а спасти некому".
Интервью Краснова:
В 2018-м году альп лагерь Безенги посетило множество ветеранов альпинизма. Отмечали юбилей лагеря, устроили очередную встречу кавалеров ордена Эдельвейс. Ко мне подошёл один из ветеранов и спросил:
— Это правда, что для вас в горах более значимо участие в спасательных работах и вы цените это значительно больше восхождений?
Я ответил утвердительно.
В 1970-м году я получил благодарность и грамоту от министра здравоохранения СССР Б.В. Петровского не подозревая о том, что моя профессия и позднее увлечение альпинизмом приведут меня в 1975-м в Ачик-Таш, где произойдёт моя встреча с Владимиром Дмитриевичем.
Именно участие в экспедиции 1975-го года я считаю своим лучшим достижением в горах, а диплом ЦСДСО Спартак своей лучшей наградой.
В той экспедиции труднее всего было В. Шатаеву и В. Кавуненко. Очевидно почему было невыносимо тяжело Шатаеву. Когда спустили всех женщин Володе Кавуненко пришлось встречать всех родственников погибших. Смотреть им в глаза. Рассказывать, как и что...
Может быть поэтому, зная мои специфические задачи во время спуска, он решил упомянуть меня в своей книге "Как будут без нас одиноки вершины".
В. Кавуненко. Ачик-Таш 1975
Когда грянуло землетрясение в Армении, спартаковец Константин Борисович Клецко быстро и чётко организовал отряд альпинистов-ленинградцев. Наш отряд расположился на стадионе в Ленинакане.
К нам пришёл В. Кавуненко, который от управления альпинизмом был назначен координатором альпинистских отрядов, как Спасателей. В том хаосе и неразберихе Володя делал всё, что от него зависело.
В 30-летний юбилей землетрясения секретарь российского союза спасателей позвонила мне и сказала, что В. Кавуненко просил связаться со мной, чтобы пригласить меня на годовщину в Москву. Он всегда относился ко мне тепло и с уважением. Мне тогда приехать не удалось.
В декабре 1996-го года я прилетел в Перу по приглашению моего друга-врача с которым познакомился в Мексике, когда поднимался на пирамиду Чолула. Оказалось, что, когда в 1970-м в провинции Анкаш произошло землетрясение, он тоже там был и знал о помощи Советского Союза. Перед этой поездкой в "Побеждённых вершинах 1970-1971" я прочитал, что написал Володя об этой катастрофе.
Книга в которой им подробно описываются события, связанные с поездкой советских спасателей в район бедствия, выйдет только в 2000-м году.
Моя поездка была связана с горами потому, прилетев в Лиму, я улетел в Урас (район вершины Уаскаран).
Вернувшись в Санкт-Петербург я сразу позвонил В. Кавуненко и рассказал, что был в тех местах провинции Анкаш, где был и он. Для него события в Перу 1970-го года стали страшным потрясением, и он попросил рассказать всё о моей поездке.
И я ему рассказал, что был на восхождении. Посетил место, где погибли 15 чехословацких альпинистов в уасаранской лавине. В разных места Анкаша, узнав что я из России, сразу начинали с благодарностью вспоминать помощь советских спасателей в 1970-м. А далее были Трухильо, Мачу-Пикчу...
19 августа 1991-го года прилетаем с Борисом Коршуновым с южного Илыльчека в Каркару. В это время там были В. Кавуненко, Б. Студенин с группой киношников BBC и ведущим программы "В мире животных" Николаем Дроздовым. Я сразу пошёл в сауну, где в одиночестве грелся Н. Дроздов.
Мы разговорились и он рассказал мне несколько пикантных анекдотов, а затем сказал, что по радио из Москвы поступают тревожные новости...
Когда мы подошли к убтной кают-компании Казбека Валиева от туда уже доносились тревожные голоса. Обсуждалось чрезвычайное положение в стране, объявленное в связи с путчем.
Я хорошо помню как эмоциональный Володя Кавуненко сказал:
— Если всё вернётся обратно, то возьму рюкзак и уйду в Гималаи!
23-го сентября день рождения выдающегося спартаковского альпиниста Студенина Бориса Андреевича. В этом году его лучший друг по жизни и в горах Гриша Петрашко поздравив его уехал на прощание с Владимиром Дмитриевичем Кавуненко. Он рассказал о беспрецедентном поступке Володи в горах, когда заболел Б. Студенин. Ещё Петрашко сказал, что рад судьбе, которая свела его с этим человеком.
Я присоединяюсь к его словам.
P.S.
В.Д. Кавуненко не ушёл в Гималаи, но там находится его младший друг Володя Башкиров. И до конца дней он, как альпинист-спасатель, не смог убедить себя в том, что лучшие российские альпинисты сделали всё возможное, чтобы В. Башкиров не остался там навсегда.