Люди и горы > Полемика >

Автор: Алексей Чистяков, Москва

Альпинизм в коммерческой группе.
Риски

Всем своим знакомым не перестаю повторять, что однократный альпинизм в коммерческой группе ради инстаграмма, преодоления себя и прочих "галочек" это сборка в один флакон всех возможных риск-факторов для вашего светлого будущего. А если вы прямо стояли на Эльбрусе, то вам просто очень повезло.

За последние 10 лет поток коммерсантов в туризме в принципе, и на "высшей точке Европы" конкретно, достиг гигантских масштабов. Последние три года там ну просто километровые очереди. Может быть, это вполне нормальное течение истории. Раньше для сплава надо было катамаран купить, а то и склеить самому, найти вахтовку у нефтяников и спиртом за нее рассчитаться. Сейчас - все под ключ с доставкой от дома, и даже гид не пьяный, одет прилично и лайков у него много.

Но если на Ликийской тропе вас любой оболтус, самоназвавшийся гидом, за ваши же деньги вас максимум там не накормит, то в горах - в любых горах, вы автоматический попадаете в зону смерти, где любая мелочь может стоить всего. Пафосно, но сейчас по пунктам объясню - почему.

1. Вы в горах первый или второй раз, и не понимаете как они устроены. А они огромные, нет - гигантские. Горожанам, даже заядлым горнолыжникам, в пешем режиме этот масштаб представить невозможно. В них можно идти 6 часов без остановки и почти не сдвинуться с места. Любое восхождение на любой пенёк займет у вас минимум полный световой день, хотя вот же он, руку протянуть. Эльбрус не должен быть вашей первой вершиной.

2. В больших горах не бывает "простых" вершин, как об этом говорят в рекламе. Эльбрус технически простая, пешеходная гора, но это самый большой вулкан и самый большой ледовый панцирь Европы. Он длится десятки километров и максимально сложен в навигации. Он не должен быть вашей первой вершиной.

3. Все, что выше 4000 метров - это высоко. Очень высоко, ваш организм там никогда не был и он уже охерел, когда просто дошел до скал Пастухова. На 4500 у вас будет пульс 120 в покое, а мысль одна на всю голову. На высоте 5000 можно просто сесть и бессвязно мычать, а на высоте 6000 - сесть и умереть. С абсолютно здоровым сердцем и марафонской подготовкой. 5642 метра не должны быть вашей первой вершиной.

4. На высоте любая проблема одного человека становится гигантской ПРОБЛЕМОЙ для всей группы. Вывих ноги - вся группа вниз, потеря сознания - спасработы до следующего утра, проехал на жопе до ближайшей трещины - подъем и спасработы на двое суток без еды и с обмороженными. Хотя подождите, это я про спортивную группу. В коммерческой группе все иначе, об этом ниже.

5. В горах не бывает простых выходов, как в кино. Нет вертолета через 15 минут, потому что облачность и ветер, нет ратрака, потому хрен знает, где мы сейчас. Нет спасателей, потому что им к вам подниматься 3-6 часов. Любая эвакуация очень сложна - даже легкую девочку с горы спустить одному почти нереально, и длится мучительными часами. Если вы не умеете спасать себя и друга, Эльбрус не должен быть вашей первой вершиной.

6. Когда вы не идете сами, а вас ведут, в горах для вас все внезапно. Внезапно погода меняется на шторм. Внезапно вы поняли, что не знаете, где находитесь. Внезапно в тумане не понимаете, где верх, а где низ. Внезапно стемнело, внезапно кончился чай в термосе и замерзла батарейка в фонарике. Внезапно сел телефон, а GPS унесли вниз. Такие истории случаются даже у людей, ходящих в горы десятки лет. Нельзя аккумулировать все эти риски на первой же вершине.

7. Когда ситуация начинает ухудшаться, она всегда ухудшается настолько стремительно, что логика вырубается, а на рефлексах у индивидуума получается всегда плохо. Сесть и замерзнуть - самое очевидное из решений в тот момент. Пройти мимо непонятного чела, он не из нашей вроде группы. Не связаться веревкой, потому что варежки снимать холодно, а идти осталось 15 минут. Поэтому:

8. В горах нельзя ходить несработанной группой, а в коммерческих группах это правило нарушается сразу. Вы не группа, а набор незнакомцев разной степени успешности, амбициозности, а иногда, извините, и е***утости. Если вы катались большой компанией в горах, вспомните - вас наверняка больше всего бесили два ваших друга:
Первый, который вечно улетал вперед, потому что ему в кайф, и последний, который вечно ехал медленней всех. Так вот на высоте тем более не будет никакого консенсуса. А если гид хоть на капельку просядет из роли альфа-самца, что в сложной ситуации бывает, может начаться самый адский парад тараканов, живущих в головах еще недавно приятных интеллектуалов, который вы увидите только там, на высоте. Количество мнений как вам спастить, будет равно количеству участников. И всегда, всегда будет самый упоротый крепыш, который забьет на приказы, даже когда согласились все. Всегда. Эти прелести социума нужно поймать на другой вершине, прежде чем идти на эту. Даже на очень простых маршрутах в неслаженных группах случаются катастрофы. У всех на слуху мистика перевала Дятлова, но есть более приземленный случай, когда на всесоюзном маршруте в Лаго-Наки в 1975 в сентябре из 53 человек из-за внезапного снегопада погиб 21, и тоже много женщин. Почитайте, классика развала группы из-за несложного триггера. Там же обратите внимания, как ведут себя некоторые особи мужского пола в критических ситуациях.

9. В коммерческой группе в большинстве случаев (я не про дорогих персональных гидов) будет слишком много участников, и мало гидов. Идеальная картина, когда 2 гида ведут 4-6 _никогда не бывавших на горе_ человек, в массовом туризме возможна только если ваши гиды хреновые коммерсанты и недобрали группу. Ну или тур стоил сильно выше 35 тысяч за вашу жизнь. А 20 человек с одним гидом - даже при идеальной погоде комбинация крайне стрёмная.

10. Смесь 8 и 9 пунктов дает самые катастрофические результаты в историях горных трагедий. Каждой массовой смерти всегда предшествовало по порядку: а) ЧП, б) последующий развал группы. В качестве еще одной классики рекомендую историю про группы Фишера, Холла и 5 (поправили меня тут спецы, про Букреева был не прав, извините, давно читал) трупов на Эвересте. Ну и раз этот пункт вызывает много споров, загуглите 2018 год в Альпах.

Как правильно? Записаться в местный альпклуб, сходить на безымянные для вашей инстаграмм-тусовки, но не менее потрясающие вершины высотой 2000-4000 метров, найти свою компанию для подъема и уже потом нанять гида и на Эльбрус. И всегда вовремя разворачиваться. Горы прекрасны.

На картинке — скорость ветра наверху в день трагедии В ПРОГНОЗЕ.

Трагедия на Эльбрусе. Взгляд участника спасов

Алексей Овчинников, Андрей Философов и Василий Журавлёв об Эльбрусе и не только

События на Эльбрусе 23-24 сентября глазами участника восхождения Дмитрия Долгова

Александр Одинцов об инструкторах в альпинизме. Повтор Эфира

Петиция об освобождении из-под стражи руководителя компании Elbrus Guide Дениса Алимова